что такое перегон на автобусном маршруте
Что такое перегон на автобусном маршруте
В крупных городах маршруты перевозок отдельными видами пассажирского транспорта (метрополитеном, трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутными автомобилями-такси) образуют единую транспортную сеть города, которая обязательно увязывается с линиями пригородного сообщения. Наиболее распространенным видом транспорта в городе и пригородной зоне является автобус, а во многих населенных пунктах автобус единственный вид пассажирского транспорта.
Автобусные перевозки характеризуются хорошей маневренностью подвижного состава, возможностью быстрого введения новых линий и изменения действующих маршрутов, оперативностью в организации массовых и единичных перевозок с небольшими первоначальными затратами. Однако эксплуатация автобусов требует значительных расходов и приводит к загрязнению воздушного бассейна города отработавшими газами.
Бывают постоянные, временные остановочные пункты и остановки по требованию пассажиров.
Постоянные остановочные пункты устраивают в местах со значительным постоянным в течение дня числом, принимаемых и высаживаемых пассажиров.
В тех местах, где пассажирообмен не постоянный, возникающий лишь в отдельные часы суток (у театров, стадионов и т. п.) или в различное время года (пляжи, ярмарки и т. д.), устанавливают временные остановочные пункты.
Остановки по требованию пассажиров устанавливают в местах с незначительным, эпизодически возникающим пассажирообменом.
На конечных пунктах автобусных линий организуются станции, где автобусные бригады отдыхают, принимают пищу. Там происходит смена автобусных бригад и выполняются работы по техническому обслуживанию автобусов.
Работа автобуса на линии складывается из следующих элементов:
Организация движения автобусов по городским и пригородным маршрутам предусматривает наиболее качественное обслуживание пассажиров при эффективном использовании подвижного состава.
Качество обслуживания пассажиров обусловлено регулярностью и малым интервалом движения автобусов, комфортностью салона и достаточно высокой скоростью сообщения.
Эффективность использования автобусов характеризуется производительностью автобуса и себестоимостью перевозок.
Для обеспечения регулярности движения автобусов службы эксплуатации автобусных парков разрабатывают расписания движения и обеспечивают контроль за его выполнением. Расписание движения составляют на каждый маршрут (маршрутное), каждый автобус (автобусное) и каждую станцию (станционное). Основанием для разработ-
ки расписаний движения служат ведомости автобусных аршрутов. В них указывают наименования маршрутов, ачальный и конечный пункты, длину, время и интервалы вижения, число автобусов на маршруте, время начала и кончания движения.
На основании маршрутного расписания разрабатывают втобусные расписания, которые выдают водителям вместе с путевыми листами. Автобусные расписания содержат указание о времени начала и окончания работы, числе рейсов 8а смену, времени начала и конца каждого рейса и режима движения по перегонам. Номер автобусного расписания соответствует очередности выезда автобуса на линию.
Для обеспечения наиболее производительной работы автобуса на линии диспетчер при выдаче путевого листа инструктирует водителя о тех мерах, которые необходимо осуществлять в случае срыва графика движения.
Что такое перегон на автобусном маршруте
Основы маршрутной технологии
Применительно к перевозкам пассажиров под технологией понимают совокупность методов перевозки пассажиров, научную дисциплину, изучающую различные закономерности, наблюдаемые в процессах перевозки пассажиров и багажа. Технологией называют также сами операции транспортировки.
Сущность маршрутной технологии перевозок пассажиров состоит в организации движения подвижного состава по неизменному пути следования в виде последовательности повторяющихся циклов транспортировки —рейсов. Основные принципы маршрутной технологии:
определенность маршрута и стабильность его трассы;
регулярность движения транспортных средств по маршруту и преимущественная организация движения по расписанию;
совпадение интересов пассажиров, пользующихся маршрутом, выраженное в соответствии пассажирских корреспонденции и трассы маршрута;
предварительное, до начала движения, оформление маршрутной документации и обустройство маршрута;
контроль за работой транспортных средств на маршруте и осуществление диспетчерского управления.
Маршрут —установленный и оборудованный путь следования подвижного состава, выполняющего регулярные перевозки. Трасса маршрута прокладывается по улицам и дорогам, техническое состояние которых соответствует установленным требованиям. На маршруте организуют остановочные, контрольные и технические пункты, имеющие соответствующее обустройство. Перемещение пассажиров по маршрутам называют маршрутными перевозками. Маршрутные перевозки выполняются автобусами различной пассажировместимости, троллейбусами и вагонами трамвая. В редких случаях перевозки по маршрутам могут осуществляться также легковыми автомобилями.
Классификация маршрутов производится по ряду признаков, существенных для организации перевозок.
По виду сообщения маршруты подразделяют на внутригородские, пригородные, междугородные и международные. Внутригородские маршруты проходят в пределах административных границ населенного пункта. Пригородные и междугородные маршруты выходят за границы территории населенных пунктов. В нормативных документах по организации автомобильных перевозок критерием различия этих маршрутов является длина маршрута. Пригородным признается маршрут длиной до 50 км от границы населенного пункта, а междугородным —большей длины. На этом факте следует остановиться подробнее.
Критерий 50 — километровой зоны был установлен в 30 — е гг. XX в. и учитывал существовавший тогда технический уровень автомобильного транспорта, дорог и преобладавшие формы расселения. В то время для проезда по маршруту длиной 50 км требовалось более 1,5 ч. С тех пор произошли поистине революционные изменения в транспортном комплексе, незамеченные отечественными чиновниками, продолжающими упорно пользоваться устаревшим критерием. За семьдесят лет сменилось несколько поколений автомобилей, сооружены новые скоростные дороги. Это существенно повысило скорость сообщения и увеличило радиус транспортной доступности в пригородном сообщении. Произошедшая урбанизация привела к возникновению агломераций и конурбаций. Развилась система садоводческих товариществ, у населения появились дачи.
В совокупности это привело к расширению пригородной зоны. Критерий 50 км в настоящее время искусственно сдерживает развитие пригородных перевозок. По мере развития транспортного законодательства в Российской Федерации будут установлены новые критерии. Необходимо правильно проводить разграничение между пригородными и междугородными маршрутами исходя из особенностей пассажиропотоков, востребованных рынком форм обслуживания. Поэтому принимать решение о статусе маршрута должна комиссия, проводящая проверку маршрута при его открытии.
Междугородные маршруты подразделяются на внутриобластные и межобластные. Согласование трассы межобластного маршрута требует соблюдения ряда дополнительных юридических формальностей.
Международные маршруты организуют и эксплуатируют в соответствии с международными конвенциями и договорами.
Учитывают также наличие сельских маршрутов, к которым относят пригородные и междугородные маршруты с остановочными пунктами в селах.
По виду транспорта различают автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты.
По форме трассы в плане маршруты бывают маятниковые и кольцевые. Трасса маятникового маршрута в плане представляет собой незамкнутую линию. Движение на маятниковых маршрутах организуется по этой линии в двух направлениях —«туда» и «обратно», или, как говорят, от А к Б и от Б к А. На отдельных участках маятникового маршрута могут иметься петли, наличие которых мотивировано условиями дорожного движения или особенностями пассажиропотока. Кольцевые маршруты имеют трассу в виде замкнутой петли. Движение по ним происходит обычно также в двух направлениях —по внешнему и внутреннему кольцам. Однако бывают и такие кольцевые маршруты, на которых движение осуществляется только в одном направлении.
По территориальному расположению внутригородские маятниковые маршруты подразделяются на радиальные, диаметральные и хордовые. Радиальные маршруты соединяют городские окраины с центром. Диаметральные маршруты, по сравнению с радиальными, позволяют избежать размещения конечного пункта маршрута в перегруженном центре города. Хордовый маршрут соединяет два района, не проходя через центр города. С ростом длины маршрута сокращается доля отстоев по окончании рейсов в общем времени работы автобуса на линии, что повышает производительность подвижного состава. Территориальное расположение маршрутов ограничивается существующей планировкой улично-дорожной сети.
Рассмотрение территориального расположения пригородных маршрутов позволяет указать на два характерных их вида. Наиболее распространены пригородные маршруты, выходящие из города в окружающую его пригородную зону. Часть пригородных маршрутов целиком расположена в пригородной зоне, наподобие хордовых маршрутов в городах. Такие маршруты называют местными.
По роли, выполняемой в транспортной системе, маршруты могут быть основными, подвозящими и дублирующими.
По времени действия маршруты делятся на постоянные и временные. Временные маршруты организуются на определенные периоды суток, дни недели, сезоны года. Их работа может быть приурочена к каким-либо событиям, например, пасхальные маршруты, маршруты на период проведения ремонта дорог, станций метрополитена и т. п.
Разновидностью временного маршрута является дополнительный маршрут, организуемый диспетчером оперативно, по мере надобности, например, при авариях.
По категории обслуживаемых пассажиров маршруты бывают общего пользования и специальные. Специальные маршруты обслуживают определенные контингента пассажиров, например, работников организаций —заказчиков перевозок, учеников школ и дошкольных заведений.
По организации движения внутригородские и пригородные маршруты могут быть:
с поостановочным движением, когда автобусы осуществляют пассажирообмен на остановочных пунктах, равномерно расположенных на трассе;
скоростные, имеющие протяженные участки трассы, на которых отсутствуют остановочные пункты;
полуэкспрессные, на одном конце которых производится сбор или развоз пассажиров по группе остановочных пунктов с безостановочным движением до другого конечного пункта. Соответственно полуэкспрессные маршруты бывают сборные или развозочные;
экспрессные, на которых автобусы следуют от начального до конечного пункта без промежуточных остановок. Междугородные автобусы принято относить к экспрессным даже при наличии нескольких промежуточных остановочных пунктов, если скорость сообщения превышает 55 км/ч.
По контингенту перевозчиков наиболее распространены маршруты, обслуживаемые одним перевозчиком. Однако протяженные маршруты могут обслуживаться двумя перевозчиками, реже группой перевозчиков большего состава на паритетных началах. В таком случае автотранспортные организации обычно расположены вблизи концов маршрута, что минимизирует нулевые пробеги автобусов до маршрута и обратно. Паритетное обслуживание маршрута обычно сопряжено с эксплуатацией на маршруте сравнительно большого числа автобусов.
В особую категорию выделяют горные маршруты, трасса которых отличается наличием значительных перепадов высот.
Элементами маршрута являются:
конечные пункты, являющиеся определяющими при формировании маршрута. На конечных пунктах производятся посадка и высадка пассажиров, межрейсовый отстой подвижного состава, отдых водителей и кондукторов, размещается диспетчерский пункт или диспетчерская станция, оборудование диспетчерской связи для управления движением, имеются разворотная площадка, место временного хранения подвижного состава, пункт технического осмотра и мелкого ремонта, буфет или место для приема пищи линейным персоналом, туалет. На междугородных маршрутах конечными пунктами обычно являются автовокзалы;
промежуточные остановочные пункты, на которых производятся остановки подвижного состава для посадки и высадки пассажиров. На междугородных маршрутах промежуточные остановочные пункты назначаются на транзитных автовокзалах и пассажирских автостанциях;
контрольные пункты, на которых производится проверку выполнения расписания движения. Обычно контрольные пункты совмещаются с некоторыми конечными и промежуточными пунктами. Для междугородных маршрутов контрольными пунктами служат все остановочные пункты;
перегоны —участки трассы маршрута между смежными конечными и промежуточными пунктами;
технические пункты, которые предусматриваются на маршрутах перед сложными участками пути и перед однопутными участками с целью проверки технического состояния подвижного состава, пути и подготовки к безопасному проезду;
опасные участки —части трассы маршрута, на которых имеется повышенная опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Опасные участки в обязательном порядке указываются на схеме маршрута, находящейся в паспорте маршрута. Копия этой схемы выдается каждому водителю перед выездом на линию.
Автомобильные маршруты, классификация, оборудование
Тема 10. Пассажирские перевозки
1. Классификация пассажирских автобусных перевозок.
2. Автобусные маршруты, классификация, оборудование.
3. Организация маршрутного процесса.
Основными задачами пассажирских автобусных перевозок является удовлетворение потребностей населения в перевозках, при этом должно учитываться возможность сокращения времени на поездку, обеспечение регулярности движения автобусов и гарантия возможностей поездки. Одними из главных является:
· Движение маршрутных автобусов по расписаниям, безопасность перевозок пассажиров;
· Эффективное использование подвижного состава, т.е. выполнение плана, рациональная организация труда водителей.
В практике предприятия решаются следующие вопросы:
1. Получение информации о колебаниях пассажиропотоков
2. Выбор оптимальных схем автобусных маршрутов
3. Выбор автобусов по вместимости и определение их вместимости
4. Нормирование скоростей движения, координация работы автобусов с другими видами пассажирского транспорта
5. Составление расписания движения для маршрутных автобусов
6. Организация выпуска автобусов на линию
7. Диспетчерское управление и контроль за работой автобусов
8. Обеспечение безопасности движения
Все задачи организации перевозок решаются раздельно по видам перевозок.
Классификация пассажирских автобусных перевозок
1. Пассажирские перевозки классифицируютсяна :
· Легковые автомобили (такси);
Примечание: перевозки маршрутными автобусами малой вместимости относят к автобусным перевозкам.
2. Пассажирские перевозки классифицируют по виду сообщений:
· городские – это такие перевозки, которые осуществляются в придорожной городской черте
Особенность городских перевозок в мощных пассажиропотоках, плотной маршрутной сети, которая рассчитывается по формуле:
δ= , км/км²
Городские перевозки характеризуются хорошими условиями, небольшими интервалами времени между автобусами, малыми расстояниями поездок пассажиров, частыми остановками для посадки и высадки пассажиров, невысокой скоростью движения.
Пригородные перевозки – это перевозки пассажиров на расстояние до 50 км за пределами черты населенного пункта. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, большой неравномерностью пассажиропотоков по сезонам года (резкое увеличение количества пассажиров происходит в весенне-летний период), большими расстояниями поездок пассажирами и соответственно менее частыми остановками для посадки и высадки пассажиров.
Местные, а чаще сельскими перевозками пассажиров обслуживают сельское население и могут выполнять либо автобусные, либо грузовые перевозки. Сельские автобусные маршруты соединяют районные центры с сельскими населенными пунктами; областные центры, железнодорожные станции, речные порты и пристани сельскими населенными пунктами.
Междугородние перевозки организуются на расстоянии более 50 км от городской черты, длина маршрута может достигать до 1000 км., дорожные условия, как правило, хорошие. Эти особенности определяют требования к автобусам. Используется комфортабельные скоростные автобусы, оборудуются местами для хранения ручной клади, часто оборудуются туалетами и буфетами.
Международные перевозки – это когда пересекаются государственные границы 2-х и более государств.
Искурсовые — это когда заранее разработан определенный маршрут, может быть выполнен по предварительному заказу.
Туристические — это когда перевозки могут выполняться как транспортом общего пользования так и ведомственными. Выполняется за пределами населенных пунктов, как по заказам так и предварительному договору. В организационной структуре предприятия выделяются определенное подразделение.
Служебные пассажирские перевозки связаны с доставкой служащих и рабочих. Могут использовать транспорт общего пользования так и ведомственные.
Школьные перевозки используется в сельской местности, где отсутствует регулярное движение маршрутных автобусов, либо осуществляется движение с большими интервалами не совпадающие с временней начала и конца занятий.
Разрабатываются определенные расписания, и устанавливается тип автобуса.
Вахтовые пассажирские перевозки предназначены для перевозки смен, строителей, нефтяников. Чаще всего это автобусы ведомственные или общего пользования.
Специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связанные со специальными собраниями, конференциями, ярмарками.
4 . Пассажирские перевозки классифицируют по форме организации:
Заказные перевозки осуществляются по договорам и различным заявкам от предприятия и населения. Они проходят не по маршруту, но оговариваются.
Маршрутные перевозки организуют по утвержденным маршрутам, по расписанию, с посадкой и высадкой пассажиров, на заранее оговоренных и на промежуточных и конечных остановках.
Прямые смешанные перевозки организуют двумя и боле видами транспорта, выдается единые билет до конечного пункта дающий право проезда на нескольких видах транспорта.
Автомобильный транспорт совмещают с другими видами транспорта. Главное в таких случаях соблюдать точное расписание.
Автомобильные маршруты, классификация, оборудование
Маршрутом называют регламентированный путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.
По начертанию маршруты могут быть:
Маятниковые маршрут такой, при котором путь следования автобуса в прямом и обратном направлении проходит по одной и той же трассе.
|
Рис.1 Маятниковый маршрут
Рис.2 Кольцевой маршрут.
Кольцевой маршрут такой при котором путь следования составляет замкнутый контур.
|
Рис 3.Диаметральный маршрут
Диаметральный маршрут соединяет периферийные районы города и проходящие через центр.
|
Рис.4 Радиальный маршрут
Радиальный маршрут соединяет периферийные районы города с центром.
Рис.5 Тангенциальный маршрут
Это такой маршрут который соединяет периферийные районы города и не проходит через центр города.
Маршруты разбиваются на перегоны (участки маршрута между двумя смежными остановками). Длина перегона на городских маршрутах от 200-500 метров, на пригородных от 700 до 1500 метров. Междугородние маршруты имеют длину от соответствующего расстояния между пассажирскими пунктами.
Остановочные пункты разделены на конечные и промежуточные.
Промежуточные подразделяются на постоянные, т. е. с постоянными и значительными пассажирообменом.
Временные, когда пассажирообмен меняется по времени ; по требованию пассажиров.
Промежуточные пункты могут быть :
—узловыми, в нем пересекаются несколько маршрутов и пассажиры пересаживаются с одного маршрутного автобуса на другой.
С учетом распределения пассажирских потоков по участкам маршрута, учитывается безопасность движения и согласованность с ДОБДД.
На городских маршрутах устанавливаются остановочные пункты за перекрестками.
Остановочные пункты устанавливаются на маршрутах так чтобы затраты времени пассажира на подход к остановке в городе не превышал 10-15 минут.
Расстояние между остановочными пунктами выбирается так чтобы с одной стороны время подхода было минимальным, а с другой стороны увеличить скорость движения.
Tпоездки=tподхода пассажира+tожидания автобуса+tперес.+tподх.к объекту.
НИИ разработал рекомендации:
Сред.дальность 1 пассажира | Сред.длина перегона |
2,5 км. | 250-370 м. |
3 км. | 300-450 м. |
3,5 км. | 350-520 м. |
5 км. | 500-570 м. |
Трасса автобусных маршрутов должна проходить через пассажирообразующие и пассажиропоглащающие пункты по кратчайшему расстоянию. Они должны обеспечивать минимальные затраты времени, и возможность и удобство пересадки на другие виды транспорта.
Открытие автобусных маршрутов требует больших подготовительных операциций:
-выявление возможного пассажирооборота;
-выбор трассы маршрута;
-обследование дорожных условий;
-определение места положения остановочных пунктов;
-составление паспорта автобусного маршрута.
Открытие и закрытие маршрута согласно уставу производится автотранспортным предприятием по согласованным соответствием администрации.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1397 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Автомобильные маршруты, классификация, оборудование
Маршрутом называют регламентированный путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.
По начертанию маршруты могут быть:
Маятниковые маршрут такой, при котором путь следования автобуса в прямом и обратном направлении проходит по одной и той же трассе.
|
Рис.1 Маятниковый маршрут
Рис.2 Кольцевой маршрут.
Кольцевой маршрут такой при котором путь следования составляет замкнутый контур.
|
Рис 3.Диаметральный маршрут
Диаметральный маршрут соединяет периферийные районы города и проходящие через центр.
|
Рис.4 Радиальный маршрут
Радиальный маршрут соединяет периферийные районы города с центром.
Рис.5 Тангенциальный маршрут
Это такой маршрут который соединяет периферийные районы города и не проходит через центр города.
Маршруты разбиваются на перегоны (участки маршрута между двумя смежными остановками). Длина перегона на городских маршрутах от 200-500 метров, на пригородных от 700 до 1500 метров. Междугородние маршруты имеют длину от соответствующего расстояния между пассажирскими пунктами.
Остановочные пункты разделены на конечные и промежуточные.
Промежуточные подразделяются на постоянные, т. е. с постоянными и значительными пассажирообменом.
Временные, когда пассажирообмен меняется по времени ; по требованию пассажиров.
Промежуточные пункты могут быть :
—узловыми, в нем пересекаются несколько маршрутов и пассажиры пересаживаются с одного маршрутного автобуса на другой.
С учетом распределения пассажирских потоков по участкам маршрута, учитывается безопасность движения и согласованность с ДОБДД.
На городских маршрутах устанавливаются остановочные пункты за перекрестками.
Остановочные пункты устанавливаются на маршрутах так чтобы затраты времени пассажира на подход к остановке в городе не превышал 10-15 минут.
Расстояние между остановочными пунктами выбирается так чтобы с одной стороны время подхода было минимальным, а с другой стороны увеличить скорость движения.
Tпоездки=tподхода пассажира+tожидания автобуса+tперес.+tподх.к объекту.
НИИ разработал рекомендации:
Сред.дальность 1 пассажира | Сред.длина перегона |
2,5 км. | 250-370 м. |
3 км. | 300-450 м. |
3,5 км. | 350-520 м. |
5 км. | 500-570 м. |
Трасса автобусных маршрутов должна проходить через пассажирообразующие и пассажиропоглащающие пункты по кратчайшему расстоянию. Они должны обеспечивать минимальные затраты времени, и возможность и удобство пересадки на другие виды транспорта.
Открытие автобусных маршрутов требует больших подготовительных операциций:
-выявление возможного пассажирооборота;
-выбор трассы маршрута;
-обследование дорожных условий;
-определение места положения остановочных пунктов;
-составление паспорта автобусного маршрута.
Открытие и закрытие маршрута согласно уставу производится автотранспортным предприятием по согласованным соответствием администрации.