что такое отдел культуры
Муниципальное образование Оренбургской области Октябрьский район
Основные направления деятельности,
задачи и функции отдела культуры
2.1.Основными направлениями деятельности отдела культуры являются:
— организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение их библиотечных фондов;
— организация музейного обслуживания населения;
— организация дополнительного образования детей;
— создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.
2.2.Задачами отдела культуры являются:
2.2.1.Создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных ценностных установок.
2.2.2.Обеспечение культурного обслуживания населения с учетом культурных интересов и потребностей различных социально-возрастных групп и национальных традиций.
2.2.3.Создание условий для культурно-творческой деятельности, эстетического и художественного воспитания населения.
2.2.4.Обеспечение доступности муниципальных учреждений культуры.
2.2.5.Обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений культуры.
2.3.Для достижения установленных настоящим положением целей отдел культуры, в пределах своей компетенции, выполняет следующие функции:
2.3.1.Осуществляет разработку и реализацию планов и программ муниципального образования Октябрьский район в части развития культуры и обеспечения культурного обслуживания населения, целевых программ развития культуры, принимает участие в формировании проекта бюджета муниципального образования Октябрьский район по отделу культуры и учреждениям, подведомственным отделу культуры администрации муниципального образования Октябрьский район с его последующей корректировкой.
2.3.2.Является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования Октябрьский район для подведомственных учреждений культуры. Отдел культуры составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным учреждениям культуры и направляет их на утверждение в финансовое управление администрации муниципального образования Октябрьский район.
2.3.4.Выступает заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения в сфере культуры.
2.3.5.Готовит предложения о создании (ликвидации) муниципальных учреждений культуры.
2.3.6.Участвует в разработке проектов нормативов расходов бюджета в сфере культуры.
2.3.7.Взаимодействует с органами местного самоуправления иных муниципальных образований по вопросам развития культуры, относящимся к компетенции отдела культуры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.3.8.Организует подготовку и переподготовку кадров, квалификационную аттестацию работников подведомственных учреждений культуры, методическое обеспечение культурной деятельности.
2.3.9.Организует сбор статистических показателей, характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования Октябрьский район и предоставляет указанные данные органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.3.10.Координирует участие учреждений культуры в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования Октябрьский район.
отдел культуры
Смотреть что такое «отдел культуры» в других словарях:
Отдел эвгленовые водоросли (Euglenophyta) — Эвгленрвые водоросли обычные обитатели небольших пресных стоячих водоемов. В летние месяцы можно наблюдать, как в небольшом пруду или луже внезапно зеленеет вода. Причиной этого позеленения («цветения») может быть массовое развитие… … Биологическая энциклопедия
Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви — Отдел религиозного образования и катехизации Адрес: 127051 г. Москва, ул. Петровка, д. 28/2. Высоко Петровский монастырь. Тип организации: синодальный отдел Московского патриархата Официальные языки … Википедия
Отдел пропаганды ЦК КПК — Отдел пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая (кит. трад. 中國共產黨中央委員會宣傳部, упр. 中国共产党中央委员会宣传部, пиньинь: Zhōngguó Gòngchǎndǎng Zhōngyāng Wěiyuánhuì Xuānchuánbù; сокр. кит. упр. 中共中央宣传部, пиньинь: Zhōnggòng Zhōngyāng… … Википедия
Отдел культурного наследия и архивов Министерства культуры Калининградской области — Отдел культурного наследия и архивов Министерства культуры Калининградской области государственный орган управления архивным делом в Калининградской области России. Содержание 1 История 2 Список литературы 3 … Википедия
Институт мировой культуры МГУ — Институт мировой культуры МГУ научно исследовательский институт при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Институт был организован в 1992 году на основе Отделения истории и теории мировой культуры… … Википедия
Министерство культуры Норвегии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Министерство образования, культуры и науки Нидерландов — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Министерство культуры Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство культуры. Сюда перенаправляется запрос «Министерство культуры СССР». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Министерство культуры и туризма Азербайджана — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство культуры. Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики Общая информация Дата создания 30 января 2006 года Предшествующие ведомства Министерство культуры Азербайджанской… … Википедия
Департамент культуры города Москвы — Департамент культуры города Москва отраслевой орган исполнительной власти Москвы, подведомственный Правительству Москвы. Обеспечивает проведение политики города и осуществляет управление в области культуры, искусства и кинематографии.… … Википедия
СССР. Учреждения культуры — Клубные учреждения и парки культуры и отдыха Клубные учреждения. В России первый клуб, т. н. Английский, был открыт в 1770 в Петербурге для высших слоев общества, впоследствии он стал популярен и в литературных кругах (членами… … Большая советская энциклопедия
Что такое отдел культуры
Основные задачи и функции
1.1. Основными задачами деятельности отдела являются:
— создание и обеспечение условий для развития культуры в Поворинском муниципальном районе в соответствии с законодательством;
— разработка и утверждение программ по сохранению культурного наследия Поворинского муниципального района, по укреплению материально-технической базы учреждений культуры;
— организация взаимодействия структурных подразделений органов местного самоуправления, молодёжных и детских общественных объединений, образовательных учреждений и иных заинтересованных органов;
— создание новых и реорганизация имеющихся учреждений культуры. Участие в формировании местного бюджета и разработка местных нормативов финансирования культуры;
— осуществление контроля над соблюдением законодательства в деятельности учреждений культуры района;
— осуществление иных полномочий в сфере культуры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области, Уставом Поворинского муниципального района.
1.2. Основными функциями в деятельности отдела культуры являются:
— разработка и представление органам местного самоуправления проектов планов (программ) развития сети учреждений культуры в Поворинском муниципальном районе и их реализация;
— обеспечение условий для реализации культурных потребностей населения через развитие рынка услуг, предоставляемых учреждениями культуры;
— взаимодействие со всеми структурными подразделениями органов местного самоуправления, образовательными учреждениями и иными заинтересованными органами, ведомствами и учреждениями и координация их деятельности по вопросам культуры;
— внесение предложений главе администрации по реорганизации, ликвидации, открытию муниципальных учреждений культуры, осуществление анализа результатов их деятельности;
— совместно с финансовыми органами разработка проекта бюджета культуры Поворинского района, утверждение сметы расходов в разрезе каждого подведомственного учреждения, а также на мероприятия по культуре;
— представление интересов учреждений культуры в органах местного самоуправления, региональных органах государственной власти и управлений Воронежской области;
— контроль за деятельностью учреждений культуры, учреждений дополнительного образования по вопросам учебного процесса и методической работы, осуществление сбора и обработки информации от учреждений культуры, представление обобщённой информации в органы статистики, местного самоуправления, управление культуры Воронежской области;
— организация семинаров по повышению квалификации кадров учреждений культуры Поворинского муниципального района;
— разработка и реализация совместно с заинтересованными муниципальными и государственными органами районных целевых программ, направленных на решение проблем труда, занятости, образования, жилищного обеспечения, социальной защиты работников культуры;
— обеспечение проведения в установленном порядке районных массовых мероприятий (фестивалей, конкурсов, праздников, концертов), молодёжных мероприятий, «круглых столов», слётов и семинаров по актуальным вопросам культуры;
— распределение выделенного учреждениям культуры оборудования, аппаратуры и других материалов;
— контроль за сохранностью и эффективным использованием собственности, закрепленной за муниципальными учреждениями культуры;
— организация работы по лицензированию, аттестации и аккредитации муниципальных учреждений культуры;
— подготовка ежегодного доклада о развитии отрасли культуры;
— распоряжение в установленном порядке средствами, выделенными на реализацию мероприятий в области культуры;
— организация делопроизводства в Отделе и осуществление контроля над организацией делопроизводства в подведомственных учреждениях;
— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей района услугами организаций культуры;
— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в Поворинском районе;
— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения;
— создание условий для массового отдыха жителей района.
Региональные и муниципальные государственные органы управления культурой
В Российской Федерации в настоящее время действует три уровня органов исполнительной власти: федеральная, региональная и местная (муниципальная). На региональном уровне деятельность в сфере культуры регламентируется и координируется не только нормативными актами и положениями, принятыми на федеральном уровне, но также и региональными органами власти.
Деятельность исполнительных региональных органов власти дополняется законодательными органами, которые разрабатывают стратегию и создают правовую основу для развития культурной деятельности в регионе. Так, в Новгородской области органами управления сферой культуры являются высшее должностное лицо – Губернатор области, законодательное собрание – Новгородская областная Дума и исполнительная власть региона – Администрация Новгородской области и Правительство Новгородской области.
Эти должностные лица и органы власти осуществляют функции государственного управления в соответствии с теми полномочиями, которые определены нормативно-правовым полем России. В частности, органы региональной власти принимают и контролируют исполнение законов в сфере культуры, формируют бюджет и выполняют прочие функции.
Непосредственное управление культуры в российских регионах осуществляется специальными органами исполнительной власти: департаменты, управления, комитеты, отделы культуры. Так, Департамент культуры Новгородской области (до 2013 года Комитет культуры Новгородской области) осуществляет свою деятельность согласно Положению о Комитете культуры Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 16 июля 2010 г. № 339.
Департамент культуры Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере культуры, туризма, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления области, общественными и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Целью деятельности Департамента культуры является сохранение культурного наследия области, обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и получение информации в сфере культуры и архивного дела, реализация государственной политики в сфере туризма на территории области, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни области. Основными за-дачами Департамента являются:
Среди полномочий Департамента:
осуществление учета, охраны и популяризации объектов культурного наследия, организация проведения историко-культурной экспертизы, осуществление государственной политики в сфере библиотечного, архивного дела, туризма, содействие сохранению и развитию библиотек, поддержка развития государственных музеев, народных промыслов, библиотек, управление музейными предметами и музейными коллекциями, ведение государственного учета документов Архивного фонда РФ, проведение мониторинга состояния туристских ресурсов области и прилегающих территорий, создание условий для развития любительского искусства, осуществление покровительства по отношению к юным талантам, творческой молодежи, ко всем видам культурной деятельности.
Кроме того, Департамент обеспечивает организацию и проведение между-народных, межрегиональных, областных фестивалей, праздников самодеятельного и профессионального творчества, конкурсов, выставок, конференций и иных мероприятий в сфере культуры;
организует предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения в сфере культуры;
оформляет заявки на участие в федеральных целевых программах в сфере культуры, архивного дела, туризма;
разрабатывает проекты областных нормативных правовых актов по вопросам культуры, архивного дела, туризма
На муниципальном уровне также действует сеть органов управления культуры, включая комитеты, комиссии. При этом следует заметить, что структура органов управления культурой в регионах и муниципалитетах находится в компетенции руководителей регионов и муниципалитетов.
В связи с этим в России нет единообразия в структуре этих органов, их названиях и выполняемых функциях. На муниципальном уровне органом управления культурой являются комитеты или отделы культуры при администрациях городов или районов.
Так, в Великом Новгороде функционирует Комитет культуры и молодежной политики, функции которого весьма широки и многогранны. Действует комитет культуры и молодежной политики на основании Положения о комитете, принятом Постановлением Администрации Великого Новгорода 02.11.2010 года (№ 4741). Во главе Комитета культуры Новгородской области стоит Председатель, который обеспечивает осуществление полномочий и функций исполнительного органа.
В процессе своей деятельности Комитет культуры взаимодействует и согласовывает свою деятельность с федеральными органами исполни-тельной власти, аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, территориальными органами федеральных органов власти, исполнительными органами власти других субъектов РФ, области, органами местного самоуправления.
Кроме того, Комитет культуры области взаимодействует с подведомственными Комитету учреждениями, с гражданами и организациями по кругу вопросов, входящих в компетенцию Комитета.
При разработке областных правовых актов, касающихся сферы культуры, Комитет согласовывает проекты правовых актов, обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов нормативных правовых актов.
Комитет исполняет государственные функции и предоставляет государственные услуги в соответствии с административными регламентами исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление полномочий и функций Комитета, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.
Комитет культуры планирует свою деятельность на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, в соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития области.
Важной частью децентрализации и привлечения общественных структур к процессу управлению сферой культуры в регионах и муниципалитетах России является создание различных институтов: советов, ассоциаций, фондов. Так, в Новгородской области в 2012 году создан Общественный совет при Комитете Новгородской области (ныне – Департаменте культуры и туризма Новгородской области).
Действие Общественного Совета регламентируется Положением, утвержденным Комитетом культуры 4 декабря 2012 года.
Согласно Положению, Общественный Совет области является постоянно действующим коллегиальным консультативным органом, образованным в целях привлечения представителей общественности, экспертных сообществ и граждан к организации и проведению экспертизы ключевых управленческих решений комитета культуры области, рассмотрения перечня вопросов со стороны общества, обеспечения взаимодействия комитета с общественными объединениями, движениями повышения качества государственного управления, привлечения социально и профессионально активных слоев населения области к принятию управленческих решений.
Решения, которые принимает Общественный совет носят рекомендательный характер. Основными задачами деятельности Общественного совета являются:
Государственное управление культурой осуществляется на всех трех уровнях с привлечением и дополнительным участием различных институтов и структур. Между тем по мнению некоторых специалистов, стратегия и принципы государственного управления культурой требуют пересмотра.
В частности, отмечается, что «государство в лице органов управления культурой не отошло от прежних схем культурной политики, основанной на утопических цифрах и других аналогичных показателях планирования культуры, от ведомственной парадигмы, представляющей культуру как «отраслевую» систему».
В наши дни государство является «единоличным надзорным органом за деятельностью учреждений культуры и не стремится делить свои полномочия с какими-либо другими лицами».
Однако существующие институциональные и идейные принци-пы управления сферой культуры в России требует изменений. Наиболее оптимальная модель управления культурой должна включать следующие аспекты:
На современном этапе существует потребность в смене пара-дигм государственного управления культурой. Сложные условия функционирования организаций культуры, которые осуществляют свою деятельность в период развития рынка, глобализации и инфор-матизации, требуют пересмотра традиционных принципов управления многогранной сферы культуры.
Существует необходимость расширения принципов принятия решения, принципов организации, финансирования и пр. Современные учреждения сегодня постепенно обретают новый статус, который адекватен рыночным условиям.
В связи с этим требуются обновленные технологии, чтобы организации культуры стали «центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей».
Учреждения культуры должны преодолевать узко-отраслевые рамки и развиваться, используя все имеющиеся ресурсы. Современные экономические условия требуют наличия гибкой структуры организаций культуры, которые были бы способны реализовывать социокультурные проекты, реагировать на рыночные колебания, потребности, внедрять инновационные формы работы, использовать интерактивные технологии и т.д.
Государственные институты управления культурой
Развитие культуры в любой стране так или иначе регулируется государством, государственно-правовыми институтами, несмотря на то, что принципы этого регулирования могут существенно отличаться.
В наши дни государство выступает аппаратом, который, опираясь на властные и законодательные механизмы, регулирует процессы в сфере культуры, регламентирует взаимоотношения между производителями и потребителями культурных услуг.
В случае присутствия в государстве сбалансированной и адекватной социально-экономическим условиям государственно-правовой системы, появляется возможность создать благодатную почву для развития культурной деятельности, поддержки творческих инициатив, эффективного выполнения культурой своих социальных функций.
В России государство и в постсоветское время выступает основным институтом, регулирующим деятельность в сфере культуры. В связи с этим специалисты отмечают продолжающуюся государственную монополию в управлении учреждениями культуры. Монопольное управление культуры в сочетании с централизацией государственного менеджмента негативно сказывается на эффективности данного процесса и не обеспечивает условий для решения многочисленных финансовых и организационных проблем учреждений культуры.
Вместе с тем некоторые шаги по децентрализации и регионализации государственного регулирования культурной деятельности все же происходят. Данный тезис подтверждает практика создания различно-го рода общественных институтов гражданского участия (например, Советы по культуре при органах исполнительной власти в стране, регионах, городах).
Государство регулирует деятельность в сфере культуры через функционирование следующих механизмов:
Высшим органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации (образуемого из глав законодательной и исполнительной власти субъектов федерации) и Государственной думы, состоящей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкретных кандидатов и по партийным спискам).
Законодательная власть разрабатывает и принимает законы, утверждает и контролирует исполнение государственного бюджета, формирует органы исполнительной власти. Все эти функции, так или иначе, касаются вопросов сферы культуры.
Для качественной подготовки и экспертизы проектов законов и бюджета по культуре, оценки деятельности должностных лиц в Думе образована депутатская Комиссия по культуре и историческому наследию. На свои заседания и слушания Комиссия приглашает по мере необходимости экспертов из сферы культуры и специалистов, представителей общественности.
Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство РФ, образуемое решениями Федерального собрания и Президента. Функциями исполнительной власти является исполнение законов и утвержденного бюджета, а также текущее государственное управление соответствующими отраслями. Применительно к сфере культуры эти функции осуществляет Министерство культуры РФ, возглавляемое Министром культуры РФ.
Министерство культуры РФ (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти. Министерство культуры РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию сферы культуры, включая отрасли по охране культурного наследия (в том числе и археологического),
кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
Министерство культуры РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального архивного агентства и Федерального агентства по туризму.
Министерство культуры Российской Федерации определяет пути и направления развития российской культуры. Кроме того, Министерство культуры РФ разрабатывает рекомендательные документы относительно деятельности организаций сферы культуры.
Минкультуры России осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством образования и науки РФ при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования в области культуры, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Возглавляет Министерство культуры Российской Феде-рации министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства России. Министр несет ответственность за выполнение возложенных на Минкультуры России полномочий и реализацию направлений культурной политики. Структурными подразделениями Министерства культуры РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства, в составе которых функционируют отделы.
Департаменты курирует вопросы современного театрального, музыкального, изобразительного искусств, учреждения искусств, кинематографа, творческие конкурсы и фестивали и др., вопросы сохранения культурного наследия России, подготовки кадров, развития науки, финансирования деятельности федеральных учреждений куль-туры и осуществляет прочую деятельность.
Часть полномочий Министерство культуры передано напрямую в регионы, в территориальные органы Министерства культуры Российской Федерации, которые находятся в подчинении у данного Министерства.
Территориальные органы осуществляют свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации при взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента России в федеральном округе, федеральными органами исполни-тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В частности, территориальный орган:
Всего в России действует 11 территориальных органов Министерства культуры:
В 2008 году при Министерстве культуры создан Координационный совет, который является совещательным органом и функционирует на основе Положения, утвержденного приказом Минкультуры РФ.
Координационный совет создан с целью обеспечения согласованных действий Министерства культуры Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной политики Российской Федерации в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии. Задачами Совета являются:
В состав Координационного совета помимо министра культуры РФ входят заместители министра, руководители органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, охраны культурного наследия и кинематографии, руководитель и заместители руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
Широкий состав Координационного совета призван решить проблему ведомственной разобщенности, рассогласованности в процессе государственного управления культурой. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер и направляются в Министерство культуры РФ, а также в органы исполнительной власти.
Другим институтом общественного управления сферой российской культуры является Общественный совет при Министерстве куль-туры РФ, который был создан 3 июля 2012 года. Общественный совет при Минкультуры формируется на основе добровольного участия граждан, членов общественных организаций и призван учитывать в управленческом процессе мнение общественности, деятелей и экспертов в сфере культуры.
Согласно приказу Министерства культуры, регламентирующему деятельность общественного совета, данный институт является совещательным органом и образуется в целях обеспечения согласования интересов граждан РФ, органов власти и различных общественных объединений относительно наиболее важных вопросов деятельности организаций культуры. Среди задач Общественного Совета:
В Общественный совет РФ вошли представители самых разных профессий и организаций так или иначе связанных со сферой культуры. В частности, туда вошли представители Союзов музеев, кинематографисты, архитекторы, музыканты, художники России, представители общественных организаций, театров, СМИ, представители и руководители фондов, писатели, публицисты, режиссеры, блоггеры, ученые, режиссеры, реставраторы, представители государственной власти.