что такое отрицательный персонаж
Отрицательные герои
Не замечали вы такого, что зачастую в художественных произведениях, фильмах или книгах к отрицательным героям испытываешь больше симпатии, чем к тем кто их ловит, догоняет, обезвреживает и вразумляет. Не было у вас мысли, что «ну может быть в этот то раз отрицательный герой победит!»
Как такое происходит и почему так часто?
Ведь никогда авторы фильмов или книг не делают образ или личность своих отрицательиных героев явно глупее, некрасивее, менее обоятельнее, чем положительных. Зачастую наоборот. Зачем они так поступают?
Или все же это больше проблемы восприятия запретного чем проблемы создания образов?
Вот есть такое мнение:
Очень просто. Положительные персонажи должны быть лишены многих человеческих слабостей и недостатков. Чем более положителен персонаж, тем он более «стерилен» в отношении чувств и эмоций — ему нельзя делать ошибок. Вот и формируется довольно занудный образ праведника…
Другое дело с отрицательными персонажами — тут уж можно настолько изощренно выпячивать человеческие недостатки доходя практически до вида комикса или же делать героя отрицательным наделяя его большим сонмом всех человеческих недостатков из-за чего герой становится только ярче и интереснее, его душевные переживания понятны гораздо большему количеству читателей/зрителей — ведь они могут увидеть и себя в нем, а в праведнике себя увидеть может далеко не каждый.
Тем не менее оба героя нужны, иначе будет не интересное художественное произведение, а скорее философский трактат.
например Ганнибал Лектер
И еще обычно так отвечают на этот вопрос:
— Потому как все хотят так делать что хочется а хороший вечно связан какими то утопическими идеями
— Потому что все положительные — мямли бесхребетные и мне всегда нравятся отрицательные герои…
— потому, что каждый не без греха, если он не ангел, конечно!
— Потому, что они нестандартны, оригинальны и их действия непредсказуемы, в отличие от правильных положительных.
А какая ваша версия?
П.С. Хотя иногда бесит и просто обидно, когда положительным героям вечно «чисто везет» не по заслугам, а отрицательным наоборот «тупо не везет» там где вроде должно было бы по их талантам и мастерству. Очень редко, когда в художественных произведениях «добро» очень заслужено «побеждает» зло. В основном «случайно» …
Что такое отрицательный персонаж
Здесь рассматриваются самые часто встречающиеся отрицательные персонажи в кинематографе.
По определенным причинам основная масса отрицательных персонажей относится к 7 типам Майерс-Бриггс. Каждому из них присвоен своеобразный псевдоним.
16 типов MBTI
ISTJ
ISFJ
INFJ
ISFP
INFP
INTP
ENFP
ESFJ
ENFJ
Как правило, это второстепенные отрицательные персонажи, можно сказать, исполнители приказов. Они спокойные, сильные, решительные, уверенно идущие к своей цели.
Они имеют те же самые характерыне черты, как у положительных персонажей ESTP, но крайне самоуверенные и самовлюбленные. С первого взгляда не всегда понятно, что персонаж отрицательный.
Как правило, это второстепенные отрицательные персонажи, но одни из самых противных. Их отличает безумное, абсолютно асоциальное поведение.
Эти отрицатеьные персонажи выдумщики, изобретатели, отличающиеся неожиданными и оригинальными идеями.
Часто встречающиеся отрицательные персонажи: властные и надменные угнетатели. Все они занимают руководящие должности. Беспристрастность в своих суждениях.
«Холодок» по коже, пугающая бесчувственность. Эти отрицательные персонажи превосходные стратеги, воплощающие свои идеи в жизнь. Обычно занимают руководящие должности.
Чем герой и антагонист отличаются от антигероя. Зачем нужен антигерой автору и почему нельзя обойтись отрицательными второстепенным персонажами. Что делает антигероя убедительным. И обязательно ли он должен проиграть.
Теория литературы дает такое определение термину «антигерой»:
Антигерой – это главное действующее лицо литературного произведения, его центральный персонаж, лишённый «героических» черт в их общепринятом понимании. Грубо говоря, это главный персонаж, наделенный вопреки читательским ожиданиям плохими чертам: он нарушает этический кодекс, приступает морально- этические законы общества, ведёт себя бесчестно, цинично, агрессивно и т.д… Он просто плохой человек (подлец, лжец, авантюрист, негодяй, эгоист и т.д.) и действует в соответствии со своим мировоззрением, но при этом играет главную роль в произведении.
Отличие антигероя от антагониста
Термин «Антигерой» ввёл в литературный оборот Федор Достоевский, употребив его в «Записках из подполья» (1864).
Антигерой – не антагонист, не второстепенный отрицательный персонаж, который вводится в сюжет для противостояния герою, центральному персонажу произведения. Если бы он боролся с положительным героем, и все повествование строилось бы вокруг хорошего парня, мы бы говорили о протагонисте и антагонисте, то есть о герое и его противнике, классическом литературном злодее. Протагонист выражает позицию автора — он носитель добра и истины он двигает сюжет, а действия антагониста препятствуют выполнению главным героем его драматургического предназначения. Антагонист – это злодей, который нужен автору для того, чтобы раскрывать образ главного героя – протагониста и двигать сюжет. Антигерой же – это центральный персонаж произведения, но в отличие от героя он наделен отрицательными чертами.
Почему автор выбирает антигероя
Антигерой нужен автору для того чтобы ёмче, выпуклей изобразить центральный конфликт произведения, решить поставленные перед автором художественные задачи, высказать собственную точку зрения. Антигерой нужен для того, чтобы максимально обострить противоречия, обнаружить правду, обнажить истину. Чтобы обозначить главные болевые точки общества. Чтобы исследовать своё время и поколение.
При этом в соответствии с феноменологией интереса — к антигерою читатель относится с особым вниманием. Осуждая моральные качества, читатель может испытывать симпатию к антигерою, благодаря его уму, ловкости, харизматичности. Некоторые отрицательные черты подчас даже вызывают восхищение читателя. Вспомните Дориана Грея: в некоторых ситуациях, особенно в начале повествования ему можно посочувствовать, а где-то даже восхититься им. А ловкость, изворотливость ума и предпринимательская хватка Остапа Бендера никого не оставляла равнодушным – у этого антигероя миллионы поклонников.
Помещая отрицательного персонажа в центре произведения, автор позволяет читателю заглянуть в голову герою, познакомить с мотивировкой его действий. Автор исследует антигероя при этом зачастую не вынося в начале повествования вердикта. Например, в Госпоже Бовари читатель не с самого начала понимает, что в центре повествования оказывается антигероиня. Только совокупность действий Эммы Бовари, её однозначно ошибочные поступки позволяют читателю сделать вывод, кто перед ним: герой или его противоположность.
Иногда антигерой помещается в центр повествования для того, чтобы отразить цайтгайст (дух времени), как например, в романах «Милый друг», «Опасные связи», «Заводной апельсин», «Унесенные ветром». И для того, чтобы поиронизировать над законами жанров, читательскими ожиданиями, литературным каноном — так появились антигерои комиксов Рассомаха и Дедпул.
Байронический герой
Иногда герой выбирает стиль поведения злодея, подлеца, авантюриста, ошибочно считая его праведным, то есть заблуждаясь насчёт собственной правоты. Например, Родион Раскольников, будучи человеком исключительной честности, прямодушным и совестливым, с обостренным чувством справедливости, решается на преступление, находясь во власти ложных убеждений. То есть сам по себе герой – хороший человек, но он ошибочно исповедует ложные ценности, изменяющие его поведение.
Такого антигероя еще называют байроническим героем – литературный тип, характерный для 19 – начала 20 века. Он сформировался после входа поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». К героям такого типа в русской литературе относятся Чацкий, Онегин, Печорин – сомневающиеся, потерянные, не находящие своего призвания люди.
Крах антигероя
Сама природа антигероя и причины его помещения в центр повествования предполагают его фиаско в конце истории. Ведь отрицательный персонаж неизбежно должен проиграть, а иначе читателю будет казаться что автор одобряет антигероя. Собственно, чаще всего автор и выбирает сложную, противоречивую личность — антигероя, для того чтобы показать ложность его пути, ошибочность мировоззрения. Месседж таков: плохие парни (и девчонки) никогда не выигрывают.
И правда, если мы взглянем на опыт мировой литературы, то увидим, что почти все отрицательные персонажи, находящиеся в центре произведения, заканчивают свой путь фиаско. Вспомним Франкенштейна, графа Дракулу, Фауста, Эмму Бовари, Печёрина, Раскольникова, Фёдора Карамазова, Дориана Грея, Скарлетт О’Харру, Гумберта Гумберта — они либо гибнут, либо оказываются в сложном положении. Так автор выносит вердикт антигерою, отказывая ему в праве на дальнейшее счастливое существование. Если антигерой не погибает, то он неизбежно должен потерпеть поражение в столкновении с жизнью и прозреть. Так, Раскольников, Скарлетт О’Харра изображаются на пути к прозрению, а фиаско героев становится их характеристикой. Алекс – герой романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» прозревает в финале, Тайлер Дёрден в конце концов побежден выстрелом рассказчика.
Хотя Жорж Дюруа (главный герой «Милого друга») наоборот – не только не терпит фиаско, но и занимает более высокое положение в обществе и становится богаче. Так Ги де Мапассан вынес вердикт современной бездуховной, меркантильной эпохе, для которой подобные антигерои становятся нормой.
Герой не моего романа: об отрицательных персонажах в книгах
Ни одно хорошее произведение не существует без героя. Таковым может оказаться яркая, привлекающая всеобщее внимание личность или совсем уж незаметный человек. Иногда героями становятся животные или неодушевленные предметы. Ни одна книга не может существовать без героя и если вам кажется, что это не так, то значит, вы просто его не смогли еще обнаружить. Главной задачей писателя является сотворение такого героя, наделение его определенными характеристиками, взглядами на жизнь, манерой поведения и т.д.
Герой не обязательно должен совершать подвиги по десятку на дню. Героем целого романа может стать соседский кот, все свое время проводящий на подоконнике. Особо привлекательны для читателя отрицательные персонажи. Такие герои всегда вызывают больше эмоций и отклика у толпы, чем положительные типы с кучей комплексов и запретов. От отрицательного героя никогда не знаешь, чего ожидать. Он сам себе хозяин, он не следует рыцарскому кодексу чести, у него вообще ее нет, да и скодексами всякими он не знаком. Отрицательные персонажи оживляют любой роман, рассказ, новелу. Они сами по себе, могут совершать дурные поступки, а могут и спасти чью-то жизнь.
В русских сказках отрицательными героями считаются Баба-Яга, Кощей Бесмертный и Змей Горыныч. Ну согласитесь, что всяким Марьям-искусницам и Иванам-дурачкам просто делать было бы нечего на этом свете, не будь в сказке отрицательного персонажа. Именно они делают сказку сказкой.
Представьте, что в крутом детективе не будет убийцы, вот просто не будет. Сыщик будет заниматься снятием кошек с деревьев, помощью старушкам и переписыванием полицейских архивов. Скукота)
Плохого героя придумать намного сложнее, чем хорошего. Попытаюсь объяснить почему:
1. Во-первых, нельзя наделять его однозначными чертами характера. В каждом человеке присутствует и добрая, и злая сторона. Да, в отрицательном герое зла больше, но где-то за за черным занавесом должна присутствовать та искра света, которая заставит читателя полюбить или возненавидеть этого персонажа. Профессор Мориарти — гений зла, но умный гений и этим умом невольно восхищаешься. Парфюмер — жестокий убийца, но за его действиями следишь, не отрываясь. Добрый герой всегда немного скучен и редко выходит за рамки определенного ему обществом поведения.
2. Во-вторых, злодей всегда выходит из-под контроля пера писателя, о чем уже говорилось выше. У него есть собственное я. Добрый персонаж всегда действует однозначно, у него есть совесть. У злодея ничего такого нет, а значит, вводя в книгу злодея, мы заранее делаем ее непредсказуемой.
Если честно, то в книгах, мне всегда нравятся именно плохие герои. И это никак не связанно с женским желанием всех исправить и наставить на путь истинный, но с тем, что от такого персонажа я всегда ожидаю чего-то необычного, невероятного, того, чего никогда не позволит испытать добрый герой.
Особо яркой жизнью живут отрицательные персонажи в мире фэнтези. К примеру, у Терри Пратчета практически не встретить положительного героя, разве может быть положительным, человек, состоящий в гильдии воров или убийц? Но представленные на суд читателя персонажи поистине великолепны.
Сейчас я пытаюсь создать своего отрицательного персонажа и если у меня получится, я обязательно познакомлю вас с ним)
Психология Зла: чем привлекательны негодяи в искусстве?
Тьма завораживает. Тьма удивляет. Тьма вдохновляет и притягивает. Замечали ли вы за собой, что в кино, книгах, искусстве в целом вас больше притягивают “приспешники тьмы”? Думаете, с вами что-то не так? Нет, вы такой далеко не один: только посмотрите на фан-базу Локи, популярность персонажа Ганнибала Лектора в поп-культуре и кассовые сборы прошлогоднего “Джокера”. Но почему нас всех вдруг стало так завораживать зло?
Для начала стоит разобраться, кого мы называем злодеями. В классическом понимании мы представляем персонажа, наделенного исключительно отрицательными чертами и противостовляющегося идеализированному протоганисту. Но часто ли вы сегодня видите именно таких героев и вызывают ли они какие-то эмоции? Нет, потому как никому сегодня не интересны клишированные персонажи, “плохие, потому что плохие”. Тех, кого мы называем интересными злодеями, можно разделить на три основных типа (иногда пересекающихся), применимых к кино, литературе, комиксам, мультфильм – к чему угодно.
Драко Малфой – один из отрицательных персонажей серии фильмов “Гарри Поттер”
Кадр из одного из фильмов серии
Антигерой
Это протагонист, наделенный ярко отрицательными чертами или обделенный положительными. Подобного персонажа не принято называть “злодеем”, но он и не “герой” ни в коем случае. Антигерой не спасает утопающего из побуждений доброты – он его топит, но чаще всего, обладая трагичной мотивацией и интересной историей на пару с хорошей эмоциональной реакцией на происходящее, как, например, наемный убийца Барри из одноименного сериала, раскаивающийся и рыдающий почти после каждого совершенного преступления. Хороший антигерой действительно заставит задуматься, а не перейти ли нам на его сторону, так ли она “зла”, как позиционируется? В жизни мы бы обходили такого человека за километр, в искусстве за такими увлекательно наблюдать. Антигероя в комиксах представляют Дэдпул и Веном, в аниме – Ягами Лайт, в сериалах – Декстер Морган и Уолтер Уайт, а также многие другие.
Уолтер Уайт
Кадр из сериала “Во все тяжкие”
Антизлодей
Это зачастую носитель образа “падшего ангела” произведения или противопоставление антигерою, которое встречается намного реже. Антизлодей не главный герой, он часто антагонист и вообще плохой человек, но движимый благими побуждениями или наделенный положительными, притягивающими чертами. В большинстве случаев антизлодей заставляет задаться тем же вопросом, что и антигерой. Самым ярким и известным примером будет Ганнибал Лектор, известный по серии фильмов и книг Томаса Харриса, а также одноименному сериалу. Он каннибал, убивающий людей ради удовольствия, что, неоспоримо, делает его отрицательным персонажем. Но также он тактичный, вежливый, образованный, ему не чужды человеческие отношения и хороший вкус. Все это создает противоречивого, но явно не положительного персонажа.
Ганнибал Лектор
Кадр из сериала “Ганнибал”
“У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла свое добро”
Антогонист
Это самая широкая группа, часто включающая в себя и антизлодеев. Концепция антагониста построена на противопоставлении данного персонажа главному герою и их соперничестве. Другими словами, антагонист не обязательно “плохой” и “злой”. Это и “Шрам” из Короля Льва, и Грушницкий из “Героя нашего времени”, и Джокер из “Темного Рыцаря”.
Грушницкий и Печорин
Кадр из сериала “Герой нашего времени”
Какой персонаж вообще может завладеть вниманием потребителя, не учитывая, будет он положительным или отрицательным? Харизматичный, мотивированный, часто, но не во всех случаях внешне привлекательный. Но главное – мы должны ассоциировать себя с ним. Данный тезис доказывает недавнее исследование, опубликованное на сайте the british psychologist society. Зачастую персонаж, например, Рик Санчез, содержит в себе порицаемые обществом, но присущие многим из нас черты, которые принято скрывать: нигилизм, пристрастие к алкоголю, черный юмор, отсутствие мотивации и т.п. Вот только в образе Рика эти черты возведены в абсолют, так еще и сам персонаж наделен выдающейся харизмой. Никто из нас не хотел бы стать таким уставшим от жизни, рыгающим и постоянно пьющим стариком Риком, но все мы проецируем его образ на себя и находим точки соприкосновения.
Кадр из мультсериала “Рик и Морти”
Подобную идею выражал Карл Юнг в своих трудах еще в начале двадцатого века. В одной из его поздних статей был рассмотрен, так называемый, архитип “тень”. Простыми словами все то, что определенно “нельзя”, что запрещали родители в детстве, и что мы подавили в себе на долгие годы.
“Тень персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки – напрямую или же косвенно – снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции”,
Если мы ассоциируем себя со злом в кино и литературе, почему это не работает в реальной жизни? То же описанное ранее исследование The british psychologist society говорит и о том, что нам некомфортно видеть какие-либо сходства между собой и «плохими» людьми, например, реальными убийцами. Так, мы испытываем страх перед Тедом Банди, но никак не симпатию, даже в фильме “Хороший, Плохой, Злой” и книге Элизабет Кендалл “The Phantom Prince: My Life with Ted Bundy”, по которой тот был снят, потому как знаем, что это был реальный человек, совершавший ужасные вещи. В том то и магия искусства – вызвать у смотрящего эмоции, противоположные тем, что он бы испытал в реальной жизни.
Тед Банди
Бесспорно, есть произведения, показывающие зло отвратительным и безжалостным, например, фильмы “Дом, который построил Джек” Ларса фон Триера с главным героем – педантичным маньяком, пугающим и отвратительным – и “Бар Золотая Перчатка” Фатиха Акина. Эти режиссеры получили бурю осуждения за свои работы и зрителей, падающих в обморок во время премьеры, потому как фильмы были слишком реалистичны и жестоки для массового зрителя. Это просто другой подход к показу репрезентации зла.
Кадр из фильма “Дом, который построил Джек”
И тем не менее многие искренне любят данные фильмы, потому что они вызывают эмоции: удивляют, пугают и вызывают отвращение, но не оставляют равнодушным. Это еще одна причина, почему нас заворачивают отрицательные герои – мы любим удивляться.
Притягательные злодеи могут быть совершенно разными, нет общей формулы, работающей в любом случае и не превращающей персонажа в ходячее клише. Для примера возьмем игру Death Stranding. Отрицательный персонаж по имени Хиггс, скорее всего, будет вас раздражать, но он харизматичен, мотивирован (хоть и цель средства не оправдывает) и привлекателен. Второй отрицательный герой – Клифф – будет интересен, потому как только к концу прохождения мы раскроем его мотивацию, он противоречив и загадочен, а история воистину трагична.
Хиггс
Кадр из игры Death Stranding
Более того, интерес массовой аудитории к ярко отрицательным персонажам в искусстве исследователями принято выделять как характерный признак сегодняшней эпохи и нового веяния в культуре. Глобальной причиной этому социологи называют затянувшийся на десятки лет всемирный политический и экономический кризис.
Кадр из аниме-сериала “Тетрадь смерти”
Мир меняется, меняются и предпочтения людей. Массовая аудитория требует более интересных, продуманных и мотивированных персонажей, чье существование невозможно без ярких отрицательных черт. И, если вас привлекают “негодяи” больше “добряков”, это нормально. Скорее всего, у вас просто хороший вкус.