что такое пелвис в танце
Что такое пелвис в танце
АДАЖИО (от фр. adagio) — часть классического урока, состоящая из плавных движений, различных поз, связно перетекающих из одной в другую. Зачастую в адажио используются такие элементы как: développes, releves, grands ronds de jambe. В балетном спектакле adagio часто представляет собой танцевальный дуэт и встречается в частях под названием pa de deux, grand pas.. «Спартак», «Жизель», «Раймонда», «Лебединое озеро», в любом балете можно встретить часть где есть adagio.
А ЛЯ ЗГОНД (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.
АМБУАТЕ (от фр. emboiter le pas — идти следом) — 1.) последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant без demi plié по полукругу 2.) прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45° или 90°.
АН ДЕОР (от фр. en dehors — наружу) — направление движения от опорной ноги, направленное «к зрителю». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.
АН ДЕДАН (от фр. en dedans — во внутрь) — направление движения к опорной ноге, получается как бы во внутрь, «от зрителя». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.
АНТРАША (Entrechat, от ит. intrecciato — плетённый, скрещенный ) — прыжок с заноской. Во время прыжка ноги скрещиваются между собой в воздухе в V позиции. Разновидности: Royal, Entrechat trois, entrechat quatre (одна смена ног с сохранением épaulement, на музыкальный счёт 4), entrechat cinq, entrechat six, entrechat huit.
АНШЕНМАН (от фр. enchaine-ment — соединение, связь) — ряд комбинированных движений и положений танцовщика (танцовщицы), составляющих танцевальную фразу.
АН ТУРНАН (от фр. en tournant — в повороте) — указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.
АНТРЕ (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.
АН ЛЕР (от фр. en l’air) — на воздухе. Термин, указывающий на то, что движение исполняется по воздуху. Пример: rond de jambe en l’air
АН ФАС (от фр. en face — прямо) — прямое положение корпуса, головы и ног.
АПЛОМБ (от фр. aplomb) — с одной стороны умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. С другой стороны уверенная, свободная манера исполнения.
АРОНДИ (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.
АРАБЕСК (от фр. arabesque) — так называется поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах, либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30°, 45°, 90° или 120°.
АССАМБЛЕ (от фр. assemblé — собирать) — прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении, и собиранием ног во время прыжка вместе.
АТТИТЮД (от фр. attitudes) — опорная нога находится в том же положении, что и в арабеске, но рабочая нога поднимается с согнутым коленом, а корпус танцовщика должен быть прогнут в спине.
БАЛАНСЕ (от фр. balancer — раскачивать, качаться) — движение, в котором переступания с ноги на ногу, чередующиеся с demi-plié и подъёмом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса, головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания. Может исполняться из стороны в сторону, вперёд и назад.
БАЛЛОТТЕ (от фр. ballotté — качать, качаться) — прыжок с продвижением вперёд или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении.
БАЛЛОН (от фр. ballon, от balle – шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.
БРА (от фр. bras) — рука (от плеча до кисти)
БАЛЕНСУАР (от фр. balancoire — качели) — battement tendu jeté passé par terre или grand battement jeté passé par terre, выполняемые несколько раз подряд с работой корпуса: при броске работающей ноги вперёд корпус сильно отклоняется назад, при броске ноги назад — наклоняется вперёд. Во французской школе большие батманы balançoire называются grands battements en cloche (т.е. колокол).
БАТМАН ТЕНДЮ (от фр. battements tendus) — тянуть, вытягивать.
БАТМАН ТЕНДЮ ЖЕТЕ (от фр. battements tendus jeté) — выброс ноги на 45°.
БАТМАН РЕЛЕВЕ ЛЯН (от фр. battements releve lent; relever — подъём и lent — медленно) — плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперёд, в сторону или назад.
БАТМАН АВЛОППЕ (от фр. battement aveloppe) — противоположное battement developpe движение, рабочая нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
БАТМАН СОТЕНЮ (от фр. battement soutenu — непрерывный) — исходная позиция ног 5-ая. Исполняется плавно и непрерывно: relevé на полупальцы в исходной позиции, перевод свободной ноги на cou-de-pied (вперед или назад), спуск опорной ноги на demi-plié и одновременное раскрывание свободной ноги на 45° (вперёд, в сторону или назад), опускание раскрытой ноги носком в пол (demi-plié сохраняется), подтягивание этой ноги в 5-ю позицию и одновременный переход опорной на полупальцы и т. д.
БАТРИ (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).
БРИЗЕ (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).
БАТЮ (от фр. battus, от фр. battre — бить) — прыжковые движения, усложнённые ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Например: échappe battus, assemble battus, jeté battus и др.
БАТМАН БАТЮ (battements battus) — ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frappe колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements battus исполняется на efface вперед назад.
БОДИ РОЛЛ (от англ. body roll) — группа наклонов торса, связанная с поочерёдным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
БАУНС (от англ. bounce — отскок) — трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счёт сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
БРАШ (от англ. bruch) — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
Пелвис (тазобедренная часть)
Виды движений:
— движение из стороны в сторону
— hip lift – подъем бедра вверх
Техника исполнения:
— при движении вперед пелвис чуть приподнимется и резко посылается вперед. При движении назад поясница остается на месте и между ней и ягодицами образуется арка. Колени согнуты и направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движении);
— движение из стороны в сторону может быть двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге, полукругу, который проходит через крайнюю нижнюю точку. Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону;
— при подъеме одного бедра вверх «рабочая» нога должна быть «без веса», стоять на полупальцах или быть немного оторванной от пола (нежелательно помогать подъему бедра сгибанием и разгибанием колена или подъемом и опусканием пятки). При подъеме одного бедра в подреберье на уровне диафрагмы возникает сжатие;
— движение shimmi было заимствовано из одноименного танца и заключается в спиральном закручивании пелвиса вправо или влево;
— jelly roll похож на шейк пелвиса: максимально расслабленные глубокие мышцы ягодиц сокращаются и расслабляются, что вызывает дрожание пелвиса.
Наиболее распространенные комбинации:
Крест.Вперед-центр-вправо-центр-назад-центр-влево-центр.
Как и во всех остальных движениях изолированных центров, он может исполняться двумя способами: резкий, стаккатированный толчок –thrust и медленное сжатие. Крест может начинаться с любой точки; возможны акценты.
Квадрат.Исполняется по тем же направлениям, что и крест, но без возврата в центр. Основное внимание следует уделить неподвижности коленей и равноудаленности всех точек от центра.
Полукруги.Исполняются слева направо и справа налево как через переднюю крайнюю точку, так и через заднюю крайнюю.
Круги.Исполняются вправо и влево. Основное внимание также уделяется неподвижности коленей.
«Восьмерка».Правое бедро выдвигается направо по диагонали, затем полукруг и возврат назад. При возврате правого бедра аналогично начинает двигаться левое. На начальной стадии обучения можно использовать трамплинное сгибание коленей, которое дает дополнительный толчок для движения бедер. В дальнейшем необходимо научиться исполнять «восьмерку» изолированно.
Полукруг одним бедром.В этом случае «рабочая» нога должна находиться «без веса». Полукруги одним бедром могут исполняться наружу и вовнутрь.
Руки
Принципы движения:
1. Руки могут двигаться вытянутые, без изгибов. Две руки могут исполнить множество сочетаний в различных плоскостях (впереди, вверху, сзади).
2. Каждая часть руки – кисть, предплечье, пальцы – может двигаться изолированно или в сочетании одна с другой.
3. Устоявшиеся положения рук, которые используются различными системами танца и считаются позициями, в модерн-джаз танце позиции более свободны. Это связано прежде всего с разнообразным положением кисти, которая может быть вытянута, может быть сокращена (flex), может поворачиваться в любом направлении. Локоть также может
быть и вытянут, и округлен. Таким образом, основные позиции могут иметь большое количество вариантов, связанных с положением кисти и локтя.
Позиции рук
Нейтральное, или подготовительное положение, аналогичное подготовительному положению классического танца. Руки расположены вдоль торса, локти и кисти могут быть округлены или вытянуты.
Press-position.Локти согнуты, ладони впереди на косточках таза либо на диафрагме.
Первая позиция.Руки перед торсом на уровне «солнечного сплетения» (в округленном или вытянутом положении). Кисти могут быть направлены вниз, в сторону, друг к другу.
Вторая позиция.Позиция, аналогичная позиции классического танца (руки раскрыты в сторону на уровне плеча), положение локтя и кисти может варьироваться.
Третья позиция. Руки над головой. Они могут быть округлены и аналогичны III позиции классического балета, но могут быть вытянуты в локтях и напряжены.
Jerk position.Это специфическая позиция модерн-джаз танца. Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак либо выпрямлены, предплечья параллельны полу и располагаются на уровне диафрагмы сбоку от торса.
Это основные позиции. Однако очень часто в практике встречаются положения, которые нельзя рассматривать как позиции, но их употребление придает большее разнообразие движениям рук во время урока.
а) внизу между подготовительной и второй позицией;
б) впереди между первой и второй позициями;
в) вверху между второй и третьей позициями.
А-Б-В-положения.Эти положения часто используются в единой комбинации. А – локти наружу, ладони около груди (иногда это положение называют второй закрытой позицией), Б – локти опущены вниз, ладони около плеч. В – положение аналогично третьей позиции: локти вытянуты, затем руки раскрываются во вторую позицию. Это основная схема, которая имеет множество вариантов.
Ноги
Позиции ног:
Первая позиция.Имеет три варианта: параллельное положение – стопы стоят параллельно друг другу; аут-позиция – аналогична первой позиции классического балета; ин-позиция – носки вовнутрь и соединены, пятки наружу.
Вторая позиция.Также имеет три положения: параллельное положение – стопы параллельны и между ними расстояние, равное одной стопе; аут-позиция аналогична второй позиции классического балета; ин-позиция – носки повернуты вовнутрь, но не соприкасаются, пятки наружу.
Третья позиция.Имеет только один вариант, который аналогичен классическому: стопы развернуты в выворотное положение, пятка впереди стоящей ноги находится в середине стопы сзади стоящей ноги.
Четвертая позицияимеет два варианта: аут-позиция – аналогична классическому балету; параллельное положение – стопы стоят на одной линии одна перед другой, расстояние между ними равно длине одной стопы.
Пятая позиция.Также имеет два варианта: аут-позиция – аналогична классическому балету; параллельное положение – стопы параллельны и находятся рядом, одна стопа чуть впереди другой (примерно на половину ступни).
Отдельные части ноги – стопа, голеностоп – могут двигаться изолированно. Стопа может натягиваться (положение point) и сокращаться (положение flex). Кроме того, стопа может делать ограниченные движения из стороны в сторону, а также вращаться. Естественно, все эти движения могут исполняться только свободной ногой, т.е. стопа должна быть оторвана от пола. Голеностоп так же, как стопа, может совершать движения из стороны в сторону и вперед-назад, кроме того, возможны круговые движения голеностопом, напоминающие rond de jambe en l’air классического танца. При всех этих движениях основное внимание уделяется неподвижности бедра.
Prance.Это движениеслужит для развития подвижности стопы и состоит из быстрой смены следующих положений:
— Поднять вверх пятку правой ноги, на полупальцы, колено согнуто.
— Вернуть стопу в предыдущее положение,
Так же повторяется с левой ноги.
Kick (пинок).Движение, напоминающее grand battement developpe классического танца. Обычно исполняется по четвертой параллельной позиции: «рабочая» нога отводится назад на полупальцы, оба колена сгибаются; резко выпрямляя опорное колено через параллельное passé, делается резкий бросок вперед «рабочей» ногой. Так же исполняется kick в сторону. «Рабочая» нога также находится сзади на полупальцах, оба колена согнуты. Выпрямляя опорную ногу, исполняется резкий бросок «рабочей» ногой в сторону через положение выворотного passé. Возврат в исходное положение происходит также через passé.
