что такое отдел образования

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Источник:

«МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)»

Смотреть что такое УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ в других словарях:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность уч.-воспитат., инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У. о. имеет специфич. особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного уч.-воспитат. процесса. Образоват. система может работать одновременно в 2 режимах: функционирования и развития. Соответственно различаются и виды У. о.: в первом случае объектом управления оказываются уч.-воспитат. процессы и обеспечивающие их программно-метод., кадровые, матери-ально-техн., нормативно-правовые условия, а целью эффективное использование имеющегося в образоват. системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях уч.-воспитат. процесса с целью наращивания образоват. потенциала, повышения его эффективности. Для реализации и обеспечения управ-ленч. функций планирования, организации, руководства, контроля создаются системы У. о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных ряда компонентов: человеческих, материальных, техн., информац., нормативно-правовых и др. У. о. специфично на разл. иерархии, уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном). и на уровне образоват. учреждения; формируются и органы У. о. гос., обществ, и смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У. о. (Греция, Нидерланды и др.), в к-рых ведущую роль в решении вопросов образования играют высшие адм.-гос. органы. В странах с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция, Польша). местные органы У. о. имеют весьма широкие полномочия. В странах с децентрализованной системой. У. о. (США, Канада, Германия, Великобритания, Швеция и др.). местные органы обладают широкой автономией. Зарождение спец. теоретич. анализа внутр. организации школы связано с распространением массового обучения. Во 2-й пол. 19 в. в рамках традиц. педагогики выделился особый раздел «учили-щеведение» (нем. Schulwesen). или школоведение. В нач. 20 в. внутр. организация разл. образоват. учреждений, их взаимодействие с гос. и обществ, органами стали рассматриваться и с позиций теории адм. управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). К осн. принципам управления относились: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства и руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава исполнителей, инициатива, единение персонала. «Классическая теория управления» Файоля доминировала до 30-х гг. В 5070-х гг. в теории управления в странах Зап. Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами: теории «человеческих отношений», «ситуационного управления», «организационного развития». Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают чёткую регламентацию деятельности, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивид, мотивы участников совм. деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеч. отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем управления на разл. уровнях; ставится задача преодолеть ограниченность рационалистич. и поведенческих, синтезировать лучшее из их арсенала. В работах по У. о. осн. внимание уделялось его общей теории Д. Орлоски (D. Orlosky, США), Р. Кемпбелл, Т. Буш (R. Campbel, T. Bush, Великобритания), Л. Ге (L. Gue, Канада); распределению полномочий и ответственности между уровнями управления А. ван Хехт (А. Van Haecht, Нидерланды), Р. Перье (R. Perier, Франция); планированию и стратегии развития образоват. систем Ж. Аллак (J. Hallak, Франция). и др.; оценке управленч. персонала Дж. Миллман, Д. Стафлбин (J. Millman, D. Stufflebean, США); организации внутришк. менеджмента Ф. Бонне (F. Bonnet, Бельгия), А. Пейси (A. Paisiy, Великобритания), Л. де Калувэ, Э. Маркс (L. de Caluwe, E. Marx, Нидерланды). Действуют отраслевые об-ва: Герм, общество по У. о. (Deutsche Gesellschaft fur Bildungsverwaltung), Брит, общество по менеджменту и администрации в образовании (The British Educational Management and Administration Sodety). и др. Выпускаются периодич. издания: «Междунар. журнал менеджмента в образовании» («International Journal of Educational Management»), «Менеджмент.н. управление в образовании» («Educational Management and Administration», Великобритания), «Журнал амер. ассоциации школьных советов» («American School Board Journal», США), «Бюллетень нац. ассоциации директоров ср. школ» (№ASSP-Bulletin, США). и др. В России теория У. о. изначально развивалась как школоведение. После Окт. революции 1917 была создана цент-рализов. гос. система уч. заведений, но в спец. лит-ре вопросы управления рассматривались гл. обр. применительно к сфере общего образования. Первые документы сов. власти о школе опирались на демократия, идеи и предусматривали децентрализацию управления школой, частную инициативу в шк. деле, уче-нич. самоуправление, широкое участие местных обществ, органов в деле просвещения. В сер. 20-х гг. объём и содержание общего образования стали определяться программами Наркомпроса, ужесточалось и внутр. управление школой. В нач. 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения парт, директив. Формировалась адм.-командная система У. о., к-рая хотя в дальнейшем и эволюционировала, но по сути не изменялась почти 50 лет. Её тео-ретич. основой были принципы адм. управления (в офиц. печати именовались ленинскими), распространённые в 3040-х гг. на проф. и высшее образование. Система имела разветвлённую иерархич. структуру мин-ва, к-ты, управления и отделы, ведавшие образованием. В этих условиях структуры и технологии У. о. отражали гл. обр. ведомств, интересы, обеспечивали лишь запаздывающую реакцию. Гос. органы У. о. были вынуждены решать задачи отраслевых и местных органов, порой подменяя реальное руководство и внутр. координацию регламентацией и мелочной опекой уч. заведений и преподавателей. В кон. 80-х гг. в Рос. Федерации предпринимались усилия по обновлению науч. базы У. о. Итогом комплексной науч. работы стала принятая пр-вом РФ в 1991 «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период». Она ориентировалась на качеств, преобразование содержания образования за счёт разработки новых программно-метод. средств, образоват. стандартов и пед. технологий, на развитие нац. и регион, систем образования. Законом РФ об образовании (1992, новая ред. 1995). разграничена компетенция органов У. о. разл. уровней, создана правовая основа для децентрализов. системы У. о. К компетенции гос. органов У. о. отнесены: разработка и реализация целевых федер. и междунар. программ в области образования; разработка гос. образоват. стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; гос. аккредитация образоват. учреждений; установление порядка аттестации и требований к образованию специалистов образоват. учреждений; формирование структуры системы образования и др. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе о высшем и послевузов-ском проф. образовании (1996). Вопросами науч. обеспечения У. о. занимаются профильный ин-т в составе РАО и ф-ты подготовки и повышения квалификации организаторов образования пед. ун-тов. С нач. 90-х гг. разрабатываются подходы к У. о., использующие достижения общей теории менеджмента. В исследованиях преобладает проблематика управления общим (школьным). образованием. Это направление У. о. формируется как самостоят. науч. дисциплина, смежная с педагогикой. В отличие от школоведч. подхода, она рассматривает школу как сложную структурную организацию, формирующую у учащихся как образовательные, так и др. социально значимые цели, разрабатывающую стратегию и способы их достижения и др. Инновационные образоват. процессы включаются в объект внутришк. управления. В 90-х гг. исследовались основы модернизации управления школой как социальной организацией, основы и методы управления инновационными процессами, проблема руководства пед. коллективом, организация и методы аналитич. деятельности в управлении школой (В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржев-ский, В. С. Лазарев, M. M. Поташник, П. И. Третьяков, Р. X. Шакуров, Г. И. Шамова). Ведутся разработки новых моделей и методов У. о. на регион, и муницип.уровнях. смотреть

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие. смотреть

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ

деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленная на повышение его эффективности; процесс, регулирующий достижение целей образовательной политики. Складывается из шести блоков последовательно выполняемых задач: а) анализ и оценка сложившейся образовательной практики; б) планирование — разработка модели ее оптимального состояния и системы мер по ее воплощению; в) документирование — подготовка, принятие и оформление управленческих решений и нормативных актов, обеспечивающих их выполнение; г) организация согласованной деятельности субъектов, причастных к выполнению поставленных задач; д) содействие успешному разрешению возникающих проблем; финансовое и иное обеспечение; е) контроль на каналах обратной связи, обеспечивающий коррекцию поставленных целей и путей их достижения. Управление процессом функционирования и развития образования взрослых осуществляется на различных уровнях, каждый из которых включает перечисленные функции в их преломлении к своей специфике, выраженной в содержании основной задачи: а) федеральный уровень — вопросы стратегии, политики, законодательства, касающиеся образования взрослых как целостного социального института; б) региональный — формирование и развитие сети образовательных учреждений с учетом технологических, экономических, культурных особенностей территории; в) местный — создание комплекса необходимых населению образовательных услуг; г) учреждений — реализация образовательных программ и их коррекция, если того требуют конкретные обстоятельства места и времени. смотреть

Источник

Органы управления образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Задачи органов управления образования

В настоящее время управление образованием является одним из наиболее актуальных вопросов государственного управления. Особенно это становится важным в сложных социально-экономических условиях, которые складываются сейчас.

Современная политика РФ определяет следующие задачи, возложенные на органы управления образованием:

Уровни управления образованием

Органы управления образованием в РФ подразделяются на несколько видов, в зависимости от уровня.

Федеральный уровень управления образованием состоит из двух видов органов управления:

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики, различных видов инновационной деятельности, а также осуществляет развитие научных центров, наукоградов, молодежной политики, социальной защиты и поддержки учащихся различных образовательных учреждений.

Региональный уровень – представлен государственными органами управления образованием в субъектах РФ. На этом уровне создаются такие органы управления как Департаменты образования, Управления образованием и наукой в субъектах и регионах РФ, Министерства общего и профессионального образования в субъектах и регионах РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными задачами деятельности органов управления образованием в субъектах РФ являются:

Местный (муниципальный) уровень – представлен различными районными и городскими органами управления образованием, такими как Управления образованием при местных администрациях.

К компетенции данных органов, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» относятся функции по обеспечению необходимых условий для реализации гражданами конституционного права на получение общего образования, а также создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, осуществление государственной политики в сфере образования и т.д.

Основные направления развития управления образованием

Направления развития органов управления образованиям зависят от уровня, к которому они относятся.

В настоящее время осуществлено разграничение компетенций местных органов управления и администраций образовательных организаций, которые занимаются управлениям в учебных заведениях.

Данное разграничение имеет ряд положительных моментов:

Кроме того, одним из основных направлений совершенствования системы управления образования является создание внутри образовательных учреждений объединений, которые осуществляют функции управления. К таким объединениям относятся: совет школы, приемная комиссия, совет учащихся, школьный парламент и т.д.

Большинство современных образовательных учреждений в процессе реализации собственного инновационного развития осуществляют перестройку структур управления, посредством поиска «золотой середины» между децентрализацией и централизацией управления.

Источник

Управление образованием – муниципальный уровень: соответствие закону

В реализации закона «Об образовании в Российской Федерации» важную роль играют местные органы власти.

В своем Послании Федеральному собранию в 2013 г. Президент России В.В.Путин отметил, что «местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». И далее: «считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году — в год 150-летия знаменитой Земской реформы», — сказал В.В.Путин.

Как правило, на местах муниципальные органы власти передают полномочия в сфере образования одному из своих структурных подразделений — муниципальному органу управления образованием (далее — МОУО). В различных территориях они именуются по-разному: управление образования, отдел образования, управление по делам образования, комитет по образованию, отдел по образованию, отдел по образованию и молодежной политике, отдел по образованию, опеке и попечительству администрации муниципального образования и т.д.

Блог инспектора подготовил цикл материалов по вопросам нормотворческой деятельности МОУО, как одной из его функций, которые и предлагает вашему вниманию. Автор-составитель имеет многолетний опыт работы в региональных и муниципальных органах управления образованием, образовательных организациях. Открывается цикл статьей «Управление образованием – муниципальный уровень: соответствие закону «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 г., к полномочиям местных органов власти в сфере образования относятся:

Реализация указанных полномочий, наряду с полномочиями, предоставленными законодательством о муниципальных образованиях, обеспечивается соответствующими нормативными правовыми актами органов власти муниципального образования.

Приведём примерный перечень нормативных правовых документов, разрабатываемых на местах во исполнение закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативных документов Минобрнауки РФ, принятых во исполнение этого закона:

Примечание. При наличии нормативных правовых актов, аналогичных вышеупомянутым нормативным правовым документам, они приводятся в соответствие с законом об образовании путем внесения в них изменений и дополнений.

Некоторые современные направления в политике МОУО

В муниципальной образовательной системе управление предполагает защиту ее интересов, обеспечение согласования с образовательными потребностями и запросами населения и требованиями государства. Поэтому система управления образованием, её инфраструктура должны быть такими, чтобы они способствовали развитию образовательных учреждений, образования в целом.

Если ранее отделы народного образования выполняли, прежде всего, функции контроля, то теперь основные функции МОУО — организационные, координационные и сервисные. Сейчас значительно возрастает роль функций МОУО, направленных на аналитическую деятельность, на создание условий для работы образовательных организаций.

Кроме того, с возрастанием самостоятельности образовательных организаций возрастает и ответственность МОУО за развитие муниципальной системы образования в целом.

Для успешного решения стоящих перед МОУО задач нужны профессиональные управленцы. Например, по мнению министра образования Челябинской области А. Кузнецова «уровень квалификации работников системы образования является одним из определяющих, если не самым определяющим, в качестве нашей системы. Многие наши проблемы появились не из-за того, что нет каких-то ресурсов: финансовых, материальных и т.д. Наши проблемы от того, что мы, порой, не знаем: как эти ресурсы получить и как правильно расходовать? А ресурсы на самом деле есть и внутри системы и вне её».

При подготовке использованы материалы ряда интернет-сайтов органов управления образованием

Источник

Органы управления образованием

Благоприятные условия для развития образовательных уч­реждений состоят в создании атмосферы подлинного сотруд­ничества между ними и органами управления образованием различных уровней.

Одна из особенностей управления на современном этапе со­стоит в отходе от традиционных форм организационного пост­роения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов управления обра­зовательными учреждениями.

Снять имеющиеся противоречия в системе «органы управле­ния – органы образования» значит привести в действие суще­ственный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование в каждом регионе необходимых организационно-педагогических условий:

– создание подлинно демократической возможности учас­тия коллективов ОУ, каждого их члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

– повышение профессионального мастерства и управлен­ческой компетентности всех участников управления.

Механизм управления современным образовательным уч­реждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодей­ствия ОУ и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова: ОУ — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчинен­ный; учитель — учитель; учитель — родители; учитель — учащийся; ученик — ученик.

Проблема формирования организационной структуры уп­равления требует, прежде всего, осмысления развития ОУ как комплексной социально-педагогической системы, учета объек­тивных факторов ее демократизации, нуждается в системном видении объекта управления, понимании его особенностей.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократичес­ких начал в управлении.

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в про­цессе управленческого взаимодействия являются законодате­ли, учредители, заказчики, клиенты, пользователи, предста­вители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений сегодня выступает государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику. Данные подразделения регистри­руют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения: определяют государственные образовательные стандарты: проводят экспертизу подведомственных им учреж­дений.

Однако следует отметить, что число заказчиков у образова­тельных учреждений возрастает. Это не только родители и их учащиеся дети, но и преподаватели учебных заведений, реги­онов и сообществ, этнических групп и пр.

Учредителями образовательных учреждений согласно Зако­ну РФ «Об образовании» (ст. 11) могут являться органы государственной власти и регионального (местного) самоуправле­ния; отечественные и иностранные организации всех форм соб­ственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации); об­щественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ. Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами и полномочиями. Поэтому основ­ные вопросы жизнедеятельности учреждений в обязательном порядке согласуются с учредителями (например, устав обще­образовательного учреждения, изменения статуса, программы развития и др.).

Принципиальным вопросом является распределение прав, полномочий и ответственности между высшими звеньями уп­равления образованием – министерством РФ – и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городски­ми (районными, поселковыми) управлениями и отделами об­разования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» центральные органы (министерства), прежде всего, должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение ее приорите­тов на закладывание крупных социально-педагогических экспе­риментов; на анализ общественного мнения и постоянное инфор­мирование общественности о состоянии, проблемах и перспекти­вах развития образования. Вместе с тем к полномочиям федераль­ного уровня относятся решение задач финансирования отрасли, материально-технического и кадрового обеспечения, формирова­ние системы переподготовки и повышения квалификации.

В поле деятельности министерства находятся подготовка и издание по всем учебным предметам многовариантных адап­тированных учебников и учебных пособий; разработка на основании закона рекомендаций и требований документов, регламентирующих организационно-педагогическую и хозяйствен­но-финансовую деятельность учебных заведений; проведение и финансирование социально-педагогических экспериментов, име­ющих государственное значение; контакты с зарубежными учеб­ными заведениями в целях обмена опытом работы.

В условиях развития государственно-общественной систе­мы управления и регионального самоуправления немаловаж­ное значение имеет деятельность краевых (областных) и при­равненных к ним комитетов (управлений) образования. Эта деятельность предполагает:

— обеспечение в пределах своей компетентности проведения единой государственной политики в области образования;

создания системы непрерывного образования населения; высо­кого качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в подве­домственных учебных заведениях; широкого применения эф­фективных форм интеграции учебных заведений с наукой и производством;

— реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки квали­фицированных рабочих и специалистов, разностороннего раз­вития личности;

— оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом об­новлении содержания образования, совершенствовании вос­питания, обучения, развития с учетом современных потреб­ностей;

— финансирование программ и проектов развития образо­вания в соответствии с данными полномочиями, а также ли­цензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу под­ведомственных учреждений;

— координацию деятельности отделов (управлений), ве­домств, организаций и взаимодействие с местными властны­ми структурами, депутатскими комиссиями по вопросам со­циальной политики.

При формировании модели управления образованием для города основным следует считать понятие «район» (примени­тельно к крупным городам – административный, коммуналь­ный округ). Специфическая и сущностная характеристика района включает в себя следующие параметры оценки: грани­цы (микрорайон); постоянный состав населения; миграцион­ные процессы; социальный состав населения; сеть организа­ций, учреждений, предприятий всех сфер и отраслей; инфор­мационные процессы; социальная обстановка и др.

Учет и оценка этих и возможных других параметров по­зволяют сформировать модели управленческих структур об­разованием.

Существующие районные структуры управления нацелены на воспроизводство системы, поддержание ее в состоянии от­носительного постоянства (равновесия). Вместе с тем постоян­ные стратегии и тактика в условиях обновления и внедрения нового хозяйственного механизма вносят переориентацию в деятельность. На первый план выносится функция развития системы. Это обстоятельство требует принципиальных изме­нений в традиционных структурах управления.

В общем виде эту систему можно представить следующим об­разом: совет по образованию — совет директоров — РУО — ОУ. Каждая из этих подсистем имеет свои задачи и функции. Так, районный совет по образованию:

— определяет социальный заказ системе образования;

— решает важнейшие вопросы развития системы на перс­пективу (материально-техническое обеспечение, рационали­зация сети учреждений и др.);

— осуществляет контроль за выполнением социального за­каза и реализацией комплексных целевых программ РУО (РОО).

Совет директоров – общественный орган, планирующий и регулирующий деятельность учреждений совместно с аппара­том РУО (РОО).

Районный (окружной) отдел образования создает банк ин­формации по всем видам деятельности, осуществляет анализ работы, планирует основные направления развития системы, осуществляет совместно с советами школ регулирование и кор­рекцию, обеспечивает связь школ с РМК, ИУУ, городским ко­митетом и другими социальными институтами.

В основу новой модели управления ОУ положен принцип сотрудничества. На смену авторитарным методам управления должны прийти демократические, обеспечивающие большую самостоятельность подчиненных звеньев этой системы.

Внутренние модели управления РОО (РУО) или округа мо­гут модифицироваться в зависимости от местных условий.

Структура РУО (РОО), способная в наибольшей мере отра­зить в практике образования региональные особенности фун­кционирования общества и производства, может включать следующие отделы (секторы): учебно-воспитательного процес­са, развития социально-экономической базы образования, на­учно-методического обеспечения, хозяйственно-эксплуатаци­онный, планово-экономический. В городском комитете или управлении дополнительно вводится отдел подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации специалистов.

В практической деятельности по управлению образованием все структурные подразделения РУО (РОО) должны исходить из местных особенностей. Например, подотдел учебно-воспи­тательного процесса организует постановку и развитие диф­ференцированного обучения и углубленное преподавание от­дельных дисциплин. Отдел (сектор) научно-методического обес­печения призван пропагандировать и внедрять передовой пе­дагогический опыт, достижения науки.

В наибольшей степени региональный аспект в управлении образованием реализуется через деятельность отдела (сектора) развития социально-экономической базы образования. Этот отдел координирует усилия региональных органов, предприя­тий, кооперативов, общественных организаций для решения насущных проблем организации общественно полезного, про­изводительного труда и отдыха школьников. Совместно с предприятиями (на договорных началах) он создает рабочие места для школьных производств; осуществляет на местах систему социологических исследований, направленных на выявление личностных ориентации школьников в труде; оп­ределяет политику трудового обучения, профориентации и профподготовки в общеобразовательной школе района; регу­лирует рациональное распределение выпускников школ по каналам продолжения образования. Делегирование РУО (РОО) вопросов подбора и расстановки руководящих кадров, определения режима работы школ и других учреждений в соответствии с местными потребностями и условиями, рацио­нализации сети учреждений и их комплектования, внедрения различных моделей построения учебно-воспитательного про­цесса, финансовой и хозяйственной самостоятельности и т. п. позволило по-новому распределить цели и задачи основных направлений управления.

Последовательное развитие системы образования влечет за собой и перестройку методической службы на основе созда­ния единой системы непрерывного образования. Переход на качественно новый уровень деятельности методической служ­бы начинается с отказа от стереотипов, с психологической перестройки сознания управленческих и педагогических кад­ров, с интенсификации процесса формирования профессиональ­ной компетенции, педагогического мастерства и общей куль­туры педагогических работников.

Какие пути и средства перестройки управления педагоги­ческой службы апробируются?

Городское звено методической службы на практике чаще представлено научно-методическим центром (на базе инсти­тута усовершенствования учителей, ИПК). Научно-методичес­кий центр должен иметь кафедральную структуру и включать, например, кафедру общественных наук, педагогики и психо­логии, естественно-математических, гуманитарных наук, вне­классной работы и профориентации и т. д.

В функции научно-методического центра в основном вхо­дят:

— организация курсовой и семинарской подготовки и пере­подготовки педагогических кадров;

— разработка и внедрение новых направлений содержания учебных предметов, форм и организации учебно-воспитатель­ного процесса;

— научно-методическое обеспечение опытных и экспери­ментальных направлений деятельности;

— аттестация педагогических кадров;

— изучение, обобщение и распространение передового пе­дагогического опыта и др.

Районный научно-методический центр (кабинет) выбирает актив центра и организует работу по определенным секциям. В состав центров входят: методический совет, методический кабинет, специалисты управления РОО, представители совета по образованию, представители базовых и опорных учрежде­ний, руководители методических объединений, представители творческих и инициативных групп, руководители клубов но­ваторов и школ передового опыта, ведущие научные сотруд­ники.

В основные методические функции районного центра необ­ходимо включить:

— организацию работы районных методических объедине­ний педагогических работников;

— организацию индивидуальных и групповых консульта­ций;

— участие в аттестации педагогических кадров;

— изучение и внедрение передового педагогического опыта;

— сбор информации по району о необходимости курсовой переподготовки педагогических работников и подачу заказов в городской центр.

Управление образованием должно быть не ведомственным, а исходить из местных региональных нужд. Ответственность ОУ несет не перед ведомством, а перед обществом. Нужен кон­троль общественности через советы по образованию.

Все учреждения, включая детские сады и специальные школы, образуют единую систему в региональной структуре образования.

Совет по образованию района избирается из состава руково­дителей ОУ, хозяйств и предприятий, педагогов учреждений просвещения, представителей общественных организаций и местных органов власти.

Задачи совета по образованию следующие: определение про­граммы развития образования; организация разработки и вне­дрения просветительной политики; планирование развития материальной базы учреждения образования; организация взаимодействия предприятий и хозяйств для решения про­блем просвещения; выявление нужд в кадрах учреждений просвещения, создание резерва и планирование роста кадров; помощь местным административным органам в решении про­блем просвещения.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупнос­ти организационных проблем, которая включает обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни ОУ и общества; последовательный анализ каждого цикла управлен­ческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъек­та и средств управления для всестороннего рассмотрения воп­роса совершенствования организации управления.

Расширенный объект управления современным ОУ предпо­лагает учет всех связей и отношений, которые складываются внутри ОУ и с окружающей средой региона.

Специфику целей и задач, методов и форм управления со­временным ОУ составляет демократизация его организацион­но-педагогической структуры: дифференцированные режимы труда и отдыха учащихся; вариативная система организацион­ных форм учебно-воспитательной деятельности; система соуправления и ученического самоуправления; расширенное взаи­модействие с социальной средой.

Таким образом, специфика управления связана, прежде все­го, со значительным расширением сфер деятельности управ­ляющей и управляемой подсистем, увеличением объема ин­формации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите основных «рулевых» участников управленческо­го процесса.

2. Охарактеризуйте роль основного заказчика в системе об­разования.

3. Определите основные функции учредителя образователь­ного учреждения.

4. Определите основные функции министерства образования в современных условиях расширения самостоятельности субъектов управления в регионах.

5. Охарактеризуйте основные полномочия органов управле­ния образованием краевого (областного) уровня.

6. Чем характеризуется деятельность органов управления образованием городского и районного масштаба?

7. Определите основные полномочия методической службы городского (районного) уровня.

8. Охарактеризуйте значение совета по образованию на уров­не района (города).

9. Постройте схему соподчиненности субъектов управления образованием. Охарактеризуйте взаимоотношения между уров­нями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *