что такое переторжка в электронном магазине московской области
Переторжка: что это и как использовать
Переторжка по 223-ФЗ — это этап подачи дополнительных ценовых предложений. Такой этап предусмотрели и закупках по 44-ФЗ в результате перехода на электронную форму отбора поставщика. Рассмотрим, что такое переторжка в электронных торгах, как она используется в законе о контрактной системе, в каких случаях проводится и какие возможности дает поставщикам.
Что такое переторжка
Переторжка по тендеру — это процедура, в ходе которой участникам закупки предоставляется возможность добровольно улучшить свое предложение и тем самым повысить шанс на победу. В результате заказчик получает возможность заключить договор с победителем на более выгодных для себя условиях, а поставщик может повысить предпочтительность своей заявки.
Обновление может касаться одного критерия (чаще всего цена), реже — нескольких критериев (например, цена, срок, квалификация, размер авансовых платежей).
Данная процедура призвана повышать эффективность и конкурентность при проведении тендеров.
Он может быть очной и заочной.
Переторжка в заочной форме, что это? При заочной форме обновленные предложения подаются в письменном виде в запечатанном конверте, при этом участники не знают о наличии и содержании новых заявок своих конкурентов. Результаты становятся известны только после вскрытия комиссией конвертов.
Очная переторжка, что это? Очной называют процедуру, которая происходит в режиме реального времени посредством функционала электронной торговой площадки. Она, как правило, направлена на снижение цены договора. Участники видят предложения конкурентов и могут снижать цену вплоть до истечения времени, отведенного на процедуру заказчиком. Такая форма проведения более эффективна, так как повышает элемент состязательности в закупке.
Переторжка по закону № 44-ФЗ
Этот термин не встречается в законе № 44-ФЗ, однако при проведении запроса предложений в электронной форме предусмотрена возможность подачи окончательных предложений. Этот механизм по сути представляет собой переторжку.
Закупки в форме электронного запроса предложений проводятся госзаказчиками нечасто, так как Законом о контрактной системе случаи его использования строго ограничены.
После получения доступа к заявкам закупочная комиссия проводит оценку полученных от участников предложений. В выписке из протокола, которая размещается в ЕИС, указывается лучшее из условий исполнения контракта без указания наименования организации. После этого заказчик предлагает допущенным к закупке поставщикам подать окончательные предложения.
Они, так же как и первоначальные варианты, должны быть подписаны уполномоченным лицом поставщика и отправлены госзаказчику посредством ЭТП. И нужно успеть подать новую заявку в течение 1 рабочего дня после размещения выписки из протокола (ч. 21,22 ст. 83.1). Если организация не меняет свое предложение, окончательной считается первоначальный вариант.
На следующем этапе заказчик проводит оценку обновленных заявок и выбирает победителя закупки.
С 01.01.2019 можно изменить окончательное предложение и в электронных конкурсах. Если по итогам рассмотрения первой части заявки участника допустили к рассмотрению заявок, то он вправе снизить цену контракта. Снижение цены он отражает в окончательном предложении.
В окончательном предложении укажите, что снижаете цену контракта из первой части заявки.
Переторжка в закупках по закону № 223-ФЗ
Когда будете прописывать в положении о закупках правила переторжки, не забудьте специальные правила, которые предусмотрены для конкурса среди СМСП (п. 10 ч. 5 ст. 3.4 223-ФЗ). Теперь участник:
Для остальных процедур, когда утверждаете порядок переторжки, ориентируйтесь на правила, которые предусмотрены для конкурса среди СМСП. А также придерживайтесь пошагового алгоритма:
Переторжка: формы и порядок проведения
Из нашей статьи вы узнаете:
При рассмотрении заявок на тендере по 44-ФЗ или 223-ФЗ заказчику не всегда удаётся найти приемлемый вариант. Например, у всех участников могут быть завышенные цены или одинаковые по качеству предложения. В этом случае организатором закупки объявляется переторжка.
Что такое переторжка?
Переторжкой называется процедура, в ходе которой участники закупки могут добровольно улучшить своё предложение, повысив тем самым шансы на победу в тендере. Напомним, что для участия в тендере необходима квалифицированная электронная подпись.
Чтобы получить КЭП от ГК «Астрал», выберите тариф на нашем сайте (мы разработали специальную тарифную линейку — выбранный вариант подойдёт не только дня торгов!) и оставьте заявку на обратный звонок.
