что такое парные согласные в корне слова примеры

Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания

Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

что такое парные согласные в корне слова примеры. 2807a4d32f9f8759434797fbd67f1aa4. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-2807a4d32f9f8759434797fbd67f1aa4. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 2807a4d32f9f8759434797fbd67f1aa4. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Рис. 1. Пар­ные со­глас­ные (Ис­точ­ник)

По­на­блю­да­ем за тем, что про­ис­хо­дит с пар­ны­ми со­глас­ны­ми на конце и в се­ре­дине слова.

На­зо­вём пред­ме­ты. Вы­де­лим по­след­ние звуки.

Поезд. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слы­шим звук С – пишем букву З.

что такое парные согласные в корне слова примеры. 6b099f399d59cbe697a4640d1e6fba4d. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-6b099f399d59cbe697a4640d1e6fba4d. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 6b099f399d59cbe697a4640d1e6fba4d. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные: что такое парные согласные в корне слова примеры. bad9a25568e97c4fe5c53ba8869b0bf0. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-bad9a25568e97c4fe5c53ba8869b0bf0. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка bad9a25568e97c4fe5c53ba8869b0bf0. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:
Рис. 2. Поезд (Ис­точ­ник)Рис. 3. Таз (Ис­точ­ник)

Про­ве­рим, как зву­чит пар­ный со­глас­ный в се­ре­дине слова перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми.

Лодка. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слы­шим звук Ш – пишем букву Ж.

что такое парные согласные в корне слова примеры. 194835132e729e6b12fc17d8acc66e13. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-194835132e729e6b12fc17d8acc66e13. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 194835132e729e6b12fc17d8acc66e13. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные: что такое парные согласные в корне слова примеры. 5b467ac54100c94fb1e47649b31587ec. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-5b467ac54100c94fb1e47649b31587ec. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 5b467ac54100c94fb1e47649b31587ec. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:
Рис. 4. Лодка (Ис­точ­ник)Рис. 5. Ложка (Ис­точ­ник)

Де­ла­ем вывод: звон­кие пар­ные на конце слова и в се­ре­дине перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми оглу­ша­ют­ся, зна­чит, на­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных надо про­ве­рять.

Три спо­со­ба про­вер­ки пар­ных со­глас­ных

Это ор­фо­грам­ма встре­ча­ет­ся в корне слова, по­это­му по­лу­чи­ла на­зва­ние «Пра­во­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных в корне слова». А какие слова будут про­ве­роч­ны­ми?

что такое парные согласные в корне слова примеры. 1d1fee358dc89799ecea8f4b9a911ebf. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-1d1fee358dc89799ecea8f4b9a911ebf. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 1d1fee358dc89799ecea8f4b9a911ebf. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Рис. 6. Слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми (Ис­точ­ник)

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

Травка – трава, травушка, травинка – ко­рень трав.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – ко­рень дуб. Вста­ви­ли букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – ко­рень мороз. Вста­ви­ли букву З.

На­зо­вём пред­ме­ты. В каких сло­вах на­пи­са­ние рас­хо­дит­ся с про­из­но­ше­ни­ем? Под­бе­ри­те к ним про­ве­роч­ные слова. Вы­де­лим корни.

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Ко­рень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Ко­рень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Ко­рень голубь.

Впи­шем под­хо­дя­щие по смыс­лу слова с пар­ной со­глас­ной на конце. Все слова на­чи­на­ют­ся с буквы С.

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Правописание согласных в корне слова

Глухие и звонкие согласные

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с, хотя имеются глаголы отверзать (ся), отверзнуть (ся) и разверзать (ся), разверзнуть (ся).

В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском).

В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги), лёгкий, легче (лёгок), мягкий, мягче (мягок, мягонький). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать.

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный.

Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.

: честный (честен, честь), страстный (страстен, страсть), радостный (радостен, радость), совместный (вместе), крёстный, крестник (крест, крестить), окрестный (окрест ), костный (кость ), пакостник (пакость, пакостить), хлестнуть (хлестать), хрустнуть (хрустеть), несчастный и счастливый (счастье), завистливый (зависть), стлать (стелю), поздний (опоздать), праздный (празден), наездник (ездить), сердце, сердцевина, сердчишко (сердец, сердечный), крестцовый (крестец), истца (истец), под уздцы (уздечка), гигантский (гигант), голландский и голландцы (Голландия, голландец), агентство (агент), марксистский (марксист); солнце (солнечный ), здравствовать, здравствуй (здравый, здравие ), явствовать (явный ).

Слова, не имеющие непроизносимых согласных, например: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), косный (косен), искусный (искусен), властвовать (власть, властен), участвовать (участие), слать (посылать), интриганский, интриганство (интриган ).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть ), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать (хотя сердиться), скатёрка (хотя скатерть ; но скатерочка).

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник.

Двойные согласные

Двойные согласные на стыке значимых частей слова

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.

: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср.

Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с :

• в словах с суффиксами (ый, ой ), напр.: длинный (от длина ), старинный (старина), каменный (камень), карманный (карман), доменный (домна), законный (закон), гостинный (от сущ.

гостиная: гостинные разговоры, гостинный завсегдатай ), чеканный (чеканить), временный и временной (время, времени), стенной (стена); (ий): осенний (осень), сторонний (сторона), ранний (рано); -ник: ценник (цена); -ниц (а): звонница (звон ); -нича (ть ): обезьянничать (обезьяна);

• в словах с суффиксами -ск (ий ), напр.: матросский (от матрос), русский (Русь), арзамасский (Арзамас), черкесский (черкес); -ств (о): искусство (искусный).

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр.

: рассориться (рас+ссориться ), колонный (от колонна: колонн+ный ), ванная (от ванна: ванн+ная ), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский (от Одесса: одесс+ский ), прусский (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский ). Но ср.

Двойные согласные в русских корнях

Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.

· Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.

: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах, напр.

: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка (второе ж возникает здесь в результате чередования г – ж : ср. жгу – жжёт ).

: брызжет (брызги ), брюзжать (брюзга ), визжать (визг ), дребезжать (вдребезги ), загромозжу (загромоздить ), мозжечок, размозжить (мозг ), позже (поздно ), приезжать (приезд ); то же в брезжить (от устар.

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.

Иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие.

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.

Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях:

2) одиночная буква н – в любых словах с суффиксом (а ), напр.: финка (ср. финн ), пятитонка, трёхтонка (тонна), колонка (колонна ), антенка (антенна);

3) в следующих словах: кристальный (кристалл ), финский (финн ), оперетка (оперетта ).

В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда ; то же в слове ваттметр.

На конце слов Донбасс, Кузбасс (-басс от бассейн ) пишется двойное с.

Источник

Парные согласные в корне слова

что такое парные согласные в корне слова примеры. parnye soglasnye v korne slova. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-parnye soglasnye v korne slova. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка parnye soglasnye v korne slova. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные: что такое парные согласные в корне слова примеры. parnye soglasnye v korne slova. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-parnye soglasnye v korne slova. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка parnye soglasnye v korne slova. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Всего получено оценок: 173.

Всего получено оценок: 173.

В данной статье рассмотрим парные согласные в корне слова, рассмотрим случаи правописания согласных в конце слова или в середине слова, а также приведем конкретные примеры (2 класс).

Орфограмма

Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков ([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]) в корне слова является орфограммой, так как в зависимости от положения в слове все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться.

На конце слова

Парная согласная на конце слова всегда оглушается. На конце слова произносятся следующие звуки: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш].

На конце слова произносятся глухие согласные звуки, даже если само слово написано с буквой, обозначающей звонкий согласный звук.

Например: в слове «дуб» произносится парный глухой согласный звук [п], так как согласный звук находится в конце слова.

В середине слова

Если парный согласный звук стоит в середине, нужно посмотреть, какой идет звук за ним. Если последующий звук глухой, то парный согласный оглушается; если последующий звук звонкий, то парный согласный озвончается.

Например: в слове «лодка» произносится парный глухой согласный звук [т], так как он находится перед глухим согласным звуком [к]).

Проверка

Так как из-за оглушения или озвончения парных согласных звуков часто происходит так, что буквы и звуки не совпадают, в корне слова легко сделать ошибку. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.

Слова с парными согласными в корне проверяются с помощью следующего правила: чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости/глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или сонорным согласным звуком.

Те буквы, которые находятся в сильной позиции (перед гласным или сонорным согласным), проверять не нужно.

Если проверочное слово к спорным словам подобрать нельзя, то написание парного согласного нужно посмотреть в словаре, так как эти слова являются словарными.

что такое парные согласные в корне слова примеры. lazyimg. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-lazyimg. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка lazyimg. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Что мы узнали?

Правописание парных по звонкости/глухости согласных в корне слова является орфограммой, так как в зависимости от положения в слове все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться. Парная согласная на конце слова всегда оглушается. Если парный согласный звук стоит в середине, нужно посмотреть, какой идет звук за ним. Если последующий звук глухой, то парный согласный оглушается; если последующий звук звонкий, то парный согласный озвончается. Слова с парными согласными в корне проверяются с помощью следующего правила: чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости/глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или сонорным согласным звуком.

Источник

Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Звонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглу­ше­ни­ем.

Например:

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Глухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Например:

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

Например:

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг, кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др..

что такое парные согласные в корне слова примеры. 4765e88265f2148bbf89bba474aab9ad. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-4765e88265f2148bbf89bba474aab9ad. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 4765e88265f2148bbf89bba474aab9ad. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Примеры слов с парными согласными в конце слова


Источник

Правописание парных согласных в корне слов

что такое парные согласные в корне слова примеры. parnye soglasnye. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-parnye soglasnye. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка parnye soglasnye. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

Парные согласные

Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

Правописание слов с парной согласной в корне

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

Правописание в третьем классе

что такое парные согласные в корне слова примеры. 3 klass pravopisanie. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-3 klass pravopisanie. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 3 klass pravopisanie. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

Примеры

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

Источник

Интернет-урок по русскому языку «Парные согласные в корне слова»

что такое парные согласные в корне слова примеры. 936. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-936. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка 936. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Зуб, суп, гриб, глаз, хлеб, груз.

Какой звук слышен в конце слова «зуб»? Он звонкий или глухой? Мы пишем то, что слышим? Нет! Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции — мы его плохо слышим. Надо сделать его сильным! Сегодня на нашем интернет уроке мы ответим на вопросы: ЧТО проверять? ГДЕ проверять? КАК проверять?

ЧТО проверять?

Узнали?…
что такое парные согласные в корне слова примеры. klass39 1002. что такое парные согласные в корне слова примеры фото. что такое парные согласные в корне слова примеры-klass39 1002. картинка что такое парные согласные в корне слова примеры. картинка klass39 1002. Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

На верхней строчке стоят согласные звуки в шапках — колокольчиках. Это звонкие согласные, а на нижней строчке — глухие согласные.

Найдите слова с парной согласной…

ГДЕ проверять?

Парные согласные плохо слышны в конце слова

Например, творо[к] — творог

И в середине слова

Например, ска[с]ка — сказка

КАК проверять?

Итак, как же грамотно написать парную согласную, если её плохо слышно?

Чтобы правильно написать парный согласный нужно подобрать проверочное слово, где этот согласный был бы в сильной позиции.

Искать проверочное слово нужно среди однокоренных слов! Как найти такое проверочное слово? Нам помогут гласные, непарные согласные (чаще всего звук [Н])!

1. Было мало, стало много. Так скорее проверяй.

(Поставь слово во множественное число)

2. Скажу слово «ЛАСКОВО»

Гриб-грибочек, крышка — …, подружка — …

3. Писать правильный ответ н ам поможет слово НЕТ.

(Подставлю слово “НЕТ”.)

4. Чтоб на «отлично» написать, г лагол надо подобрать.

(Задам вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Груз – грузить, обсыпка – сыпать, загадка – загадать

5. Чтоб на «отлично» написать, н адо признак подобрать.

Суп – суповая (тарелка), морковь – морковный (сок)

6. Задам вопрос КАКОВ?

Итак, чтобы написать парную согласную, чаще всего нас выручает гласная. Поэтому запомни:

А вот если парный согласный стоит в середине слова, то нам помогут ещё и непарные согласные, и чаще всего зовём на помощь Н! Например, «морковь» — «моркоВНый», «гриб»-«гриБНой».

Потренируемся?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Найди парные согласные: з, б, к, н, с, ж, ч,

2. В этом письме ошибки, найдите их и запишите текст правильно.

Жил-был крот. Он прорыл хот в огорот. Крот нашел клат. Это были моркофь и лук. Высунул крот ноз и понюхал корнеплоды. Взял один и пополс обратно. Какой корнеплот выбрал крот?

3. Вставьте парный согласный, докажи свой выбор, подобрав проверочное слово.

белый пару…
песчаный пля…
колючий ёр…
пятнистый осьмино…
много меду…
дружный экипа…
морской кра…
вкусный пиро…
закла…ка для книг
ре…кий лес

4. Замени словом, близким по смыслу, с парным согласным на конце

Мороз, стужа, _________________

Люди, публика. _______________

Зов, клич, ____________________

Печаль, тоска,________________

Команда, распоряжение____________

5. Вставь подходящие слова с парной согласной на конце.

Белый _________ плавает в пруду.

__________ качает длинной шеей.

Огромный___________лежит в болоте.

Идёт по пустыне ___________.

6. Найти проверочное слово, там, где парный согласный находится в сильной позиции, и обвести его в кружок, а в проверяемых словах вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму парный согласный.

ло…ка ло…ки ло…очный
сосе… сосе…ка сосе…и
горо…а горо… горо…ской
лоша…иный лоша…ка лоша…ь
тетра…ь тетра…очка тетра…ка
зу… зу…ки зу…астый
ю…ки ю…ка ю…очка
шу…а шу…ка шу…ки
ду…ок ду… ду…ки
гри… гри…ок гри…ки
уда… уда…чик уда…ы
рука… рука…чик рука…а
гото…ить гото… загото…ка
остро…а остро… остро…ки
ло…кий ло…ок ло…кость

7. Н айдите слова, в которых допущены ошибки.

Уже потемнел снек.

На реке треснул лёт.

Растаял снежный сугроп.

Морос не щиплет за ноз.

Это наступила весна.

9. Вставь только парную согласную по звонкости/глухости. Не забудь о «ловушках».

Оши_ка, на ла_ках, цара_ка, ре_ка, сер_, хле_, зу_ки, Гле_, прору_ь, ще_ка, улы_ка, ло_ки, ли_ка, пена_, клу_, гep_, скри_ка, голу_ь, оха_ка, голу_ка, про_ка, пя_ница.

Высокий поро_, дру_, плу_, ко_, бо_, зву_, вокру_, тан_, – делать, продро_, сто_, сто_, ю_, кула_, Map_, виз_, утю_, четвер_.

Медве_ь, поча_ки, блю_це, поса_ка, закла_ка, паке_, чу_кие, пушистый ко_, фло_, хо_ьба, пулеме_чик, нахо_ка, чис_ка, моне_ка, ве_хая, полу_ка, яго_ка, жи_кий, боро_ка, горо_ки, по_ъём.

Ши_ка, лягу_ка, сне_ки, луко_ки, чи_, руба_ка, экипа_, се_рет, кни_ка, ро_ки, кор_, кро_ки, эта_, сапо_ки, Серё_ка, пля_, бага_, рома_ка, гармо_ка, стру_ка, у_ки, гребе_ком, Ко_кин, коври_ка.

Па_тух, Ру_ь, про_ьба, покра_ка, но_, сколь_кий, па_тбище, реди_ка, не_ти, пол_ти, сала_ки, ре_ьба, Белару_ь, ве_ки, развя_ка, наве_, подно_, со_ка, ки_ка, ми_ка, исче_, до_ки, голо_,товари_, гру_чик, перепи_чик, вя_кий, зама_ка.

10. Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

11. Выделите слова, нуждающиеся в проверке

Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.

12. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

13. Подчеркните проверочное слово

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

14. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

15. Вставьте буквы в тексте

Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

16. Исправьте ошибки.

Я люблю читать скаски. Как душисты яготки земляники! На грятках посеяна моркофка. Гипкая береска трепещет лепестками на ветру. Лотка плыла по озеру. Берек постепенно приближается. Сторош не спит. Громко тяфкает во дворе дворняшка. Ёш шуршит в кустах.

Итак, вы сможете ответить на наши вопросы?

ЧТО проверять? …. Верно, парный согласный

ГДЕ проверять? …. Верно, парный согласный встречается в конце и в середине слова.

КАК проверять? …. На помощь зовём гласный или непарный согласный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *