что такое подростковый конформизм
Конформность – свойство личности, характерное для тех, кто легко следует за мнением другого человека/группы людей, отказываясь при этом от своего. Часто таких людей называют ведомыми.
В области социальной психологии было поставлено множество экспериментов, изучающих данный феномен. Конформность чаще всего проявляется в действиях и поведении, потому что это находится в поле зрения людей, однако так же может существовать конформное мышление, влияющее на восприятие человеком происходящего вокруг.
Для каждого возраста существует своя «задача», которую необходимо решить, чтобы перейти на следующий этап развития и происходит это через приобретение новых навыков и умений на предыдущем.
Для подросткового возраста главная задача – научиться выстраивать коммуникацию со сверстниками, строить приятельские/дружеские/романтические отношения, понимать социальный контекст и адаптироваться в нем. Но также подростковому возрасту свойственно появление наибольшей уязвимости, чувствительности к оценке окружающих, неуверенность. В этот период переосмысливаются старые и появляются новые смыслы и ценности.
Подросток стремится делать «также», как и окружающие, только бы принадлежать к некоторому сообществу. Это является адаптивной формой поведения, пока влияние мнения окружающих не становится тотальным и не ведет к трансформации личности, способствуя негативным изменениям.
Желание не быть «белой вороной» заставляет подростка подражать поведению, стилю, увлечениям сверстников, даже если они противоречат собственным внутренним стандартам, интересам и желаниям, этическим и социальным нормам.
«Чтобы не быть «белой вороной» в компании, я буду курить как и мои одноклассники. Все же курят».
«Чтобы не быть «белой вороной», я буду вместе с дворовыми ребятами поддерживать травлю одноклассника, здесь так принято» и т.п.
На данном возрастном этапе конформность может как навредить, так и принести пользу в зависимости от влияющей на личность группы. Если ведомый подросток попадает в асоциальную группу, то его действия будут отражать модель поведения членов группы. Попадет в команду спортсменов – большую часть своего времени будет проводить на площадке или в спортзале.
Так как в пубертатном возрасте идет становление личности, особенно важно окружение, среда. Поэтому не редко можно услышать о тревоге родителей в виде высказываний: «Он связался с плохой компанией», «это все из-за его друзей», «эти ребята на него плохо влияют».
И тогда возникает вопрос, как подростку объяснить, почему с конкретными людьми/группой не стоит общаться, быть критичным и независимым. И при этом сохранить доверительные, открытые отношения с сыном или дочерью.
Во-первых, родителю самому необходимо понять, почему дружба с данной группой/конкретным человеком вызывает у него тревогу. Это, действительно, социально неприемлемые, небезопасные формы поведения или непривычные, новые модели поведения для самого родителя, и поэтому вызывают сопротивление. Например, не нравится друг потому, что он предлагает воровать. Или не нравится друг потому, что он красит волосы в разные цвета и весь день катается на скейте.
Во-вторых, стоит сформулировать критерии понятия «плохая компания» и обсудить их с подростком, выработав с ним общее определение, с которым обе стороны будут согласны. Стоит расспросить, чем сейчас живут подростки, постараться вникнуть в эти интересы. Важно прислушиваться к ребенку, учитывать происходящие изменения в обществе и подростковой среде. При этом оставаться твердым в темах, связанных с безопасностью для жизни и здоровья ребенка и окружающих.
В-третьих, родителю важно проговаривать свои переживания с помощью техники «Я-высказывание». «Я тревожусь за тебя и боюсь» вместо «не гуляй с ними больше, это плохие ребята».
Для сохранения доверительных отношений с ребенком и снижением собственного напряжения можно:
Важно, чтобы в ходе взросления у подростка формировалась адекватная самооценка, уверенность в себе и устойчивость своих позиций. Задача родителя – поддерживать и формировать позитивный образ личности своего ребенка. В таком случае подростку будет легче быть собой и противостоять негативному влиянию группы, не боясь мнения окружающих.
Тесля Зоя, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Конформизм подростков
В настоящее время конформизм изучают со всех сторон, представители различных сфер существования человека: психология, социология, медицина и т. д. Что такое конформизм и какова его роль для современного общества? Следование мнению большинства в группе или власти в обществе, принято называть конформизмом. А склонность человека к конформному поведению и есть конформность. Но не все так просто, внешне соглашаясь с позицией большинства, человек внутренне ощущает противоречие, это одна из особенностей истинного конформизма.
Специалисты выделяют два основных вида конформизма:
Внешний конформизм. В данном случае индивид принимает нормы и установки группы, но внутренне не согласен с ними. Иногда бывает и такое, что ценности общества не всегда совпадают с ценностями человека, но он не желает вступать в конфликтные ситуации и приспосабливается, притворяясь, что его устраивает общее мнение. Нередко именно члены группы присуждают особый статус человеку по определенным критериям, если индивид дорожит им, то приходится соглашаться с мнением окружения.
Внутренний конформизм. Этот вид конформизма является полной противоположностью первого. Здесь человек путем соотношения внешних условий с внутренними переживаниями, делает вывод, что они равнозначны. Такой тип конформного поведения играет роль дополнительной мотивирующей силы, когда подчинение общепринятым обстановкам может принести пользу индивиду, помогая ему развиваться. В некоторых случаях это бывает очень полезно и расценивается как новый жизненный опыт.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Конформизм в подростковом возрасте
Порой бывает, что человек не желает или боится отличаться от мнения большинства, демонстрируя тем самым конформное поведение. Что значит быть другим? Для одних – это страх возможного осуждения, для других – своеобразный протест. Чаще всего, чтобы не быть изгнанным из группы, человек принимаем общепринятые нормы и ценности, загоняя свою индивидуальность в тупик, подгоняя себя под строгие рамки. Конформиста легко узнать, он имеет типичные признаки, которые проявляются в: подражание окружающим в стиле одежды, манере общения и характере поведения. Именно в подростковый период происходит становление личности, это время психологи называют временем конформизма.
Во многих научных публикациях подростковую конформность называют «стадным инстинктом». Ни в коем случае не хотим кого-то обидеть таким высказываем. За идею положено мнение, что люди с общими идеями и взглядами на происходящее, собираются в кучу, «стадо», которое не позволяет им быть уникальными. В современном обществе эта проблема стоит особенно остро, что связано с недостатком возможностей для самореализации.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Подростки довольно часто поддаются конформному поведению, потому что их мнением удобно манипулировать. Люди, имеющие власть над сознанием человека, часто пользуются такой манипуляцией во свое благо. Не всегда такие действия носят заведомо негативный характер или злой умысел, но в любом случае не дают подростку в полной мере раскрыться (родители, школа, друзья). Как следствие, возникают барьеры и комплексы, которые тяжело преодолеваются даже в зрелом возрасте, влекут за собой неуверенность в себе и прочее. Парадокс ситуации состоит в том, что человек не знает, как ему поступить. Привыкая идти на поводу у других, индивид теряет самостоятельность и уже не знает, как принимать те или иные решения, а тем более, нести ответственность за свой выбор. Возникает необходимость предпринимать серьезные действия лишь для того, чтобы быть собой.
Конформность в любой сфере не является нормой, она необходима только в отдельных случаях и помогает избежать противоречий, граничащих с конфликтом. Особое внимание стоит уделять воспитанию человека, атмосфере, в которой находится подросток (школа, друзья, семья). Гармоничное развитие индивида возможно в условиях, где он уважает общепринятые нормы и ценности, а общество дает ему право на индивидуальность, которая не приносит ущерба всем остальным членам общества. Ввиду конформности поведения подростков, важную роль в становлении личности имеет ее окружение.
Родительский клуб. Подростковый конформизм или «Хочу быть как все»
Описание презентации по отдельным слайдам:
КОНФОРМИЗМ Или «Хочу быть как все» Психолог МБОУ «Гимназия №1» Светлана Михайловна Хайретдинова
Виды психологической защиты Вытеснение Замещение Изоляция Отрицание Проекция Фиксация Эскапизм
Конформизм Это явление, заключающееся в социальной мимикрии – человек или социальная группа «делают как все», стараясь ничем не отличаться от других людей или социальных групп. На психологическом уровне конформизм часто выступает как психологическая защита. Если человек избегает личной ответственности за принятие сложных решений, если он не чувствует, что готов своим разумом разобраться в сложной жизненной проблеме, определить для себя приоритеты, он может прибегнуть к конформизму – и будет делать как все: «Все мои подружки идут в медицинский, ну и я вместе с ними».
«Конформность» личностная особенность – склонность к конформному поведению. ВЕДОМЫЙ
Социальная мимикрия (конформизм) у детей Желание слиться с группой, Желание ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности
Социальная мимикрия Конформизм Дети, особенно в подростковом возрасте считают себя уникальной личностью, в то же время стремятся ОСОБЕННО внешне ничем не отличаться от сверстников. Ребёнок может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Ребёнок стремится к сверстникам, жаждет их принятия и понимания
Почему? Общество оказывает огромное давление вынуждая приспосабливаться к групповым стандартам Удивительно, насколько дети боятся друг друга. Боятся, что кто-то будет смеяться над ними, или что совершат ошибку у всех на глазах. Это заставляет их ограничивать свое поведение до таких действий, при которых они чувствуют себя абсолютно уверенно и вне досягаемости для насмешек. Дети часто поступают так, чтобы дать другим как можно меньше поводов посмеяться над ними.
Почему? Боязнь отверженности Когда вы чувствуете себя глупо и неуверенно, когда вы сами себе не нравитесь, тогда вы очень боитесь насмешек и того, что друзья вас отвергнут. Ваши проблемы кажутся вам из без того слишком серьезными, чтобы осложнять их несогласием с большинством. И вы одеваетесь как все, говорите как все, и все ваши идеи становятся такими, как у всех. Вы боитесь поднять руку, когда знаете правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Вы стараетесь вести себя как можно «безопаснее».
Почему? Поиск авторитетов. Их тянет к своим сверстникам, к которым они больше прислушиваются и ищут среди них сильных авторитетов. Для ребенка авторитет – вовсе не положительный персонаж, а чаще отрицательный. Их привлекает смелость и сила, они ищут проявление силы и встают на сторону этой силы. К сожалению, чаще всего, этим сильным и авторитетным примером для ребенка и служит плохая компания. Кто еще может так агрессивно бороться с устоями мира. Вспомните, все революционеры были достаточно молодыми и амбициозными людьми. В силу своего возраста они хотят быть смелыми. Противостояние. Они пойдут за всем неординарным, за теми, кто противостоят устоям и родителям, всему социуму.
Почему? Популярность. Каждый подросток желает быть популярным, ваш не исключение. О чем больше всего говорят на школьных и родительских собраниях, в классе среди учеников. Конечно же, не об отличниках или о каком-нибудь ученике, который выиграл в конкурсе «Юный художник». Там чаще всего звучат имена бунтарей. Тех, кто курят за школьным двором, или же тех, кто избил жестоко своего сверстника, кто срывает уроки, а домой приходит далеко за полночь. Эта популярность и привлекает подростков. Принятие. «Я хочу быть как все». Подростки, хотят ощущать себя частью чего-то. Быть принятыми в компании, ведь в этом возрасте у них развито чувство «за компанию». Они за компанию и ради компании начинают курить, пробуют алкоголь, наркотики, сексуальные отношения. Они кричат своим родителям «Я хочу быть как все». Они хотят найти себя в этом обществе. «Не мешай мне найти себя» – кричат они своими поступками и отношением.
Конформизм — всегда ли это плохо? Человек, как известно, это социальное существо. Поэтому нельзя рассматривать конформизм (основанный в том числе, как уже говорилось, на инстинкте подражания) как сугубо отрицательное явление. Основная польза от конформизма – объединение усилий людей для достижения общей цели. И самый главный вопрос в какую сторону нацелены эти цели.
Конформизм и нонконформизм, лабильность психики
Конформизм: понятие и особенности
Данная статья поможет узнать о конформизме и нонконформизме, о том, что такое лабильность психики. Изучив данный материал, Вы сможете проанализировать формы конформизма, овладеть способами диагностики конформных форм сознания.
Под конформизмом понимается социально-психологическая направленность человека, проявляющаяся, не в самостоятельном, тщательно продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а в пассивной, приспособительной форме к привычному порядку вещей.
Конформным поведением считается некритическое, согласное поведение. Конформисты – это люди, способные вне критического разбора присоединиться к суждениям, которые господствуют в конкретных группах.
«Не будь бараном…» – это слоган одной из центральных газет, которая несколько лет назад вышла с таким слоганов в последние дни президентских выборов. Животное, которое выбрали, не является рефлектирующим сознанием, по этой причине его поступки имеют стадный характер. Не стоит выделяться, а там что будет, то будет.
Отклики на результаты голосования могут содержать ликования из-за общественного единодушия, а также недовольства, связанные с психологией рабской направленности, бездумным следованием и зависимостью от политтехнологи. Говорит ли это о том, что мы заложники стереотипного поведения, трафарета мысли?
Конформизм подразумевает приспособленчество, безмолвное принятие обычного порядка вещей, господствующего мнения и т.д. Следует различать морально-политический конформизм и конформность в виде психологического явления. Нет психопатий, имеющих комфортный тип. Данный вид в чистом виде можно встретить исключительно в виде акцентуации, по данной причине они не включены в клинические систематики. Комфортная акцентуация обозначалась постепенно в характерологических исследованиях. Т. Рибо во второй половине XIX в. писал об аморфном виде характера, который якобы не имел никаких конкретных черт, плывущем по течению, просто подчиняющемся своей среде. Рибо считает, что такие люди не способны сами думать и действовать, а совершенствование у них ограничено подражанием. В свое время П. Б. Ганнушкин смог четко обозначить ряд черт данного типа. Речь идет о постоянной готовности подчиняться большинству, о шаблонности, банальности, склонности к ходячей морали, консерватизму. Но связь этого типа с наличием низкого интеллекта ошибочка.
На самом деле интеллект не связан с конформизмом. Конформист может хорошо учиться, получить высшее образование, быть успешным в работе.
Основной чертой данного типа является постоянный и чрезмерный комфорт по отношению к своему привычному окружению. Эту тему обширно изучали американские социальные психологи. Они обратили внимание на недоверие и настороженное отношение к незнакомым людям, свойственные для этих людей. Выше уже говорили, что конформность является подчинением личности, отсутствие независимости и самостоятельности. Стоит отметить, что все субъекты при определенных условиях испытывают конформность. Но если конформная акцентуация характера выводит это свойство в устойчивую черту.
Представители конформного типа – это люди своей среды. Главным их качеством, основным жизненным правилом является действовать, как все, пытаться не отличаться, иметь одежду, домашнюю обстановку, мировоззрение, суждения как у всех. Все, как правило, это непосредственное окружение конформистов. Для конформиста важно ни в чем не отставать от него. Но выделение тоже не приветствуется. Яркий пример этого – это отношение к модной одежде. При появлении новой необычной моды на что-либо, конформисты больше всех ее не одобряют. Но стоит только их среде освоить данное новшество, конформисты тоже одеваются согласно этой моде и забывают о своей прежней позиции. Для конформиста свойственно ориентироваться на сентенции и во время трудной ситуации искать в них утешение.
Так как для конформиста важно соответствовать своей среде, они не могут ей противостоять. Исходя из этого, личности такого типа являются полностью продуктом своей микросреды. Хорошее окружение делает из них неплохих людей и работников, а плохая среда формирует негативные качества личности. Важно отметить, что на первом этапе конформисты сложно адаптируются, но когда эта стадия пройдена, новая обстановка также формирует их поведение, как и прежняя. Так, конформный подросток может легко завести негативные привычки или втянут в групповые правонарушения.
Еще один интересный факт – конформность тесно связана с абсолютным отсутствием критичности. Все, что сказано окружением, все, что они узнали в привычных для них местах информации, все это для них истина. Даже если они получают информацию, которая явно не соответствует действительности, конформист все равно считает ее единственно верной.
Также конформисты являются консерваторами. Им чуждо все новое, по причине того, что они трудно к нему приспосабливаются, со сложностями осваивают новые ситуации. Но в современном мире люди такого типа редко об этом открыто говорят, так как сегодня подавляющее большинство микроколлективов испытывают интерес ко всему новому, а новаторы пользуются успехом. У конформиста же положительная позиция относительно нового остается исключительно на словах. В реальности же для конформиста комфортным является стабильность окружения и окончательно установленный распорядок. Неприязнь относительно всего нового проявляется в необоснованной неприязни к чужакам. Речь идет как о новичках, появившихся в их коллективе, так и представителях другой среды, иной манеры поведения или даже национальности.
Профессиональный успех конформиста обусловлен еще одним качеством. Речь идет об их не инициативности. Высокий результат в работе может быть достигнут на всех уровнях социальной лестницы только при одном условии – позиция не должна требовать постоянной личной инициативы.
Если же работа предполагает личную инициативу, то конформист перестает справляться даже с самой простой работой, хотя может обладать высокой квалификацией и уметь работать в напряженном режиме, но при четко регламентированных задачах.
Конформизм в подростковом возрасте
При опеке взрослыми в детстве конформист лишен чрезмерных нагрузок. Исходя из этого, можно предположить, что только в подростковом возрасте могут проявиться черты конформной акцентуации. Весь ряд особых подростковых реакций пройдет под знаком конформности.
Для конформного подростка большое значение имеет место в знакомой группе сверстников, стабильность данного коллектива, постоянство окружения. Для них совершенно не типично менять коллектив, к которому привыкли. Часто конформный подросток выбирает то учебное заведение, в которое идет большая часть его товарищей. Одна из самых сложных психических травм, которая может быть у такого типа подростков – это изгнание из привычной подростковой группы. Также тяжело переносится столкновение общепринятых суждений и обычаев их среды с их личностными мнениями и качествами. К примеру, опасные приключения не свойственны для конформиста, но часто встречаются в подростковый период. Поэтому лишенный собственной инициативы конморфный подросток, может быть втянут в совершение групповых правонарушений, состоять в алкогольных компаниях, подбит на побег из дома или драку.
Реакции эмансипации возможны только при тех обстоятельствах, когда взрослые, учителя, родители пытаются вырвать конформного подростка из привычной среды сверстников, в ситуациях, когда взрослые не позволяют ему «быть как все», следовать распространенным подростковым модам, увлечениям, манерам, намерениям. Среда и мода полностью определяют увлечения конформного подростка.
В большинстве случаев конформная акцентуация в подростковом возрасте встречается у мальчиков.
Конформно-гипертимный вид – это специфическая форма конформного типа. Он отличается от других видов повышенной витальной самооценкой. Для подростков такого типа свойственно быть эйфоричными, подчеркивать свое бодрое состояние, здоровье, аппетит и хороший тон. Помимо этого зачастую они чрезмерно оптимистично оценивают свое будущее, убеждены в исполнении всех желаний. Но на этом их сходство с гипертимным типом завершается. Они не обладают большой активностью, живостью, предприимчивостью, стремлением к лидерству. Для них свойственно быть дисциплинированными и соблюдать регламентированный режим, в особенности, если таким же образом поступают окружающие.
У конформных подростков редко случаются проблемы в области психиатрии, наблюдается только сочетание конформности и дебильности. Только 3% подростков на исследованном нами континенте, которые были госпитализированы, относились к этому типу. Но стоит отметить, что яркая конформная акцентуация – это крайний вариант нормы. Ганнушкин отмечал склонность конформистов к реактивным состояниям. Так, у некоторых наблюдалась ипохондрия после известия о страшном диагнозе, реактивная депрессия после утраты близких или имущества, реактивная параноида во время угрозы ареста и т.д. Их слабым звеном является излишняя податливость воздействию окружающего мира, а также большая привязанность ко всему, что привычно. При ломке стереотипов, лишении привычного для них коллектива могут наблюдаться реактивные состояния. А при дурном влиянии окружающего мира встречаются интенсивный алкоголизм и приобщение к наркотикам. Психопатическое развитие по неустойчивому типу может быть спровоцировано длительным неблагоприятным влиянием.
Помимо этого следует обратить внимание на то, что подростковая конформность может являться временной стадией, которая в будущем приведет к формированию акцентуации по другим типам. Речь идет о паранойяльном или эпилептоидном типе.
Для социализации индивида принципиально важно усвоить определенные нормы, привычки и ценности. На психологические механизмы отбора и усвоения индивида социальных данных влияет совокупность различных факторов:
Отношение к конформизму в разное время
На сегодняшний день так и нет окончательной точки зрения по вопросам конформизма. Шопенгауэр первым выступил против безропотного послушания. В те времена еще не было понятия «конформист», поэтому использовали понятие «филистер». Размышляя о таком социальном типе, Шопенгауэр говорил, что кульминацией его существования являются устрицы и шампанское. Основная задача в жизни филистера – это получить все, способствующее телесному счастью. Именно по этой причине, по мнению ученого, данный тип людей склонен к чинам, богатству, власти. Это и обуславливает его сговорчивость по всем темам, которые касаются обычных общественных установок.
Также Маркс и Энгельс тоже относились к данному явлению не доброжелательно. С их стороны раздавалась критика в сторону тех, кто был зависим от своей жизненной среды, не могли следовать энтузиазму ради свободы. Они говорили даже о Гете, о котором классики писали, что он был одновременно колоссально велик и безмерно мелок. Учитывая его талант, он мог быть бунтарем, но, напротив, в жизни он был мещанином.
Во время большевистской идеологии на смену филистеру пришли такие понятия, как обыватель и мещанин. Люди, выращивающие хлеб, добывающие уголь, занимающиеся торговлей, воспитанием детей, приумножением собственного достатка, сразу же изобличались, по причине того, что не имели революционного энтузиазма. Для большевиков было важно, чтобы люди шли на баррикады, в то время как мещане всеми силами пытались остаться в собственной жизненной колее.
Для советской историографии свойственно прославление бунтовщика, повстанца, мятежника, головореза и ниспровергателя. Героями были те, кто проливал кровь, а злодеями – подчиняющиеся власти, обычаям и жизненным ситуациям.
Но, так или иначе, в большевистской идеологии появилось неразрешимое противоречие. Так, фанатизм должен был сочетаться с верноподданичеством, идейным послушанием и вождизмом.
Конформизм в литературе претерпел большое переосмысление. До конца XX в. он имел критический и иронический характер. Фромм сопоставлял данный механизм с защитным окрасом ряд животных: когда животное меняет свой окрас, сливаясь с окружающей средой.
В середине XX в. были проведены психологические опыты, на основе различных методик. И тогда много психоаналитиков и социологов приняли мысль о том, что конформность – это имманентное свойство индивидуального сознания. Успех пропаганды связывали с податливостью сознания, а сама пропагандистская техника являлась искусством применения тайных пружин конформизма.
Для психоаналитиков были очевидны такие свойства человека, имеющего конформистскую направленность, как отсутствие индивидуальности, стандартность, высокий уровень подверженности манипуляциям, консерватизм. Под конформизмом понимали механизм «бегства от свободы». Человек утрачивает свою личность, а перенимает тип личности, который предлагают ему как общепринятый образ. Он превращается в тождественного другим человека, в такого, каким его хотят видеть. Больше нет различий между собственным Я и внешним миром. И это приводит к отсутствию страха одиночества и бессилия.
Исследованием псевдомышления занимался Э. Фромм. Данное явление изучено лучше, чем схожие явления в сфере желаний и чувств.
Если вы спросите рядового читателя газеты его мнение насчет определенной политической проблемы, то под своим мнением он выдаст вам относительно точный пересказ напечатанного в газете. Важно отметить, что он будет воспринимать переданную вам информацию, как действительно свое собственное мнение, к которому он пришел сам. В ситуациях, когда человек находится в небольших общинах, где любая политическая точка зрения передается от отца к сыну, человек может даже не понимать насколько его якобы личное мнение определено авторитетом строгого отца, который сформировался еще в детстве. Другой же читатель может иметь мнение, которое стало продуктом кратковременного замешательства, страха оказаться не разбирающимся в данном вопросе. Таким образом, его мнение будет лишь видимостью, а не синтезом опыта, знаний и политических взглядов. Аналогичное явление применимо и к эстетическим суждениям.
Отмечается, что в большинстве случаев критическое мышление подавляют в раннем детстве. К примеру, девочка в 5 лет может увидеть то, что мать не искренна. Она часто говорит о любви, но на деле является холодной и эгоистичной. Или, например, говорит о высоких моральных устоях, а на самом деле состоит в отношениях с посторонним мужчиной. Для девочки становится очевиден данный разрыв, который оскорбляет ее чувство правды и справедливости, но она зависима от матери, не допускающей ни малейшей критики. Помимо этого девочка не может найти помощи у слабохарактерного отца, и так, она подавляет свою критическую проницательность. В скором времени девочка больше не будет обращать внимания на неискренность или неверность своей матери и потеряет, по мнению Фромма, критическое мышление, так как поймет, что это опасно и ни к чему не приводит. Помимо этого у девочки закрепится шаблон мышления, который позволит ей поверить в то, что ее мать является искренним и достойным человеком, что семейный союз ее родителей – это счастливая семья. Для нее данная мысль будет восприниматься как ее собственная.