Заказчику переторжка полезна в первую очередь тем, что у него появляется возможность заключить контракт на более выгодных условиях. Для повышения привлекательности своей заявки участники могут снизить цену контракта или объём аванса, сократить сроки поставки товаров (выполнения работ).
Виды переторжки
Переторжка может быть очной или заочной.
Очная происходит в режиме реального времени с использованием функциональных средств электронной торговой площадки (ЭТП). При очной переторжке участники обычно снижают цены, следя за предложениями конкурентов, пока не истечёт время, установленное заказчиком. Этот вид проведения переторжки наиболее распространён.
При проведении переторжки в заочной форме участники подают предложения на бумаге в запечатанных конвертах. Таким образом, никто из участников не знает о том, на каких условиях заново поступают предложения от конкурентов. Результаты объявляются после того, как комиссия вскрывает конверты и рассматривает обновлённые предложения.
Если на переторжке присутствуют не все участники, она проводится в очно-заочной форме. В этом случае комиссия сначала рассматривает предложения отсутствующих участников, поданные в запечатанных конвертах, затем присутствующие участники объявляют свои предложения в очной форме.
Кроме того, переторжка может классифицироваться по способу проведения и другим параметрам: электронная (если используются функциональные средства ЭТП), письменная (если предложения подаются в бумажном виде), по улучшению цены либо изменению сроков или других условий (квалификация, размер аванса и так далее).
Оценить свои шансы на победу в тендере с учётом предложений конкурентов можно легко с помощью сервиса Астрал.Поставщик. Кроме того, он поможет найти подходящий тендер, собрать необходимые сведения о заказчике и проанализировать конкурентов.
Окончательные предложения по 44-ФЗ: порядок подачи
В самом законе нет такого термина как «переторжка», однако для закупок, которые проводятся в виде открытого конкурса в электронном формате, предусмотрена возможность подачи окончательных предложений (ст. 54.6 Федерального закона № 44-ФЗ), что по сути и представляет собой переторжку. Эта процедура проводится заказчиками довольно редко, поскольку законом к ней применяются строгие ограничения.
Закупочная комиссия оценивает заявки участников и указывает в выписке из протокола, размещаемой в ЕИС, лучшее из условий выполнения контракта. Наименование участника при этом не указывается. После этого заказчик предлагает участниками подать окончательное предложение.
Оно подписывается уполномоченным лицом участника и подаётся в соответствии с установленными правилами:
Далее заказчик рассматривает и оценивает обновлённые заявки выбирает победителя тендера.
Правила проведения переторжки по 223-ФЗ
Конкурс для субъектов малого и среднего бизнеса, проводимый в электронной форме, проходит в несколько этапов, которые включают в себя подачу окончательных предложений (ст. 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ).
Процедура проводится в установленном порядке:
Необходимо также учитывать следующие факторы:
Как заполнить заявку на переторжку
Заказчик предварительно отправляет участникам тендера извещение о проведении переторжки, в котором обычно содержится инструкция по заполнению заявки. Заявка на переторжку составляется на имя председателя закупочной комиссии и подаётся в очной форме средствами ЭТП. В ней должны быть:
Процедура не составит труда, если воспользоваться сервисом Астрал.Тендер. Даже с нулевым уровнем знаний вы сможете пройти все этапы торгов. Сервис поможет подготовиться, собрать и заполнить необходимые документы, получить всю необходимую информацию о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Закупки по 223‑ФЗ: переторжка
Посмотрим, что такое переторжка, когда и какими способами заказчики ее проводят.
Суть переторжки
Переторжка — дополнительный этап конкурентной процедуры. Заказчик проводит ее по своему усмотрению, после того как собрал и оценил все заявки. Переторжку чаще всего объявляют после конкурса, аукциона или запроса предложений, когда закупают большое количество стандартной продукции или проводят сложную комплексную закупку.
Если заказчик оценил все заявки и остался недоволен результатом закупки или получил несколько сопоставимых предложений, он предлагает участникам улучшить свои заявки — например, снизить цену контракта или размер аванса, сократить сроки поставки или выполнения работ и т.д.
Когда поставщик узнает, что будет переторжка?
Заказчик может назначить переторжку, только если он предусмотрел эту возможность в своем Положении о закупках и документах закупки. Правила игры он устанавливает сам: порядок и форму процедуры, сколько раз ее проводить и т.д. Рассмотрев присланные заявки, он решает, объявлять переторжку или нет.
Уведомление о переторжке должно прийти в личный кабинет участника на ЭТП, где проходит закупка. Но лучше следить за результатом закупки самостоятельно: внимательно читать протокол рассмотрения заявок, чтобы не пропустить объявление о переторжке.
Некоторые заказчики считают, что переторжку нужно проводить после любой процедуры, независимо от результатов. Другие считают, что если сразу получено хорошее предложение, нет смысла устраивать дополнительную процедуру, так как она отнимает время.
Сколько участников допускают до переторжки?
Логично проводить переторжку между участниками, у которых примерно одинаковые предложения — например, между 2-4 лидерами. С другой стороны, такое ограничение противоречит принципу добросовестной конкуренции, который заявлен в 223-ФЗ. Это неоднозначный момент, который ФАС или другой госорган никак не комментируют.
Нужно ориентироваться на условия переторжки в документах конкретной закупки и продумывать стратегию:
Поставщики, приглашенные на переторжку, не обязаны в ней участвовать и могут сохранить ранее поданное предложение.
В какой форме проводят переторжку?
В заочной форме
Участники подают окончательные предложения анонимно: в запечатанных бумажных конвертах или загружают файл в электронный сейф заказчика на ЭТП, где проходит закупка. В этом случае участники закупки могут улучшить свои предложения по параметрам, определенным комиссией, не изменяя остальные положения закупки.
Заказчик одновременно вскрывает конверты или открывает доступ к файлам, после чего подводит окончательные итоги. В этом случае поставщики не видят предложений друг друга и снижаются, самостоятельно рассчитывая свои возможности и рентабельность контракта.
С момента объявления о переторжке до подведения итогов проходит определенное время, которое заказчик устанавливает сам или его определяет регламент площадки. Например, на B2B-Center этот срок составляет 3 календарных дня.
В очной форме
В этом случае можно пересмотреть только цену. Переторжка в этом случае проходит на ЭТП в реальном времени и напоминает аукцион. Участники видят чужие предложения и снижают собственные цены, чтобы обойти конкурентов. Чаще всего поставщикам разрешают снижать цену неограниченное число раз, но иногда бывает, что подать предложение можно только один раз.
Заявка с улучшенными условиями или ценой, поданная во время последней переторжки, считается окончательной. Если поданы заявки с одинаковыми условиями, выигрывает участник, который первым прислал свое предложение.
Ответим на вопросы
Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Особенности, процедура проведения
Настоящая статья раскрывает понятие переторжки и для чего она нужна. Познакомит вас с видами данной процедуры, порядком и правилами ее проведения по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация, приведенная здесь, окажется полезной как для участников закупок, так и для заказчиков.
Содержание
Что такое переторжка?
Виды переторжки
Порядок подачи окончательных предложений по 44-ФЗ
Порядок и правила переторжки по 223-ФЗ
Образец заявки на переторжку
Заключение
Что такое переторжка?
Конкурентная закупка по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусматривает право участника при необходимости подавать улучшенное предложение с целью повысить вероятность собственной победы в торгах. Эта процедура является выгодной и для заказчика, т.к. у него появляется возможность заключить договор на более благоприятных для себя условиях. Данный процесс называется переторжка и является добровольным для участника.
Какие критерии участник может улучшить? В первую очередь, это цена. Подача дополнительного ценового предложения участника делает его наиболее преимущественным. Кроме цены можно дополнительно изменить сроки, квалификацию, объем авансов. Тем самым повышается эффективность и соблюдается принцип конкурентности в закупках.
Виды переторжки
Очная. Происходит «вживую» путем функциональных свойств электронной торговой площадки. Как правило, в этом случае цена договора понижается до истечения срока, предусмотренного заказчиком. Соблюдается принцип «прозрачности» и конкурентности, т.к. участники видят дополнительные предложения друг друга и могут несколько раз улучшать свою цену. Такая форма проведения является наиболее распространенной и рациональной.
Заочная. При этой разновидности переторжки дополнительные предложения подаются письменно на бумажном носителе в конверте. Проводится анонимно, при этой форме участник не знает о новых предложениях других «игроков». Итоги сообщаются после рассмотрения конвертов комиссией.
При очно-заочном виде происходит смешение вышеназванных видов: проводится методом очной переторжки, но до начала объявления улучшенных цен самими присутствующими участниками, комиссия рассматривает предложения отсутствующих участников путем вскрытия их конвертов.
Некоторые используют классификацию переторжки по способу ее проведения и улучшаемой категории, что также является правильным:
Электронная, т.е. процедура проводится путем использования функционала электронных торговых площадок;
Письменная – процесс подачи окончательных предложений участниками закупки в бумажном виде (запечатанном конверте);
Улучшение цены – это, собственно, самая распространенная процедура при подаче окончательных предложений;
Улучшение иных параметров – например, это могут быть квалификация, сроки, объем авансов, как мы уже говорили в начале статьи.
Порядок подачи окончательных предложений по 44-ФЗ
Нужно отметить, что понятия переторжки нет в 44-ФЗ. Однако в ст.54.6 названного закона предусмотрен порядок подачи окончательных предложений для закупок, проводимых в виде открытого конкурса в электронной форме:
Механизм переторжки по данному виду закупки в электронной форме начал действовать с 01.07.2018 г.
Частями 21-24 ст.81.3, 44-ФЗ также регулируется порядок подачи окончательных цен для запроса предложений в электронной форме:
Процедуру переторжки при проведении запроса предложений в электронной форме заказчики проводят достаточно редко, т.к. законом к ней применяются строгие ограничения. После рассмотрения и оценивания заявок комиссия должна принять решение о необходимости переторжки. Уведомления направляются участникам на ЭТП, которые этим же способом направляют заказчику окончательные предложения, подписанные их доверенными лицами, имеющими на это полномочия.
Порядок и правила переторжки по 223-ФЗ
Переторжка в закупках по закону № 223-ФЗ
В законе 223-ФЗ предусмотрены этапы проведения конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), куда входит процедура подачи окончательных предложений (ст. 3.4 223-ФЗ).
Если в ходе проведения конкурса в электронной форме возникла необходимость сопоставления окончательных ценовых предложений, то нужно руководствоваться следующими правилами:
Образец заявки на переторжку
При заполнении заявки участник торгов должен руководствоваться инструкцией по заполнению, предложенной заказчиком в извещении. Это намного упростит подачу улучшения условий.
Само же извещение содержит следующие составляющие:
Ниже рассмотрим, какие пункты включает в себя заявка на переторжку.
Содержание заявки на переторжку:
Заключение
Мы выяснили, что переторжка – это процедура добровольная, участник подает свои предложения для повышения эффективности торгов, если считает это необходимым. Самого термина «переторжка» мы не встретим в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ, но в них подробно описаны условия, требования и правила к процессу подачи окончательных предложений.
Процедура бывает очной (вживую), заочной (письменной) и очно-заочной (смешанной), но также имеет место подразделение по способу подачи (электронный, бумажный) и по улучшаемой позиции (улучшение цены, либо иных категорий).
Заявка на переторжку состоит из определенных абзацев с информацией, которую нужно предоставить, исходя из извещения. Как мы уже говорили, процедура для участника является необязательной. А для заказчика важно понимать ее целесообразность и проводить только в целях улучшения условий закупки, повышения эффективности, соблюдения принципа конкурентности.
Электронный магазин Подмосковья: работа по новому регламенту. Результат есть!
О новых возможностях и перспективах развития популярного сервиса в интервью Елены Волковой, председателя Комитета по конкурентной политике Московской области
— Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, подробнее, с чем был связан переход на новый регламент работы, и о каких нововведениях конкретно идет речь?
— Да, действительно, мы утвердили новый Регламент работы Электронного магазина. Сделано это было для того, чтобы закрепить изменения в некоторые бизнес-процессы работы ЭМ, а также добавить ряд интерфейсных улучшений.
Теперь заказчики смогут быстрее получать необходимый товар, работу, услугу, а поставщики быстрее реализовывать свою продукцию. Мы сократили в три раза сроки проведения закупок в Электронном магазине – с шести рабочих дней до двух. Также сокращены сроки подписания контрактов в электронном виде и доступ в «магазин» получили заказчики, осуществляющие свою закупочную деятельность в соответствии с 223-ФЗ, а это порядка 1500 подмосковных учреждений.
Что касается закупок, осуществляемых вне Электронного магазина: планка таких закупок поднята – теперь это закупки до 10 тыс. рублей (раньше было до 1 тысячи рублей). Таким образом, заказчики получат возможность быстрее осуществлять некоторые виды закупок (почтовые отправления, марки и пр.). Учитывая нужды заказчиков, мы актуализировали один из разделов Регламента, в соответствии с которым перечислен перечень закупок, осуществляемых вне Электронного магазина.
Кроме того, скоро число необходимых для регистрации поставщика в ЭМ сведений будет сокращено, а сама процедура регистрации в «магазине» станет еще более клиентоориентированной, простой и удобной для пользователя.
В рамках нового регламента были подготовлены и новые инструкции для пользователей. Они размещены в разделе «Информационные материалы» – https://market.mosreg.ru/Info.
Дополнительно оптимизированы некоторые бизнес-процессы, благодаря чему будут исключены случаи необоснованных отклонений предложений поставщиков со стороны заказчиков. Также мы внедрили и новые процессы, позволяющие определять поставщика в честной борьбе.
Так, появился новый функционал «переторжка», в соответствии с которым после окончания подачи предложений на закупку у потенциальных поставщиков будет шанс предоставить заказчику «финальное» предложение по цене «в гонке за заказом».
Это значит, что в такой конкурентной среде будет побеждать сильнейший поставщик, заинтересованный в получении заказа.
— Прошло не так много времени со вступления в силу нового регламента. Тем не менее, какие результаты говорят в его пользу?
— По сравнению с предыдущими периодами количество закупок, размещаемых в Электронном магазине подмосковными заказчиками, в августе увеличилось в среднем в 1,5 раза.
В три раза сократилось время заключения контрактов (а в случае осуществления срочных закупок оно сократилось в 6 (!) раз), что очень показательно и важно, так как мы имеем дело с закупками «малого объема», а они всегда отличались возможностью оперативно заключить контракт. Заказчики, осуществляющие закупки в рамках 223-ФЗ, меньше чем за месяц получили экономию порядка 13% в таких закупках. А ведь ранее такого даже и не предполагалось!
Благодаря «переторжке» помимо того, что для поставщиков создана честная конкурентная среда, так еще и заказчики дополнительно сэкономили более чем 20 млн рублей (дополнительное снижение в 15%).
— Как представители бизнеса Подмосковья восприняли нововведения регламента?
— В целом: и заказчики, и поставщики положительно восприняли изменения, так как многие как раз и были их инициаторами. Мы же постоянно говорим о важности обратной связи, ведь она помогает совершенствовать нашу работу в нужном направлении. Результат такого открытого взаимодействия виден и понятен всем, но всегда есть к чему стремиться.
Как и в спорте, в конкурентных процедурах, не бывает такого, чтобы все участники оказались довольны результатом. Всегда есть победитель и проигравший. Мы готовы выслушать всех. С января 2019 года Комитетом по конкурентной политике Московской области заведена хорошая традиция регулярно проводить выездные встречи с представителями бизнес-сообщества, общественных организаций и муниципальных образований региона по тематике «Электронный магазин. Проблематика и перспективы развития». Да, из-за пандемии был перерыв, но скоро мы возобновим такой эффективный формат общения.
ЗА 6 МЕСЯЦЕВ ТЕКУЩЕГО ГОДА ЭКОНОМИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ В ЭЛЕКТРОННОМ МАГАЗИНЕ, СОСТАВИЛА ВНУШИТЕЛЬНУЮ СУММУ – ПОРЯДКА 850 МЛН РУБЛЕЙ
— Сколько средств было сэкономлено в бюджете региона за последние полгода благодаря Электронному магазину? Повлияла ли вынужденная изоляция на эти процессы?
— За 6 месяцев текущего года экономия, полученная в Электронном магазине, составила достаточно внушительную сумму – порядка 850 млн рублей.
Изоляция повлияла и на закупки «малого объема»: как раз за этот период мы выявили тенденцию сокращения количества закупок, проводимых заказчиками в Электронном магазине. Но этому есть простое объяснение – большая часть средств была направлена на ликвидацию последствий COVID-19.
— Елена Николаевна, как Вы считаете, к марту 2021 года, когда состоится XVI Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», уже будут явные результаты по итогам внедрения нового регламента работы Электронного магазина, к которым наверняка проявят интерес участники мероприятия?
— Безусловно, будут. Ведь мы не собираемся останавливаться на достигнутом – планируем дальше совершенствовать функциональные возможности и развивать Электронный магазин. В том числе благодаря новому Регламенту, который теперь позволяет вносить соответствующие изменения, не изменяя сам документ.
Что нас ждет на форуме, покажет время, но одно могу сказать точно – мы готовы создавать и удивлять!