Для разогрева тазобедренного сустава очень часто используется свинговое раскачивание ногой, согнутой в положении attitude вперед-назад или же в сторону. В модерн-джаз танце термин attitude относится к положению согнутой в колене под тупым углом ноге, а не к позе attitude effacee или croisee, как это существует в терминологии классического танца.
Все вышеописанные движения ног созданы в процессе эволюции модерн-джаз танца, однако многие движения именно для тренировки ног были заимствованы из классического экзерсиса. Эти движения могут несколько видоизменяться по ритму, по акцентировке, но по своей функциональной нагрузке выполняют ту же задачу, что и в уроке классического танца.
Demi- и grand plie.Исполняются по всем параллельным и выворотным позициям. Возможно изменение динамики исполнения (например, медленноесгибание и быстроевытягивание коленей), а также сочетания с движениями торса (спирали, твисты, наклоны) и координация с движениями изолированных центров. Зачастую изменяются позиции рук.
Demi- и grand plie координируются и сочетаются:
а) с движениями изолированных центров (головы, плеч, грудной клетки, пелвиса и рук);
б) с наклонами, спиралями и «волнами» торса;
в) с другими движениями ног (battement tendu, battement developpe, grand battement и др.).
Battement tendu и battement tendu jete.Исполняются не только по выворотным, но и по параллельным позициям. Также может изменяться динамика исполнения. Возможно исполнение этих движений в сочетании с сокращенной стопой. Возможна координация с движениями других изолированных центров. Особенно эффектна координация с руками.
Все эти изменения в исполнении классических движений относятся и к другим движениям классического экзерсиса: rond de jambe par terre, battement frappe, battement fondu, rond de jambe en l’air, grand battement.
Особое внимание необходимо обратить на passé. В современном танце это движение используется не только как проходящее при battement developpe или при переводе ноги из открытого положения вперед в другое направление, но и как положение пальцев «рабочей» ноги у колена опорной. И поскольку все позиции имеют два положения – выворотное и параллельное, то и passé также может быть выворотным, и тогда пальцы «рабочей» ноги касаются опорного колена вперед (как в классическом танце), и параллельным, и тогда пальцы «рабочей» ноги прикладываются сбоку от колена опорной.
Adagio. В различных школах по-разному относятся к подъемам ноги на 90 0 и позам. Подъемы ног, типа battement releve lent, battement developpe, положение a la seconde достаточно часто используются в уроках модерн-джаз танца. Однако часто эти движения видоизменяются, например исполняются в невыворотном положении, с сокращенной стопой и т.д.
Использование adagio в уроке зависит прежде всего от базовой подготовки исполнителей, от их физических возможностей и от задач обучения. В основном подъем ног на 90 0 используется в III разделе урока «Упражнения для позвоночника» в сочетании с наклонами, спиралями и твистами торса. При этом, поскольку зачастую исчезает вертикальная ось держания корпуса, возникают определенные трудности в нахождении устойчивости. Это дополнительный тренинг и воспитание апломба у студентов. В этом случае педагогу необходимо объяснить студентам, что устойчивость достигается за счет расположения центра тела над опорной ногой.
При анализе различных типов адажио можно четко выделить три основных цели, которые ставит педагог при создании комбинации.
Отработка устойчивости (апломба) и развитие шага;
Отработка вращения в позах;
Отработка пространственного расположения.
Комбинации могут быть:
— с использованием наклонов, спиралей торса, contraction и release с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 и выше.
— С использованием tour lent и других видов партерных туров, fouette en tournant и pirouette.
— С использованием различных ракурсов, изменением уровня, перемещением по пространству класса.
Виды движений:
Battement developpe Demi и grand rond
Battement fondu Demi и grand plie
Battement releve lent Grand battement
Curve Contraction, release
A la seconde Arabesque
Вспомогательные динамические движения и связующие шаги:
Партерные туры Compas turn
Tour lent Corkscrew turn
Pirouette Tour chaines
Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.
Первый этап обучения– координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап – координация нескольких центров во время передвижения.
1. Свинговое раскачивание головой и пелвисом вперед-назад.
2. То же оппозиционно: голова начинает движение назад, пелвис вперед.
3. Параллельное движение головы и пелвиса из стороны в сторону.
4. То же оппозиционно.
5. Полукруги пелвисом и головой справа налево и слева направо.
6. То же оппозиционно.
7. Голова двигается вперед-назад, плечи исполняют полукруг спереди назад и сзади вперед.
8. То же оппозиционно.
9. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъем вверх левого плеча, то же в другую сторону.
10. Голова исполняет sundari вперед-назад, плечи двигаются вверх-вниз.
11. Голова исполняет крест, в параллель движение пелвиса.
12. Аналогично исполнить квадрат.
13. Аналогично – круг.
14. Оппозиционный крест: голова – вперед, пелвис – назад, оба центра – в нейтральное положение, голова – вправо, пелвис – влево, Нейтральное положение, голова – назад, пелвис – вперед, нейтральное положение, голова – влево, пелвис – вправо, нейтральное положение.
15. Аналогично – оппозиционный квадрат.
16. Голова исполняет повороты вправо, влево, одновременно движение грудной клетки вперед-назад.
17. Голова исполняет круг, одновременно круг кистями, руки во второй позиции.
18. Круг головой и круг предплечьями.
19. Наклоны головы вперед-назад, одновременно battement tendu правой ногой.
20. Крест головой с одновременным трамплинным сгибанием и выпрямлением коленей.
Это примеры координации двух центров. Умышленно взяты движения головой в сочетании с другими центрами. И это далеко не полный перечень возможных движений. Если взять сочетания других центров и добавить разнообразные ритмические рисунки, то арсенал движений окажется безграничным.
Второй этап обучения– координация трех центров.
1. Голова исполняет наклоны вперед-назад, одновременно плечи двигаются вверх-вниз, а пелвис – вправо-влево.
2. Грудная клетка двигается вперед-назад, руки в jerk-position в оппозицию назад-вперед и одновременно battement tendu правой ногой в сторону.
3. Руки во второй позиции, кисти двигаются вверх-вниз, пелвис – вперед-назад, голова – наклоны вправо-влево.
4. Приставные шаги – по четыре вправо и влево, руки двигаются по схеме: А-Б-В-II-позиция одновременно, на каждый счет наклоны головы вперед и назад.
5. Thrust пелвиса вправо-влево, руки во второй позиции и правым предплечьем на каждый счет круг к себе, одновременно левая рука движется по схеме А-Б-В-II позиция.
6. Шаги по схеме: два приставных шага вправо, два влево, два вперед, два назад. Одновременно thrust пелвиса вправо-влево. Одновременно руки исполняют основную схему в обратном порядке: В-Б-А-II-позиция.
На завершающем этапеобучения возможна координация четырех и более центров, т.е. одновременное движение всех центров тела.
Во всех вышеуказанных примерах координация осуществлялась одномоментным импульсом, приводящим в движение несколько центров одновременно.
Второй способ координации – управление, когда один центр через импульс приводит в движение другой центр.
1. Круг головой вправо.
2. Голова активизирует плечи, которые исполняют круг от себя.
3. Плечи активизируют правую руку, которая исполняет круг от себя в вертикальной плоскости.
4. Рука активизирует грудную клетку, которая исполняет круг вправо.
5. Грудная клетка активизирует пелвис, который исполняет круг вправо.
6. Пелвис активизирует правую ногу, которая исполняет мах по дуге справа налево.
III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то движение тела целиком, без изоляции отдельных центров – своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит прежде всего позвоночник, поэтому главная задача педагога – развить у учащихся подвижность во всех его отделах.
Виды движений:
— contraction, release, high release
Наклоны торса
Техника исполнения:
Flat back(плоская спина). Речь идет о наклонах, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию. При наклонах в сторону очень важно наклонять торс без изгиба в грудной клетке. При наклоне назад невозможно достичь угла наклона 90 0 (как это происходит при наклоне вперед и в сторону), но необходимо стремиться наклониться как можно ниже, сохраняя прямое положение спины. При сгибании коленей и максимальном наклоне торса назад возможно, что плечи исполнителя практически касаются пола. Но даже при этом наклоне нельзя прогибаться.
Основная ошибка при исполнении – это запрокидывание головы, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы голова находилась на одной линии с позвоночником. Другая распространенная ошибка – непроизвольное округление спины, что особенно заметно у начинающих исполнителей. Поэтому при наклоне вперед необходимо сначала немного выдвинуть грудь вперед и лишь затем наклониться вниз. При наклоне в сторону не должно быть изгиба в грудной клетке, линия наклона на уровне талии.
Наиболее национально изучать flat back в сторону по 2 аут-позиции ног, при этом перед началом наклона нужно вывести противоположное бедро в сторону.
Наиболее распространенной ошибкой является отведение бедер в противоположную от наклона сторону. Бедра должны быть расположены точно над стопами.
Side stretch.Наклон в сторону, при котором грудная клетка изгибается. Руги могут находиться в третьей позиции или же при наклоне вправо правая рука – в подготовительном положении, левая рука – в третьей позиции.
Комбинации.
Flat back может исполняться крестом, квадратом, flat back в сторону может быть переведен без изменения высоты во flat back по диагонали. В сочетании с demi-plie, releve и другими движениями ног можно составить большое количество комбинаций, которые могут быть использованы и в разделе «Разогрев», и в разделе «Упражнения для позвоночника».
Изгибы торса
Twist или изгиб позвоночника. К этой группе движений относятся наклоны с изменением направления движения. Твист – это движение, т.е. изгиб или загиб, который начинается от головы.
Техника исполнения:
Curve (керф).Загиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Начинается от головы и исполняется до точки, расположенной в «солнечном сплетении». Поясница в этом движении участия не принимает. Основное требование – исполнение «через верх», т.е. первоначально вытянуть позвоночник вверх, а затем исполнить изгиб вперед или в сторону.
Arch – арка.Во время этого движения происходит прогиб позвоночника в пояснице, при этом голова запрокидывается назад. Примером арки может служить «мост», исполненный на полу.
Twist торса.Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения.
Roll down и roll up.Roll down представляет собой постепенное, начиная от головы, закручивание торса вниз, причем все позвонки, один за другим, должны быть включены в это движение. Roll up – обратное движение, подъем и раскручивание позвоночника в исходное положение.
Основное внимание при исполнении этих движений обратить на последовательное распространение напряжения от головы вниз по всем позвонкам, одновременно наклоняя торс вниз. Голова никогда не должна двигаться изолированно и выходить из плоскости позвоночника, голова – последний позвонок, начинающий или завершающий движение.
Комбинации.
Спирали
К этой группе относятся движения, развивающие подвижность позвоночника в тазобедренном суставе. Спирали – это внутреннее движение, оно начинается в тазобедренном суставе, и косточки бедер поворачиваются, приводя в движение позвоночник. Чаще эти движения исполняются в положении «сидя». Положение ног при этом может быть различным. Основное внимание педагогу необходимо уделить тому, чтобы движение начиналось именно со смещения тазобедренного сустава и постепенно захватывало весь позвоночник; последним в движение приходит плечевой пояс.
Body roll («волна»)
Если несколько центров последовательно включить в движение по принципу управления, один за другим, то получается как бы волна всего тела. Например: надо представить, что перед исполнителем на расстоянии 10-15 см находится стена, которой он касается поочередно коленями, пелвисом, грудью, плечами и в заключение – головой. Движение начинается из положения grand plie по второй параллельной позиции ног. Это фронтальная волна. Аналогично можно исполнить волну назад и в боковой плоскости. Возможно исполнить волну, перенося вес тела с одной ноги на другую по второй параллельной позиции. При такой волне через воображаемую вертикальную ось перемещается сначала колено, затем пелвис, грудная клетка, плечи, голова.