что такое пассивное политическое участие
Пассивные формы политического участия
Политическая активность — деятельность политических групп или индивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты. На индивидуальном уровне — это совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы.
Политическая пассивность (индифферентность)— безразличие к политике и нежелание принимать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций, может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних, чисто психологических проявлений, поведенчески политическая пассивность выражается в отказе от выполнения гражданского долга— например, от участия в выборах.
Политическое отчуждение — политико-психологическое следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни. Следствием бюрократизации, как показал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивидуальной инициативы и свободы действий, превращение его в простого исполнителя воли организации или государства.
Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность
Политическое участие — многоуровневая система рекрутирования граждан в политику. Она начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней — политических лидеров.
Политическое участие и его типы
Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и выработку политических решений на любом уровне политической власти (местном или общенациональном). К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях, посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий, групп интересов и др.
Итак, каковы основные типы политического участия?
Обычно в политологии выделяют ортодоксальное и неортодоксальное политическое участие и сходное с ними конвенциональное и неконвенциональное политическое участие. В отдельный тип выделяются политические преступления, то есть политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия.
Кортодоксальному политическому участию относится поведение, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а предъявляемые к ней требования, выражаются в законных формах.
К неортодоксальномуполитическому участию относятся несанкционированные действия, связанные с выражением требований к власти и направленные против политической системы (протестное поведение).
Политическое участие можно также подразделять по степени активности на активноеи пассивное. Совмещая два параметра (приемлемые и неприемлемые) и степень активности (активное и пассивное), можно получить четыре типа политического участия (см. табл. 13.1).
Таблица 13.1 – Типы политического участия
Кроме того, политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.
Автономное участие – это свободная добровольная деятельность людей, преследующих личные и групповые интересы.
Мобилизационное участие – принудительное по характеру, стимулами которого выступают страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.
В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия, в демократических – автономный, хотя могут присутствовать элементы и мобилизационного поведения людей.
К наиболее распространенному типу политического участия относится электоральное поведение(участие в выборах). Этот тип участия, во-первых, позволяет сформулировать требования со стороны основной массы населения и обеспечить поддержку лидеров, которые соответствуют ожиданиям большинства; во-вторых, это один из механизмов разрешения политических конфликтов (в форме мирной конкуренции); в-третьих, это надежное средство легитимации существующего политического режима; в-четвертых, важное средство политической социализации личности.
В заключение отметим, что в условиях кризисного развития важно учитывать результативность, возможности и пределы политического участия различных субъектов. Чем ближе человек к власти, тем больше у него возможностей влиять на принятие решений. Влияние же рядовых граждан на структуры власти, даже в условиях демократических режимов, следует признать в целом незначительным, а некоторые политические институты вообще остаются за пределами влияния населения. Если эта тенденция сопровождается длительными ограничениями и давлением со стороны существующей власти, в обществе могут возобладать протестные формыполитического поведения, то есть проявление негативного отношения к политической системе в открыто демонстративной форме или, наоборот, явное уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия и т.п., что получило название абсентеизма.
Политическое участие граждан и его формы. Что такое политический абсентеизм
Основные типы политической деятельности
Виды политического участия
Под политическим участием обычно понимают добровольные действия обычных граждан, а не профессиональных политиков. Однако политическое участие в широком смысле можно делить на три категории:
Разовое, случайное участие в политической жизни
Участие «по совместительству», непрофессиональное
Профессиональное политическое участие
Прямое и опосредованное политическое участие
Виды прямого политического участия:
Реакция на политические события.
Участие в политических партиях, организациях и движениях.
Участие в собраниях, демонстрациях, митингах и пикетах.
Обращения к власти, встречи с политическими деятелями.
Участие в выборах и референдумах.
Деятельность политических лидеров.
Непосредственное политическое участие может быть индивидуальным, групповым и массовым.
Что такое политический абсентеизм
Причины абсентеизма могут быть разными:
Падение уровня жизни, коррупция и злоупотребления власти ведут к утрате доверия граждан к выборам, партиям и кандидатам.
Неспособность граждан реально влиять на власть.
Удовлетворенность своим стабильным положением может вести к отказу от участия в политике по принципу «мне и так хорошо».
Неумение граждан сделать компетентный выбор ведет к недовольству результатами выборов и отказу от участия в них.
Политическое участие: определение, типы, уровни
Содержание:
Политическое участие – взаимодействия членов политического процесса, где каждый участник политической деятельности влияет на результативность всей системы. Деятельность характеризуется добровольной, где каждый участник вносит вклад в принятие политических решений; деятельность представлена целенаправленной и осознанной. Помимо этого, политическое участие предполагает обеспечение деятельности политически институтов и организаций, методов принятия решений.
Политическое участие предполагает активные действия, а не поступки, способные вызывать политические последствия.
Теории политического участия
Теория рационального выбора | – согласно данной концепции, главным актором в политическом участии представлен человек, который старается с большей эффективностью достигать поставленных целей, ради реализации собственных интересов. Интерес появляется в том случае, если индивид от политической деятельности приобретает больше дохода, чем издержек; также интересы направлены на удовлетворение благополучия. Второе название концепции – «максимизация выгоды». |
Мотивационные теории политического участия | – за любой политической деятельностью стоят мотивы, самыми распространёнными представлены: идеологический (человек участвует в политических процессах активно поддерживая господствующую идеологию в обществе); нормативный (в ходе политического приспособление индивид строит своё поведение на основании признания силы); ролевой (определяется достигнутым статусом и социальной ролью; если индивид имеет низкий социальный статус, то вырабатывается радикальное настроение, направленное на оппозицию власти). |
Теории социальных факторов политического участия | – совокупность факторов представлена взаимосвязью в политическом участии, сюда относится социальное равенство, уровень подвижности индивида и т.д. |
«Мичиганская модель» электорального участия | – формируется в ходе социализации в кругу семьи, которая позволяет идентифицировать избирателя в политическом участии. |
Психологическая школа | – основное значение имеют социальные установки и мотивы человека. |
Уровни и типы политического участия
Типология политического поведения
Также выделяют вид политического поведения в зависимости от осмысленности действий, т.е. тип политического поведения на который влияют ценностные, нормативные, мотивационные установки, которые напрямую действуют из сознания и побуждаются в уровнях психической деятельности.
В зависимости от публичных действий, выделяют: открытые (принятие участия в демонстрациях, митингах и т.д.), закрытые (политическая недееспособность, уклонение от участия в выборах, митингах).
По преемственности политического развития выделяют: традиционные (менталитет, присущий тому или иному этносу, выражающийся в традиция, нормах, правилах поведения), инновационные (внесение в политическую деятельность новых черт во взаимоотношениях с субъектами и институтами политической направленности).
Согласно существующим нормам: нормативные (построенные на соблюдении законов, религиозных традиций и т.д.), девиантные (поступки, отклоняющиеся от принятых в обществе, иногда имеющие патологию в виде истерии, паники или сильного политического предубеждения).
К политическому участию относят те поступки, которые приписаны передачей власти от представительного органа населению (выборы); проведение выборных кампаний; поддержка кандидатов различными социальными группами; деятельность партий, обусловленная интересами населения. Также выделяют пассивные действия, куда относятся действия политиков, участие населения только в выборах представительной власти.
Существуют специальные условия, объясняющие участие населения в политической деятельности: объективные (обуславливаются политической системой, силами, культурой того или иного общества), субъективные (мотивы в политической деятельности, характер проводимой политики, информированность).
Факторы, влияющие на политическое поведение: демографические, этнические, идеологические, религиозные факторы. Также весомыми факторами представлены: экономическая обстановка в стране, уровень социализации, степень полученного образования и т.д.
Политические поведение – ответная реакция субъектов политики, выраженная в деятельности всей системы политического устройства.
Политический протест – деятельность человека, носящая негативный окрас, отрицательно действующая на политическую ситуацию в стране. Источниками становятся: отречения населения от господствующих ценностей и норм, неудовлетворенность действиями властей. В странах с демократическим типом управления формируются специальные организации, занимающиеся оппозиционными действиями, где выражается свобода слова. Иногда можно наблюдать формирование нового правительства из оппозиции, которое напрямую конкурирует с имеющимся.
Политический протест в радикальном проявлении предстаёт политическим экстремизмом, который характеризуется крайними мерами и действиями в политической сфере. Политический экстремизм – отрицание юридической и правовой власти. Он представлен опасностью для участников международных отношений, политики мира и безопасности страны.
Абсентеизм – намеренное уклонение от политической жизни государства (выборы, голосования, митинги, протесты, референдумы и т.д.), связанно с утратой мотивации и интересов населения. Абсентеизм можно наблюдать в государствах с любым типом управления, формируется он в следствии роста уровня апатии населения к проводимой политике государства, это свидетельствует о кризисе. Причины абсентеизма: формирование и господство субкультуры, отрицающей господствующие ценности; удовлетворённость индивида во всех потребностях, что приводит к ненужности политического участия; способности индивида самостоятельно решать правовые и юридические проблемы, без помощи представительных органов.
Политическое участие
Политическое участие—действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:
— автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;
— мобилизованное участие — вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).
Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этно-национальные, конфессиональные и иные общности, все взрослые граждане государственно организованного общества (как, например, во время выборов в Европарламент).
Оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики.
Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, активным и пассивным, традиционным и новаторским, конвенциональным и нековенциональным, мирным и насильственным, добровольным и принудительным, легитимным и нелегитимным, законным и незаконным (противоправным).
В конечном итоге существует два варианта политического участия граждан.
Опосредованное (представительное) политическое участие — осуществляется через избранных представителей.
Непосредственное (прямое) политическое участие — воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Случайное (разовое) участие — человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.
Участие «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.
Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией.
Психологические характеристики политического участия не менее важны, чем его объективные показатели – массовость, легальность, степень активности, постоянство и т. п. В качестве субъективных аспектов партиципаторной деятельности будут выступать ее мотивация, чувство вовлеченности в политику и восприятие своего участия самим индивидом. Учитывая фактор психологической вовлеченности человека в политические процессы, американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия:
— основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное и несвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация);
— основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное;
— основанное на свободном, осознанном выборе человека.
Именно последний вариант политического участия представляется наиболее желательным и способствующим развитию личностного начала в политике. Признание человека ведущим субъектом политики неизбежно выдвигает требование освоения потенциала политического участия, в том числе эффективного использования политических и гражданских прав и свобод.
Данная проблема актуальна как для демократий, так и для недемократических режимов, поскольку объем требований к власти постоянно расширяется, что продиктовано динамикой современного общества.
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ПОЛИТИКЕ
Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим илипостоянным, использующим законные или незаконные методы. Л. Милбрайт выделяет четыре основных форы законного («конвенционального») политического участия:
2) участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях;
3) участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы);
4) контакты с официальными лицами на различных уровнях.
Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия:
1) различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях);
2) протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения);
3) отказ повиноваться несправедливым законам.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
В политической науке существует два основных подхода к вопросу масштабов политического участия. Первый выступает за его всемерное расширение и внедрение демократических принципов практически во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни (концепция партиципаторной демократии). С точки зрения данного подхода, это является надежным механизмом легитимации политической власти, создает возможность контроля действия властей и минимизации насилия в политической жизни.
Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу самим демократическим институтам и государству в целом. С их точки зрения, инструменты принятия решений следует сохранить в руках политических элит, наиболее информированных и подготовленных к управлению.
Повышение качества жизни, уровня образования, увеличение количества свободного времени создают предпосылки для расширения политического участия. Между тем, отсутствие необходимых институтов в рамках данной политической системы, не дает гражданам возможность реализовать свой потенциал партиципаторной деятельности. Подобная ситуация характеризуется как кризис политического участия и требует обязательного разрешения.
Наиболее оптимальным выходом из него является расширение институциональной базы представительства интересов — совершенствование партийной структуры и электоральных процессов, оформление деятельности различных групп давления. Однако правящие элиты могут попытаться ввести новые требования в рамки традиционных институтов или же ограничить их, заменив формами мобилизованного или принудительного участия.
Кризисы политического участия практически неизбежны даже в современных демократических системах, что обусловлено динамикой развития современного общества, масштабом и скоростью экономических и социальных перемен. Их неразрешенность создает почву для делегитимизации власти, поэтому преодоление подобного рода кризисов актуально как для рядового гражданина, так и для элит.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Политическое отчуждение—сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.
Проявлением политического отчуждения служит абсентеизм —форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
• Политическая пассивность—субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
• Политическая активность—стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