что такое особенная экономическая зона
Что такое особенная экономическая зона
В России функционируют 42 ОЭЗ (23 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 920 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,37 трлн рублей, вложенных инвестиций – более 597 млрд рублей, было создано более 46,4 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 211 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.
Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.
ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:
Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.
Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства
за пределами территории ОЭЗ.
ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов
Особая экономическая зона (ОЭЗ)
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории страны и льготные экономические условия для предпринимателей.
Цель создания особых экономических зон
Цели свободных экономических зон состоят в стимулировании экономического развития страны и налаживании внешнеэкономических связей.
Особые экономические зоны создаются с целью:
привлечения прямых иностранных инвестиций;
создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
развития экспортной базы;
минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;
приближения производства к потребителю;
использования более дешёвой рабочей силы;
Преимущества использования особых экономических зон
Инвесторам предоставляется система льгот и преференций, а именно:
особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
готовая инфраструктура для развития бизнеса;
большое количество рабочей силы;
возможность оборудования рабочих мест по упрощенным стандартам;
отсутствие пошлин на сырьё и запасные части импортного производства, если таковые используются для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
доступные рынки сбыта;
возможность выкупа земельных участков по льготной стоимости;
льготная аренда зданий, офисов и участков земли;
предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
предоставление особого налогового режима (комплекс налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок либо полное отсутствие налоговых платежей);
предоставление особого таможенного режима (процедура свободной таможенной зоны);
возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);
более мягкие требования к защите окружающей среды;
предоставление правовых гарантий в части защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).
Таким образом, те, кто осуществляет деятельность на территории особых экономических зон, получают следующие преимущества в виде:
Льгот по налогообложению;
Экономии на пошлинах и других видах платежей;
Возможности привлекать персонал высокой квалификации;
Возможности увеличивать доходы при минимизации своих затрат.
Условия для полноценного функционирования особых экономических зон
Условия для полноценного функционирования особых экономических зон заключаются в следующем:
Выгодное географическое положение;
Наличие свободных площадей для развития;
Высокая обеспеченность инфраструктурами;
Возможность привлекать квалифицированные кадры;
Возможность развивать внешнеэкономические связи;
Наличие исторически сложившихся на данной территории видов деятельности.
Классификация действующих особых экономических зон
Классифицировать особые экономические зоны можно следующим образом:
Территориальная особая экономическая зона. Создается для взаимодействия с другими регионами — ограниченного либо полного;
Функциональная особая экономическая зона. Создается для выполнения определенных задач (для развития производства и так далее);
Таможенная особая экономическая зона. В данном случае предоставляются существенные льготы по импорту и экспорту товаров;
Налоговая особая экономическая зона. В этом случае предусмотрена частичная или полная отмена налогов и сборов;
Финансово-инвестиционная особая экономическая зона. В этом случае предусмотрено применение пониженных ставок по налогам и сборам, пониженных процентов по полученным кредитам, а также льготного страхования;
Административная особая экономическая зона – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, с упрощенными правилами выезда и въезда иностранных граждан.
Классификация действующих особых экономических зон
В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот, особые экономические зоны делятся на:
Логистические особые экономические зоны – территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.
Промышленные особые экономические зоны – территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, а инвесторам предоставляются различные льготы.
Технологические особые экономические зоны – территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (технопарки, технополисы).
Туристические особые экономические зоны – территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, и оказываются услуги в сфере туризма.
Итоги
По своей сути, особая экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим.
От других территорий страны особые экономические зоны отличаются следующим:
Максимальными привилегиями по налогам, включая полное от них освобождение на определённый период времени;
Действием льгот на ввоз продукции, необходимой для деятельности организаций;
Сниженными тарифами на услуги ЖКХ;
Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.
На данных территориях ведётся совместное предпринимательство, и иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эти территории имеют и особый юридический статус.
Особые экономические зоны в России позволяют решить ряд следующих задач:
Создание новых мест работы для лиц, обладающих достаточной квалификацией;
Стимулирование роста отечественных производителей, повышение объёмов инвестиций в производство;
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
Привлечение в страну капитала из других стран.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что такое особенная экономическая зона
Статья 4. Типы особых экономических зон
1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
4) портовые особые экономические зоны.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
1.1. Для обеспечения указанных в статье 3 настоящего Федерального закона целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий речных портов, территорий морских портов, аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. Портовые особые экономические зоны создаются в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.
(часть 2.3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.4. Увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
(часть вторая.4 введена Федеральным законом от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
3. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
(в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. На территории особой экономической зоны не допускается:
1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
6. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
Что такое особенная экономическая зона
Цели создание особой экономической зоны
Особые экономические зоны создаются для того, чтобы стимулировать развитие инфраструктуры государства и налаживать внешнеэкономические связи.
Основные цели создания ОЭЗ:
Виды особых экономических зон
Особые (свободные) экономические зоны можно систематизировать таким образом:
Особые экономические зоны их типы
Выделяются 4 основных типа ОЭЗ:
Условия, необходимые для функционирования особой экономической зоны
Чтобы особая экономическая зона могла функционировать и развиваться, необходимы определенные условия:
На территории особых экономических зон запрещается:
Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон
Как стать резидентом?
Чтобы компания, или индивидуальный предприниматель имели возможность вести свою деятельность в особой экономической зоне, он должен иметь статус резидента. Чтобы стать резидентом необходимо выполнить следующие действия:
Требования к резидентам ОЭЗ:
Особые экономические зоны России
На территории Российской Федерации есть функционирующие особые экономические зоны и зоны, которые строятся. Также, государством планируется увеличение количества особых экономических зон. У каждой особой экономической зоны есть свои приоритетные направления развития, который исходят из особенностей самих областей. Например, особенности Калининградской области, которые служат залогом успеха Калининградской ОЭЗ: Калининградская область – самая экспортно-ориентированная область РФ. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке — с Литвой, на западе омывается Балтийским морем и его заливами — Куршским и Вислинским;
Деятельность особых экономических зон на территории Российской Федерации обусловлена и регулируется Федеральным законом от 22. 07. 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
Вывод: Благодаря особым экономическим зонам государство привлекает инвестиции, капиталовложения, квалифицированных работников в отрасли, развитие которых является наиболее важным и актуальным для страны, поощряя резидентов ОЭЗ льготами при условии их функционирования их деятельности на территориях особых экономических зон.
Что такое особая экономическая зона и стоит ли переводить туда бизнес. Цели создания, условия и льготы для резидентов
На сегодняшний день в России действует почти три десятка особых экономических зон, призванных привлекать отечественных и иностранных инвесторов, тем самым двигая вперед отечественные производство, науку и бизнес.
Что собой представляют свободные экономические зоны в России, какие компании могут воспользоваться привилегиями и так ли все гладко на самом деле?
💰 Что такое особые экономические зоны
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это территория с особым режимом государственного регулирования, имеющая специальный юридический статус. Бизнесмены, которые зарегистрировали в особой экономической зоне свои компании, получают звание резидентов, а их бизнес начинает пользоваться предусмотренными льготами (чаще всего – налоговыми и таможенными).
Привлекательность ОЭЗ обеспечивается не только предоставляемыми льготами, но и финансированием инфраструктуры со стороны государства. В России деятельность ОЭЗ регламентируется Федеральным законом от 22.07.2005 №116.
Зачем это надо государству
Все особые экономические зоны создаются для социально-экономического развития той или иной территории. Это может быть прибрежный, пограничный или просто депрессивный регион (или даже его часть). ОЭЗ позволяет развивать профильные отрасли производства, а низкое налогообложение привлекает как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
В результате вместе с инвесторами появляются новые рабочие места, а привлеченные капиталы помогают развивать инновационные отрасли экономики, заниматься разработкой различных передовых технологий – помимо прочего, создание ОЭЗ нацелено и на это тоже.
Созданная по всем правилам особая экономическая зона выгодна субъекту, на территории которого она располагается – это характерно для всего мира, в том числе и для России. Даже несмотря на то, что из-за налоговых преференций в первое время отчисления в региональную казну будут минимальными.
Во-первых, как уже говорилось, любая ОЭЗ создает рабочие места, в том числе для местного населения. Субъекту страны это особенно выгодно, если речь идет об ОЭЗ, созданной в депрессивном регионе. Во-вторых, особая экономическая зона требует от государства правильного обустройства и подготовки. Чтобы экономическая зона привлекла инвесторов, нужна инфраструктура, хорошие дороги, высокоскоростной интернет, достаточные объемы электроэнергии и т. д.
Таким образом, создание ОЭЗ позволяет трудоустроить местное население и увеличить его доходы, благоустроить территорию, обеспечить внутренний и внешний рынки выпускаемой продукцией.
Выгода государства от создания ОЭЗ понятна. У инвесторов от ОЭЗ есть своя выгода:
Для любой страны ОЭЗ открывают грандиозные перспективы – и Россия не исключение. Но просто создать экономическую зону недостаточно. Чтобы такая зона привлекала инвесторов со всего мира и стала прочным фундаментом национальной экономики, необходимо развитие всей экономической системы страны. ОЭЗ не может существовать автономно. Нужна прозрачность для бизнеса и гарантии от государства на годы вперед.
Особые экономические зоны в России и мире
ОЭЗ существуют во всем мире – и в США, и в ОАЭ, и в Азии. «Пионером» в этом деле считается именно Азия – на сегодняшний день большая часть особых экономических зон расположена именно там, преобладая в Китае, Сингапуре, Южной Корее.
В России развитием ОЭЗ занимается специально созданная для этого компания АО «Особые экономические зоны». Ее единственным акционером является государство.
В качестве примера крупнейших российских особых экономических зон можно привести Алабугу и Моглино. Алабуга – это ОЭЗ, расположенная в Татарстане и специализирующаяся на промышленности и производстве. Изначально ОЭЗ Алабуга создавалась для преодоления безработицы в Республике Татарстан и привлечения финансов. Сейчас там действуют предприятия, занимающиеся выпуском листового стекла, автомобильных зеркал, полимерных труб, мебельных панелей, МДФ-плит, железобетонных изделий, одноразовой посуды и многого другого.
ОЭЗ Моглино расположена в Псковской области. Основные направления деятельности – машиностроение (в том числе сельхозтехника) и производство автокомпонентов, разработка и производство кабельной продукции и электрооборудования.
Чаще всего особые экономические зоны классифицируют по видам хозяйственной деятельности:
Льготы для резидентов
Единого списка льгот и преференций для резидентов особых экономических зон нет. Все зависит от специфики самой ОЭЗ и политики, проводимой региональными властями.
В большинстве особых экономических зон льготы выглядят так:
У каждой особой экономической зоны свой профиль, исходя из доступности сырья и потребностей региона. Поэтому наличие льгот на той или иной площадке не может быть существенным фактором при принятии решения о том, резидентом какой экономической зоны становиться.
Например, в туристической зоне нельзя будет зарегистрировать компанию, чья деятельность связана с промышленностью – такого бизнесмена не примут в резиденты. Соответственно, в первую очередь, деятельность компании должна отвечать виду ОЭЗ. О факторе льгот при выборе площадки можно говорить только в том плане, что из нескольких экономических зон нужного типа можно выбрать наиболее привлекательную.
Как стать резидентом
Порядок регистрации может различаться в зависимости от особой экономической зоны. Но по общему правилу он выглядит следующим образом:
Но мало отвечать профилю выбранной ОЭЗ. Во многих экономических зонах (особенно промышленно-производственного типа) есть порог входа – сумма, которую резидент должен вложить в бизнес. Суммы эти сами по себе немаленькие – обычно 120 млн рублей, причем 40 млн из них – в первые три года.
Ну и самое главное. Резидент обязан не иметь представительств и филиалов компании за пределами ОЭЗ. Привилегии строго очерчены границами экономической зоны.
💫 Территория опережающего развития
В России также существуют территории социально-экономического опережающего развития (ТОР, ТОСЭР) – примерами могут служить Краснотурьинск Свердловской обл., Юрга Кемеровской обл., территория «Хабаровск» и др. Некоторые ТОСЭР с ОЭЗ.
ТОСЭР – это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. Как и в ОЭЗ, на территориях опережающего развития предусмотрены налоговые льготы и административные послабления.
Но есть и различия. Во-первых, ТОСЭРы создаются под конкретных крупных инвесторов, которые заключили предварительное соглашение с уполномоченным федеральным органом.
Во-вторых, на территориях опережающего развития разрешено вести разработку полезных ископаемых и заниматься выпуском подакцизной продукции, что исключено в ОЭЗ.
В-третьих, ТОСЭРы создаются на срок 70 лет, и данный срок может быть продлен. ОЭЗ создаются на 49 лет – и возможности продления не предусматривают.
👩💼 Мнение эксперта. Насколько выгодно создание особых экономических зон. Стоит ли переводить бизнес в ОЭЗ
В теории создание особых экономических зон всегда выгодно. Государство с их помощью может привлечь колоссальные финансы, в том числе зарубежные, в те сферы экономики, которые требуют развития – а значит, и больших затрат. Несмотря на то что государство недополучит налоги, оно сможет решить долгосрочный вопрос финансирования приоритетных направлений, а в перспективе это гораздо важнее недополученных сборов.
К сожалению, пока нельзя сказать, что в России ОЭЗ функционируют эффективно. Какая-то часть экономических зон прекратила работу через несколько лет после создания. Проблема оставшихся зон в том, что большая часть выпускаемой ими продукции все равно идет на внутренний рынок, хотя изначально ОЭЗ создавались с прицелом на экспорт.
Немногие ОЭЗ занимаются выпуском высокотехнологичных товаров – большая часть освоила выпуск строительных материалов, автомобильных комплектующих, мебели и т. д.
Получается, что многие резиденты используют ОЭЗ только как хороший способ снизить налоговую нагрузку. При этом в России есть примеры и успешных экономических зон – та же Алабуга, к примеру.
Наличие обещанных льгот во многом зависит от регионального правительства, поскольку по большей части именно оно ответственно за преференции, которые предлагает та или иная ОЭЗ. Поэтому нельзя однозначно сказать, стоит ли компаниям переводить бизнес в ОЭЗ. Все зависит от вида деятельности и выбранной экономической зоны. У нас есть как сформировавшиеся зоны с полностью благоустроенной инфраструктурой, так и зоны, что появились недавно, буквально в «чистом поле» – и им еще предстоит наладить все условия для жизни и функционирования.