что такое пас в волейболе
Что такое пас в волейболе
В февральском номере «Спортивных игр» была начата публикация фрагментов из готовящейся к печати в издательстве «Физкультура и спорт» книги знаменитой японской спортсменки Сумии Ойнумы «Уроки волейбола». В том отрывке шла речь о первом ударе — подаче. В апреле мы продолжили рассказ Ойнумы — речь шла о приеме подачи. Сегодня мы снова возвращаемся к рассказу Ойнумы, на этот раз об искусстве паса.
Три направления
Я считаю, что овладение техникой точного паса должно идти по трем направлениям.
Первое. Тренировка точного выхода на мяч. В связи с этим вспоминаются слова одного футбольного тренера, только что возвратившегося из Бразилии: «Они там лучше пасуют головой, чем ногами. Страна Пеле!»
Мне доводилось преподавать уроки волейбола футболистам из команды «Хитати». Они тоже по нескольку десятков раз отбивали мяч головой, не давая ему упасть на землю. Я подметила, что при игре головой футболисты очень точно встречают мяч. Обладая такими навыками, можно довольно быстро освоить технику волейбольных пасов.
Я предлагаю ввести в волейбольные тренировки обработку мяча головой. Вначале напарник не сильно набрасывает мяч в вашу сторону, и вы отбиваете его головой. Волейбольный мяч мягче и легче футбольного, поэтому травм опасаться не стоит.
Пока мяч в воздухе, хлопнуть в ладоши или повернуться на месте на полный оборот. Это поможет приобрести умение мгновенно принимать правильную стойку для выполнения паса.
Тренировка вдвоем. Поначалу с расстояния примерно в два метра набрасывать мяч напарнику, прицеливаясь в лоб. Постепенно увеличивать дистанцию. Затем набрасывать мяч, отклоняя траекторию влево и вправо. Далее набрасывать мяч перед партнером и через него. Не обязательно стремиться к тому, чтобы точно пасовать мяч партнеру, набрасывающему его. Важно выработать координацию движений всего тела при исполнении паса.
Теперь об отработке контроля паса. Передача направляется напарнику под углом 45 градусов при соответствующей дистанции между игроками. После этого — распасовка между тремя партнерами. Пасы направляются правее-левее партнера, делаются повороты на месте, отрабатывается точный выход на мяч.
Хладнокровие, твердость, надежность
Теперь о том, каким я представляю характер связующего игрока. Основные его черты — хладнокровие, твердость, надежность. Связующий игрок ни при каких условиях не имеет права терять хладнокровие. Если он делает недовольное лицо по поводу незначительной ошибки партнера, то такая команда не станет сильным коллективом. Связующий не должен допускать колебаний. Надо иметь упорство «надавить» раз, два и три, но постепенно сломить соперника. Хороший связующий продолжает взаимодействие с нападающим, даже если тот раз-другой допустил промах, не пробил блок и т. д. Неуравновешенный связующий обычно после промаха атакующего начинает менять стиль передачи, пасовать то влево, то в центр, строить новый план игры. Иногда это дает временные выгоды, но чаще всего приводит к нарушению ритма игры.
«Что это за игра! По три-четыре раза подряд пасовать только на левый край» — вот какие приходится подчас слышать возгласы. Но связующий должен знать, что, скажем, слева от него стоит самый надежный игрок и он продолжает, несмотря на временные неудачи, пасовать именно ему. Успех непременно «прорежется».
С обратным вращением
Выполнение передачи с обратной закруткой происходит так. В момент встречи с мячом кисти рук как бы отжимаются его энергией и прогибаются назад. Затем, в отличие от паса, когда вся сила вкладывается в кончики пальцев, при закрученной передаче мяч вначале сходит с больших пальцев, потом с ладоней и, наконец, с мизинцев. Направленный таким способом мяч, конечно, обратно к игроку не вернется, но при потере скорости он резко пойдет вниз.
Помню, что, будучи начинающей связующей, я не умела передавать такие мячи и просто быстро откидывала мяч атакующему, считая, что он сам справится по своему усмотрению. Потом я взяла за правило всячески стремиться к тому, чтобы подавать атакующему удобные, легко обрабатываемые для удара мячи.
