что такое поливная керамика
Византийская поливная керамика в Северном Причерноморье
Г ородские центры Крымского полуострова эпохи Золотой Орды – Солхат, Судак, Каффа, Кырк-Ер, Чембало, Алустон, Херсонес и др. Являясь частью Средиземноморской торговой системы, они одновременно были ее северовосточной окраиной. Этот регион длительное время был связан с Византийской империей, частично входя в ее состав, частично поддерживая интенсивные торговые связи с ней. Это не могло не сказаться на многих аспектах материальной культуры этих центров, в том числе и на составе поливной керамики, используемой населением. Для изучения поздневизантийской поливной керамики значение материалов этого региона очень велико. Они позволяют существенно уточнить хронологию ее производства, поскольку многие городские центры в Северном Причерноморье существовали непродолжительное время.
Поскольку поливная керамика в различных регионах производилась примерно на одном технологическом уровне, то для ее классификации исследователю наиболее важно установить особенности изготовления поддона сосуда. В отличие от формы сосуда и элементов орнамента, которые могли копироваться по готовым образцам, техника изготовления поддона не копировалась. Эти навыки мастера гончары передавали от учителя к ученику. Византийские гончары для изготовления поддона использовали массивную заготовку, которую наклеивали на уже готовое изделие. В подошве будущего поддона выбиралась выемка, поверхность которой обычно хорошо заглаживалась мокрой рукой. Образовавшаяся полость имеет в сечении сегментовидную, реже трапециевидную со сглаженными контурами форму. На материалах Северо-Восточного Причерноморья (городище Азак) хорошо прослеживается постепенная эволюция профилировки поддона. Она идет от широкого низкого поддона с мелкой выемкой к более высокому и узкому поддону с более глубокой выемкой, затем выемка становится сложнопрофилированной, а вершина поддона становится заметно тоньше подошвы и, наконец, поддон превращается в низкую ножку с глубокой полостью.
Наиболее многочисленная в XIV в. в Северном Причерноморье керамика производства городов Юго-Восточного Крыма (Каффа, Солхат, Судак) имеет поддоны, изготовленные по разным технологическим схемам. Но ни разу не отмечены поддоны, изготовленные по византийскому образцу. Местные северопричерноморские мастера могли копировать особенности формы сосудов и отдельные орнаментальные элементы византийских образцов. Но никогда они не копировали технологию изготовления поддонов византийских мастеров. По технике изготовления поддона продукция византийских центров резко отличается от продукции гончарных мастерских не только Крыма, но и от изделий других центров Золотой Орды, Средней Азии и других регионов. Однако именно по этому признаку очень однородна византийская поливная керамика. На основании этих признаков на настоящий момент можно выделить шесть основных групп византийской поливной керамики середины XIII–XIV вв., поступавших в Северное Причерноморье из Византии.
К первой группе принадлежит значительная часть находок парадных блюд с сюжетными композициями из раскопок Херсонеса. Отдельные находки встречены при раскопках других крымских городов. Керамика отличается формовочной массой без видимых примесей и серо-коричневым цветом обжига. Глазурь нанесена тонким слоем и имеет очень характерный оливковый оттенок. Для расцветки орнамента использовались размытые пятна и полосы коричневого или зеленого цветов. Гравировка выполнена аккуратно тонкой неглубокой линией, а изображения изобилуют деталями. Среди сюжетов стоящие птицы, борющиеся животные (львы, змеи, фантастические существа), всадники-змееборцы. Наиболее известны большие блюда из раскопок слоя разрушений в Херсонесе. Однако наряду с этими широко известными вещами встречаются изделия более дешевые – чаши обычного размера с сильно стилизованным растительным орнаментом. Подобная керамика поступала в Северное Причерноморье не позднее конца XIII в. Но широкого распространения эта группа керамики не получила, очевидно, будучи дорогостоящей.
Вторая группа представляет собой хронологически первую группу византийской красноглиняной керамики, поступавшую в Северное Причерноморье в большом количестве. Формовочная масса красно-оранжевого цвета, полива интенсивножелтого, иногда оранжевого цвета. По форме это чаши на кольцевом поддоне с выделенным бортиком, имеющим разную профилировку. Орнаментация очень ограничена: это концентрические окружности в центре и под бортиком и одиночные волнистые линии, очень редко – сильно стилизованный растительный орнамент. Достаточно характерна роспись ангобом на внешней стороне бортика, как правило, в виде волнистой или зигзагообразной линии. В большом количестве эта керамика встречена на сельских поселениях Северного Приазовья, в наиболее ранних комплексах Азака, а также среди груза корабля, затонувшего в бухте Судака. Эта дешевая массовая продукция поступала в большом количестве в середине – третьей четверти XIII в. Но уже к концу XIII в. ее поступление полностью прекращается, причем в этот период она абсолютно преобладает среди поливной керамики, бытовавшей в Северном Причерноморье.
На таких сосуах встречено небольшое число орнаментальных элементов. Гравировка выполнялась очень небрежно: ширина и глубина линий сильно колеблется, линии не стыкуются между собой, часто перекрывают друг друга, линии штриховки выходят за пределы контуров основных изображений. Рисунок часто асимметричный, как следствие ошибок при его разметке. Посуда третьей группы представлена следующими видами: большие чаши, чаши, малые чаши и кубки, плоскодонные чашечки, блюда, блюдца. Начало импорта этой группы относится к концу или третьей четверти XIII в., окончание – примерно к середине XIV в. К концу первой четверти XIV в. она почти полностью вытесняет другую красноглиняную византийскую поливу. В этот период ее доля может достигать свыше 50% всей поливной керамики в комплексе.
Четвертая группа объединяет светлоглиняную керамику с примесью дресвы в формовочной массе. Керамика очень тонкостенна (3–4 мм) с четкими волнами от вытягивания. Часто изделия имеют двуцветный в изломе черепок – бежевый и розовый. Подавляющее большинство находок относится к двум видам кухонной посуды, покрытой глазурью, нанесенной по черепку на внутреннюю поверхность. 1 вид – горшки разнообразной профилировки и размеров с одной или двумя ручками, 2 вид – низкие котлы с четырьмя симметрично расположенными ручками. Достаточно характерна орнаментация в виде росписи вертикальными полосами ангоба. Сосуды этой группы поступали в Североное Причерноморье на протяжении почти всего золотоордынского периода, за исключением последней четверти XIV в. Пик ее импорта приходится на первую треть XIV в. В Крыму она отмечена в материалах из раскопок Чембало и окрестностей Херсона.
Пятая группа по сравнению с тремя предыдущими сравнительно малочисленна. Это явно более дорогостоящая по сравнению с ними посуда. Тем не менее, она проникала даже на сельские поселения. Черепок сосудов однородный, почти без видимых примесей, имеет кирпично-красный цвет, сравнительно толстый – 6–7 мм. Глазурь покрывает сосуды с обеих сторон. На внутренней поверхности глазурь нанесена по черепку, на внешней – по ангобу. Сосуды сплошь покрыты орнаментом сграффито. При этом в орнаментальных схемах присутствует ряд устойчивых элементов – «сельджукская цепь», «шахматная клетка», иногда со штриховкой, вертикальные или косые полосы, круглые спирали в 2–3 оборота, криволинейные заштрихованные треугольники и другое. Подавляющее большинство находок – кувшины. Изделия явно подражают металлической посуде, что хорошо заметно по наличию псевдозаклепок и фигурных налепов. Иногда ручка действительно крепилась на пробой и фиксировалась на внутренней стороне глиняной заклепкой. Исследователи связывают эту керамику с палеологовским стилем и влиянием латинских образцов. В Северном Причерноморье эта керамика широко распространена и поступает с конца XIII в. до 40-х годов XIV в.
Шестая группа – последняя по времени появления группа византийской керамики в Северном Причерноморье. Она отличается тонкостенностью сосудов – 3–4 мм. Ассортимент представлен чашами на низкой ножке, небольшими чашечками с сегментовидным туловом на низкой ножке, плоскодонными чашами колоколовидной и колоколовидной форм. Орнаментация изделий достаточно стандартна и тщательно выполнена. Причем с разными видами изделий связаны свои орнаментальные схемы. На маленьких питьевых чашечках на ножке встречаются изображения барса (льва), птицы, шахматный орнамент, монограммы, разнообразные розетки, реже человеческие фигуры. Отмечено изображение корабля. Колоколовидные чашечки на внешней стороне также имеют стандартный орнамент в виде лепестков цветка. На внутренней стороне монограммы, мелкие розетки, древо кипариса, редко брызги марганца. Сосуды большего размера встречаются крайне редко. Орнамент на них выполнен в той же стилистике, за исключением крупных колоколовидных чаш, которые все монохромны. В результате недавних исследований производство этой группы можно надежно связывать с Константинополем. Такая керамика начала поступать в Северное Причерноморье около середины XIV в., практически одновременно с исчезновением почти всех других групп византийской поливы. Число находок невелико, но их география очень широка. Время прекращения их поступления установить сложнее. Во всяком случае, она поступала до самого конца XIV в.
Византийская керамика в Северном Причерноморье золотоордынского периода составляет заметную долю керамического комплекса, количественно уступая только местному производству. Это была продукция, поступавшая на рынок большими партиями. Во второй половине XIII в. она доминировала абсолютно. С рубежа веков ее стала постепенно вытеснять продукция городов Юго-Восточного Крыма (Солхата, Каффы, Судака). За крайне редкими исключениями византийская поливная керамика не оказала никакого воздействия на местное производство ни в технологии, ни в формах сосудов, ни в стилистике орнаментации. Развитие местного производства происходило под воздействием иных влияний, о чем свидетельствует, в первую очередь, иная техника изготовления поддона. Исключением стали поливные кухонные горшки производства Азака, имитирующие по форме византийские образцы. Причем в этом случае можно говорить о том, что местное производство не вытеснило византийскую керамику, а попыталось заместить его после прекращения импорта.
Глазурь (полива)
Постепенно обваривание (в квасной гуще, молочной сыворотке и т.п.) стало применяться все реже и реже. Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла — так называемой глазурью, или поливой. Под тончайшим слоем глазури краски и ангобы становятся более сочными и яркими, а само изделие приобретает более нарядный вид. Для получения самой простой и доступной глазури обычно используют толченое бутылочное стекло. Предварительное дробление стекла выполняют следующим образом. Осколки бутылки нагревают на огне, а затем бросают в посудину с холодной водой. От резкого изменения температуры стекло покрывается множеством мельчайших трещин. Достаточно слегка постучать по нему каким-либо металлическим предметом, чтобы оно рассыпалось на мелкие осколки.
Осколки стекла толкут в ступке или в какой-нибудь металлической посудине с толстыми стенками (рис. 73). Можно растолочь стекло и в обычной консервной банке, только на ее дно нужно положить какой-нибудь массивный круг. Возможен и другой вариант: на дно банки кладут куски свинца, которые в ней же и расплавляют. Слой расплавленного свинца должен быть не менее 1 см. Застывший свинец будет служить в качестве наковаленки. Толочь стеклянный бой нужно очень осторожно, обязательно в рукавицах и в защитных очках. Чтобы стекло не разлеталось при ударах, на ступку и пест надевают полиэтиленовый пакет. Ступку ставят на торец массивного кряжа или на тяжелую стальную плиту. Толочь стекло нужно до тех пор, пока оно не станет белым, как мука. Толченое стекло нужно просеять через сито из капроновой ткани (например, от старого чулка). Для обечайки сита подойдет консервная банка с низкими стенками. Постоянно помешивая, стеклянный порошок высыпают медленно в посуду с жидким крахмальным клейстером (вместо клейстера можно использовать слабый раствор силикатного, канцелярского клея). Как только клей приобретет консистенцию жидкой сметаны, глазурь готова к употреблению.
Глазуровать можно как нерасписанные (терракотовые) изделия, так и расписанные подглазурными красками и ангобами.
Предназначенные для глазурования керамические изделия тщательно очищают, удаляя широкой кистью или щеткой пыль, снимая всевозможные загрязнения и жировые пятна. Там, куда каким-то образом попадает грязь или жир, глазурь во время обжига отслоится.
Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посудиной за румпу или же устанавливают на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки (рис. 74). Для глазурования внутренних стенок посуду примерно на четверть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние участки. Оставшуюся поливу выливают в таз и уже кружкой обливают посудину снаружи. Обычно крынку обливают только до половины (рис. 75). Мелкие вещицы, например свистульки, окунают в глазурь, держа их за пищик. Поэтому эта часть у готовой свистульки обычно глазурью не покрыта (рис. 76). Чтобы на отдельных участках керамического изделия не образовались толстые наслоения, их стараются полить быстро и равномерно.
Влага из глазури почти мгновенно впитывается в поры глины, а на поверхности остается удерживаемый клеем тонкий матовый слой порошкового стекла.
Есть и другие способы нанесения стеклянного порошка на глиняное изделие. Так, например, некоторые гончары покрывают сосуды тонким слоем мучного или крахмального клейстера, а иногда и силикатного клея и тут же через сито припорашивают поверхность стеклянным порошком. Небольшие изделия просто обваливают в порошке, а затем легким постукиванием по донышку стряхивают его излишки. Наряду с бесцветной широко используется цветная прозрачная глазурь. Ею обычно покрывают изделия, декорированные рельефными изображениями, тиснением и гравировкой.
Цвет глазури
Наряду с «муравлеными» (зелеными) применяли «цениные» (синие) изразцы, которые покрывались зеленой и синей глазурью. Собираясь в углублениях более толстым слоем, чем на выпуклых частях, глазурь как бы темнеет, а рельеф становится более выразительным.
Для подкрашивания глазури, так же, как и для ангобов, используют оксиды хрома, дающие зеленый цвет, меди — бирюзовый, кобальта — синий и железа — желтый и красно-коричневый.
После того как глазурь высохнет, изделия обжигают. При высокой температуре клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и тонким слоем покрывают керамическое изделие. Чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.
Имитация глазури
Если керамическое изделие не будет постоянно соприкасаться с жидкостями, а также подвергаться действию высокой температуры, то глазурь вполне допустимо имитировать. Внешне она мало чем будет отличаться от настоящей, к тому же надежно защитит керамику от пыли и грязи. «Глазуровать» можно изделия, декорированные налепным рельефом, резьбой, гравировкой, расписанные масляными красками, темперой, гуашью, текстильными и растительными красителями. В качестве «глазури» используется бесцветный мебельный нитролак НЦ-222 и лак с золотистым оттенком НЦ-228. На крупные изделия лак наносят пульверизатором или кистью. Мелкие предметы, например всевозможные украшения просто опускают в лак на несколько секунд. Чтобы усилить блеск, лак после подсыхания наносится на поверхность изделия два-три раза очень тонкими слоями.
Чтобы получить цветную «глазурь», лак можно подкрасить пастой из шариковой авторучки. Добавив в нитролак зеленую пасту, имитируют зеленую глазурь «мураву».
Если глазурь необходимо нанести на печные изразцы, то вместо нитролака лучше использовать мебельный масляный лак. Он хорошо выдерживает высокую температуру, возникающую во время топки на облицовке печи. Такой лак можно подкрасить масляными красками.
Вместо глазури можно использовать силикатный клей (жидкое стекло), который дает на изразцах очень прочную и стойкую пленку. Силикатный клей можно подкрашивать акварельными красками и цветной тушью.
Здравствуйте! Если развести жидкое стекло водой и пропитать обожженное изделие, это ведь не должно быть токсично при взаимодействии с пищей? Без сертификатов, чисто теоретически)
Поливная керамика лезгин
На фотографии глиняный водоносный кувшин, изготовленный испикским мастером Умасалимой Дадашевой в селе Испик в 1950 году. Техника: керамика поливная и роспись. Лезгинское название такого рода водоносного кувшина «Квар». Обратите внимание на саму роспись. Использованы приемы кистевой росписи. Основываются они на традиционных способах нанесения белого ангоба на красновато-коричневую поверхность черепка. На ранних этапах этой техники на черепок наносился слой белого ангоба, по которому процарапывались различные узоры. Затем изделие покрывалось прозрачной поливой, подцвеченной широкими мазками обычно в зеленый цвет. Затекая в углубления, полива контрастно выделяла узор. На данном кувшине же применена другая испикская техника, получившая широкое распространение в XVIII—XIX вв., которая состоит в нанесении белой ангобной росписи на природный терракотовый цвет черепка.
В небольших изделиях посудной группы села Испик чаще всего композиция узора строится на геометрической основе. Горизонтальные белые полосы наносятся на станке при вращении изделия, промежутки между ними заполняются зигзагообразными линиями, мазками, нанесенными по диагонали, треугольниками. В орнамент вкрапливаются солярные розетки в виде звезд, колеса со спицами, линии, расходящиеся от центра. Все эти мотивы чрезвычайно распространены в резном дереве, гравированной меди, камне и других видах декоративного искусства лезгин.
Аманат яз хуьзва за
Багьа ядигар,
Нек1един чар юзурдай
Кьенч1ин яру квар.
Къе зани а кварцелай
Вахчузва дуьдгъвер,
Багъишзавай гьакъисагъ
Зегьметди бегьер.
Юзурдайла ацукьна,
К1ват1 жеда кифлет,
Кварцик чпин пай кутун
Хьанвайбур хесет.
Гьатда к1вале манидин
Рик1из хуш аваз,
Квар вегьейла мет1ел кьаз
Бадед чирай заз:
«Нехирар хьуй калеркай,
Хиперкай суьруь,
Зи гафари темпелдиз,
Авурай регъуь.
Хкяйнек1ед къафунар,
Мукашни ниси,
Бул хьуй къаймах гет1ейра
Нек1един фири.
Ац1анват1ан суьрсетрив
Базарар пара,
Гьикьван, гьикьван дадлуда
Давугъад хап1а!
Элец1тавуй биц1екар,
Квар, куьмекдиз ша!
Гузанариз лавашар
Чразва хьра.
Кьегьалар яз ч1ехи хьухь
Алакьдай крар,
Тада за квез савкьват яз
Зи бадедин квар».
Анжах са кар аян я,
Заз хуьзвай и квар
Амукьдат1а юзурдай
Ч1ем ник1един чар?…
(Шаир: Джарият Магомедова)
Автор статьи: Шери Пашаева
На фото: «КВАР». Лезгинский водоносный кувшин.
Керамика поливная. Роспись.
Мастер: Умасалима Дадашева.
Село Испик. 1950 год
Макарова Т.И. О происхождении поливной посуды на Руси
Среди однородной поливной посуды древнерусских городов выделяется компактная группа, отличающаяся устойчивым единством признаков. Это — посуда с белым, реже розоватым, цветом глины в изломе. Самой характерной ее чертой является ярко-зеленая непрозрачная полива, лежащая на черепке плотным слоем; самый типичный орнамент — густая волна, проведенная пяти-шестирядной гребенкой; самая распространенная форма — горшок или кувшин с широким округлым валиком у шейки. Ряд стратиграфических наблюдений позволяет считать ее наиболее ранней группой русской поливной посуды и относить к рубежу X—XI вв. Единство признаков этой посуды может свидетельствовать о единой производственной базе, на которой оно сложилось. Настоящая заметка посвящена выявлению этой производственной базы.
Белоглиняная поливная керамика с ярко-зеленой поливой известна по находкам в Киеве, Чернигове, Любече, Вышгороде, Городске, в с. Волосском Днепропетровской области и других местах. Общее число находок ее в настоящее время не превышает 50 фрагментов.
Рассмотрим находки этой керамики в разных городах более подробно 1 :
Обломок стенки сосуда со следами ручки с внешней зеленой поливой. По типу глины, а также по составу и внешнему виду поливы этот фрагмент принадлежит к типичным образцам посуды описываемой группы. Некоторое своеобразие его заключается в лучшем размешивании глины, чем у других образцов. Он найден вместе со стеклянным браком в горне № 1 во время раскопок В. А. Богусевича в Киевской лавре.
2. Стенка сосуда светло-розовой глины с внешней плотной ярко-зеленой поливой. Орнамент нанесен по сырой глине многорядной гребенкой и, несколько ниже, плоской палочкой. Фрагмент найден М. К. Каргером
при раскопках храма на Кудрявце в 1947 г. (двор Художественного института в Киеве). Обломки очень близких к нему сосудов обнаружены в ряде других мест: в Чернигове, Любече, Вышгороде, Городске и Мстиславле.
3. Стенка кувшина ярко-зеленой поливы с орнаментом, проведенным трехрядной гребенкой. Полосы волны чередуются с линейными полосами (рис. 1, 1). Найдена в Чернигове.
4. Стенка кувшина с густой шестирядной волной, заключенной между двумя полосами, проведенными той же гребенкой. Полива ярко-зеленая, плотная. Найдена в Любече.
5. Стенка кувшина с пятирядной густой волной, проведенной гребенкой. Полива двусторонняя, ярко-зеленая (рис. 1,2). Найдена в Вышгороде.
6. Стенка кувшина с внешней зеленой поливой и с шестирядной волной, проведенной гребенкой (рис. 1,5). Найдена в Городске.
Все эти фрагменты весьма похожи по общему облику, а также деталями. По способу орнаментации, вытекающему из свойства самого теста, глина замешивалась довольно жидко, поэтому линии рисунка быстро заплывали, под кроющей поливой орнамент кажется едва углубленным, а поэтому иногда слабо заметным.
Некоторое своеобразие составляет орнамент елочкой или точками на некоторых образцах, во всем остальном аналогичных описанным выше. Обломки подобных сосудов встречены в Городске и в с. Волосском Днепропетровской области.
7. Стенка кувшина, найденная в Городске, с валиком, орнаментированным ломаной линией и небрежным орнаментом в виде елочки. Полива плотная, непрозрачная, зеленая (рис. 1,4).
8. Обломок стенки сосуда из белой глины с орнаментом, проведенным гребенкой. Он состоит из четырехрядной ленты и идущих от нее вверх и вниз отростков (рис. 1, 5).
Судя по профилю описанных фрагментов, все они принадлежат большим кувшинам. Некоторое представление об их форме дают единичные находки частей горла и ручек. Они позволяют восстановить очень близкие по типу сосуды, несмотря на географическую отдаленность пунктов, где образцы были найдены. Речь идет о находках в Любече, Городске.
Рис. 1. Обломки сосудов белой глины с яркой зеленой поливой из Чернигова, Любеча, Городска, Сокольцов на Буге и с. Волосского Днепропетровской области
9. Обломок кувшина с округлым валиком (шириной около 1 см) у горла. Полива плотная, яркая, с мелким цеком.
Следует отметить, что цек (сетка мелких трещин) на поливе этой группы встречается часто. Он является результатом различного коэффициента расширения черепка и поливы и никакого декоративного значения, конечно, не имеет.
Валик на кувшинах не имеет никакого практического назначения. Его нужно рассматривать как подражание в глине формам металлических кувшинов, где валик играет техническую роль, скрывая место соединения горла с туловам. У этих кувшинов имеются характерные по форме массивные граненые ручки; две найдены в Любече, одна — в Городске.
10. Обломок шестигранной ручки, покрытой плотной ярко-зеленой поливой. Фрагмент аналогичной ручки найден в Любече.
11. Обломок восьмигранной ручки с плотной ярко-зеленой поливой. Найден в Городске.
К описываемой группе посуды с зеленой поливой относятся горшки обычной формы с линейньим или волнистым орнаментом. Они встречены в Киеве, Чернигове и Любече. Возможно, что часть трудно определимых обломков из других мест принадлежала тоже горшкам.
12. Днище миниатюрного горшочка с двусторонней плотной ярко-зеленой поливой. Найдено в Киеве на Кудрявце.
13. Горшочек (высота 7 см, диаметр 11,4 см) с двусторонней плотной ярко-зеленой поливой и с линейным орнаментом из Чернигова (рис. 1,5).
14. Горшочек (диаметр 12 см) с ручкой, с двусторонней плотной поливой и линейным орнаментом (рис. 1,5). В Любече найдены два таких сосуда.
Наконец, к этой же группе посуды следует отнести единичные находки сосудов, покрытых той же плотной непрозрачной зеленой поливой с надглазурной росписью поливой другого тона. Два таких фрагмента были найдены во время раскопок в Воинской Гребле в 1956—1957 гг.
15. Обломок стенки сосуда из белой глины с двусторонней глухой зеленой поливой с надглазурной росписью ярко-желтой поливой в виде небрежной зигзагообразной линии.
16. Обломок сосуда из белой глины с двусторонней непрозрачной зеленой поливой. На внутренней стороне — небрежная волнистая линия, проведенная желтой поливой. Оба фрагмента ничем не отличаются от описанной выше посуды, кроме наличия надглазурной росписи.
Византийские кувшины с зеленой поливой ничем не напоминают по форме кувшины, находимые в древнерусских городах (рис. 2,3). Самый распространенный тип византийской посуды с зеленой поливой — большие открытые блюда со своеобразным венчиком — совсем не были известны на Руси. Совершенно не похожа на русскую непрозрачную поливу жидкая пятнистая прозрачная полива византийской посуды. Однако те же петрографические и спектральные анализы показали, что русская поливная посуда с зеленой поливой близка, а в ряде случаев идентична византийской посуде из белой глины как по способу приготовления теста, так и по рецептуре поливы. Своеобразие русской поливы составляет только ее непрозрачность, что обусловливается повышенным содержанием окиси олова; византийская полива всегда прозрачна.
Чем же можно объяснить общность технологии при отсутствии каких-либо общих черт в облике выпускаемой продукции? Ее можно объяснить только общностью технологии разных отраслей стекольного производства, складывавшихся на Руси в этот период при непосредственном участии греческих мастеров.
Применение спектрального анализа для исследования большого числа стеклянных изделий позволило Ю. Л. Щаповой вещественно уловить продукцию греко-киевской мастерской, работавшей в Киеве во времена Ярослава. Она также предполагает возможность обучения стеклоделию в смальтоварных мастерских Киева.
Рис. 2. Кувшин белой глины с зеленой поливой из Византии. Найден в слое X в. в Тмутаракани
Рис. 3. Обломки блюда и кувшина белой глины с зеленой поливой из Византии. Найдены в слоях X в. в Тмутаракани
Суммируем выводы, которые позволяют нам сделать рассмотрение керамики этой группы:
1. Возникновение на Руси в конце X— начале XI в. поливной посуды связано с организацией мастерских по производству керамических украшений храмов.
2. По стилистическим особенностям производство поливной посуды было русским. Форма и орнаментация русских изделий не подражали византийским образцам.
3. К технологическому своеобразию русской поливной посуды следует отнести использование непрозрачной поливы и применение надглазурной росписи другого тона.
4. В технологии русской поливной посуды наблюдается воздействие греческого стеклоделия, что характерно для всего стекольного производства Руси.
5. Производство поливной посуды в конце X — начале XI в. на Руси не было рассчитано на широкий спрос. Оно возникало лишь в некоторых городах, а там, где возникало, было не самостоятельным, а побочным при производстве архитектурной керамики.
6. Смешанный греко-русский состав мастерских, производивших различные декоративные материалы для украшения храмов, очень наглядно виден на производимой этими мастерскими поливной посуде, русской по облику и греческой по рецептуре.