что такое памятка и как ее делать
Значение слова «памятка»
1. Свод кратких наставлений, правил, кратких сведений о чем-л., а также книжка, содержащая подобный свод правил. Он певучим тонким голосом задает вопросы по солдатской памятке. Куприн, Поединок. || Запись, перечень необходимых дел, того, что нужно помнить. Муза Филипповна просила съездить на дачу и написала памятку, что там нужно посмотреть. Ажаев, Далеко от Москвы.
2. Разг. Предмет, служащий напоминанием о ком-, чем-л. — Привез вам с Дальнего Востока одну памятку, — сказал он, доставая из кармана длинную, витую, похожую на пастущий рожок раковину, Лидин, На берегу пруда. — Здесь, видишь ли, в горах еще много памяток войны: снаряды неразорвавшиеся, патроны. Л. Обухова, Весна чаще, чем раз в год.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Памятка — железнодорожный разъезд в Аркадакском районе Саратовской области.
Памятка — село в Аркадакском районе Саратовской области.
Памятка — посёлок в Романовском районе Саратовской области.
ПА’МЯТКА, и, ж. 1. Нравоучительный случай, предостерегающий в будущем от чего-н. (разг. устар.). 2. Вещь, хранимая на память о ком-чем-н. (разг. устар.). 3. Книжечка, содержащая короткие наставления о чем-н., руководство к чему-н. П. отпускнику. || Книжечка, содержащая заметку о деятельности какого-н. лица, о каком-н. замечательном событии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
па́мятка
1. свод кратких наставлений, правил, сведений о чём-либо, а также книжка, записка, содержащая подобный свод правил
2. разг. предмет, служащий напоминанием о ком-либо, чём-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова целокупность (существительное):
Как создать памятку
Понятие и виды памяток
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка — это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
Важный аспект памятки о здоровье — побуждение населения к определенным действиям, направленным на профилактику заболеваний, и формирование сознательной установки на здоровый образа жизни.
Памятка может включать в себя:
Используются памятки в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.
По сравнению с другими средствами пропаганды здорового образа жизни памятки имеют ряд преимуществ, а именно:
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1. Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта, гипертонического криза и т.п.).
2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (пример: измерение АД, подсчет индекса массы тела, количества хлебных единиц в продуктах и т.п.)
3. Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает
рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие
(деятельность) осуществляется успешно (например, как сохранить
доверительные отношения с ребенком, как сознательно ограничить
употребление алкогольных напитков или снизить потребление соли; способы
быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и т.п.).
4. Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и
стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных
5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование
человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например,
сопоставление жизни с наркотиками и без них).
6. Памятка «вопрос-ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателей данной памятки.
Рекомендации по составлению памяток
1. Разрабатывая информационное сообщение, всегда опирайтесь на
— чего мы хотим добиться?
— что люди должны понять в результате?
— какие действия они должны предпринять?
2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлечет от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации, как правило, не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься лучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление и эффективные цвета. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.
5. Вычитайте текст будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.
6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться эффектные сюжетные снимки, рисунок, диаграмма и т. п. Используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.
7. Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:
ñ заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель — привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для медицинских работников и т. д.);
ñ ведущий абзац (заставляет читать текст дальше, интригует);
ñ средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);
ñ заключительный абзац (дает понять, какое действие от читателя желательно).
8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей. И, например, памятка, призывающая подростков не употреблять наркотики, не курить и т.п., должна отличаться от памятки, обращенной по этой же проблеме к их родителям.
9. Идейное содержание материалов памятки не должно вызывать у людей
страха и отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-
подростковой аудитории крайне важным является принцип
преимущественного позитива в изложении материала. Надо показать
подростку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым и не
курить; раскрыть преимущества жизни, свободной от никотина.
10. Необходимо осуществлять четкий, жесткий контроль также за
тиражированием и распространением памяток. Ибо то отрицательное
11. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен и несложен текст. Можно «оживить» его, используя афоризм, четверостишие, расчет суточного рациона здорового питания и даже рецепт блюда.
12. Всегда делайте пробный выпуск материалов для целевой группы. Чтобы убедиться в том, что разработанная памятка понятна целевой аудитории, отвечает ее возрастным, профессиональным и другим интересам, потребностям, нуждам и оказывает нужное воздействие, целесообразно проводить предварительную апробацию памятки в фокус-группах – как один из способов получения «обратной связи» от аудитории.
Материалы, которые недостаточно хорошо запомнились, были не совсем понятны, недостаточно интересны, противоречивы или обидны для целевой аудитории, следует перерабатывать и вносить в них необходимые изменения.
13. При разработке памяток специалистам здравоохранения желательно сотрудничать с профессиональными творческими работниками в сфере коммуникации (работники рекламных агентств, дизайнеры-верстальщики, специалисты по компьютерной графике), гарантирующими высокое качество производимой продукции, будь то памятка, плакат, брошюра и т.п. В отсутствие такой возможности рекомендации по оформлению памяток можно найти с помощью поисковых систем в сети Интернет или творчески используя стилистику оформления разработчиков удачных образцов памяток.
Методические рекомендации по составлению и оформлению памятки
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка– это средство вербальной и / или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.
Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
Используются памятки в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);
2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);
3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);
4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;
5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);
6) памятка «вопрос – ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.
Правила составления и оформления памятки:
Оценка выполнения задания:
Самостоятельная работа № 13
Тема: Психология конфликта
Цель работы: изучение правил рационального поведения в конфликтных ситуациях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности.
Задание:Разработка информационного буклета с рекомендациями «Правила поведения в конфликте».
Алгоритм выполнения работы:
Оценка выполнения задания:
Самостоятельная работа № 14
Тема: Психология соматического больного
Цель работы: изучение видов психологических особенностей личности при различных соматических заболеваниях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности; формирование профессионально-личностной мотивации.
Задание:Подготовка сообщения «Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями».
Алгоритм выполнения работы:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПАМЯТКИ
Памятка — свод кратких наставлений, правил, сведений о чем-либо, предмет, служащий напоминанием. Они составляются на разные темы и для разных людей, но, несмотря на их многообразие, существует общий порядок оформления памятки.
Самое главное – четко определите цель, задачу и тему, по которой вы будете делать памятку. Она должна быть посвящена конкретному вопросу и не касаться других тем.
С целью создания памятки, подбора необходимой информации и сведений можно использовать интернет, библиотеку или собственный проверенный практикой опыт. Вы должны быть уверены в достоверности и актуальности информации, используемой в памятке. Не стоит включать в памятку сведения, вызывающие у вас сомнения. Выбирайте только то, что наиболее подходит по теме.
Собранный вами материал подлежит тщательной обработке. Необходимо максимально сократить его, исключив все неважное. Излагать информацию лучше чёткими, емкими и короткими фразами — это улучшает её запоминание. Сокращённые предложения не должны потерять свой смысл. Длинные предложения лучше разбить на несколько коротких. Такая информация по форме изложения должна быть логичной, ясной (понятной), по содержанию отличаться оригинальностью и завершенностью. Текст должен быть без орфографических ошибок.
Памятку можно оформить как книжечку (брошюру) или как один лист А4, сложенный вдвое, это зависит от объёма вашего материала.
При создании памятки желательно придерживаться той цветовой гаммы, которая принята в вашем учреждении. Допускается размещение на лицевой стороне памятки логотипа учреждения. Но не стоит делать обложку очень яркой, можете даже оформить ее в черно-белом варианте. Страницы целесообразно оставить белого цвета, но допускается использование цветной бумаги (бледно-розовый, бледно-зеленый и т.д.), чтобы текст легко читаем. В необходимых случаях добавьте иллюстративный материал (таблицы, фотографии, схемы и т.п.) подходящие по теме памятки. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагменты текста. Иногда на основании первого впечатления принимается следующее решение: читать внимательно или нет.
Обложка памятки должна содержать сведения об авторе (полное название учреждения), заглавие (выражающее основное содержание работы, её суть, идею), далее следует последовательно и в доступной форме изложение сведений (информация, инструкция, напоминание и пр.) подготовленных вами по теме памятки. В конце надо указать точный адрес учреждения и контактный телефон.
Памятка может быть использована как способ предоставления определённой информации для клиентов, а также призвана оказать помощь специалистам вашего учреждения (даёт алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов).
Методические рекомендации по составлению памятки и санбюллетня
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методические рекомендации по составлению памятки
Памятка — краткое нормативное, производственно-практическое или
справочное издание (пособие), содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя некоторую деятельность.
Для составления памятки по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература),изучить ее и выписать тезисы (основные мысли или основные действия).
Памятка составляется индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Составление тезисов (перечня действий)
1. Предварительно изучите информацию по заданной теме с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.
2. Внимательно изучите информацию, определите еѐ основную мысль.
3. Разделите информацию по заданной теме на смысловые части, определите микротемы.
4. Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой.
5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь чѐтко представить себе, что является главным для автора, а что для вас.
6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определѐнной последовательности.
7. Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста — не допускайте
8. Составьте тезисы, а затем, используя эти материалы, оформите памятку- на листе А4.
Объем работы: 1-3 листа
Памятка составлена верно, если:
— составленная памятка, соответствует изучаемому материалу, соблюдены
требования к составлению тезисов;
— основные требования к оформлению памятки соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в формулировке тезисов, пропущены некоторые действия, имеются упущения в оформлении;
Памятка составлена не верно, если:
— содержание памятки не соответствует изучаемой теме, обнаруживается
существенное непонимание проблемы.
Методические рекомендации по оформлению санбюллетеня
Рекомендации к тексту . Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть.
Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию.
Рекомендации к оформлению . Должны быть выделены абзацы. Такие знаки препинания, как восклицательный знак, многоточие, тире и т.д. должны использоваться как можно меньше. Важно помнить, что текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает больше доверия. Текст не должен идти поверх иллюстрации.
Рекомендации к изобразительной части . Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.
Рекомендации к названию . Название должно быть броским, ярким и не запугивающим, оно должно отражать содержание бюллетеня, быть коротким, написанным шрифтом без наклона. Слово «санбюллетень» в заглавие не выносится. Оно пишется мелким шрифтом в правом нижнем углу, где указываются выходные данные.