что такое политический менеджмент

Политический менеджмент, его сущность, концепции и функции

Понятие политического менеджмента

Политическим менеджментом называют один из видов управленческой деятельности в государственной либо политической организации, непосредственно не связанной с принятием непременных правил и норм и использованием монополии на «легитимное насилие».

Управленец в сфере политики оказывает влияние на политический процесс и действующих лиц и использует для этого манипулятивные технологии воздействия. Смысл данных технологий заключается в оказании влияния на установки, мотивы, ценностные ориентации, которые побуждают действующие лица (акторов) совершать то или иное действие без принуждения извне.

Функции политического менеджмента

Политический менеджер реализует перечень функций, среди которых можно определить такие:

В случае эффективности политических решений, происходит удовлетворение большей части населения, что приводит к повышению легитимности режима, обеспечению стабильности в социуме.

Однако если же реагирующая способность политической системы является низкой, то возрастает объем требований в следствие чего усиливаются общественное недовольство и протестные настроения.

Стоит отметить, что политические решения в качестве процесса определения значимых для общества целей, выявления способов их достижения с помощью применения политической власти касаются осуществления стратегически значимых проблем, а не краткосрочных интересов. Таким образом, их реализация связана с применением и перераспределением ощутимого объема ресурсов.

Успешная реализация описанных функций по предоставлению товаров и услуг в политическом пространстве имеет связь с разнообразными видами деятельности в рамках политического менеджмента:

Управление политическими коммуникациями

Для эффективной реализации данных форм политической деятельности, менеджер должен обладать обширными знаниями и компетенциями по управлению политическими коммуникациями.

Прежде всего, нужно осознавать природу политического поведения. Для того чтобы на профессиональном уровне предоставлять услуги в сфере политического анализа, консалтинга либо политического рекрутинга, менеджеру стоит знать поведенческую природу человека в политике.

Условно поведение человека в политике можно представить в качестве нескончаемого процесса принятия решений в зависимости от тех либо иных факторов. Структурно-функциональная парадигма, берущая своя начало в теориях М. Вебера и Т. Парсонса, гласит о том, что выбор того или иного решения всегда будет соотноситься с их целями, ценностями, традициями либо аффектом.

Согласно степени осознанности политических действий, принято определять такие типы политических решений, основывающиеся на: эффективности, традиционности, целерациональности и ценностной ориентированности.

Ключевыми составляющими (структурами) политического действия признаются: субъект; ситуация, в рамках которой он совершает действие; его ориентация. Выбор решения обусловлен принципом полезности.

Другое трактование политического поведения нашло свое отражение в концепции двух шкал – шкалы интересов и шкалы возможностей. На одной шкале отмечаются любое состояние мира, любой выбор человека, государства, оцениваемые по принципу пользы либо вреда для субъекта, исходя от того, в какой мере их течение соответствует интересам субъектов.

На другой шкале наносятся варианты развития событий, исходя от уровня вероятности их возникновения. Таким образом, субъект заинтересован в наступлении определенных ситуаций, которые бы соответствовали его интересам, но он должен свои желания соизмерять с возможностями своего влияния на их ход.

Процесс принятия решений в соответствии с данной парадигмой – это соотнесение целей и издержек, затрат на их реализацию.

Концепция сценарного анализа делает акцент внимания на роли стратегических целей в выборе модели поведения, иногда забывая об изменчивости условий их осуществления, необходимости корреляции данных целей. Наиболее близкая к данному подходу нормативная парадигма, которая исходит из рациональной природы процесса принятия решений, важной роли правил, процедур и институтов в принятии и обеспечении принятых решений.

В то же время стоит отметить, что политическое поведение нельзя считать рациональным актом. На него оказывают влияние личные качества правящей элиты, субъективные представления и предпочтения, межличностные связи, опыт, интуиция менеджеров. Все описанные выше факторы принимает во внимание так называемая бихевиористская парадигма.

Кроме того, нужно знать, каким образом принимается то или иное политическое решение. Политикой называют властную деятельность по распределению ресурсов, которая сводится к принятию решения.

Например, для предоставления консалтинговых услуг по решению конфликтных ситуаций или проблемных моментов, управленцу стоит знать, что принимаемые решения можно разделить на решения, принимаемые в условиях:

В то же время похожую классификацию в полной мере можно использовать относительно любого типа решения –так как она не отображает специфики непосредственно решений политических. В связи с этим, для политических решений нужны собственные рубрикаторы.

Политические решения

Одна из наиболее популярных типологий политических решений была описана в произведении американского ученого Р. Макридиса «Изучение сравнительного правительства». В этом труде автор обозначил три типа политических решений:

В стране, имеющей унитарное федеративное устройство, будет только два уровня интеграции интересов – центральный и местный, а большое число решений других субъектов политического процесса (граждане, партии) подвергнется игнорированию.

Источник

Политический менеджмент

Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:

1. Укрепление авторитета государственного или политического деятеля.

2. Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.

3. Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.

4. Формирование электоральных предпочтений населения.

5. Организация политических союзов, блоков.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

8. Мобилизация масс для политической поддержки.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Он должен не принуждать, а побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т. д.

В соответствии с решаемыми задачами можно выделить следующие виды политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг, или создание имиджа, образа государственного, политического, партийного деятеля, привлекательного для широких масс.

2. Корпоративный политический имиджмейкинг, или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии.

3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании.

4. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов.

5. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе.

6. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Решение задач в рамках каждого вида политического менеджмента требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты.

Такое функциональное разделение труда, подчеркнем, характерно для всех видов политического менеджмента. В его основе лежит сложность решаемых субъектом управления задач. А главным итогом этой функциональной дифференциации стало появление специалистов, исполняющих узкие функциональные обязанности в рамках политико-технологического управления и обладающих для этого соответствующими знаниями, навыками и умениями.

Выделение особых видов профессий дало основание для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием принято выделять следующие виды политического менеджмента:

– аналитическое обеспечение политических кампаний;

– политический PR (пиар, public relations) как информационное обеспечение политических кампаний;

– имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения;

– спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика;

– организация и проведение массовых политических акций.

Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые профессии – ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

Высокий уровень персонификации политических отношений в современной России определил в числе основных направлений политического менеджмента исследование и проектирование имиджа политического субъекта, т. е. то, что чаще всего понимается под предметом политического консалтинга.Политическое консультирование – это отношения между, с одной стороны, субъектами политики – политическими лидерами, активными участниками политического процесса, с другой – политическими консультантами, специалистами по анализу политических явлений и процессов, возникающие в силу желания одних получить услуги по анализу ситуации и возможности других эти услуги оказать. Разновидностями политического консультирования являются:

1) информационно-аналитическая работа (деятельность эксперта-аналитика),предполагающая владение методами сбора и обработки информации (контент-анализ СМИ, наблюдение, анкетный и экспертный опросы, компьютерные программы обработки информации и др.);

2) создание имиджа политика (партии) – имиджмейкерство. Его цель заключается в разработке технологий формирования имиджа, т. е. в выявлении наиболее сильных качеств политика, определении целевых аудиторий и каналов воздействия на них для возникновения у избирателя потребности в данном лидере. Под имиджем понимают образ политика (партии), формируемый в массовом сознании, а также впечатление от этого образа, сло­жившееся у окружения. Составляющих имиджа множество, среди них можно назвать политическую позицию, социальное положение и происхождение, интеллект, волю, поведение, общение, внешний вид, голос и физические качества;

что такое политический менеджмент. edugr4. что такое политический менеджмент фото. что такое политический менеджмент-edugr4. картинка что такое политический менеджмент. картинка edugr4. Политическим менеджментом называют один из видов управленческой деятельности в государственной либо политической организации, непосредственно не связанной с принятием непременных правил и норм и использованием монополии на «легитимное насилие».

3) технологии написания политических речей и искусство ведения политических дискуссий – спичрайтерство. Так как в настоящее время, особенно на Западе, ведущей формой предвыборной борьбы признаются дебаты (теледебаты), владение политической риторикой считается необходимым качеством публичного политика. Поэтому услуги специалиста-спичрайтера весьма востребованы и высоко оцениваются.

Тесно связана с политическим консультированием, хотя и занимает особое место, деятельность пиармена. Паблик рилейшнз это совокупность методов и техник, используемых группами (компаниями, партиями, государством) и специальными группами по интересам для создания климата доверия среди персонала и публики с целью поддержать их деятельность и способствовать их развитию. Таким образом, PR – это, с одной стороны, управленческая деятельность, с другой – бизнес.

В современной политике важную роль играет электоральный PR, посредством которого осуществляется избирательная кампания кандидата, прежде всего путем воздействия на общественное сознание через средства массовой коммуникации (пресса, телевидение и др.), в том числе путем создания и активного распространения политической рекламы. Технология формирования политической рекламы включает образную подачу политической проблемы в СМИ, интенсивность появления соответствующих образов, использование ведущих каналов воздействия и т. п.

Еще одна составляющая прикладной политологии – политический маркетинг.Он представляет собой определенную концепцию практической политики и управления, снабженную совокупностью технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, набором отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений с целью реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата.

Политический маркетинг включает в себя три этапа: первый – всесторонний анализ политической ситуации с использованием опросов общественного мнения; второй – выбор стратегии и тактики избирательной кампании с привлечением различных СМИ и учетом национальной (региональной) специфики электората; третий – «продажа» кандидата, т. е. комплекс мероприятий по достижению успеха на выборах. Помимо электоральногомаркетинга, о котором говорилось выше, существует еще одна разновидность политического маркетинга – политико-административный, отличающийся спецификой цели (она носит более глобальный характер, например необходимость реформирования политического управления) и природой продукта (в качестве такового будет выступать результат реформирования).

Политический мониторинг совокупность приемов и способов анализа политических событий, взятых в их динамике. Как правило, мониторинг предполагает отслеживание политической ситуации на протяжении длительного времени, включая выявление факторов, вызвавших ее. Важнейшие задачи исследователя заключаются в определении закономерностей развития событий и создании политического прогноза.

Политическое прогнозирование процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в реальной ситуации. Оно может быть оперативным (до 1 месяца), краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет), долгосрочным (до 15 лет) и сверхдолгосрочным (на период более 15 лет).

Выделяют следующие этапы политического прогнозирования:

1) предпрогнозную ориентацию;

2) сбор данных прогнозного фона;

3) разработку базовой модели;

4) построение поисковой модели;

5) создание нормативной модели;

6) оценку достоверности и точности прогноза;

7) выработку рекомендаций.

Несложно заметить, что перечисленные направления политиче­ского менеджмента тесным образом переплетены, так как имеют во многом тождественные предметные области, методологию и т.п. Вместе с тем они различаются и значительной самостоятельностью, акцентируя внимание исследователя на определенных аспектах действия политических субъектов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

28.Политический менеджмент

28 Вопрос «Политический менеджмент как теория и практика национального управления».

-Политический менеджмент – это особый вид управленческих отношений, в рамках которого решаются задачи повышения авторитета государственных деятелей и политических организаций, создания политических партий, проведения избирательных кампаний, лоббирования законопроектов, регулирования конфликтных ситуаций и т.д. Главной особенностью политического менеджмента является то, что субъект управления лишен права опереться на статусные ресурсы власти, использовать механизм легитимного насилия, он не может создавать общеобязательные нормы. В этой связи для политического менеджмента характерно использование особых приемов и способов решения управленческих задач, которые обычно называют политическими технологиями.

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

-политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

4. Политический брендинг (бренд – торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления – формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.

Первый из них – изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

Второй процесс – утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

Третий процесс – демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов правового государства вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и применения нелегитимных форм насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Четвертый процесс – введение всеобщего избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.

Пятый процесс – превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.

Итак, возрастание интереса к политическому менеджменту в ХХ в. было во многом обусловлено сужением рамок силового решения проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций.

Политический менеджмент позволяет решать следующие задачи:

укрепление авторитета государственного или политического деятеля.

создание привлекательного образа государственного учреждения политических партий, общественных организаций или группы давления.

расширение числа сторонников той или иной политической программы.

формирование электоральных предпочтений населения.

организация политических союзов и блоков.

влияние на политических оппонентов и противников в политических конфликтах.

оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

мобилизация масс для политической поддержки.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *