что такое подданническая политическая культура
При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип взаимоотношения населения и власти демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежитподданническая политическая культура, характеризующаяся отношениями односторонней зависимости индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ.
В России подданническая политическая культура обладает рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических особенностей ее развития:
— в России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентирующихся на системы ценностей Востока и Запада. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, всегда ориентировался на ценности корпоративизма (ценности коллективизма, соборности), справедливости, равенства; он отличался приверженностью патриархальным традициям (привычке подчиняться власти, потребности в руководстве и т. д.). Другой поток, иные субкультуры содержали ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т. д.;
— расколотость и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции;
— концентрация политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего Средневековья. Она была вызвана тем, что освоение громадных российских просторов и защита протяженных границ от воинствующих соседей были возможны (при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры) лишь с помощью сильной власти. Поэтому именно политические факторы (политическая воля монарха, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система) обеспечивали поступательное развитие российского общества;
— отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества, которые всегда приводят к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса.
Советская политическая культура.Сохранение в советское время в качестве общепринятых стандартов политического поведенияподданнических политических ориентации, несмотря на утверждения новой власти о широком участии населения в политике, было обусловлено рядом причин:
— преодоление социально-экономической и культурной отсталости России можно было обеспечить усилением интегрирующей и мобилизующей роли государства;
— легитимация партийно-государственной власти, утверждение ореола ее святости, высшей и неоспоримой ценности по сравнению с любой другой формой лояльности характерны для стран со значительным удельным весом маргинальных групп. Именно они стали социальной базой советского тоталитарного режима.
Особенности подданнической политической культуры советского типа раскрываются через характеристику устойчивых черт, элементов политического сознания (политического мышления, установок, ценностей и стандартов политического поведения), которое определяется как бюрократическое по своему содержанию. К числуособенностей советской политической культуры относятся:
— иерархичность как наиболее существенная черта любого бюрократического сознания. Высшему слою бюрократической иерархии (неважно, было это поместное дворянство или партийная номенклатура) принадлежит монопольное право на истину в последней инстанции, моральные оценки; зависимому же населению остаются бездумное приятие и следование авторитарным формулам;
— авторитет как основной принцип бюрократического сознания (в данном случае КПСС), а сакрализация авторитета стала сущностью тоталитарного политического мышления. В таком сознании мир представлен целостно и лишен противоречий. Сверхконцентрация всех видов власти в тоталитарных обществах не только отчуждает человека от собственности и власти, но и поглощает его, лишает индивидуальности;
• закрытость, состоящая в абсолютизации политических ценностей рабочего класса и полном отрицании таких достижений западной демократии, имеющих общечеловеческое значение, как правовое государство, принципы разделения властей, права человека, гражданское общество и т. д.;
• абсолютизация революционных способов преобразования общества и игнорирование эволюционных методов. Политический радикализм обусловлен наличием у субъекта политики упрощенной картины мира и завышенных социальных ожиданий. Низкий уровень общей культуры социальных субъектов вызывает состояние нетерпения, стремление к быстрой реализации собственных социальных ожиданий. Революции являются, по их мнению, наиболее быстрым и радикальным способом решения всех проблем.
Постсоветская политическая культура.Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Тип политической культуры современного российского общества можно назвать фрагментарным, что означает:
• политическая культура не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур и отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности;
• отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность в обществе, подталкивает большинство населения к признанию приоритета местных или региональных интересов.
В условиях господства такой политической культуры баланс интересов и ценностей может поддерживаться исключительно сильной властью. В перспективе в результате процесса демократизации фрагментарная политическая культура должна трансформироваться в плюралистическую культуру, основывающуюся на одновременном сосуществовании и диалоге различных субкультур.
В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни выделялись три основных типа политических культур:
1. «Патриархальная политическая культура». На примере афри-канских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политиче¬ская ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.
2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изме¬нить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.
3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.
Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.
Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на по¬литическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.
Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.
Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе– распределение политических ориентации. Выделяются:
1) гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;
2) фрагментарная политическая культура, которая отличается кон-фликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.
По уровню общности выделяют:
а) общую политическую культуру – наиболее устойчивые, типич¬ные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;
б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политиче¬ских ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, ре¬лигиозные, региональные и т.д.).
Что такое подданническая политическая культура
Несмотря на смену политических режимов и форм правления, политическая культура России обладает рядом устойчивых признаков, позволяющих относить ее к подданническому типу. Для него характерны сильная позитивная ориентация на политическую систему и слабая степень личного участия населения в политической жизни. Хотя возможны и иные критерии типологии. Так, по характеру отношений власти и общества она может быть отнесена к тоталитарному типу, формировавшемуся в советское время в силу ряда исторических, идеологических, внешнеполитических и иных причин.
Подданнический тип политической культуры характеризуется рядом признаков.
Во-первых, отсутствие развитого гражданского общества со свободным индивидом, несформированность демократических традиций обусловили диктаторский характер власти (в форме абсолютизма или тоталитаризма) вне зависимости от исторического времени: до-
советское, советское или постсоветское. Власть в России всегда жестко контролировала общественную жизнь, поскольку строилась на авторитарных началах, которые олицетворял либо монарх, либо Генеральный секретарь, либо президент.
Во-вторых, особая роль государства, его доминирующее положение в общественной жизни привело к тому, что вне государства и помимо него ничто не могло развиваться. Государство в силу географических, исторических и иных условий выступало инициатором всех преобразований. Отношения государства и индивида строились на основе полного подчинения последнего первому. Контроль за жизнедеятельностью населения можно было обеспечить с помощью разветвленной бюрократической и репрессивной систем. Государство олицетворяло «высшие интересы» нации, выступало патроном, заботящимся о своих подданных.
В-третьих, подданническую культуру характеризует культ будущего, обращенность в будущее при недостаточном внимании к настоящему. Живущий в настоящее время человек с его заботами отступает на второй план, становится средством достижения «светлого будущего». На алтарь счастливого будущего приносятся неисчислимые жертвы.
В-четвертых, подданническая культура неоднородна по своему содержанию. Она содержит противостоящие друг другу антагонистические субкультуры. В различное время это был конфликт либеральной («западнической») и «почвеннической», радикальной и патриархально-консервативной, «демократической» и коммунистической политических субкультур. Найти согласия столь противоположные субкультуры не могли. Любая из этих субкультур всегда стремилась к доминированию, к подчинению других субкультур. Это свойство определило такие черты подданнической политической культуры, как нетерпимость к инакомыслию, ориентация на силовое решение актуальных проблем как на универсальное средство.
Что такое подданническая политическая культура
Установите соответствие между типами политической культуры и их признакими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Самые существенные черты подданнической политической культуры — это пассивное отношение к политике, ограниченная форма знания о политической системе и участия в ней, и преобладание позиции подчинения политическим решениям властей.
Демократическая (гражданская) политическая культура базируется на самостоятельности политической позиции граждан и их политической ответственности.
А) отсутствие интереса личности к политической жизни — подданническая политическая культура.
Б) приверженность личности сложившимся политическим институтам — подданническая политическая культура.
В) высокая политическая активность личности — демократическая (гражданская) политическая культура.
Г) большой объем знаний граждан о политической жизни в обществе — демократическая (гражданская) политическая культура.
Д) ответственное и компетентное отношение граждан к выборам — демократическая (гражданская) политическая культура.
Е) пассивное подчинение личности требованиям власти — подданническая политическая культура.
Подданническая политическая культура
Основной ролью государства является обеспечение нормального социально-экономического развития страны.
По сути, оно представляет собой организованную форму управления общественными процессами, осуществляемую как госорганами, так и гражданскими объединениями. Из этих положений можно вывести значение системы, отвечающей за отношения между государством и человеком.
Политическая система, определение которой выражается совокупностью государственных органов, различных общественных образований и граждан, принимающих участие в регулировании социальных процессов, является способом такого взаимодействия. Существует ещё несколько дефиниций политической системы. Данное понятие можно определить как структуру государственных и общественных социальных институтов, играющих определенные роли в политическом процессе. Также эту систему нужно понимать как взаимодействие государственных органов, общественных объединений и демократических институтов в едином политическом пространстве.
Государство в политической системе общества находится в особом положении, обусловленном его суверенитетом, то есть господством по отношению к другим источникам власти. Государственные акты превалируют над любыми предписаниями общественных объединений и защищаются мощной правоохранительной системой. Государство представляет не локальные желания отдельных групп населения, а общенародные интересы. Оно монополизирует правотворчество.
Степень вовлечённости государства в общественные процессы страны во многом определяет политическую культуру, которая характеризует целостность этноса в области публичной власти. Она создается из традиционных ценностей и убеждений субъектов политического процесса. Существуют различные типологии политических культур. Однако особенную известность приобрела классификация, выдвинутая С. Вербой и Г. Алмондом в научной работе «Гражданская культура», которая была опубликована в 1963 году. Этими социологами было выделено три вида отношений государства и общества: подданническая политическая культура, парохиальная и партиципаторная.
Последние два типа представляют собой крайние состояния гражданского самосознания. При парохиальном характере культуры политическая заинтересованность населения крайне мала, знания скудны. Тогда как в партиципаторном обществе гражданская активность массова, актуальность политической жизни в такой ноосфере для обывателя высока. Подданническая политическая культура занимает промежуточное положение между этими полярными состояниями социума и отличается сильно ориентированным обществом в отношении к институтам власти.
На практике данные виды взаимодействуют и смешиваются. Авторы отмечают, что с точки зрения интересов стабильности социально-политического режима, наиболее позитивной является подданническая политическая культура. К таковой форме общественного сознания можно отнести и Россию. Симптоматическая картина гражданских настроений нашей страны говорит в пользу такого диагноза. Характерной чертой этого состояния общества является ярко выраженная ориентация на политическую систему с крайне низким проявлением участия в таковой. Отсутствие развитого гражданского общества служит основным доказательством того, что подданническая политическая культура не эволюционирует в другие типы.
Для преодоления этой застойной политической ситуации, в которой оказался российский гражданин, для начала нужно забыть атавизмы советского периода путём расчищения простора для частных инициатив и творческого потенциала. А пока остаётся возлагать надежды на те слабые ростки нового гражданского общества, которые пробиваются сквозь асфальт исторической наследственности.