что такое перцептивные способности педагога

Статья «Социальная перцепция в работе педагога дополнительного образования»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ №1, г.Иваново

Социальная перцепция в работе педагога дополнительного образования.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях.

Термин социальная перцепция (от лат. perceptio) используется в психологии для объяснения закономерностей процесса восприятия и познания человека человеком. Наше восприятие окружающей действительности зависит не только от органов слуха, зрения, психологических особенностей, но и осознания своей роли среди себе подобных. Мы не существуем изолированно, в отрыве от коллектива, а наши действия и поведение постоянно интерпретируются иными индивидами. Социальная перцепция обуславливает получение сигналов, понимание и оценку ситуации, себя и других людей в качестве общественных объектов.

Понятие «социальная перцепция» включает:

Традиционно принято выделять три составляющие социально-перцептивного процесса: субъект, объект и ситуация восприятия или же партнер-наблюдатель, партнер-наблюдаемый и ситуация (контекст).

Проиллюстрирую «социальную перцепцию» на примере из своей практики педагога дополнительного образования:

На уроках по психологии во втором классе моё внимание привлек один ученик. Внешне он всегда был серьезным и даже угрюмым, его поведение было беспокойным, и держался он как-то особняком. В какой бы форме ни проходили наши занятия, его странное поведение и эмоции не менялись. Такой психологический портрет совсем не подходил ребенку 8 лет. Состояние мальчика мне показалось критическим. Предположила, что, возможно, что-то не ладится в его семье, что кто-то обижает его, отсюда и появляется внутреннее беспокойство ребенка, выражающееся в его поведении и эмоциях. Понаблюдав некоторое время и убедившись, что такое состояние и поведение моего ученика сохраняется, решила поговорить с ним. Поколебавшись некоторое время, мальчик рассказал о том, что тяготило его. Мы поработали над этой ситуацией, он получил мою психологическую поддержку. Но больше всего меня поразило его восприятие ситуации и своих родителей. На мой вопрос: «Почему ты долгое время молчал и не говорил об этом родителям или другим взрослым?», он ответил: «Если я рассажу, поделюсь своими эмоциями, то меня посчитают трусом». Вот так… долгое время мальчишка терпел регулярные побои старших ребят и боялся сказать об этом даже родителям…

С педагогических позиций социальную перцепцию следует рассматривать как восприятие и взаимоотношение объекта и субъекта в рамках образовательно-воспитательного процесса. Проблема отношений в учебном процессе отражает характер общения среди его участников и является сложнейшим фактором совместной деятельности педагога и детей. Говоря простым языком, для учителя важно то, как интерпретируют его слова и поведение учащиеся, ведь от этого зависит эффективность педагогического процесса. И наоборот, для успешного образования роль преподавателя, его статус в глазах обучаемых, его образ жизни чрезвычайно важны.

Изучение перцептивного компонента педагога осуществляется в двух направлениях:
1) исследование социальной перцепции в зависимости от способностей самого педагога;
2) в зависимости от способностей познаваемого ученика.

В ряде исследований (С.В. Кондратьева, Л.Д. Ершова, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько) были выявлены существенные различия в социальной перцепции педагога в зависимости от:

1) стажа педагогической деятельности;

2)специальности;
3) уровня мастерства;

4) индивидуального стиля общения;

5) индивидуально-психологических характеристик педагога;

Так, в работе Л. Д. Ершовой отмечается, что развитие перцептивных особенностей учителя находится в прямой зависимости от его жизненного опыта, следовательно, и от стажа.

В исследованиях С.В. Кондратьевой выявлено, что с повышением уровня понимания педагогом личности учащегося, количество педагогических воздействий уменьшается, но их адекватность и воспитательная эффективность возрастает.
Следовательно, возрастает и уровень педагогического мастерства.

При рассмотрении развития социальной перцепции с точки зрения половых различий С. В. Кондратьева и В. М. Раздобутько выяснили, что женщины-педагоги в целом более точно понимают ученика, чем педагоги-мужчины. Преподаватели гуманитарных предметов превосходят при этом преподавателей точных наук.
Для психического развития детей далеко не безразлично, какими формами руководства педагогическим процессом пользуются взрослые. Так, воспитанники «педагога-демократа» значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельности, нежели их сверстники, воспитывающиеся и обучающиеся у педагога авторитарного стиля.

Исследования под руководством Д. Б. Эльконина по вопросу влияния, оказываемого разными формами общения учителя на детей шестилетнего возраста, показало, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к повышению тревожности, снижению эмоционального комфорта у детей. В связи с повышением тревожности существенно искажается и ход психологического развития детей. Пагубное воздействие авторитарности может выражаться в депривации, потребности в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима в этот период в силу имеющейся социальной нестабильности ребенка.

Факторы, мешающие правильному восприятию :

— Наличие заранее заданных установок, убеждений, стереотипов, в соответствии с которыми людей заранее относятся к определенной категории вследствие чего, формируется установка, на поиск связанных с ней черт;

— Преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная информация;

— Эффект «ореола». Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоценивают, а недостатки либо не замечают, либо оправдывают. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечают или истолковывают превратно;

— Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписывают свои собственные качества и эмоциональные состояния, по аналогии с собой;

— «Эффект первичности» проявляется в том, что первое полученное впечатление о человеке, накладывает отпечаток на всё последующее отношение к нему;

— «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили значимую негативную последнюю информацию о человеке, она может перечеркнуть всё прежнее мнения об этом человеке;

— Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Чтобы предотвратить негативное влияние стереотипов и установок на эффективность деятельности и общения, педагогу необходимо осознавать их влияние и развивать такие качества, как эмпатию, сензитивность, рефлексию.

Педагогу крайне важно быть эмоционально сопричастным к внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, мыслям. Необходимо уметь становиться на точку зрения воспитанника, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как он воспринимает определенную ситуацию, уметь прочитать на лице ребенка его внутренний мир.

Пример эмпатийного поведения из своего педагогического опыта:

В летнем лагере девочка 9 лет застряла между ступеньками полукруглой лестницы, плачет и никак не желает двигаться, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Со стороны кажется, что все очень просто, стоит немого повернуться, приподняться и произойдет высвобождение. Несколько педагогов в течение довольно длительного времени пытались ей помочь, призывая успокоиться и четко проговаривали, что нужно сделать, но страх, боль и эмоции не позволяли сконцентрироваться на инструкциях. Напряжение нарастало, нервы не выдерживали. Наблюдая за этой ситуацией со стороны, я поняла главное – девочке нужнее были не инструкции, а сопереживание. Подойдя к ней, я сказала: «Я вижу как тебе больно и как трудно выбраться из этой лестницы, и я представляю, как бы мне было плохо на твоем месте, но безвыходных ситуаций не бывает и я уверена, что мы вместе что-нибудь придумаем». Она почти сразу перестала реветь и говорила только о том, что ей больно. Я сказала, что верю ей. Через минуту нашего общения девочка благополучно стояла около лестницы, а спустя пару минут уже ходила и даже бегала.

Успеху в социально-перцептивной деятельности способствует интерес к познаваемому объекту. Психологическая и социально-психологическая наблюдательность позволяет выявить намечающиеся тенденции в развитии личности и познавательной сфере ребенка, определить характер, тип, как отдельного воспитанника, так и группы в целом, провести необходимую корректировку и определить эффективность использованных в работе методов, приемов.

Для определения перцептивных особенностей личности участников учебного процесса можно использовать следующие психодиагностические методики:

— Диагностика социальной эмпатии [7, с.15],

— Диагностика уровня эмпатии (Бойко В.В.) [8],

— Исследование стереотипов восприятия успешного ученика [7, с.178],

— Диагностика стилей педагогического общения [7, с.191],

— Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя

(Фетискин Н.П.) [7, с.337].

Таким образом, приступая к изучению личности, включенной в педагогическую деятельность, необходимо ознакомиться с ее спецификой. Профессиональная деятельность педагога должна рассматриваться как один из видов практического искусства, которое находит свое выражение в том, что педагог выделяет и решает возникающие перед ним профессиональные задачи, педагог сам создает среду своей деятельности, организуя учащихся и воспитанников, руководя процессом их обучения и развития.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Педагогические способности

Педагогические способности – это индивидуально-психологические свойства личности педагога, которые при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения педагогической деятельности.

К числу основных С.п. можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, перцептивные, научно-исследовательские, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, мажорные, гностические, психомоторные и способности к распределению и концентрации внимания. Наиболее полное и современное изложение проблемы С.п. дает академик М.И. Станкин в своей монографии «Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998.

В структуру организаторских умений преподавателя входят:

Мажорная способность – оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Психомоторная способность обеспечивает необходимые и уместные двигательные навыки, умение «соединять голову с руками». Данная способность предусматривает умение преподавателя подбирать индивидуальную технику движений для уч-ся во время физической работы, гимнастических занятий, сборки и разборки прибора, проведения эксперимента, учитывая при этом их массу, рост, длину конечностей, быстроту реакции и др. Психомоторная способность – это и умение, говоря словами А.С. Макаренко, «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учениками».

Гностическая способность – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. В структуру гностической способности входят: анализ своей собственной педагогической деятельности, анализ положения в коллективе, умение выявить неформальные группы, обнаружить и ликвидировать внутригрупповые конфликты, сплотить, настроить их на серьезное отношение к учебе и активное участие в общественной жизни, выявить лидеров коллектива, степень воспитанности и подготовленности каждого подопечного, умение дать ему положительную характеристику.

Конструктивная способность, или педагогическое воображение и мышление,-умение проектировать будущее воспитанников, тщательно планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине.

Т.о., С.п. нельзя считать чем-то неизменяемым, цельным и единым. Они включают множество компонентов. Здесь С.п. рассмотрены раздельно, но деление это искусственно. И, естественно, способности пересекаются, частично повторяют одна другую.

Источник

Перцептивные умения. Навык перцептивный Перцептивные умения

что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Значение термина

Слово «перцепция» (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу. Он подразумевал под термином «перцепция» «неясные впечатления» в противовес апперцепции — ясному осознанию восприятия.

В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:

Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.

В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению. Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.

Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.

что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Перцептивные педагогические способности, помогающие обеспечить успех урока. статья по теме

«Перцептивные педагогические способности

помогающие обеспечить успех урока»

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее — искусство. Педагогические способности — качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической деятельности педагога? Оказывается нет. Ведущие способности это:

Остальные способности можно отнести к вспомогательным, сопутствующим. Остановимся на одной группе педагогических способностей- перцептивные способности- умение выявить особенности психики учащегося.

Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей- как нормальное, так и ненормальное- несёт на себе отпечаток:

Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Педагогическая деятельность- это деятельность специфичная, и главной ее особенностью является то, что основным предметом труда здесь является личность другого человека. В центре этой деятельности еще только формирующаяся личность. А потому эта личность особо чувствительна к различным социальным воздействиям, особо ранима и менее устойчива.

Получение адекватного знания о личности учащегося важно к тому же и с другой точки зрения. Изучение личности учащегося представляется необходимым в качестве условия и метода обеспечения обратной связи в педагогическом процессе.

Психодиагностика личности способна помочь учителю в решении большинства педагогических задач. Существует целый пакет тестов определяющих тип характера человека. Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Леонгард. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором Андреем Евгеньевичем Личко.

Приподнятость настроения, жажда новизны во всем- это определяет все поведение. Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов.

Первые признаки этого типа видны уже в начальной школе. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, строгую дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделие. Склонны к переоценке своих возможностей и чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия. Нельзя применять жестокость, надо заинтересовать (подкидывать новые идеи)

Характеризуется постоянной сменой настроений, не зависящей от самого человека, ни от обстоятельств. Настроение чередуется периодами легкой подавленности с периодами гипертивности по 10-15 дней. Этот тип характера встречается в три раза чаще у девочек, чем у мальчиков. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компаний. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности, ненужности. Между фазами часто имеет место достаточно длительный период «гармоничного» поведения. Первые признаки этого типа около 12 лет.

Рекомендации педагогам- следить за настроением, уменьшить требования в период подавленности.

Ведущим радикалом этого типа является эмоциональная лабильность. Смена настроения частая, но связана с мелкими внешними раздражителями, с различными жизненными ситуациями. На лидерство не претендующий. Предпочитает быть в кругу людей, которые к нему хорошо относятся, влюбчивы. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц.

Рекомендации педагогам- похвалить, поощрить- это улучшает настроение и стимулирует подростка к деятельности.

Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Медленная врабатываемость, короткий пик и быстрый спад. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу (эти вспышки физиологические). Не претендуют на лидерство, легко подчиняемы, часто оказываются под влиянием других. Начинает проявляться в 9-11 лет. Присуще на протяжении всей жизни. Независимо от уровня интеллекта учатся средне.

Рекомендации педагогам- уменьшить уровень требований (завышать отметки), спрашивать на 20-25 минуте урока.

Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее своё и своих близких) склонны к самоанализу. Черты характера обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя, и особенно за других бывает самой трудной задачей. Консолидируется тип в возрасте 12-14 лет, до этого лёгкость появления сомнений. На лидерство не претендует, под влияние не попадает, общается в кругу себе подобных. Склонны к тому чтобы глубинно изучать что-либо, самостоятельные, нерешительные. Имеют правильную самооценку.

Рекомендации педагогам- не ставить в положение выбора (научить нельзя), давать только конкретные задания. Использовать склонность к глубинному изучению, сделать его мозговым центром- пусть что-то изучит и расскажет другим.

Определяется робостью, ранимостью, нерешительностью. Имеет высокий уровень требований к себе. Появляется в 10-12-13 лет, некоторые признаки и раньше. Избирательны в общении, если подружились верны дружбе, привязаны к близким, к родителям. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим «Я» («образ тела»). Замкнутость, робость и застенчивость особенно проявляются среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения. Ответственны, учатся независимо от уровня интеллекта, хорошо. Предпочитают жить иллюзиями, в воздушных замках. Сенситивы тяжело переносят развод родителей. Расценивают как предательство.

Рекомендации педагогам- нельзя резко вырывать из привычной обстановки, если даже едет поступать в институт желательно, чтобы ехала и мама. Необходим индивидуальный подход. С сенситивным типом надо быть искренним. Самый сложный тип.

Главные черты- замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения, неумение и нежелание общаться, неумение понять чужие переживания, желание и мысли партнера. Его мало волнует, что вокруг. Нередко неряшливы, естественное поведение- читать в шумной веселой компании. Сложно, заумно формулируют свои умозаключения, не чувствуют чужой боли и не требуют внимания к себе. Имеют причудливые хобби. Черты характера появляются в 10-12 лет.

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Эти взрывы не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Неуемное желание лидерства, допускают иерархию власти, власти добиваются любыми способами. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственна мелочная аккуратность, строгое соблюдение правил (иногда в ущерб делу)

Рекомендации педагогам- можно давать власть, но делегировать так, чтобы можно было её забрать (т.е. давать мало, иначе не заберешь).

Желание выделяться, быть ярким, жажда внимания к себе. Первые признаки появляются достаточно рано, еще в детском саду. Учатся лучше всех или хуже всех. Могут быть лживы, необычные хобби (ни у кого больше такой нет). Склонность к позёрству, свойственна театральность переживаний. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение.

Рекомендации педагогам- чем больше уделяется им внимание, тем больше им хочется. Поэтому необходимы задания с любыми вариантами творчества. Среди актёров много истероидов.

Неуёмная жажда удовольствия при нежелании трудиться, поверхностность увлечений. Признаки этого типа видны уже в 8-10 лет. Учатся плохо, прогуливают. Легко подчиняются, оказываются под влиянием эпилептоидного типа. Быстро появляется алкоголизм 15-16 лет (при ранней алкоголизации). При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Слабый волевой компонент личности. К своему будущему равнодушны, планы не строят, живут настоящим. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Рекомендации педагогам- жесткая регламентация времени для выполнения задания, режим «ежовых рукавиц».

Главная черта- конформность : ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на всё — от стремления одеваться как все, до сильной зависимости от окружения, суждений, позиций и поведения. В «хорошей » среде хорошо учатся, стараются и работают, в «плохой»- усваивают достаточно быстро её обычаи, привычки, манеру поведения. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Рекомендации педагогам- помочь сменить компанию.

Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

1. Подласый И.П.» Педагогика», учебник 1 часть.

2. Реан А.А. «Психология изучения личности».

3. Реан А.А. «Практическая психодиагностика личности».

4. Хьелл А., Зиглер Д. «Теории личности».

Программы и методики развития

Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:

В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.

Социальная значимость навыка

Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.

Общение — процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.

На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.

Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).

Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.

Структура перцептивного действия

Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.

Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:

Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.

Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.

Различение — формируется перцептивный эталон.

Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.

Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.

Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности

Люди, работающие в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, учениками, потребителями. В их профессиональной деятельности развитые перцептивные способности — это ключ к успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональной стезе.

Огромную роль развитое восприятие состояния собеседника играет и на межличностном уровне общения. Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям. Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.

Развитое восприятие собеседника важно иметь каждому человеку, но механизмы и принципы использования этой способности будут разниться у всех представителей общества.

Родители

Перцептивные педагогические способности — это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова). Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.

В период раннего детства именно папа с мамой являются и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений. До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику. Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.

Несколько слов о ролевых принципах поведения

Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.

Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей — благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения. Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все — мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

Перцептивные способности педагога — это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Учителя

Перцептивные способности учителя — это умение:

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

Ценностью является ребенок — его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога — это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование и развитие перцептивных способностей начинается в раннем детстве. Обусловлено это адаптацией ребенка к окружающему миру и потребности в развитии (которого не существует без коммуникации).

Дети-Маугли служат тому подтверждением. Поскольку они были помещены в среду волков, то выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Это «подражание» запускало более сложные биологические и психологические механизмы, которые в итоге не позволяли детям стать полноценными людьми и сокращали жизнь до продолжительности жизни волка.

Этот пример заставляет задуматься о значимости окружающей обстановки (эмоциональной, материальной, сенсорной и т. д.), в которой находятся дети. Ведь в детстве перцептивные способности — это «двигатель» развития ребенка.

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

Смотреть что такое «Перцептивная деятельность» в других словарях:

Толкованиеперцептивные действия— структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

перцептивные действия
Этимология.Происходит от лат. рerteрtiо — восприятие.Категория.Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.Специфика.Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных
перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Другие книги по запросу «перцептивные действия» >> —>

Конгруэнтность – соответствие переживаний клиента его физиологической реакции и выражения этих переживаний во внешнем плане.

Неконгруэнтность – это отсутствие единства в опыте, не искренность. Информация, которую передает человек, двойственна и не точна. Вызывает напряжение и защиту.

Роджерс разработал клиентцентрированную терапию.

Цель терапии – устранение диссонанса между реальным опытом и я – концепциями.

Условия – феноменологический подход. Важное понятие терапии – внутренний локус оценки (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним факторам), обеспечивающий автономность клиента. Если внутренний локус оценки сформулирован, то ведущий локус оценки становится мотивом личностного роста.

Мотив личностного роста задает вектор направленности всех жизненных сил личности. Мотив личностного роста Роджерс определяет как самореализацию (самоактуализацию).

Самореализация возможна при умении жить в настоящем, здесь и теперь. Здесь и теперь способна жить личность, у которой актуализирована самость. Понятие самость обозначает актуализированную личность, стремящуюся к самоактуализации и целостности.

Роджерс полагал, что терапия, основанная на феноменологической теории личности, должна быть индирективной. Психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил вслед за Вертгеймером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.

Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии.

В 80-е годы 20-го столетия появилась работа К. Роджерса «Свобода учиться», в которой впервые был психологически обоснован человеко-центрированный подход к образованию. К. Роджерс, отмечая в качестве одного из недостатков традиционной системы обучения недооценку самого учащегося, его активности, предлагает организовать само преподавание как активизацию, облегчение (фасилитацию) процесса обучения.

Три универсальных условия (по К.Роджерсу), которые образуют климат, обеспечивающий рост и развитие:

Первый элемент — это искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.

Второй по важности установкой является принятие, забота или признание — безусловный позитивный взгляд на клиента. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.

Третий фасилитирующий аспект отношения — эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту.В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных сил, обеспечиващих изменение.

что такое перцептивные способности педагога. lazy placeholder. что такое перцептивные способности педагога фото. что такое перцептивные способности педагога-lazy placeholder. картинка что такое перцептивные способности педагога. картинка lazy placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТолкованиеПереводперцептивное полеAviation medicine: perceptual field

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое «перцептивное поле» в других словарях:

Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека

В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.

Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей. В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия. Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *