что такое отборы в футболе

Россия — минимум в стыках. Как через них пробиться на ЧМ-2022?

что такое отборы в футболе. 5. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-5. картинка что такое отборы в футболе. картинка 5. Для начала напомним квоту чемпионата мира:

что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира:

Прямые путевки

Для начала напомним квоту чемпионата мира:

— в Катаре сыграют 32 сборных, включая страну-хозяйку;
— для зоны УЕФА выделено только 13 путевок — столько же было как в 2010-м, так и в 2014-м (тогда тоже чемпионат мира проходил не в Европе);
— 10 победителей групп отборочного турнира УЕФА напрямую попадут на чемпионат мира. Еще три слота будут разыграны весной в плей-офф.

Стыковые матчи

Раньше европейские стыки были максимально простыми: жеребьевка определяла каждой сборной по одному сопернику, и они играли по матчу дома и в гостях. На чемпионат мира выходила команда, забившая больше мячей по сумме двух встреч, причем тогда еще действовало правило гостевого гола.

Теперь все сложнее, так как УЕФА создал новый турнир — Лигу наций. Европейские футбольные власти хотят сделать это соревнование престижным, поэтому даже локальная победа в нем может дать привилегии.

Три оставшиеся путевки на ЧМ разыграют 12 сборных. 10 из них — занявшие вторые места в своих отборочных группах. Еще две — лучшие по рейтингу победители групп Лиги наций из числа тех, что не заняли первые два места в отборочных группах.

Сложно? Вспомните осень 2020-го, когда Россия билась за первое место в группе Лиги наций, но уступила в последнем туре Сербии со счетом 0:5. Тогда в нашем квартете выиграла Венгрия, и благодаря этому у нее появился шанс попасть в стыковые матчи через черный ход. То же самое касается других победителей групп Лиги наций В: Уэльса, Австрии, Чехии. Но для этого необходимо, чтобы победители групп Лиги наций А (Франция, Бельгия, Италия, Испания) заняли первые два места в отборочном турнире, и, скорее всего, так и будет.

Сама схема плей-офф простая:

Шансы России

Победа над Словенией и ничья Хорватии со Словакией вывели нашу команду на первое место в группе за два тура до конца отборочного турнира. Но радоваться еще рано — мы опережаем Хорватию лишь на два очка, а в последнем туре сыграем с ней в гостях.

Сейчас участники стыковых матчей выглядели бы так:

« Сеяные » : Португалия, Швеция, Хорватия, Швейцария, Шотландия, Чехия

« Несеяные » : Норвегия, Румыния, Албания, Украина. Уэльс и Австрия (две последние — как победители групп Лиги наций).

Допустим, Россия вышла в стыковые матчи и попала в квартет с Албанией, Румынией и Португалией. В полуфинале мы примем на своем поле Албанию, а Португалия — Румынию. А в финале, может быть, России придется играть с Португалией в гостях за путевку в Катар.

Поэтому очень важно выходить на чемпионат мира с первого места.

Источник

Кто может достаться России в стыках, если уступим Хорватии. Роналду, Италия и Испания рискуют пролететь мимо ЧМ-2022

что такое отборы в футболе. 1. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-1. картинка что такое отборы в футболе. картинка 1. Для начала напомним квоту чемпионата мира:

Статья опубликована в газете под заголовком: «Стыки ЧМ-2022: Роналду, Италия и Испания рискуют пролететь мимо Катара»

что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира: что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира:

Группа А

Здесь все максимально просто. Все решится в очном матче Португалии и Сербии, меняется только контекст. Если португальцы тремя днями ранее проиграют в Дублине, им нужна будет только победа, при любом другом исходе Криштиану Роналду и его друзей устроит и ничья.

Группа В

Швеции для того, чтобы выйти на ЧМ-2022, достаточно взять четыре очка в последних двух матчах. Для попадания в стыки хватит и ничьей с Грузией.

У Испании тоже все просто — две победы гарантированно выводят ее в финальный турнир. Если, например, Швеция поделит очки с Грузией, то тогда в заключительном туре против скандинавов «Красной фурии» может хватить и ничьей — для этого нужно выиграть в Греции с разницей «+2» и крупнее.

Греция де-факто лишилась шансов на первое место. Она может догнать по очкам Швецию, но у нее значительно хуже разность — «+1» против «+9», за два матча такое не отыграть. Однако греки еще могут стать вторыми: нужно победить в обоих своих матчах и надеяться, что Испания не обыграет Швецию.

Группа С

Ситуация довольно простая: Италия и Швейцария 12 ноября в очном матче разберутся, кто станет первым. Победа — это почти гарантия, учитывая, что в последнем туре и итальянцы, и швейцарцы играют с уступающими в классе соперниками.

Ничья выгоднее «Скуадре адзурре» — у нее на два пункта лучше разность мячей. Отыграть такое можно, если бы в соперниках у швейцарцев в последнем туре было условное Сан-Марино. Накидать авоську голов Болгарии сложнее.

Группа D

Франция почти гарантированно первая — для этого чемпионам мира надо просто обыграть дома Казахстан.

А вот со вторым местом все очень запутанно. По идее, наилучшие шансы у Боснии, которая дома играет с двумя прямыми конкурентами. Две победы гарантируют балканцам стыки. Хватит и четырех очков при условии, что Финляндия крупно не обыграет дома Францию.

Украине для второго места нужно побеждать в Боснии. Но и этого может не хватить, если финны обыграют Боснию и Францию. Не особо реалистично, но возможно. При этом украинцам может хватить и ничьей — но при условии, что Босния и Финляндия должны сыграть вничью, а финны еще и уступить Франции.

Группа Е

С первым местом все понятно — оно на 99% достанется Бельгии.

А все остальные финишные разборки между Чехией и Уэльсом вообще не имеют никакого значения: и те и другие на 99% окажутся в стыках при любом раскладе. Все дело в формате плей-офф, куда помимо 10 сборных, которые займут вторые места в отборе, попадут две команды, выигравшие свои группы в Лиге наций. Определяться они будут по рейтингу. Выглядит он так:

Первые четыре сборные почти наверняка не вылетят из топ-2 своих отборочных групп. Соответственно, если второй останется Чехия — Уэльс идет в стыки через Лигу наций. Если вторыми станут валлийцы, то один из двух слотов достается Чехии. Бинго!

Группа F

Космическая Дания — первая. Скандинавы — единственные в отборочном турнире, кто еще не терял очки и не пропускал голы.

Со вторым местом тоже почти все ясно: Шотландии нужно просто выиграть у немощной Молдавии. Даже если этого вдруг не случится, Израиль для поддержания интриги должен победить в гостях Австрию.

Австрийцы, кстати, на 99% окажутся в стыках — как победитель своей группы в Лиге наций.

Группа G

Если не произойдет каких-то сенсаций, то статус-кво сохранится к последнему туру — не особенно верится, что трио лидеров потеряет очки 13 ноября. Самая сложная задача у Нидерландов, но и они, по идее, должны справиться в Черногории.

Если все так и будет, то голландцы с Норвегией разыграют первое место. Турции же нужна только победа Нидерландов — тогда в случае собственного успеха в Черногории она обойдет скандинавов и станет второй. При равенстве очков у Норвегии и Турции все решит разность мячей, а у северян она пока сильно лучше — «+9» против «+4».

Группа H

Очевидно, что и россияне, и хорваты в следующем туре должны брать три очка. Любой другой результат в матчах с Кипром и Мальтой станет сенсацией.

Поэтому, скорее всего, перед последним туром преимущество России над Хорватией останется прежним — в два очка. И нашей сборной окажется достаточно ничьей, чтобы удержаться на первом месте в группе и выйти на ЧМ-2022. Если победят хорваты — команда Валерия Карпина опустится на второе место и сыграет в стыках.

При этом для попадания на ЧМ-2022 нужно будет пройти двух соперников.

Сама схема плей-офф простая:

— 12 сборных жеребьевка разобьет на три отдельных пути по четыре команды. Шесть лучших вторых мест отборочного турнира будут «сеяными».
— В полуфиналах и финалах все проведут по одному матчу. «Сеяные» сборные будут хозяевами полуфинальных встреч, места финалов определит жеребьевка.
— Стыковые матчи пройдут в начале весны. Полуфиналы — 24-25 марта, финалы — 28-29 марта.

Группа I

Интрига в этой группе больше воображаемая, чем реальная. Англии, чтобы стать первой, нужно взять четыре очка. Что почти наверняка и случится, учитывая, что играть британцам дома с Албанией и неважно где с Сан-Марино.

Та же история и с Польшей. Впереди у поляков матч с Андоррой, а заключительная игра с Венгрией будет иметь хоть какое-то значение, если албанцы вдруг победят на «Уэмбли», что станет невероятной сенсацией.

Группа J

Германия — уже точно первая. На второе место претендуют три сборные — Румынии, Северной Македонии и Армении.

Наилучшие шансы у румын — именно у них самый благоприятный календарь: домашний матч с Исландией и почти гарантированные три очка в Лихтенштейне. Хуже всего обстоят дела у Армении, которой еще играть с Германией и у которой разность мячей «-3». То есть даже гипотетическое равенство по очкам с Румынией или Македонией ничего армянам не даст.

Объектом исследования являются прогнозы на важные матчи и события, которые представлены в наибольшем количестве источников, и не менее чем в 50 процентах от общего числа, изучаемых источников. Данные и коэффициенты анализируются накануне спортивного события. При наличии новых прогнозов, агрегатор обновляется не позднее, чем за пять часов до начала события.

В основе статистических выкладок лежит сравнительный анализ, типологизация и синтез прогнозов на указанные матчи из более чем 200 источников, включая текстовые и видео-прогнозы. С целью представления наиболее полной и достоверной информации данные из любого источника имеют равный вес в общей статистике.

Агрегатор прогнозов и его выводы основаны на статистическом анализе прогнозов специалистов, но не могут являться рекомендацией для принятия решения в отношении того или иного матча/события.

Источник

Что такое отборы в футболе

Российский Футбольный Союз

Общероссийская общественная организация

В. Селуянов, С. Сарсания: ОТБОР

Успешное выступление национальных сборных команд на юношеском и взрослом уровнях во многом определяется отбором игроков. Отбор включает несколько направлений:
— оценка соревновательной деятельности;
— педагогическое тестирование;
— психологическое тестирование;
— лабораторное функциональное тестирование.

Оценка соревновательной деятельности выполняется с целью определения двигательной активности, уровня технической и тактической подготовленности. Критерием отбора является абсолютная скорость выполнения максимальных соревновательных действий и количество их за матч.

Педагогическое тестирование включает тесты для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности и выносливости различных мышечных групп. Достаточно полную информацию о физической подготовленности футболиста можно получить после выполнения следующих тестов:
− прыжок в длину с места;
− пятерной прыжок с ноги на ногу;
− бег на 30 м с высокого старта;
− челночный бег 7 раз по 50 м.

Для этих тестов разработаны нормы, имеется возможность оценки уровня физической подготовленности футболистов.

Психологическое тестирование должно включать оценку интеллектуальных возможностей и особенности футбольного мышления.

Лабораторное функциональное тестирование проводится для получения точных и однозначных оценок состояния физической подготовленности мышц и сердечно-сосудистой системы. В качестве показателей физического состояния футболиста используются:
— потребление кислорода (мощность) на уровне аэробного и анаэробного порогов;
— максимальное потребление кислорода;
— мышечная композиция (доля окислительных, промежуточных и гликолитических мышечных волокон);
— максимальный ударный объем сердца.

Спортивная адаптология для оценки физической подготовленности футболистов

Функциональное тестирование проводится для оценки физической подготовленности спортсменов. Во всех лабораториях мира тестирование проводится на тредбане или на велоэргометре. Полученные результаты получают интерпретацию. Качество интерпретации зависит от модели спортсмена, которой пользуется специалист. Обычно, человек представляется в виде «черного ящика». В этом случае фиксируются явления ― аэробный, анаэробный пороги (АэП, АнП), максимальное потребление кислорода (МПК). Интерпретация сводится к описанию биохимических процессов, переходу аэробных процессов энергообеспечения к анаэробным. Следовательно, функционирование организма рассматривается с точки зрения биохимии при полном отсутствии описания законов физиологии.

Очевидно, что такая интерпретация не может быть корректной. К сожалению, западные специалисты, в том числе и специалисты в области физиологии футбола – Bongsbo, Eklblom, остаются в рамках примитивной методологии «одноклеточной модели» организма спортсмена.

Для преодоления примитивного подхода необходимо построить более сложную модель спортсмена – футболиста. Методика построения таких моделей излагается в спортивной адаптологии (В. Н. Селуянов с соав., 2005).

Модель футболиста должна включать мышцы ног, из которых наиболее важными являются четырехглавые мышцы, ягодичные, икроножные и камбаловидные. Эти мышцы играют основную роль при выполнении ускорений и прыжков. Для оценки уровня их функциональной подготовленности тредбан не подходит. При беге на тредбане тестируются мышцы необходимые для дистанционного бега, а для футболиста нужны мышцы, работающие при ускорении и прыжках. Поэтому более информативными должны быть данные, полученные при тестировании на велоэргометре или данные, получаемые при челночном беге.

Каждая мышца включает в себя окислительные мышечные волокна (ОМВ), промежуточные мышечные волокна (ПМВ) и гликолитические мышечные волокна (ГМВ), которые рекрутируются в строго определенном порядке. Физиологический закон рекрутирования мышечных волокон позволяет определить силу ОМВ, ПМВ и ГМВ, потребление кислорода на уровне АэП и АнП. Модель также включает в себя сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Для получения требуемой информации необходимо пройти лабораторное тестирование в виде ступенчатого теста и спринта на велоэргометре, антропометрического тестирования. Также можно пройти тестирование системы управления движений на стабилоплатформе.

Научная лаборатория «Информационные технологии в спорте» Московского физико-технического института (Национальный исследовательский университет) располагает необходимым оборудованием и квалифицированными специалистами.

Специалисты лаборатории имеют многолетний опыт работы с российскими и зарубежными футбольными клубами, сборными командами такими как:

Юношеские Сборные команды России U-17 (2006–2007 гг.); Молодежная Сборная команда России (2007 г.); Олимпийская сборная СССР (1988 г.); «ЦСКА» Москва (2010 г.); «Анжи» Махачкала (2000 г., 2001 г., 2007–2011 гг.); «Сатурн» Московская область (2007–2010 гг.); «Москва» Москва (2006 г., 2007 г.); «Вентспилс» Вентспилс, Латвия (2011 г.); «Динамо» Ставрополь (1988 г., 1989 г.); «Кареда» Шяуляй, Литва (1997–1998 гг.); «Динамо» Минск (2001 г.); «Химки» Московская область (2001 г., 2009 г.); «Динамо» Москва (2002 г.); «Академика» (2000–2007 гг.); «Atletico Paranaense» Куритиба, Бразилия (2001 г., 2002 г., 2003 г.); «Крылья Советов» Самара (2004 г., 2005 г., 2006 г.); «Кристалл» Смоленск (2003 г.); «Арсенал» Тула (2004 г.); «Томь» Томск (2005 г.); «Актобе» Актюбинск, Казахстан (2005 г., 2006 г.); «Алания» Владикавказ (2006 г.); «Спартак» Кострома (2006 г.); «Носта» Новотроицк (2005 г., 2006 г.); «СпортАкадем Клуб» Москва (2002–2007 гг.); «Спартак» Москва, Юноши (2006 г., 2007 г.); «Балтика» Калининград (2008 г.); «Россиянка» (2005–2006 гг.); «Локомотив» Москва Футбольная школа 1994 г. р. (2009 г.); «Урал» Екатеринбург (2010 г.); «Металлург» Донецк, Украина (2011 гг.) и др.

Научная лаборатория проводит функциональное и антропометрическое обследование футбольных команд различного уровня с анализом более 50 показателей и оценкой физической подготовленности футболистов.

Определение состава тела (масса подкожного и внутреннего жира, масса мышц). Разработка индивидуальной антропометрической модели футболиста, в зависимости от его функционального состояния (идеальная масса тела, модельный обхват бедра, модельный состав тела).

Оценка уровня физической подготовленности, выносливости и скоростно-силовых возможностей. Определение функционального состояния и потенциальных возможностей мышц и сердечно-сосудистой системы, максимальной алактатной мощности мышц, ударного объема сердца при нагрузках различной интенсивности. Определение и оценка мощности и потребления кислорода на уровне аэробного и анаэробного порогов, максимального потребления кислорода.
Разработка рекомендаций по улучшению функционального состояния и восстановлению на различных этапах подготовки (подготовительный, соревновательный период) с использованием имитационного моделирования.

Функциональное обследование проводится как на этапах подготовки, так и в течение соревновательного периода:
— на базе НУЛ МФТИ (г. Москва);
— на базе команды;
— на выездных тренировочных сборах команды (Россия, Турция и др. страны).

Лаборатория предоставляет специализированную авторскую литературу и методические материалы по физической и технической подготовке футболистов.

Источник

ЧМ-2022, отборочный турнир: положение в группе H после матчей Словения — Россия и Хорватия — Словакия

что такое отборы в футболе. volga. что такое отборы в футболе фото. что такое отборы в футболе-volga. картинка что такое отборы в футболе. картинка volga. Для начала напомним квоту чемпионата мира:

В понедельник, 11 октября, сборная России в гостевом матче отборочного турнира ЧМ-2022 победила Словению (2:1).

В другой встрече группы H Хорватия и Словакия сыграли вничью (2:2) — благодаря этому результату Россия вышла на первое место в группе.

Оставшиеся матчи
11 ноября: Россия — Кипр, Мальта — Хорватия, Словакия — Словения.
14 ноября: Хорватия — Россия, Мальта — Словакия, Словения — Кипр.

На ЧМ попадает лучшая команда группы, а сборная, занявшая второе место, отправляется в стыковые игры. При равенстве очков ключевые критерии такие: разность голов; количество забитых мячей; результаты очных встреч.

Объектом исследования являются прогнозы на важные матчи и события, которые представлены в наибольшем количестве источников, и не менее чем в 50 процентах от общего числа, изучаемых источников. Данные и коэффициенты анализируются накануне спортивного события. При наличии новых прогнозов, агрегатор обновляется не позднее, чем за пять часов до начала события.

В основе статистических выкладок лежит сравнительный анализ, типологизация и синтез прогнозов на указанные матчи из более чем 200 источников, включая текстовые и видео-прогнозы. С целью представления наиболее полной и достоверной информации данные из любого источника имеют равный вес в общей статистике.

Агрегатор прогнозов и его выводы основаны на статистическом анализе прогнозов специалистов, но не могут являться рекомендацией для принятия решения в отношении того или иного матча/события.

Источник

6.3. Отбор юных футболистов

6.3.1. Теоретические основы

Прежде чем говорить о принципах и особенностях отбора, необходимо остановиться на некоторых понятиях и определениях. Это связано с тем, что в практике многие тренеры, говоря о каких-то моментах отбора, подразумевают совершенно другие понятия.

Каждый вид спортивной деятельности предъявляет к спортсмену определенные требования. Но любая деятельность, исходя из законов диалектики, развивается и совершенствуется. Естественно, меняются и требования, которым должен отвечать спортсмен.

Проблема отбора в футболе достаточно актуальна. Это объясняется тем, что отделения футбола ДЮСШ, СДЮШОР и других до настоящего времени просто физически не в состоянии принять всех желающих.

Весьма существенны и специфичны задачи, стоящие перед спортивными школами. Они сводятся в первую очередь к подготовке для отечественного футбола высококлассного резерва. Поэтому спортивные школы вынуждены работать с отборным контингентом. Естественно, что тренеры, чувствуя большую ответственность, порой опасаются своих ошибок при отборе в отделение футбола ДЮСШ. И эти опасения имеют основания. Достаточно сказать, что в практике зафиксировано немало случаев, когда ни один из принятых в школу юных футболистов не заканчивал ее.

На комплексе показателей, характеризующих перспективность ребят в футбольной деятельности, основана оценка их индивидуальных особенностей. Спортсмены достигают достаточно высокого уровня мастерства различными усилиями и в разное время. Поэтому спортивный отбор необходимо рассматривать как длительный по времени процесс. Большой ошибкой будет попытка кратковременного, срочного отбора детей для занятий футболом, несмотря на использование самых современных методов оценок.

Учитывая динамический характер многих важнейших для футбола спортивных и человеческих качеств, необходимо постоянно и систематически уточнять и дополнять первоначальные оценки способностей юных игроков.

К сожалению, прогноз конечных значений на основании начальных данных не всегда эффективен. В практике футбола известно множество примеров, когда слабые оказывались через определенное время занятий среди сильных, и наоборот. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей рекомендуется ориентироваться не только на исходный уровень развития каких-либо качеств или характеристик, но и на темпы прироста спортивных результатов.

Существуют следующие наиболее распространенные методы прогнозирования (М.С.Бриль):

1. Экстраполирование— перенесение известной информации на неизвестное будущее. Этот метод эффективен, когда существует устойчивая тенденция развития прогнозируемого явления. Так, например, если наблюдается тенденция к быстроте выполнения технических приемов в течение продолжительного времени, то с большой степенью достоверности можно предположить, что она сохранится и в дальнейшем.

2. Метод пороговых значений заключается в установлении зависимости отдельных явлений от одного из элементов, достигшего в своем развитии известного предела. Например, повышение уровня работоспособности футболиста может повлиять на эффективность всей его игровой деятельности.

З. Важным методом прогнозирования в последнее время стало моделирование. С его помощью уточняются и конкретизируются существенные факторы, на основании которых можно повысить эффективность прогнозирования, И наоборот, можно выделить менее существенные факторы, отбрасывание которых не повлияет на качество прогноза.

Отсев при отборе вследствие непригодности к футболу связан с некоторым противоречием интереса ребенка и требований игры. И это противоречие усиливается, если неспособный ребенок все же принят и продолжает обучение в ДЮСШ. С этой точки зрения отсев социально оправдан.

Наибольший удельный вес среди причин организационно-методического характера имеют (в порядке уменьшения значимости): прекращение или замедление роста спортивного мастерства, трудности совмещения занятий футболом с учебой в школе, нарушение состояния здоровья, монотонность тренировочных занятий, переход к другому тренеру, переутомление, трудности спортивного режима.

Среди причин социально-психологического характера наибольший удельный вес имеют: более сильное увлечение другим делом; нарушение

Взаимоотношений с тренером; неудачные выступления в соревнованиях; выбор профессии, не вязанной со спортом; потеря интереса к тренировкам; отсутствие перспективной цели; влияние родных или товарищей.

6.3.2. Факторы отбора

В практике используют обычно следующие факторы отбора: критерии, методы и организацию.

Критериями называются какие-либо качества, свойства личности, которые имеется возможность оценить или измерить при отборе, желательно с большей степенью достоверности (например, координация движений является важным критерием отбора в футболе).

В свою очередь, критерии можно подразделить на три вида: задатки, одаренность и способности.

Задатками называются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности человека, лежащие в основе его будущих способностей. Например, весоростовые показатели, особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.

К методам отбора относят комплексы приемов для измерения критериев (задатков, одаренности, способностей) и различных качеств, свойств и особенностей человека. В практике отбора используют экспертные, аппаратурные и тестовые группы методов.

С помощью аппаратурных методов можно произвести точный количественный анализ уровня развития того или иного качества. Использование аппаратуры поднимает систему отбора на более высокий уровень.

Организацией отбора называется комплекс мероприятий, направленных на наиболее целесообразное использование методов и изучение особенностей ребенка с тем, чтобы обеспечить надежный прогноз его будущей футбольной деятельности. Недооценка вопросов организации отрицательно сказывается как на масштабах отсева из спортивных школ и команд различного уровня, так и на качестве подготовки игроков высокого класса.

6.3.3. Структура и организация начального отбора

В связи с наметившейся в настоящее время в футболе ранней специализацией отбор рекомендуется проводить в три этапа.

Первый этап (предварительный отбор) предусматривает в основном оценку степени одаренности к игровой деятельности. На втором этапе (повторный отбор из предварительно отобранных кандидатов) уточняется уровень развития различных качеств и свойств характера юных футболистов по результатам тестирования. Задачей третьего этапа (заключительный отбор) является определение способности ребят к обучаемости.

Бесспорными и обязательными условиями эффективного отбора считаются такие мероприятия, как просмотр возможно большого количества детей, желающих заниматься футболом, и активная деятельность тренера, связанная с постоянным поиском футбольных талантов.

В спорте вообще и в футболе, в частности, существует выражение “порядок бьет класс!”. Жизнь постоянно подтверждает правильность этого лозунга. Естественно, что вопросы высокой организации должны касаться в первую очередь процесса отбора.

Агитация и пропаганда не должны ограничиваться рассказами о футболе и призывами заниматься этой замечательной игрой. Необходима в первую очередь организационно-массовая работа по месту жительства, в старших группах детских садов и общеобразовательных школах. Речь должна идти о вовлечении ребят в занятия футболом под руководством педагогов-организаторов при ДЭЗах, учителей физической культуры, старшеклассников и тренеров-общественников. Это очень важный момент, в большой степени, влияющий на эффективность отбора.

Желательно проводить как можно больше массовых соревнований по футболу среди детей. Именно в ходе таких соревнований ребята могут проявлять свои двигательные задатки, а также развивать психологические и личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу и др.). В зависимости от местных условий игры могут носить различный характер (3х3, 4х4, 5х5 и т.д.). Активный просмотр тренером всех этих игр позволит ему еще до официального отбора в ДЮСШ определить широкий круг способных кандидатов, а некоторых наиболее способных ребят зачислить в школу досрочно.

В день отбора дети-кандидаты должны принести с собой справку о состоянии здоровья от школьного врача, так как диспансерное обследование большой массы ребят практически невозможно. Это очень важно, потому что дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, даже при их одаренности, вынуждены будут впоследствии оставить занятия футболом.

В школе должна быть создана атмосфера праздника. Желательны флаги, красочные разметки, музыка и т.д. Надо тщательно приготовить и разместить инвентарь, подготовить места проведения контрольных упражнений. Нельзя забывать и о размещении кандидатов, родителей, приемной комиссии, а также обслуживающего персонала и т.д.

В заключение необходимо отметить, что тренер, который отказывает ребенку в поступлении в спортивную школу, должен быть уверен, что его “нет’ носит объективный характер. Только в этом случае его человеческая и гражданская совесть могут быть чисты. Надо также помнить, что его отказ может в значительной мере повлиять на дальнейшую судьбу ребенка.

В футболе начальный отбор практически осуществляется с помощью двух методов: игрового и тестового.

Игровой метод. Использование игрового метода для определения уровня одаренности кандидатов осуществляется непосредственно в процессе двусторонних игр. Причем характер этих игр может быть самым различным, зависящим от количества участвующих (3х3, 6х6, 11х11 и т.д.), от размеров площадки и от выполнения различных установок (ограничение операций с мячом, персональные задания, целевые установки и т.д.).

Одаренность детей оценивается с помощью экспертного метода. Как указывалось ранее, чем больше тренеров экспертов будут участвовать в наблюдении за игровой деятельностью детей и чем выше их квалификация, тем прогнозирование будет достовернее.

Некоторые качества и свойства личности можно обнаружить с помощью экспертного метода непосредственно в процессе игры. При этом желательно, чтобы кандидат сыграл несколько игр с разными партнерами.

Оценки уровня игрового мышления складываются из таких показателей, как быстрота ориентировки и выбора решения, эффективность принятых решений и способность предугадывать развитие и ход игровых ситуаций. При оценке таких качеств, как игровая агрессивность и бойцовские качества, необходимо фиксировать следующие характеристики: активность, нацеленность на борьбу, полную отдачу сил в игре, настойчивость при отборе мяча, смелость и решительность вступления в борьбу, выдержку и самообладание при неудачах.

С помощью наблюдений можно оценить основные свойства нервной системы детей. Объектом наблюдений являются уверенность, боевитость, стабильность. На основании анализа наблюдений можно судить о силе, подвижности, динамичности и уравновешенности нервной системы кандидата.

Для изучения волевых качеств также можно использовать игровой метод (помимо тестового). Наиболее значимыми волевыми качествами футболистов являются инициативность, самостоятельность, настойчивость и упорство. Тренер должен применять такие игровые ситуации, в которых бы указанные качества проявлялись в большей степени. Желательно наблюдать за поведением ребенка на тренировочных занятиях и в процессе сдачи контрольных нормативов.

Тестовый метод. Дополнительно к экспертной оценке игровых действий используют различные контрольные упражнения и тесты. При этом целесообразно применять комплекс методов исследования. К ним можно отнести:

1) педагогические наблюдения, позволяющие судить о задатках и одаренности юных игроков;

2) врачебные обследования, дающие информацию о состоянии здоровья детей и сдвигах в функциональном состоянии систем организма;

З) контрольные испытания, характеризующие уровень развития физических качеств кандидатов (прежде всего таких, как скорость, ловкость, выносливость и ее различные виды, прыгучесть, гибкость и др.);

4) методы оценки специальных способностей (техника владения мячом и умение выполнять отдельные тактические действия, устойчивость к сбивающим факторам);

5) тесты, учитывающие наследственные факторы и способности к обучаемости.

Конечно, в программу тестирования может быть включен и еще ряд достаточно эффективных показателей. К сожалению, как правило, их регистрация сопровождается значительной сложностью. Это такие показатели, как скорость переработки информации, распределение внимания, точность реакции на движущийся объект и т.п.

Для успешного проведения отбора также необходимо:

изучить содержание и специфику игры с целью четкого представления о двигательной и игровой деятельности футболистов;

выявить требования, предъявляемые к организму, личности спортсмена в связи с участием в учебно-тренировочном процессе и игровой деятельности;

применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей.

Очень важным моментом является также определение уровня притязаний юных игроков, связанного с динамикой их интереса к занятиям футболом.

В настоящее время в ходе начального отбора рекомендуется оценивать следующие качества и показатели: стартовую скорость, дистанционную скорость, ловкость, прыгучесть, скоростно-силовые качества, выносливость, способность быстро и точно решать задачи различной степени сложности, способность быстро перестраивать свои действия в связи с изменением ситуации и др.

Что касается конкретных вопросов методики начального отбора, то этот материал можно обнаружить в учебно-методической и научной литературе по футболу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *