что такое печать антихриста в православии
«Печать антихриста» или печать Божия?
Вряд ли найдется такой верующий человек, который не слышал бы о «печати антихриста». И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не так. Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует. Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста». Понятия сходные, но все же не до конца тождественные. Начертание отнюдь не равняется печати.
В греческом тексте 13-й главы Откровения мы видим слово χάραγμα [х’арагма], которое означает «начертание, знак». В случаях использования слова «печать» появляется другой термин – σφραγίς [сфрагис] (отсюда сфрагистика – наука, изучающая печати). Но «печать» в Апокалипсисе как раз связывается не с антихристом, а с Богом. «Начертание антихриста» и «печать Бога» – таково словоупотребление книги Откровение.
О печати антихриста в Библии не написано
Мы с вами тысячу раз слышали о печати антихриста, о которой на самом деле в Библии не написано. И почти никто не говорит о печати Творца, про которую Библия повествует. Странное дело: получается, о Христе христианам как-то скучно беседовать. Подавай страшилки, ужасы, антихриста, диавола… В пику этой странной тенденции хотелось бы поговорить о Божией печати.
В Откровении о ней упоминается в следующих стихах:
«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3).
Итак, ангел, имеющий Божию печать, посылается Господом для того, чтобы запечатлеть верных в преддверии антихристовых гонений. Что же означает это запечатление?
Печать широко использовалась в древнем мире. Прежде всего, она была знаком принадлежности, собственности. Например, клеймили скот и рабов, чтобы легко определить, какому собственнику они принадлежат. Для той же цели купцы запечатывали тюки с товарами, владельцы виноградников запечатывали кувшины с вином. По клейму на товарах определяли их хозяина и вместе с тем качество продукции. Если учесть эту символику, кто такие запечатленные Богом? Это рабы Всевышнего, которые в некотором смысле представляют своего Господина.
Особый разговор о значении царской печати. Восточные деспоты имели при себе перстни-печатки, которыми заверяли официальные документы, а также обозначали свои личные вещи. Например, когда фараон поставил Иосифа правителем над Египтом, он надел свой перстень на руку Иосифа в знак предоставленной ему власти (см.: Быт. 41: 42). Царь Артаксеркс передал свой перстень Аману, а когда Аман лишился власти, печать перешла к Мардохею (см.: Есф. 3: 10; 8: 2). Царь Дарий запечатал перстнем ров, в который бросили пророка Даниила (см.: Дан. 6: 17). Камень, приваленный ко гробу Христа, тоже был запечатан правительственной печатью (см.: Мф. 27: 66). Если применить эту символику к запечатлению верных, получается, что они принадлежат Отцу Небесному, находятся под Его защитой и обладают вверенной им духовной властью (последнее особенно применимо к священникам, могущим «вязать и решить»).
В древней Церкви запечатление имело литургическое измерение: его связывали с Таинством Крещения
В древней Церкви картина запечатления имела литургическое измерение. Прежде всего, ее связывали с Таинством Крещения. Действительно, Крещение есть некая печать Божия, которая показывает, что крещенный стал собственностью и достоянием Господа. Также Крещение благодатно запечатлевает то изменение человеческого сердца, которое уже произошло. Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу. Крещение было благодатной печатью, которую получал уже уверовавший и нравственно изменившийся человек. Крещение толкуется как запечатление и в некоторых посланиях апостола Павла (см.: 2 Кор. 1: 22; Еф. 1: 13; 4: 30). Итак, согласно этой символике запечатленный Богом есть крещенный.
Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания. Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа. В посланиях апостола можно встретить такие выражения:
В древности Святой Дух подавался верующему через возложение рук епископа, а сегодня – в Таинстве Миропомазания. В самом последовании Таинства священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святого». Если понять «запечатление» как миропомазание, то ангела, запечатляющего избранных, можно сравнить с епископом или священником, совершающим Миропомазание.
Толкователи отмечают еще один возможный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано:
«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 3–4).
Возможно, запечатление христиан во времена антихриста будет означать то, что Господь поможет им с верою и терпением пронести через годы гонений свой личный крест христианского благочестия и верности Создателю. «Печать животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христа», – писал святой Андрей Кесарийский. «Крест – прообраз будущего спасения и… означает конец: последняя буква – знак последнего выбора», – предполагал отец Даниил Сысоев, объясняя данное место.
Есть и другие возможные толкования картины запечатления ангелом верных.
«Печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело», – говорится в Толковой Библии Лопухина.
Иные церковные писатели говорят о печати мученичества. Есть и такие, которые видят здесь избрание, благословение, охранение Божие. Многие предполагают, что речь идет о печати христианской веры, которую обретут в конце времен иудеи, согласно пророчеству апостола Павла (см.: Рим. 9: 11). На ту мысль, что запечатленные есть уверовавшие из евреев, также наводит последующее в 7-й главе перечисление израильских колен (см.: Откр. 7: 4–8).
Печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним
Если ассоциировать Откр. 7: 2–3 с Откр. 22: 4, где о спасенных говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их», тогда, согласно нашим экзегетам, печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним, чрезвычайную близость к Творцу и неугасимую любовь к Нему.
Действительно, есть такой недуг церковного сознания, который связан с недостатком нашей любви ко Христу. Исцеляются от него подлинным интересом к Священному Писанию, частым участием в Литургии, духовным трудом по исполнению заповедей и тщательным изучением своей веры. Церковные толкования на Откровение также смело можно внести в список книг, необходимых для прочтения всякому православному человеку. И кроме 13-й главы, рассказывающей о начертании зверя, стоит обратить не меньшее внимание и на главу 7-ю, повествующую о печати Всевышнего. Имеющий эту печать не примет начертания антихриста, и по-настоящему любящий Христа не изменит своей любви никогда.
Антихрист: 4 признака пришествия и печать зверя + разбор современных мифов
Само слово антихрист пришло к нам из греческого языка, приставка анти означает «против», то есть это кто-то кто против Христа. Таким образом, у слова два значения. В общем понятии, это любой, кто отвергает Иисуса Христа, Бога Отца и Сына. А в более конкретном понятии антихрист (великий или последний антихрист) — это лже-Христос, который явится на Землю перед концом времён. Именно о последнем мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале. Мы постарались собрать всю доступную информацию и обобщить данные по этому вопросу: что такое печать антихриста, когда грядёт пришествие антихриста, какие признаки и знамения будут этому предшествовать, как будут проходить последние времена и чем всё закончится.
Фото антихриста: фреска Лука Синьорелли «Проповедь и дела антихриста».
Общая информация
Для всех кто хочет получить конкретную информацию без лишних подробностей, мы подобрали несколько популярных вопросов с ответами и соответствующими цитатами.
Печать антихриста (зверя)
Отдельно следует рассказать о печати антихриста, так как относительно этого понятия очень много кривотолков и недостоверной информации. Итак, что такое печать антихриста? Начнём с того что — это сборное понятие, а не что-то конкретное. Вот единственная цитата, из Иоанна Богослова, которая включает все три понятия, входящих в его состав: «начертание», «имя», «число».
«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя, или число имени его».
Так представляли себе печать в начале XX века. А как представляем её мы: штрихкод или QR код?
Другого, более точного описания нет, а в качестве похожих понятий и в разных версиях перевода приняты: «клеймо», «знамение», «метка». Вот что ещё известно о печати из других, заслуживающих доверие источников:
В целом надо заметить, что книга Откровений — очень загадочная и иносказательная. В ней практически нет никаких точных указаний и расшифровать её крайне сложно.
Пришествие антихриста: признаки, знамения, тёмные времена
Как сказал святой Кирилл Иерусалимский: «Знаешь признаки антихриста: не один помни их, но и всякому сообщай щедро». Поэтому поговорим о них подробно.
Знамения начала последних времён
Считается, что появление антихриста будет готовиться долгие годы. Богословы пришли к мнению, что приготовления к его приходу были начаты ещё во времена апостолов. К сожалению, точной даты начала событий в Священном Писании нет, но есть весьма точное описание «признаков последних времён»:
Других точных знамений приходу антихриста и началу последних времён нет.
Признаки самого антихриста
Многим сложно будет узнать антихриста, так как он сначала покажет себя человеком добрым, скромным и добродетельным. Но как только получит серьёзную власть — раскроется в истинном виде.
Времена правления антихриста
Так себе представляли правление антихриста
Опираясь на всю имеющуюся информацию, попробуем предположить, как начнётся и будет проходить время правления антихриста. В христианской традиции есть специальное название этого периода «Великая скорбь», по разным данным, он продлится от 3,5 до 7 лет.
Антихрист в других религиях и предсказаниях
Антихрист в исламе
Так бы мог выглядеть современный Даджжаль.
Предсказания об антихристе и Иисусе Христе есть и в исламе. Мусульмане называют его Даджжаль и считают, что отличительной его чертой станет слово «кафир», дословно «неверующий», высеченное на лбу. Он развратит человечество и будет насаждать всевозможные пороки: безбожие, ложь, предательство и богохульство.
В исламе антихрист наделён волшебными умениями:
Вот что сказал о нём пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) более 1400 лет назад:
«В истории человечества, начиная со времён Адама и заканчивая моментом наступления Конца Света, нет ничего более страшного, чем появление и властвование антихриста…»
Антихрист в иудаизме
С раннего Средневековья в Иудаизме осталось весьма чёткое, но малопонятное описание антихриста. Как и все прочие, оно иносказательное:
Интересно. Все легенды об антихристе Армилусе собраны в трудах Авраама Галеви в начале XVI века. Он ожидал начала апокалипсиса после изгнания иудеев из Испании в 1492 году.
Антихрист уже пришёл: современные мифы
Все поколения видели в своей действительности признаки прихода антихриста и объявляла им разных людей. Если вы ознакомились с нашей статьёй, то уже должны были сделать выводы относительно того, как начнётся, каким образом будет проходить и чем закончится время правления антихриста. Итак, многие считают, антихрист уже пришёл на нашу землю.
Путин — антихрист
Никаких внятных доводов для такого утверждения мы не нашли. Ни под какие описания из Откровений нынешний президент России не подпадает. Из всех доказательств есть только одно, но в глазах современного, недалёкого обывателя — железобетонное! Фреска XIV века в Бенедиктинском аббатстве на севере Италии, вот она.
Ну что же, какое-то сходство, конечно, есть, но по моему этого мало.
Вакцина — это печать антихриста
Нами не найдено никаких внятных доказательств этого утверждения. Только смутные конспирологические доводы, не опирающиеся на Святое Писание. Напомним что:
Ну и если придерживаться этой версии, то кто и кого метит? Вакцина, это, как ни крути, укол, лекарство, качественное или ещё не совсем — другой вопрос. Почему именно эта вакцина метка зверя, а другие лекарства, которые колют нет?
Моргенштерн — антихрист
Скорее всего, серьёзно такую возможность никто не рассматривает. Однако у этого артиста на лбу, а вернее над бровью, выбиты 666 — число зверя.
Билл Гейтс — антихрист
Большинство теорий, о том, что Билл Гейтс если не сам антихрист, то его предтеча, базируются на версии чипирования человечества. Однако в этой теории ряд существенных недостатков:
Заключение
На протяжении многих веков люди пытались угадать приход антихриста, «назначая» на эту роль разных людей и ошибались. Считается, что, когда он снизойдёт на землю, истинно верующие люди безошибочно узнают его по признакам, указанным в Писании. Хотя, большая часть, наоборот, проникнется к нему доверием, ведь он придёт в обличье Христа, а когда на его сторону перейдёт максимальное количество людей, он покажет свою истинную сущность, но будет побеждён Христом.
С каждым днём наш мир приближается к приходу антихриста, произойдёт ли это на нашем веку или нет — сказать невозможно. Впрочем, даже если вы не верите в бога, вы не можете не замечать, как мы тонем во лжи и разврате, перестаём ценить человеческую жизнь, отдавая предпочтение Золотому Тельцу. Не пришло ли время крепко задуматься и решить — на чьей стороне ТЫ встанешь в последние времена, если они наступят завтра, через год или через десять лет?
Уважаемые читатели! Если вы нашли неточность в статье — пожалуйста пишите в комментариях, мы постараемся всё исправить. Богословские статьи крайне сложны, для написания людьми, которые не имеют соответствующего образования. Поэтому просим отнестись с пониманием.
Мира вам, любви и счастья!
Печать антихриста
Печа́ть анти́христа – (также «Начертание зверя», «Печать зверя») – особый знак, символизирующий принятие власти Антихриста и покорности зверю из книги «Апокалипсис» (Откровения св. апостола Иоанна Богослова). Устойчивое словосочетание «начертание зверя» встречается в Священном Писании лишь в Откровении ( Откр.13:16-18; 14:9,11; 15:2 ; Откр.16:2; 19:20; 20:4 ). Понятие «печать Антихриста» является ключевым для христианской эсхатологии. Согласно книге Откровения, начертание зверя налагается на чело (то есть лоб) или на правую руку ( Откр.13:16 ). Под зверем-антихристом подразумевают зверя, выходящего из моря, хотя иные разумеют под данным символическим образом сатану. Без этого начертания никто – ни богатый, ни нищий, ни раб, ни свободный, не смогут ни покупать, ни продавать. Начертание связано с числом «человеческим» – 666 ( Откр.13:16-18 ). Принятие начертания будет свидетельством поклонения зверю, и принимающих будет ожидать наказание от Бога ( Откр.14:9-11 ).
Есть мнение, разделяемое, правда, не всеми христианскими авторами, что согласно правилам русского языка понятие «Антихрист» в словосочетании «печать Антихриста» или вне его принято писать с прописной буквы в случае, если речь идет о персонаже, противостоящем Господу Иисусу Христу в конце времен. В случае, если понятие «антихрист» используется как ругательство или в переносном смысле (например, «печать антихриста» в значении метки, которая указывает на принадлежность к чему-либо злому, недоброму), то принято писать его со строчной буквы1. Во многих богословских пособиях, составленных на на русском языке или переведенных с иных языков, слово «антихрист» принципиально представлено с «маленькой» буквы (если, конечно, оно не расположено вначале предложения) даже в тех случаях, когда речь идёт об антихристе в строгом значении, как о личности.
Печать Антихриста у Святых Отцов
Святоотеческая мысль не могла обойти стороной такую важную для христианской эсхатологии тему, как начертание зверя. Уже ранние отцы, например, священномученик Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) дает комментарий некоторым местам из Апокалипсиса в своей работе «Слово о Христе и Антихристе»: «Он [то есть Антихрист], коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти»2. С точки зрения свт. Ипполита печати Антихриста противоположна печать Господа, печать Христа: «Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека»3. Именно со св. Ипполита появляется литературная традиция противопоставления «печатей» — Антихриста (которая, как мы покажем ниже, понималась в разные времена по-разному) и Христа (под которой понималось миропомазание, получаемое в Таинстве Миропомазания – печать Духа Святого).
В более позднее время в святоотеческой литературе под «начертанием» понимался довольно широкий спектр вещей: клеймо (bestiae sigillo), знак или метка (notam), знамение (signaculum). Начертание может иметь как число зверя (упоминание об содержаться у свт. Викторина Петавского (230–303/4)4, так и зашифрованное имя зверя (упоминание об этом содержаться в толкованиях свт. Андрея Кесарийского (VI–VII вв.)5. Прп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) пишет, что наложение начертания на правую руку связано с тем, что в таком состоянии человек будет не способен совершить крестное знамение6. Аналогичное утверждение мы встречаем и у Псевдо-Ипполита (VII–VIII вв.)7 в труде «Слово о кончине мира, и об Антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа»8.
Уже в более позднее время в святоотеческой литературе трактовка правой руки и чела, на которые будет нанесено начертание, становится не только буквальной (как у свт. Ипполита Римского), но и аллегорической, Под «правой рукой» начинает пониматься деятельное начало в человеческой жизни, а под челом – принятие Евангельских истин разумом и собственно разум. При такой интерпретациии наложение печати Антихриста на руку и чело делают невозможным ни принятие христианского вероучения, ни активное проявление христианской жизни (в частности, подобная точка зрения содержится в толкования св. Андрея Кесарийского).
Начертание зверя содержит число имени Антихриста, таким образом, число 666 представляет собой шифровку его имени. Одним из первых об этом пишет свт. Ириней Лионский (ок. 130–202)9. Вообще, у святителя можно найти два подхода к толкованию числа зверя и, как следствие, печати Антихриста – числовой и алфавитный (в эпоху жизни святителя числа обозначались буквами греческого или латинского алфавита). Первый подход заключался в поиске референсных числовых значений в Священном Писании. Второй подход заключался в поиске имени, сумма знаков в котором давала бы число 666. Святой Ириней вывел в соответствии со вторым подходом следующие имена: Евантас, Латинянин, Титан. У свт. Викторина мы встречаем два таких имени: Антемос, Диклюкс. У св. Андрея Кесарийского – Лампетис, Бенедикт10.
Святоотеческая литература однозначно свидетельствует о добровольном принятии печати Антихриста, как своего рода свидетельстве об отречении от Христа. Об этом свидетельствуют и более поздние авторы, в частности, свт. Феофан Затворник11.
Основания ошибочной интерпретации понятия
Проблема интерпретации понятия «печать Антихриста» лежит в эсхатологических заблуждениях некоторых христиан. Источником заблуждений является некорректная трактовка явлений времени или определенных исторических событий. Также, источником заблуждений является некорректное понимание той или иной исторической личности и ее действий. Так, например, на протяжении всего синодального периода те или иные действия российских монархов и российского правительства трактовались старообрядцами, представителями христианских сект и даже отдельными православными верующими как знамения пришествия Антихриста (например, перепись населения, использование напечатанных купюр или паспорта в практическом смысле слова воспринимались в качестве начертания зверя)12.
С одной стороны, данные ошибочные убеждения лежат в области чувств, а именно скорого ожидания пришествия Христа, которое приводит к постоянному поиску знамений этого пришествия, в том числе и знамений негативного характера – печати Антихриста и пр. С другой стороны, данные заблуждения подчас имеют и материальное, хозяйственное основание, в частности, надзорный (например, налоговый) контроль со стороны государства воспринимается как неминуемое пришествие Антихриста.
Современные проблемы интерпретации понятия
Среди современных проблем интерпретации понятия «печать Антихриста» в Русской Православной Церкви занимает проблема ИНН / штрих-кодов, а также проблема т. н. «жидкого чипа», которая появилась совсем недавно.
Пик проблемы ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика) приходится на 1999–2001 годы, в годы введения этого государственного инструмента налогового контроля (присвоение ИНН организациям началось в 1994 году, индивидуальным предпринимателям – с 1997 года, физическим лицам – с 1999 года). Экономическая подоплека борьбы с ИНН в Русской Церкви была описана в начале нулевых годов русско-немецким религиоведом Николаем Митрохиным в статье «Экономика Русской Православной Церкви»13, а также ряде иных текстов. Несмотря на то, что ИНН присваивается государством без ведома человека, заочно, и не требует каких-либо действий со стороны гражданина Российской Федерации в принципе, многими верующими введение ИНН было воспринято, если не как печать Антихриста, то как минимум «предпечать», то есть действие, которое предуготавливает принятие начертания зверя. С критикой этой точки зрения выступал, в частности, игумен Андроник (Трубачев)14. Многие святоотеческие тексты однозначно сообщают нам о том, что невозможно принять начертание зверя без осознанного и видимого отречения от Христа, а также не сообщают нам о том, что начертание зверя может наноситься на что-либо еще, кроме чела и правой руки15. Проблема ИНН и штрих-кодов на официальном уровне была разрешена на VII пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви в стенах Московской Духовной Академии 19–20 февраля 2001 года. Первый пункт решения комиссии звучал однозначно: «Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения»16.
Совместно с проблемой ИНН возникла проблема УЭК (Универсальной электронной карты), которая также вызвала озабоченность верующих. По замыслу законодателей УЭК должен был совмещать возможности платежного средства и личного идентификатора. УЭК начал выдаваться российским гражданам в добровольном порядке с 1 января 2013 года, а 1 января 2017 года выдача была прекращена. Русская Православная Церковь выступила с осторожной критикой данной государственной инициативы и призвала не подвергать насилию и дискриминации тех граждан, кто по тем или иным причинам хотел бы отказаться от УЭК. Данная позиция Церкви отражена в официальном документе: «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» от 2–5 февраля 2013 года17.
Надо отметить, что проблема интерпретации Откровения св. апостола Иоанна Богослова встает не только на уровне отдельных, обеспокоенных верующих, но и на уровне церковных институций. Так, в послании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 декабря 2003 года подчеркивается опасение Церкви в связи с развитием технологий контроля, имеющий апокалиптический оттенок: «Царство Антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей… Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое совпадение с ограничениями апокалипсических времён»18.
Обеспокоенность верующих в некоторых случаях претворяется в необоснованную панику перед новыми технологиями контроля и учета, что в свою очередь приводит к необдуманным и даже абсурдным действиям: самовольному уничтожению тех или иных документов (например, СНИЛС), использованию водяных пистолетов с освященной водой для нейтрализации «антихристова» действия предметов, помеченных штрих-кодами, срыванию и зачеркиванию штрих-кодов, уходу в изгнание или самоизоляцию (случай «пензенских затворников»).
Развенчание сложившихся мифов и недопонимания относительно свидетельств книги Откровения предпринимается не только на уровне священноначалия и официальной позиции Русской Церкви, но и на уровне авторитетных церковных исследователей – теологов и религиоведов. В частности, убедительный разбор необоснованности беспокойства по поводу государственных систем учета и контроля провели сектовед и религиовед, преподаватель Московской Духовной Академии Роман Конь19, а также преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, российский специалист по книге Откровения Антон Небольсин20.