что такое первичный интеллект

Все, что вам нужно знать об интеллекте

Друзья, мы постоянно ищем для вас новую информацию, интересную для тех, кто стремится преуспеть в саморазвитии и стать умнее. Сегодня перед вами — разнообразные научные теории интеллекта. Вы получите общее понимание и, как знать, может быть, изобретете что-то свое?

что такое первичный интеллект. shutterstock 574153807 1. что такое первичный интеллект фото. что такое первичный интеллект-shutterstock 574153807 1. картинка что такое первичный интеллект. картинка shutterstock 574153807 1. Друзья, мы постоянно ищем для вас новую информацию, интересную для тех, кто стремится преуспеть в саморазвитии и стать умнее. Сегодня перед вами — разнообразные научные теории интеллекта. Вы получите общее понимание и, как знать, может быть, изобретете что-то свое?

Последовательность рождения

Ученые уже долго и упорно разбираются в непростом вопросе: какие дети умнее — первенцы или последующие? Еще недавно считалось, что лучшие результаты в IQ тестах демонстрируют те, кто появился в семье первым. Это объясняется отсутствием конкуренции за любовь родителей, относительно спокойные условия для усвоения новой информации.

Но вот одно из свежих исследований Американской психологической ассоциации доказало обратное — что никакой взаимосвязи между порядком рождения и уровнем детского интеллекта нет.

Тесты на IQ

С помощью тестов на интеллект оцениваются когнитивные способности и уровень достижений. Самые распространенные — это Академический оценочный тест SAT, а также опросник Стенфорд-Бине, который используется для одаренных детей.

Однако хотя этим методикам уже много лет, в последнее время они чаще стали подвергаться критике. Некоторые эксперты считают, что в данных тестах налицо смещение по расовому, половому, культурному и социально-экономическому признакам. А еще есть мнение, что они основаны на ставших неактуальными представлениях о том, что мощь интеллекта закладывается при рождении и в течение жизни уже сильно не меняется. Поэтому многие современные ученые считают эти тесты предвзятыми и неточными.

Краниометрия

В XIX веке французский хирург Поль Брока заявил, что умнее всех остальных люди белой расы с определенным соотношением длины предплечья и плеча. Но полноценно доказать это у него не получилось. Однако Брока не сдавался: он предпринял другой ход. Ученый стал высчитывать объем мозга исходя из параметров черепа и лицевых костей. И назвал этот способ оценки интеллекта краниометрией.

Согласно данному подходу, чем крупнее череп, тем выше интеллект. Но краниометрию довольно быстро раскритиковали, и уже в ХХ столетии она прекратила свое существование.

Наследственность

В народе ходит мнение, что ребенок, родившийся у родителей-интеллектуалов, «обречен» быть умным. Как всегда, есть исследования, которые это подтверждают, а есть и те, которые опровергают. Но в любом случае неоспорим тот факт, что наследственность однозначно влияет на IQ.

Однако не менее сильно данный показатель зависит от внешних факторов — среды, в которой вырос человек, его культуры.

Первичный потенциал интеллекта

На заре ХХ столетия американский психолог Луис Терстоун озвучил семь составляющих интеллекта:

Эта теория тоже не выдержала суровое испытание временем, ее упрекали в искусственном, надуманном посыле. Но у Терстоуна и сегодня есть единомышленники, особенно в психометрии — научной области, которая количественно описывает психологические измерения.

Гендерный вопрос

Отличие женского и мужского мышления уже прокралось даже в анекдоты. Но до сих пор нет никаких научных фактов, которые бы это подтвердили. Ученым удалось определить только два типа человеческого мозга. В первом наибольшая концентрация серого вещества, которое ответственно за обработку информации. А в мозге второго типа больше «белых клеток» — соединительной ткани серого вещества. Исследования показывают, что в мозгу мужчин почти в семь раз больше «серых клеточек», а в мозгу женщин — в десять раз больше белых.

Какой отсюда вывод? Преобладание определенного типа мозговой ткани никак не влияет на работу и производительность мозга. Просто представители сильного и слабого полов несколько иначе решают задачи, а при достижении результатов демонстрируют специфические способности и возможности.

Общий интеллект

Эта теория гласит, что существует так называемый общий интеллект, и он не зависит от результатов, которые конкретные человек демонстрирует на фоне остальных. Кроме того, есть инновационные методики, которые позволили ученым выдвинуть любопытную гипотезу: якобы в мозгу есть специальные отделы и нейронные связи, которые помогают формированию общего интеллекта.

Так что не исключено, что в один прекрасный день ученые докажут, что как индивидуальный, так и общечеловеческий интеллект имеют биологическую основу.

Множественный интеллект

Согласно этой концепции Говарда Гарднера, интеллект любого из нас включает 9 «подинтеллектов», а именно — вот такие виды: пространственный, музыкальный, экзистенциальный, внутри- и межличностный, телесный, лингвистический, натуралистский и математико-логический интеллект.

Любопытно, что с 1983 года, когда появилась эта теория, ее так никому и не удалось опровергнуть. Хотя и для подтверждения нужно провести еще огромное количество экспериментов.

Tabula rasa

Теория «чистой доски» заявляет, что ум каждого человека при рождении чист как белый лист. В нем заложен огромный потенциал, и он ждет наполнения опытом и эмоциями.

Как бы то ни было, каждая из этих теорий про интеллект и все они в совокупности позволяют нам лучше узнавать себя. Но гораздо важнее самим обогащать свой интеллект и интересной теоретической, и, конечно, практической информацией. В этом плане курсы и тренажеры Викиум — просто незаменимое подспорье. Выбирайте то, что актуально для вас именно сейчас — «Эмоциональный интеллект», «Целеполагание», «Мышление Шерлока» и пр. Все эти продукты — залог качественного всестороннего развития. Желаем успехов!

Источник

Чего вы могли не знать об интеллекте

что такое первичный интеллект. chego vy mogli ne znat ob intellekte. что такое первичный интеллект фото. что такое первичный интеллект-chego vy mogli ne znat ob intellekte. картинка что такое первичный интеллект. картинка chego vy mogli ne znat ob intellekte. Друзья, мы постоянно ищем для вас новую информацию, интересную для тех, кто стремится преуспеть в саморазвитии и стать умнее. Сегодня перед вами — разнообразные научные теории интеллекта. Вы получите общее понимание и, как знать, может быть, изобретете что-то свое?

Научные исследования – это неисчерпаемый источник информации практически на любую тему, и в особенности это касается человеческого мышления. Благодаря стараниям ученых сегодня даже совершенно обычный человек может узнать о мозге и интеллекте то, что поможет ему становиться умнее, достигать успехов и расширять свои границы.

В нашей статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее» мы подробно говорили о том, для чего вообще нужно становиться умным, и даже приводили интересную статистику и научные данные. Однако имеющееся сегодня у человечества сведения до сих пор оставляют без ответа массу вопросов на тему того, как думает человек, что такое мысли, из чего складывается интеллект и т.д.

В нашем сегодняшнем материале мы хотим вкратце рассказать вам о десяти любопытных теориях о человеческом интеллекте, изучением которых занимаются ученые. Часть из них уже опровергнута, другая часть подвергается критике, но все же нельзя исключать, что в один прекрасный день специалисты найдут доказательства той или иной теории, после чего понимание интеллекта и его механизмов в корне поменяется.

Так или иначе, мы считаем, что эта информация может показаться интересной каждому, кто занимается саморазвитием и стремится стать умнее. Вполне возможно, после прочтения этой статьи у вас появятся какие-то новые идеи, которые вы сможете успешно использовать в своей жизни.

Последовательность рождения

Ученые уже не одно десятилетие пытаются понять, как последовательность рождения сказывается на том, что влияет на интеллект человека. Но в одном из последних исследований, проведенном Американской психологической ассоциацией, говорится, что между порядком рождения детей в семье и уровнем их интеллекта никакой прямой взаимосвязи нет.

