Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.
Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.
Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.
Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.
Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.
Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?
Существует несколько способов определить местоположение самолета:
1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.
2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.
3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.
Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).
Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.
Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто. На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.
ОРК – отсчет радиокомпаса –угол, заключенный между продольной осью ЛА и направлением, в котором установилась стрелка радиокомпаса. Отсчитывается от 0° до 360° по часовой стрелке.
ΔР – радиодевиация –угол, заключенный между измеренным и действительным направлением на р/ст. Радиодевиация возникает из-за того, что направление радиоволн, приходящих от радиостанции искажается в следствии вторичного излучения от металлической обшивки ЛА. Радиодевиация компенсируется (уменьшается) специальным радиокомпенсатором. Остаточная ошибка заносится в график и учитывается при расчете КУР.
ИПР
КУР
Направление на радиостанцию
ИПР – истинный пеленг радиостанции –это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и направлением на р/ст.
МПР – магнитный пеленг радиостанции –это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением на р/ст.
ИПС – истинный пеленг самолета – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана приводной радиостанции и направлением на самолет.
МПС – магнитный пеленг самолета –это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана приводной радиостанции и направлением на самолет. Все пеленги отсчитываются от 0° до 360° по часовой стрелке.
Летательные аппараты » Самолетовождение » Навигационные элементы полета и их расчет » Пеленг и курсовой угол ориентира
Теория и расчет автожира
Обзор развития автожира
Теория ротора
Аэродинамический расчет автожира
Устойчивость и балансировка автожира
Строим сами летающие модели
Воздушные змеи
Воздушные шары
Модели планеров
Самолеты с резиновым мотором
Кордовые модели самолетов
Самолеты с электродвигателем
Модели вертолетов
Модели ракет
Организация работы кружка
Советы авиамоделисту
Самолетовождение
Сокращенные обозначения и условные знаки, принятые в самолетовождении
Основы авиационной картографии
Навигационные элементы полета и их расчет
Безопасность самолетовождения. Штурманская подготовка и правила выполнения полета
Самолетовождение с использованием угломерных радиотехнических систем
Самолетовождение с использованием радиолокационных и навигационных систем
Полеты в особых условиях
Партнеры
Наш опрос
Строительное оборудование
Тепловые Пушки от сайта бесплатных объявлений
Архив новостей
Февраль 2016 (294)
Статьи
» Предварительная штурманская подготовка к полету Четкость работы экипажа в воздухе во многом зависит от качества штурманской подготовки к полету, которая проводится с целью облегчения самолетовождения и обеспечения безопасности и точности выполнения полета по заданному маршруту, предотвращения потери ориентировки и прибытия в пункт назначения в заданное время.
» Сущность картографических проекций и их классификация Способ изображения земной поверхности на плоскости называется картографической проекцией. Существует много способов изображения земной поверхности на плоскости. Сущность любой картографической проекции состоит в том, что поверхность земного шара переносится сначала на глобус определенного размера, а затем с глобуса по намеченному способу на плоскость.
» Предотвращение случаев попаданий самолетов в зоны с особым режимом полетов Над территорией СССР установлены определенные режимы полетов, обеспечивающие безопасность полетов по трассам, в воздушных зонах крупных центров страны и в районах аэродромов, а также предотвращающие случаи нарушения экипажами самолетов государственной границы Союза ССР и позволяющие осуществлять контроль за полетами самолетов.
» Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора применяется в следующих случаях: 1) при потере ориентировки экипажем самолета; 2) при отказе радиокомпаса и невозможности использовать другие средства самолетовождения; 3) при полете в пункт, в котором не имеется радионавигационной точки.
» Определение радиодевиации Радиодевиация определяется на 24 ОРК через 15°. На каждом ОРК с помощью девиационного пеленгатора измеряется КУР и вычисляется радиодевиация по формуле Δр = КУР-ОРК. Радиодевиация может определяться по невидимой или видимой радиостанции.
» Основные радионавигационные элементы Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются: курсовой угол радиостанции (КУР); отсчет радиокомпаса (ОРК); радиодевиация (Δр); пеленг радиостанции (ПР); пеленг самолета (ПС).
» Длина дуги меридиана, экватора и параллели Зная радиус Земли, можно рассчитать длину большого круга (меридиана и экватора): S = 2πR= 2·3,14·6371≈40000 км. Определив длину большого круга, можно рассчитать, чему равна длина дуги меридиана (экватора) в 1° или в 1ґ: 1 ° дуги меридиана (экватора) = = =111 км. 1ґ дуги меридиана (экватора) = = 1,852 км = 1852 м.
» Уравнение махового движения лопасти Уравнение махового движения напишем, исходя из условия равенства нулю суммы моментов всех сил лопасти относительно горизонтального шарнира, а именно (фиг. 59)
» Умножение и деление чисел при помощи НЛ-10М Умножение и деление чисел на НЛ-10М выполняется по шкалам 1 и 2 или 14 и 15. При пользовании этими шкалами значения чисел, нанесенных на них, можно увеличивать или уменьшать в любое число раз, кратное десяти. Для умножения чисел по шкалам 1 и 2 необходимо прямоугольный индекс с цифрой.10 или 100 шкалы 2 установить на множимое, а пробив множителя отсчитать по шкале 1 искомое произведение.
Основными радионавигационными элементами являются:
Ø КУР – курсовой угол радиостанции;
Ø ОРК – отсчет радиокомпаса;
Ø Δ р – радиодевиация;
Ø ИПР – истинный пеленг радиостанций;
Ø МПР – магнитный пеленг радиостанции;
Ø ИПС – истинный пеленг самолета;
Ø МПС – магнитный пеленг самолета.
Рассмотрим их подробно.
Зная «КУР», можно указать направление на радиостанцию или узнать свое положение относительно радиостанции.
Показания курсовых углов радиокомпаса АРК-9 и положения радиостанций относительно самолета
Радиодевиация «ΔР»— это угол, заключенный между ложным направлением на радиостанцию и действительным направлением на радиостанцию. Сущность радиодевиации заключается в том, что самолет, являясь металлическим телом, находясь в поле радиосигнала, сам становится вторичным излучателем радиосигналов, и рамка в этом случае устанавливается по равнодействующей двух излучателей. Основного – наземной радиостанции и вторичного – самолета. Для точного определения КУР необходимо знать величину и знак радиодевиации
«ΔР». Величина и знак радиодевиации зависят от КУР, т.е. под каким углом приходит радиосигнал от наземной радиостанции к продольной оси самолета. Значение «ΔР» компенсируется механически, с помощью компенсатора, расположенного в чехле рамки. Остаточная «ΔР» списывается в график, который имеет вид:
С учетом ΔР курсовой угол радиостанции будет равен:
КУР = ОРК ΔР.
Ø истинный пеленг радиостанции «ИПР»;
Ø магнитный пеленг радиостанции «МПР.
Между курсом самолета и пеленгом радиостанции имеется взаимосвязь.
Пеленг радиостанции и его связь с курсом ВС.
Ø истинный пеленг радиостанции «ИПС»;
Ø магнитный пеленг радиостанции «МПС.
Между пеленгом радиостанции и пеленгом самолета имеется взаимосвязь: