что такое патернализм в социальной сфере
Патернализм
Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев ·
Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения
Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности
Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)
Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы
Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ.)
Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация
Патернали́зм (лат. paternus — отцовский, отеческий): система отношений, основанная на покровительстве, опёке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.
Содержание
Патернализм, как система отношений власти и граждан
Патернализм, в значении описания формы государственного устройства, имеет следующие особенности:
Идеология патернализма рассматривается как противоречащая социальному дарвинизму и либерализму.
Критика патернализма в юриспруденции
В учебнике «Теория государства и права» под ред. проф. С. С. Алексеева о патернализме говорится следующее [2] :
В другом источнике, учебник «Теория государства и права», автор А. Ю. Ларин, отмечаются следующее недостатки патерналистской теории происхождения государства [3] :
Представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Широко распространённые в обществе патерналистские настроения. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет.
Критика патернализма в экономике
Мы привыкли относиться к образованию, как и ко всем отраслям социальной сферы, как к собесу, пока не смогли разорвать цепкие объятия патернализма. Там, где патернализм эффективен (например, в подготовке школьников младших классов), — мы занимаем первые места в международных рейтингах. А там, где надо уйти от модели образовательного собеса к образованию как инвестиционному проекту, — мы оказываемся аутсайдерами. В последнем рейтинге ни одного российского университета нет среди 200 лучших вузов мира. Освоив модель образовательного собеса, мы достигли высоких результатов, но для университетов нужна модель инвестирования в человеческий капитал.
Руководитель секции экономики РАН академик Дмитрий Львов обращал внимание на то, что авторитетные конференции и форумы, которые проводит правительство, в значительной степени игнорируют экономическую науку бессмысленными рассуждениями о конфликте либерализма и патернализма. Он отметил [7] :
Где господин Греф видел жесткий патернализм или чистый либерализм? И то и другое — испытанные атрибуты рынка.
Предприниматель Леонид Казинец приобрел широкую известность после интервью «Москва — это правильная тусовка» корреспонденту журнала «Огонек»(№ 24 от 11—17 июня 2007 года) Екатерине Даниловой, в котором он сказал в том числе следующее о патерналистской политике [8] :
В 2009 году Никита Белых, губернатор Кировской области, говорил следующее:
Сегодня между политиками, социологами, экономистами и юристами продолжают вестись споры о том, какая модель государства может принести больше преимуществ общественному развитию. Одни из них являются сторонниками либерализма, другие пытаются доказать, что только патерналистская модель взаимоотношений в государстве и между индивидуумами может лежать в основе прогресса. Подробно о том, что представляет собой вторая модель, будет рассказано в обзоре.
Определение патернализма
Понятие «патернализм» происходит от латинского «патер», что переводится как «отец». Под патернализмом подразумевается такой тип взаимоотношений, который предполагает покровительство и опеку старшего над младшим. Патерналистская модель характеризует:
Рассмотрим применение патерналистской модели взаимоотношений в каждой из указанных областей.
Патернализм в международных отношениях
В международных отношениях патернализм проявляется в том, что крупные страны оказывают покровительство более слабым. Зачастую таким подходом характеризуются контакты между метрополиями и колониями. Особенно ярко это проявлялось в политике Великобритании, например, в отношении Австралии. Туда правительством Англии направлялись миссионеры, которые несли христианскую веру дикарям, чтобы спасти их души. А также внедрялись различные технические новшества, без которых, по мнению англичан, аборигены не могли выжить.
На первый взгляд, такая патерналистская модель несла в себе положительное начало. Однако в результате насилия над самобытной культурой и устоявшимся веками образом жизни, местное население фактически вымерло. А также причиной явилось то, что наряду с заботой имела место чудовищная эксплуатация как самих австралийцев, так и природных ресурсов далекого континента.
Государственный патернализм
На уровне государства патернализм означает, что общество построено по принципу единой сплоченной семьи. Во главе ее стоит мудрый заботливый отец, которым является государство и его органы. Народ рассматривается как дети и другие члены семьи, которые полностью доверяют и подчиняются отеческой власти. При этом «дети» являются защищенными от социальных и экономических катаклизмов, но при этом напрочь лишены самостоятельности.
Государство патерналистской модели является распределителем благ в соответствии с существующей в обществе иерархией. А также генератором идей, которые народ должен разделять в полном объеме. Общественные организации хотя и существуют, но лишь играют роль инструмента, укрепляющего власть. Такая система была присуща СССР, другим социалистическим странам, а также государствам с патриархальной традицией, таким как Япония и Испания.
Экономический патернализм
При социализме патерналистская модель в области экономической политики означает ведущую роль государства буквально во всех хозяйственных областях. Она отражена в ряде принципов, таких как:
Патерналистская модель социального государства
Такая модель предполагает всеобъемлющую ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, заботу как непосредственно о каждом из них, так и о хозяйствующих субъектах.
Она присуща социалистическим странам, где установлен государственный и экономический патернализм, о чем было рассказано выше. Это возможно благодаря государственной монополии на все блага, в том числе и социальные, а также принципу их централизованного распределения. Социальная сфера находится под особым вниманием и контролем государства.
Под социальной сферой понимается комплекс отраслей, которые определяют уровень жизни людей, касающийся их пенсионного обеспечения, образования, охраны здоровья, культуры, общепита, коммунального хозяйства, общественного транспорта, некоторых видов связи.
Задачи, достоинства и недостатки этой социальной модели
Основными задачами, присущими патерналистской модели социальной политики, являются:
Эта система имеет как достоинства, так и недостатки.
Инструменты социальной политики при капитализме
Нужно отметить, что элементы социального патернализма присущи не только социалистическим государствам. Они применяются и при капиталистическом строе, хотя носят избирательный характер.
В качестве административного инструмента патерналистской модели социального развития здесь выступают разного рода социальные стандарты. К ним относятся следующие:
Помимо уже указанных административных рычагов, в государствах с либеральной экономикой применяются такие экономические меры как:
Патерналистская модель общения
Такая модель присуща отношениям в сфере медицинского обслуживания населения. Это классическая модель взаимоотношений врачей и их пациентов. Она характеризуется полным доверием пациента к представителям «медицинского цеха». При таких отношениях врач выполняет роль отца, который обладает высоким авторитетом как носитель специальных знаний и заботится о больном, как о собственном ребенке. Он полностью берет на себя ответственность за здоровье и жизнь подопечного.
При этом пациент выступает в качестве абсолютно пассивной стороны. Он не участвует в принятии решений, касающихся процесса лечения. Основной недостаток такого подхода – это лишение больного возможности распоряжаться своей судьбой. Он не в состоянии определять, какой из методов лечения является для него наиболее оптимальным.
Этот принцип уходит корнями в далекое прошлое, опираясь на положения клятвы Гиппократа, согласно которым врач берет на себя обязательства действовать в согласии со своими умениями и силами. В нашей стране традиции патерналистской модели отношений врача и пациента нашли продолжение в Клятве врача РФ.
Новшества во взаимоотношениях «врач – пациент»
Сегодня во всем мире нарастает тенденция к отказу от такой модели. Постепенно внедряется новый тип взаимодействия между врачами и больными. В США в 1972 году был принят билль, регулирующий права пациентов на исчерпывающую информацию о состоянии здоровья и методах лечения. Тем самым осуществляется переход к принципу сотрудничества, который получил название «Информированное добровольное согласие». Его основное содержание заключается в следующем:
Жизнь в Советском Союзе
Ярким примером патерналистской модели государства является Советский Союз. По сей день не только в нашей стране, но и во всем мире не утихают споры о том, чего было больше в реалиях той эпохи – всеобъемлющей социальной справедливости и экономической стабильности или подавления инициативы, нарушения прав личности и использования подневольного труда. Ответить на этот вопрос однозначно невозможно.
С одной стороны, многие из тех людей, которые жили в советском социалистическом обществе, вспоминают, что испытывали чувство единения с народом, уважение к руководителям, гордость за великие свершения. Они имели бесплатную жилплощадь, возможность дать детям лучшее в мире образование за счет государства, стабильную зарплату, отдыхали по профсоюзным путевкам на лучших курортах. В основном такое мнение можно услышать от простых людей.
В то же время другие люди, жившие в то время, например, представители творческих профессий, говорят о том, что они подвергались идеологическому прессингу, не могли печатать или исполнять со сцены произведения, которые подвергались беспощадной цензуре. Не могли открыто высказывать свое мнение о существующих недостатках в обществе, а тем более критиковать власть, свободно выезжать за рубеж. А также у них не было возможности проживать в комфортных условиях, зарабатывать больше денег, ездить на иномарках.
Вывод
Как представляется, обе стороны по-своему правы. В СССР имели место и те, и другие факты. Вопрос в том, во имя чего человек решается отказаться от экономической стабильности и спокойной жизни. Одно дело, если он хочет купить дорогой автомобиль и съездить за рубеж за счет успешного проведения нескольких сомнительных финансовых операций. Другое – желание и возможность вести свободную экономическую и политическую деятельность на благо свое и народа, быть при этом богатым человеком. К сожалению, второе, при всех неотъемлемых преимуществах патерналистской системы, недостижимо.
Патернализм — что это такое, значение и применение термина.
Патернализм – это термин, используемый для описания системы политических и социальных взаимоотношений между людьми, где одни занимают позицию старших авторитетных опекунов, а другие – позицию опекаемых. Сам по себе термин «Патернализм», имеет латинское происхождение «paternus», что буквально можно перевести как: отцовский.
Что такое ПАТЕРНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Патернализм – это такая система взаимоотношений, при которой, право принятия важных решений для обеспечения общего блага делегируется более авторитетным, старшим и опытным людям. Для простоты понимания, можно привести в пример модель семьи, где: все решения принимает отец, а остальные вынуждены к нему прислушиваться и исполнять его указания, так как, он более авторитетен и лучше знает как нужно поступать.
Несмотря на то, что данный термин можно применять в разных сферах человеческих взаимоотношений, в большинстве случаев, он используется для описания именно политических процессов. Так, к примеру, патернализмом называют следующую модель взаимодействия власти с народом: Власть берет на себя ответственность за общее благосостояние народа. Она самостоятельно принимает решения (издает законы), которые, по ее мнению, должны принести всеобщее благо. Взамен на это «благо», народ отказывается от некоторой части своих прав и свобод, переходя в статус подопечных (платит налоги, исполняет законы, не вмешивается в управление). Но, важно отметить, что подобная практика взаимоотношений характерна в основном для авторитарных или диктаторских форм правления. (Это то, что касается именно политики, но есть сферы, где без патернализма действительно сложно обойтись.)
Суть и принцип ПАТЕРНАЛИЗМА простыми словами.
Также, принцип патернализма можно представить в такой простой и понятной формулировке:
Вот вы там такой умный и все знаете. Говорите нам что нужно делать, и мы будем делать. Мы вам доверяем.
Патернализм, примеры из разных сфер.
Что такое Государственный патернализм.
Примером государственного патернализма может послужить следующая гипотетическая ситуация:
Правительство без проведения общественных слушаний решило ограничить доступ в интернет всем несовершеннолетним. Мотивацией для этого, выступает: защита неокрепших умов от опасной информации. Общество в свою очередь, «доверяя» решению правительства, исполняет данное указание. Пример конечно гипертрофированный, но четко отражает вариант чистейшего патернализма.
Патернализм в медицине.
С медициной все гораздо проще. Самым ярким примером может послужить любой прием у врача. Вы приходите к доктору с проблемой полагаясь на его профессионализм. Вы ему доверяете и соглашаетесь следовать всем его указаниям взамен на выздоровление. Патернализм в чистом виде.
На самом деле, подобных примеров, можно привести огромное множество. Это могут быть взаимоотношения на работе, в учебном заведении, в геополитике, экономике или еще где угодно. В мире масса сфер, где люди привыкли полагаться на чей-то авторитет, профессионализм, или просто не хотят брать на себя ответственность.
В итоге про патернализм можно сказать следующее:
Патернализм – это слишком общее и распространенное явление для того, чтобы определить его в негативную или позитивную категорию. В определенных случаях, излишний патернализм в демократическом государстве – это определенно плохо. Доверить свое здоровье опытному медицинскому работнику – это как минимум разумно. В общем все зависит от ситуации.
Статья не претендует на какую-то научность. Это просто авторское ИМХО по данной теме.
Патерналистская социальная политика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Модель социальной политики – это комплекс мероприятий и средств, которые применяются государством для разрешения социальных проблем.
Зачастую модели социальной политики основываются на определенной доктрине, которая отличается по уровню вмешательства страны в социальную сферу.
Основные модели социальной политики государства
В зависимости от содержания, целей и особенностей реализации выделяют следующие модели социальной политики государства:
Проблемы патерналистской модели социальной политики
Современная история становления и развития социальной сфера Российской Федерации подразделяется на несколько этапов, которые представляют реализацию патерналистской модели социальной политики.
Первый этап, который начинается в середине 90-ых годов, характеризуется активным становлением и реализацией патерналистской модели, которая заимствована из практики Советского Союза. Недостатками данной модели являются перекрестное осуществление социальных программ, которые вызывают повторение социальной помощи и весьма высокие расходы на социальную сферу. На данном этапе социальная политика Российской Федерации была ориентирована на усиление удельного веса социальных затрат в общих государственных расходах. Также ориентирами патерналистской модели является реализация усилий, что направлены на повышение эффективности социальных программ и проектов. Но повышение числа социальных расходов не предотвратило снижение жизнеобеспечения населения и работников социальной сферы. Это привело к значительному развитию бюджетного дефицита.
Готовые работы на аналогичную тему
Можно сказать, что патерналистская модель социальной политики государства оказалась не эффективной в процессе урегулирования социальных общественных процессов. Но ее использование на начальном этапе социально-экономических совершенствований было основано в силу следующих причин:
Обострение финансовых проблем в экономической и социальной сфере подтвердило бесцельное наращивание финансирования, которое не подкреплено структурными преобразованиями.
Анализ патерналистской модели социальной политики
Корнаи определял патернализм как модель, при реализации которой руководство берет на себя ответственность за экономическое положение в государстве и претендует при этом на любой инструмент из всего арсенала административных средств, что являются для него наиболее целесообразными.
На первый взгляд может показаться, что государство сосредотачивает в своих руках все ресурсы, которые необходимы для социального и экономического развития страны, а также может управлять ими с целью наибольшего удовлетворения насущных потребностей населения. Но в условиях тотального правления патерналистская модель социальной политики оборачивается бесконтрольностью бюрократии, а это, в свою очередь, является предпосылками для формирования коррупции, принятия неверных решений и вторжения в личную жизнь граждан государственных структур.
Более негативным последствием от вторжения патерналистской модели является увеличение социального безразличия граждан, которые уповают на государство в решении всех социальных проблем.
Наиболее характерной чертой патерналистской модели является жесткое директивное регулирование производства, а также обмен социальными услугами и благами.
Рисунок 1. Патерналистская социальная политика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последствием данного вторжения оказалась не только ноша для государства сбалансировать структуру и объем спроса на услуги и товары, но и значительное снижение заинтересованности производителя в рассмотрении потребительского рынка, что привело к диктатуре производителя.
Немаловажной особенностью патерналистской модели социальной политики является этатизм, иными словами, это огосударствление социальной системы, а также ее отдельных учреждений и структур.
Этатизм – это логическое продолжение патернализма, он является инструментом прямого вторжения государства в функционирование социальной системы и уверенного вытеснения из нее любых объектов, которые могут не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудническую деятельность в разрешении социальных проблем.
Немаловажной особенностью патерналистской модели является слабое развитие или же полное отсутствие рыночных отношений в развитии социальной сферы, причем уровень развития может значительно отличаться по отраслям. В таких сферах, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение практически полностью отсутствуют платные ресурсы и формы для их развития. Финансирование производилось за счет местного и государственного бюджета, а также из денежных средств предприятия.
В отраслях связи, культуры, физической культуры и на пассажирских видах транспорта, которое предусматривают платное обслуживание граждан, рыночные отношения приняли модифицированную форму, но при этом на данные услуги устанавливались пониженные цены.
Патернализм как категория социологии
Социальной наукой патернализм рассматривается чаще всего как некое устоявшееся социальное явление, продукт традиционного общества, согласованный с его основными характеристиками. Сам термин «патернализм» применяется в различных областях социального знания в самых различных смыслах. Его содержательное наполнение включает и наиболее общие взаимоотношения между сложными составными субъектами, и отдельные варианты властных и производственных взаимоотношений, и непосредственные межличностные взаимодействия.
Если рассматривать историческое развитие патернализма через развитие общественно-экономических формаций, по Марксу, то мы увидим, что на любом этапе он ощутим. При первобытнообщинном строе – власть и забота старейшин, рабовладельческий строй – император заинтересован в покровительстве над гражданами, феодальный этап – королю нужны вассалы, вассалам – свои вассалы, капиталистический строй – «опека» эксплуататором наемного работника, и даже социалистический строй (возврат к первобытнообщинному), подразумевающий равенство всех, не может существовать (хотя бы из-за неравенства способностей) без некоей распорядительной и распределительной системы. Следовательно, при любом строе не причастные к власти и общественным благам индивиды нуждаются в некоей заботе и попечении, но власть имущие, в свою очередь, также нуждаются в существовании, повиновении, зависимости от них народных масс, самым главным для господствующих слоев является удовлетворение народом потребностей власти (материальных, духовных и пр.). Без этого невозможно существование самой системы, мне видится в этом сходство с диалектическим материализмом.
Исследование патернализма мы будем проводить с позиций структурно-функционального подхода, следовательно, необходимо проанализировать эволюции данной теории, основные принципы и механизмы анализа.
Анализ структурно-функциональный[2] – подход в описании и объяснении социальных систем, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого. Структурно-функциональным анализом является допущение, что отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддерживании и изменении социальной системы.
Другими словами, структурный функционализм – методологический подход в социологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. В качестве социальных структур в структурно-функциональном анализе рассматриваются любые устойчивые образцы (паттерны) деятельности людей. Исходное место в этом подходе занимает понимание социального действия как единства трех подсистем: субъекта действия (индивида как действующего лица), определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия.
Центральным для структурно-функционального анализа является понятие функции, которая рассматривается в нем в двух аспектах: как «назначение» («роль») одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом; как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения одного оказываются производными (функцией) от изменений другого. Во втором аспекте вводится понятие функциональных связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных связей внутри системы (а также между системами, системой и средой). Согласно этому выделяются процессы функционирования (поддержания организации, стабильности) наряду с процессами производства (ресурсов), воспроизводства (структуры), которые сообща обеспечивают стабильное существование системы. Эмпирические данные обретают действительный смысл, если они исследуются в системе координат «действующее лицо – ситуация», а социальная система понимается как система социального действия (в отличие от «культуры» Дюркгейма), мотивированного поведения, взаимодействующая с культурными стандартами, физическими и биологическими элементами окружающей среды в равной мере.
Исходные методологические принципы структурного функционализма заложил Эмиль Дюркгейм. Теория Спенсера была переинтерпретирована Дюркгеймом в плане приоритета целого над его частями и дополнена положением о «нормальных» и «патологических» (аномических) состояниях целостностей с точки зрения их «функциональных потребностей», что предполагает введение допущения о наличии точек равновесия в системах, вокруг которых и осуществляется их нормальное функционирование («объясняя социальный феномен, мы должны отличать порождающую его причину от выполняемой им функции»). Функционализм был дополнен тезисом социологизма (объяснение социального исходя из самого социального – функциональные зависимости) и концепцией органической и механистической солидарности (разные типы функциональных связей). Работы Дюркгейма, Радклифф-Брауна и Малиновского обозначили основные рамки и перспективы всего функционализма XX в., акцентировав проблематику поддержания равновесия в устойчивых системах.
Классический американский структурный функционализм формировался Талкоттом Парсонсом и Робертом Мертоном. Парсонс исходит из идеи равновесия, основанной на принципах саморегулирования социально-экономических процессов. Социальной системой он считает универсальный способ организации социальной жизни, который образуется при взаимосвязи социальных действий и социальных ролей. Это упорядоченное целое регулируется и интегрируется образцами норм и ценностей. Главной особенностью любой системы является наличие структуры (совокупности стандартизированных отношений между элементами). Системными характеристиками социального действия при этом являются наличие актора (деятеля), цели, ситуации (условий и средств), нормативной ориентации (усвоенных стандартов поведения). Действия актора предполагают свободу выбора, который осуществляется среди материальных факторов, норм, ценностей, идей, а сами акторы объединяются в определенные системы, основными чертами которых являются упорядоченность отношений между людьми и коллективность их существования.
Согласно структурно-функциональной теории Парсонса существует четыре уровня социальных систем:
— отдельные индивиды, взаимодействующие друг с другом в соответствии со своими социальными ролями;
— коллективы, в которых индивиды действуют также в соответствии с социальными ролями;
— общество как целостная система, создающаяся в процессе взаимодействия индивидов, коллективов и социальных институтов на основе определенной системы ценностей.
Вопросы функционализма анализировал Мертон: для понимания природы функционализма следует провести различие между функциональным, нефункциональным и дисфункциональным, а также между явными и латентными функциями. Функциональный анализ поведения, события, учреждения или социальных действий имеет своей целью связать их существование с более широкими системами целей, осуществлению которых они служат. С точки зрения Мертона, социология должна заниматься прежде всего выявлением и прогнозированием дисфункций и скрытых функций,так как это наиболее важно и сложно. С введением понятия «дисфункция» функционализм перешел к анализу механизмов, вызывающих социальные изменения.
Мертон также предложил схему структурно-функционального анализа в виде последовательности действий:
1. Объект анализа – стандартизированные явления (социальные статусы, социальные роли, стандартные образцы поведения, социальные структуры, средства социального контроля и др.).
2. Обнаружение альтернативных образцов поведения.
3. Выявление значений деятельности в стандартных формах для членов социальных групп.
4. Установление различия между мотивацией участия и объективным поведением.
5. Обнаружение непроизвольных закономерностей в социальном взаимодействии.
Итак, структурно-функциональный подход является универсальным, воплощающим всеобщие принципы любого научного познания, и заключается в сочетании двух основных, существовавших до его создания: структурном подходе (акцентирует аспект социальной структуры, то есть объект изучается путем дифференциации его на ряд взаимосвязанных элементов) и функциональном (аспект социальной организации социума, принципы соотнесения и функционирования элементов, общества как системы в целом, то есть – выявление связей между элементами).
Общественное развитие, согласно структурно-функциональному подходу, происходит в направлении все большей структурной дифференциации обществ, усложнения их социальной структуры, ведущих к уменьшению их стабильности.
Патернализм, являясь одним из социальных институтов, может стать предметом институционального подхода, что позволяет проследить его происхождение и динамику. Он также располагает развернутой системой понятий, позволяющей описать место явления в координатах данного общества, обозначить его функциональные пределы и дисфункциональные черты; соотнести явление с тенденциями и перспективами данного общества, выявить степень его участия в них.
Явление патернализма в обществе тесно связано с социальными практиками взаимодействия людей, с социальными явлениями, существующими в различных исторических формах. Он включен в систему вертикальных, иерархических социальных связей, организующих общество. Особенностью патернализма является «покровительство».
Проанализировав современные определения патернализма, в любой трактовке этого понятия мы видим одну и ту же сюжетную линию, меняются только лишь субъекты, к которым применяется данное понятие: в государственном патернализме – государство и граждане, в трудовых отношениях – работодатель и наемные работники, в международных отношениях – государство и государство. Основа данного явления есть неравенство, превосходство одних над другими в области доступа к распределению общественных благ и власти (что практически равнозначно в капиталистическом обществе). Более сильный стремится узаконить социальное, экономическое и политическое неравенство, заявляя, что господство наилучшим образом отвечает интересам самого угнетенного, который объявляется незрелым и неспособным позаботиться о своих собственных делах, поэтому «более сильный» должен действовать in loco parentis (вместо родителей).
Патернализм проявляется в индивидуальных и групповых практиках, через поведение индивидов: деятельностное и вербальное. Даже в том случае, когда под патернализмом подразумевается некая теоретическая идея, всегда существуют доступные наблюдению поступки индивидов и групп, воплощающие эти практики в социальной реальности. Если же речь идет об обычной трактовке патернализма, то он практически полностью может быть представлен через действия членов сообщества. И здесь можно говорить о двух типах патерналистских практик: церемониальных и «функциональных»[4]. Церемониальные практики – это специфические, повторяющиеся с заданной периодичностью групповые акты, не имеющие ни содержательного, ни функционального, ни технологического соотнесения с целями и задачами организации. Структура церемониальных практик такова, что позволяет продемонстрировать групповое единство, распределение иерархических патерналистских статусов в организации, личный характер взаимоотношений. Их назначение – символическое и идентификационное: через выполнение определенных церемоний члены сообщества обозначают свою принадлежность к «хартии» организации и подтверждают правильность индивидуальных самоопределений относительно этой организации. «Функциональные» патерналистские практики не имеют собственной формы, они сливаются с нормативно предписанными организационными обязанностями, усиливая последние. Эти практики дополнительно стимулируют индивидов к достижению целей организации через актуализацию групповой солидарности. Индивидуальные социальные / трудовые задачи интегрируются (вместе с их исполнителем) в более обширные и значимые структуры. «Функциональные» практики совершаются индивидами повседневно, и именно их можно считать низовым, базовым уровнем патернализма.
Патернализм представляет собой специфический вариант властных отношений. Согласование интересов сторон в патернализме не предусмотрено, у подчиненной стороны отсутствует свобода решений и действий. Это также означает, что правила, структурирующие взаимодействие, изменчивы и устанавливаются сверху.
Будучи не новым социальным явлением, патернализм постоянно изменяется, «мимикрирует» под изменяющиеся условия, особенно заметен он становится при переходе к новым социально-экономическим условиям, возникновении новых социальных, экономических и прочих институтов.
В работах отечественных исследователей, посвященных анализу влияния различных аспектов культуры на проводимые в стране преобразования, доминирует точка зрения, согласно которой широко распространены традиционные синдромы характеристик российской культуры. Практически все авторы отмечают среди них патернализм («государственный патернализм»; «государственно-патерналистский комплекс»). Эта социокультурная характеристика достаточно широко распространена, выполняет функцию доминанты, т.е. «задает тон» в социальном пространстве, с ней вынуждены считаться и учитывать ее. Она обладает определенной устойчивостью и сопряженностью с другими культурными чертами (например, с коллективизмом), принимает функцию образца, стандарта, который подкреплен соответствующим механизмом социального контроля. Стоит привести мнение Г.Г. Дилигенского о том, что «выбор между государственно-патерналистской системой и рыночной свободой, подразумевающей предприимчивость, инициативу, легитимизированный индивидуализм, — выбор, пусть не полностью осознанный, питаемый как рациональным интересом, так и мифологическими представлениями, является едва ли не наиболее существенной линией размежевания российского социума»[5].
В.В. Радаев рассматривает патернализм с двух позиций: как один из способов конституирования стратификационных иерархий в обществе и как один из способов построения производственных иерархий. В соответствии с первой позицией, патернализм понимается как система строгой субординации групп, в рамках которой нижестоящие могут рассчитывать на защищенность и заботу со стороны вышестоящих. Патернализм является основой для механизмов своеобразного социального обмена. Власть предстает как возможность предоставления определенных благ (услуг), что требует от получателя ответных действий – уважения, повиновения). Таким образом, патернализм выступает как метод утверждения классовых отношений и вырастает из потребности в стабилизации и моральном оправдании системы, покоящейся на фундаментальном неравенстве[6]. Рассматривая патернализм как способ оформления иерархии внутри хозяйственного предприятия, как конкретную модель отношений между руководителями и подчиненными, он выделяет четко выраженную иерархичность отношений; неоспоримость права «хозяина» на принятие единоличных решений; ожидание лояльности подчиненных по отношению к руководителю; общую, коллективную ответственность за провалы в работе; поддержание единства организации личным авторитетом «хозяина»; личностный характер взаимоотношений начальника и подчиненного, выходящий за чисто служебные рамки[7].
Ю.А. Левада также рассматривает патернализм как один из возможных способов формирования иерархий. Патерналистская модель предполагает всевластие верхов и почтительное послушание низов, подкрепленное соответствующими контрольными и социализирующими институтами. В советских условиях отношение к высшему, начальственному неизменно преобладали над всеми типами отношений к ближнему, и этим определялось преобладающее значение вертикальных связей при неразвитости или разрушении горизонтальных[8].
Во всех приведенных определениях и трактовках в качестве черт патернализма отмечаются отношения зависимости, подчиненности, нерядоположенности, связанные с дифференцированным доступом к власти и различным ресурсам.
Патернализм, как и все сложные социокультурные феномены, состоит из множества характеристик. Как один из способов построения социальных отношений, патернализм предполагает иерархичность, подчиненность и зависимость, покровительство и опеку, возведенные в ранг обязанности старшего по отношению к младшему, сильного по отношению к слабому; веру в незыблемость твердо установленного порядка и авторитета старшего, служение ему; делегирование ответственности вышестоящему за жизнь в целом и любые жизненные обстоятельства; восприятие власти, собственности, статуса человека как результата активности внешнего для личности субъекта; поддержание своеобразного баланса «силы» старшего и «слабости» младшего, что выражается в признании неоспоримости власти первого и инфантилизме последнего.
Рассматривая явление патернализма, в соответствии со структурно-функциональным анализом, необходимо проанализировать его как социальный институт, включенный в социальную систему, его место в социальной структуре, основные функции и дисфункции патернализма как социального института, как типа социального действия, выявить закономерности патерналистских практик, обозначить степень участия патернализма в развитии общества.
Социальные институты[9] – это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. В зарождающемся институте по существу опредмечивается определенный вид общественных отношений.
Таким образом, патернализм являет особый вид социального института, образованный акторами, испытывающими потребность в отношениях взаимной зависимости, попечительства и попечения, обусловленную необходимостью регулирования различных сфер деятельности и социальных отношений. Эти отношения четко прослеживаются на примере государственного патернализма и патернализма в сфере социально-трудовых отношений, как основных сфер жизнедеятельности людей.
Своеобразие его как социального института заключается в том, что в современном обществе он не создает собственных проблемных полей, а замещает некоторые (или даже все) правила, исходящие из этих полей. Чтобы акцентировать эту способность патернализма, для его обозначения в данной работе применяется термин «субститут»[10]. Субститут – это специфический вид социальных институтов, отличительной чертой которого является его бытование внутри других институтов.
Согласно структурному функционализму, считаем, что патернализм включен в различные сферы общества: экономику (адаптация), политику (целедостижение), фидуциарную систему (латентность), социетальную общность (интеграция). Эти подсистемы объединяются в социальную систему на социетальном уровне. Значит, патернализм, с одной стороны, представляет собой социальный институт / субститут (включенный в социальную систему различных институтов), а, с другой стороны, социальную систему, включающую в себя определенные элементы, связанные своеобразной организацией социальной жизни, то есть особыми социальными действиями и социальными ролями. И это утверждение не противоречит само себе! Так как любой институт / субститут имеет определенную структуру, элементы, которые образуют социальную систему.
Как социальная система патернализм имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид – группа (коллективы) – институты – общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.
Патернализм как социальный институт имеет свои устойчивые комплексы правил, норм, установок, которые регулируют поведение индивидов и групп и преобразуют его в систему ролей и статусов. Социальный институт предполагает сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Следует принимать во внимание, что патерналистские отношения не являются одномоментными – существуют нормы, правила и санкции, регулирующие данные отношения, которые носят постоянный и повторяющийся характер относительно субъектов взаимодействия, а также той или иной ситуации.
Каждый социальный институт, входящий в определенную социальную структуру, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций. На наш взгляд, функцией патернализма как социального субститута является облегчение поддержания «социального порядка», то есть равновесия общественной системы, определить роли и функции всех ее элементов, добиться эффективного взаимодействия между ними.
Выделение патернализма как социального субститута обуславливается еще и рядом других признаков:
– наличие определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер – властные структуры (законодательство, политика) и общество, работодатель и наемный работник (экономика, труд), родитель и ребенок – учитель и ученик (семья, ценности, мораль, поведенческие установки и т.д.), основной характеристикой субъектов является их статус на плоскости зависимость-власть;
– определенную (более или менее формализованную) организацию – государство, трудовой коллектив, семья, коллектив друзей, школа – в любой из этих организаций есть своя иерархия, которая возникает в результате неравенства ролей и статусов;
– наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института – четко прописанных норм субститут патернализма не содержит, они являются скорее не осознаваемыми ясно, как подспудное ощущение, ожидание зависимых в покровительстве, «хоть минимальном удовлетворении потребностей», а у покровителей – ощущение (и явность) власти;
– существование социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней – основной функцией патернализма является регулятивная – поддержание баланса между элементами социальной системы, стабильность; служа некоей защитой, институт патернализма позволяет удерживает общность от «взрыва».
Основными социальными функциями любого социального института являются: регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; социализация индивидов. Входя в любой из социальных институтов, патернализм привносит особую окраску в каждую из данных функций, что обусловлено целостной системой стандартизированных образцов поведения, то есть ценностно-нормативной структурой.
Тот или иной порядок взаимодействия субъектов реализуется прежде всего посредством деятельностных практик «власти», но с другой стороны, ее действия ограничивают ожидания «зависимых», которые также имеют свои средства влияния (крайний случай – революция). Поэтому необходимо рассматривать эволюцию патерналистских ориентаций с обеих сторон.
В структуре патернализма находится еще одно явление, которое наблюдается со стороны всех субъектов взаимодействия, – отчуждение. В данном случае оно проявляется как такое состояние отношений, при котором «власть» склонна игнорировать мнение «зависимых», которые в свою очередь, будучи практически полностью исключенными из сферы принятия решений, испытывают разочарование от неоправданных ожиданий.
Так как наш анализ будет проводиться в рамках структурно-функционального подхода, то в первую очередь мы будем рассматривать патернализм в его проявлении в различных социальных институтах. Одним из таких институтов – политических – является государство. Надо отметить, что проявление патернализма в государстве мы отождествляем с проявлением патернализма в любой другой социальной общности любого уровня от макро- до микро-, от социетального до межличностного. Следующим шагом к изучению патерналистских ориентаций является его проявление в трудовой сфере (в связи с предметом нашего исследования), где необходимо выяснить какое место занимает патернализм и каким образом влияет на взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений, как он сочетается с другими формами социально-трудовых отношений и как меняется в процессе трансформации российского общества.
Проявление патернализма в такой социальной организации как государство (власть – общество) является очень значимым для построения поведенческих стереотипов, которые, к тому же, на данном уровне закреплены законодательно. Это обусловлено возникновением и эволюцией самого государства. Существует множество точек зрения в объяснении причин возникновения государства, что связано с различным их возникновением у разных народов. Анализ прав и обязанностей, намерений и притязаний субъектов, выделяемых в той или иной концепции развития государства, необходим для соотнесения этих теорий, выделения общего и акцента на различиях.
Каждая из этих теорий происхождения государства, а, следовательно, и общественного устройства, признание и существование неравенства, определенной иерархической структуры, объясняет по-своему, зачастую их названия говорят об их сути: теологическая, договорная, органическая, марксистская, психологическая. Но особо нас интересует патриархальная или патерналистская концепция, которая говорит о возникновении государства как результате исторического разрастания патриархальной семьи, а общественной и государственной власти – из власти отца семейства.
С одной стороны, эта концепция, проводя аналогию государства с семьей, формирует уважение к государственной власти, но она упрощает сам процесс происхождения государства, не замечает специфику государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.
Патерналистские воззрения нашли свое отражение и в русской истории, где народ уповал на «царя-батюшку», а после и на различное начальство как на «отца родного». Главной мыслью здесь является вера в отца, вождя, личность, которая решит проблемы всех и каждого (хотя бы и за счет ограничений). Отсюда вытекает пассивное ожидание людьми чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у граждан социальную активность, ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны.
В итоге, большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обуславливают появление государственной организации.
Проанализировав все концепции возникновения государства, можно выделить некое единство, присущее ряду теорий, а именно – возникновение общности, образование государства обуславливается проявлением общественного неравенства способностей и возможностей, борьбы власти и «зависимых» слоев. Первичной концепцией образования общностей, на мой взгляд, является психологическая теория, опираясь на которую стало возможно дальнейшее развитие семей, следовательно – государства, следовательно, все концепции образования государства должны безусловно ее подразумевать. Приравнивая психологическую теорию к теории патернализма, можно сказать, что все данные концепции являются в той или иной мере патерналистскими, что отражается в потребности «верхов» во власти, попечительстве, эксплуатации (попечительство и эксплуатация не являются взаимоисключающими понятиями) и пр. С другой стороны, в любой из этих концепций четко прослеживаются ожидания граждан государства – «подчинение есть нечто естественное», «передача прав взамен обеспечения права», «принятие решения другим», забота, согласие (=безвыходность) на зависимое положение, ожидание экономической свободы, счастливой жизни, обещанной «Неизвестными Отцами».
«Социокультурность»[12] может рассматриваться как фундаментальное понятие или аучная категория потому, что является основой для разработки множества других, вязанных с ней, но менее абстрактных понятий. Предполагается, что социокультурные процессы, социокультурные факторы, социокультурные явления и т.п. должны раскрывать проявления социокультурного, т.е. исходить из паритетности культуры и социальности, их несводимости и невыводимости друг из друга.
Использование категории «социокультурность» применительно к современным трансформирующимся обществам приводит исследователей к обнаружению взаимодействий и противоречий между социальным и культурным, например, между изменениями в общественной системе ценностей и переделом государственной собственности.
Вместе с тем для объяснения трансформационных процессов в обществе не вполне адекватна в силу неразделимости и паритетности социального и культурного по отношению друг к другу. Вопросы возможных противоречий, борьбы между составляющими социокультурную реальность не получили достаточно ясного ответа.
Н.И. Лапин[13], разрабатывая принципы социокультурного подхода, представляет общество как большую самодостаточную социокультурную систему, в которой сохраняется динамичный баланс между культурными и социальными компонентами.
На противоречивость социокультурных процессов как их фундаментальной атрибутивной характеристике обращает внимание А.С. Ахиезер. В обществе постоянно возникают противоречия между социальными отношениями и культурой, т.е. социокультурные противоречия. Их источниками становятся культурные программы, которые смещают воспроизводственную деятельность таким образом, что в результате разрушаются, становятся нефункциональными жизненно важные социальные отношения. Культура рассматривается как сфера творчества и фантазии, а социальные отношения всегда должны оставаться функциональными уже в силу самой своей воплощенности в массовый воспроизводственный процесс. Приданию культуре человека преобразующих, а не консервативных функций способствует новая формирующаяся с конца XX в. социокультурная реальность. Происходит переориентация социокультурной истории. На передний план исследовательских интересов выходит проблема реализации субъективных представлений, мыслей, способностей, интенций индивидов в пространстве возможностей, ограниченных объективными условиями. Представляется, что именно в такой постановке содержание категории социокультурность выражено наиболее явно: культура – способ реализации субъективных представлений, мыслей, способностей, интенций индивидов, а социальное отражает объективные условия, рамки, границы, структуру в целом.
Рассмотрение социального и культурного в их напряженной соотносимости и латентной противоречивости друг с другом позволяет обнаружить «глубинные регуляторы действительно противоречивого поведения членов определенной социально-профессиональной группы»[14].
Интерпретировать социокультурное можно и не вычленяя аспекты социального и культурного в их взаимодействии, но указывая на актуальность анализа современных процессов сквозь призму взаимосвязи прошлого и настоящего.
Наиболее эффективным является применение категории «социокультурность» (при условии адекватной интерпретации ее содержания) к обществам трансформирующегося, а не стабильного типа развития. Именно трансформационные процессы: конфликтные взаимодействия между прошлым и настоящим, традициями и инновациями, советским и постсоветским требуют включения в инструментарий исследования принципов, составляющих природу фундаментального социокультурного противоречия. Анализ взаимодействий между субъективными представлениями, мыслями, способностями и интенциями индивидов (культурное) и ограничениями, которые задают социальные рамки (сложившиеся социальные отношения, группы и коллективы, социальные институты, структура в целом) позволяет увидеть, как старое сопротивляется новому, как новое вбирает или исключает старое, что рождается в результате стыковки старого и нового. Определение того, что является старым, а что новым зависит от ситуации, ее временной и пространственной локализации. Например, на уровне современного частного российского предприятия технологии менеджмента по индивидуализации труда могут рассматриваться как проявление новых социальных отношений, а остающиеся в трудовой культуре рабочих, традиции коллективизма в труде и трудовых отношения как отражение культурного прошлого[15].
Важнейшим принципом, включенным в механизм социокультурности, является принцип двойственности. Социокультурное как категория всегда предполагает и напряжение и соотносимость социального и культурного. При этом речь идет не о дуализме ее важнейших составляющих, а, по, крайней мере, об их дуальности. Оппозиция социальное – культурное является не только культурологической, но и социально-психологической категорией, отражающей амбивалентность полюсов оппозиции и вместе с тем их движение друг к другу, вектор направленности которого во многом зависит от складывающейся ценностной ориентации субъекта. При таком подходе внимание исследователя направлено как на выявление соотношения и особенностей взаимодействия старого (традиционного) и нового (инновационного), так и выявление тех промежуточных «гибридных» образований, которые возникают в процессе такого взаимодействия.
Принцип двойственности, заложенный в природу социокультурного (неразделимость, паритетность и вместе с тем и противоречивость социального и культурного) определяет и действенность данной категории как адекватной теоретико-методологической позиции для трансформирующегося российского общества. В этом видится ее коренное отличие от институционального подхода, поскольку социальные институты не могут быть двойственными, иначе они не институты, а социокультурность не может быть однозначно понимаемой, иначе она не социокультурный феномен. Тогда как за институтами стоят характеристики опре