Еще не так давно специалисты считали, что лучшие результаты в текстах на интеллект показывают именно первенцы. Объясняли они это отсутствием конкуренции за внимание и заботу родителей, что позволяет детям уделять больше времени на получение и усвоение новой информации. А дети, которые были рождены позже, по мнению ученых, испытывали дефицит родительской опеки и, как следствие, показывали на тестах уже не такие хорошие результаты.

Что же касается конкретно последнего исследования, то в нем сравнивали братьев и сестер, не касаясь при этом последовательности рождения. И удалось установить, что между порядком рождения и умственными характеристиками отсутствует какая-либо существенная взаимосвязь.

Тесты на интеллект

Тесты на IQ применяются, как правило, для оценки когнитивных способностей, коэффициента интеллекта и уровня достижений. Более всего распространены стандартные тесты на интеллект, например, тест SAT (Академический оценочный тест) и тест Стенфорд-Бине для одаренных детей. С помощью этих тестов оцениваются когнитивные навыки человека и сравниваются с показателями основной массы людей.

Подобные тесты популярны уже не один десяток лет и среди обычных людей, но, несмотря на это, сегодня они все больше подвергаются критике. Некоторые специалисты, например, убеждены, что в этих тестах присутствует определенное смещение по разным признакам: расовому, половому, культурному и социально-экономическому.

Подобные IQ-тесты основываются на уже неактуальных представлениях, что сила человеческого интеллекта является чем-то, что определяется при рождении и что не претерпевает серьезных изменений в течение жизни. Поэтому ученые, разделяющие мнение о предвзятости «старых» тестов, рекомендуют всем, кто их проходит, не относиться к получаемым результатам слишком серьезно.

Краниометрия

В 19 столетии ученые считали, что оценить интеллект человека можно, если измерить его череп и лицевую структуру. В самом начале развития этой теории французский хирург Поль Брока сделал и противоположное предположение: он считал, что на уровень интеллекта влияет величина отношения длины предплечья к длине плеча.

Ученый попытался доказать, что самая интеллектуально развитая раса – это раса белых людей, при этом основываясь лишь на длине руки, но у него это не получилось. Тогда он решил измерить череп и лицевые структуры для определения того, мозг какого объема способен поместиться внутри черепа того или иного человека. Данный способ показался ему более подходящим для оценки. Это и называлось краниометрией.

Согласно краниометрии, чем крупнее кости черепа, тем больше и мозг, который в нем находится, а это значит, что человек обладает высоким интеллектом. Однако методика подвергалась постоянной критике: многие нашли в ней расовые предрассудки, а также указывали на отсутствие доказательной базы. В итоге в начале 20 века краниометрия прекратила свое существование как методика оценки интеллекта.

Но все же стоит заметить, что исследования в краниометрии поспособствовали нахождению мозговых речевых центров и выявлению концепций интеллектуального фактора, которые все мы сегодня знаем как коэффициент интеллекта.

Наследственность

Многие считают, что если ребенок рождается в семье умных родителей, значит, и он тоже будет умным, но так ли это? Часть исследований подтверждает это, а часть отрицает, но точно известно, что наследственность все же оказывает влияние на IQ человека.

Однако нельзя забывать и об окружающих условиях и о том, что в формировании интеллекта человека играет роль культура. А вот насчет генов интеллекта уверенно сказать ничего нельзя. Исследования в этой области говорят о том, что количество генов, ответственных за интеллект, может составлять и 40, и 80 процентов.

Ученые сегодня активно изучают как влияние на интеллект генов, так и влияние воспитания. Данная область еще только набирает обороты, а исследователи надеются, что соответствующие эксперименты помогут не только понять, как функционирует разум, но и лучше разобраться в тонкостях характера человека и его поведения, а также в особенностях психики.

При этом особое значение имеет тот факт, что на разум человека не влияет раса, а наследственность нельзя рассматривать в качестве единственного фактора, определяющего интеллектуальный потенциал.

Первичный потенциал интеллекта

В начале 20 века американский психолог Луис Терстоун предположил, что интеллект состоит из семи компонентов. Эта теория существенно разнилась с бытовавшими в то время представлениями об интеллекте, согласно которым интеллект основывался на одном факторе (о том, что именно это за фактор, понятия не было).

По мнению Терстоуна, в число семи компонентов, на которых основывается интеллект, входили:

Теория Терстоуна не смога пройти испытание временем, но его изыскания даже сегодня находят сторонников, особенно в области психометрии – науки, которая проводит количественные исследования психологических измерений.

Интеллект и пол

Все мы сегодня обращаем внимание на то, что мышление мужчин и женщин отличается, однако никаких фактов, которые бы подтверждали, что один пол умнее другого, все-таки нет. Хотя исследования в этой области сегодня очень популярны.

Ученным удалось определить два типа человеческого мозга. Мозг первого типа содержит в себе наибольшее количество серого вещества, отвечающего за обработку информации, а мозг второго типа содержит большее количество белого вещества – ткани, соединяющей серое вещество. Так вот исследования показывают, что в мозге мужчин в 6,5 раз больше серого вещества, а в мозге женщин в 10 раз больше белого.

Какие выводы можно сделать? Если говорить коротко, то преобладание того или иного типа мозговой ткани не влияет на производительность мозга. Разница лишь в том, что мужчины и женщины немного по-разному решают разные задачи и добиваются в этом разных результатов.

Общий интеллект

В нашей статье мы не можем не упомянуть об идее общего интеллекта, ведь на ней строятся многие теории, в том числе и теория, называемая фактором G. Научные исследования говорят о том, что есть общий интеллект, и он не зависит от результатов, показываемых каким-то одним человеком по сравнению с общей массой людей.

Обычно информация об особенностях работы человеческого интеллекта получается посредством психометрии. Но теперь есть инновационные методики, использование которых позволило ученым предположить, что в мозге есть особые отделы и нейронные связи, способствующие созданию общего интеллекта.

Эта теория продолжает активно изучаться, и вполне вероятно, что уже совсем скоро ученые смогут доказать, что биологическая основа есть как у индивидуального, так и у общечеловеческого интеллекта.

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, разум человека включает в себя целый набор разных типов интеллекта. Автор этой теории – американский психолог Говард Гарднер говорит, что интеллект – это способность к созданию и поддержанию ценностей, решению проблем и расширению своих знаний посредством решения этих проблем.

Ученый считает, что один уникальный интеллект каждого человека состоит из девяти типов интеллекта, среди которых:

Интересно то, что с момента разработки этой теории в 1983 году она, в отличие от многих других, так и не устарела и не была никем опровергнута. Но, конечно же, чтобы полностью ее подтвердить, требуется провести еще немало исследований и экспериментов.

Tabula rasa

«Табула раса» (в переводе с латинского языка означает «чистая доска») – это теория, гласящая, что с рождения люди являются «чистыми умами». В течение многих столетий эта теория поддерживается психологами и философами. Предполагает же она, что в момент рождения ум человека пуст и свеж, обладает огромным потенциалом и ожидает наполнения жизненным опытом и эмоциями.

Как мы уже говорили, сегодня продолжаются активные споры о том, что же обладает наибольшим значением для интеллекта – воспитание или генетика, стоит ли считать человека исключительно творением природы или же окружающая среда играет большую роль?

В последние десятилетия было проведено немало исследований, в которых ученые изучали разлученных при рождении близнецов, ведь в них «содержится» один и тот же генетический материал, а среда, в которой они растут и развиваются, – различна. И, по мнению ученых, разум человека, как и другие его индивидуальные черты (например, все та же гендерная идентичность), является комбинацией наследуемых генов, получаемого опыта и влияния окружающей среды.

Триархическая теория интеллекта

Автором данной теории является американский психолог Роберт Стернберг. Разрабатывая ее, он пошел наперекор всем представлениям и предположениям об общем интеллекте и стандартных умственных способностях. Интеллект для ученого не был просто академическим фактором. Стернберг выдвинул гипотезу, что каждый человек обладает практическим интеллектом, существенно отличающимся от академического, но по значимости ему равноценным.

Триархическая теория интеллекта включает в себя три подтеории:

Последняя подтеория подразделяется на два направления:

Триархическая теория оказалась очень интересной, но у нее, конечно же, появились и критики. Они говорят, что она более похожа на описание набора практических навыков, необходимых человеку, нежели объясняет, как функционирует интеллект, а также, что Стернберг не в состоянии предоставить информацию, основанную на непосредственных наблюдениях.

Заключение

Мы познакомили вас лишь с небольшим количеством теорий, касающихся интеллекта, но в действительности их намного больше. Впрочем, и научные данные на эту тему постоянно обновляются.

Однако для нас с вами не столь важно, что говорят ученые по поводу мышления и его развития (хотя и это, безусловно, важно), сколько то, что мы сами делаем, чтобы становиться умнее. Можно бесконечно пополнять свой багаж знаний новой информацией, но при этом оставаться на том же уровне. Надеемся, что вы стремитесь к большему.

Поэтому в заключение хочется лишь сказать, что знать о всевозможных теориях важно и нужно, ведь это позволяет нам лучше узнавать самих себя. Но намного важнее самим становиться умнее, обогащая свой интеллект не только интересной теоретической, но и полезной практической информацией (напомним, что немало таковой вы можете почерпнуть в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»).

Желаем вам всестороннего развития, а представленный в статье материал пусть дополняет ваши знания о том, почему и как нужно становиться умнее!

Источник

Что такое интеллект?

Модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции.

Модель имитирует моделируемую систему с некоторой точностью. Чем больше точность, тем больше в модели будет составляющих ее объектов. Информационная модель имеет информационные объекты. При максимальной точности на каждый моделируемый объект системы будет соответствующий ему информационный. То есть будет однозначное отображение (mapping). В дальнейшем под словом «модель» я буду подразумевать именно отображение одних объектов в другие, заданное соответствие реального и информационного.

Информационная система — это система для обработки информации. Информация некоторым образом поступает на вход информационной системы. Чтобы правильно ее обрабатывать, система имеет информационную модель.

Откуда поступает информация? Из какого-то внешнего источника. Я называю его «реальность».

Реальность — это всё, что находится вне информационной системы.

Итак, чтобы взаимодействовать с реальностью, информационная система должна иметь некоторую модель этой реальности. На каждый реальный объект должен быть соответствующий ему информационный, то есть модель этого объекта. Другая информационная система — это тоже реальный объект. Соответственно, если мы хотим с ней как-то взаимодействовать, для нее тоже нужна модель.

Необходимость такой модели хорошо заметна при разработке API. На сервере некая структура на выходе, на клиенте такая же структура на входе. В PHP и в JS одинаковые классы. Это не избыточность, это моделирование одной системы в другой.

Интеллект

Естественный интеллект — это тоже информационная система. У него есть датчики, которые дают входящую информацию. На основе этой информации он строит модель того, что происходит вне этой информационной системы, и на основе модели принимает решения о действиях. Таким образом, мы можем дать определение того, что такое интеллект.

Интеллект — это способность информационной системы строить модель реальности на основе входящей информации.

Компьютерная программа это тоже информационная система. Обладает ли она интеллектом? Нет, потому что модель в программу закладывает программист. Рассмотрим например программу для разметки жесткого диска. Информация о возможных форматах, порядок выполнения команд, коды ответов — это все заложено в исходном коде. В программе есть модель жесткого диска, она обновляется при получении ответов на команды, но программа ее не строит, не может ее изменить.

Искусственный интеллект должен строить правильную модель реальности. В том числе, он должен правильно на нее реагировать. Как минимум так же, как человек. Во-первых, это обратная связь для нас, по которой мы можем прийти к выводу, что интеллект у системы есть. Это можно проверить в отладчике, но надо знать, что там должно быть. Во-вторых, потому что одна из целей это выполнение деятельности человека в некоторых задачах.

Все животные так или иначе реагируют на реальность. Поэтому в отношении них нельзя говорить о том, есть интеллект или нет интеллекта. Можно говорить о том, больше его или меньше, достаточно ли его для определенного вида задач, для построения определенных моделей.

У одноклеточных практически нет интеллекта, потому что нет элементов, которые хранят и обрабатывают информацию об окружающей среде. Есть только химические взаимодействия, которые позволяют им функционировать. Их тоже можно считать моделью, но не информационной, а аппаратной. Из-за небольших размеров и химических законов она не может быть сложной.

Также стоит отметить, что интеллект тесно связан с понятиями объекта и памяти. Объект — это нечто, что обладает состоянием и поведением, что мы определяем как одно и то же в разные моменты времени. Память нужна, чтобы хранить признаки объектов между этими моментами, здесь и начинается модель. Но объекты это тема отдельного разговора.

Ощущения

Люди испытывают приятные и неприятные ощущения. Рассмотрим ощущение боли. Как ее можно описать? Боль это неприятное ощущение, если она присутствует, то мозг постоянно обращает на нее внимание. Обычно человек не может по желанию ощущать или не ощущать боль. При этом у людей неприятных ощущений несколько, например, есть еще страх.

Для произвольной информационной системы можно дать такое определение.

Ощущения — это процесс восприятия данных, которые поступают в информационную систему постоянно, требуют своей обработки, при этом система устроена так, что не может на них не реагировать. Восприятие — это то, как данные влияют на модель. Их наличие система может воспринимать как положительную или отрицательную обратную связь. Положительную связь она стремится увеличить, отрицательную уменьшить.

Любые сигналы с датчиков это ощущения.

Может ли искусственный интеллект испытывать боль?

Сначала заметим, что естественный интеллект испытывает несколько разных для него ощущений. Боль это просто название одного из них. Она сигнализирует о повреждениях. Таким образом, если некая информационная система с интеллектом получает ощущение с информацией о повреждениях, которое она определяет как неприятное для нее, стремится минимизировать его влияние и не может это сделать путем отключения, то это аналог боли. Именно аналог, мы можем лишь определять сходство, что «Ощущение 1» похоже на человеческую боль, а «Ощущение 2» на удовольствие от чего-либо. Главное здесь то, как реагирует сама система на эти данные. Как определить, что ИИ не врет? Проверить в отладчике.

Чем больше признаков, тем больше сходство, включая химические и электрические процессы. С большой вероятностью животные чувствуют ощущения, схожие с человеческими, так как реагируют аналогично человеку, тоже имеют нервные клетки, которые тоже состоят из органических соединений.

То есть, если мы сделаем информационную модель человека с точностью до атомов и электрических полей, а также окружающую его реальность, с которой он будет взаимодействовать, и смоделируем порез на пальце, то да, в этой реальности он будет испытывать боль. Если с помощью датчиков он будет взаимодействовать с нашей реальностью, то в нашей. Так как в плане обработки информации он ничем не будет отличаться от других людей.

Этично ли заставлять его чувствовать боль против его желания в какой-либо реальности? Думаю, нет. Это относится к любому другому существу и любому неприятному ощущению. Но так как это информационная модель, можно смоделировать другую реакцию или иной способ восприятия, и тогда уровень этичности будет другой.

Рассмотрим систему управления базами данных с мониторингом. Если происходит сбой, подсистема мониторинга начинает с некоторой периодичностью отправлять администратору уведомление с уровнем тревоги. Можно ли сказать, что такая система испытывает боль? Нет. Во-первых, у нее нет интеллекта, модель заложена в нее программистом, и там нет понятия, аналогичного боли. Во-вторых, хотя сигнал и оценивается как неприятный, у нее нет стремления его минимизировать. В общем-то даже наоборот, она сделана для того, чтобы предоставлять максимально точную модель того, что происходит с системой. Ее можно назвать аналогом нервных клеток, а не существа, которое их имеет.

Другие понятия

Что такое сознание? Его можно определить как процесс функционирования интеллекта, процесс получения информации и обновления модели реальности. Оно тесно связано с понятием «Я». «Я» это элемент в модели, представляющий саму информационную систему. Есть ли понятие «Я» у собак? Да, это тот объект, с которым они связывают команды «Сидеть-Лежать». Это означает, что у собак есть сознание и интеллект. Но умножать например собаки не умеют. Возможно, это связано с тем, что для более высоких уровней абстракции нужны дополнительные информационные элементы, которые будут наблюдать более низкие уровни и строить их модель.

Сознание связано с самонаблюдением. То есть имеет место не просто получение информации о мире и обновление модели, а также и регистрация самих фактов получения, отражение их в модели, связь с объектом «Я». «Если мне тыкают под ребра, мне щекотно». «Вчера я не знал этого, сегодня знаю». То самое «Я мыслю — следовательно, я существую». Получается замкнутая система, часть элементов с выхода анализирующего блока передается на его вход. Можно предположить, что сознанием могут обладать только сложные существа, у которых достаточно информационных элементов для организации такой связи.

Что такое понимание? Что означает, когда мы говорим, что человек понял что-то? Это означает, что у него появилась правильная модель того, что он анализировал. Информационные элементы модели соответствуют элементам реальной системы. Понимание это построение правильной модели. Почему так важен опыт? Это модель. Она позволяет моделировать процессы в информационном виде, а потому планировать и выбирать нужный вариант.

Есть нейросети, они сами строят модель по входящей информации. Строят ли они правильную модель? Результаты показывают, что как-то не очень. Для них обычно требуется специальная выборка, это тоже подготовленная модель. Но какую-то модель они могут построить, поэтому некоторый уровень интеллекта у них есть.

Update: Важный момент. Объекты в модели это именно объекты, с состоянием и поведением, которые распознаются как одно и то же в разные моменты времени. Думаю, если информационная система не имеет механизма для понятия «тот же самый», то нельзя сказать, что у нее есть интеллект.

Китайская комната

Решил добавить анализ китайской комнаты, чтобы показать применимость этого подхода в разрешении непонятных вопросов.

Итак, есть комната, в ней сидит человек, у него есть инструкция, руководствуясь которой он перекладывает иероглифы. Комната отвечает на китайские вопросы, но человек не знает китайского. Ответ прост и уже дан ранее — китайский язык знает вся система в целом. Но есть и аргументы против. Рассмотрим некоторые моменты.

«Инструкция же составлена таким образом, что после применения всех шагов к иероглифам вопроса они преобразуются в иероглифы ответа.»

Строго говоря, это невозможно, так как для ответа нужны дополнительные данные, которых нет в вопросе. Если система действительно отвечает правильно, они где-то хранятся. Это ее модель реальности.

«Формально аргументацию можно представить так:
1. Если гипотеза «сильного» ИИ верна, тогда существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта система будет понимать китайскую письменность.
2. Я могу исполнить программу для китайской письменности без понимания этой письменности.
3. Следовательно, гипотеза «сильного» ИИ неверна.»

Пункт 1 должен выглядеть так: «существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта программа будет понимать китайскую письменность». Система передает данные в программу, программа их обрабатывает.
Поэтому, из 2 не следует 3. Понимать китайскую письменность будет исполняемая программа, а не тот, кто ее исполняет.

Чтобы человек стал понимать китайский язык, надо расширить имеющуюся у него модель моделью из программы. А когда эти данные внутри виртуальной машины, они недоступны.

«Более общий вывод Сёрла говорит о том, что любые манипуляции с синтаксическими конструкциями не могут приводить к пониманию»

Верно. Понимание это построение правильной модели. Синтаксические конструкции лишь обозначают элементы модели.

«Система из книги правил, человека и комнаты, по их мнению, является разумной и понимает китайский язык. В качестве контраргумента Сёрл предлагает заставить человека запомнить формальные правила ответов для системы.»

И когда он будет исполнять программу, она будет понимать китайский язык.

Статья на английском с небольшими дополнениями: What is intelligence?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *