что такое платформенная занятость
Платформенная занятость в России
С каждым днем мы все больше и больше пользуемся различными интернет-сервисами, связанными с продажей и доставкой товаров, услугами такси, образования и т. д. Многие используют эти сервисы в качестве источника дополнительного или единственного дохода. Однако мало, кто знает, что у этого явления есть название — платформенная занятость. О ней и пойдет речь в материале.
Что такое платформенная занятость
Платформенная занятость — это способ работы, заключающийся в связи работодателя и работника через интернет-платформу (сайт). Организатор платформы (владелец сайта) контролирует исполнение обязательств каждой из сторон отношений: качество указываемых услуг работником и своевременность и полноту оплаты заказчиком.
Платформы бывают двух типов:
Платформенная занятость | |
Веб-платформы | Транзакционные платформы |
Исполнитель сдает заранее подготовленную работу и получает за нее вознаграждение (бухучет, разработка приложений, копирайтинг) | Заказчик и исполнитель находят друг друга, но услуга фактически оказывается в другом месте |
Платформы, дающие одним возможность заработать, а другим — исполнителя для достижения цели, не отрываясь от экрана монитора (приложения в телефоне), именно этим и отличаются от платформ-посредников. Так, например, известные сайты по поиску работы к платформенной занятости не относятся, они лишь играют роль посредника между работодателем и соискателем.
Участники платформенной занятости
Платформенная занятость подразумевает трехсторонние отношения:
Схемы взаимодействия
Взаимодействие заказчика и подрядчика может происходить по двум схемам:
Схемы взаимодействия клиента и исполнителя | |
Через предложение | Через конкурентную борьбу |
Исполнителю поступает конкретное предложение с обозначенной суммой вознаграждения за него. Работник соглашается или отказывается от исполнения на таких условиях | Заказчики соревнуются за подрядчиков через ценовую политику или проведение тестовых заданий |
Сферы деятельности для платформенной занятости
В России на платформенные взаимоотношения приходится почти половина услуг в сфере доставки (49 %), 36 % заказов у айтишников и 14 % — такси. Кроме того, к оказанию услуг через онлайн-платформы активно присоединяются преподаватели (репетиторы), копирайтеры и многие другие специалисты.
Наиболее известны в России такие сервисы-организаторы платформенной занятости, как Uber, Яндекс.Такси, Gett, Ситимобил, Яндекс.Еда, Avito, Advego, YouDo, repetitor.ru, profi.ru. Эти сайты и приложения выступают посредниками между поставщиками услуг и заказчиками.
Признаки платформенной занятости
К основным характерным чертам платформенной занятости можно отнести:
Плюсы и минусы платформенной занятости
Положительные и отрицательные моменты такого вида рабочих взаимоотношений есть как для заказчика и исполнителя, так и для государства.
Существует негатив и для платформы-агрегатора, который заключается в отсутствии регулирования в вопросе распределения ответственности в случаях некомпетентного, а подчас и опасного (если речь идет о такси), оказания услуги. Такие ситуация все чаще становятся предметами судебных разбирательств.
Регулирование платформенной занятости
В настоящее время в России эта сфера экономики практически не регулируется.
Желающие иметь хотя бы какой-нибудь официальный статус регистрируются самозанятыми или индивидуальными предпринимателями. Но это весьма небольшая часть работающих на платформах. Львиная доля предпочитает оставаться в тени, так как официальная самозанятость кроме низкой налоговой нагрузки иных гарантий не предоставляет, а ведение ИП зачастую сулит большие издержки. Да и сложно представить доставщика еды, зарегистрированного в качестве предпринимателя.
Соответственно оценить масштабы вовлечения работников в платформенную занятость тяжело. Как и объемы недополученных российским бюджетом налогов.
Миллионы граждан, вовлеченных в платформенную занятость, остаются без каких бы то ни было социальных гарантий. Они «не имеют права» заболеть, рискуя на время остаться без дохода, а о формировании пенсии речь не идет вовсе.
Специалисты оценили (хоть и очень приблизительно), что не менее 5% трудящихся работают через интернет-платформы. И темпы прироста этого показателя стремительно растут, как и спектр оказываемых через платформы услуг, и количество агрегаторов. Так, число онлайн-платформ за 10 лет с 2010 по 2020 год выросло более чем в 6 раз. Конечно, 2020 год с коронавирусом дал большой толчок развитию этого направления в экономике.
Эксперты предложили ввести в России новую форму занятости
В ближайшем будущем необходимо законодательно закрепить новый формат занятости, который стал активно развиваться во время пандемии. Речь идет о «платформенной занятости», когда человек является не наемным работником, а посредником между онлайн-платформой и получателем услуг (например, трудится доставщиком еды или таксистом). Об этом говорится в исследовании (есть у РБК) Высшей школы экономики, который презентовала его автор Оксана Синявская. Исследование проводилось с участием представителей Ozon, «Ситимобила», «Яндекс.Такси», а также ряда министерств и ведомств.
Авторы исследования пришли к выводу, что «платформенная занятость» не вписывается в формат традиционных отношений по найму. При действующем законодательстве занятые в такой экономике становятся «фиктивно самозанятыми», поскольку при подключении к платформе оформляются как, например, индивидуальные предприниматели или самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход). Альтернативным вариантом становится работа без оформления. Однако оба решения оставляют работника незащищенным и по сути вынуждают самого искать варианты легального входа на рынок труда.
Помимо этого при таком подходе практически невозможно понять, сколько именно людей заняты в этой нише. Отсюда и широкий диапазон оценок ее будущей динамики: от 6–8 до 15 млн человек к 2030 году. Эксперты ожидают рост платформенной занятости в сфере электронной торговли, курьерской доставки, персональных услуг (косметологи, парикмахеры и пр.), ИТ.
Среди возможных решений — появление особой категории — «независимых работников». Они получат право на коллективное представительство интересов, но будут выведены из-под регулирования продолжительности рабочего времени и минимальной оплаты труда.
Под вопросом и социальное обеспечение «платформенно занятых». В качестве перспективного направления развития этой системы эксперты называют партнерские схемы софинансирования, совместное страхование социальных рисков при участии исполнителя, платформ и государственных институтов, а также расширение практик взаимного страхования.
Также в ВШЭ предлагают разделить «платформенную занятость» на несколько типов, и для каждого из них сформировать нормативную базу — так, как для разного типа предпринимательства сформирована своя трудовая база.
Авторы исследования предупреждают, что при избыточной жесткости традиционного трудового и социального регулирования в России существует риск, что при отсутствии подвижек в изменении законодательства платформенная экономика будет свернута либо уйдет в тень.
Что такое платформенная занятость?
Большинству из нас хорошо известны Uber, Amazon, Ozon и другие сервисы, предоставляющие услуги такси и доставки. Почти все они работают по принципу платформы и предлагают исполнителям возможность подрабатывать по удобному графику и самостоятельно принимать решение о том, когда и кому оказывать услугу. Для заказчика — как физического, так и юридического лица — платформы всё больше становятся способом получить практически любую услугу, быстро, качественно и нужном объёме.
Такой подход отвечает потребностям экономики, глобальным трендам и современному ритму жизни.
Платформа становится агентом, ассистентом, медиатором отношений и важным игроком национальной и мировой экономики.
Платформы отдают предпочтение самозанятым и индивидуальным предпринимателям
Получается, что гибкий режим самозанятости и платформы как будто созданы друг для друга. Действительно, далеко не каждый исполнитель в состоянии создать себе стабильный поток заказов, платформа же может обеспечить высокий уровень занятости, сравнимый с постоянной работой.
Гибкость — это хорошо, но пока сложно
Не будем сильно погружаться в теорию систем, но для гибкости и устойчивой работы необходим очень высокий уровень самоорганизации и возможности регулировать и качественно отслеживать процессы. Платформы — это новое явление, поэтому многие моменты их функционирования и взаимодействия с исполнителями часто становятся предметами споров.
Самый частый вопрос: является ли платформа работодателем?
Стоит отметить, что закон о самозанятости очерчивает границы отношений между заказчиком и исполнителем, однако везде есть свои тонкости и такая модель сотрудничества точно выгоднее и безопаснее ГПХ.
Какое у платформенной занятости будущее?
В исследовании ВШЭ о платформенной занятости большое внимание отводится социальной стороне этого явления. Дело в том, что самозанятый на платформе не защищён, поэтому многие возможные сценарии развития и платформ, и режимов самозанятости предполагают социальные реформы на государственном уровне.
Если человек работает на себя (а работа на платформе — всё же работа на себя), это не должно лишать его права на защиту здоровья, медицинское обслуживание, отпуск и пенсию. Но кто за это будет платить? Эксперты склоняются к тому, что это должно взять на себя государство.
Что сейчас?
Банки и страховые компании в силу высокой конкуренции в своих отраслях одними из первых обратили внимание на самозанятых как на новый сегмент потенциальных клиентов. Сегодня существуют продукты, разработанные специально для самозанятых, и даже программы кредитования для самозанятых.
Наша платформа Рокет Ворк стала первым универсальным инструментом для взаимодействия заказчиков и самозанятых и мы не ограничиваемся каким-то одним видом услуг. На нашей платформе есть исполнители разных специальностей: курьеры, строители, повара, веб-разработчики и многие другие.
Заказчик-бизнес может заказать у нас сервис подбора исполнителей, тогда мы не только обеспечим безбумажную и безрисковую работу, но и найдём подходящего человека.
Кстати, теперь мы предлагаем и модель сотрудничества с исполнителями по ГПХ и индивидуальными предпринимателями.
Неизменным остаётся одно — для заказчика и исполнителя всё просто, безбумажно и без рисков.
Рабочие из приложения: как платформы меняют рынок труда для синих воротничков
Уже целый ряд профессий на наших глазах перешел в формат «платформенных решений» — теперь работа таксиста или курьера у большинства ассоциируется исключительно с мобильными приложениями и онлайн-заказом. Похоже, что через несколько лет нас не будет удивлять тот факт, что строителей и разнорабочих мы тоже станем заказывать в онлайн-приложениях.
Режим самозанятых очень быстро набрал популярность — в эту категорию могут переходить не только свободные художники, журналисты, репетиторы, но и представители рабочих специальностей. Причем зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого могут граждане соседних государств — Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии. На сегодняшний день такой статус получили уже 3,1 млн человек, а к 2030 году, по прогнозам главы Минтруда Антона Котякова, их число может достигнуть 11 млн человек.
Добавим сюда 3,6 млн индивидуальных предпринимателей — и получим быстро растущий сектор работников, не привязанных ни к одной компании. C другой стороны, мы наблюдаем острый дефицит рабочих рук в стране. Как недавно писал Forbes, в таких отраслях, как строительство, транспорт, логистика, общепит и сфера услуг, наблюдается серьезная нехватка персонала. Именно это создает отличные условия для развития нового формата рынка труда — платформенной занятости.
Такой вид отношений между работодателем и сотрудником набирает популярность во всем мире. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля платформенной занятости в структуре глобального рынка труда пока что составляет порядка 3% от экономически активного населения (это около 85 млн человек), но уже к 2023 году ОЭСР прогнозирует увеличение этого показателя до 5%, то есть примерно до 150 млн человек.
Первые в очереди
Крупнейшие IТ-компании страны уже почувствовали эти изменения и быстро развивают сервисы по найму рабочих онлайн. «Сбер» купил платформу Rabota.ru, Avito приобрел сервис GigAnt, крупнейшая платформа по предоставлению услуг YouDo создала совместное предприятие с HeadHunter. Над чем они сейчас работают?
Уберизация на рынке синих воротничков выглядит так: соискатель, кассир или рабочий на стройке проходит один раз собеседование у сотрудника онлайн-платформы и предоставляет все документы (медицинская книжка, справка об отсутствии судимости и т. д.). Работодатель размещает заказ на платформе — например, на завтра ему нужно 25 кассиров в супермаркет к 9 часам утра. Работники видят заказ на платформе, соглашаются с условиями, приходят и заступают на смену. При этом они все являются самозанятыми, а значит, не связаны трудовыми отношениями с компанией. Работодатель перечисляет их зарплату на счет платформы, а та отправляет деньги работнику — за вычетом своей комиссии.
Компании экономят на выплатах с зарплаты и могут быстро набрать требуемое количество работников массовых специальностей. При этом отмирают целые сектора посреднического бизнеса: аутстаффинговые компании, специализировавшиеся на поставках неквалифицированных сотрудников, трудовые агентства, набирающие людей в странах СНГ, продавцы липовых медкнижек и разных справок.
Сотрудники получают постоянную занятость в своей профессии, даже если она предусматривает сдельный или вахтовый метод работы. Работодатель больше не может их «кинуть», просрочить выплату на недели или заплатить меньше — за исполнением обязательств следит платформа. Она же рассчитывает и следит за выплатой необходимых налогов — данные отправляют напрямую в ФНС.
Стройка на платформе
Такую систему уже массово внедряют крупные ретейлеры. А скоро этот механизм возьмут на вооружение и девелоперы. Именно здесь исторически задействована большая часть трудовых мигрантов. И здесь же обращается большая часть нелегальной наличности, идущей на оплату труда.
Застройщики зачастую сами страдают от недобросовестного поведения своих подрядчиков по отношению к нанятым рабочим. Люди на стройке не имеют никаких прав — их кидают, да и они сами могут все бросить и уйти с объекта, найдя более выгодную работу, или стать курьером или водителем (в этих сферах уже действуют цифровые законы и выплачивается белая зарплата).
Что же приносят на этот рынок новые платформенные решения по найму персонала? Застройщик получает возможность напрямую работать со строительными бригадами, нанимать необходимое количество сотрудников на объекты и через платформу оплачивать их работу — при отсутствии для себя налоговых рисков и необходимости использовать генподрядчика. Это существенно снижает стоимость строительства, а также снимает с девелопера головную боль подбора и согласования многочисленных подрядчиков — вся стандартизированная работа уходит в отношения застройщика и платформы.
Новый налоговый режим, который сейчас разрабатывает ФНС, еще сильнее упростит работу в таком формате. Речь идет о том, что и ИП со штатом до пяти человек, и самозанятые получат возможность перечислять в бюджет 8% с оборота или 20% с прибыли — фактически на этом их обязательства перед государством считаются исполненными. Они будут освобождены от уплаты страховых взносов, ведения расчетов и собственной бухгалтерии — все будет делаться автоматически на стороне налоговой службы. Понятно, что такие правила работы сможет освоить практически любой человек с минимальным уровнем образования.
Понимая все выгоды, застройщики уже сами принялись создавать подобные платформы. Крупнейшая строительная компания ПИК запустила «ПИК.Про», O1 Properties инвестировала в платформу для строительных профессий «Точно», скорее всего, в течение ближайшего года мы увидим запуск еще нескольких похожих проектов.
Проблемы и риски
Будет правильно показать и серьезные проблемы, которые возникают при этом у самозанятых и работодателей. Главная из них — это практически полное отсутствие на сегодняшний день социальных гарантий. У платформенного сотрудника нет медицинской страховки, оплачиваемого отпуска (обычного или декретного), больничного. Все эти расходы и риски он должен покрывать самостоятельно. И хотя зарплата на платформе, как правило, больше, чем при обычном трудоустройстве, получается, что с учетом дополнительных трат выгоды не очевидны.
Кроме того, у самозанятых могут быть проблемы с будущей пенсией. На них не распространяется система начисления пенсионных баллов и трудового стажа, и по достижении преклонного возраста им будет выплачиваться минимальная социальная пенсия, равная прожиточному минимуму пенсионера. Можно, конечно, делать добровольные отчисления, но почти никто этим не занимается — деньги всегда нужнее сегодня.
