что такое отметка в педагогике
Статья по теме «Педагогическая оценка и отметка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогическая оценка и отметка
Педагогическая оценка и отметка
Процесс оценивания результатов обучения не отделим как от контроля, так и от всех других компонентов образовательного процесса, поэтому оценка знаний учащихся — это не разовая процедура, а комплексный, длительный, систематический процесс. Его основное предназначение заключается в определении степени, меры соответствия имеющихся знаний (или умений) тем, что предварительно планируются, требуются «на выходе» учебного процесса. Оценка выступает как некий универсальный показатель уровня знаний, общей образованности учащихся, отчего на практике возникает немало педагогических и психологических проблем. С точки зрения педагогики оценка выполняет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую. Не умаляя важного значения первых двух функций, психология делает акцент на необхо-димости реализации именно воспитывающей мотивирующей функции оценки.
Оценивание как систематический, организованный процесс включает в себя следующие компоненты.
Установление и четкая формулировка целей конкретного этапа обучения или образовательного процесса в целом. Поставленная цель должна обладать свойством проверяемости, т.е. иметь понятные, четкие, объективно воспроизводимые и желательно измеряемые показатели и особенности. Самым распространенным на практике вариантом описания целей обучения является перечисление качеств знаний, предполагаемых в результате. Здесь можно назвать множество параметров, каждый из которых способен стать решающим в процессе оценивания. Это, например, понятийность, концептуальность, направленность, обобщенность, осознанность, прочность, гибкость, действенность, обновляемость, полнота. Проблема в том, что за каждым таким качеством знания должны стоять объективные, проверяемые критерии. Но они существуют далеко не всегда. В таком случае процесс оценивания изначально обречен на неудачу.
При оценке знаний необходимо осознанно учитывать заложенный или ожидаемый уровень обученности. Так, дословное воспроизведение учебного материала заслуживает высшей оценки лишь в том случае, если предполагаемая (или сформулированная) цель обучения сведена к полному и прочному запоминанию. Если же целью учебного процесса выступает понимание учебного материала, оценка того же знания должна быть иной.
Вторым компонентом процесса оценивания является выбор адекватных контрольных заданий, проверяющих, устанавливающих меру достижения поставленных целей обучения. Такие задания могут быть общими и частными, теоретическими и практическими, подразумевать короткий ответ либо развернутое изложение, содержать проблемный вопрос или быть сугубо описательными. Вариации заданий и их сочетания неисчислимы, но проблема заключается в том, чтобы эти контрольные задания соответствовали как целям, так и содержанию конкретного учебного предмета. Что из пройденных знаний необходимо человеку для реальной жизни и работы по окончании учебы? Подобные вопросы тесно переплетаются с глобальными проблемами всей системы образования.
Третий, завершающий этап состоит в непосредственном выставлении, объявлении, оглашении традиционной для школы отметки или каким-либо другим способом выраженной оценки результатов проверки знаний. Проблема оценивания качества знаний содержит в себе вполне определенные и непростые количественные аспекты. Необходимо различать два близких, но не синонимичных понятия: «отметка» и «оценка». Педагогическая «отметка» — это некая универсальная «количественная» мера знания, принятая и узаконенная в современном массовом образовании. Оценка — это понятие более качественное, чем количественное, а потому предполагающее значительную психологическую гибкость, вариативность по сравнению с ограниченным диапазоном набора существующих цифровых отметок.
Первое требование к любой оценке (или отметке) — это обеспечение ее объективности, под которой имеется в виду не известная философская категория, а обыкновенная проверяемость, доказательность, обоснованность, соответствие реальности, нормам и стандартам, максимальная защищенность от неустранимой субъективности любого человека, в том числе и преподавателя.
Современная система «отметочного» оценивания знаний содержит в себе целый ряд нерешенных, открытых, но редко обсуждаемых педагогами психометрических вопросов. Если принять, что существующая ныне «пятибалльная» система является действительным измерением уровня знаний, то необходимо представлять объективные и специфические ограничения подобного «измерения».
Во-первых, в этой измерительной шкале отсутствует «нуль» как условная точка отсчета. Ведь знание не может быть «нулевым», т.е. абсолютно у человека отсутствующим. Такой нуль никем не узаконен, не расшифрован содержательно.
Во-вторых, при проведении любого измерения необходим учет особенностей и математических возможностей используемой измерительной шкалы. В психометрии выделяют четыре шкалы измерения: шкала наименований (номинативная), ранговая (или порядковая), шкала интервалов и шкала отношений. Каждая из них предполагает сугубо специфическую систему градаций измеряемых объектов, однозначно определяет допустимый (корректный) и адекватный математический аппарат. Например, шкала наименований представляет не столько измерение, сколько качественную классификацию объектов максимум на три класса: больше, меньше, равно (по отношению к существующему эталону). В данной шкале фактически нет количественной меры объектов. При использовании ранговой шкалы сопоставляемые, измеряемые объекты располагаются, ранжируются в порядке возрастания или убывания их величины, причем разность между смежными объектами не имеет значения. Измерение по шкале интервалов построено на равенстве разностей между всеми смежными парами величин. Эта разность выступает в качестве единицы измерения. Заметим, что в двух предшествующих шкалах такой единицы, эталона просто не существует. Наконец, шкала отношений построена на равенстве математических отношений между всеми смежными величинами. В этой шкале существует и «нуль» как точка отсчета.
По какой из этих шкал в действительности происходит измерение школьных (да и вузовских) знаний? Расположим весь набор отметок в порядке их увеличения: 1, 2, 3, 4, 5 — и рассмотрим, что в реальности стоит за этими цифрами. В чисто арифметическом плане такую шкалу можно бы назвать шкалой интервалов. Но разве в содержательном плане есть «единица» измерения знаний? Разница между всеми смежными парами арифметически равна 1, но одинакова ли разница в знаниях, оцененных, например, 2 и 3, или 4 и 5? Нели такая разница равна, тогда ученик, получивший 4, знает ровно в два раза больше, чем получивший 2. С точки зрения педагогической, предметной, знаниевой получается полная нелепица проведенных сравнений.
В ранговой шкале знания всех учащихся располагаются учителем от минимума — 1 до максимума — 5, при этом не существует формальной единицы измерения и нет равенства различия между «соседними» отметками. Такова реальная практика выставления школьных отметок. Однако данная шкала не является фактически пятибалльной. Единица в дневнике ставится крайне редко, да и то не в качестве оценки знания, а как восклицательный знак, возмущение учителя по поводу поступка школьника. Это относится практически и к «двойке», несущей в себе не «величину» знания, а негативизм отношения учителя, его укор, наказание за нерадивость. Отметки по ранговой системе не количественны, а качественны. Это обыкновенная классификация учащихся по группам успевающих и неуспевающих, в основе которой всего три величины: 3, 4, 5. В таком случае, например, некорректно, просто недопустимо вычисление средних арифметических значений школьных отметок, что, как ни странно, производится. Тогда что же эти отметки отображают и для чего используются?
Вместо показателя уровня знаний отметка становится стандартным олицетворением всей личности учащегося. Например, «отличник» — это замечательный, дисциплинированный, способный школьник, гордость класса и родителей. «Пятерка» существует как поощрение и восхваление, «двойка» — как резкое осуждение. Портрет «двоечника» характерологически противоположен и социально негативен. Они противопоставляются, сталкиваются как два «сорта» личности школьника. «Повелительную» роль отметки можно считать неким внешним стимулятором: человек учится, чтобы его не ругали, а везде хвалили. Но психологически грамотная, выверенная оценка должна прежде всего внутренне мотивировать учащегося.
Психометрическая сложность «отметочного» измерения знаний заключается в отсутствии четкого, стандартизованного эталона, или нормы знания. Установлено, что при выставлении отметки каждый педагог (осознанно или интуитивно, в разных сочетаниях) использует три возможных эталона. Все они являются относительными, непременно сопоставляемыми со многими объективными и субъективными обстоятельствами процесса обучения и оценивания. Абсолютно объективного эталона, подобного метру или килограмму, для знаний просто не существует. Кроме того, сама процедура «измерения» знаний является видом взаимодействия, общения субъектов образовательного процесса. Потому на результатах оценивания в той или иной степени сказываются неустранимые и многочисленные психологические и социально-психологические явления, закономерности и механизмы.
Известно, что учащийся во время экзамена так или иначе волнуется, что необходимо учитывать при оценивании его знаний. Для большинства людей экзамен — это выраженно эмоциогенная ситуация, и психологические следствия этого могут быть самыми различными, а чаще всего негативными. Например, в психологии известен феномен «оптимума мотивации» (закон Иеркса — Додсона). Его суть заключается в том, что чрезмерная мотивация к наилучшему выполнению деятельности может психологически «преобразоваться» в сверхсильную и негативную эмоцию, которая оказывает на выполняемую деятельность разрушительное влияние. Возникает эмотивное поведение, эмоциональный шок, при котором человек временно забывает то, что знал, не справляется с делом, которое правильно исполняет в спокойной ситуации. При этом в его поведении возможны проявления элементов обычно не свойственной агрессии или, напротив, ухода, бегства от ситуации, возвращения к упрощенным формам поведения (слезы, жалобы, оправдания). Подобные явления не редки в ситуации экзамена и требуют от преподавателя не только терпения и сдержанности, но и адекватного, психологически грамотного разведения оценки уровня знаний и оценки наличного состояния учащегося.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка»
Наталья Алыкова
Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка»
Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка
Оценка и отметка – важнейшие составляющие оценочной деятельности ребёнка, но не одно и то же.
Оценка – это процесс и результат оценивания, выраженный обычно в вербальной форме.
Отметка – формальный параметр результата, цифра, официально выставляемая на основе специально разработанных критериев. Оценка необходима в школе, как, в принципе, в жизни. Если не давать оценку деятельности человека, как он узнает, хорошо или плохо, правильно или неправильно он поступает?
Одной из проблем школьного образования, требующих повышенного внимания, является мотивирование ученика на получение знаний, повышение познавательного интереса. А формирование отношения учащегося к учебной деятельности теснейшим образом связывают с оценочной деятельностью учителя. Именно в оценивании, подразумевая под ним незыблемые «1», «2», «3», «4», «5», зачастую видят причину не только снижения мотивации, но и возникновения серьезных психологических проблем, вплоть до разрушения личности. Почему так получается? И почему о негативном воздействии оценки говорят только применительно к школе?
В жизни ребенка оценка появляется задолго до школы, как словесное выражение отношения взрослых к его действиям. Дети от природы приспособленцы, и это положительное качество, если рассматривать его как условие выживания вида. Ребенок очень скоро начинает понимать, какие его действия оцениваются положительно, а какие отрицательно. Все дети без исключения хотят похвалы, хотят быть хорошими. Поэтому «если ты поступаешь хорошо, то ты хороший» – это само собой разумеется. А вот знак равенства между «ты поступил плохо» и «ты плохой» недопустим. Конечно, любовь родителей безусловна, ребенок, в конце концов, понимает, что он любим, просто потому что он их ребенок. Но темные кирпичики в фундамент самооценки закладываются сразу и прочно.
Но вот ребенок идет в школу. И сразу попадает в другую систему координат. Он по-прежнему любознателен и деятелен, но теперь его деятельность в первую очередь интеллектуальная, и оценивает ее учитель. И то, что эта оценка становится известна сразу большому количеству значимых для ребенка людей – родителям и одноклассникам, составляет главную проблему. Кроме самой положительной оценки малышам очень важна ее общепризнанность. Для них получение знаний еще не имеет перспективного значения, оценка их деятельности для них важнее получения знаний. Поэтому младшие школьники так остро переживают неуспехи в учении и плохие отметки.
Именно в младшем школьном возрасте чаще всего происходит подмена мотивации: все старания ребенок направляет не на получение знаний, а на получение хороших отметок. Именно к младшему школьнику нужно быть особенно внимательными учителям и родителям, помня о том, что от их отношения зависит его самооценка, самоуважение. Постоянная неуспешность ребенка, подтверждаемая низкой оценкой учителя и негативно воспринимаемая родителями, неизбежно ведет к нарастанию неуверенности в себе, чувству неполноценности и, как следствие, снижению уровня притязаний. Фактически на этом этапе закладываются будущие удачи и неудачи не только в школьной, но и в жизни человека вообще.
Становясь подростком, ребенок очень сильно меняется. Изменяется гормональный фон, внешность и характер ведущей деятельности. В этом возрасте для него важно быть социально признанным и одобренным, поэтому мнение сверстников выходит на первый план, оно в большей степени влияет на его самооценку. Высокие школьные отметки далеко не всегда обеспечивают подростку авторитет среди ровесников. Зачастую происходит обратное. Расширяя сферу интересов, участвуя в различных кружках и спортивных секциях, общаясь и развлекаясь за пределами школы, подростки интересны друг другу вовсе не своими учебными достижениями. Поэтому интерес к учебе ослабевает и успеваемость в средних классах, как правило, снижается.
Изменяется и отношение к оценкам. Подросток, как правило, настроен очень критично по отношению к мнению взрослых, и низкая оценка воспринимается им не так драматично. Иногда может показаться, что он вовсе не придает значения своим учебным успехам, не желает преодолевать трудности, не ставит перед собой никаких целей. Но тот же подросток может глубоко переживать из-за неудач в своей внешкольной деятельности или в общении со сверстниками. Нужно поддержать их, помочь реализоваться в любимых занятиях, научиться в этой области ставить цели и добиваться успеха.
Беда, если родители, стремясь удержать «дитя» в ежовых рукавицах, усиливают контроль над учебной деятельностью в ущерб всем прочим интересам ребенка. «Заучкам», «зубрилам» и «ботаникам», которые дрожат над отметками, живется в средних классах весьма несладко.
К старшим классам, как правило, под влиянием внеклассной и внешкольной деятельности, формируются профессиональные намерения учащихся. Соответственно отношение к учебным предметам и к отметкам становится дифференцированным. Возрастает ценность положительных отметок по интересующим предметам. На низкие отметки по тем дисциплинам, которые не входят в круг их профессиональных интересов, старшеклассники реагируют не так остро, как раньше. Неформальные, доверительные отношения со значимыми взрослыми, проявление с их стороны уважения к нему как к личности влияют на самооценку ученика, его отношение к учебе, выбор профессии и даже образа жизни.
И в этом возрасте в безусловном проигрыше остаются ученики, одержимые высокими баллами по всем предметам. Если единственная цель ребенка – получение высоких отметок, он, как правило, перегружен, не общается со сверстниками, не расширяет круг своих интересов и возможностей и не особо задумывается о своём будущем. Его профессиональные интересы не сформированы, выбор профессии часто продиктован родителями и далек от реальных склонностей и даже способностей ребенка. Кроме того, таких детей часто настигает «синдром отличника». Привыкшие к высоким баллам любой ценой, они часто психологически ломаются, выходя в самостоятельную жизнь, в которой мало кого интересует школьная золотая медаль.
Обобщив все сказанное об отношениях «оценка – отметка – ученик»,выводы можно сделать следующие:
— оценка учебной деятельности и отметка, выводимая на основании оценки, – необходимы;
— основной недостаток существующей системы оценивания – это возможное травмирующее влияние на личность ребенка;
— оценка и отметка напрямую влияют на мотивацию учебной деятельности, самооценку и уровень притязаний, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими и на развитие личности в целом;
— развитие личности возможно лишь тогда, когда в роли главного мотива выступает познавательная потребность, а не педагогическая оценка, а тем более отметка в журнале, сами по себе.
Так что, правы те, кто выступает за отмену отметки? Не будет отметок и вместо того, чтобы учиться ради них, ученики сразу станут учиться ради приобретения знаний и умений? Сомнительно. Не сам ученик выбирает отметку в качестве мотива учебной деятельности. Им могут руководить потребность в одобрении со стороны учителя, стремление завоевать авторитет товарищей, желание получить какие-то бонусы от родителей (свободное время, гаджеты, все, что угодно, что входит в систему ценностей) и многие другие потребности. Проблема не в том, что отметка устарела, а в том, что она превратилась в инструмент психологического давления на ученика.
Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой. В разное время в России применялись 3-х, 5-и, 8-и, 10-и, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная,которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.
В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценивания с обратной зависимостью т. е.имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehrgut «отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 — ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно» 6 — ungengend «очень плохо».
Во Франции 20-балльная система, в Великобритании нет унифицированной системы оценок, она отличается не только в различных регионах, но и в зависимости от программы обучения. В Японии используется 100-балльная система.
В США индекс качества A(эй) – E(и) или (F(эф)обычно классифицируется по следующей пятибалльной шкале:
Считается, что всё, что ниже D, по определению провал. В процентномотношении это выглядит так: А 90-100%, В 80-89%, С 70-79%, D 65-69% E(F)64% и ниже.
Оценочная деятельность вызывает наибольшее количество вопросов в деятельности педагога. Оценочная деятельность обычно осуществляется в вербальной форме, а затем в форме отметки в журнале. Оценка – развернутая словесная характеристика не только результатов учебной деятельности, но и прилежания, усилий и творчества учащегося. Для хорошего учителя оценка – всегда сложно.
На первый взгляд, нет ничего замысловатого в том, чтобы похвалить ученика, который готов к уроку, поругать того, кто не готов, и выбрать из пяти цифр подходящие для обоих. Как раз это и есть самое сложное. Как показывают всевозможные опросы, проводившиеся среди педагогов, нет единства в критериях оценивания учащихся, оно просто невозможно, а значит, оценка всегда субъективна.
Ошибки в оценивании существуют столько же, сколько и оценки, и чрезвычайно живучи, хотя всем известны их негативные последствия.
Все знают, что оценка должна быть справедливой. Однако занижение оценок встречается сплошь и рядом. Это может быть классический авторитаризм, а может быть неуверенность в себе и желание самоутвердиться. Но в классе,где учитель произносит: «Лобачевский знал математику на «5», я знаю на «4», а вы (класс) в лучшем случае на «3», – Лобачевских точно не будет.
Завышение оценок, излишнее великодушие, чем бы оно ни было продиктовано, так же вредно. Все, что легко достается, низко ценится. Ученик перестает прикладывать усилия для изучения предмета и в результате перестает развиваться в данном направлении.
Просто в особенностях человеческой психики берет начало такое явление, как тенденциозность, когда учитель оценивает ученика, исходя из личного к нему отношения, а еще хуже – мнения коллег или руководства. «Эффект ореола», типичным проявлением которого является суждение о способностях ученика по внешним данным, играет с учителем злую шутку. Далеко не всегда внешне несимпатичный или неопрятный мальчишка обязательно глуп, а «девочка из хорошей семьи» – умница.
И совершенно нет оправдания использованию оценки в качестве наказания. Сопровождаемая угрозами, нотациями, не доброжелательной иронией в адрес ученика, высказанными публично, отрицательная оценка унижает его достоинство, разрушает взаимоотношения в классе, уничтожает мотивацию к учению.
Именно благодаря вышеперечисленным досадным явлениям все острее сегодня стоит вопрос о том, как оценивать учебную деятельность, какой должна быть учебная отметка и насколько она вообще необходима в системе образования. Нужно также принять во внимание, что ошибки в оценивании зачастую продиктованы не столько человеческим фактором, сколько общим для системы образования последних десятилетий увлечением рейтингами, процентными показателями успеваемости и прочими бумажными свидетельствами якобы качественной работы учителя. Под влиянием требования повысить успеваемость любой ценой сами педагоги постепенно теряют собственную ориентацию, стремление, а потом и способность к творчеству.
Проблема актуальна давно, но, судя по тому, что отметка по-прежнему выполняет функцию контроля и оценивания учебной деятельности учащихся, продуктивных подходов к ее решению в масштабе всей системы образования пока не нашлось.
Вернемся к сказанному вначале: дело не в оценке или отметке как таковых. Без них невозможен учет учебных достижений учащихся, то есть, не только количества и качества полученных знаний, но и умения применять эти знания на практике, активности ученика при получении этих знаний, стремления к познанию, прилежания – всего, что составляет познавательную активность и учебную мотивацию. Мало ткнуть в проблемные моменты пальцем и этим же пальцем погрозить, дескать, больше так не делайте. Да и не только в учительских недоработках дело.
Интересны результаты психологического опроса учащихся разного возраста, учителей и родителей. На вопрос о том, необходимо ли изменить существующую в школе систему оценивания, положительно (почти 90 процентов опрошенных) ответили педагоги! Далеко не все школьники хотели бы, чтобы отметки исчезли из их жизни навсегда. Физически и психически здоровые дети, нацеленные на лидерство, рассматривают их как награду за успехи и стимул к достижению новых. Меньше всего положительных ответов на этот вопрос дали родители.
Причины родительского консерватизма разные. Чаще всего отметка – удобный инструмент управления ребенком: хорошие отметки – получишь награду, плохие – не получишь. Стоит ли говорить, насколько уродливо подобное выражение родительской любви и заботы и как разрушительно оно влияет на отношения в семье. Кто-то из родителей убежден, что высокие баллы – это пропуск в лучшую (успешную, богатую, престижную, какую угодно, но лучше, чем у них) жизнь. Они всячески внушают это своим детям, не думая о том, какие разочарования ожидают их чад, если эти расчеты не оправдаются. Какие бы мотивы ни двигали родителями в борьбе за высокую успеваемость детей, возведение оценки (отметки) в абсолют, почитание ее мерилом ценности собственного ребенка – недопустимо.
Не стоит превращать отметку в средство наказания. Отрицательные оценки — это, конечно, проблема, они всегда болезненно воспринимаются детьми. Но если учитель не «переходит на личность», если он искренне огорчается вместе с ребенком, выражает свои чувства без грубости и нотаций, он не потеряет контакт с учеником. Это позволит педагогу направлять и корректировать дальнейшие учебные действия ученика.
Оценивать следует не ребенка, а его деятельность. Для того чтобы даже отрицательные отметки воспринимались учениками как справедливые, при оценивании стоит сначала отметить все положительное в деятельности ученика, а потом только очень тактично высказать критику. Между «ты лентяй» и «ты сегодня поленился» большая разница.
Успехи и неудачи ученика сравниваются только с его собственными, а никак не с успехами других детей. Уместно и полезно саморецензирование, сопоставление разных по времени достижений, констатация правильности выполнения задания и эмоциональная поддержка ученика в ходе работы. Только так он может поверить в свои силы, сохранить мотивацию достижений и уровень самооценки.
Отметка должна быть аргументирована и справедлива. Развернутые, содержательные оценки учителем ученических ответов и работ, даже если баллы невысоки, всегда положительно влияют и на учебную деятельность, и на личностное развитие детей, и на их взаимоотношения. Объективности оценок может содействовать метод взаимного рецензирования. Этот способ очень эффективен, так как положительно влияет не только на учеников (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной либо, наоборот, заниженной самооценки, но и на развитиесобственных профессиональных качеств учителя: уважения к ребенку, терпеливости, педагогического такта.
Отметка должна выставляться в журнал и дневник своевременно. Очень часто учитель, выставляя отметку, не комментирует ее. Отметка в дневнике необходима прежде всего родителям, которые должны на неё правильно реагировать.
Во-первых, ни в коем случае не следует встречать ребенка из школы вопросом: «Что ты сегодня получил?» Если отметки хорошие, ребенок скажет сам. А если плохие, он уже и так огорчен, а вы своим вопросом подчеркнете важность отметки, а не его душевного состояния.
Во-вторых, узнав о плохих отметках, необходимо найти слова, которые убедят ребенка в том, что он важен и ценен независимо от школьных оценок, как для вас, так и вообще. Учеба рано или поздно заканчивается, а самооценка остается с человеком и определяет уровень его притязаний всю жизнь. Не программируйте неудачника.
В-третьих, помогайте ребенку решить задачу, написать, нарисовать, начертить. Помогите, а не сделайте вместо него. Читайте вместе с ним, пойте, сочиняйте, тренируйте его память и внимание, вам это тоже будет полезно.
В-четвертых, подумайте, соответствуют ли ваши требования и ожидания возможностям ребенка, легко ли ему дается учение. Очень многие взрослые, особенно те, кто в детях желает реализовать собственные амбиции, воспринимают отметку как сверхценность и внушают это отношение своим детям с самого начала обучения. Для таких детей учеба – постоянный стресс, так как они убеждены, что от их школьных отметок зависит все,что для них важно: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом.
Даже если какие-то из учебных дисциплин «не даются» вашему ребенку, относитесь к этому спокойно. Помогите выделить те предметы, по которым ребенок вполне способен получать высокие отметки. И не обязательно «пятерки». Максимум отметки для каждого ребенка свой: у кого-то «пять», у кого-то «три». Не сравнивайте своего ребенка с другими, вспомните себя, скорее всего, вас тоже сравнивали, и вас это не только не мотивировало, а как раз наоборот. В конце концов, поинтересуйтесь статистикой. Отличник в школе и отличник по жизни – очень разные явления. Именно троечники чаще всего гораздо внимательнее к распределению времени и усилий. Пока отличники теряют силы в гонке за высокими баллами, троечники живут полной жизнью, усваивая ее уроки, которые пригодятся им в дальнейшем.
Подводя итоги,нужно сказать следующее: оценка и отметка в той или иной форме были и будут всегда. В силах и учителей, и родителей сделать так, чтобы оценки или отметки перестали быть для детей источником постоянного напряжения и дискомфорта, а стали тем, чем должны быть – адекватным вознаграждением за проделанную работу. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Отметки, которые он получает в школе, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему
Консультация «Роль книги в развитии ребенка» Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем.
Консультация «Роль семьи в развитии личности ребенка» «Роль семьи в развитии личности ребенка» Воспитатель: Крутенкова Т. А. МБДОУ д\с № 22 «Почемучка»Г. Саяногорск РХ Одна из основных предпосылок.
Консультация «Роль сказки в развитии ребенка» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Консультация «Роль загадки в развитии ребенка» Отчет по самообразованию по теме: «Роль загадки в развитии ребенка». Актуальность: В современном детском саду загадки используются как дидактическое,.
Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.
Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка» Консультация: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА» Человек родился. Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие.
Мастер-класс для педагогов «Роль конструирования в развитии ребенка» Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направляемый на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского.