что такое патт в гольфе
Паттинг
Техника паттинга – одна из важнейших в гольфе. Паттинг решает исход игры на каждой лунке, и от хорошего владения этой техникой зависит соотношение богги и бёди.
В отличие от полного свинга в свинге при паттинге необходимы гораздо более тонкие и мелкие движения. Его также называют маятниковым свингом за схожесть амплитуды клюшки с маятником. При таком свинге локоть и запястье остаются в одном положении с начала и до конца.
| Важным моментом при патте является то, как вы держите клюшку. Самым распространенным является хват внахлест. Вот так держит паттер Тайгер Вудз: Кисти рук не напряжены Большие пальцы обеих рук располагаются навер¬ху вдоль рукоятки клюшки Ладони рук параллельны и направлены в сторону цели. У Вудза правая рука в патте ведущая и он тре-нирует ее отдельно. С расстояния в один метр Тайгер закатывает мячи одной правой рукой и делает это до тех пор, пока не закатит 100 мя¬чей подряд. Некоторые гольфисты используют так называемый обратный хват, когда правая рука располагается на рукоятке клюшки выше левой. Есть и другие хватки. Посмотрите, как цепко Филипп Прайс обхватил левой рукой запястье правой руки. Прайс считается хорошим игроком на грине. Такой хват помогает избежать сгибания кистей рук. Излом кистей считается в патте серьезной ошибкой, влияющей на стабильность ударов. |
Но правильный хват и стойка — это еще полдела. Только малоискушенным игрокам грины кажутся ровными и гладкими. На самом деле они проектируются и строятся таким образом, чтобы быть еще одним испытанием мастерства гольфистов. Почти все грины имеют общий наклон в одну или другую сторону. Такой наклон может быть и в один градус, и он почти незаметен на глаз, а может быть и в 7-10 градусов. Кроме того, грины имеют так называемые брейки — небольшие бугорки и впадины. Вот эти брейки больше всего и усложняют игру. Мало того, что вы отработали движение и можете стабильно посылать мяч по прямой. Главное здесь — научиться «читать» эти брейки. Последовательность игры на грине следующая: Когда вы еще только приближаетесь к грину с расстояния в 15-20 метров, вы должны определить основной наклон грина. Если мяч находится сравнительно далеко от флажка, узнайте, какой наклон между мячом и флажком. | |
Помните, что угол стойки вашего тела определяет угол свинга и, в конечном итоге, полет мяча. Не меньшее значение имеет перенос веса тела. Неправильный перенос веса приведет к потере равновесия и плохому контакту с мячом.
Даунсвинг
Замах – первое движение в полном свинге. При даунсвинге вы избавляетесь от напряжения, накопленного при замахе.
Вы «раскрываете» тело, сначала бедра, плечи, руки, а затем кисти. Это движение должно быть направлено на мяч. Левую руку вы вытягиваете к мячу. Запястье автоматически распрямится внизу даунсвинга.
ЭТАП 1
Занесите руки над правым плечом. Плечи поверните, чтобы помочь кистям и рукам пойти вверх. Бедра повернутся вслед за плечом, затем левая стопа повернется на внутреннюю часть, в результате чего левое колено немного склонится к правому. Пятка левой ноги должна оставаться на земле, правый локоть – указывать вниз.
ЭТАП 2
Поверните левое бедро в сторону цели и верните левую стопу в первоначальное положение. Правая стопа должна перекатиться на внутреннюю часть, в результате чего правое колено склонится к левому, которое в свою очередь повернется к цели. Правое плечо и клюшка начнут опускаться по амплитуде.
ЭТАП 3
Опустите левую руку перед линией пальцев ног, правый локоть опустится рядом с правым коленом.
ЭТАП 4
Поверните бедро в сторону цели, а правое колено наклоните к левому, плечи повторят это движение. Угол между стержнем клюшки и левым предплечьем не должен меняться, пока клюшка и кисти движутся к линии пальцев ног.
Это движения для идеального даунсвинга. Внимательно их изучите и отрабатывайте, когда в следующий раз окажетесь на поле для гольфа.
Проводка
Проводка – заключительный этап полного свинга. Если вы неправильно завершите свинг, это приведет к потере скорости головки клюшки, сокращению дистанции полета, кроме того, вы можете получить травму, если вы не позволите телу закончить начатые движения.
Проводка – это часть свинга, которая следует после удара по мячу. При хорошей проводке в конце свинга ваши руки должны быть возле головы. Головка клюшки должна быть на целевой линии.
ЭТАП 1
Поверните бедро в сторону цели, а правое колено наклоните к левому, плечи повторят это движение. Угол между стержнем клюшки и левым предплечьем не должен меняться, пока клюшка и кисти движутся к линии пальцев ног.
ЭТАП 2
Ударьте по мячу. Правое плечо должно быть ниже левого. Поверните пряжку на поясе к цели.
ЭТАП 3
Правая пятка может по инерции приподняться. Правая рука и клюшка должны вытянуться в прямую линию. Клинообразное положение рук при проводке сохраняется. Это признак того, что клюшка ударила по мячу на максимальной скорости.
ЭТАП 4
При проводке кисть должна быть за левым плечом. Большая часть веса должна приходиться на левую стопу, а правой стопой нужно встать на носочек, чтобы сохранить равновесие.
Это движения для идеальной проводки. Внимательно их изучите и отрабатывайте, когда в следующий раз окажетесь на поле для гольфа.
Полный свинг
Отработка полного свинга — одна из главнейших и важнейших задач в гольфе. Многие игроки помешаны на овладении техникой идеального свинга и постоянно практикуют его на площадках для отработки ударов и полях для гольфа.
Полный свинг состоит из трех частей: замаха/отведения, даунсвинга и проводки. Полный свинг используется на ти-боксе и часто – на фервее. Другие удары айронами или веджами представляют собой лишь измененные и, как правило, сокращенные варианты полного свинга.
ЭТАП 1
Ноги на ширине плеч. Немного наклонитесь вперед и согните колени. Держите клюшку нахлестом так, чтобы было удобно (мизинец правой руки переплетается с указательным пальцем левой руки). Не нужно слишком сильно сжимать клюшку, иначе не хватит места для движения кисти, или слишком свободно – иначе клюшка выскользнет из рук.
ЭТАП 2
Отведите руки по часовой стрелке, чтобы клюшка стала параллельна линии пальцев ног: стержень должен быть параллелен земле, левое колено должно естественным образом придвинуться к правому, а клюшку и руки следует держать на уровне бедер.
ЭТАП 3
Поверните спину в сторону цели, при этом вес должен приходиться на внутреннюю сторону правого колена.
ЭТАП 4
Занесите руки над правым плечом. Плечи поверните, чтобы помочь кистям и рукам пойти вверх. Бедра повернутся вслед за плечами, затем левая стопа повернется на внутреннюю часть, в результате чего левое колено немного склонится к правому. Пятка левой ноги должна оставаться на земле, правый локоть – указывать вниз.
ЭТАП 5
Поверните левое бедро в сторону цели и верните левую стопу в первоначальное положение. Правая стопа должна перекатиться на внутреннюю часть, в результате чего правое колено склонится к левому, которое в свою очередь повернется к цели. Правое плечо и клюшка начнут опускаться по амплитуде.
ЭТАП 6
Опустите левую руку перед линией пальцев ног, правый локоть опустится рядом с правым коленом.
ЭТАП 7
Поверните бедро в сторону цели, а правое колено наклоните к левому, плечи повторят это движение. Угол между стержнем клюшки и левым предплечьем не должен меняться, пока клюшка и кисти движутся к линии пальцев ног.
ЭТАП 8
Ударьте по мячу. Правое плечо должно быть ниже левого. Поверните пряжку на поясе к цели.
ЭТАП 9
Правая пятка может по инерции приподняться. Правая рука и клюшка должны вытянуться в прямую линию. Клинообразное положение рук при проводке сохраняется. Это признак того, что клюшка ударила по мячу на максимальной скорости.
ЭТАП 10
При проводке кисть должна быть за левым плечом. Большая часть веса должна приходиться на левую стопу, а правой стопой нужно встать на носочек, чтобы сохранить равновесие.
Знание поэтапных указаний и принципов каждого движения свинга поможет вам избежать ударов с отклонением, недолетов, перелетов и попаданий в преграды. Каждый этап играет важную роль в исполнении идеального свинга. Замах придает свингу силу: чем лучше замах, тем дальше полетит мяч. При даунсвинге вы ведете клюшку к мячу и бьете по нему. Плохо прицелившись, вы попадете по левой или правой стороне мяча, что приведет к хуку или отклонению. Проводка плавно завершает свинг, и правильное исполнение этого движения важно для хорошего удара.
Питчинг – Делаем питч-удар
ЭТАП 1
Примите открытую стойку, стопы расположены слева от линии цели.
ЭТАП 2
ЭТАП 3
ЭТАП 4
При проводке не поворачивайте руки и головку клюшки, чтобы лицевая поверхность дольше оставалась под прямым углом к цели, что повышает шансы того, что мяч полетит вверх и сохранит направление.
Помните, что цель питчинга заключается в том, чтобы мяч высоко взлетел и перелетел через раф или преграды. При этом после приземления мяч будет меньше катиться. Чем выше летит мяч, тем короче качение.
Чиппинг – Делаем чип-удар
После ти-удара или драйва на фервее вам наверняка останется только преодолеть короткое расстояние до грина. Для этого используется чип-удар или питч-удар.