Понятно, что в будущем это может привести к серьезным социальным проблемам. Кто их будет решать? Явно не работодатели. Ведь компании пользуются услугами платформ как раз для того, чтобы сбросить с себя бремя соцгарантий. Платформы также не спешат брать их на себя, ведь дополнительные расходы придется перекладывать на потребителей, что приведет к росту цен. Так что вопрос пока остается открытым.
Есть и другие риски. Уже сейчас налоговики говорят о появлении недобросовестных площадок, с помощью которых крупные компании могут уклоняться от уплаты налогов. Смысл работы таких псевдоплатформ состоит лишь в том, чтобы вывести уже действующих сотрудников за штат и сделать их самозанятыми. Так можно существенно сэкономить на налогах с зарплаты, и ФНС это отлично понимает.
Наконец, платформы и работающие на них самозанятые сейчас практически лишены возможности работать с госучреждениями и участвовать в их закупках. Крупные квазигосударственные компании также не спешат заключать с ними контракты. А в российских реалиях это означает отсутствие доступа к львиной доле рынка.
Выход на платформу: как будут регулировать новую форму занятости
В Москве 30 сентября прошло первое заседание рабочей группы по регулированию платформенной занятости. Ранее Центр стратегических разработок провел независимое исследование, которое включало в себя анализ российской и зарубежной практик выстраивания отношений между платформами и провайдерами услуг. Для проверки и обсуждения полученных результатов были приглашены представители бизнеса, власти и общественных организаций. Что думают эксперты о новой форме занятости — выясняли «Известия».
Кто работает с платформами и зачем
Для абсолютного большинства россиян, сотрудничающих с цифровыми платформами (86%), они являются источником основного дохода, у 55% имеются и другие источники, но заработок там зачастую ниже.
Почти у половины курьеров и таксистов работа через цифровые платформы — единственный источник дохода, у 40% — не единственный, но обеспечивает более половины заработка. В сфере предоставления других услуг единственным источником поиска клиентов и финансовых поступлений платформы стали у 37% работников, 43% они обеспечивают больше половины заработка.
Что касается портрета платформенного занятого, 68% — граждане России, 77% не делают пенсионных отчислений, 41% имеет среднее материальное положение. В среднем такие люди работают 27 часов в неделю и заработок у них, за исключением жителей Москвы и Петербурга, выше, чем средняя зарплата по региону, доход составляет в среднем 408 рублей в час. В некоторых городах наблюдается разница более чем в два раза.
Главным плюсом такого вида занятости люди считают высокий уровень автономии, а главным минусом — отсутствие социальных гарантий. Наиболее востребованными из них, по результатам исследования, стали ежегодный оплачиваемый отпуск, декретный отпуск, медицинское страхование и выплаты в связи с травматизмом. Наименее важными опрошенные пользователи платформ назвали больничный и пенсию выше минимального уровня.
При этом 43% платформенных занятых планируют в будущем жить за счет пенсии, но лишь 23% делают добровольные пенсионные взносы. То есть 20% рискуют остаться без пенсии, и половина из них об этом даже не знает.
Кто должен обеспечить соцгарантии платформенным занятым
На первом заседании экспертам предложили высказать свое мнение о том, кто должен финансировать социальные гарантии, должны ли они быть государственными или частными, обязательными или добровольными, а также должен ли их объем влиять на квалификацию отношений с платформой как трудовых.
Замглавы Федеральной налоговой службы Андрей Бударин предложил для начала сверить цифры — в соответствии с его данными по самозанятым, которые составляют львиную долю пользователей платформ, тех, кто не делает никаких пенсионных отчислений, насчитывается гораздо больше.
— Из 3 141 618 самозанятых фактически за всё время работы что-то перечислил в Пенсионный фонд 13 661 человек, — сообщил он. — Это всё при том, что эта история очень активно нами пиарилась через мобильные приложения, мы рассылки делали, доводили до их сведения, что есть такая возможность, делали интеграцию с Пенсионным фондом. Всё в мобильном приложении реализовано по лайтовому принципу — начать платить в Пенсионный фонд это вопрос буквально двух кликов, не надо никуда ходить, никакие заявления писать. Это ключевая и уже избитая история о том, верят ли люди в необходимость осуществления этих выплат.
По мнению представителя ФНС, сейчас единственный вариант — делать эту историю добровольной.
— Пока у людей не появится четкое понимание, зачем платить, и не появится ощущение справедливости взноса и корреляции между уплачиваемыми сейчас суммами и получаемым потом обеспечением, они добровольно платить не будут, — сказал он. — А принудительная история здесь не поможет, они просто уйдут в тень.
Принцип добровольности, по словам Бударина, должен соблюдаться и в части покупки социально-страховых полисов, и в плане пенсионного обеспечения.
— Другой вопрос, что это был бы слишком резкий переход на полное самообеспечение, — подчеркнул он. — Определенный уровень социальных гарантий, какой-то минимальный, он должен, конечно, гарантироваться государством. Мы до сих пор имеем принципы солидарного финансирования пенсионного обеспечения — уплачивая в Пенсионный фонд, мы выплачиваем не только на собственную пенсию, а активно участвуем в содержании пенсионеров текущих. И этот принцип одним взмахом не должен ломаться, и навряд ли это вообще будет происходить. Я пытаюсь сказать, что сейчас нужно создавать переходный этап.
Представитель ФНС также предупредил о возникновении новых форм отношений.
— Мы должны просто подготовиться к тому, что границы традиционных трудовых отношений будут размываться, — подчеркнул он. — И пытаться любыми способами платформенную занятость или любые аналогичные формы занятости загонять в формат трудовых отношений мне кажется утопией.
Бударин подчеркнул, что принуждать, не имея достаточно работающих механизмов контроля, — очень плохой сценарий.
— Нужно находить способы заинтересовать как платформу, так и платформенно занятых, чтобы они шли в удобную для себя среду, которую мы им должны создавать для того, чтобы они не только платили налоги, но и приобретали необходимые им социальные и пенсионные гарантии. Нам видится абсолютно правильной история, когда обеспечение самого себя становится задачей работающего человека, он имеет достаточно низкий процент налоговых обязательств и имеет относительно традиционной трудовой занятости больший буфер средств, которые он может потратить на самостоятельное формирование своих гарантий, социальных или пенсионных.
Как платформы помогут государству
С тем, что предоставление социальных гарантий должно быть добровольным, согласился и сооснователь YouDo Алексей Гидирим.
— Заставить не получится, — подтвердил он. — Мы больше года назад внедрили медицинские страховки, у нас есть страхование ответственности исполнителя, мы серьезно думаем о том, каким образом создавать другие продукты для людей, которые взаимодействуют с нашей платформой. И не потому, что нам кто-то сказал, что нам это нужно делать, а потому что мы понимаем, что таким образом мы сможем в будущем конкурировать за этих же пользователей. Мы знаем прекрасно, что сегодня происходит на рынке труда, никому не хватает людей. И при прочих равных кто что будет выбирать? Люди голосуют ногами, и в этом смысле они проголосуют там, где им просто будет удобнее.
Также он отметил, что обсуждение и разработка механизмов взаимодействия с платформенными занятыми может помочь государству избавиться от устаревших механизмов.
— В части обязательных и необязательных вещей, мне кажется, что при всём уважении к государству, оно обросло очень неэффективными старыми моделями, которые нужно просто хирургическим образом отрезать, и в этом смысле платформы могут просто помочь государству часть функций выполнять более эффективно, — полагает он. — Ну, например, в части медицинских страховок мы видим, что модели коммерческих страховок выглядят более эффективно, чем то, что предлагает государство. Платформы, другие игроки могут помочь государству посмотреть на ту проблематику, которая есть, через призму того, чем оно сможет там помочь. Я вижу, что это должны быть партнерские взаимоотношения.
Как снизить финансовые риски для платформ
GR-директор SkyEng Макар Гончаров призвал разделять разные сферы услуг и в зависимости от этого определять потребности работников.
— У нас, например, среди учителей, преподавателей проблема отпуска не стоит так остро, — подчеркнул он. — Многим людям в нашей компании некомфортно получать отпускные, потому что ты их получаешь сначала, шикуешь месяц, а потом начинаешь сводить концы с концами. У нас ни у кого нет ДМС, это привилегия дорогая и для нас, и для преподавателей. И каждый сам для себя выбирает. А если самозанятый захочет машину личную?
Он пояснил, что в его компании для желающих получить качественные услуги в частных клиниках есть система скидок, кто-то этим пользуется, кто-то нет. Также нельзя назвать острым в преподавательской онлайн-среде вопрос о декретном отпуске и больничном.
— У нас очень много мам, которые работают с нами в декрете, они сами выбирают количество часов, которое им нужно, они сами планируют свой день, уходят и приходят, когда надо, — рассказал он. — Что касается больничного, конечно, если это больничный больше двух-трех месяцев, то тебе и официальное трудоустройство не поможет, ты будешь болеть и не будешь получать деньги. А если ты уходишь на краткий срок, то, конечно, мы даем определенные гарантии.
Гончаров рассказал, что компания предпочитает обучать людей — проводит курсы финансовой грамотности, рекомендует курсы при Минфине, подкасты Московской биржи, а некоторые преподаватели сами формируют свою пенсию в негосударственных пенсионных фондах. Что касается признания трудовых отношений и пенсионной нагрузки, это будет не слишком правильно, и стоило бы, по его мнению, обсудить, как компании защитить от риска признания трудовых отношений.
— Мы не получаем эти деньги из воздуха, — подчеркнул он. — Для нас любая цифра, любая сумма — это дополнительная нагрузка, которую мы не возьмем извне, нам придется эти расходы перекладывать на плечи наших потребителей, что приводит в конечном счете к росту цены услуги. Мы не можем перераспределять деньги из других сервисов.
В чем опасность зарегулированности
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в свою очередь, предупредил об опасности зарегулированности.
— Нужно быть очень острожными с подходом к социальным гарантиям, чтобы вместо лучше хуже не получилось. Именно потому, что мы должны будем вести какие-то реестры, заводить какие-то дополнительные оценочные механизмы. Как только мы начнем это делать, мы страна великая, нам только дай людей расставить в ряд, это мы так умеем, как ни одна страна в мире. И после этого всё, что мы здесь обсуждаем, просто исчезнет. Поэтому опасно возвращение к идее трудовых отношений.
Также он предложил ввести мораторий на улучшения.
— Наше исследование показало, что люди боятся улучшений, — сообщил он. — Во-первых, многовековой российский опыт показывает, что как только делают лучше, потом становится хуже. Как только вы вводите закон, все говорят — нет, давайте только без этого. Давайте подождем с улучшениями до конца эксперимента, а пока будем набирать информацию. Потому что в чем сила объекта, о котором мы говорим? Он живет сам. Не силой власти и приказа сверху, а сам, давайте его живым и оставим.
По поводу социальных гарантий он задался вопросом: за чей счет банкет?
— Если мы проводим социальные гарантии через систему неких институтов, то банкет будет очень дорогой, — заявил он. — Может быть, вместо социальных гарантий мы создадим социальную инфраструктуру по накоплению? Чтобы у людей была возможность копить, платить за врачей. Потому что очень часто оказывается платить легально отдельному врачу выгоднее, чем покупать ДМС. Потому что, как только появится пенсионный фонд, он объективно потребует на свое содержание существенную часть того, что в него вкладывают. Не потому, что он плохой и там люди плохие, и нас не любят. Это институт, у него свои правила игры.
Собираемость налогов, по мнению Журавлева, — задача правительства, а не платформ, это не фискальный механизм.
— Наше государство сумеет налоги собрать и без нас, оно делает это классно, лучше, чем кто бы то ни было, — полагает он. — Давайте искать нетривиальные решения, не создание профсоюза таксистов или системы взаимопомощи, а создание именно инфраструктуры для накопления заработанного. Всё равно больше, чем человек заработает, у него не будет. Это советская власть нам могла давать деньги, потому что она их сама рисовала. Сейчас, к сожалению, деньги приходится не рисовать, а зарабатывать.