что такое персональное позиционирование
Как правильно продвигать личный бренд: дневник обучения
Об участнике: Альберт Усманов специализируется на управлении и цифровой трансформации продуктов и коммуникации. Сейчас отвечает за цифровой маркетинг (CDO) в холдинге S8 Capital. Учился в Yale School of Management, MIT Sloan School of Management. Осенью 2020 года он записался на онлайн-интенсив бизнес-школы СКОЛКОВО.
О чем второй модуль курса
Второй модуль программы посвящен имиджу и коммуникации. Студенты начинают разрабатывать свое позиционирование для дипломной работы, определяют целевую аудиторию и каналы коммуникации с ней.
Темы модуля:
Приглашенные эксперты:
Инструменты социальных медиа
В этом блоке студенты изучали инструменты для персональных коммуникаций — социальные сети, блог-платформы и другие сервисы. Знакомились с аудиторией платформ, изучали паттерны поведения потребителей медиа. Исследовали особенности и приемы создания контента блогеров и СМИ разной величины, работали с собственной контент-стратегией. В конце очного этапа студенты участвовали в воркшопе по работе с медиа.
Медиапотребление постоянно меняется — от устройств и форматов потребления до тем и запросов самих потребителей. Было правильным начать второй модуль с актуализации информации о медиаплатформах, их роли в современных коммуникациях и особенностей медиапотребления.
Социальными медиа активно пользуются более 3 млрд людей — около 40% населения планеты. Успех любого бренда на рынке, будь то компания или человек, во многом зависит от его поведения в социальных медиа.
Соцсети предназначены для коммуникации между людьми или компаниями. Контент создают пользователи, а не профессионалы — в этом их главное отличие от традиционных СМИ. Потребители контента комментируют, дополняют и оценивают, а создатели — реагируют на их мнения.
Позиционирование
Студенты проводили небольшое исследование, чтобы определить свой реальный имидж в глазах целевой аудитории. Они внимательно изучали все доступные цифровые следы друг друга и описывали имиджевый онлайн-портрет одногруппника.
Это неплохое начальное упражнение, чтобы разобраться в позиционировании и понять, как вас видят другие люди. Для более глубокой проработки я немного изменил методологию, и сам провел 40 интервью. Расширенное исследование помогло точнее выделить факторы, которые определяют мои персональные имиджевые характеристики. Настоятельно рекомендую не останавливаться только на вводном групповом исследовании, а продолжить его с большей выборкой.
Позиционирование — это стойкая связь бренда с определенной категорией в сознании потребителя. Работая с личным брендом, нужно создать устойчивую связь между вами и нужными категориями восприятия в сознании вашей целевой аудитории.
У каждого из нас есть индивидуальная внутренняя система координат, ценностей и принципов. В соответствии с ней мы воспринимаем других людей, их поступки, действия. Относим их к определенным категориям, определяя место в нашем мире.
Заметки о позиционировании:
Моя целевая аудитория
В этом блоке преподаватель программы Дори Кларк рассказала о том, как правильно определить свою целевую аудиторию, для чего это нужно и почему важно сфокусироваться на главном — не распространяясь на все и всех.
Заметки о целевой аудитории:
Персональный брендинг
Как рассказать о своем персональном бренде, чтобы получить работу мечты? Кевин Круз, генеральный директор LEADx и автор книги «Сильные лидеры нарушают правила», побеседовал с Дори Кларк, чтобы узнать ее мнение о персональном бренде и его пользе в повседневной жизни. Ниже — основные выводы из этой встречи.
Кому нужен персональный бренд?
У каждого из нас уже есть свой бренд. Это синоним вашей репутации. Она есть у всех, ведь люди что-то о вас думают. Вопрос только в том, что именно они думают. Думают ли они так, как хотите вы? Разговоры о персональном бренде могут показаться причудами консультантов, авторов бестселлеров или тех, у кого наболело. Но многие все же согласятся, что репутация — это самый важный актив, которым вы обладаете.
«Ему можно довериться. Она потрясающе выполняет свою работу», — мы хотим, чтобы люди именно так думали о нас. Поэтому стратегически важно посылать правильные и понятные сигналы о наших истинных талантах.
С чего начать и как определить свои уникальные качества?
Есть упражнение «Три слова». Это урезанная, быстрая и легкая версия метода оценки «360 градусов» — когда коуч сначала беседует с вашими коллегами, а затем представляет глубокий и обезличенный анализ ваших сильных и слабых сторон. С помощью «Три слова» вы самостоятельно можете сделать то же самое.
Пообщайтесь с пятью—шестью друзьями и коллегами. Эти люди должны знать вас достаточно хорошо. Задайте им один простой вопрос: «Какими тремя словами вы можете меня охарактеризовать?» Самое замечательное, что к моменту беседы с четвертым, пятым, шестым человеком вы увидите закономерности в их речи.
Самая трудная задача — выделить из этих характеристик наиболее уникальные и запоминающиеся для окружающих. Когда все повторяют: «Вы человек творческий, креативный, у вас такие замечательные идеи, вы такой изобретательный», это уже серьезное преимущество, и на нем можно построить свой бренд.
Как рассказывать о своем бренде. В продвижении себя нужно использовать все доступные возможности. Большинство профессионалов упускают этот шанс даже во время мероприятий или конференций. Подходит к вам, например, знакомый и говорит: «Добрый день! Как дела? Что нового? Над чем работаете?» Подавляющее большинство неподготовленных людей выдавит только: «Да так, ничего особенного. Все по-старому». Это провал.
Вам задали открытый вопрос и ждут ответа. Они готовы слушать. И если вы хотите убедить собеседника в своей креативности, самое время сказать: «У меня сейчас классный новый проект. Мы разрабатываем инновационные пути решения кризиса водоснабжения. Это так здорово!» Именно в такие моменты ваш бренд постепенно внедряется в сознание людей.
Как изменить карьеру?
Начните вести блог или создавайте другой контент. Это могут быть подкасты, видео, статьи и другие форматы рассказов о вашей новой области компетенций.
Во-первых, активизируется личностное развитие. Чтобы написать о каком-то вопросе, нужно его сначала изучить. Так вы сможете разобраться в новых сферах знаний, станете более образованным и убедительным.
Во-вторых, это отличный инструмент налаживания социальных отношений. Вам придется больше общаться с людьми, чтобы написать, что они думают о том или ином вопросе. Например, поговорите со сведущими людьми, а затем поделитесь их суждениями. Так вы и познакомитесь с ними поближе, и предстанете в позитивном свете.
Вы создаете контент, чтобы люди, забив ваше имя в поисковике, увидели посты в блоге или соцсетях. Ваше имя все больше и больше будет ассоциироваться с этими публикациями. Создавая контент, вы переходите от своего старого онлайн-бренда к новому.
Со временем вы обретаете социальную значимость. Уделяя больше времени подготовке, беседам с людьми и написанию материалов, вы неизбежно увеличите количество публикаций о своей новой области компетенций. И люди скажут: «Посмотрите, какие глубокие материалы. Как она разбирается в вопросе».
Три ключевых компонента, на которых вам стоит сосредоточиться — это создание контента, социальная значимость и круг общения. Начните строить прочную и влиятельную сеть контактов. Окружите себя людьми, которых вы любите и уважаете. Именно это поможет вам выделиться.
Чтобы разобрать инструменты построения личного бренда на практике, студенты курса изучили видеовизитки предпринимателей Бориса Зарькова и Полины Киценко. Борис и Полина сделали персональный бренд двигателем развития своих бизнесов.
Культурные коды
Студенты изучали влияние страны, в которой мы родились, культурных особенностей и норм, семейных и региональных традиций на персональный бренд. Филолог и писатель Александр Архангельский рассказал о том, какой культурный код заложен в каждом из нас, как его понять, почему при создании личного бренда лучше не ломать традицию и не отрицать прошлое.
Заметки о культурных кодах:
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Позиционирование в инфобизнесе: 4 простых шага, как правильно себя позиционировать эксперту
Что такое позиционирование и зачем оно вообще нужно?
Видео-версия этой статьи
С одной стороны, вопрос ординарный. А с другой, не такой уж простой, и может вызывать непонимание (особенно у начинающих).
Давайте подробно разберемся, как правильно себя позиционировать в онлайн бизнесе и инфобизнесе, с чего начать и как выгодно заявить о себе.
Содержание статьи:
Для тех, кто больше любит смотреть видео, вот ссылка.
Ну а если вы пока на старте, то полный план по запуску онлайн-школы я дал в этой статье.
Сегодня начнем с того, что позиционирование – это четкое определение, какую пользу вы даете людям, выраженное в понятной форме.
Теперь, сравните со слоганом: «Я учу создавать команду и зарабатывать онлайн».
Первый важный момент: чтобы люди вас воспринимали:
вам нужно давать информацию о том, КТО ВЫ и чем можете быть полезны.
В этом как раз и кроется главный ответ на вопрос: почему у меня не покупают?
(проблема доверия, проблема осведомленности)
Прямо сейчас, честно ответьте себе на вопросы:
Почему вы это делаете, кроме денег? Какой ваш главный замысел?
Донести эту информацию можно через боли, мечты, инновации, традиции.
1.1 Чего вы придерживаетесь?
Это ваши Свет и Тень. ЗА и ПРОТИВ.
В каждом роде деятельности, в каждой профессии, есть то, что делает мир лучше и делает мир хуже.
Например, вы являетесь продавцом.
Свет этой профессии – я удовлетворяю потребности и улучшаю качество жизни.
Тень – я «впариваю» продукт всем без разбора, главное – чтобы купили.
Продавая какой-либо продукт или рекомендуя услугу, задавайте себе вопрос: с чем останутся люди, которые его приобрели? Что для них хорошо и полезно? Есть ли риск, что для них это будет вредно?
Старайтесь выработать тот золотой стандарт, чтобы он давал максимум пользы и минимум вреда.
1.1 Чем вы реально можете помочь в достижении результата?
Здесь большую роль сыграет позиционирующая фраза (слоган) и ваша большая идея.
Например : «Я помогаю сэкономить время и деньги, потому что предлагаю проверенную систему, которая работает на автопилоте.»
Вы считаете себя недостаточно харизматичным человеком? Не расстраивайтесь. Этот навык вполне реально прокачать.
Основная задача лидера – дать человеку почувствовать себя лучше других. Поддержать в нужный момент, вернуть мотивацию, если нужно, поднять самооценку.
Это совершенно не означает, что вы должны только расхваливать своих учеников или коллег. Когда это необходимо, стоит и поругать за неправильные действия.
Чтобы вы не запутались, я подготовил для вас краткую памятку.
(Для того, чтоб вам было удобно, вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”)
2. Второй момент правильного позиционирования – это Самопровозглашение.
Это то, что будут думать о вас люди. А что они будут думать? Правильно! То, что вы сами им расскажете!
Все, что вы рассказываете о себе, должно соответствовать вашему позиционированию и формуле бренда.
Прежде, чем что-то опубликовать, подумайте – зачем вы это делаете? Что вы хотите донести до вашего читателя?
Приведу простой пример :
Вы публикуете пост о том, что вчера вы были на концерте. Слушая выступление артиста, вы заметили, что он играет на эмоциях публики, постоянно чередуя композиции.
Сначала идут зажигательные песни, затем, артист рассказывает грустную историю и исполняет минорную песню.
«- Аа!, – пишете вы в посте, – это тоже самое, как спикер ведет вебинары! Он так же раскачивает слушателей эмоционально!»
Что вы показали этим постом?
а) что вы обычный человек, посещаете концерты,
б) что вы профессионал, потому как замечаете важные детали
То же касается картинок или фото. Постоянно спрашивайте себя:
Почему я публикую именно это фото? О чем оно говорит? Как оно меня позиционирует?
Как ни банально, но встречают по одежке!
Что там у вас за фотография на аватаре?
Посмотрите на себя со стороны и попробуйте определить, что за человек перед вами, чем он занимается и можно ли ему доверять?
Здесь хочу сказать, что многие вещи человек оценивает бессознательно, через образ.
И, если мы говорим о заработке, то к тексту или видео обязательно должно быть визуальное подкрепление.
Это должно быть фото в деловом стиле, но никак не фотографии с последнего банкета!
То же касается и манеры общения. Хорошенько продумайте свой образ: или вы рубаха-парень, который общается на молодежном сленге, либо, вы серьезный эксперт и общаетесь в манере деловой речи.
2.2 Обстановка, окружение, символы.
Тут сразу вспоминается главная ошибка новичков, которые говорят о заработке на фоне «советского» ковра.
Бессознательно срабатывает рефлекс: СССР не равно заработок!
К фото и видео контенту следует относиться не менее серьезно, чем к текстам.
Вы должны тщательно продумать имидж, который вы собираетесь декларировать.
И человек, глядя на вас, должен соотнести вас с экспертным статусом.
Просто отлично, если вы «засветились» в каком-нибудь СМИ или являетесь автором книг и публикаций. Обязательно заявляйте об этом!
Самый простой способ поднять свой авторитет – окружить себя влиятельными людьми. Публикуйте отзывы от известных людей, фото с легендарными личностями, используйте имена этих людей в своих цитатах, историях.
Если у вас пока нет таких знакомых, то пишите о бизнесе в целом, оперируя положительными фразами знаменитых экспертов.
Это могут быть истории (ваши и ваших клиентов),
фотографии с мероприятий,
скриншоты из личного кабинета о заработке,
твердые факты в виде дипломов и сертификатов,
отзывы о совместной работе.
Еще не запутались? Держите краткую памятку:
(Для того, чтоб вам было удобно, вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”)
3. Теперь. Как же все это сделать?
Лучший способ донести информацию – написать об этом в виде истории.
Вы должны стать героем книги (фильма), которую читает ваша аудитория.
«Надо же! – подумает изумленный читатель, – а ведь у меня было также! Он такой же, как я!»
О чем писать? Решайте сами, какая информация для вас сугубо личная, а какую можно выставить на показ.
Хотите – пишите о семье и о личной жизни, не хотите – не пишите. Решать вам. Вашему бренду это не навредит.
3.1 Людей, в первую очередь, волнует КТО вы такой? И только потом – что вы делаете и чем занимаетесь.
Люди ищут подтверждения вашей реальности. Что вы не бот, не фейк, не мошенник и не обманщик.
Вы – живой человек, со своими достоинствами, недостатками, проблемами, ценностями, традициями и т.д.
Это своеобразный сигнал аудитории, что «я вас знаю», «я для вас», «мы с вами одной крови», «меня волнует тоже самое, что и вас».
Ваша аудитория смотрит, узнает себя, понимает, что «что это мне подходит», «это для меня».
3.2 Как заявить о себе? Рассказывайте истории не только по бизнесу, но и из личной жизни.
Они выгодно отразят вас как личность.
Описывайте свои мысли, поступки, мечты, цели, желания. Это совсем не обязательно должно быть что-то выдающееся.
Собирайте личные истории о себе.
Каждая история может достучаться до человека, у которого была похожая история (так вы найдете точки соприкосновения)
Не бойтесь описывать свои слабые стороны и страхи. Просто потому, что идеальных людей никто не любит. А ваши слабости делают вас “обычным”.
И, конечно, не забывайте писать об успехе и про свои сильные стороны!
Это вызовет инстинктивное желание обратиться к вам за помощью.
(Для того, чтоб вам было удобно, вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”)
4. Где все это транслировать?
(Для того, чтоб вам было удобно, вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”)
Для вашего позиционирования лучше всего подходит сторитейлинг, но это тема для отдельной статьи.
Итак, резюмирую:
Чтобы люди у нас покупали, они должны ощутить с нами общность. А для этого, людям нужно рассказать о вашей миссии, о ваших принципах, о том, чем вы можете помочь, о том, КАК вы будете помогать, рассказывать личные истории о себе, выглядеть опрятно, в соответствующей обстановке, транслировать отзывы, фото, дипломы, любые «твердые факты».
Я постарался рассказать о позиционировании онлайн максимально подробно.
Если остались вопросы, вы можете задать их в комментариях.
Что такое позиционирование
Все компании, работающие в одной сфере, сильно похожи друг на друга. Если они ничем не отличаются, то потребителю все равно, куда обращаться, а значит на большую прибыль можно не рассчитывать. Выделиться из числа конкурентов помогает позиционирование.
Позиционирование — это образ, который прорабатывается маркетологами и с которым позже ассоциируется компания или товар. Работа над ним строится с помощью различных тактик и занимает достаточно много времени.
Простое определение позиционированию
Если объяснить еще проще, то позиционирование — это то, что о вас думают люди, какие отличия находят между вами и конкурентами. Если позиционирование хорошее, вы не боитесь потерять какую-то часть аудитории и работать с узким сегментом. Именно эти люди будут ценить ваш продукт и готовы за него платить.
При этом позиционирование — это мнение, сформированное искусственно маркетологами. Они вкладывают в головы потребителей информацию, которую они не оценивают критически и принимают как данность. Маркетинговые уловки способны вложить в головы масс любую информацию, которая в дальнейшем сыграет на руку компании или бренду. При этом эта информация не обязательно должна провоцировать на продажу, иногда преследуются и другие цели: например, упоминание название компании в дружеской беседе.
Почему позиционирование так важно
Позиционирование считается одной из немногих возможностей отстроиться от конкурентов. С его помощью вы можете обозначить свои позиции и закрепить в создании пользователей те качества, которые бы хотели. Позиционирование помогает улучшить лояльность аудитории и повысить процент постоянных потребителей.
Главное тщательно продумать стратегию: она основа выстраивания четкого образа компании в сознании потребителя. Любое неверное движение может отвернуть его от компании и отказаться от продукта, не задумываясь о грамотности своего решения.
Дополнительные преимущества:
Это не все плюсы позиционирования, но они основные, и их должно хватить, чтобы понять, что упускать из виду эту ступень маркетинговых работ не стоит.
Позиционирование и конкуренты
Позиционирование может быть работающим инструментом борьбы с конкурентами. Такой способ основан на противопоставлении себя конкурентам, которых необходимо вытеснить с рынка. Стратегия связана с представлением компании в качестве альтернативы тому, чьими услугами пользователи пользовались до этого. Она строится на проблемах ЦА, которые не в состоянии решить конкурент, или пробелах в предоставляемом им сервисе.
Как понять, что пора выбрать стратегию позиционирования против конкурентов? Для этого нужно ответить на три главных вопроса:
Такое позиционирование направлено на лидеров рынка и пользуются этим способом компании, которое долго занимают второе место. Часто стратегия срабатывает и компания №2 выходит в дамки, смещая предыдущего лидера.
Позиционирование и коммуникации
Только разработки позиционирования недостаточно, нужно сообщить об этом общественности. Для этого еще на начальном этапе нужно ответить себе на следующие вопросы:
После разработки позиционирования самое время установить коммуникацию с потребителем и сообщить ему о позиции компании. Для этого применяются все маркетинговые возможности, не останавливаясь на одной рекламе. Управлять позиционированием нужно регулярно, контролировать его при каждом контакте с потребителем независимо от его типа.
Если на каком-то этапе компания забыла про позиционирование и не поддерживает разработанную стратегию, то клиенты не поймут, в чем его суть, и какие ценности несет компания. А это может стать причиной ухода потребителя в другую компанию.
Чтобы эффективно управлять позиционированием, нужно проанализировать каждое заявление о нем. Маркетолог должен понимать, какую позицию компания хочет донести, какие цели этим преследуют и почему клиентам понравится эта позиция.
Дифференциация
Дифференциация — это дополнение готовой стратегии деталями, которые помогут выделить ее среди позиций конкурентов. Ее цель — в создании монополистическую конкуренцию, которая поможет компании стать непобедимым лидером рынка.
Дифференцировать можно любой товар, но не всем товарам это нужно. Есть и еще одна проблема: некоторые отличия создаются только для того, чтобы выделить компанию, но не имеют значения для пользователей.
Чтобы этого не произошло, при выборе направлений для дифференцирования нужно обращаться внимание на:
Разница в стратегиях позиционирования и дифференциации
Итак, в чем же разница между позиционированием и дифференциацией? Первое — это способ закрепиться в сознании потребителя. Дифференциация же — это стратегия, которая помогает повысить уникальность продукта и компании и выделить их среди конкурентов.
Успех в позиционировании зависит от условий рынка, тогда как дифференциация связана с конкурентными преимуществами.
Главное отличие заключается в том, на чем фокусируется компания: если она хочет занять место в сознании потребителей — речь идет о позиционировании, если же предложить продукт, аналогов которому практически нет — мы говорим о дифференциации.
Как разработать позиционирование
На подготовительном этапе важно прислушиваться к мнениям клиентов, ведь именно для них проводится вся работа. Затем нужно сформировать стратегию управления позиционированием, не забывая включить в нее отработку жалоб и негативных отзывов. При обучении сотрудников стоит особенно обращать их внимание на коммуникацию с клиентами: при контакте нужно как можно чаще заявлять о позиции компании. При этом важно смотреть на реакцию потребителей и анализировать стратегии конкурентов, чтобы оперативно корректировать собственную стратегию и адаптировать ее под современные реальности.
Примеры плохого и хорошего позиционирования
Пожалуй, лучший пример позиционирования — «Макдоналдс». Все знают, что это фастфуд, который вреден для здоровья. На первый взгляд, это худшее, что могло бы случиться с точки зрения пиара. Но компания смогла выстроить правильную стратегию и теперь ассоциируется как поставщик вкусных перекусов с быстрым и качественным обслуживанием.
Примером же плохого позиционирования считается УАЗ. Эти автомобили стабильно ломаются. При этом они обладают хорошей проходимостью на бездорожье и дешево стоят — эти качества определяют ЦА, на которую работает бренд.
Подведем итог
Итак, позиционирование — это то, как потребитель вас представляет и с чем ассоциирует. С его помощью можно легко управлять массами, заставлять их действовать в интересах вашей компании и заставлять о ней говорить.
Позиционирование может быть хорошим и плохим. Хорошее заключается в том, что потребитель знает, что все, за что берется ваша компания, будет сделано хорошо, а за то, что сделать не в состоянии, она не берется. Плохое позиционирование — если компания соглашается на любое предложение и никому не отказывает. Это говорит о том, что у нее нет своей позиции, она нацелена исключительно на заработок и легко поступится с собственными принципами. А такое вряд ли кому-то нравится.