Словно управляешь автомобилем
У выдающейся японской связующей Мацуда однажды спросили: «Как бы вы кратко охарактеризовали систему распределения внимания у диспетчера в игре?» Она ответила: «Мне это напоминает распределение внимания в момент управления автомобилем».
Ответ не только образный, но и достоверный. Как водитель автомобиля должен оценивать окружающую обстановку, видеть все и спереди, и сзади, и по бокам, так и связующий обязан постоянно следить за позицией атакующего и других игроков и, разумеется, за летящим мячом и направлением блока соперников и т. д. Да, мгновенно охватывать все это и выполнять передачу. Стоит только замешкаться — и последует потеря устойчивой позиции или мяч уйдет из поля зрения, а в результате — ошибка.
Ритм игры нарушается, если у игроков сложится впечатление, что диспетчер запаниковал. Продолжая эту мысль, скажу, что от поведения связующего непосредственно зависит и настрой атакующего игрока. После приема подачи, в момент начала атаки, быстрый выход вперед связующего увлекает за собой и атакующего. Если же связующий будет двигаться еле-еле, то и вся атака будет вялой.
Чтобы соперники не раскрыли замысел атаки, все необходимо проделывать, что называется, впритык. Опытные волейболисты, чтобы сбить соперников с толку, делают разнообразные финты, применяют различные хитрые уловки.
Для введения соперников в заблуждение можно менять и высоту передачи, и ее скорость.
В тех случаях, когда со стороны соперников приходит неожиданно «легкий» мяч или после удачного приема подачи, самое главное для связующего — использовать благоприятную для выигрыша очка ситуацию. Пока соперники не успели построить блок. Для этого лучше всего применить горизонтальную передачу. В таких пасах самое трудное, по-моему, выработка «чувства времени». Когда атакующий в прыжке, необходимо в этот момент послать под его «рабочую» руку быструю, как стрела, передачу. Причем никакие отклонения в направлении или е скорости посылаемого мяча недопустимы.
Ничего невозможного в такой игре нет. Успех придет, если вы упорно и настойчиво будете шлифовать такие передачи в паре с нападающим. Важно не просто сыграться, но почувствовать психологическую совместимость с партнером. Тогда появится своеобразный автоматизм. Можно сказать, само тело начнет вырабатывать необходимый двигательный стереотип.
Главное оружие
В этом отношении советская команда отличается тем, что в основе ее тактики лежат двух-трехтемповые атаки, базирующиеся на так называемых «открытых» передачах. Советские игроки хорошо владеют точными передачами и ударами, поэтому замена любого из них не ослабляет команду.
Для японских игроков, несколько уступающих советским спортсменам в общей физической подготовке и технике, не остается другого пути противостоять им, как применить методы «игры на предельном обострении». Именно прямые горизонтальные передачи в наибольшей степени могут служить проявлением такой острой игры. При этом связующий, приняв подачу и не задерживаясь ни на мгновение, должен передать мяч атакующему.
Передачи в прыжке и назад
Наблюдая за волейбольным матчем, я смотрю на все глазами связующей, ибо это игровое амплуа, можно сказать, вошло у меня в плоть и кровь. Следя за действиями связующих, я не моу удержаться, чтобы не комментировать про себя: «Эх, не так. Сейчас направо, а не налево надо было передать мяч. »
Когда смотришь игру рядовых команд, скажем школьных, бросается в глаза, что связующие чересчур много применяют передач в прыжке или же назад. Это, в свою очередь, приводит к многочисленным ошибкам и нарушает ритм игры. И все оттого, что связующие игроки не знают, когда и как применять передачи назад или в прыжке.
Передача в прыжке применяется в двух случаях. При неудачном приеме подачи, когда отскочивший мяч идет высоко к краю сетки и, если оставить все как есть, возникает опасность сыграть в пользу команды соперников. Второй случай. Когда замышляется сверхбыстрая атака, мяч перехватывается в воздухе и быстро передается атакующему. Прыжков во время игры приходится так или иначе совершать много, и поэтому приходится наблюдать, как пытаются выполнять передачи в прыжке даже из-за трехметровой линии.
Передачи в прыжке выполнять сравнительно не трудно, если до этого все хорошо отработано. Надо как можно скорее выйти к месту падения мяча, выпрыгнуть изо всех сил и в высшей точке прыжка перехватить мяч для передачи. Разумеется, передача точно на партнера — главное условие успеха. Поэтому выпрыгивать необходимо под соответствующим углом к сетке и в момент прыжка не забывать о правильном положении тела в воздухе.
Теперь о передачах назад. Их можно выполнять как в прыжке, так и в обычной стойке. Передача в прыжке проста — надо только, в отличие от передачи вперед, принимать мяч точно над головой, отведя кисти назад. Гораздо сложнее передача назад в обычной стойке. Чтобы выполнить ее, нужно как можно быстрее выйти под падающий мяч и в максимально низкой точке траектории встретить его. А для этого прогнуться назад, подогнув колени и подав слегка вперед тазобедренный пояс. Все это довольно сложно. Поэтому советую начинающим стараться при малейшей возможности передавать низкие мячи вперед. Даже во встречах опытных мастеров число успешно выполненных передач назад в низкой стойке довольно мизерно.
Не следует забывать, что передачи в прыжке и назад предназначаются главным образом для дезориентации блокирующих. Если же собственная команда недостаточно подготовлена к такой игре, то единоличные попытки связующего применить эти приемы могут принести только ущерб.
С одним или двумя связующими
Почти во всех командах, входящих в высшую волейбольную лигу Японии, применяется схема игры с одним связующим. Такая схема имеет свои преимущества, поскольку передачи при таком варианте более стабильны и атакующему легче выполнять удары.
Во всем мире растет популярность комбинационного волейбола, в основе которого молниеносные атаки, отвечающие духу нашего динамического века. В таком волейболе недопустима даже малейшая заминка между связующим и нападающим. Для того, кто атакует, гораздо проще и надежнее играть на одном дыхании с одним связующим, нежели приучать себя к приему передач от двух.
Очень хорошо иметь в команде высокого связующего, способного не только распасовывать мяч, но атаковать и блокировать. Но, на мой взгляд, с точки зрения наращивания силы всей команды иметь подчас связующего невысокого, но умело выполняющего передачи, тоже весьма полезно. Однако если в команде будут два связующих и оба невысокого роста, то ее атакующая мощь понизится. Даже при одном связующем, когда после перехода он оказывается у сетки, на передней линии остаются только двое нападающих и это ведет к сужению сектора атаки.
Говорить о достоинствах схемы с двумя связующими можно только применительно к командам высокого класса. Для команд более низкого уровня мастерства принять эту схему без большой подготовки рискованно. Конечно, такие прирожденные связующие, как Нэкота или же Мацуда, могут свободно «задействовать» всю остальную пятерку игроков на атаку. Но при этом приходится соблюдать нелегкое правило, возникающее при игре с одним связующим и состоящее в том, что принятый мяч должен быть обязательно передан диспетчеру. Но в тех случаях, когда команда не может уверенно обработать мяч после приема и направить его в определенное место, переход на схему с двумя связующими представляется, видимо, полезным.
Какой пас лучше — «мягкий» или «жесткий»?
Когда заходит речь о неудачных выступлениях советских волейболистов на международной спортивной арене, зачастую можно услышать утверждения, что раньше (имеются ввиду первые послевоенные годы) наши игроки обладали более высокой техникой и, в частности, несравненно лучше принимали и передавали мяч своим партнерам.
Так ли это? По-моему, такие утверждения не отражают действительности.
До прошлого года мы видели на игровых площадках прославленных ветеранов волейбола, таких, как К. Рева, Г. Ахвледиани и А. Чудина. Это представители того самого «старого» волейбола, который ставится в пример как образец. Но едва ли кто-либо из специалистов станет утверждать, что те же Рева, Ахвледиани и Чудина обладают более совершенной техникой приема и передачи мяча, нежели волейболисты более молодого поколения.
Правда, кое-кто может возразить, сказать, что приведенный пример не совсем удачен, что перечисленные в нем игроки прославились как блестящие мастера нападающего удара, а не искусными передачами. Быть может при этом вспомнят о знаменитом «щагинском пасе» и не преминут сказать: вот, дескать, тот эталон, на который следовало бы держать равнение! Да, действительно, Владимир Щагин обладал изумительным для своего времени пасом.
Я намеренно подчеркнул для своего времени, ибо волейбол во времена Щагина по своему качественному содержанию был иным, чем сейчас. В те времена даже в сильнейших командах страны игроки подразделялись на так называемых «чистых защитников» и «чистых нападающих». И, разумеется, волейболисту легче было специализироваться в чем-нибудь одном (в наступательных или в оборонительных действиях), нежели овладевать разнообразным игровым искусством, без которого мало чего добьешься в современном волейболе.
Сильной боковой подачей в то время владели в команде один-два игрока (например, Щагин и Якушев в московском «Динамо», Рева и Гранатуров в команде ЦДКА). Такой, например, эффективнейший прием, как групповое блокирование, применялся лишь эпизодически и, как правило, только против сильнейших нападающих. Когда же так называемые «чистые защитники» при очередном переходе оказывались у сетки, тр соперники получали возможность посылать мяч, что называется, «в пустые ворота». Ударом поверх блока в то время почти никто не пользовался.
В волейболе имеются две разновидности приема мяча. Это так называемые «мягкий» и «жесткий» пас. «Мягкий» пас связывался в свое время с именем его наиболее квалифицированного исполнителя — В. Щетина; жесткий— с именем А. Якушева.
«Мягкий» пас получил большее распространение. Не будет ошибки, если сказать, что многие тренеры в своей педагогической работе отдают явное предпочтение «мягкому» пасу. В силу этого их ученики чаще применяют этот прием на игровых площадках. Характерная особенность такого паса состоит в том, что пальцы волейболиста в момент приема слегка согнуты и касаются мяча подушечками всех трех фаланг. Это обеспечивает больший охват мяча и, стало быть, точность передачи. При «жестком» пасе мяч соприкасается вначале только с подушечками первых фаланг. Пальцы при этом более согнуты и напряжены. Касание мяча получается коротким,что следует расценивать, как благоприятный фактор. Однако при этом способе приема из-за меньшего охвата мяча уже нет той точности последующей передачи, которая достигается при «мягком» пасе.
И все же в современном волейболе, в связи с возросшей силой подач и нападающих ударов, все чаще и чаще стал применяться «жесткий» пас. Дело в том, что при таком приеме сильных ударов мяч, попадая даже на напряженные пальцы (их первые фаланги), несколько вдавливается и касается вторых, а иногда и третьих фаланг, но не ладоней, как это часто бывает при «мягком» пасе и фиксируется (по звуку) судьями как двойное касание. К сожалению, многие волейболисты, даже в классных командах, не владеют еще в совершенстве этим ценным техническим приемом. Не все умеют, например, регулировать при «жестком» пасе свои усилия. Все знают, что степень напряжения пальцев должна изменяться в зависимости от силы, с которой послан мяч игроком команды противника, но не каждый умеет проделать это на практике.
Какой же пас все-таки лучше — «мягкий» или «жесткий»?
Когда мне задают такой вопрос, я невольно вспоминаю игру мужской команды СССР на чемпионате мира 1956 года в Париже. В финальном турнире наши волейболисты встретились с румынскими спортсменами. Это была, как говорится, «принципиальная» встреча. Дело в том, что годом раньше на чемпионате Европы наши спортсмены получили от румын весьма суровый урок. Тогда советские волейболисты, выиграв первую партию, проиграли остальные три. Чем объяснялось это поражение? Прежде всего тем, что румыны (все, как один) применяли сильные боковые подачи, а наши игроки недостаточно хорошо владели «жестким» пасом.
Что же произошло в Париже? Наша команда, помня об уроке 1955 года, специально готовилась, тренируя игроков в приеме сильных боковых подач. Но не тут-то было. На этот раз румыны пустили в ход совсем другого «конька». Полной неожиданностью для нас явились примененные ими тихие нацеленные подачи, точные плассированные удары и, особенно, отвлекающие действия. В результате — новое поражение, и с тем же счетом 1:3.
О чем напоминают эти «злополучные проигрыши. Да прежде всего о том, что необходимы дифференцированные усилия при приеме мяча. Надо уметь правильно определять силу ударов (по замаху соперника, по звуку при ударе, скорости полета мяча) и в соответствии с этим строить свои защитные действия, используя тот или иной способ приема и передачи мяча.
А вывод следует сделать такой: обе разновидности приема мяча («мягкий» и «жесткий» пас) должны занять достойное место в техническом арсенале наших волейболистов.
Зачастую и «жесткий» пас (в случаях приема сильных ударов или подач) не дает полной гарантии от двойного касания или так называемого прилипания мяча. Поэтому кое-кто из игроков (например, В. Куринной и Г. Гайковой) несколько видоизменяет положение кистей во время приема. Видимо, эти волейболисты пришли к выводу, что фронтальное расположение кистей рук на мяче, которое рекомендуется в методической Литературе, не всегда обеспечивает надежный технически грамотный прием.
Не случайно Куринной и Гайковой (они играют в различных командах) стали во время приема поворачивать ладони несколько внутрь, одна к другой. Для чего это делается? Для того, чтобы «скрыть» ладони — на случай, если мяч будет послан с большей силой, чем ему будет оказано сопротивление. В результате предплечья и особенно кисти рук при приеме и обратной (по направлению) передаче мяча выполняют несколько иную работу, чем при фронтальном расположении. Такое новшество гарантирует от технических ошибок при выполнении второй передачи и, в еще большей степени, при приеме сильных подач.
Как видим, некоторые волейболисты идут путем творческих поисков. А вот методическая литература по волейболу, к сожалению, не содержит всесторонних логичных обоснований рациональной техники выполнения приема и передачи мяча, в том числе и «жесткого» паса. В лучшем случае в учебных пособиях даются стандартные стереотипы, на которых, как говорится, далеко не уедешь. Следуя этим стандартам, тренер сможет лишь «натас-
кать» своих учеников, но отнюдь не приучить их к творческой манере игры. А ведь как это важно, когда игрок действует не по заученному шаблону, а творчески, сообразуясь со своими индивидуальными качествами и возникшей игровой ситуацией.
Несколько лет назад кое-кто из тренеров, растерявшись после первых поражений наших волейболистов на международных состязаниях, выступил с предложением радикально изменить технику приема и передачи мяча. Эти товарищи ратовали, например, за то, чтобы скопировать у волейболистов Чехословакии их технический арсенал.
Хочется откровенно сказать, что, хотя спортсмены Чехословакии и добились почетного звания чемпионов мира, технику и тактику их игры нельзя считать безупречной. До сей поры чешские волейболисты не овладели, например, таким прогрессивным тактическим приемом, как нападение с первой передачи. А это безусловно ограничивает их возможности.
Любители волейбола хорошо знают игроков сборной СССР Л. Болдыреву и А. Моисееву. Первая из них принимает мяч на несколько выпрямленные руки, вторая — на более согнутые. Что же получается? В результате такого положения рук Болдырева вынуждена страховать себя от возможной технической ошибки (двойное касание) и гораздо чаще, чем Моисеева, принимать сильную подачу не способом сверху, а предплечьями. Это, разумеется, ограничивает в дальнейшем тактические возможности команды. При таком приеме исключается эффективность нападения с первой передачи или с выходом к сетке игрока задней линии.
Преимущество же Моисеевой в техническом отношении несомненно, и на соревнованиях она легко и непринужденно противодействует сильной подаче. Правда, и Моисеева иногда прибегает к приему мяча предплечьями, но делает это лишь в исключительных случаях, когда невозможен прием сверху. Это чаще всего бывает при игре в защите, когда приходится доставать трудный мяч, пролетающий в стороне на большом расстоянии.
Пора подвести итоги сказанному.
У китайского народа есть мудрая поговорка: «Хорошо руководить — это, прежде всего, учиться у того, кем руководишь». Думается, что это подходит и нам, волейбольным тренерам. Нам следует глубже анализировать технику и тактику, применяемую нашими спортсменами. Спорт — дело творческое, и он все время рождает те или иные новшества. Надо зорче наблюдать за всеми большими и малыми изменениями, которые происходят в нашем волейболе, поддерживать все рациональное, отметать все наносное, неоправданное. И особенно следует избегать шарахания из стороны в сторону, от одной крайности в другую, как это имело место у тех волейбольных специалистов, которые необоснованно пытались противопоставить друг другу «мягкий» и «жесткий» пас.
Что такое пас в волейболе
Поначалу я хотел написать о связующих лишь для тех, кто в этом уже хоть немного разбирается. Поделиться, так сказать, собственным опытом. Однако потом меня посетила простая, но здравая мысль: что, если эти материалы будут читать те, кто еще ничего не знает о волейболе или только начинает в него играть? Поэтому я решил добавить о связующих кое-что еще, чтобы это было понятно совсем непросвещенным.
Их называют по-разному: связующие, пасующие, разводящие, плеймейкеры. До сих пор считается, что адекватного названия для четкого определения амплуа этого игрока не найдено. Разбирая роль связок в разных командах можно предположить, что это во многом происходит из-за того, что роль таких игроков зависит еще и от стиля игры команды, в которой они играют.
Последнее обстоятельство делает его полной противоположностью нападающим, чувствительность которых очень высока и все время требует, если так можно выразиться, положительной психологической подкачки.
Если у команды, в которой вы играете, есть большое желание играть, но нет сколько-нибудь опытного связующего, то у вас есть все шансы стать игроком, которому команда «доверит» пасовать. Особенно если вы играете хуже других. Или неумело бьете по мячу.
В начинающих командах чаще всего связующих так и выбирают. Все хотят бить по мячу, но никто не хочет защищаться, блокировать или пасовать. Поэтому связкой назначают, как правило, того, кто плохо бьет.
Большинство связующих располагается во 2-м номере или между 2-м и 3-м номерами. Это место удобно как для самой связки (он находится практически в углу площадки и видит всех своих партнеров), так и для нападающих, поскольку наиболее сильный нападающий играет, как правило, в 4-м номере. Связующему не следует слишком прижиматься к боковой линии: это будет препятствовать атаке из-за его спины из 2-го или 1-го номеров.
Чтобы лучше постичь смысл амплуа связующего, разобьем игру на отдельные составляющие и проанализируем их с точки зрения связующего.
Такова эта игра в идеале. Если следовать подобной логике, то принимающая сторона всегда должна выигрывать. К счастью, идеального волейбола не существует. Иначе в него было бы не интересно играть.
Поэтому к вышеупомянутым 4-м элементам необходимо добавить также еще и пятый: доигровку. Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что этот элемент не только наиболее трудный, но и наиболее интересный.
Атака связки, как правило, осуществляется при высоком, удобном для нападения пасе. Такое продолжение окажется тем более неожиданным, если связующий имеет обыкновение пасовать в прыжке. Поэтому очередной «выпрыг» связки не вызовет подозрения у защиты и позволит прицельно и беспрепятственно ударить по мячу. Преимущество при исполнении этого технико-тактического действия имеют леворукие связующие. Как показывает практика, атаки связующего проходят без блока и заставляют соперника нервничать. Атаку связки часто применял в своей практике легендарный связующий сборной СССР Вячеслав Зайцев.
Впрочем, этим продолжением не следует слишком увлекаться, поскольку защита соперника сумеет быстро приспособиться. К тому же от однообразия действия может пострадать игра собственной команды, что противоречит задачам связующего.
Основные комбинации расписаны в различных учебниках и пособиях, поэтому действия связующего на этой стадии игры более или менее понятны. Существенное расширение арсенала нападения может быть достигнуто через подключение к атаке 1-го, 5-го и даже 6-го номеров, которые играют роль своеобразных полусредних (как таких игроков называют в футболе при игре по т.н. системе «дубль-вэ»).
Если связка играет в передней линии, то это несколько снижает атакующий потенциал команды. В этом случае роль основного нападающего из второй зоны может исполнить игрок, находящийся в первой зоне. Такую атаку часто демонстрирует Нский «Спутник», когда Света Крылова (связующая) играет в передней линии, а Ольга Коломейцева нападает из 1-й зоны. Эта «сладкая парочка» исключительно сыграна и выдает необычайно высокую эффективность при проведении такого рода атак.
Если по каким-то причинам эффективность атаки вашей команды невысока и мяч подолгу держится в игре, то связка должен пасовать таким образом, чтобы защита соперника постоянно оказывалась в условиях дефицита времени и позиционного дискомфорта, что вынуждало бы ее (защиту) постоянно перестраиваться. Другими словами: связующий должен пасовать так, чтобы «растащить» защитные порядки соперничающей команды. В таких экстремальных условиях вероятность промаха защитников существенно возрастает.
В доигровке важен не только неожиданный или скрытый пас (направление атаки), но и скорость, с которой проводится доигровочная фаза (темп атаки). Скорость доигровки можно в значительной степени увеличить, если пользоваться короткими и низкими пасами («стрелками» и «квейками»). Ускорение атаки произойдет и в том случае, если связующий будет выходить на «доводку» и, встречая мяч в воздухе, пасовать в прыжке. Последнее действие может вдвое сократить время на атаку по сравнению с таким же пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном (стоячем) положении.
Навязывайте сопернику такой ритм розыгрышей, какой удобен вам и вашей команде. Вам это на руку, а сопернику будет дискомфортно.
Бывает, что связующий заиграется и начинает раз за разом выводить своих нападающих на двойной или даже тройной блок. Для команды это очень плохо, поскольку 2-3 неудачные атаки могут привести команду в состояние ступора. Это означает, что связка либо плохо маскирует свои намерения, либо совершенно не следит за перемещением блокирующих соперника.
Конечно, если демонстрировать такие «фокусы», то настроение «своей» команды непременно будет улучшаться. А это означает, что шансы на победу возрастут.
В любительском волейболе, конечно, такое вряд ли увидишь. Но ведь здесь никто этого и не требует!
В доигровке некогда подать знак партнерам, розыгрыш какой комбинации сейчас последует. Как поступать в таких случаях? Тут однозначных рецептов не имеется.
Можно голосом или взглядом дать понять: кому пойдет передача на следующую атаку.
Чаще же всего во время доигровки команды действуют по ситуации. Нападающие должны при этом следить за мячом, а связующий пасовать так, чтобы не возникало сомнений: кому пойдет пас и как необходимо сыграть в данной ситуации.
Каждая из приведенных возможностей имеет свои плюсы и минусы. Я не останавливаюсь на них подробно, поскольку, на мой взгляд, они и так очевидны. Команда и связующий должны сами выбрать наиболее подходящую им возможность, сообразно своему характеру и стилю игры.
Помните: любая ваша слабость делает сильнее соперника. И чтобы «разубедить» его в этом потребуется приложить очень много дополнительных усилий.
В таких случаях в команде могут начаться раздоры или выяснения отношений, что скажется на игре команды отнюдь не положительно, поскольку для хорошей игры необходима максимальная сосредоточенность и концентрация на игре. Поэтому разборок на площадке следует, по возможности, избегать. В командах мастеров это понимают и, как правило, ошибающихся подбадривают. Лучше потерять мяч, чем товарища.
Поэтому в обязанности связки входит внушение уверенности в себе отдельным игрокам, выведение их из состояния заторможенности и прострации, если они туда попали, подготовка состояния куража для всей команды (может быть, это несколько необычно звучит, но это вполне возможно).
Таким образом, хорошо бы, чтобы связка оказался еще и «немножко волшебником», совершая или подготавливая время от времени какие-нибудь маленькие чудеса.
Замечу также, что лишь очень немногие личности способны удерживать команду в нужном тонусе и расположении духа в одиночку. Например, в случае большой разницы в классе. Если класс игроков не очень различается, то одному человеку такое чаще всего не под силу. В этом случае команда должна помогать связке. Иначе о победах можно навсегда забыть.
Игру связующего можно (и нужно!) обсуждать чаще, поскольку это одна из самых сложных и творческих специализаций в волейболе.