Удар «bump and run» (подпрыгни и катись)
Флоп-удар
Такой тип удара используется, когда вы хотите, чтобы мяч полетел по очень высокой траектории, например, если на пути песчаная или водная преграда. Секрет в том, чтобы открыть лицевую поверхность клюшки и подвести клюшку под мяч, чтобы он подскочил.
ЭТАП 1
Примите открытую стойку, чтобы хорошо видеть линию цели. Стопы должны быть немного левее мяча. Слегка наклонитесь вперед и согните колени.
ЭТАП 2
Прежде чем ударить по мячу, взгляните на поле. Посмотрите на то место, куда, по-вашему, должен упасть мяч.
ЭТАП 3
ЭТАП 4
При проводке не переворачивайте запястье. Оно должно составлять прямую линию после удара.
Чиппинг – довольно простая техника. Научитесь принимать правильную стойку и делать правильный чип-удар. Овладение этой техникой окажет положительное влияние на вашу игру.
Паттинг
Техника паттинга – одна из важнейших в гольфе. Паттинг решает исход игры на каждой лунке, и от хорошего владения этой техникой зависит соотношение богги и бёди.
В отличие от полного свинга в свинге при паттинге необходимы гораздо более тонкие и мелкие движения. Его также называют маятниковым свингом за схожесть амплитуды клюшки с маятником. При таком свинге локоть и запястье остаются в одном положении с начала и до конца.
ЭТАП 1
Встаньте за мячом и посмотрите на поле, в частности на линию патта.
ЭТАП 2
Потренируйте свой патт-удар, прежде чем действительно ударить по мячу.
ЭТАП 3
Придвиньтесь к мячу. Смотрите прямо на мяч. Взгляните на линию патта, чтобы проверить правильность позиции. Отведите паттер примерно на 10 дюймов (25 см) от мяча.
ЭТАП 4
ЭТАП 5
Проводка составит примерно 10 дюймов. Помните, что движение клюшки должно напоминать маятник часов. Если все сделать правильно, мяч прокатится дольше (вниз по склону) и короче (вверх по склону). Секрет паттинга – контроль расстояния. Потренируйтесь делать замах и свинг с разных расстояний. Так вы сможете определять дальность качения мяча в зависимости от определенного свинга.
Овладение техникой паттинга – вопрос практики, во время которой вы приобретаете чувство паттера и учитесь «читать» грин. Это очень поможет вам на поле.
Удары в бункере и другие удары из преград
Преодоление преград в гольфе – наиболее сложная задача. Всегда неприятно, когда вам кажется, что вы сделали хороший свинг, а в действительности вы ошиблись в расчете расстояния, и мяч приземлился в преграду – водную, песчаную, под деревом или в ямку.
Песчаные ловушки и фервейные бункеры
Описание: бункер – это углубление в поле для гольфа. Если в нем есть песок, он называется Песчаной ловушкой. Если бункер находится на фервее, он называется фервейным бункером. Попав в эту преграду, вы не получите штрафного удара, беда только в том, что вам придется вернуть мяч на фервей и на грин.
Положения мяча в бункере
Лай – это положение мяча после удара. Оно может быть хорошим и плохим. Если вы попадете в фервей, у мяча, определенно, будет хорошее положение, и вам будет проще попасть мячом в грин. Однако если мяч попал в песчаный бункер, его положение нельзя назвать хорошим. Если вам повезет, мяч просто упадет на песок, если нет – он может безнадежно увязнуть в песке. Чтобы вернуть его на фервей или на грин, сначала вам придется проанализировать положение, в котором находится мяч. Чтобы попытаться выбить мяч из преграды и вернуть его на площадку, можно воспользоваться специальной клюшкой, называемой сэнд-ведж. В этом разделе вы узнаете о различных положениях и о том, как справиться с плохими положениями мяча.
Хорошее положение
Описание: Гольфисты иногда сталкиваются с такой проблемой, как попадание мяча в бункер. Вы можете надеяться только на то, чтобы мяч упал на относительно плоскую поверхность, т.е. занял хорошее положение. Так вам будет легко справиться с преградой в случае попадания в нее мяча.
Решение: Чтобы вытащить мяч из песка, примите открытую стойку и попытайтесь зарыться ступнями в песок, чтобы не потерять равновесие при ударе. Сосредоточьтесь на точке примерно в двух дюймах (5 см) за мячом, плавно опустите клюшку и выбейте мяч с песка.
Яичница-глазунья
Описание: название Яичница-глазунья говорит о положении мяча. Мячик в песке напоминает яичный желток и белок вокруг него.
Погребение
Описание: Мяч оказывается в таком положении, когда он утопает глубоко в песке, при этом большая его часть находится под песком. Если мяч «погребен», справиться с таким положением сложнее, чем с «яичницей-глазуньей».
Водные преграды
Описание: Большинство начинающих гольфистов боятся угодить мячом в область возле водной преграды – пруда, озера или болота, которые располагаются вдоль или на поле для гольфа. Попадание в водную преграду действительное сбивает с толку, особенно когда мяч еще в воздухе, и вы с горечью осознаете, что это грозит вам штрафным очком.
Решение: Если перед вами водная преграда, вам лишь нужно сосредоточиться на точке в 15 ярдах (13 м) после препятствия. Не отрывайте глаз от этой точки и сделайте полный агрессивный свинг. Цельтесь с запасом. Лучше если мяч перелетит, чем упадет в воду.
Деревья и другие препятствия
Удар вслепую
Болота и заросшие сорняками участки
Описание: На каком-то этапе раунда вы можете столкнуться с заросшим сорняками участком, болотом или другим подобным препятствием.
Как справиться с другими плохими положениями мяча
После удара мяч не всегда занимает хорошее положение. Иногда он приземляется в ямку, что сродни миниатюрной песчаной ловушке, или под дерево. Такие положения требуют определенной сноровки и техники.
В ямке
Описание: ямка – это канавка, которая остается после того, как вы клюшкой вырываете кусок дерна из поля. В некоторых случаях в нее может попасть мяч. Неприятно, когда ваш мяч оказывается в ямке, оставшейся после другого игрока. По этикету гольфисты должны восстанавливать дерн. Большинство игроков носят с собой набор для «ремонта» покрытия.
Решение: если ваш мяч приземлился в ямку, рекомендуется использовать клюшку с большим лофтом, чтобы вытащить из нее мяч. Затем примите стойку, отступив от мяча. Сделайте высокий замах и быстро опустите клюшку, ударив по мячу. Скорее всего, он прокатится дольше чем обычно, поскольку у этого удара не будет подкрутки.
Под деревом
Описание: Если ваш мяч случайно попадет в раф, он может упасть под дерево. Ветви деревьев переплетаются, поэтому если после вашего удара мяч полетит слишком высоко, он может там застрять.
Твердый пласт
Решение: Здесь лучше использовать 9-айрон или питчинг-ведж и применять ту же технику, как для положения «яичница-глазунья».
Хвоя или листья
Неудобная стойка
Описание: неудобной считается стойка, когда вы стоите на неровной поверхности, где сложно принять правильную стойку. Например, одна нога внутри бункера, другая – снаружи или на крутом склоне.
Решение: в такой ситуации согните колени и попытайтесь найти равновесие. Сделайте большой замах с помощью сэнд-веджа.
Вывести мяч из трудного положения нелегко. Здесь требуется терпение, практика и умелая проводка.
Полеты мяча
Когда мяч летит со значительным отклонением справа налево – это называется хук. Причина хука противоположна причинам слайса, но после хука мяч обычно катится дольше, чем в результате слайса. Хук, как правило, происходит, когда лицевая поверхность клюшки закрыта или нацелена на левую сторону цели при ударе. Представляем несколько советов по тому, как избежать хука:
Антоним пуша. Мяч летит прямо, но левее цели. Пул происходит, когда путь головки клюшки через зону касания лежит на линии слева от цели, а лицевая поверхность перпендикулярна этой линии.
Мяч вращается справа налево, создавая небольшое отклонение справа налево. О таком полете мяча мечтает любой игрок. Дро – это контролируемый хук. Его можно добиться, перестав закрывать лицевую поверхность клюшки и изгибать правое запястье. Дро – антоним фейда.
Дро получится, если путь свинга во время удара идет от линии цели, при ударе выпрямляется и после удара идет к линии цели. Во время удара лицевая поверхность клюшки должна быть направлена прямо на линию цели.
Мяч летит с небольшим отклонением слева направо. Фейд похож на слайс, отличие лишь в том, что при фейде отклонение слева направо меньше, чем при слайсе, и такая траектория полета обычно выбирается умышленно, чтобы повторить контур лунки слева направо.
Мяч летит прямо, но правее цели – это происходит, когда путь головки клюшки через зону касания лежит на линии справа от цели, а лицевая поверхность перпендикулярна этой линии.
Путь свинга идет чересчур «изнутри наружу», и лицевая поверхность клюшки обращена прямо на этот путь.
Слайс
Распространенная ошибка новичков – бить по мячу снаружи, чтобы придать ему вращение слева направо. Для этой траектории клюшка бьет по мячу справа налево. Резкое отклонение слева направо называется слайс. Как правило, такой полет мяча является следствием того, что игрок слишком высоко поднимает руку при замахе, и последующий петлеобразный свинг идет наружу. Чтобы избежать этой нежелательной траектории, последуйте следующим советам:
Мы рассказали о нескольких типах полетов. Научитесь их различать. Чтобы узнать больше, загляните в наш раздел Мячи для гольфа.