что такое полезность блага
Тема 4. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Полезность блага
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.
Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.
Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.
Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага (MU) с ростом его количества (Q):
В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
3) все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;
4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления.
2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность.
2. Потребительский выбор
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.
Условие равновесия потребителя:
где MUi – предельная полезность i-того блага;
Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:
Обозначим взвешенную предельную полезность через λ (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.
Полезность блага
Смотреть что такое «Полезность блага» в других словарях:
Полезность блага — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В XIX в. была выявлена закономерность потребления последней части какого–либо блага, обладающей убывающей полезностью для потребителя. При этом… … Словарь по экономической теории
Полезность (экономика) — Полезность блага или товара есть способность его удовлетворять какой нибудь человеческой потребности. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее … Википедия
Полезность — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
полезность — Удовлетворение потребностей, обеспечиваемое товаром или услугой. [http://www.lexikon.ru/dict/uprav/index.html] полезность (ITIL Service Strategy) Функциональность, предлагаемая продуктом или услугой для удовлетворения специфических потребностей.… … Справочник технического переводчика
Полезность — [utility] категория, применяемая для характеристики результатов, эффективности экономических решений или деятельности. Этому термину придается различный смысл в ряде областей знания: в экономике, социологии, психологии, в теории игр и др. В… … Экономико-математический словарь
ПОЛЕЗНОСТЬ — (utility) Синоним благосостояния (welfare) в отношении отдельного человека. Функция полезности показывает индивидуальное благосостояние как возрастающую функцию потребляемых благ и уменьшающуюся функцию различных типов выполненной работы.… … Экономический словарь
Блага — [goods] – обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые… … Экономико-математический словарь
блага — Обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые объекты,… … Справочник технического переводчика
Полезность — (utility) Субъективная польза, извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. В классической школе (Classical school) политической экономии полезностью называлась потребительная стоимость товара в противоположность его стоимости (value)… … Словарь бизнес-терминов
Полезность предельная — полезность, которую получает покупатель от потребления последней, дополнительной единицы какого либо блага, услуги, товара … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Полезность — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье поговорим о таком экономическом термине как полезность. Вы узнаете что это такое простыми словами и в чем основная суть полезности. Также познакомитесь с такими понятиями как обычная полезность, количественная полезность, общая и предельная полезности. Обо всем этом далее в статье.
Содержание статьи:
Что такое полезность?
Полезность — это термин в экономике, который означает полное удовлетворение, полученное от потребления товара или услуги. Экономические теории, основанные на рациональном выборе, обычно предполагают, что потребители будут стремиться максимизировать свою полезность. Важно понимать экономическую полезность товара или услуги, поскольку она напрямую влияет на спрос и, следовательно, на цену этого товара или услуги. На практике полезность потребителя невозможно измерить и определить количественно. Однако некоторые экономисты считают, что они могут косвенно оценить полезность экономического товара или услуги, используя различные модели.
Суть полезности
Определение полезности в экономике происходит от концепции полезности. Экономический товар приносит пользу в той степени, в которой он полезен для удовлетворения нужд или потребностей потребителя. Различные школы отличаются в том, как моделировать экономическую полезность и измерять полезность товара или услуги. Полезность в экономике впервые была придумана известным швейцарским математиком XVIII века Даниэлем Бернулли. С тех пор экономическая теория развивалась, что привело к появлению различных типов экономической полезности.
Ординалисткая (порядковая ) полезность
Ранние экономисты испанской схоластической традиции 1300-х и 1400-х годов описывали экономическую ценность товаров как проистекающую непосредственно из этого свойства полезности и основывали свои теории цен и денежных обменов. Эта концепция полезности не была количественной, а была качественной характеристикой экономического блага. Более поздние экономисты, особенно представители австрийской школы, развили эту идею в ординалистскую (порядковую/объективную) теорию полезности или идею о том, что индивиды могут упорядочивать или оценивать полезность различных дискретных единиц экономических благ.
Австрийский экономист Карл Менгер в своем открытии, известном как маргинальная революция, использовал этот тип структуры, чтобы помочь ему разрешить парадокс алмаз-вода, который раздражал многих прежних экономистов. Поскольку первые доступные единицы любого экономического блага будут использоваться для наиболее ценных целей, а последующие единицы — для менее ценных видов использования, эта порядковая теория полезности полезна для объяснения закона убывающей предельной полезности и фундаментальных экономических законов спроса и предложения.
Кардиналистская (количественная) полезность
Для Бернулли и других экономистов полезность моделируется как количественное (субъективное) или кардинальное свойство экономических благ, которые потребляет человек. Чтобы помочь в этом количественном измерении удовлетворенности, экономисты принимают единицу, известную как «утилита», для представления количества психологического удовлетворения, которое определенный товар или услуга создает для подгруппы людей в различных ситуациях. Концепция измеримой полезности позволяет рассматривать экономическую теорию и отношения с помощью математических символов и расчетов.
Однако он отделяет теорию экономической полезности от реальных наблюдений и опыта, поскольку «полезности» на самом деле нельзя наблюдать, измерять или сравнивать между различными экономическими благами или между людьми.
Если, например, человек считает, что кусок пиццы дает 10 утилит, а порция макарон дает 12 утилит, этот человек будет знать, что съесть макароны будет более полезным. Производители пиццы и макаронных изделий, зная, что средняя порция макаронных изделий дает два дополнительных продукта, поможет им установить цену на макароны немного выше, чем на пиццу.
Кроме того, полезность может уменьшаться по мере увеличения количества потребляемых продуктов или услуг. Первый кусок пиццы может принести 10 утилит, но по мере того, как будет потреблено больше пиццы, утилиты могут уменьшиться по мере того, как люди насытятся. Этот процесс поможет потребителям понять, как максимизировать их полезность, распределяя деньги между несколькими типами товаров и услуг, а также поможет компаниям понять, как структурировать многоуровневое ценообразование.
Экономическую полезность можно оценить, наблюдая за выбором потребителя между аналогичными товарами. Однако измерение полезности становится сложной задачей, поскольку между вариантами появляется все больше переменных или различий.
Определение общей полезности
Если полезность в экономике количественна и измерима, общая полезность (TU) определяется как сумма удовлетворения, которое человек может получить от потребления всех единиц определенного продукта или услуги. Используя приведенный выше пример, если человек может съесть только три ломтика пиццы, и первый кусок потребленной пиццы дает десять утилит, второй кусок потребленной пиццы дает восемь утилит, а третий ломтик дает две утилиты, общая полезность пиццы будет быть двадцать утилит.
Определение предельной полезности
Предельная полезность (MU) определяется как дополнительная полезность, полученная от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги или дополнительного (порядкового) использования, которое человек имеет для дополнительной единицы. Используя тот же пример, если экономическая полезность первого ломтика пиццы составляет десять утилит, а полезность второго ломтика — восемь утилит, MU поедания второго ломтика составляет восемь утилит. Если полезность третьего слайса равна двум утилитам, MU поедания этого третьего слайса составляет две утилиты. С точки зрения обычной полезности, человек может съесть первый кусок пиццы, поделиться вторым с соседом по комнате, сохранить третий кусок на завтрак и использовать четвертый как сэндвич.
Резюме
А на этом сегодня все про полезность в экономике. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Предельная полезность и закон убывающей предельной полезности. Примеры
Что такое общая и предельная полезность
Зачем нужна теория предельной полезности
Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом. Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам. Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.
Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Это и есть главный вопрос экономики как науки.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики.
Закон убывающей предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности гласит, что с ростом потребления блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется. То есть каждая новая единица блага приносит меньше удовлетворения, чем предыдущая.
Из закона убывающей предельной полезности следует, что продавцу придется снижать цену, чтобы убедить покупателя приобрести больше конкретного продукта. Именно поэтому в магазинах проводят акции «три по цене двух», а стиральный порошок в большой упаковке оказывается дешевле, чем такое же количество порошка в маленьких пачках.
В каких случаях закон убывающей предельной полезности не работает
Закон убывающей предельной полезности нельзя использовать с неоднородными единицами. Например, сравнивать предельную полезность большого и маленького яблока, вкусной и невкусной котлеты.
«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
Т.А.Фролова
Микроэкономика: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2006
Тема 4. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Полезность блага
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.
Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.
Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.
Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага (MU) с ростом его количества (Q):
В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
3) все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;
4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления.
2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность.
2. Потребительский выбор
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.
Условие равновесия потребителя:
где MUi – предельная полезность i-того блага;
Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:
Обозначим взвешенную предельную полезность через λ (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.