что такое пед опыт
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ» в других словарях:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — Совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретаемых педагогом в ходе обучения и повседневной учебно воспитательной работы. Владение технологиями обучения составляет основу профессионального мастерства учителя. П. о. является одним и … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном… … Профессиональное образование. Словарь
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. См. педагогический опыт … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Педагогический опыт различают следующим образом: по… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Педагогический сборник — («Педагогический сборник», ) ежемесячный педагогический журнал, издаваемый Главным управлением военно учебных заведений в Петербурге в 1864 1918. Один из популярных педагогических журналов России, содействовал развитию педагогической… … Большая советская энциклопедия
опыт — Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный … Словарь эпитетов
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — совокупность практич. знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч. воспитат. работы; основа проф. мастерства учителя; один из источников развития пед. науки. Обучение и воспитание подрастающего поколения один из… … Российская педагогическая энциклопедия
опыт — Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из <. > города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. <. > опыт человека … Словарь Л.С. Выготского
Опыт педагогический — совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки. (Бим Бад Б.М.… … Педагогический терминологический словарь
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
совокупность практич. знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч.-воспитат. работы; основа проф. мастерства учителя; один из источников развития пед. науки.
Обучение и воспитание подрастающего поколения — один из сложнейших видов человеческой деятельности. Общие знания в этой области, даваемые пед. уч. заведением, сами по себе ещё недостаточны, чтобы всесторонне овладеть профессией учителя. Только в реальной шк. практике, обогащаясь живым опытом уч.-воспитат. работы, эти знания получают необходимую глубину и гибкость, становятся подлинным руководством к пед. действию.
Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого учителя на протяжении всех лет его деятельности. Это диктуется как богатством самого пед. иск-ва, так и возрастанием требований общества к личности, а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности шк. образования, в формах и организации уч.-воспитат. работы. Обучая и воспитывая других, учитель сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. ч. заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего пед. опыта.
Процесс этот по своей сути всегда активно-творческий. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, что важен не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Очевидно, что такая мысль должна отражать специфич. сущность всякого пед. явления — единство взаимодействий воспитателя, воспитанника, воспитат. средства и среды, такая мысль должна отражать внутр. связность потока этих явлений в целостном пед. процессе. Трудность в том, что мысль, первоначально извлекаемая из опыта, не имеет развитой формы. Повседневно приобретаемый опыт педагога-практика внешне выглядит как фрагментарный, отражающий какие-то части работы учителя, отд. стороны пед. явления. Осмысление опыта и призвано прежде всего преодолеть эту частичность и расчленённость, увидеть опыт в единстве всех его сторон и связей, в целостном его протекании во времени. Невыполнение этого условия ведёт к тому, что фрагментарность овладевает сознанием самого учителя, превращается в способ его собственного пед. видения. Так рождается формальная «педагогика мероприятий». В обучении и воспитании она видит лишь сумму отдельных, заранее спланированных действий, поочередное выполнение к-рых якобы обеспечивает желаемый уч.-воспитат. результат.
Вообще говоря, метод. разработки мероприятий необходимы в работе учителя. Но их содержание — не больше чем внеш. схема того, что надо делать. Само же дело проявляется в живых отношениях, к-рые развиваются между воспитателем, воспитанником, воспитат. средством и средой и в конечном счёте определяют развитие личности учащегося.
Отношения всегда гибки, подвижны, в них бьётся пульс реальной совместной жизни учителя и его питомцев. Они превращают труд учителя в иск-во, к-рое «он разыгрывает» с детьми как его постановщик, прямой участник и дирижёр.
Недооценка этой стороны дела ведёт учителя к чисто ремесл. накоплению опыта. Почему именно в одном случае получен положит. пед. эффект, а в другом — отрицательный, в какой мере проявилось действие определённой закономерности или, наоборот, случайного стечения обстоятельств, педагог часто не задумывается. Такой путь накопления опыта малоэффективен. Он требует мн. лет для приобретения сравнительно заурядной пед. сноровки. Он толкает к усвоению вместе с содержательными, рациональными приёмами и того, что идёт от пед. рутины. При такой практике не столько сам учитель создаёт и овладевает новым опытом, сколько стереотипный «опыт» подчиняет его себе, превращаясь в своего рода шоры на глазах учителя.
Только творчески анализируя собственную практику, извлекая из неё живую мысль, педагог может избежать этих опасностей, достичь не простой ремесл. опытности, а подняться до высот проф. мастерства. Извлечение из учительского опыта рационального зерна, «созревание» опыта происходит в реальной уч.-воспитат. практике. Опыт и его осмысление формируются одновременно, в сложных взаимосплетениях. Сама мысль по отношению к опыту выступает в разл. формах: сначала как «доопытные» идеи, цели, общее знание, с к-рых учитель начинает свою работу; затем как мысли-проблемы, рождающиеся из столкновений этого общего знания с реальной практикой (они дают импульс живому поиску), и, наконец, как итоговые мысли, выражающие суть приобретённого опыта, его целостную логику.
На первых порах осмысление проявляется в виде догадки, чутья, интуиции. Лишь нек-рая часть опыта сразу находит явную логич. форму. Конечно, чётко фиксируемая, различаемая часть этого опыта всё более «прирастает» — за счёт постоянного его осмысления. И всё же живой учительский опыт учителя всегда богаче и разностороннее того, что может сказать о нём его автор. Суть здесь не в учительской скромности. Во многих случаях и опытный учитель действительно затрудняется сформулировать, как появляются те секреты его мастерства, что привлекают внимание др. педагогов.
Отсюда огромное значение аналитич. работы, какую постоянно призван совершать педагог над своим опытом с целью превращения его в действительное и обоснованное знание. Без этого даже интересный опыт педагога остаётся неосознанным и, следовательно, ограниченным. Его часто невозможно передать другим — ведь, как отмечено, передаётся лишь мысль, выведенная из опыта. Она же нередко остаётся «закрытой» и для самого автора опыта.
Эта работа учителя идёт наиб. успешно, когда анализ собств. опыта он органически сочетает с размышлениями над пед. идеями, направляющими его поиск. Обобщить живой О. п. — значит. вписать его конкретное познават. содержание в знание более общее, теоретическое. Но это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идёт как бы по спирали: от общей пед. идеи к пробам опытного поиска, от них — к первым усовершенствованиям практики. И одновременно — от более усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой пед. идеи.
Если факты опыта, необходимые для такой синтетич. работы, учитель берёт из собств. уч.-воспитат. практики, то направляющие идеи для той же работы он может почерпнуть из теоретич. литры по педагогике, психологии, дидактике, теории воспитания. К сожалению, мн. учителя довольствуются той миним. теорией, какую приобрели в уч. заведении. В то же время педагог-практик охотно прибегает к готовым разработкам и метод. указаниям, посвящённым той или иной текущей уч.-воспитат. теме. Так проще готовиться к очередному уроку, воспитат. мероприятию, но не размышляя над руководящими идеями урока или воспитат. мероприятия, над их творческим осуществлением в своей практике, учитель отказывается от глубины и оригинальности в собств. пед. работе. При этом искажается сама цель накопления и совершенствования личного опыта — достижения пед. мастерства. Владение совокупностью форм, приёмов, навыков, пед. техники, к-рые необходимы для успешных обучающих и воспитывающих воздействий, — первая существ, черта пед. мастерства. Процесс обучения и воспитания многообразен и динамичен и постоянно требует корректировки даже самых простых рекомендаций.
Другая существ, черта пед. мастерства — его неразрывная слитность с самим педагогом как человеком, как личностью. К. Д. Ушинский говорил: «Личность воспитывается личностью». Воспитание реализуется не двумя отд. деятель-ностями (воспитателя и воспитанника), а одной, в к-рой они неразделимо сопряжены. И сам опыт педагога в этой области есть опыт его действующего ума и чувств, воли и нравственного духа, к-рыми он «заражает» детей в ходе совместной их деятельности и вызывает в них такие же ответные движения.
Одно из гл. достоинств О. п. — его новизна. Она, естественно, различна по своей широте и значимости. В этом смысле можно говорить о разных видах О. п. Обычный опыт — это опыт добросовестного выполнения требований признанных методик и их рекомендаций. Но даже на уроке с одной темой и одной методикой её реализации можно достичь разных результатов: или лишь добросовестного заучивания (соответственно и восприятие уч. материала учащимися будет пассивным) или радостного удивления и ощущения движения вперёд (в этих условиях и восприятие учащихся будет активным и заинтересованным). Важно, чтобы чувство новизны переживали и учащиеся, и их педагог. Для него это чувство связано с удачными метод находками в подаче материала урока. Таких частных находок множество в арсенале опытного педагога, но они большей частью не выходят за рамки обычного опыта Опыт передовой уже не ограничивается частностями, а ищет и находит новый подход к решению той или иной целостной метод проблемы. И, наконец, опыт новаторский становится основой для критич пересмотра существующей пед.теории и утверждения ее новых, более совершенных принципов. Неслучайно, в каждом удавшемся пед.опыте А.С. Макаренко ценил не только его практич.эффект, но еще больше его «логич.торжество» — ту пед. последовательность и опережающее предвидение, к-рые должны были привести к ожидаемому успеху.
Работа над О.п. включает в себя его накопление, изучение, пропаганду и внедрение в практику.
Переход от простого накопления опыта к егО.п.зучению поднимает всю работу на новый уровень. Теперь учитель не просто следует своим личным потребностям, но сознательно связывает их с общими задачами школы в данной области пед.практики. Сама работа приобретает коллективный характер. Нередко учительский коллектив в целом берется за разработку определенной пед.проблемы, имеющей большую обществ.значимость. Одновременно происходит сближение О. п., разрабатываемого массой учителей, с науч. и эксперим.исследованиями, осуществляемыми пед.и — и учреждениями.
Значение такого союза трудно переоценить науч. работники получают богатый материал, к-рый помогает им критически проверить и с большей глубиной обосновать собств теоретич. построения. В свою очередь педагоги-практики приобретают исследоват.навыки в работе над личным практич.опытом. Нужда в этом, как правило, велика науч. пед.учреждения призваны всемерно помогать учителям повышать качество своего О.п., самого процесса его накопления, обработки, обобщения. Необходимо вооружать учителей эксперим.методами, требуя большой строгости и точности в организации самого опыта, в фиксации условий его протекания и результатов, в отделении случайного от существенногО.п. т. д.
В реализации этого союза важно не пренебрегать интересами потенциальных последователей интересного О.п., прежде всего, О.п. должен быть правильно описан. Обычно одним из самых распространенных недостатков описания О.п. оказывается нарушение целостности пед.явлений. Сущность О.п. состоит в нахождении наиб. оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов пед.процесса. Между тем в описании О.п. часто выступает лишь один элемент (гл. обр. средства обучения и воспитания), а остальные обнаруживаются весьма слабо, связь между всеми компонентами отсутствует В результате из описания О.п. выпадает его внутр логика. Тому, кто захочет применить этот опыт, придется копировать, т о, отд. приемы, действия, не располагая сведениями о всей ситуации, в к-рой проводился опыт. Подлинный О.п. предлагает не готовые рецепты, а раскрывает закономерность выбора и использования конкретных пед.средств. Этого можно достичь лишь при условии, когда в описании О.и. все элементы целостного пед.явления будут показаны и раскрыты в их органич взаимосвязи так же, как это происходит в самой учительской деятельности.
Другой недостаток проявляется, когда из описания О.п. выпадает наиболее ценное — конкретная «стратегия» и «тактика» применения пед.средств. Описание О.п. призвано раскрывать обучение и воспитание как процесс, имеющий свои этапы, переходы, скачки, порождающий противоречия, а затем снимающий их на более высокой стадии своего развития. Лишь на этой основе педагог, перенимающий опыт, может определить целесообразность использования тогО.п.ли иного пед.средства в данный момент, в данных условиях, уяснить для себя необходимую последовательность применения разл. методов, приемов и их взаимосвязи, образующие целостную и динамич систему средств.
Наконец, еще один серьезный недостаток — неправильный отбор материала при описании О.п. Поскольку всякое живое пед.явление представляет собой единство общего, особенногО.п. единичного, то в описании О.п. должны присутствовать эти три стороны. Педагог не вообще учит и воспитывает детей, а способствует формированию и развитию каждого как самостоят. личности, индивидуальности. И сами условия в каждый момент пед.процесса имеют не только общее, нО.п. свое особенное и свое единичное, что существенно сказывается на его результатах. Поэтому так важна достаточная полнота в описании О.п. Конечно, известная схематизация неизбежна, однако, стремясь достичь экономии в описании, необходимо сохранить целостность описываемого О.п. Встречающееся часто описание только общего, отказ от характеристики единичногО.п. особенного приводят к такой схематизации, к-рая уничтожает своеобразие, оригинальность самого опыта В таком случае затушевывается то новое, что несет О п, а изучение его приведет к тривиальности выводов.
Лит Скаткин M H, Изучение и обобщение опыта школ и учителей M, Тучнини П, Работа учителя по накопле нию анализу и обобщению своего опыта, M, 1952, ГельмонтА М, Система и методика изучения и распространения передового пед.опыта M, 1956, ЛевшинЛ А Педа гогика и современность, M, 1964
Опыт педагогический
Смотреть что такое «Опыт педагогический» в других словарях:
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. См. педагогический опыт … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — совокупность практич. знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч. воспитат. работы; основа проф. мастерства учителя; один из источников развития пед. науки. Обучение и воспитание подрастающего поколения один из… … Российская педагогическая энциклопедия
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Педагогический опыт различают следующим образом: по… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — 1) творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. О. п. подразделяется на исторический (результаты пед.… … Педагогический словарь
ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — Совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретаемых педагогом в ходе обучения и повседневной учебно воспитательной работы. Владение технологиями обучения составляет основу профессионального мастерства учителя. П. о. является одним и … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
опыт — Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный … Словарь эпитетов
опыт — Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из <. > города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. <. > опыт человека … Словарь Л.С. Выготского
Педагогический сборник — («Педагогический сборник», ) ежемесячный педагогический журнал, издаваемый Главным управлением военно учебных заведений в Петербурге в 1864 1918. Один из популярных педагогических журналов России, содействовал развитию педагогической… … Большая советская энциклопедия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — применение известных методических рекомендаций, творчески переработанных преподавателем, мастером (см. также Опыт) … Профессиональное образование. Словарь
Статья на тему «Передовой педагогический опыт»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Передовой педагогический опыт.
Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Критерии передового педагогического опыта:
Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Главным критерием определения передового педагогического опыта является: Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать «обильный урожай», высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
Так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерий результативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебного времени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенных знаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокая интенсивность понимается либо как экономия времени, либо как резкое количественное увеличение усвоенного учебного материала при тех же затратах времени, что и раньше. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: «Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил учителя и учеников. Нельзя считать передовым опыт, при котором высокий уровень знаний по одному предмету достигается за счет других дисциплин».
Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога – новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются «на показ», в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития.
Актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
В какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы.
Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.
Это достаточная проверка опыта по времени.
Это подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение.
Это возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Классификация передового педагогического опыта:
Комплексный (взята за основу широта содержания) – объединение обучения и воспитания.
Дающий высокие результаты по признаку эффективности.
Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный – определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов – мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) – это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
Эмпирический, научно-теоретический – определяется по степени научной обоснованности
Психолого-педагогический, практический – определяется по характеру научной обоснованности.
Длительный, кратковременный – по продолжительности во времени.
Что может быть опытом?
Алгоритмы учебных действий по предмету.
Технология урока или элементы технологии.
Авторская программа (учебного курса, воспитательная).
Система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.).
Эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры).
Реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.).
Эффективная система оценки знаний и др.
Формы обобщения ППО:
Статья о своем опыте работы (сборник статей).
Подготовка открытого урока с подробным самоанализом.
Подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса.
Проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция.
Заседание методического объединения.
Различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.).
Публикации в методических журналах.
Глоссарий передового педагогического опыта.
Актуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки
Анализ педагогического опыта – способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Процедура мысленного расчленения результатов педагогической деятельности на диагностируемые признаки свойств личности педагога с целого изучения их самих и закономерных связей между ними.
Воспроизводимость – (репродуктивность) педагогического опыта – один из критериев передового педагогического опыта, отражающий возможность воспроизведения (репродуцирования) достаточно квалифицированным педагогам его основной идеи и технологии его реализации; при этом достигается более высокий результат, чем в предыдущей деятельности.
Зафиксированный педагогический опыт – сообщение о деятельности педагогов и ее результатах, содержащиеся в личных записях учителя или руководителя школы, тезисах или докладах на совещаниях различного уровня, материалах школьных методкабинетов, районных (городских) управлений образованием, картотек передового педагогического опыта, курсовых и практических работ слушателей.
Инновация педагогическая (нововведение) –
Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Процесс освоения новшества (нового средства, методы, методики, технологии, программы);
Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Коллективный педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая в результате целенаправленной работы всего учительского коллектива.
Массовый педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая при достижении положительных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения на основе соблюдения нормативных требований.
Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Новаторский (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.
Опубликованный педагогический опыт – сообщение о деятельности и достижениях передовых коллективов или отдельных учителей, содержащаяся в материалах средств массовой информации.
Опыт педагогический – подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).
Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты».
Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.
Техника педагогическая – совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.