что такое полеты в строительстве
Жилье около аэропортов: что изменится в будущем?
Последнее время, когда речь заходит о правовых вопросах в девелопменте, самой обсуждаемой темой является введение эскроу-счетов и фактическая отмена долевого строительства. Однако, обсуждая эти вопросы, не следует забывать о не менее важных нововведениях, способных оказать серьезное влияние на рынок жилищного строительства. Едва ли не самое важное из них — законопроект Минтранса России, призванный усовершенствовать порядок установления и использования приаэродромных территорий.
Правило 30 км
Дискуссии вокруг статуса и размера приаэродромных территорий (ПАТ) в нашей стране ведутся давно. Изначально ПАТ было принято считать территории вокруг аэропорта в радиусе 30 км. Для этих зон был установлен особый режим использования, поэтому осуществлять строительство в этих границах можно было только по согласованию с Росавиацией. Однако, несмотря на действующие ограничения, объекты индивидуального жилищного строительства и крупные жилые комплексы то и дело возникали на этих территориях.
Неисполнение Федерального закона об использовании приаэродромной территории
Урегулировать ситуацию был призван Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», согласно которому каждый аэропорт должен был самостоятельно разработать проект ПАТ, согласовать его с местными властями и утвердить в Росавиации.
Было принято решение разделить ПАТ на семь зон, для каждой из которых действуют определенные ограничения и правила застройки. Так, например, в первой зоне допускается строительство объектов, предназначенных исключительно для обеспечения воздушного движения. Но наибольший интерес представляют территории, оказавшиеся в самой большой по площади седьмой зоне. В ее границах допускается жилищное строительство по согласованию с местными властями, Росавиацией и Роспотребнадзором при условии соблюдения дополнительных требований (например, действуют повышенные требования к шумоизоляции окон).
Согласно указанному закону аэропорты должны были утвердить проекты ПАТ к июлю 2018 года, однако даже на начало 2019 года из более чем 200 действующих аэропортов в стране такие проекты были приняты только в 10-ти. В сложной ситуации оказались аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга, которые вовсе не установили ни одной ПАТ. Они рассчитывали ПАТ согласно действующим нормам по уровню шумового воздействия, что в итоге вылилось в появление огромных земельных участков в седьмой зоне. Так, в Подмосковье их площадь варьируется от 200 до 300 га, а в совокупности на ПАТ приходится почти половина территории региона. Такое положение дел не устроило региональные власти и девелоперов, рассчитывающих на строительство жилых комплексов на этих территориях. Урегулировать ситуацию можно, перейдя на новые нормативы измерения уровня шума — отказаться от норматива по максимальному уровню шума и за основу взять нормативы по эквивалентному, среднему за сутки.
Уменьшение размера ПАТ
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» новый порядок установления ПАТ предполагает сокращение числа зон до шести, при этом седьмую зону можно выделить дополнительно до 2025 года. Документ призван ускорить принятие проектов ПАТ и, в частности, утвердить зоны, в границах которых в будущем не потребуется дополнительных согласований при строительстве и реконструкции объектов. Публичное обсуждение предлагаемых изменений предполагается провести до 2 октября 2019 г.
Аэропорты против
Противниками нового порядка выступают представители аэропортов. Причина очевидна: они не хотят лишиться территорий, которые в дальнейшем можно использовать для развития. Так, планы расширения аэропорта «Домодедово» с двух до восьми полос вполне могут натолкнуться на сложности, связанные с утверждением ПАТ.
Представители Росавиации предупреждают, что законопроект в существующем виде может привести к массовому строительству на приаэродромных территориях. Седьмую зону необходимо сохранить, в противном случае в будущем нельзя исключать жалобы жителей на шумы, а также негативное воздействие оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье людей и окружающую среду, что может повлечь за собой ограничение полетов.
Нет понимания, что делать с постройками, которые уже расположены на приаэродромных территориях. В седьмой зоне Шереметьево сегодня проживают более 900 тысяч человек. А что будет, если устанавливать границы по максимальному уровню шума? Если снести эти здания, руководствуясь существующим законодательством, размер компенсаций собственникам недвижимости может составить более 800 млрд руб.
Интересы девелоперов
Очевидно, что стороной, заинтересованной в утверждении нового порядка установления приаэродромных зон, являются девелоперы и местные власти. Если законопроект будет принят, они смогут получить доступ к перспективным земельным участкам в Подмосковье. Устранение существующих административных барьеров облегчит им жизнь. Нельзя отрицать, что масштабные проекты жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, дадут импульс развитию подмосковных городов и в целом нужны региону. Но в погоне за новыми площадками не стоит забывать о комфорте проживания и здоровье людей, которым предстоит жить по соседству с аэропортом.
Что такое полеты в строительстве
Обзор документа
Методические рекомендации по порядку согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 10 августа 2016 г.)
I. Общие положения
3. Участниками процедуры согласования строительства являются:
территориальный орган Росавиации, рассматривающий заявку о согласовании строительства;
4. Сведения о местонахождении территориальных органов Росавиации и графике их работы размещены на их интернет-сайтах и на интернет-сайте Росавиации.
II. Порядок согласования строительства
5. Согласование строительства осуществляют территориальные органы Росавиации на подконтрольной им территории на основании поступивших заявок по результатам предварительного рассмотрения материалов операторами аэродромов (в части статьи 46 ВК РФ) и организациями, осуществляющими обслуживание воздушного движения и эксплуатацию систем посадки, объектов радиолокации и радионавигации (в части статьи 47 ВК РФ).
6. Предварительное рассмотрение заявок на согласование строительства и прилагаемых к ним материалов заинтересованные организации проводят специально созданными для этой цели комиссиями по согласованию строительства объектов. Для операторов аэродромов в состав такой комиссии включаются представители заинтересованных служб и подразделений аэропорта, а также представители органов обслуживания воздушного движения, обеспечивающих полеты в районе аэродрома.
7. Результатом процедуры согласования строительства является заключение (письмо) территориального органа Росавиации:
о согласовании строительства;
об отказе в согласовании строительства.
8. Максимальный срок выполнения административных процедур по согласованию строительства составляет 30 календарных дней.
9. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в территориальный орган Росавиации для получения согласования строительства объекта:
1) заявка на согласование строительства, в которой указываются сведения об объекте строительства:
наименование объекта и/или его предназначение (жилое здание, производственное здание, спортивное сооружение, котельная, торговый комплекс, животноводческая ферма, свалка бытовых отходов, радиотрансляционная вышка, линия связи, линия электропитания и т.п.);
количество этажей (при наличии);
описание конструкции объекта с указанием материалов, из которых он построен (кирпич, бетон, металл и т.п.);
высота объекта относительно уровня земли;
абсолютная и относительная отметка наивысшей точки объекта;
расположение объекта относительно контрольной точки аэродрома или ближайшего населенного пункта либо другого ориентира;
геодезические координаты объекта в системах координат ПЗ-90.02 и WGS-84 (при наличии);
абсолютная высота поверхности земли в месте планируемого размещения объекта;
данные об источниках радио- и электромагнитных излучений (при наличии): тип источника, частота передачи, мощность передатчика, азимут излучения, класс излучения и его поляризация, координаты и высота подвеса антенны, наличие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;
характеристики линии электропередачи (при согласовании строительства высоковольтных линий, маршрутов электрического транспорта и т.д.): трасса прохождения линии, количество и высота опор, напряжение линии электропередачи;
дополнительные сведения (по решению заявителя).
2) схема расположения объекта на карте М 1:500 000;
3) схема объекта в плане (с указанием размеров объекта в горизонтальной плоскости);
4) другие документы, которые заявитель полагает целесообразным приложить к заявке на согласование строительства.
10. Заявка на согласование строительства может быть направлена по почте или доставлена заявителем непосредственно в территориальный орган Росавиации, а также подана в электронной форме на Интернет-сайт территориального органа Росавиации (при наличии на сайте формы для подачи заявки).
11. Заявка на согласование строительства оформляется в единственном экземпляре-подлиннике и подписывается заявителем.
12. Прилагаемые к заявке документы, необходимые для согласования строительства, представляются в территориальный орган Росавиации в двух экземплярах.
13. Должностным лицам территориальных органов Росавиации запрещается требовать от заявителя дополнительные документы, не предусмотренные пунктом 9 настоящих рекомендаций.
14. Не принимаются документы, если их текст написан неразборчиво, наименования юридических и юридических лиц указаны с сокращениями, местонахождение (почтовый адрес) заявителя не указано или указано неразборчиво или с сокращениями, не позволяющими его идентифицировать.
Не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
15. Взимание платы за проведение согласования строительства не предусмотрено.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения процедур по согласованию строительства
16. Согласование строительства включает в себя следующие административные процедуры:
прием заявки на согласование строительства;
направление заявки на согласование строительства и прилагаемых к ней документов для рассмотрения в заинтересованные организации;
рассмотрение заявки на согласование строительства заинтересованными организациями и подготовка ими заключений о возможности согласования строительства;
принятие решения и оформление заключения территориального органа Росавиации о согласовании строительства или заключения об отказе в согласовании объекта;
доведение информации о результатах согласования строительства до участников процедуры согласования.
Прием заявки на согласование строительства
17. Специалист, ответственный за прием заявки на согласование строительства, проверяет документы, удостоверяясь, что:
документы скреплены печатями, имеют надлежащие подписи заявителя;
комплект документов соответствует номенклатуре документов, указанной в пунктах 9 и 12, и не содержит замечаний, указанных в пункте 15 настоящих рекомендации.
18. При установлении факта отсутствия необходимых документов или наличия замечаний по представленным документам, специалист, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для проведения процедуры согласования строительства, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
19. В приеме заявки на согласование строительства отказывается, если комплект документов не соответствует перечню, определенному в пунктах 9 и 12, и не содержит замечаний, указанных в пункте 14 настоящих рекомендаций.
20. При отсутствии замечаний по заявке на согласование строительства, номенклатуре и качеству представленных документов заявка регистрируется специалистом, ответственным за делопроизводство, в день ее получения.
Направление заявки на согласование строительства для рассмотрения в заинтересованные организации
21. Специалист, ответственный за рассмотрение заявки на согласование строительства, готовит поручение руководителя территориального органа Росавиации о рассмотрении заявки и прилагаемых к ней документов и подготовке заключения о возможности согласования строительства в адрес руководителей заинтересованных организаций (или их филиалов на подконтрольной территориальному органу территории):
22. Заявка на согласование строительства и прилагаемые к ней документы направляются в адрес заинтересованных организаций по электронной почте с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет с досылкой по почте оригиналов или копий всех представленных заявителем документов.
Максимальный срок выполнения действия не должен превышать двух рабочих дней.
Рассмотрение заявки на согласование строительства заинтересованными организациями и подготовка заключений о возможности согласования строительства
23. Оператор аэродрома специально созданной комиссией по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории с привлечением специалистов органа обслуживания воздушного движения рассматривает поступившую заявку на согласование строительства с комплектом прилагаемых к ней документов.
24. По результатам работы комиссии, проведенного анализа представленных документов и оценки соответствия предполагаемого строительства требованиям нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов, а также отсутствия влияния планируемого к строительству объекта на работу средств радиотехнического обеспечения полетов заинтересованной организацией оформляется соответствующее заключение:
о возможности согласования строительства объекта;
о невозможности согласования строительства объекта (с мотивированным обоснованием).
25. Заключение заинтересованной организации оформляется в произвольной форме. В заключении указываются:
наименование и/или предназначение объекта;
расположение объекта относительно контрольной точки аэродрома или ближайшего населенного пункта либо другого ориентира;
основные характеристики объекта;
оценка влияния планируемого к строительству объекта на безопасность полетов и/или работу средств радиотехнического обеспечения полетов;
вывод о возможности или невозможности согласования строительства объекта;
максимально допустимые согласованные характеристики объекта и другие ограничения (при необходимости);
мотивированные причины отказа о возможности согласования со ссылками на нормативные документы, результаты расчетов и заключения специализированных организаций (при наличии).
Заключение подписывается руководителем заинтересованной организации или уполномоченным им лицом.
Продолжительность процедуры не должна превышать 14 календарных дней.
26. К заключению заинтересованной организации прикладываются копии заключений специализированных организаций (в случае, если такие организации привлекались для проведения оценки влияния планируемого к строительству объекта на обеспечение безопасности полетов воздушных судов и/или работу средств радиотехнического обеспечения полетов).
28. В случае получения обращения от заинтересованной организации с просьбой о продлении срока рассмотрения заявки на согласование строительства территориальный орган Росавиации извещает заявителя о продлении срока рассмотрения заявки и принятия решения по согласованию строительства.
Принятие решения и оформление заключения территориального органа Росавиации о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства
29. Порядок рассмотрения заявки на согласование строительства и подготовки проекта заключения о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства должностными лицами территориального органа Росавиации устанавливается руководителем данного территориального органа.
30. По результатам рассмотрения заявки на согласование строительства с комплектом прилагаемых к ней документов, а также заключений заинтересованных организации специалист, ответственный за рассмотрение заявки на согласование строительства, готовит проект заключения территориального органа о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства.
31. Срок действия заключения о согласовании строительства объекта составляет пять лет. В случае, если по окончании данного срока строительство объекта не завершено, заявитель направляет в территориальный орган новую заявку в соответствии с настоящими рекомендациями.
32. В заключении о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства указываются сведения:
наименование территориального органа Росавиации;
срок действия заключения (указывается только в заключении о согласовании строительства объекта);
наименование и/или предназначение объекта;
расположение объекта относительно контрольной точки аэродрома или ближайшего населенного пункта либо другого ориентира;
ссылки на заключения заинтересованных организации;
вывод по результатам рассмотрения заявки на согласование строительства;
максимально допустимые согласованные характеристики объекта (указываются при положительном решении о согласовании строительства);
причины отказа в согласовании строительства (указываются при отказе в согласовании строительства).
33. При отказе в согласовании строительства в заключении в обязательном порядке отражаются мотивированные причины такого отказа, в том числе приводятся ссылки на нормативные документы, результаты расчетов, заключения заинтересованных организаций и специализированных организаций и др.
34. Заключение о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства оформляется на бланке территориального органа Росавиации и подписывается руководителем территориального органа Росавиации.
Форма заключения о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства приведена в приложении 2 к настоящим рекомендациям.
Продолжительность процедуры не должна превышать трех рабочих дней.
35. При необходимости исправления ошибок и неточностей в ранее выданном заключении о согласовании строительства заявитель направляет обращение об этом в территориальный орган Росавиации, который рассматривает такое обращение в течение пяти рабочих дней.
36. При необходимости изменения характеристик объекта, указанных в ранее выданном заключении о согласовании строительства, заявитель направляет в территориальный орган Росавиации новую заявку на согласование строительства в соответствии с настоящими рекомендациями.
Доведение информации о результатах согласования строительства до участников процедуры согласования
37. Территориальный орган Росавиации направляет информацию о результатах согласования строительства до участников процедуры согласования в течение трех рабочих дней, считая первым день подписания заключения.
38. Заключение о согласовании строительства или заключение об отказе в согласовании строительства направляется в адрес заявителя по почте или вручается заявителю (уполномоченному представителю заявителя) лично.
Порядок обжалования действий территориального органа Росавиации по согласованию строительства
39. Заявитель вправе обжаловать решение и/или действие (бездействие) территориального органа Росавиации, а также должностных лиц территориального органа Росавиации, ответственных за выполнение административных процедур по согласованию строительства, в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации заявки на согласование строительства;
2) нарушение срока согласования строительства;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими методическими рекомендациями;
4) необоснованный отказ в приеме у заявителя документов в соответствии с настоящими методическими рекомендациями;
5) необоснованный отказ в согласовании строительства;
6) требование у заявителя при согласовании строительства платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) отказ территориального органа Росавиации, должностного лица Росавиации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданном заключении о согласовании строительства либо нарушение установленного срока таких исправлении.
40. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Росавиации подается на имя руководителя территориального органа руководителя Росавиации.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя территориального органа Росавиации подается на имя руководителя Росавиации или заместителя руководителя Росавиации.
41. Жалоба может быть направлена в письменной форме на бумажном носителе по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также может быть подана при личном приеме заявителя должностными лицами Росавиации.
42. Жалоба должна содержать:
наименование территориального органа Росавиации и/или должности лица, осуществляющего согласование строительства, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) территориального органа или должностного лица Росавиации;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) территориального органа или должностного лица Росавиации.
43. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
45. Жалоба заявителя не рассматривается в случае, если в жалобе не указаны фамилия либо наименование юридического лица, направившего и адрес, на который должен быть направлен ответ.
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта | А.В. Нерадько |
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям (п. 11)
на согласование строительства
(наименование юридического лица, Ф.И.О. физического лица)
электронный адрес _____________ телефон _______________ факс ____________
в лице (заполняется для юридических лиц) ________________________________
просит согласовать строительство (реконструкцию, размещение) объекта в
пределах при аэродромной территории гражданского аэродрома
_________________________________, а также в зоне действия систем посадки
вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для
обеспечения полетов воздушных судов _____________________________________
Сведения об объекте:
1. Наименование и/или предназначение объекта __________________________
2. Количество этажей (при наличии) ___________________________________
3. Описание конструкции объекта (с указанием материалов) _____________
4. Высота объекта относительно уровня земли __________________________
5. Абсолютная / относительная отметка наивысшей точки объекта
6. Расположение объекта относительно контрольной точки аэродрома,
ближайшего населенного пункта либо другого ориентира ____________________
7. Геодезические координаты объекта:
в системе координат ПЗ-90.02 ______________________________________
в системе координат WGS-84 (при наличии) __________________________
8. Абсолютная высота поверхности земли в месте планируемого размещения
9. Данные об источниках радио- и электромагнитных излучений (при
тип источника _____________________________, частота передачи___________,
мощность передатчика ________________, азимут излучения ________________,
класс излучения _______________, поляризация ________________, координаты
антенны _________________, и высота подвеса антенны ____________, наличие
разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов
10. Характеристики линии электропередачи (при согласовании
строительства высоковольтных линий, маршрутов электрического транспорта и
трасса прохождения линии, маршрута ______________________________________
количество опор ___________, высота опор ______________, напряжение линии
11. Дополнительные сведения: _________________________________________
Приложения: 1. Схема расположения объекта (на карте М 1:500 000).
2. Схема объекта в плане.
(подпись, инициалы, фамилия)
М.П. (при наличии) Дата _____________
Приложение № 2
к Методическим рекомендациям (п. 26)
Действительно до __________
о согласовании / об отказе в согласовании
строительства (реконструкции, размещения) объекта
(наименование и/или предназначение объекта)
(адрес, место расположения объекта относительно KTA
аэродрома или другого ориентира)
по заявке _______________________________________________________________
(наименование заявителя, реквизиты заявки на согласование
I. Характеристики объекта:
1. Количество этажей (при наличии) ___________________________________
2. Высота объекта относительно уровня земли __________________________
3. Абсолютная / относительная отметка наивысшей точки объекта
4. Геодезические координаты объекта:
в системе координат ПЗ-90.02 ______________________________________
в системе координат WGS-84 (при наличии) __________________________
5. Данные об источниках радио- и электромагнитных излучений (при
тип источника ___________________________, частота передачи ____________,
мощность передатчика ________________, азимут излучения ________________,
класс излучения _______________, поляризация ________________, координаты
антенны ________________, и высота подвеса антенны _____________, наличие
разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов
6. Характеристики линии электропередачи (при согласовании
строительства высоковольтных линий, маршрутов электрического транспорта и
трасса прохождения линии, маршрута ______________________________________
количество опор ___________, высота опор ______________, напряжение линии
II. Заключения заинтересованных организаций о возможности
(невозможности) согласования строительства объекта:
(наименование организации, реквизиты документа о возможности (или
III. Вывод по результатам рассмотрения заявки на согласование
1. Безопасность полетов с учетом построенного (реконструированного,
установленного) объекта обеспечивается / не обеспечивается
2. Строительство объекта не влияет / влияет на работу систем посадки,
средств радиолокации и радионавигации __________________________________.
(ненужное зачеркнуть, указать средства при наличии влияния строящегося
объекта на их работу)
3. Строительство объекта согласовывается / не согласовывается
IV. Максимально допустимые согласованные характеристики объекта:
(заполняется при согласовании строительства; указывается ссылка на
раздел I заключения либо указываются
другие характеристики объекта, а также ограничения при их наличии)
V. Причины отказа в согласовании строительства:
(заполняется при отказе в согласовании строительства)
(наименование территориального органа Росавиации)
М.П. Дата ___________________
Обзор документа
Строить, реконструировать и размещать объекты возле гражданских аэродромов, в зонах действия систем посадки, а также вблизи радиолокаторов, радиомаяков и других подобных объектов, обеспечивающих полеты воздушных судов, можно лишь по согласованию с Росавиацией. В соответствии с методическими рекомендациями данная процедура осуществляется в три этапа.
Сначала заявитель направляет в соответствующий территориальный орган Росавиации ряд документов: заявку, схему расположения объекта на карте, схему объекта в плане (с указанием размеров объекта в горизонтальной плоскости), другие документы по решению заявителя. При этом в заявке указываются подробные технические сведения об объекте: его предназначение, высота относительно уровня земли, геодезические координаты и др. Документы должны быть скреплены печатями и подписаны заявителем.
Далее материалы рассматриваются операторами аэродромов и организациями, которые обслуживают воздушное движение и эксплуатируют системы посадки, объекты радиолокации и радионавигации (заинтересованными организациями).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter