что такое перспектива в изо
Перспектива в академическом рисунке. Почему без нее не обойтись?
Знаете ли вы, как устроено наше зрительное восприятие? Почему при взгляде на абсолютно параллельные предметы, например, на рельсы, нам кажется, что они сходятся? Почему объекты, расположенные дальше, кажутся нам меньше по размеру? Если у вас есть ответы на эти вопросы, уверена, в рисовании вам будет легче чем тем, кто не понимает, к чему вся эта викторина. Наш мир — 3D, но плоскость листа 2D, так как же нам изображать так, чтобы передача увиденного не искажалась? Чтобы объем не исчезал, а размер оставался разумным… Звучит сложно, верно? Для упрощения подобных задач существуют законы перспективы. Любое увиденное изображение строится по определенным законам, при этом не имеет значения, что именно вы изображаете. Если не учитывать законы построения, объект, находящийся дальше, может стать большего размера, чем есть на самом деле. Если перспектива отсутствует, изображение выйдет нелогичным, несуразным и плоским. Перспектива в рисунке нужна для придания объема вашим предметам, помимо этого такую же роль выполняют светотень и пятна. Но перед тем, как строить и рисовать, стоит изучить теорию. Есть некоторые правила, когда вы их изучите и усвоите, ваш рисунок станет ближе к реалистичности. Для начала посмотрим, какие термины используются в перспективе. Самые важные из них:
Линия горизонта
Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз. Она меняется в зависимости от нашего местоположения. Например, на одном и том же натюрморте будут разные линии горизонта, если мы смотрим на него снизу и сверху.
Точка схода
Точка схода — это точка, на которой сходятся, удаляющиеся от наблюдателя, параллельные линии.
Перспектива
Перспектива сама по себе является иллюзией. Искаженным вариантом мира, который мы видим. Перспективе подвергается абсолютно каждый увиденный предмет.
Есть несколько принципов для создания более грамотной линейной перспективы:
Самый простой вид изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Судя по названию, предмет будет находиться с фронтальной стороны. Некоторые грани будут параллельны, а другие – перпендикулярны линии горизонта. Линии, которые находятся параллельно лучу зрения, будут сходиться в одной точке. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены.
(Синяя линия — линия горизонта; красная точка — точка схода)
Угловая перспектива
Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни. Самый простой способ объяснить, снова показать на примере куба.
Мы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, ребра сходятся в две разные точки схода. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Строить пространство можно даже используя три точки схода. Чаще всего этим видом пользуются архитекторы, изображают небоскребы, высокие здания и тому подобное. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Данный вид перспективы интересен тем, что ни одна из линий не является параллельной картинной плоскости.
После изучения теории, можно закрепить материал практикой. Что нужно для того чтобы начать? Сделаем вид, что мы с вами хотим изобразить кирпич фронтально.
Как видите, рисовать в одноточечной перспективе несложно. Конечно, этот пример — очень простое упражнение на рисование фронтальной перспективы. Разберем также угловую перспективу (с двумя точками схода). Возьмем для изображения куб. Его лучше всего рисовать именно в угловой перспективе. Сядьте перед фигурой так, чтобы вам было видно три грани кубика. А реального размера ребро должно быть всего одно. (все остальные искажены в высоту или длину).
Выясняем, где у нас линия горизонта, а где точки схода. Это самое важное. Наш куб не плоский,а объемный, поэтому мы намечаем пару линий, обозначающих его ширину. Помните, на уроках геометрии мы изучали то, что все стороны куба равны, в теории это действительно так. Но вот перспективе безразличны эти правила, так как все в ней это иллюзия восприятия. То есть не делайте все стороны одинаковыми по длине и высоте. Равными по размеру будут лишь те стороны, что параллельны друг другу и перпендикулярны земле, а главное те, которые не искажаются. (такое встречается лишь во фронтальной перспективе) Хотя бы на пару миллиметров одинаковые по логике ребра будут разниться. При угловой перспективе самым длинным ребром будет то, что ближе к нашему взгляду. То есть N1, его мы обязательно изображаем перпендикулярно полу, не нужно заваливать эти ребра.
После установки главного ребра, из двух концов ведем линии к точкам схода. Влево и вправо. Тем самым образуя N2,N3,N4,N5. Отмеряем карандашом высоту ребра N1, далее прикладываем ту же высоту по новообразовавшимся линиям N2,N3,N4,N5, вспомните, что я писала выше. Не нужно делать их точь в точь одинаковыми, поэтому срезаем немного высоты, сославшись на сокращение размера в связи с отдаленностью линии. После отмеривания нужной длины (на глаз), ставим точки/ ориентиры, тем самым обрезая N2,N3,N4,N5. Из этих точек выходят вверх новые ребра нашего куба N6,N7. На пересечении N4 и N6, N5 и N7 образовались точки. Из этих точек мы ведем линии в точки схода. На пересечении данных линий N8 bN9 образовалась новая точка N12. Из нее ведем ребро вниз. Это есть глубина куба. Точно так же на пересечении N6 и N2, N7 и N3 образовались точки, из которых ведем линии к точкам схода. Они пересекаются, тем самым создавая ограниченные N10 и N11, а на их пересечении заканчивается самая дальняя грань куба.
На практике изображение предметов, следуя законам перспективы требует много внимания и знаний законов. Но все это сложно лишь тогда, когда только начинаешь учиться. После долгих часов работы и полном осознании того, что же все-таки такое эта ваша “перспектива” искажения на плоскости перестают казаться чем-то страшным, и становятся автоматически понятными. Поэтому мой вам совет, разглядывая работы великих мастеров, проекты архитекторов, чертежи зданий и тому подобное, старайтесь хотя бы пару минут посвятить тому, чтобы разобраться, где в работе линия горизонта, где точка схода, и сколько их вообще. А также при изображении предметов помните, чем грамотнее выполнено искажение, тем реалистичнее будет ваша работа. Хочу для сравнения показать вам примеры с перспективой и без. Подумайте, какие изображения более плоские?
Ну, совсем элементарно.
В первом варианте есть минимальная перспектива, но все же с плоскостями художник поработал очень плохо.
Отойдем от примитивности, посмотрите на куда более профессиональные работы.
Работа Левитана
Здесь перспектива является чуть ли не первостепенной. Обратите внимание на, казалось бы, одинаковые деревья. Цвет и форма почти идентичные, но ощущения “забора” не возникает. А все почему? Потому что применены все законы:
Идем далее. Клод Моне.
Обратите внимание. Здесь одна точка схода. Изображение совсем отличается от предыдущего, но тем не менее законы те же. Свет попадает на передний план, а задний остается в тени, но даже это не помешало художнику справиться с пространством и создать объем.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Что скажете насчет перспективы в этой работе? Верно. Ее нет. Это из-за того, что в средневековье данное понятие не было изучено, а художники его почти не применяли. Разве что на ощущениях. Шахматная доска вроде бы изображена, но совсем без рельефа, фигуры на доске непонятно как нарисованы в профиль и повернуты. Колонны развернуты под каким-то странным углом. Сами люди расположены неразумно. Грубо говоря, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», глазу неприятно видеть эту работу со стороны восприятия, даже несмотря на то, что цветовое решение вполне себе неплохое. Вот это базовый набор знаний, касательно линейной перспективы и ее видов. Изучайте, рисуйте, пробуйте, совершенствуйтесь. Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка». Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Приемы: Перспектива
Одна из ключевых задач любого произведения изобразительного искусства, будь то живопись, фотография или кинематограф – естественная передача трехмерного окружающего мира с его пространствами, рельефами, фактурами и масштабами на двухмерной плоскости. Убедительность изображения во многом зависит от того, насколько выразительно на плоскости выглядят привычные характеристики реального мира.
Наряду со многими приемами, направленными на решение этой задачи, художники, фотографы и кинематографисты используют различные виды перспективы.
Линейную перспективу называют также геометрической, так как основная ее суть заключается в построении композиции с помощью ровных линий, которые сходятся или расходятся в одной точке, создавая иллюзию трехмерного пространства на плоскости. В зависимости от направления «движения» внутри кадра, то есть от увеличения или уменьшения размера объектов относительно переднего плана, различают прямую и обратную линейную перспективу. В первом случае объекты уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана, во втором – увеличиваются.
Например, в городском пейзаже венгерского фотографа Брассаи фонарные столбы естественным образом уменьшаются в глубине кадра, при этом динамика кадра усилена за счет диагональной композиции. Английский фотограф-документалист Мартин Парр, известный своими жанровыми стрит-зарисовками, отражающими жизнь представителей разных классов, для изображения динамичного глубинного пространства часто прибегает к приему обратной перспективы. Причем в его снимках она не всегда очевидно читаема, однако расположение фигур людей по мере возрастания, а не удаления, создает ту самую атмосферу хаоса, отсутствия упорядоченности и в полной мере раскрывают непарадную сторону повседневности, которая и является целью его работ.
Принцип линейной перспективы основан на закономерности человеческого восприятия: объекты, которые в реальности имеют одинаковые размеры, кажутся нам на изображении тем меньшими, чем дальше они от нас находятся. Следовательно, параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, на снимке сокращаются в размерах и кажутся более короткими, чем они есть в действительности, а различие в масштабах близких и удаленных элементов композиции станет тем более заметным, чем больше разница в расстоянии между ними.
Благодаря грамотному соблюдению этих принципов создается иллюзия бесконечности, увеличивается глубина пространства кадра, усиливается ритмический рисунок и задается направление взгляда.
В кино принципы линейной перспективы применяются для создания глубинной мизансцены, передачи пространственного соотношения фигур актеров и окружающих их предметов. Учитывая, что перспектива определяется отношением масштабов близких и удаленных элементов композиции, то для образования выразительного перспективного рисунка необходимо выбирать такие точки съемки, которые подчеркнут эту разницу масштабов. Чаще всего примеры линейной перспективы можно найти в статичных симметричных планах сужающихся коридоров, улиц, снятых фронтально.
Интересно отметить, что смена ракурса увеличивает перспективу в несколько раз. В ставших классикой кадрах из фильмов Кубрика прямая линейная перспектива усиливается не за счет симметрии, а благодаря расположению окружающих героев объектов, ярких контрастов в цветах, геометрическим узорам. Однако перспективу можно выразить и простой сменой ракурса с фронтального на диагональный, как это видно на примерах из «Конформиста» Бернардо Бертолуччи.
Что важно учитывать для создания линейной перспективы:
выбор точки съемки, то есть удаленность от объекта съемки: чем дальше фотографируемый предмет от точки съемки, тем мельче он будет на снимке и наоборот;
ракурс: при фронтальном композиция более устойчива, статична, при диагональном – динамична, следовательно перспектива усилена;
направление света: диагональный и боковой жесткий свет усиливает перспективу, мягкий – ослабляет;
фокусное расстояние: короткий фокус усиливает перспективу, длинный – ослабляет.
Подчеркнуть глубину пространства в кадре можно не только с помощью линий и различия в масштабах, но и за счет тональных переходов между планами в композиции. Тональная перспектива основана на изменении степени прозрачности окружающего пространства и насыщенности цветов в сторону уменьшения, приглушения. Нередко синонимом линейной перспективы выступает воздушная.
Тональная перспектива идеальна для передачи отдаленности, пространственной протяженности. Особенно хорошо это заметно в любых видах пейзажа, где плавные переходы в тонах позволяют подчеркнуть многоплановость, не прибегая к резким контрастам и четким линиям.
В кино тональная перспектива работает в случае, когда необходимо подчеркнуть глубину пространства при съемке на открытых пространствах. Кроме того, туманная дымка и плавные переходы в тонах передают ощущение таинственности или напротив спокойствия. Тональная перспектива в кадрах с одним действующим героев (или главным объектом) создает вокруг него мягко выраженное ограничение, указывая на состояние отгороженности, замкнутости, одиночества задумчивости.
Что важно учитывать для создания тональной перспективы:
перспектива в кадре, где объекты в холодных тонах расположены на теплом фоне, ослаблена;
четкость очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя,
насыщенность цветов также ослабевает по мере их удаления – они кажутся более приглушенными, нередко замутненными, невыраженными;
дальний план кажется более светлым, чем фигуры и предметы на переднем;
фон, освещенный лучше, чем объект, ослабляет перспективу, а затемненный, либо на несколько тонов светлее объекта – усиливает.
Ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями укороченных вертикальных линий. В кинематографе подобный прием – удачное решение для передачи состояния нестабильности, потерянности.
Изменение характера перспективного рисунка изображения пи съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта. При съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные – значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, потеряют свое устойчивое положение. В результате знакомые пропорции объектов съемки – здания, фигуры людей и пр. – в ракурсном изображении изменяются.