Что такое палитра? Этот незаменимый инструмент художника, как правило, изготовлен из дерева, пластика, керамики или другого твердого непористого материала. Размеры и формы палитры также могут сильно различаться. Наиболее популярным является овальный вариант, выполненный из дерева и предназначенный для удержания в руке художника. Акварельные палитры чаще всего изготавливаются из пластика или фарфора.
Это слово на самом деле имеет более чем одно значение. Можно дать несколько определений:
Сейчас существует много типов палитр, доступных на рынке для масляной живописи. Они изготовлены из различных материалов, от древесины до пластика. Что касается форм и размеров, то это лишь вопрос личных предпочтений, так как и в этом направлении существует масса вариантов. Как раньше, так и в наши дни, наиболее традиционной считается овальная деревянная палитра.
Незаменимый атрибут настоящего художника
Палитра для красок с жесткой и ровной поверхностью используется художником для организации и смешивания цветов. Помимо овальной формы широко используется прямоугольная или классически изогнутая форма, которая специально предназначена для удержания в руке и опирается на место между локтем и большим пальцем.
Из чего изготавливают палитры?
Обычно они выполнены в белом цвете. Еще одним материалом, подходящим для изготовления палитры, является многослойная восковая бумага. Верхний лист отрывается и используется для смешивания и нанесения красок. Когда сеанс закончен, лист быстро и просто утилизируется.
Менее распространенными являются фарфор и керамика из-за их бьющихся свойств. Стекло также может быть использовано в качестве палитры, оно красивое и гладкое, и краска смывается легко. Тем не менее это самый опасный вариант, если его нечаянно уронить, оно может разбиться на мелкие кусочки и доставить кучу неприятностей.
Форма и размер
Палитра художника зачастую встречается в прямоугольной или классической форме почки. Последняя имеет на одном конце отверстие для большого пальца. Оттенки располагаются по краю формы палитры и являются легко доступными, что также немаловажно. С другой стороны, преимуществом прямоугольных плоскостей является то, что краски могут быть расположены ровными рядами.
Что касается размера, то некоторые палитры большие, а другие меньше. Многие из старых мастеров предпочитают использовать небольшую палитру. Это удобно, когда работа над картиной проходит в несколько этапов, следовательно, меньше цветов используется для каждой сессии. Некоторые из больших палитр, используемых художниками сегодня, приспособлены к тому, чтобы суметь дать любой цвет и множество вариантов при смешивании на одной поверхности, поэтому и места должно быть достаточно.
Цвета и тона
Самым главным в палитре является ее цвет. Гораздо проще получить нужный оттенок, если смешать их на поверхности такого же цвета, как и холст. Если смешать краску на коричневой деревянной палитре, а затем применить ту же самую краску на белом листе, цвет, хоть и незначительно, но будет отличаться от замешанного на палитре. Например, розовый на белом будет смотреться темнее, а на коричневом, наоборот, светлее.
Все на своем месте
Упорядочивание и систематизация оттенков на палитре художника является весьма полезным умением. Это может показаться незначительным, но хорошо организованная поверхность сделает весь процесс более легким и приятным. Как вы организуете краски на вашей палитре, полностью зависит от вас.
Не существует правильного или неправильного способа. Некоторые предпочитают организовать цвета от светлого к темному, в то время как другие размещают свои цвета от холодного тона к теплому. Многие художники выкладывают свои краски по своим собственным системам сочетаемости.
Конспект урока ИЗО «Знакомство с палитрой». 1-й класс
Класс: 1
Цель: формирование у детей понятия «Палитра».
Задачи:
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята, улыбнитесь друг другу и тихонечко присаживайтесь. — Меня зовут Елена Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
Слушают, тихонечко садятся
Сообщение темы
— Ребята, посмотрите на доску. — Что изображено на этих картинках? — Чем пользуется художник, рисуя картину? — Одной из самых важных приспособлений является палитра. — Как вы думаете, что такое палитра и для чего она служит?
Изучение нового материала
— Ребята, сейчас я вам расскажу, что такое палитра и для чего она служит. — Палитра – это небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы. — Именно на палитре художник может смешать краски и получить нужный цвет. — Палитры бывают разные:
— Деревянную и фарфоровую палитру художник использует, когда рисует масляными красками. — Пластмассовую палитру художник использует, когда рисует гуашью. — Когда художник рисует акварелью, он использует картонку или плотный слой бумаги. — Ребята, сегодня мы будем рисовать гуашью, поэтому нам понадобится пластмассовая палитра, чтобы смешат краски. — А что именно мы сегодня будем рисовать вы узнаете, отгадав загадку:
Под ногами лежат, Зашагаешь, шуршат, Яркие, цветные, краешки резные.
Практическая часть
— Ребята работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь.
Выполняют работу поэтапно
Итог урока
— С каким инструментом мы сегодня познакомились? — Для чего она нужна?
Описание. Палитра представляет собой индивидуальное раздаточное пособие. Это Круглая деревянная доска и 7 пар “красок” разной формы: обычные и с дырочками. Раздается палитра каждому ученику. В комплект так же входит набор тематических карточек.
Карточки каждого набора разно уровневые. Уровень сложности определяется порядковым номером (в каждом комплекте их 12 штук). №1 – самое простое задание. № 12 – соответственно самое сложное. Поэтому учителю необходимо 2-3 одинаковых набора для класса. Получая карточку каждый ребенок, таким образом, выполняет сразу 14 мини – заданий (решает 14 примеров, составляет 14 пар и т.д.).
Знакомство. Познакомить сразу большое количество учеников с данным пособием достаточно сложно. Но один раз поняв, как работать с данным пособием, ученик запоминает это навсегда и может обучить этому и других. Поэтому, мы рекомендуем проводить индивидуальное или парное обучение работе с палитрой. Заранее подготовленные ученики за короткое время смогут обучить этому и весь класс. В нашем случае знакомство с палитрой происходит еще во время подготовки детей к школе. Дошкольники так же довольно легко овладевают методом работы с пособием. Рекомендуем проводить знакомство с набором с помощью карточек “Восприятие и внимание 1 и 2”.
Методика работы. Ученик кладет карточку на доску так, чтобы она точно попала в пазы. Иначе решение при проверке окажется неверным. Учитель должен дать четкую установку детям: Не переворачивать карточку без разрешения. Если ребенок не уяснил это, то работа данным пособием смысла не имеет. Затем все “краски” выкладываются на парту. (Можно оставить их и на палитре, но тогда, особенно в начале работы, может возникнуть путаница). При регулярной работе с палитрой дети начинают автоматически выполнять данные операции.
Теперь ребенок приступает к решению задания. Например, он выбирает машинку в круге (Карточка № 1 в комплекте “Восприятие и внимание 1”), смотрит, какой цвет указан рядом с рисунком, находит нужную “краску” на парте, затем должен найти точно такую же машинку за кругом и около нее установить соответствующую “краску”. После этого операции повторяются до тех пор, пока все “краски” не будут разложены по местам.
Заметим, что в некоторых комплектах круг карточки разделен на 2–4 части. (Например, карточки “Нумерация”).
Это значит, что ответ к заданию ребенок должен искать именно в данной части карточки, что упрощает задачу.
Проверка работы. Когда работа закончена, то карточку переворачивают на другую сторону и цвет выбранной краски должен совпасть с цветом на карточке.
Существует несколько методов проверки выполненной работы.
1. Проверка учителем. При обнаружении ошибок, учитель снимает неверные “краски” и предлагает ребенку исправиться или просто называет количество ошибок, ученик должен найти их сам. После чего учитель выдаёт более сложную/простую карточку или другое задание.
2. Проверка в парах. При завершении работы, соседи по парте могут обменяться своими палитрами и проверить работы друг друга (Переворачивая или не переворачивая карточку на сторону с ответами). А затем уже обменяться карточками и продолжить работу далее.
3. Самопроверка. Ребенок, решив карточку, может самостоятельно перевернуть карточку и проверить свой результат.
Возможности применения. Использовать данное пособие можно на разных этапах учебной деятельности.
1. На уроке, на этапе закрепления. (Если в классе много учеников, то учителю уследить за всеми крайне сложно. Поэтому рекомендуем давать задание только группе детей, остальные в это время могут выполнять другое задание).
2. Во время дополнительных занятий, консультаций, как с отстающими, так и с мотивированными детьми.
3. Во внеклассных мероприятиях. (Конкурсы, математические соревнования и т.д.)
4. На математическом кружке. (Здесь некоторые карточки можно давать с опережением программы. Возможность использования зависит от уровня подготовки учащихся)
Методические наблюдения. На первый взгляд может показаться, что работа с палитрой – это игра. Однако дети быстро осознают, что это не так. Выполнять каждую карточку достаточно сложно. Все задания там подобраны и продуманы хорошо. Поэтому, в зависимости от подготовленности учащегося, каждый может затрачивать разное время на выполнение карточки. Кроме того, дети быстро утомляются от данного вида работы. Так как выполнение задания требует концентрации внимания. Ведь мало решить пример, нужно еще и найти соответствующую краску и ее место на палитре. Стоит строго дозировать количество карточек, которые выполняет ребенок.
Заключение. В заключении хочется сказать, что дети с огромным удовольствием работают с данным пособием. Им нравится, что здесь не нужно писать, ошибку легко исправить и конечно, их привлекает именно делание, работа руками. Кроме того, данное пособие красочное, яркое. Сделано из прочного материала. Его можно ронять.
Ребята постоянно ждут встречи с данным пособием. Интересуются, а будем ли мы работать с ним. Кроме того, они придумывают разные новые названия палитре. Дошкольники называют пособие просто “краски”. А в нашем классе прижилось название “Пицца”. Ребята представляют себя поварами. Они готовят пиццу (решают карточку), а затем пробуют на вкус (поверяют карточку): дожарилась ли она, не подгорела или в ней чего-то не хватает.
Поэтому, мы считаем, что для формирования положительной учебной мотивации пособие “Палитра” необходимо регулярно использовать в процессе обучения.
Урок ИЗО «Палитра.Начальное представление о живописи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. Палитра. Начальное представление о живописи
Обучающая: дать ученикам начальное представление о живописи как виде изобразительного искусства; ознакомить учеников с материалами и инструментами художника живописца; продолжать обучать передавать форму и цвет листка дерева;
Развивающая: раскрыть практическую и эстетическую роль изобразительного искусства; формировать у учеников умения воспринимать и анализировать цвет и форму реального предмета; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память;
Воспитывающая: воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать хороший вкус и желание рисовать; создать соответственное психологическое настроение детей на учебную и творческую работу.
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Живопись – вид изобразительного искусства. В котором изображения создаются при помощи цвета.
1.Организационная часть (1мин.)
1.1. Психологическая установка на урок
2.Актуализация опорных знаний
3. Постановка цели урока(1мин)
4.Изучение нового материала.(15 мин )
4.4.Виртуальная экскурсия по волшебной поляне.
4.5. Объяснение творческого задания
4.6. Выполнение педагогического рисунка
7.Коллективная работа (5мин.)
8. Обсуждение и оценивание работ. (2мин.)
1.1 Психологическая установка на урок
— Какие чувства у вас возникают, когда вы получаете подарок? (Приятные, радостные, благодарность)
— Я хочу, чтоб с таким настроением вы получили новые знания!
2.Актуализация опорных знаний
-Послушайте стихотворение Е. Грудановой
Похвалялся листик клёна:
Был я, как и все – зелёный,
А сейчас я вот какой –
Жёлтый, красный, золой,
И румяный, и резной –
Ну, красавец расписной.
Всё во мне. Как солнце, светит,
И любой меня заметит!
— Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?
3.Постановка цели урока
Сегодня на уроке изобразительного искусства, мы соприкоснёмся с природой. Научимся на бумаге передавать красоту живых листьев путём смешивания красок. Отправимся в мастерскую художника живописца.
4. Изучение нового материала
(Положить мешочек на голову)
— Тихо шепчут литья… Задумчиво вспоминают про лето. А художница – осень ночью раскрашивает их яркими теплыми красками. Давайте посмотрим на осень глазами художников.
— Мастерские художников часто похожи на их работы. Здесь хозяйничают краски.
— Мы открываем краски. Синяя, желтая, зеленая, фиолетовая. Какие же они красивые—новые, чистые! и чтобы сохранять эти краски чистыми, нам придется пользоваться палитрой. Из этих чистых красок мы сможем создать на палитре огромное множество других цветов.
Палитра— дощечка с отверстием для пальца, на которой смешивают краски. Она может быть изготовлена из оргстекла, пластика, фарфора или других материалов. Палитра предназначена для смешивания красок и получения разнообразных цветов. Скользкая поверхность палитры при работе с водяными красками не дает им впитываться, позволяет легко смешивать цвета, а в конце работы все ненужное быстро стереть поролоновой губкой. Палитра — важнейший атрибут любого живописца. Нет палитры—нет живописи, а есть только раскраска.
Главные помощники художника – краски. Красками не рисуют, а пишут. Картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими, как пастель, восковые мелки, называются живописью. Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – живо и писать.
Эти краски называются акварельными. Слово акварель произошло от латинского слова аква, что означает вода. Эти краски разводятся водой. Картины. написанные акварелью, получаются очень нежными, прозрачными и очень живописными. Они так и называются – акварельной живописью.
Гуашевые краски пахнут по особому и похожи на сметану. Они также разводятся водой. Только совсем немного. При рисовании они образуют очень плотный слой. В отличии от акварели, непрозрачны. Гуашь – очень удобная краска, она «покрывная».один слой перекрывает другой
Масляными красками пишут настоящие художники. Эти картины могут хранится несколько столетий. В их состав входит льняное масло, и разводятся они не водой, а тоже льняным маслом. Поэтому краски сохнут долго. Но зато, когда высохнут, никакая вода не размоет нарисованное. В этом их ценность.
Рисуют этими красками не на бумаге, а на ткани, которая называется холст.
Его натягивают на раму и покрывают белой краской, и только затем пишут картину. А на наши уроки нам потребуется акварельные краски, хорошие кисти разных размеров и ещё много терпения и старания.
— Какими инструментами пользуются художники?
— Для чего используют палитру?
-Что такое мольберт?
4.3. Физкультминутка. Песенка зарядка. (Исполнитель Алина Кукушкина, слова М. Гауэр, музыка В. Богатырёв)
4.4. Виртуальная экскурсия по волшебной поляне
Представим, что мы оказались, сейчас на волшебной поляне! (Открывается доска под звуки природы)
Вот она наша волшебная поля. Она выглядит так, как вы её себе представили? Или что-то в ней не так? (Дети видят, что все листья на поляне не цветные)
Наша задача собрать их, и при помощи красок оживить, т.е. раскрасить.
4.5. Объяснение творческого задания
— Перед началом рисования внимательно рассмотрите кленовый листочек.
— На что похож кленовый листочек? (на раскрытую ладошку)
Чтобы раскрасить наши листья в разные цвета и оттенки надо не только проявить свою творческую фантазию и своё настроение, необходимо знать: как при помощи 3 цветов можно получить другие цвета? Все художники и даже такие юные как вы. Используют для этого цветовой круг! Он состоит из 3 основных цветов: жёлтого, красного, синего.
— Внимание! Надо запомнить!
Эти цвета нельзя получить при помощи других цветов!
Возьмите кисточки в руки положите по капельки водички на основные цвета. С их помощью получаются новые цвета и оттенки:
-оранжевый (жёлтый и красный)
— зелёный (жёлтый и синий)
— фиолетовый (синий и красный)
Они называются дополнительными!
— Назовите основные цвета?
— Назовите дополнительные цвета?
— Как можно получить дополнительные цвета?
4.6. Выполнение педагогического рисунка
Посмотрите на свой кленовый листок. В некоторых местах он красновато-жёлтый, а в некоторых местах, как воспоминание о лете, сохранились зеленые пятна. Давайте добавим их. Пока краски не высохли. На влажной бумаге цвета красиво смешиваются. Не бойтесь воды. Во время работы с акварельными красками вода – наш главный помощник. Если воды на бумаге собралось много, столько что она готова превратится в лужу. Быстро отожмите кисточку и его кончиком снимите лишние капли воды.
Поверхность листочка пронизывают прожилки. Поэтому он весь такой пружинистый и гибкий. Центральная прожилка переходит в черешок. От неё попарно отходят в разные стороны более тонкие прожилки. От них в свою очередь ещё тоньше. И так – к самому краю листочка. Листья клена по краю имеют тонкие зубчики.
Вы можете начинать процесс оживления своего листочка, раскрашивая его в разные цвета и оттенки, которые вы получите смешивая краски
5.Физкультминутка для пальцев рук «Дождик»
Вы можете начинать процесс оживления своего листочка, раскрашивая его в разные цвета и оттенки, которые вы получите смешивая краски.
8. Обсуждение и оценивание работ
Задача была не простой, но наша композиция получилась яркой и радостной.
Вот и завершилась наша прогулка по волшебной, но не живой поляне такими яркими и красочными работами.
— Чему же мы научились на уроке?
На уроке я научился: Смешивать краски
Работать с акварелью
Видеть красоту природы.
— Оправдалось ли наше предвидение?
И если мы повнимательней посмотрим вокруг, то поймём, что сами делаем вой мир ярче и красочней!
Самоанализ урока изобразительного искусства по теме: «Палитра. Начальное представление о живописи», разработанный и проведённый учителем начальных классов УВК Новоазовская ОШ 1- 2ст. №1 – лицей «Успех» Мироненко Татьяной Владимировной
1.Данный урок проведён во 2 классе по традиционной программе обучения. В соответствии с тематическим планированием. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности 2-б класса.
— дать ученикам начальное представление о живописи как виде изобразительного искусства; ознакомить учеников с материалами и инструментами художника живописца; продолжать обучать передавать форму и цвет листка дерева;
— раскрыть практическую и эстетическую роль изобразительного искусства; формировать у учеников умения воспринимать и анализировать цвет и форму реального предмета; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память;
— воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать хороший вкус и желание рисовать; создать соответственное психологическое настроение детей на учебную и творческую работу.
2.Этот урок №4 в курсе изобразительного искусства. Он тесно связан с предыдущим уроком, так как опирается на знания и умения учащихся, полученные ранее.
Специфика уроков использовании индивидуальной работы, здоровьесберегающих методик. Применялись развивающие технологии.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Форма организации: виртуальная экскурсия по волшебной поляне (нестандартный урок).
Основными задачами урока являлись:
Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работ.
Воспитание интереса к видам изобразительного искусства.
Формирование художественно- образного мышления и эмоционально – чувственного отношения к действительности, искусству, как основе развития творческой личности.
Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков.
Расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
Повышение мотивации к изучению предмета.
3. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной задачей являлось условие формирования умений и навыков. На мой взгляд. Такие условия были созданы на проведённом уроке. Рационально было распределено время на все этапы урока. Отобранное содержание урока соответствовало организации активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока.
4.Было выбрано такое сочетание методов обучения как метод информирования: словесный (беседа, рассказ. метод «Предвидение»); наглядный (демонстрация, наблюдение, практически-наглядный).
В процессе подготовки к уроку я опиралась на принципы здоровьесберегающей педагогики:
Принцип наглядности, от которого зависит эффективность обучения, т.к.привлекаются к восприятию различные органы чувств;
Принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого интереса и осмысленного отношения к учебной задаче;
Принцип оздоровительной направленности.
Все этапы урока были направлены на достижение цели и задач с учётом особенностей класса и возрастных особенностей.
При проведении организационного момента была визуально проведена подготовка детей к уроку и установлен эмоциональный контакт с учащимися класса. Позволяющий создать комфортную обстановку для работы.
Интрига в начале урока, презентация произведений русских художников, позволили заинтерисовать, раскрепостить учащихся и настроить на активную работу.
Работая над здоровьесберегающей задачей я использовала:
1)звуковую. Изобразительную, внутреннюю (речь учителя) для поддержания эмоционального настроя учащихся;
2)смену поз (смену поз, выход к доске);
3)физкультминутки позволили снизить уровень напряжения, установить обстановку доверия. Доброжелательности; сделал обучение более эффективным, так как активизировал все важнейшие системы человеческого организма.
Развитие учащихся прослеживалось на всех этапах урока. Учащиеся закрепляли знания, анализировали. Учились обобщать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативность учащихся проявлялась в умении вести учебный диалог, рассуждать и отвечать на оставленные вопросы, проводить самооценку.
5.Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
Важной целью является формирование познавательной активности, поэтому все задания урока даны в занимательной форме. Они быстро сменяют друг друга, яркие, красочные, запоминающиеся. В ходе выполнения заданий не только проверялся усвоенный материал. Но и давались задания на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
6. Чтобы обеспечить трудоспособность детей во время урока нужно было заинтерисовать их. Поэтому выбрана форма организации: виртуальная экскурсия по волшебной поляне.
7.Хорошая психологическая атмосфера снимала тревожность, мнительность. Нерешимость. В результате урок был продуктивным и качественным.
8.Для проведения урока использовался учебный кабине школы, технические средства обучения. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы. Ученики на уроке были активными, внимательными и работоспособны.
9. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видовдеятельности. За счёт применения разных заданий с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, введение здоровьесберигающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
10.На случай непредвиденной ситуации на уроке были продуманы следующие ходы: