что такое побуждение к действию
Побуждение к действию
Смотреть что такое «Побуждение к действию» в других словарях:
побуждение к действию — сущ., кол во синонимов: 2 • мотивация (7) • мотивирование (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ — Гипотетическое побуждение, наличием которого объясняется тот факт, что практически все организмы обнаруживают довольно постоянный уровень активности, которая протекает в отсутствие какой либо очевидной физиологически обусловленной системы… … Толковый словарь по психологии
Побуждение — ср. 1. Влечение, стремление к осуществлению чего либо; потребность сделать что либо. 2. Понуждение кого либо к какому либо действию, поступку. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
побуждение — я; ср. 1. к Побудить побуждать (2.П.). П. к действию. П. к отъезду. 2. Желание или намерение сделать что л. Патриотические побуждения. Корыстное п. Низменные побуждения. Из личных, добрых, злых побуждений делать что л. По собственному,… … Энциклопедический словарь
побуждение — I см. побудить II II я; ср. 1) к побудить побуждать II Побужде/ние к действию. Побужде/ние к отъезду. 2) Желание или намерение сделать что л … Словарь многих выражений
СТИМУЛ — побуждение к действию, побудительная причина … Большой экономический словарь
Наклонение (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наклонение. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Наклонение в лин … Википедия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС — основная категория для обозначения реальных причин и коренных, наиболее глубоких мотивов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредственными побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т.д. Именно Э.И.… … Социология: Энциклопедия
стимул — а; м. [лат. stimulus] Побудительная причина к действию, заинтересованность в совершении чего л. Материальный, моральный с. Утратить стимулы к работе. С. к написанию диссертации. Стимулы к внедрению новой технологии. * * * стимул (от лат. stimulus … Энциклопедический словарь
Стимул — (греч. stymulus – стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных) – 1. любое воздействие на организм, возбуждающее или изменяющее его поведение заметным образом. Синоним: Раздражитель; 2. любое воздействие на рецепторную систему,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Что такое побуждение
Побуждение к действию – некое стремление человека к осуществлению какой-либо потребности или совершению поступка. Некий внутренний позыв.
Невидимая сила, подталкивающая нас делать что-то, но ни в коем случае не принуждающая к этому действию. В том случае, если конкретное действие производится без возможности выбора среди нескольких вариантов, это уже принуждение.
Человеческие побуждения могут быть внутренними и внешними. Мотивация – так называется внутреннее побуждение к какому-либо действию через обращение к чувствам человека. Напротив, если побуждение не основывается на чувствах, а использует разумный и рациональный подход к решению задачи, это уже убеждение.
Соответственно, так же классифицируется и побуждение внешнее. Природный зов – способность вызвать внешнюю мотивационную силу путем обращения к чувствам. А вот если происходит обращение к разуму – призыв.
Мотивация у человека возникает вместе с позитивным желанием что-либо осуществить. Если же действие вызвано болью, страхом или любой другой отрицательной эмоцией, это уже называется негативной мотивацией.
Мотивировать человека к действию могут несколько причин одновременно. Очевидно, что несмотря ни на что, для вас наиболее важным является конечный результат. Но как его достичь?
Чтобы побудить человека к действию, необходимо задействовать основные составляющие – моторику, сознание и подсознание человека. Очевидным является то, что при разовом воздействии на эти три фактора вы вряд ли добьетесь желаемого результата, поэтому такие действия должны носить определенно систематический характер.
Человек может побуждать другого к действию не только какими-либо поступками, но и словом, взглядом. Очевидно, что для этого необходимо натренировать у себя определенные навыки. Магическую силу слова издревле отмечают у разных народов мира.
Но не одни лишь люди – животные тоже могут мотивировать человека к определенному действию. Так, известны случаи, когда некоторые виды змей своим взглядом заставляют человека приближаться к себе.
Мотивация определяется потребностью, страстью и желаниями человека. Побуждение к деятельности может напрямую зависеть от генетической предрасположенности – так сказать, генов побуждений. Их влияние представлено несколькими основными факторами, передающимися от поколения к поколению, а именно:
Именно из-за двойственной структуры стремления и потребности человека проявляется некое напряжение в побуждениях. Уровень контраста между ними напрямую зависит от различий между генами побуждений.
От этих факторов зависит также и динамика реализации действий, вызванных определенными побуждениями. Отсюда вытекает также понимание человеком того, что от побуждений зависит и его судьба, его будущее, предопределенное им самим, а не навязанное извне.
Мотивация к действию
В том случае, если внешняя мотивация перестает действовать на человека должным образом, необходимо прибегнуть к самостоятельной мотивации. Побуждающую энергию в этом случае человек черпает не из внешних источников, а из внутренних ресурсов.
Внутреннее побуждение – практически неисчерпаемый источник энергии мотивации для человека. К примеру, у всех бывали случаи, когда ничего не получается, рушится, дела идут совсем худо, и остается одно лишь желание – бросить все. Но человек собирает все силы в единый порыв, так сказать в кулак, и находит энергию действовать дальше.
Отдельную роль в этом играет и самовнушение – способ воздействия человеком на свое собственное сознание и психику, навязывание заведомо несвойственных моделей поведения и т.д. Проще всего составить для таких целей некий список, состоящий из желаемых установок и направлений мотивации. Автор: Анна Воробьева
Жизнь«Полюбить нелюбимое?»: Как работает мотивация
Инструкция для всех, кто хочет научиться вознаграждать себя
Говоря общими словами, мотивация — это побуждение к действию. На уровне мозга это психофизиологический процесс, управляющий нашим поведением. В основе мотивации и мотивированности лежит работа системы вознаграждения (reward system), существующей в мозге всех млекопитающих. Это совокупность нейронных контуров и биохимических механизмов, которые отвечают за регулирование и контроль поведения. По сути, система вознаграждения направлена на то, чтобы побуждать нас стремиться к вещам, способствующим выживанию, и избегать опасных вещей, которые с большей вероятностью приведут к гибели или нанесут вред.
Биохимический ключ к системе вознаграждения — дофамин, известный как «гормон удовольствия». Этот нейромедиатор участвует во многих механизмах, включая механизмы обучения и закрепления навыков, но его базовая функция — обеспечивать нам чувство удовольствия. Дофамин способствует нашему выживанию, поощряя «полезное» в биологическом смысле поведение.
Дофаминовый пряник
Сложные конструкции вроде «чувства гордости за проделанную работу», как мы видим, сюда не входят. Обучение, игра, зарабатывание денег, конвенционально «привлекательный» внешний вид, завоевание наград в спорте и тому подобные — это класс вторичных, или внешних, наград. В ответ на первичные стимулы дофамин вырабатывается безусловно. А вот вторичные или внешние стимулы работают через научение, привязывая не связанные с первичным вознаграждением вещи к дофаминергической системе.
Похвала ассоциируется с заботой и повышением чувства собственной значимости. Всё, что субъективно повышает статус индивида, косвенно связывается с сексуальными стимулами, если речь идёт о положительном подкреплении (повышение иерархии воспринимается как большая привлекательность). Деньги также воспринимаются как позитивная оценка, а богатство опять же укрепляет иерархический статус и субъективно делает нас более привлекательными.
Всё это является позитивным подкреплением — тем, что заставляет мозг щедро выплёскивать дофамин, который направляется в разные отделы, заставляя запоминать обстоятельства, при которых произошли приятные события, и впоследствии стремиться к их воспроизведению.
При этом первичны только вещи, напрямую связанные с первичными стимулами. То есть вкус сахара или чувство оргазма связано с первичными стимулами напрямую, а вот съесть торт после написания отчёта — это даже не вторичное, а третичное поощрение: мы оценили свои действия как полезные, так как в прошлом получали за них похвалу (социальное поглаживание, повышение статуса, дофамин), и сами себе выдали за него награду. Торт и написанный отчёт наша система вознаграждения свяжет очень слабо — может, оно и к лучшему.
Дофаминовый кнут
Негативное подкрепление — это всё, что угрожает нашему выживанию или продолжению рода. Как показывают исследования, в ответ на сильные кратковременные стрессоры (боль, испуг и тому подобное) уровень дофамина также поднимается, но вместе с кортизолом и адреналином, что даёт силы справиться с трудностями и преодолеть какие-то препятствия на пути к удовольствиям. А вот при длительном и регулярном воздействии угрожающих стимулов дофаминовая система оказывается угнетена, и мы чувствуем подавленность — считается, что это один из механизмов развития депрессии.
Негативное подкрепление в основе своей заставляет нас избегать физических опасностей, голода и одиночества. А через научение мы усваиваем и косвенные негативные стимулы, которые связываются с первичными угрозами: это любое отвержение, стыд, критика, негативная оценка нас и нашей деятельности.
Как настроить систему вознаграждения
Найдите свои вторичные стимулы
Поскольку вторичные внешние стимулы формируются через научение, они могут довольно сильно различаться у разных людей. Конечно, в обществе существуют некие константы: приятным и положительным считается высокий статус и высокий доход, а также внешняя привлекательность и успех в том их понимании, которое в него вкладывают в вашем окружении.
Но конкретные работающие стимулы уже связаны с вашей личной биографией и опытом. Кого-то больше всего мотивирует похвала, кого-то — деньги, кого-то — восхищение в глазах аудитории. Почему-то люди часто стесняются того, что мотивирует лично их. Ориентированность на деньги кажется циничной, на восхищение и внимание — нарциссичной, а на похвалу — инфантильной. На самом деле в основе любого поощрения, как мы теперь знаем, лежат совершенно одни и те же биологические механизмы, и стесняться тут нечего. А поощрение, о чём мы поговорим ниже, одинаково необходимо всем. Никто не может бесконечно «мотивировать сам себя» без внешних воздействий.
Так что найдите то, на что лично ваша дофаминовая система реагирует наиболее бурно. Тут главное не обманывать себя. И постарайтесь организовать любую деятельность, которую считаете полезной, так, чтобы вы регулярно получали именно этот вид поощрения.
смело вознаграждайте себя
Стремление к вторичным приятным стимулам прекрасно работает. Дофаминовая «передозировка» возможна только в случае прямой дофаминовой стимуляции: постоянного приёма наркотиков, бесконечного поедания сладкого или непрерывных сексуальных контактов.
Но любое прямое получение удовольствия вызывает усталость и пресыщение. Существует даже гипотеза о системе антивознаграждения, которая предохраняет людей от бесконечной погони за вкусной едой и сексом. Неизвестно, подтвердится ли эта гипотеза, но, скорее всего, такая «антипоощрительная» система просто обеспечивается внешними обстоятельствами. Мы не можем круглосуточно получать «дофаминовые награды», а вот их труднодоступность как раз обеспечивает цикл усилий и вознаграждения.
Здесь работает принцип «средней мотивированности»: если для получения этих наград приходится постараться — они воспринимаются как ценные. Постоянные и слишком частые похвалы и поощрения обесцениваются. А слишком редкие производят угнетающий эффект, поскольку нам не хватает дофамина для стабильной стимуляции системы вознаграждения и она перестаёт оценивать соответствующее поведение как «полезное».
помните, что Метод кнута работает очень ограниченно
Как видно из описания дофаминовых механизмов, метод кнута имеет очень ограниченное применение. На коротком отрезке такая мотивация угрозой может даже приносить удовольствие: когда мы успеваем написать в срок курсовую работу, чтобы не отчислили, или сделать задание, чтобы не разозлить начальство. Но длительный стресс угнетает нашу дофаминергическую систему, она истощается, и тогда мы просто перестаём получать удовольствие от чего бы то ни было. Поэтому метод работы в стрессе и под нажимом дедлайнов на длительных отрезках является провальным: чем дальше, тем больший стресс требуется — а потом настаёт момент, когда мы истощаемся настолько, что становится всё равно.
А интересная деятельность может быть вознаграждением сама по себе
По многочисленным исследованиям, люди действительно любят учиться и трудиться. Различные задачи со средним уровнем сложности вызывают тот самый коктейль из адреналина и дофамина, который подкрепляется успешным выполнением задания. Именно поэтому столь аддиктивными оказываются компьютерные игры. Хорошие разработчики делают игры с постепенным нарастанием уровня сложности, и таким образом игрок всё время испытывает удовольствия от решения задач: сначала совсем лёгких, пока игра ему ещё незнакома, и всё более сложных — по мере прохождения первых уровней.
Но здесь есть условие: успешное выполнение задач должно подкрепляться вторичным стимулом. В компьютерных играх это прекрасно организовано системой повышения уровней, получения артефактов и прочими наградами. Здорово, когда ваши учёба и работа организованы подобным же образом: есть не слишком масштабные задачи, которые вы можете выполнять, регулярно получая поощрения (совсем не обязательно денежные, социальные «поглаживания» прекрасно работают как вторичная система вознаграждения). Тогда ваша деятельность в основном доставляет искреннее удовольствие.
вы не «ленивы» — это что-то пошло не так с системой подкрепления
Если после прочтения предыдущих абзацев вы с грустью подумали, что никогда не любили ни учиться, ни работать, — это значит, что с системой вторичного поощрения с самого начала что-то не задалось. К сожалению, во многих семьях и школах детей не хвалят за успехи, а только ругают за двойки и тройки. Как мы видели выше, это скорее приводит к общей угнетённости, снижению мотивации и настроения. «Кнут» на длительных отрезках времени не работает.
Оценки в школе и в институте сами по себе призваны мотивировать учащихся, но это работает лишь в том случае, если они сопровождаются каким-то социальным поощрением: одобрительными словами от учителей или уважением одноклассников, похвалой родителей. Если такого опыта не было, ничего не выйдет: система вознаграждения не станет реагировать просто на цифры в журнале. И мозг станет воспринимать учебную, а впоследствии и рабочую деятельность как бессмысленную, никак не способствующую получению удовольствия.
То же самое происходит, если поощрение постепенно исчезло. Частая жалоба сотрудников многих компаний: никто не поощряет их за хорошо сделанную работу и со временем им уже не хочется стараться. Считается, что зрелый человек должен уметь хвалить сам себя и «самостоятельно поддерживать мотивацию». Но увы, наш мозг устроен иначе: хотя бы периодическое получение подкрепления — денежных премий или словесной похвалы — важно для того, чтобы мотивация хорошо работать сохранялась.
После этого в течение какого-то времени система вознаграждения будет помнить, что за качественную работу раньше поступала награда, а значит, она является «полезной», — и будет послушно вырабатывать дофамин после каждого сделанного задания. Но если подкрепления всё не поступает и не поступает, эта память постепенно «угасает», и дофамин перестаёт вырабатываться. Мотивация исчезает.
не пытайтесь «взломать мотивацию»
Если вам лень тренироваться и вы несколько раз силой вытаскиваете себя на тренировки или прогулки, эта система может неплохо сработать — потому что физическая активность как раз напрямую способствует выработке дофамина. Спустя несколько раз организм запомнит, как хорошо было после посещения спортзала или пробежки, и выход из дома со спортивной сумкой станет тем самым вторичным стимулом. Но если по какой-то причине выбранный вами вид спорта вам не подходит и не доставляет физического удовольствия, ничего не выйдет. Система вознаграждения не станет работать ради ничего, и мотивация не сформируется.
Если руководство никак не поощряет вас за успехи на работе, краткосрочным выходом в таком случае может стать поиск социального поощрения где-то ещё: у близких и друзей, коллег и так далее. То есть если вы имеете большую стабильную зарплату на нелюбимой работе и при этом вами восхищаются друзья и партнёр или вы можете позволить себе какие-то удовольствия и материальные блага — такая система может работать. Но недолго и не очень хорошо: здесь подкрепление выходит уже третичным, вас хвалят не на работе напрямую (что является вторичным стимулом, косвенно привязанным к дофаминовой системе), а опосредованно. Бонусы и денежные премии считываются как вознаграждения и помогают лучше. Но если работа при этом связана со стрессом и постоянной критикой, дофаминовая система вскоре будет угнетена и ваша мотивация работать всё равно исчезнет.
Общий грустный, но реалистичный вывод таков: нельзя полюбить нелюбимое и мотивировать себя на то, чего вы не хотите и что регулярно доставляет вам неприятные эмоции. Все ухищрения и «лайфхаки», которые обещают книги по мотивации, будут краткосрочными, если эта деятельность или это окружение не нравятся вам и приносят стресс. И лучше потратить усилия на смену обстановки, работы, социального окружения или пересмотр своих жизненных целей в пользу того, что вас действительно радует.
Снижение мотивации делать то, что раньше стабильно вас радовало и стимулировало систему вознаграждения, является одним из характерных признаков депрессии и других ментальных расстройств. Пока учёные точно не знают, как изменяется работа мозга при депрессии. Исследования дают противоречивые результаты, очевидно лишь то, что при депрессии работа системы вознаграждения даёт сбои и некоторые отдела мозга начинают работать иначе, подавляя выработку дофамина.
Первыми обычно отпадают так называемые внешние, вторичные награды: перестаёт быть интересной ранее интересная работа, даже та, за которую вас поощряют, чтение книг, кино и другие хобби. Затем исчезает радость и от первичных наград — стимулов, от которых дофамин вырабатывается напрямую: общения с симпатичными людьми, секса, физической активности и вкусной еды. Это уже очень тревожный звонок. Если вам перестаёт быть интересно то, что раньше радовало, и приходиться заставлять себя делать даже какие-то приятные вещи: читать, гулять, смотреть кино и слушать любимую музыку, — а тем более если вы утратили аппетит, либидо и вас не радует хорошая погода — это веский повод задуматься о визите к психологу и врачу-психиатру.
Что такое мотивация: теории, виды, психология
Что такое мотивация, знают многие, а вот объяснить не получается. На эту тему люди рассуждают уже очень давно в самых разных контекстах. Что помогает вставать по утрам, даже если нужно идти на нелюбимую работу, как заставить себя заниматься спортом или сидеть на невкусной диете, как замотивировать сотрудников на эффективную деятельность – на все эти вопросы отвечают теории мотивации, а помогают в достижении поставленных целей – методы.
Даже самые обычные действия являются следствием мотивов. Хочется есть – человек идет и достает продукты из холодильника, хочется отдохнуть на море – и часть доходов отправляется в копилку, и так далее. Более подробно о том, что такое мотивация, какие существуют теории мотивации и виды, читайте в нашем материале.
Определение мотивации
Мотивация является сильным двигателем, побуждающим человека, вопреки любым сдерживающим обстоятельствам, двигаться к намеченной цели. Именно мотивация способствует раннему подъему перед спортивной пробежкой или продолжению работы, после ее привычного завершения, для того чтобы завершить работу с важной документацией.
Термин «мотивация» берет свое начало от латинского «movere», означающего в переводе – «двигать». Существует далеко не одно определение данному термину:
Мотивация – это побуждение, импульс к действию.
Мотивация – являет собой способность личности к удовлетворению имеющихся у него потребностей с помощью какой-либо деятельности.
Мотивация – изменчивый психофизиологический процесс, управляющий поведением личности и определяющий его способность к организованности, направленности, устойчивости и активности.
Сейчас данный термин трактуется каждым научным деятелем по-своему. Одни считают его комплексом определенных процессов, которые отвечают за импульс и инициативность. А кто-то уверен, что все проще и мотивация является общностью некоторых мотивов.
По обыкновению, мотив видится в качестве идеального или материального предмета, завоевание и владение которым является смыслом проделанной работы. Большинство людей воспринимает его в виде особых испытаний, имеющих возможность приносить счастье и радость, если цель достигнута, или горесть и огорчение, если произошло обратное. Для осознания мотива человеку необходимо серьезно работать над своим внутренним миром и сознанием.
Иногда потребности, нужды или цели подменяют понятием мотива, однако потребности представляют собой инстинктивные желания полностью исключить дискомфорт, а цели являются результатами совершенно осознанных процессов человека.
