что такое пиетизм простыми словами
Пиетизм
Так называется религиозное направление, распространившееся в Германии в восьмидесятых годах XVII в. Начало ему положил Филипп Яков Шпенер изданием сочинения «Pia desideria» (т.е. благочестивые желания или мечтания) о преобразовании христианской жизни чрез возбуждение внутреннего благочестия и улучшение нравственности. К нему присоединилось несколько молодых ученых, и они стали составлять религиозные собрания для чтения Библии и взаимного назидания, за что их и прозвали пиетистами, т.е. благочестивцами.
Пиетисты преследовали одну цель – улучшение нравственности внутри самого протестантства, и они немало сделали в Германии в этом отношении. Но, обращая исключительное внимание на нравственную сторону христианства, они распространили довольно равнодушное отношение к догматам веры. Потом, обратив свои нравственные заботы, главным образом, на внешнее поведение христиан, они дошли до мелочных крайностей, восставая не только против вредной роскоши в одежде и образе жизни, против балов, танцев, игры в карты, но и против всяких других развлечений: гулянья, веселости, смеха и т.п.
Пиетисты существуют у нас в Прибалтийском крае с начала XVIII века. Определенной правильной организации пиетисты в Прибалтийском крае не имеют и не имели; они считают себя членами лютеранской церкви и принимают от нее таинства; они только не чувствуют себя удовлетворенными молитвой, совершаемой в кирках, и предаются своей собственной молитве в своих собраниях.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Пиетизм
Пиети́зм — изначально движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Пиетизм во время своего возникновения (XVII век) противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на догматику, которая далеко не всегда была понятна прихожанам.
Поскольку пиетисты не придавали большого значения догматике, то имело место взаимное влияние на аналогичные движения внутри других протестантских конфессий, вследствие чего термин «пиетизм» употребляется и применительно к не связанным с лютеранством деноминациям и религиозным группам.
Содержание
История
Пиетисты — этим именем впервые стали называться в Лейпциге последователи Шпенера, молодые магистры, читавшие в 1689 г. поучительные лекции (collegia philobiblica). Они придавали большее значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному усовершенствованию и искреннему раскаянию, чем неуклонному соблюдению церковных правил и предписаний. Обновление и возрождение считались ими признаком спасительной веры; духовное служение Богу всех верующих противопоставлялось, как нечто высшее, власти пасторов. Для возбуждения и насаждения благочестия они советовали устраивать поучительные сходки по домам (collegia pietatis), которые сам Шпенер ввел впервые во Франкфурте-на-Майне.
Шпенера волновало ослабление нравственности среди его современников. Он призывал христиан к личной святости, проповедовал «самодисциплину, которая включает в себя удаление от карт [что ассоциировалось с азартными играми], танцев и театра, умеренность в еде, питье и одежде». Он особо предупреждал против ношения ювелирных изделий, изысканных одежд и пьянства и говорил, что отличительным знаком пиетистов является желание «отказаться от свободы в спорных ситуациях». Пиетисты в целом носили простую одежду и удалялись от мирских развлечений, клятв, войн и судебных разбирательств.
Когда лейпцигские богословы изгнали как пиетистов Пауля Антона и Августа Франке, последние вместе с философом Томазиусом нашли благодаря содействию Шпенера широкое поле деятельности при вновь учрежденном университете в Галле (1694), который и сделался центром пиетизма. Здесь возникли учреждения Франке. Сюда собирались молодые богословы, стремившиеся к миссионерской деятельности. Позднее пиетизм вдался в религиозный фанатизм, требовал обращения к нему, отличался высокомерием, с пренебрежением относился к «невозродившимся». Прогулки, веселое общество, театр, игра в карты и т. п. почитались греховными. Вся жизнь христианина должна была проходить в покаянии. Обращение к Богу приняло слащаво-мистический характер, благочестие сделалось шаблонным; вечные стоны о безбожии людей шли рука об руку с пренебрежением к научным познаниям. Когда пиетизм проник ко дворам, он стал угрожать свободе мысли и преподавания. Благодаря главным образом ему философ Вольф был изгнан из Галле.
С половины XVIII в. значение его все более и более утрачивалось, и он укрылся, наконец, в маленьких кружках «возрожденных» и «сепаратистов». Во время господства рационализма он соединился с остатками прежнего церковничества, а в первой четверти XIX в. под защитой реакции возник с новой силой. С тех пор почти исчезло различие между пиетизмом и ортодоксальным лютеранством. В общей борьбе против более свободных церковных и богословских стремлений так называемые «Konfessionelle» и «Positive» — в Пруссии, по крайней мере, действовали сообща.
В России
Определённое влияние пиетизм оказал на российскую культурную элиту первой половины XVIII в., обучавшуюся в Германии, в частности, на украинца Симона Тодорского, проповедника и учителя Екатерины II, переведшего в Галле на русский пиетистский трактат Иоганна Арндта.
В России пиетизм еще со времен Александра I был распространен в придворных кругах, где уживался с крайними проявлениями фанатичности, тиранства и «злонравия». Поэтому самое слово «пиетизм» становилось синонимом ханжества. [2]
В России пиетизм имел распространение среди немецких колонистов лютеранского и реформатского исповеданий. Многие члены пиетических общин Германии прибывали в Российскую империю, где продолжали придерживаться своих традиций. Из числа проповедников пиетизма в России наиболее известны реформатский пастор Иоганн Бонекемпер, его сын Карл Бонекемпер и лютеранский пастор Эдуард Вюст. Распространение пиетизма наблюдалось, в частности, в колониях Новый и Старый Данциг, Рорбах, Вормс.
Если до середины XIX века пиетические кружки были замкнуты в рамках немецкой диаспоры и не оказывали существенного влияния на религиозные воззрения окружающего их русского и украинского сельского населения, то в 50-е годы на основе ряда пиетических и новопиетических общин формируется штундистское движение. Данное течение, благодаря своей активной миссионерской деятельности, получило распространение среди славянского населения и стало одним из предшественников современного баптизма, пятидесятничества и евангельского христианства, в целом, в России, на Украине, в Белоруссии и некоторых других государствах, образованных на территории бывшей Российской империи. [3]
Значение слова «пиетизм»
1. Возникшее в 17 в. среди протестантов Германии религиозное течение, противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство.
2. Книжн. Мистически-благочестивое настроение, поведение.
[От лат. pietas — благочестие]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Поскольку пиетисты не придавали большого значения догматике, то имело место взаимное влияние на аналогичные движения внутри других протестантских конфессий, вследствие чего термин «пиетизм» употребляется и применительно к не связанным с лютеранством деноминациям и религиозным группам.
ПИЕТИ’ЗМ (или пиэти́зм), а, мн. нет, м. [от латин. pietas — благочестие]. 1. Религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце 17 в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство (религ. истор.). 2. Мистически-благочестивое настроение, поведение (книжн.). Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Белинский (из письма Гоголю).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пиети́зм
1. религ. истор. религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце XVII в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство
2. книжн. мистически-благочестивое настроение, поведение ◆ Вы не заметили, что Россия видит свой спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Белинский, «Из письма Гоголю»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трухлявый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПИЕТИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ПИЕТИЗМ» в других словарях:
ПИЕТИЗМ — (ново лат., от лат. pietas благочестие). Учение, доктрина пиетистов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИЕТИЗМ 1) протестантская секта, возникшая в конце XVII в.; 2) слишком резко выражающаяся… … Словарь иностранных слов русского языка
пиетизм — и его связи с Просвещением Невозможно понять культурную среду, в которой развивалось немецкое Просвещение, без пиетизма, религиозного движения, которое Ладислав Миттнер (в Истории немецкой литературы ) охарактеризовал как связующую ткань… … Западная философия от истоков до наших дней
пиетизм — набожность, ханжество, благочестие Словарь русских синонимов. пиетизм сущ., кол во синонимов: 3 • благочестие (11) • … Словарь синонимов
пиетизм — а, м. piétisme m.<лат. pietas набожность, благочестие. Религиозно мистическое настроение, поведение. БАС 1. Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Белинский… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПИЕТИЗМ — (от лат. pietas благочестие) мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) кон. 17 18 вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения. В широком смысле религиозно… … Большой Энциклопедический словарь
ПИЕТИЗМ — (лат. pietas благочестие) мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17 18 вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Испытал… … Новейший философский словарь
ПИЕТИЗМ — (или пиэтизм), пиетизма, мн. нет, муж. (от лат. pietas благочестие). 1. Религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце 17 в., противопоставляющее формально обрядовой стороне религии мистическое чувство (рел. ист.). 2. Мистически… … Толковый словарь Ушакова
ПИЕТИЗМ — (от лат. pietas благочестие) англ. pietism; нем. Pietismus. 1. Мистическое течение, противостоящее ортодоксальному протестантизму (XVII XVIII вв.), стремящееся к пробуждению и обновлению религиозного чувства и углублению веры, отвергавшее внешнюю … Энциклопедия социологии
Пиетизм — (от лат. pietas благочестие), направление протестантизма конца XVII XVIII вв., противоречиво связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлеченность и догматическое окостенение протестантского (лютеранского) богословия П.,… … Энциклопедия культурологии
Пиетизм — Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы … Википедия
Пиетизм
Поскольку пиетисты не придавали большого значения догматике, то имело место взаимное влияние на аналогичные движения внутри других протестантских конфессий, вследствие чего термин «пиетизм» употребляется и применительно к не связанным с лютеранством деноминациям и религиозным группам.
Связанные понятия
Анабаптисты, или перекрещенцы (от греч. ανα — «опять, вновь» и греч. βαπτιζω — «крещение», то есть «вновь крещёные») — название участников радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI столетие) в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах, полученное ими от своих противников. Сами анабаптисты предпочитали называть себя «крещенцами», то есть «крещенными» (нем. Täufer), подчёркивая крещение как сознательный выбор. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Либеральной называют теологию, которая возникла и пользовалась большой популярностью в конце XIX — начале XX вв. и была основана на работах немецкого философа и теолога Фридриха Шлейермахера. В момент своего зарождения либеральная теология стремилась изменить христианство, сделать его более современным, соответствующим уровню науки и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности.
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.
Список протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций. Течения даны по времени возникновения, деноминации перечислены в алфавитном порядке.
Русско-украинский штунди́зм, также южнорусский штунди́зм, шту́нда (от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское религиозное движение, получившее распространение в XIX веке сначала в южных (Херсонской, Екатеринославской, Киевской) губерниях, а затем и других регионах Российской империи.