что такое патристика в философии
Патристика и патрология
Узкий путь святоотеческого богословия. Этюд 1-й
Введение
Причем данный путь полностью исключает всякое топтание на месте. Наоборот, он предполагает постоянное движение вперед, раскрывая тайну широкого и узкого пути, где узкий путь, путь самоуглубления и исихии, открывает необозримые духовные просторы, а широкий лишает зоркости и концептуального видения. Унаследовав от святых отцов неразрывную связь теории с практикой (догматики с аскетикой), что характеризует узкий путь святоотеческого богословия и дает ему живительную силу, русское богословие (а с ним, естественно, и патрология) не может и не имеет права стоять на месте, ибо такое стояние, как и «застывание» в духовной жизни, есть, по сути дела, гниение. Тем более что оно оказалось, в силу определенных исторических обстоятельств, в зависимости от Запада. В этой связи и появились на свет два небольших этюда, из которых первый является хронологически последним, но важность его, на наш взгляд, заставляет поставить его вперед, поскольку второй этюд является подготовкой и как бы эскизным наброском первого.
Узкий путь, путь самоуглубления и исихии, открывает необозримые духовные просторы
Вот на этом бы и хотелось остановить наше внимание и поразмышлять над судьбой русского богословия, намечая пути выхода из сложившихся обстоятельств.
Всякий раз, когда говорится о «западном пленении русского богословия», то, прежде всего, следует помнить, что это был не факт, а процесс.
Одной из важных фаз его была Брестская Уния. По словам того же отца Георгия Флоровского,
Случилась в России и попытка реформации, связанная с Петром I, но
Чуждое богословие было насаждено на русской почве. Это грех гражданского правительства, созданного Петром
По поводу этой попытки можно сказать, что власть была смята и подавлена, и чуждое богословие было как бы насаждено на русской почве. Это грех не столько церковной иерархии, сколько гражданского правительства, созданного Петром и духом чуждого русскому народу. По мысли священномученика Илариона,
Священномученик Иларион (Троицкий)
Не касаясь сложных и многообразных этапов этого процесса, можно сказать, что результатом его стало следующее:
«Богословская наука развивалась в России в искусственной и слишком отчужденной среде, становилась и оставалась школьной наукой. Превращалась в предмет преподавания, переставала быть разысканием истины или исповеданием веры. Богословская мысль отвыкла прислушиваться к биению Церковного сердца. И теряла доступ к этому сердцу».
Поэтому «у многих верующих создалась опасная привычка обходиться без всякого богословия», вследствие чего возникла опасность «гносимахии», которая угрожала и самому
И отец Георгий делает еще наблюдение, к которому мы позднее еще вернемся: он говорит о кризисе русского византинизма, который был
1. Патристика.
Можно определить этот термин как инструментальный и второстепенный, а, соответственно, им и обозначается содержание его. Само собою разумеется, что всякий, занимающийся текстами святых отцов и церковных писателей, должен обладать определенными навыками: знанием древних и новых языков, умением работать с источниками, изданиями текстов, научной литературой и т.д. Это – необходимый инструментарий для любого научного поиска, без которого нельзя обойтись. Но он вторичен, акцидентален, и самое главное, таит в себе серьезную опасность – подмены главного и существенного второстепенным и случайным.
Следует принципиально возражать против попыток «филологизации» или «философизации» патрологии
Ибо, например, молоток существует, чтобы забить гвоздь, но молоток не является гвоздем. Или: для плотника необходимыми являются его инструменты: пила, рубанок и т.п., но сам он отнюдь не есть эти инструменты. Именно поэтому следует принципиально возражать против всяких попыток «филологизации» или «философизации» патрологии, поскольку они зачастую случайное и незначительное пытаются сделать субстанциальным и главным. По сути дела, это научное шулерство, обман. Важно и существенно еще одно обстоятельство: совершающие подобное шулерство впадают (вольно или невольно – это другой вопрос) в грубейшую логическую ошибку – pars pro toto. Выделяя, например, филологию – часть и лишь инструмент патрологии, они позволяют себе носиться с торбой собственной «оригинальности», питая собственную гордыню и греховную «филаутию». Одновременно такое шулерство и обман исключают всякие попытки изменить самих себя.
2. Патрология.
Прежде всего, следует особенно подчеркнуть, что данное понятие по сути своей глубоко церковно, ибо вне Церкви нет патрологии, как нет и спасения. А спасения нет без покаяния. В свое время мы цитировали замечательную фразу прп. Иоанна Дамаскина о сути покаяния:
Эта ёмкая и имеющая много оттенков фраза преподобного отца вполне соответствует общему святоотеческому убеждению, что человек был создан свободным и целиком благим, не знающим зла. Зло пришло к Адаму через змия, и он,
Одним из последствий грехопадения является наше желание подменить субстанциальное и существенное случайным
Кстати сказать, одним из многочисленных последствий грехопадения является наше навязчивое желание подменить субстанциальное и существенное случайным, как об этом говорилось чуть выше.
Однако главная проблема состоит в возвращении к самим себе, что и является центральным стержнем патрологии. Собственно говоря, вся она фокусируется в одном понятии – покаяние (μετάνοια). Давая определение данному термину, С.Зарин писал:
Конечно, покаяние имеет множество смысловых оттенков. Например, как пишет один современный подвижник,
Россия знает множество примеров подлинных патрологов, одним из них был Филарет Московский
По словам отца Георгия Флоровского, он являлся
И такого рода богословов и патрологов на нашей родной Руси подвизалось и подвизается множество… Именно они составляют стержень всего духовного климата нашей великой Родины. Конечно, имеются и «занимающиеся патристикой», но они составляют малочисленный и второстепенный «клуб интеллектуалов», естественным образом тяготеющий к Западу и не желающий освободиться из его плена. Скорее, наоборот – они усиленно встраиваются в некую мифическую «мировую науку», находясь в полном созвучии и внутреннем единстве с духом мира сего, в котором идёт мощный процесс дехристианизации и одной из самых ярких и доминирующих черт которого является «антиисихазм». Относительно этого владыка Иерофей (Влахос) недвусмысленно говорит:
«‟Современному миру свойственны не память и безмолвие, но деятельность и тревога”. В столь преданное наслаждениям и самодовольное время, как наше, исихазм не может найти отклика. Происходит то, о чем говорит преподобный Иоанн Лествичник: ‟Рыба спешит убежать от удочки, а душа сластолюбивая отвращается безмолвия”. Влюбленная в наслаждения эпоха глубоко чужда безмолвию. Одна монахиня сказала мне, что в наше время дует ‟пустынный ветер антиисихазма”, сжигающий все кругом. Такое суждение кажется абсолютно верным, и именно об этом свидетельствует современная действительность. Дух, господствующий в наши дни, это – скорее дух Варлаама, нежели святителя Григория Паламы».
Таковым «богословам», «занимающимся патристикой», противостоят именно патрологи, для которых характерно в первую очередь единство жизни и богомыслия, «практики» и «теории». В великий сонм их входят клирики, монахи и миряне. Они выражают кафолическое самосознание Церкви, они «богословствуют в элементе соборности» [19] … В аскетическом искусе и самособирании они учатся находить самих себя всегда в Церкви. Именно они соблюдают верность отеческому Преданию не по букве, а по духу, а эта верность немыслима без непрестанного движения вперед. Это, в собственном смысле слова, и есть византинизм, который не является весьма безжизненной и бессодержательной формулой «Москва – третий Рим», а есть глубинный нерв всей стихии нашей духовно жизни, которую невозможно исчерпать и определить. И этот нерв тождественен Православию, поскольку
При этом всегда следует помнить, что
Только в таком смысле мы и являемся византийцами, а, соответственно, не можем не быть патрологами. Говоря так, нельзя не обратить внимания на одно серьёзное обстоятельство:
Зная это, необходимо понимать, что «высочайшие вершины духа» всё-таки преобладали над «низменностью» и определяли суть «византинизма», наследниками которого стала наша Святая Русь и мы, православные христиане. Именно в таком устремлении к вершинам духа и определяется бытие наше, как «византийцев».
Патристика-истинное сокровище в философии
Патристика-это самый первый и влиятельный этап в развитии философии христианства со второго по шестой век н.э. Само слово «патри» с латинского переводится как «отец». Это учение отцов христианской церкви, которые заложили основы Священного предания. Патристика в философии является одним из самых интересных исторических объектов.
В истории развития патристики исследователи выделяют три промежуточных этапа:
Патристика-основа христианского богословия и философии
Учение зародилось ещё в древние века, когда молодая религия христианства столкнулась и переплелась с философскими знаниями поздней античности. Патристика включает в себя философские, теологические и политико-социологические мысли и идеи, которые были найдены в сочинениях ранних христианских философов, которых прозвали отцами церкви. Патристика-это основа христианской философии и богословия.
Отцами церкви традиционно назывались деятели христианской церкви со второго по восьмой век, которые создали её организацию и догматику. Известными отцами церкви в католическом течении христианства стали Августин, Григорий Первый Великий, Амвросий Медиоланский, Иероним. В православном же течении ими считались Василий Великий, Фанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.
Главными качествами отцов церкви является:
Также были известны апостольские отцы, которые считались истинными учениками апостолов, либо учениками их учеников. Именно в сочинениях апостольских отцов появилось формирование основной проблемы христианского философствования.
Патристика представляет из себя доктринальную форму построения культуры христианства, сложную систему переплетения христианских ценностей и античного наследия философии. Как бы не были оба эти течения различны, они точно сходятся в одном: элемент в религии сильно превосходит над рациональными идеями философии.
Главным отличием патристика как исторически философского элемента является нежелание принимать свободный философский поиск. Патристика признает только общую истину откровения, нуждающуюся в истолковании и разъяснениях, и в тоже время играет общее достояние всего общества христианства. Патристику считают единственным учением в христианской традиции, которое раскрывается разными авторами с разной глубиной.
Как и патристика средних веков развивалось и другое учение-схоластик. Её период начинает с шестого века и заканчивается пятнадцатым нашей эры.
Схоластика
Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.
Само учение схоластики предназначалось для обучения основным христианским традициям и принципам. Несмотря на различия, патристика и схоластика всегда дополняли друг друга. Основываясь на одних и тех же принципах, и символике, они оставляли вместе искали ответы на общие вопросы. Современные философы подчеркивают, что схоластика до сих пор живет в патристике.
Одним из известных мыслителей схоластики был Фома Аквинский. Именно он выступил против идеи о том, что природа и дух противостоят друг другу. Мнение философа заключено в том, что для изучения человека, нужно понять единство его тела и души.
В современном мире схоластикой называют идеи или понятие, которые сильно отличаются от реальных представлений о мире, и их невозможно проверить опытным путем.
Главными особенностями схоластики является:
К проблемам же этого учения относится следующее:
Периодизация патристики
Как считают религиозные мыслители, философское учение должно помогать совершенствовать веру в христианскую религию, которая выше любого знания, поскольку является его завершением. В этом случае философия теряет свою самостоятельную деятельность и начинает играть роль проводника человека к богу.
С помощью патристики был внесен большой вклад в создание христианской этики и эстетики общества в средние века.
Различают греческое и римское направление патристики. Основными её периодами являются:
У патристики было особо выдающаяся роль в истории развития культуры христианства. Так, Августин Блаженный собственными учениями повлиял на средневековую философию. Этот мыслитель стал известен тем, что уделял много внимания на природу человека и его самопознание.
Августин Блаженный и его взгляды
Августин Аврелий (354-430), он же Блаженный, был одним из крупных представитель патристики Запада. Ему принадлежат такие сочинения: «О граде Божием», «О свободной воле».
Августин считал, что бог ни что иное, как высшая сущность, которая превосходит по силам и знаниям созданный им мир. Бог является конечным пунктом всех идей и поступков человечества.
Из этого следовало, что душа значительно превосходит тело, чувства и воля владеют над разумом. Душа представляет из себя намного совершенней фигуру, чем тело, поскольку она бессмертна и вечна, и только ей дано познать Бога. У воли есть преимущество над разумом, поскольку она является активной фигурой.
