что такое патологическая лень
Статьи
Александрова Т. В., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
Валайнис Н. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
Жалобы на детскую лень — одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к психологам.
Как часто мы говорим своему ребенку: «Лень раньше тебя родилась». Кому из нас не знакома ситуация, когда наш ребенок все делает из-под палки? «Пойди, помой посуду!», «Убери кровать», «Вытри пыль с мебели», «Сколько можно тебе повторять: мыть полы нужно каждый день» и т. д.
Эти фразы наш ребенок слышит с утра до вечера, каждый день и… ничего не происходит. Он изо дня в день слушает, соглашается и ленится.
Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда, когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную игрушку из «Лего» или играя в компьютерные игры.
Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу.
Ребёнок, увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому процессу. Он искренне не знает, зачем ему-то самому это нужно, а простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если его всё время ругают дома и в школе.
Разумеется, все дети разные. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей, либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах, с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальным методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностями психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за лености, отсутствия воли. Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месту.
Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.
Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов:
Первый этап – установление причин лени конкретного ребенка.
Многие замысли ребенка были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно
Отсутствие смысла работы
С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца.
Отсутствие умения работать
В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ребенку нормально учиться
Многие учебные задания трудны для ребенка из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед ребенком непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу
Отсутствие интереса к работе
Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт
Лень как проявления страхов
Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки.
Страх предстоящих усилий – физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще
Особенности душевного состояния
В жизни каждого человека, в том числе и ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, травма, ревность, зависть, ложь…
Отсутствие уверенности в себе
Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции
Астенический тип личности
Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»
Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу
Второй этап – создание взрослым условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься.
Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в необходимости ею заниматься и в возможности её решения. Образно выражаясь надо, чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела её пить.
В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.
Третий этап – этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы её преодоления. Разумеется, если лень связана с отсутствием у ребенка необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать.
Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д.
Правила изменений для взрослых:
Ничего не поделаешь, воспитание – дело трудоемкое и кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети – кажется, что они с пеленок становятся организованными, самостоятельными, трудолюбивыми.
Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями, значит, у него просто другие достоинства.
Вы, конечно, не превратите его в образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не наделила природа.
Причины патологической лени у взрослых
Утверждения о пользе или вреде лени человеческой разнятся от «Лень есть корень всех зол» до «Лень создала цивилизацию».
И все же, несмотря на оптимизм заявлений о пользе лени, намного чаще мы встречаемся с этим состоянием как проблемой, препятствием для того, чтобы оставаться успешным и активным во всем. На вопрос о том, каковы истинные причины лени, разные ученые дают разные ответы. Вот только несколько из них.
Нейробиологические механизмы лени
Исследование с помощью сканирования мозга методом MRI (магнитно-резонансная запись активации мозговых зон) показало удивительные различия между людьми, которые легко переходят от принятия решения к активным действиям, и теми, для кого начать что-то делать, представляет затруднение. Дело в том, что за «скачок» от решения к действию отвечает определенный участок премоторной зоны коры больших полушарий головного мозга. В эксперименте выяснилось, что этот участок активизировался по-разному у «легких на подъем» и апатичных. У апатичных (или ленивых) очаг возбуждения на этом участке был «ярче», чем у активных испытуемых.
Следствие из такого наблюдения позволяет заключить, что причина лени имеет скорее биологическую природу, чем социальную: для того, чтобы активизировать переход от покоя к активности, апатичным приходится прикладывать значительно больше усилий, чем всем остальным. Вот она природа лени –переход от принятия решения к активным действиям требует от ленивых людей существенно больших усилий и в целом больше энергичности, чем от всех прочих. А любой нормальный организм, как известно, всячески стремится к сбережению своих ресурсов.
Как инстинкт самосохранения превращается в механизм саморазрушения
Пожалуй, самая распространенная форма лени получила название «прокрастинация» – устойчивая привычка откладывать дела на неопределенный срок.
Порою к этому действительно имеются реальные психофизиологические предпосылки:
Лень в таких случаях есть не что иное, как инстинкт самосохранения, и выполняет для человека очень экологичную функцию самозащиты. Однако, если такое отношение к делам и задачам затягивается, то физиологическая природа лени медленно, но верно сменяется на психологическую. Возникает привычка откладывать дела на потом, а, главное, человек привыкает к такому негативному статусу, как «безответственность». И лень остается даже после выздоровления и полного устранения всех симптомов соматического расстройства.
Мотивационный дефицит или борьба мотивов?
Когда человек заставляет себя делать то, что делать ему, на самом деле, не хочется, это является результатом борьбы двух мотивов – «хочу» и «надо». Победа «надо» над «хочу» называется волевым усилием.
Если видимых физиологических причин для апатии нет, то психологи склонны рассматривать личностную черту «прокрастинация» как психологическое расстройство мотивационной сферы.
Ну, не хватает человеку волевых усилий, чтобы побудить самого себя сделать то, что требуется именно тогда, когда требуется! Если это результат такого устройства мозга, о котором говорилось в начале статьи, то мотивационный дефицит можно ослабить только специальными тренировками. Постепенно усложняя задачи, помогать человеку с подобным расстройством, преодолевать свою психическую болезнь.
Но намного чаще речь идет о том, что в борьбе мотивов мотив «хочу» побеждает лишь потому, что человек был так воспитан, а точнее не воспитан. Недаром много пишут о воспитании силы воли, о произвольном поведении, о волевой саморегуляции. Это все входит в обязательные задачи воспитания, которые решаются с самого детства, с момента, когда у ребенка формируются первые навыки произвольного поведения.
Наиболее частые причины такого проявления лени у взрослых:
Стремление к удовольствию, возможность заниматься только приятными и легкими, не требующими усилий, делами рано или поздно формируют прокрастинацию и, в конце концов, закрепляют ее как устойчивую форму поведения.
В литературе часто встречаются истории, когда ленивый герой под влиянием обстоятельств или случая менялся до неузнаваемости, внезапно становился решительным и целеустремленным. Далеко ходить за примерами не придется, просто вспомните былину об Илье Муромце.
Итак, к изменению поведения приводят изменившиеся обстоятельства. До тех же пор, пока человек не испытывает реальной нужды или какой-либо опасности, потребности начать действовать вопреки своей лени не возникает.
С Викиум вы сможете побороть свою интеллектуальную лень. Занимайтесь онлайн
Лень как эхо нашей личности
Однако, часто у поведения, которое воспринимается окружающими, как патологическая лень, причины кроются в особенностях личности. Причем спектр личностных качеств, провоцирующих лень, необычайно широк и разнообразен.
Во-первых, очень большой друг лени – перфекционизм, то есть стремление все доводить до совершенства, до блеска. Под влиянием такой установки у человека есть только два выбора – сделать что-то лучше всех или… не делать этого вовсе. В результате, понимая, что справиться с задачей блестяще не получится, человек отказывается от выполнения этой задачи, следуя максималистскому принципу «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион». А в результате получается — «Лучшее – враг хорошего». Перфекционистские наклонности, как предпосылки лени, устраняются очень быстро, если у человека не остается выбора, и он оказывается лицом к лицу с простой дилеммой «Делай, как сможешь, либо останешься голодным».
Во-вторых, лень порождается противоположной крайностью – чрезвычайно низкой самооценкой и неуверенностью по типу «Мне ни за что не справиться с этим заданием». Подобная неуверенность в себе провоцирует стремление отодвинуть дела на более поздний срок или вовсе отказаться их выполнять. Человек и в этом случае, оказавшись перед выбором «сделать и опозориться» или «не делать и так избежать позора и провала», предпочитает второй вариант. Низкая самооценка в этой ситуации формирует сильную мотивацию избегания неудач, когда цель – не достичь результата, а уйти от негативных последствий своих действий. Стратегия бездействия в таком случае является наиболее эффективной.
В-третьих, причиной лени может стать элементарная недисциплинированность и неорганизованность. В таких случаях помогают разные приемы управления временем, самоменеджмента и планирования. Главное условие, при котором человек возьмет на вооружение все эти приемы, это наличие у него личностно значимого дела и очень привлекательной цели.
Ленивый интеллект, и как его спасти
Интеллектуальная лень – пожалуй, самый печальный и унылый вид лени. Активное восприятие здесь подменяется миросозерцанием:
Такое отношение к миру строится на базовом тезисе «Мне скучно и не интересно».
Леность ума не свойственна детям, напротив, они любопытны и активны в освоении нового. А вот у взрослых это развивается часто и приводит к нежеланию не то что докапываться до истины, а даже просто хотя бы поразмышлять над проблемой. Это весьма опасный жизненный опыт, поскольку мозг, как и другие органы, жаждет интеллектуальных тренировок и медленно, но верно деградирует в условиях слабой умственной работы.
Интеллектуальная лень, чаще всего, имеет социальную природу – человеку комфортно жить в условиях, когда за него принимаются важные решения, телевизор понятно и доступно разъясняет ему, что такое хорошо и что такое плохо, а на работе от него требуется выполнение стандартных задач по одному и тому же алгоритму.
Противоположностью интеллектуальной лени считается высокий уровень познавательной активности, который складывается из:
Для того, чтобы не утратить эту уникальную человеческую способность и потребность удивляться новым граням мира, надо постоянно предлагать своему мозгу все более и более сложные задачи.
Пусть это будут интеллектуальные игры или специальные развивающие упражнения, дискуссии или критический анализ событий – все равно. Главное – не позволять своему мозгу лениться, не давать ему ни малейшего шанса застыть в своем развитии.
В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что лень – это не отдельный феномен, а всего лишь симптом, показывающий, что с человеком что-то не в порядке. Проявляясь одинаковым способом – нежеланием действовать или сдвиганием дел на потом, лень может иметь самые разные причины – от физиологических и до социальных.
«Как вы все меня бесите!» Психолог и эндокринолог раскрывают причины раздражительности
Мы привыкли обращать внимание только на болезни тела. А тем временем ВОЗ официально признала синдром эмоционального выгорания фактором, влияющим на состояние здоровья населения. Одним из ярких симптомов этой проблемы считается повышенная раздражительность. Психолог и эндокринолог подробно рассказали в чем порой причины этого состояния и как его побороть ещё на ранних стадиях.
Мнение психолога
Татьяна Шаранда
практический психилог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития
Мы агрессивны по своей сути
— Что такое раздражительность?
— Раздражительность, так же, как и злость, мстительность, злорадство и так далее, производное агрессии, которая культивировалась в людях на протяжении многих миллионов лет и предназначалась только для выживания на биологическом уровне. Мы агрессивны по своей сути, это наследственный фактор, доставшийся нам от предков.
Гнев — адресная агрессия на конкретную внешнюю угрозу. Раздражительность — накопленный дискомфорт, запреты на физическом, психическом и эмоциональном уровнях. Достаточно просто не выспаться — и, пожалуйста, раздражение начинает выплескиваться из вас, как вода из дрожащего стакана.
— Как долго могут длиться «приступы» раздражительности по времени?
—Длительность того, сколько человек находится в состоянии раздражения, очень индивидуальна и зависит от многих факторов. Например, люди с сильным типом нервной системы, но с деформированными личностными качествами могут достаточно долго и часто изливать на головы ближних свое раздражение. Кстати, при этом они получают удовольствие, так как облегчают своё эмоциональное состояние.
Немного с иными исходными данными, но к той же группе можно отнести некоторых пожилых людей. Ведь в силу возрастных изменений снижается эмоциональная и психологическая устойчивость. Это проявляется через постоянное недовольство и ворчливость.
К сожалению, частота «приступов» раздражительности неутешительно растёт и среди молодёжи. Социальные и экономические катаклизмы, информационный перегруз, а также искусно навязанный ускоренный темп жизни — подобная модель общества не рассчитана на психические и биологические возможности организма. Она значительно превышает потенциал человека.
— Что в момент нервного напряжения происходит с психикой?
— Когда нас что-то злит или раздражает, начинает высвобождаться адреналин, чтобы подготовить наш организм к возможной угрозе. Чем опасен адреналин? Его переизбыток может привести к повышенному давлению, головным болям, тошноте и проблемам со сном.
Раздражительность бывает чертой личности
— Какие факторы влияют на возникновение раздражительности?
Биологический фактор. Мы — биопсихосоциальная модель. Хотим мы того или нет, но животный потенциал в нас присутствует. Физическое состояние тела очень важно. Если вы не выспались, плохо себя чувствуете или банально голодны — заявка на раздражительность готова!
Психологический фактор — раздражительность как черта личности. Это выученная привычка раздражаться на ту или иную ситуацию, пытаясь как-то её изменить. Неумение отстоять свои границы и заявить о своих потребностях, замкнутость, подчиненность, неадекватная самооценка и так далее — всё это «эффективные» качества для накопления раздражительности.
Социокультурные факторы — их бесконечное множество: социальные роли, положение, статус, семейное неблагополучие, материальная уязвимость — всё это нас, безусловно, раздражает.
— В каких случаях раздражительность — это симптом психического расстройства?
Вот явные признаки:
Учитесь переключать внимание
— А как сбросить эмоции «экологично»?
— Работая с телом через движение. Только после того, как на физиологическом уровне будет снято напряжение, начнётся процесс установления баланса между телом, мыслями и эмоциями. Если вы собираетесь начинать работу только с психологического уровня или посредством силы воли запрещать себе отрицательно реагировать на, то или иное событие, вы лишь взрастите то негативное чувство, с которым боретесь. А ведь сперва это нужно осознать и принять.
Методы, которые помогают бороться с раздражительностью:
Мнение эндокринолога
Наталья Яночкина
врач-эндокринолог первой
категории медицинского центра «Эксана»
Раздражение может быть симптомом заболевания
— Как связаны между собой психологическое раздражение и гормоны?
Чаще всего в повышенной эмоциональности виновата щитовидная железа. Сильная беспричинная раздражительность может быть признаком её повышенной функции (гипертиреоза). В такой ситуации щитовидная железа может увеличиваться в размерах и вырабатывать избыточное количество тиреоидных гормонов (ТЗ — трийодтиронина и T4 — тироксина). Их избыточное производство часто происходит на фоне стресса (хронического или острого) и бывает после родов (послеродовый тиреотоксикоз). В этом случае снижается ТТГ (тиреотропный гормон) как основной маркер изменений со стороны щитовидной железы. Если эти два пункта исключаются, значит, в организме произошёл некий гормональный сбой, который нужно изучать более глубоко.
Стимулятор раздражения может выступать и тестостерон, который делает мужчин более смелыми. Его большое количество у представителей сильного пола далеко не всегда вызывает агрессию, а вот с женщинами дела обстоят иначе. Повышенный тестостерон способен разгневать даже кроткую даму.
В стрессовых ситуациях в игру вступают и другие «персонажи». Допустим, мимо неожиданно промчалась машина. Кора надпочечников моментально выбрасывает в кровь химический «коктейль», куда входят адреналин (который помогает быстро ориентироваться в ситуации и принимать решение) и норадреналин (открывает доступ к силовому ресурсу и включает агрессию).
Если же человек находится в хроническом стрессе, у него повышается уровень гормона кортизола, который, кстати, способствует накоплению жира в брюшной полости. Существует даже такое понятие, как «кортизоловый животик». И вы можете сколько угодно ходить в тренажёрный зал, но лишние кило в этой области не пропадут, пока вы не поработаете над своим эмоциональным состоянием.
Раздражительность также бывает симптомом:
В определённые периоды жизни повышенная эмоциональность — это норма
— Все знают, что подростковый возраст — возраст протеста и бунтарства, почему так происходит?
— В пубертатный период у подростка начинает активно работать гипофиз (мозговой придаток в форме округлого образования). У него много забот. Он стимулирует и выстраивает работу целого ряда «солдат»: половых гормонов, тиреоидных гормонов, ФСГ (фолликулостимулирующего гормона), ЛГ (лютеинизирующего гормона), пролактина, инсулина и других. Всё это приводит не только к физическим, но и к психологическим изменениям.
Родителям нужно этот период понять и простить, так как пока подростковый организм не разложит всё по полочкам, гормональный «шторм» способен спровоцировать: агрессию, капризы, вспыльчивость, упрямство, скачки настроения и прочие неприятные моменты в поведении ребёнка.
— Правда ли, что каждый месяц многие женщины становятся раздражительными из-за предменструального синдрома?
— Да, ПМС — период, который наступает за 7-10 дней до менструации. И это отнюдь не выдуманное состояние, а утверждённый медиками диагноз.
Действительно, синдром способен крайне негативно сказываться на настроении, а проявляется он у 20-50 % женщин. Причём чем старше представительница прекрасного пола, тем чаще это происходит. Причины до конца не выяснены, но предрасполагающие факторы известны:
Витамины + движение + полноценный сон = хорошее настроение
— Какие элементы нам необходимы для спокойствия?
—Дефицит любых элементов сказывается как на самочувствии, так и на настроении. Я бы обратила особое внимание на магний. Его нехватка может провоцировать плаксивость, апатию, грусть и, естественно, раздражение. Как правило, врачи назначают его в паре с витамином В6, который также нормализует деятельность нервной системы.
Эти же элементы благотворно влияют и на сон. Поэтому не стоит спешить покупать в аптеке снотворное (тем более, что некоторые препараты плохо влияют на фазы сна). Лучше посоветуйтесь со специалистами. Они назначат вам курс лекарственных средств, содержащих магний и витамин В6, которые помогают бороться и с бессонницей. Кстати, беременным женщинам магний выписывают на ранних сроках, чтобы правильно формировалась нервная система плода.
— Какие ещё советы для внутренней гармонии вы бы могли дать?
— Обязательно соблюдайте режим дня. Это действительно очень важно. Спать нужно в абсолютной темноте. Закрывайте окна плотными шторами, постарайтесь не использовать ночники. Только в полной темноте вырабатывается достаточное количество гормона мелатонина. Он способствует образованию гормона радости серотонина. Максимальный его выброс происходит с 00:00 до 04:00, но даже если на закрытые веки попадает немного света, количество мелатонина сокращается. В итоге, просыпаясь, человек чувствует себя разбитым и раздражительным, даже если его ночной отдых продлился положенные 8 часов.
Больше двигайтесь. Физическая активность тоже повышает уровень серотонина. Чувствовали когда-нибудь после тренировки некое воодушевление? Повседневные проблемы уже не видятся такими ужасными, и даже физическая усталость кажется приятной.
Будьте осторожны с успокоительными средствами, когда не знаете причину своего сложного состояния. Если раздражительность становится слишком частым вашим спутником, проконсультируйтесь с врачом и психологом. Чем скорее вы поймёте, в чём дело, тем быстрее решите эту проблему с минимальными рисками для здоровья.
Сколько магния необходимо организму человека?
Рекомендуемое потребление магния в сутки в зависимости от возраста и пола