что такое полиритмия в музыке
Полиритмия
В. Н. Холопова.
Полезное
Смотреть что такое «Полиритмия» в других словарях:
полиритмия — полиритмия … Орфографический словарь-справочник
ПОЛИРИТМИЯ — (от поли. и ритм) в музыке одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (напр., соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространенная форма организации полиритмии полиметрия … Большой Энциклопедический словарь
полиритмия — сущ., кол во синонимов: 1 • полиметрия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Полиритмия — Полиритм: комбинирование триолей и восьмых нот Полиритмия использование в музыкальном произведении нескольких размеров (2/4, 3/4, 4/4, 13/8). Полиритмия имеет даже «свой» жанр в роке так именуемый математический рок. Композиции… … Википедия
полиритмия — и; ж. Муз. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. * * * полиритмия (от поли. и ритм) (муз.), одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (например, соединение бинарного деления длительностей с … Энциклопедический словарь
Полиритмия — (от Поли. и Ритм в музыке, сочетание в одновременности двух и более различных ритмических рисунков. П. в общем смысле слова объединение любых ритмических рисунков; такая П. является нормой многоголосия европейской музыки начиная от… … Большая советская энциклопедия
Полиритмия — ж. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
полиритмия — полиритмия, полиритмии, полиритмии, полиритмий, полиритмии, полиритмиям, полиритмию, полиритмии, полиритмией, полиритмиею, полиритмиями, полиритмии, полиритмиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
полиритмия — полиритм ия, и … Русский орфографический словарь
Основы полиритмии
Полиритмия — сочетание различных пульсаций в рамках одного метра(размера). Также полиритмия характеризуется как отсутствие единой мельчайшей длительности (например восьмая или шестнадцатая) в рамках определенного размера.
Явление полиритмии встречается как в академической,так и в народной музыке. Считаю нужным уточнить различия между этими двумя типами полиритмии.
В академической музыке полиритмия всегда опирается на заданный размер и через определенные промежутки неравные фигуры совпадают. В народной музыке (например, в африканской или индийской) как правило сильные доли каждого ритма немного отстают или находятся ранее математической доли.
Явление полиритмии очень характерно для современной музыки. Основная джазовая пульсация «свинг» — это полиритмия. Поскольку в результате наложения свинговой триоли на ровный четвертной рисунок баса возникает ощущение классического размера 12/8. Тем не менее, основная задача джазового музыканта перебороть стремление к выравниванию размера и создать звучание приближенное к народной полиритмии.
Самый простой пример — это гимеола (один из самых распространенных вариантов полиритмии). Гемиола это наложение двухдольности на триольность. При чем гемиола можете создавать полиритм по отношению к заданной пульсации в том же голосе.
Сначала слух привыкает к трехдольной пульсации, которая затем с помощью смешения акцентов превращается в двух дольную. Однако слух по инерции воспринимает эту двух дольность в трехдольном размере в результате чего и возникает полиритмическое звучание. Тот же пример, но с сохранением размера в другом голосе:
Совмещение пульсации на 2 и 3 — самый простой и распространненый способ создания полиритмии. Возможно, например, наложение четвертных триолей на ровные четверти или восьмые:
Во втором такте образуется вид полиритмии 4 на 3.
Еще пример полиритмии 4 на 3
Четырехдольные акценты в триольной линии:
Также возможно обратное сочетание — наложение трехдольных акцентов на шестнадцатые:
Один из популярных в джазе приемов наложение четверти с точкой на 4хдольный метр:
Это наиболее простые типы полиритмов.
Более сложные варианты полиритмии образуются при сочетании пяти- и семидольных пульсаций.
Один из интереснейших примеров — это наложение пятидольных акцентов на триольную и 4хдольную пульсацию:
Обратите внимание, что и в том и другом размере совпадение долей происходит через количество тактов, равное выдерживаемой длительности(в нашем случае это 5).
Это важная закономерность полиритмии, которая основана на возможной обратимости любой полиритмии в аналогичную в другом метре. Пример с 16-ми можно записать как квинтоли или размер 5/16.
Практические приемы освоения полиритмических ритмов.
Некоторые полиритмы просты для освоения и восприятия, поскольку базируются на математическом совпадении долей и легко просчитываются (например, гемиола или 4 на 3). Другие же основаны на независимом восприятии каждого отдельного ритма и неделимы (например, септоли 16 на четвертные триоли). Для освоения любого типа полиритмии необходимо добиваться независимости (рук, рук и голоса, ног и рук и т.д в зависимости от инструмента).
Лучше всего здесь ориентироваться на певцов, которые играют на каком-либо инструменте. Часто можно увидеть или услышать как советуют просчитывать совпадение долей и и т.д.
Однако никому в голову не придет просчитывать при пении, на какой слог какой аккорд попадает.
Проще всего запомнить каждую партию в отдельности и довести до автоматизма, а затем начинать соединять. Как показывает практика, лучше всего соединять ритмы в полиритм в исходном или близком к исходному темпе. Если темп будет медленным, то слух начнет концентрироваться на совпадении долей и вся ритмика разрушиться. Поэтому главный принцип научиться слышать линии отдельно.
Полиритмия
Полиритмия — использование в музыкальном произведении нескольких размеров (2/4, 3/4, 4/4, 13/8). Полиритмия имеет даже «свой» жанр в роке — так именуемый математический рок. Композиции характеризируются динамичностью, сложностью исполнения, акцентом на инструментальную партию. Bitch Magnet, Rodan, Crain, The For Carnation, June of 44, Sonora Pine, Roadside Monument и Shipping News — группы, которые считаются основателями вышеупомянутого стиля. Ярким примером может служить песня Question группы System of a Down.
Содержание
Звуковые примеры
Триоли | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Половинные ноты | X | X | X | X | X | X | X | X |
Четвертные ноты | X | X | X | X | X | X | X | X |
Триоли | X | X | X | X | X | X |
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Полиритмия» в других словарях:
полиритмия — полиритмия … Орфографический словарь-справочник
ПОЛИРИТМИЯ — (от поли. и ритм) в музыке одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (напр., соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространенная форма организации полиритмии полиметрия … Большой Энциклопедический словарь
полиритмия — сущ., кол во синонимов: 1 • полиметрия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
полиритмия — и; ж. Муз. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. * * * полиритмия (от поли. и ритм) (муз.), одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (например, соединение бинарного деления длительностей с … Энциклопедический словарь
Полиритмия — (от Поли. и Ритм в музыке, сочетание в одновременности двух и более различных ритмических рисунков. П. в общем смысле слова объединение любых ритмических рисунков; такая П. является нормой многоголосия европейской музыки начиная от… … Большая советская энциклопедия
Полиритмия — (от греч. polus многий и ритм) сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков. П. в широком смысле объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе четвертные, в другом… … Музыкальная энциклопедия
Полиритмия — ж. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
полиритмия — полиритмия, полиритмии, полиритмии, полиритмий, полиритмии, полиритмиям, полиритмию, полиритмии, полиритмией, полиритмиею, полиритмиями, полиритмии, полиритмиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
полиритмия — полиритм ия, и … Русский орфографический словарь
Полиритмия
Смотреть что такое «Полиритмия» в других словарях:
полиритмия — полиритмия … Орфографический словарь-справочник
ПОЛИРИТМИЯ — (от поли. и ритм) в музыке одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (напр., соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространенная форма организации полиритмии полиметрия … Большой Энциклопедический словарь
полиритмия — сущ., кол во синонимов: 1 • полиметрия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Полиритмия — Полиритм: комбинирование триолей и восьмых нот Полиритмия использование в музыкальном произведении нескольких размеров (2/4, 3/4, 4/4, 13/8). Полиритмия имеет даже «свой» жанр в роке так именуемый математический рок. Композиции… … Википедия
полиритмия — и; ж. Муз. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. * * * полиритмия (от поли. и ритм) (муз.), одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (например, соединение бинарного деления длительностей с … Энциклопедический словарь
Полиритмия — (от греч. polus многий и ритм) сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков. П. в широком смысле объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе четвертные, в другом… … Музыкальная энциклопедия
Полиритмия — ж. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
полиритмия — полиритмия, полиритмии, полиритмии, полиритмий, полиритмии, полиритмиям, полиритмию, полиритмии, полиритмией, полиритмиею, полиритмиями, полиритмии, полиритмиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
полиритмия — полиритм ия, и … Русский орфографический словарь
Что такое полиритмия в музыке
Теперь давайте рассмотрим то, как это будет выглядеть на практике.
Пример 1. Полиритмия 4 к 3.
Здесь мы рассмотрим полиритмию 4 к 3 между малым барабаном и бас-бочкой. Хай-хэт в этот момент будет играть восьмыми. Чтобы было проще понять, начните мысленно отсчитывать шестнадцатыми нотами или включите метроном, чтобы он вам их отсчитывал. Затем, разложите отдельно партию малого барабана и партию бочки в рамках шестнадцатых нот. Малый барабан, начиная со второй доли, будет выпадать на каждую третью 16-ю ноту, вступая в первую долю. Бас-бочка будет выпадать на каждую четвёртую 16-ю. Теперь соедините их вместе и добавьте хай-хэт восьмыми нотами, и у вас получится полиритмия 4 к 3.
Пример 1.2. Здесь мы рассмотрим еще один вариант фразировки исходного полиритма. Теперь выделять каждые 3 ноты будет хай-хэт, а малый барабан и бочка будут исполнять разложенные 16-е.
Пример 1.3. Также можно применять полиритмию в рудиментах. Начните играть double stroke roll (дробь двойными ударами), затем добавьте акцент на каждую третью ноту и исполните это поверх четвертей на бас-бочке. В итоге у вас выйдет полиритмия 4 к 3.
Пример 2. Полиритмия 4 к 5.
Применяем аналогичный метод. Начните считать 16-ми 5/4, затем проиграйте первую ритмическую линию, потом вторую, далее – вместе. Бас-бочка будет выпадать на каждую 4-ю шестнадцатую ноту, а малый барабан – на каждую 5-ю. После того, как у вас начнет получаться играть все это вместе ровно, можете подключать хай-хэт.
Пример 2.1. Теперь поменяем малый барабан и бас-бочку, и мы увидим полиритм 5 к 4. Соответственно, здесь бас-бочка будет играть каждую пятую 16-ю, а малый барабан – каждую четвертую.
Пример 2.2. В данном варианте хай-хэт будет выделять группы по 5 нот, а 16-е будут разложены между малым барабаном и бас-бочкой. Сначала начните уверенно исполнять партии малого и бас-барабана, и уже затем добавляйте хай-хэт.
Пример 2.3. Здесь мы будем применять полиритм 5 к 4 в двойках. Начните играть четверти на бас-бочке и одновременно акцентируйте на малом барабане каждую пятую 16-ю.
Пример 3. Полиритмия 4 к 7.
Здесь необходимо не забывать отсчитывать 16-е, так как для фраз «на семь» характерен долгий период времени до пересечения.
Пример 3.1. Меняем партии малого и бас-барабана, в итоге выходит полиритмия 7 к 4.
Пример 3.2. Здесь необходимо поверх партий 16-х на малом барабане и бас-бочке выделять группы из семи нот на хай-хэте.
Пример 3.3. Завершаем полиритмом 4 к 7 в интерпретации с двойками.
В данной статье мы рассмотрели только несколько вариантов полиритмии из всевозможных других. Целью вышеперечисленных упражнений является помощь в развитии ваших навыков умения слышать и чувствовать взаимосвязь 2-х различных ритмов, исполняемых одновременно. Удачи в освоении полиритмов и создании собственных вариантов на их основе!