В собственных учениях Августин призывал к самопознанию. Он говорил об истине к богу, превышающую все человеческие возможности, и это дает вовсе не разум. а вера. То же говорилось и о благе, которое можно получить не из знаний, а из любви к Богу.
Так все учение Августина строилось вокруг бога как единого и совершенного бытие. Каждая отрасль знания сливается с другой, поскольку исходит лишь из одного начала, коим является бог. Бог представлялся как истинный источник знаний и высшие предметом этики и доброты.
Подобное поклонение богу и идеи полного подчинения ему сыграли с Августином злую шутку, породив серьезные проблемы. Учеников мучали вопрос, почему, если бог является олицетворением добра, то в мире живет зло? В ответ на это мыслитель говорил, что в мире не существует двух начал, по силе равных друг другу. Иными словами, существование бога (добро) и дьявола (зло) принизило бы существование создателя мира. Но вместе с этим Августин уверял, что нельзя требовать ответственности от бога за причиненное людьми зло в мире. Так и появилась теодицея-проблема оправдание бога перед мировым злом.
Августин блаженный первым создал собственную теодицею в собственных рассуждениях. Так он полагал, что бог с его волей является единственным высшим благом. Все созданное Богом только добро, а зло просто не существует. Зло не являлось особым существом, а лишь считалось отступлением от добра, своеобразным дефектом. Именно поэтому реально только истинное добро, и не существует никакого истинного зла. Оно лишь тень, которое отбрасывает добро. И на зло способен лишь тот несчастный человек, который отвернулся от бога и сосредоточился на собственной жизни.
Чтобы избавиться от человеческой гордыни, мыслитель спорил с монахом Пелагием, который был уверен, что человеческая воля должна быть свободна, и ввел под сомнение идею первородного греха. Пелагий считал, что, совершая правильные поступки, люди получают результат собственных моральных усилий. Человек способен сам себя привести к спасению. Именно эти взгляды Августин жестоко раскритиковал. Он отрицал возможность того, что кто-нибудь из людей способен самостоятельно избавиться от своих грехов. И только божья благодать способна подарить надежду на спасение души. Так бог выбирал избранников для спасения, и его выбор не зависел от человеческих заслуг.
Своим учением Августин создал фундамент философии христианства, проведя итоговый разрыв с учениями греков.
Историко-философский феномен
Патристика, играя роль историко-философского феномена является общим учением, которое раскрывает мысли и идеи отцов церкви. Явление патристики рассматривается исследователями, как сочетание богатства и разнообразия всех его составляющих элементов. С помощью этого можно провести оценку уникальности каждого из представителей патристики и его влияние на учение. Для исследователя, который не собирается вникать в саму суть учения, патристика станет настоящим кладом исторических данных и идей великих людей. Отсюда ясно, что саму патристику можно принимать как построение культуры христианства и научную дисциплину.
Как уже было сказано, патристика-это совокупность ценность христианской религии и эллинских философских учений. Благодаря этому христианство получило новое содержание для Откровения, чтобы сделать его таким понятным, чтобы идеи мыслителей стали понятны для простого народа.
В философии, патристической направленности, со времен зарождения жили две идеи. Первая заключалась в том, что необходима вера в бога и покорность его решениям. Человеку не обязательно стремиться достичь уровня создателя мира, поскольку бог является центром начала и конца всего. Вторая же идея говорила о том, что необходимо познать бога в его творениях, представлять все сущее как ясную гармонию мира, увидеть отблески его мудрости, покоя и света, не подвергать сомнению справедливость его решений и выражать любовь к богу.
Патристика играет сложную роль общего учения, которое раскрывает и излагает мысли и идеи различных отцов церкви. Если посмотреть на патристику с «внешней» стороны, не обращая внимания на её личные критерии и правила, то можно увидеть все разнообразие и богатство составляющих данное учение. Можно также провести оценку отдельного представителя учения и вклада в общую идею. Патристику исследователи рассматривают, как полное собрание философ в древние века их собственных позиций, и как духовный феномен, который состоит из нескольких ступеней и ответвлений.
Патристика-это сокровище, которое подарили христианство и эллинская философия. И это сокровище живет в наше время, как сборник философских идей.
Патристика: понятие, краткое описание, представители
Средневековое мировоззрение не теряло своей актуальности на протяжении нескольких столетий и выступало в качестве отдельного периода развития европейской философии, где на первый план выдвигалась религиозная составляющая. Этот период человеческой истории характеризовался активной разработкой религиозных концепций, что стало причиной становления патристики. Давайте кратко разберём, что такое патристика, в чём её суть, кто её основные представители.
Что такое патристика?
Патристика (лат. «pater» — отец) – это отдельный этап в развитии религиозной философии Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки систематизации положений, представленный в содержании Библии. Результатом их деятельности стало формирование фундаментальной основы христианского вероучения. Период патристики завершился созданием набора теологических и философских доктрин, авторами которых были крупнейшие христианские мыслители того времени – Отцы Церкви.
Принадлежность к категории «Отцов Церкви» зависела от соблюдения канонов религии, выдвижения на первый план религии и получения признания со стороны Церкви. Их главная цель — защита и правильное истолкование христианской религии. Патристику принято разделять на греческую (Василий Великий, Григорий Нисский) и латинскую (Аврелий Августин), каждая из них внесла свой вклад в развитие и распространение христианской религии.
Исследователи выделяют три основных периода патристики:
1. Апологетика (II-III вв.). В данном случае речь идет о философствовании апологетов, яркими представителями этого течения являются Тертуллиан, Климент Александрийский, отдельного внимания заслуживает вклад Оригена.
Апологеты – это христианские мыслители II столетия, которые предпринимали попытки защитить христианское учение на ранних этапах его становления с помощью своих трактатов — с ними они обращались к правителям, образованным людям. Важно отметить, что на тот период времени христианское учение только начинало свой путь, поэтому язычники и еретики создавали трудности и препятствия на этом пути;
2. Классическая патристика (IV-V вв.). В этот период все усилия были направлены на систематизацию христианской доктрины. Эту цель преследовали философы как на Западе, так и на Востоке.
3. Заключительный этап (VI-VIII вв.). В это время достижения патристики начала постепенно закрепляться и стабилизироваться, а ее представители начали предпринимать попытки к обозначению разработанных и внедренных религиозных догматов.
В качестве основного источника толкования положений Патристики выступала Библия. Речь идет о сборнике текстов, которые отражали истины, донесенные Богом до простых смертных. Философы предпринимали попытки анализа библейских сюжетов с целью получения ответов на актуальные для того период времени вопросы. Мыслитель выдвигал на первый план раскрытие истинного смысла, заложенного в библейских текстах и его отражения в своих трудах.
Краткая характеристика патристики
В общем виде патристика – это доктринальная форма формирования христианской культуры, объединение религиозных ценностей христианской веры и наследия античности в единое начало. Отличительной особенностью патристики является преобладание религии над рациональностью.
В период Патристики мыслители отказывались от необходимости свободного философского поиска. Патристика выдвигает на первый план единую истину Откровения, при этом ее не нужно домысливать и дополнять, а нужно обосновывать, разъяснять.
С позиции Христианства патристика – это единое учение, содержание которого было сформировано различными авторами. Преобладание религиозной составляющей как духовного явления требует от мыслителей приверженности к теоретическому конформизму. Основа патристики – это авторитет, который в свою очередь подразделяется на несколько составляющих, среди них можно выделить: Откровение, церковную норму и личный авторитет конкретного «отца».
Патристика не теряла своей актуальности на протяжении длительного промежутка времени. Это период формирования сущности и содержания христианского вероучения, который является результатом деятельности множества мыслителей, каждый из них внес свой вклад в формировании канонов религии.
Этапы развития патристики
Чтобы лучше понять, что такое патристика и в какую роль она сыграла в средневековой философии, давайте более подробно разберем этапы развития патристики:
Ранняя патристика (II-III вв.)
Этот период принято делить на два этапа. Первый этап представлен апостольскими отцами и апологетами — в их трудах были обозначены основные пункты христианского вероучения, при этом прослеживалась тесная взаимосвязь с кругом представлений Нового Завета. Апологеты внесли большой вклад в формирование христианской теории. К этому же этапу можно отнести гностические учения 2 века.
На втором этапе центральное место занимала философская теология, выдвинутая рядом авторов, среди них можно выделить Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Философская теология того периода начала осуществлять постепенный переход к формированию универсальных теологических систем. В это же время был запущен процесс смены философских парадигм. Институциональное оформление патристики стало возможным благодаря появлению первых теологических школ. Речь идет об Александрийской и Антиохийской школе;
Классическая патристика (IV-V вв.)
В этот период были предприняты активные попытки теоретического оформления христианского вероучения в формате догм. В начале 4 века христианство было возведено в статус государственной религии. Вселенские соборы способствовали приданию теологии догматического измерения. Патристика начинает расширяться — это стало возможным благодаря появлению новых течений, в том числе сирийской и армянской патристики.
Теоретизирование в рамках полемики между мыслителями достигает своего пика, что приводит к появлению классических теологических систем, базирующихся на неоплатонизме, который оказывает большое влияние на западную традицию. Отличительной особенностью этого периода является наличие широкого спектра жанров разной направленности;
Заключительный этап (VI-VIII вв.)
В этот период прослеживается ярко выраженная кристаллизация догматики. Завершился процесс формирования и закрепления теоретико-догматической стороны патристики, которая начала восприниматься как непреложный канон. Мыслители не предпринимают активных попыток к разработке и внедрению новаций, на первый план начала выдвигаться потребность в систематизации. В то же время набирают обороты мистические тенденции и начинает уделяться внимание к учению, которое основывается на мыслях Аристотеля. Результатом этого стало формирование предпосылок к формированию схоластики. Похожие тенденции прослеживались как на Востоке, так и Западе.
Представители патристики
К числу наиболее видных фигур патристики относятся:
Ориген (185-254гг.)
Этот мыслитель впервые начал предпринимать попытки к формированию целостной философской системы, которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном.
Василий Великий (330-379 гг.)
Позиционировал себя как участник «Каппадокийского кружка», разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию необходимо воспринимать в буквальном смысле и для подкрепления своей позиции опирался на труды мыслителей Античности. Является автором концепции сущего, которое было разделено на сотворенное и не несотворенное. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь с трудами Платона. Мыслитель предпринимал попытки к построению мировоззрения, которое могла бы разделяться как представителями Церкви, так и простыми верующими.
Григорий Нисский (335-394 гг.)
Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата, предпринимал попытки совмещения неоплатонизма и христианской догматики. Придерживался мнения о том, что богословие и философия должны рассматриваться отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, который возможно познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом. Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное) поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте.
Августин Аврелий (354 — 430 гг.)
Этот мыслитель внес большой вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой для религиозно-философской мысли Средневековья. В качестве объектов познания мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах уделял много внимания анализу идеи Бога в соотношения с человеком, а человека – в отношении к Богу. В рамках своей деятельности ему удалось провести детализированный анализ жизненного пути человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является бессмертной субстанцией.
Боэций (480-524 гг.)
Мыслитель стал известен многим как переводчик и комментатор трудов Аристотеля, которые стали фундаментом средневекового учения, основывающегося на мыслях философа периода Античности. Стал автором концепции общего и единичного, которая в дальнейшем трансформировалась в проблему универсалий. Среди его трудов можно выделить трактат «Утешение философией», в котором была предпринята попытка продолжения учения Платона о всеобщем. Также автор акцентирован внимание на проблеме соотношения сущности и существования, что является предметом изучения онтологии.
Заключение
В патристике нашли свое отражение различные проблемы, актуальные для этой эпохи – моральные, этические, духовные. Христианские философы предпринимали попытки переосмысления вопросов, которые были рассмотрены в период Античности. Христианские философы выдвигали на первый план человека и его проблемы. Христианская философия продвигала идею о том, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас предстоит предстать перед Ним и ответить за свои поступки, совершенные при жизни.