Мотивация – достаточно необычный, невероятно трудный психологический феномен, отличающийся вариативностью.
Конечно, мотивация в радостном ключе более прогрессивна для получения результата, поскольку страстное желание способно побудить вас на более упорную деятельность, чем те чувства, которые вы испытываете, предчувствуя надвигающееся поражение.
В результате, о мотивации можно сказать, что она является готовностью к покорению каких-либо намеченных вершин. Допустим, раннее пробуждение не подвластно очень многим людям, однако, если этот день должен быть каким-то судьбоносным, то звук будильника приносит только радость и предвкушение чего-то очень хорошего. Именно такая мотивация наиболее предпочтительна для людей.
Кроме того, мотивация играет очень большую роль в карьерном или личностном росте. Вариативность мотивационных приемов имеет прямую зависимость от личностных особенностей и психологической направленности определенного индивида. Для начальников очень важно разбираться в этом, поскольку на грамотной мотивации завязаны успехи компании. К примеру, работники с темпераментом холериков имеют наибольшую способность к деятельному труду, любят брать инициативу на себя, а вот меланхоличным личностям проще быть в подчинении коллеги, неспешно трудиться, монотонно выполняя свои обязанности. Если такие тонкости начальство возьмет под свой контроль, то продуктивность компании вырастет в разы, благодаря качественной и дружелюбной атмосфере внутри коллектива.
Теории мотивации
Поговорим о теории мотивации, о ее причинах и факторах. В целом, ее теоретическая основа строится на неких рычагах, которые подталкивают людей к тому или иному действу. Каждая из теорий говорит о мотивационном компоненте, который побуждает на выполнение качественной, по своему содержанию, работы.
Теория иерархии Маслоу.
Данная теория строится на мнении, что каждый индивид испытывает потребность в чем-то своем, однако, это всё, так или иначе, имеет незримую связь с потребностями других. Именно это и закладывает теорию о взаимовлиянии друг на друга. Так или иначе, но первичны желания и потребности «низшего» уровня практически у всех. Допустим: образом:
Каждый испытывает нужду в еде, воде, в качественном отдыхе – это главное в жизни каждого.
Каждому хочется ощущать себя в безопасности и иметь некую стабильность в выбранном занятии – это следующий шаг, о котором думает человек, удовлетворим жажду еды и воды.
Каждому требуется социум, чтобы реализовывать себя в общении.
Каждый хочет добиться признания в профессии или потешить себя личными рекордными достижениями.
Каждый хочет, чтобы окружающие думали о нем, как о человеке успешном, знаменитом, умеющим достигать желаемого.
Теория ERG Альдерфера.
Альдерфер был согласен с Маслоу, но несколько переименовал названия групп того, в чем испытывает нужду каждый из нас.
Группа, отвечающая за удовлетворение жизненных процессов (всего, что имеет связь с физиологией).
Группа, отвечающая за связь с социумом (потребность в общении)
Группа, отвечающая за самореализацию.
Человека, который не смог достичь желаемого и сам это осознает, терзает фрустрация, заставляющая сделать шаг назад и попробовать начать с прежнего этапа.
Теория ожиданий Врума.
Врум пропагандировал мысль о том, что нынешние ожидания индивидуума не являются финальным этапом формирования его мотивации. Импульсы побуждения изменчивы, зависят от условий окружающего социума или от состояния человека в моменте. Получается, что конечные результаты достижимы лишь в случае, когда известны конечные условия формирования мотива, идеально учтено все, в чем нуждается сотрудник и прочее. Только при учете всех прочих будет достигнуто равновесие для достижения успеха.
Теория постановки целей Эдвина Локка.
Разработка Локка содержит несколько основных принципов для того, чтобы цели были установлены максимально грамотно:
Принцип второй – Бросить вызов. Попробуйте подогреть интерес к быстрому и четкому выполнению с помощью брошенного вызова.
Принцип третий – Четкое видение цели. Вы увидите, что работники более продуктивны, если они сами принимали участие в постановке цели и четко видели всю работу в теории уже на этом этапе. Не ограничивайте их в высказывании собственных мыслей.
Принцип четвертый – Имейте обратную связь. Никогда не будет лишним узнать, не возникает ли проблем на том или ином этапе, не нужна ли помощь или принятие какого-то важного решения.
Теория равенства (справедливости) Адамса.
Эта разработка Адамса основывается на важных проблемах, которые качественно и количественно снижают производительность любого труда. Он говорит о том, что для определенного равновесия нужно соблюдать систему под названием «вход – выход», суть которой состоит в четко отраженном балансе между вкладом сотрудника в общую деятельность и его наградой за проделанную работу.
Модель Портера-Лоулера.
Данная модель предлагает начальникам обратить внимание на то, какую конкретно мотивацию имеют их сотрудники-подчиненные. К примеру, если работнику гарантируют хорошую заработную плату, то он прекрасно понимает, что его работа должна отличаться хорошим качеством и своевременностью. В то время, как на деятельность с низкой зарплатой, по – мнению некоторых, не стоит сильно тратить свои внутренние ресурсы. Кроме того, обнаруживается взаимосвязь между усилиями, который тратит человек и его внутренними ощущениями во время затраты данных усилий. Он должен быть удовлетворен во всех смыслах, поощрен и словами, и денежными средствами.
Теория МакКлелланда.
Данная теория говорит о том, что человеку вообще не следует обращать внимание на «низшие» потребности, а следить только за «высшими», которые формируются с опытом, получаемым во время жизненного пути. С таким предпочтительным потребностям можно отнести:
желание самореализации в профессии и успех в личных потребностях;
желание являться основной частичкой какого-либо социума, взаимодействовать в нем, будучи на лидерских позициях;
желание испытывать чувство власти и тотального контроля над жизнью некого социума, быть в ответе за них;
Основная XY-теория МакГрегора.
Современная теория Z Оучи.
Современная теория основывалась на выводах, проведенного в Японии и Америке эксперименте. Они просты и понятны: для работников главное не то, сколько они зарабатывают, а то, насколько они себя чувствуют удовлетворенными за рабочий день (как проходило общение с коллегами, все ли цели были достигнуты, как сложилось общение с начальством и т.д.). Если сотрудники видят, что с их мнением тоже считаются, то и работа их будет протекать несколько активнее. И тут уже речь не об индивидуальной работе, а о слаженном труде дружного коллектива.
Виды мотивации
Обычно, принято считать, что существует «внешняя мотивация» и «внутренняя мотивация». Проводить между ними четкое разграничение было бы неправильно, поскольку бывает такая ситуация, когда личность испытывает на себе сразу стимулы и первой мотивации, и второй.
Внутренняя мотивация – основывается на каких-либо личных целях и особенностях. Мотивами являются стремления человека, то, что его в большей степени интересует, приносит ему удовольствие, побуждает, подталкивает на работу.
К внутренней мотивации можно отнести:
Достижения. Безусловно, если человек достигает на служебном поприще какого-то успеха, эйфория от него затмевает все вокруг, хочется повторения этих положительных эмоций и трудоспособность становится всё сильнее и сильнее.
Личностное развитие. Для гармоничного существования, каждому просто необходимо постоянно самосовершенствоваться, обучаться чему-то новому, ведь без изменений внутренних не стоит ожидать изменений внешних.
Стремление к власти. И такой способ имеет место быть, в основном, это происходит, когда имеется особое желание контролировать всех и вся, включая свою жизнь и жизнь близких.
Социальная потребность. У человека очень часто возникает желание оказаться среди людей, которые его понимают и поддерживают. Сразу появляется воодушевленность.
Внешняя мотивация — основывается на стимулах, находящимися за пределами личности. Они находятся извне и могут как принести пользу, подтолкнуть, так и ограничить продвижение вперед. Она не зависит от нас самих, а держится на нашем окружении, на законах, на правилах общества, на сложившихся обстоятельствах здесь и сейчас.
К внешней мотивации можно отнести:
Денежное вознаграждение. Самый популярный и известный способ мотивации в работе. Эта награда – универсальна, наиболее популярна, за достойное денежное вознаграждение сотрудник всегда будет стараться на отведенном ему поприще.
Признание заслуг. Тоже довольно распространено, ведь каждому хочется знать, что его работа принесла немало пользы, может быть даже спасла кого-нибудь. Опять же, признавая заслуги, мы выделяем человека среди массы, ему это может быть невероятно приятно, ради того, чтобы испытать это чувство удовлетворения вновь, он будет работать еще усерднее.
Страх. Человек боится оказаться в сложной ситуации – это факт, а потому данная мотивация тоже работает. Чтобы избежать любого конфликта, люди пойдут на многое, тем более, на качественное и быстрое выполнение своих же обязанностей.
Мотивация в психологии
Что такое мотивация, с точки зрения психологии, спросите вы? Отвечаем! Сама суть данного вопроса в психологии кроется в изучении того, какое влияние оказывает мотивация на желание, потребность человека, или то, в каком состоянии он находится. Конечно, бытует множество мнений, как именно возникла мотивация. Кто-то считает, что она возникает при любом отклонении от намеченного идеала. К примеру, если человека мучает жажда, то у него возникает мотив – утолить её. И тут появляется сила, двигающая его к источнику воды, дабы тот смог напиться вдоволь. Вот она, та самая движущая сила.
Ученые, занимающиеся психоанализом, подводят к рассмотрению мотивов в качестве бессознательных процессов. Их основа, по мнению ученых, строится на инстинктах и страхах.
Людей, которые имеют большую мотивацию к работе видно сразу. Они отличаются следующими качествами:
оптимистичностью — они всегда верят в том, что результат работы будет успешным;
настойчивостью — возникающие трудности только раззадоривают, они с легкостью справляются с преградами и идут вперед к намеченным целям;
активностью — энтузиазм таких людей виден за километры, они всегда и во всем стремятся быть первыми;
концентрацией — никакие внешние преграды не помешают таким людям достичь успеха, они целиком и полностью сосредоточены на своей деятельности;
уверенностью — такие сотрудники абсолютно адекватно себя оценивают, в работе всегда признают недостатки и не забывают о преимуществах. Умело жонглируют своими сильными сторонами, тактично и плавно избавляясь от слабых.
Мотивация в работе
Адекватный и грамотный начальник понимает, как важно сформировать верную мотивацию для качественной работы своих сотрудников.
Теории изучения такого направления делят на:
содержательные — которые фокусируются на способностях личности и подталкивают её к каким-либо правильным действиям;
процессуальные — которые занимаются изучением факторов, оказывающих прямое влияние на то, в какой степени существует мотивация у личности;
Задачи, решаемые содержательными и процессуальными теориями, звучат так:
они должны максимально увеличивать удовлетворение подчиненных от работы;
желательно, чтобы была выработка определенной стратегии, чтобы добиться желаемых целей;
необходимо уделять каждому сотруднику индивидуальное время, в которое бы решались вопросы о повышении его личностной мотивации;
Если подчиненные будут удовлетворены деятельностью, тем, как она протекает, тем, сколько им за неё платят – тогда у них не будет желания приводить рабочий процесс в состояние стагнации.
Отметим, что по результатам проведенных исследований, денежная награда – не всегда достаточное поощрение для работников и единственно возможная мотивация. Требуется все вместе: и достойная заработная плата, и обеспечение комфортной рабочей зоны, и моральные поощрения сотрудников, и создание доверительной атмосферы среди всех коллег, ну и, конечно, нельзя забывать о социальных гарантиях своих подчиненных.
Если работники видят, что начальник по-настоящему старается улучшить их условия труда и мотивирует их всевозможными путями – то и отдачу от них стоит ждать соответствующую.
Как стало понятно, мотивация является наиважнейшей составляющей как личного, так и профессионального роста. Мотивация формируется на основе личных особенностей человека и окружающей обстановки, в которой он пребывает. Самое лучшее для продуктивной работы – сочетание сразу нескольких видов мотивации, чтобы все внутренние ресурсы человека были в активном пребывании. Только так можно получить настоящее удовлетворение от проделанной работы и полученного результата.