что такое пластические виды искусства
Что такое пластические виды искусства
Искусства пластические, понятие объединяющее виды искусства
Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются путём обработки вещественного материала, особенности формообразования которого существенно определяют характер их образного строя. Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность. К неизобра- зительным искусствам пластическим относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, в которых зрительно-пространственные. формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности.
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных). В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы. Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлеченным образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура). Такая область искусств пластических, как орнамент, включает как изобразительные, так и неизобразительные формы.
От других родов художественной деятельности произведения искусств пластических отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Для полноценного эстетического осмысления архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс которого требует определенной длительности.
Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино). Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Н. Скрябиным). В структуру образа искусств пластических может входить материал языка (слово, буква, надпись). Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии). Но в основном образная структура произведений искусств пластических строится зрительно- пластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).
Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике «изменения мира» предметов, которых природа не знает и которые противостоят ей именно как результат человеческого творчества, развивали духовные способности человека, в том числе и «…чувствующий красоту формы глаз…» (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Тем самым вещь, созданная человеком, воспринимается как мир «очеловеченный», как овеществлённое творчество, совершенствующее природу и вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстетическое чувство, на почве которого складываются постепенно разные виды искусств пластических.
В раннем средневековье как в Европе, так и в Азии вновь наблюдается более тесное срастание искусств пластических с ремеслом и материальным производством. К этому присоединяется господство религиозной идеологии, ограничивающее в известном смысле непосредственное эстетическое освоение мира. Вместе с тем средневековая эпоха отмечена крупными завоеваниями в эстетическом освоении новых сторон действительности и в первую очередь внутреннего мира человека. В средние века сохраняется монолитность художественного стиля (см. Романский стиль, Готика): живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Например, византийская мозаика эстетически созвучна архитектурным формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архитектурного образа.
Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах искусств пластических в Европе: они окончательно превращаются в собственно художественную деятельность. В сознании современников живопись, скульптура, зодчество становятся «свободными художествами», наряду с поэзией и музыкой, а религиозные образы наполняются светским содержанием.
Исторически изменяются взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и средние века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоциональная выразительность формы. Чёткая пластическая ритмика греческих статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия средневековой иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармоническом равновесии с пластической экспрессией формы, как в древнегреческом искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как, например, искусстве раннего средневековья.
В искусстве Возрождения целостность и свобода воспроизведения реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью пластической конструкции и выразительностью форм. У мастеров XVII в. сохраняется тот же принцип. Усиливающееся стремление к достижению «эффекта присутствия» приводит в искусстве XIX в. к тому, что на первый план выдвигается изобразительное начало, а конструктивно-композиционная логика и выразительность формы существуют как бы в скрытом виде. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В реалистических полотнах XIX в. нетрудно обнаружить прочную линейную и пространственнную конструкцию. Цвет в картинах крупных мастеров реализма имеет не только изобразительную, но и эмоциональную функции.
В конце XIX в. вновь усиливается стремление к возрождению стилистического единства искусств пластических. Стиль «модерн» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве представляет собой первую попытку вернуться к синтетическому пониманию пластической культуры, к единому «большому» стилю, в который органически входят и монументальная живопись, и архитектонически продуманная скульптура, и вся область художественной обработки материальной среды. Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания выразительной функции формы.
В XX в. вся система искусств пластических претерпевает глубокие изменения. В них отражается сложность общественной жизни эпохи кризиса империализма, грандиозных революционных потрясений, утверждения нового, социалистического строя. Никогда прежде художественный процесс не поляризировался так резко. Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (в котором односторонне и гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны и грани художественной выразительности формы), либо в крайний эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и разрушению целостности художественного сознания (см. Авангардизм, Модернизм).
Но в искусствах пластических в XX в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технического прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетические принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроительных комплексах. Возникают новые виды и формы искусств пластических (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. Искусства пластические вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая художественная культура, проявляющаяся в художественном конструировании, оформительском искусстве, полиграфии и т.д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиционные художественные ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран главным образом в форме народного творчества и народных художественных промыслов. Контакты искусств пластических с общественной жизнью в передовом искусстве XX в. становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура, газетно-журнальная графика).
Стремление к возрождению целостности и органичности пластического мышления ведёт к сближению зодчества, изобразительных искусств и художественной обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества. Намечаются связи искусств пластических с другими родами художественной деятельности; большое влияние на зрительно-пластическую культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль искусств пластических в образной структуре современного театрального и киноискусства решительно возрастает, рождаются «гибридные» формы (например, мультипликационные фильмы). Таким образом, вместе с возникновением новых форм искусств пластических вырастает значение последних в художественной культуре человечества.
Лит.: Н. Дмитриева, Изображение и слово, М., 1962; Г. Земпер, Практическая эстетика, [пер. с нем.], М., 1970; Б. Р. Виппер, Статьи об искусстве, М., 1970.
Искусства пластические
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных). В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы. Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлеченным образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура). Такая область искусств пластических, как орнамент, включает как изобразительные, так и неизобразительные формы.
От других родов художественной деятельности произведения искусств пластических отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Для полноценного эстетического осмысления архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс которого требует определенной длительности.
Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино). Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Н. Скрябиным). В структуру образа искусств пластических может входить материал языка (слово, буква, надпись). Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии). Но в основном образная структура произведений искусств пластических строится зрительно- пластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).
Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике «изменения мира» предметов, которых природа не знает и которые противостоят ей именно как результат человеческого творчества, развивали духовные способности человека, в том числе и «…чувствующий красоту формы глаз…» (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Тем самым вещь, созданная человеком, воспринимается как мир «очеловеченный», как овеществлённое творчество, совершенствующее природу и вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстетическое чувство, на почве которого складываются постепенно разные виды искусств пластических.
В раннем средневековье как в Европе, так и в Азии вновь наблюдается более тесное срастание искусств пластических с ремеслом и материальным производством. К этому присоединяется господство религиозной идеологии, ограничивающее в известном смысле непосредственное эстетическое освоение мира. Вместе с тем средневековая эпоха отмечена крупными завоеваниями в эстетическом освоении новых сторон действительности и в первую очередь внутреннего мира человека. В средние века сохраняется монолитность художественного стиля (см. Романский стиль, Готика): живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Например, византийская мозаика эстетически созвучна архитектурным формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архитектурного образа.
Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах искусств пластических в Европе: они окончательно превращаются в собственно художественную деятельность. В сознании современников живопись, скульптура, зодчество становятся «свободными художествами», наряду с поэзией и музыкой, а религиозные образы наполняются светским содержанием.
Исторически изменяются взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и средние века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоциональная выразительность формы. Чёткая пластическая ритмика греческих статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия средневековой иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармоническом равновесии с пластической экспрессией формы, как в древнегреческом искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как, например, искусстве раннего средневековья.
В искусстве Возрождения целостность и свобода воспроизведения реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью пластической конструкции и выразительностью форм. У мастеров XVII в. сохраняется тот же принцип. Усиливающееся стремление к достижению «эффекта присутствия» приводит в искусстве XIX в. к тому, что на первый план выдвигается изобразительное начало, а конструктивно-композиционная логика и выразительность формы существуют как бы в скрытом виде. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В реалистических полотнах XIX в. нетрудно обнаружить прочную линейную и пространственнную конструкцию. Цвет в картинах крупных мастеров реализма имеет не только изобразительную, но и эмоциональную функции.
В конце XIX в. вновь усиливается стремление к возрождению стилистического единства искусств пластических. Стиль «модерн» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве представляет собой первую попытку вернуться к синтетическому пониманию пластической культуры, к единому «большому» стилю, в который органически входят и монументальная живопись, и архитектонически продуманная скульптура, и вся область художественной обработки материальной среды. Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания выразительной функции формы.
В XX в. вся система искусств пластических претерпевает глубокие изменения. В них отражается сложность общественной жизни эпохи кризиса империализма, грандиозных революционных потрясений, утверждения нового, социалистического строя. Никогда прежде художественный процесс не поляризировался так резко. Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (в котором односторонне и гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны и грани художественной выразительности формы), либо в крайний эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и разрушению целостности художественного сознания (см. Авангардизм, Модернизм).
Но в искусствах пластических в XX в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технического прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетические принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроительных комплексах. Возникают новые виды и формы искусств пластических (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. Искусства пластические вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая художественная культура, проявляющаяся в художественном конструировании, оформительском искусстве, полиграфии и т.д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиционные художественные ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран главным образом в форме народного творчества и народных художественных промыслов. Контакты искусств пластических с общественной жизнью в передовом искусстве XX в. становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура, газетно-журнальная графика).
Стремление к возрождению целостности и органичности пластического мышления ведёт к сближению зодчества, изобразительных искусств и художественной обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества. Намечаются связи искусств пластических с другими родами художественной деятельности; большое влияние на зрительно-пластическую культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль искусств пластических в образной структуре современного театрального и киноискусства решительно возрастает, рождаются «гибридные» формы (например, мультипликационные фильмы). Таким образом, вместе с возникновением новых форм искусств пластических вырастает значение последних в художественной культуре человечества.
Литература: Н. Дмитриева, Изображение и слово, М., 1962; Г. Земпер, Практическая эстетика, (пер. с нем.), М., 1970; Б. Р. Виппер, Статьи об искусстве, М., 1970.
Пластические искусства
Смотреть что такое «Пластические искусства» в других словарях:
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называют также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись … Большой Энциклопедический словарь
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные… … Современная энциклопедия
Пластические искусства — ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
пластические искусства — виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называются также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства… … Энциклопедический словарь
Пластические искусства — см. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
Пластические искусства — скульптура, архитектура, живопись, отчасти театральное искусство и танец, поскольку там есть пластика движений лица и тела … Популярный политический словарь
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… … Художественная энциклопедия
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. Искусство), произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный … Большая советская энциклопедия
Пространственные искусства — то же, что пластические искусства. См. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
Смотреть что такое ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА в других словарях:
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
см. Искусства пластические.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, см. Искусства пластические.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
Пластические искусства ☼ виды искусства, произведение которых осуществляют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются. смотреть
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
Пластические искусствасм. Искусства пластические. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советс. смотреть
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называют также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называют также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). смотреть
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
— виды искусства, произведения которых существуют впространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаютсязрением. Называют также пространственными искусствами. Пластическиеискусства делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура,графика) и неизобразительные искусства (архитектура,декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). смотреть
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные (архитектура, декоративное искусство, дизайн) искусства.
. смотреть
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные (архитектура, декоративное искусство, дизайн) искусства. смотреть
пластические искусства
Смотреть что такое «пластические искусства» в других словарях:
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называют также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись … Большой Энциклопедический словарь
Пластические искусства — ☼ виды искусства, произведение которых осуществляют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура), воспроизводящие… … Энциклопедия культурологии
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные… … Современная энциклопедия
Пластические искусства — ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пластические искусства — см. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
Пластические искусства — скульптура, архитектура, живопись, отчасти театральное искусство и танец, поскольку там есть пластика движений лица и тела … Популярный политический словарь
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… … Художественная энциклопедия
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. Искусство), произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный … Большая советская энциклопедия
Пространственные искусства — то же, что пластические искусства. См. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия