что такое ощущение психология
Ощущения. Основные виды, свойства и характеристики ощущений
Ощущения — это простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств. Ощущения являются частью другого психического процесса — восприятия.
Содержание
Зрительные ощущения
С помощью глаз человек получает 80-90% информации об окружающем мире. Зрительные ощущения возникают при воздействии световых лучей на нервные клетки сетчатки глаза. Палочки (130 млн) находятся на периферии сетчатки, они отвечают за различение черного, белого, серого в любое время суток. Колбочки (7 млн) находятся в центре, отвечают за различение цвета.
Механизм создания зрительных ощущений: раздражитель воздействует на нервные клетки сетчатки глаза, возникает возбуждение, которое передается по проводящим путям в соответствующий отдел головного мозга.
Обонятельные ощущения
Обоняние одно из самых древних и важных чувств с точки зрения эволюции. Многие животные с помощью данных ощущений ориентируются в пространстве, защищаются от нападений, общаются, выбирают себе партнеров и др. Обонятельные ощущения вызываются частичками вещества, попадающего на слизистую носа.
Осязательные ощущения
Нервные волокна, расположенные на каждом участке кожи, посылают сигналы в головной мозг о колебаниях температуры, прикосновениях, а также болевых ощущениях. Кожа воспринимает вибрационные, температурные, электрические, химические, механические раздражения.
Слуховые ощущения
Слуховые ощущения вызываются слуховыми волнами, т.е. колебаниями воздуха от источника звука. Слуховой диапазон человека составляет 16-20000 колебаний в секунду (16 Гц-20 кГц), более высокие частоты — ультразвук, более низкие — инфразвук. 1000 колебаний в секунду — норма.
Вкусовые ощущения
При вкусовых ощущениях частицы предметов воздействуют на слизистую языка. Существует 4 основных вкуса: кислое, горькое, сладкое, соленое. Язык условно разделен на несколько зон, каждая из которых воспринимает свой вид вкуса.
Иногда к этому списку добавляют вестибулярный аппарат во внутреннем ухе (чувство равновесия и ощущение в пространстве), а также мышцы, сухожилия, связки (изменение положения отдельных частей и всего тела в пространстве, определение массы и объема предметов, анализ движений и их координация).
Физиологический механизм ощущений
Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира.
Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
Виды ощущений по Шеррингтону
1. Интероцептивные ощущения.
Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящихся на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Данный тип ощущений относится к числу наименее осознаваемых. Они связаны с эмоциональным состоянием.
2. Экстероцептивные ощущения.
Самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.
Экстероцептивные ощущения условно можно разделить на 2 группы:
а) контактные ощущения (вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств, например, вкус, осязание);
б) дистантные ощущения ( отражают качества объекта, находящегося на некотором расстоянии от органов чувств, например, слух, зрение).
3. Пропреоцитивные ощущения.
Передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений. Включает ощущение равновесия (статическое ощущение) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках.
Свойства ощущений
1. Модальность — это качественная характеристика ощущений. Это основная особенность каждого конкретного ощущения, которая может отличить его от другого ощущения. Например, для слуховых ощущений — это высота тона, тембр, громкость.
2. Интенсивность — это количественная характеристика ощущений. Определяется тем, с какой силой раздражитель действует на объект.
3. Локализация — это пространственная характеристика ощущений. Свойство, которое указывает на локализацию раздражителя в пространстве.
4. Длительность — это временная характеристика ощущений. Указывает на время, в течение которого действовал раздражитель.
Пороги чувствительности
Итак, чтобы человек ощутил действие какого-либо раздражителя, интенсивность этого раздражителя должна иметь определенную величину (если стоишь на расстоянии километра от собеседника, шепот явно тебе не помощник). Можно взять данную ситуацию в качестве примера.
Вы спрашиваете у своего друга, который находится на расстоянии от вас, как у него дела. Но он вас не услышал, так как ваш голос в качестве раздражителя на обладает нужной интенсивностью. Вы спрашиваете немного громче в надежде, что он вас услышит. Но собеседник слышит нечто отдаленно напоминающее ваш вопрос. Органы чувств (уши) вашего друга восприняли эту информацию, но если вы повторите этот вопрос чуть-чуть тише, то он уже не услышит. Это называется нижний абсолютный порог чувствительности, т.е. минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В один прекрасный момент, вам надоедает подбирать нужный уровень звука, ведь ваш друг вас все равно плохо слышит. Вместо того, чтобы просто подойти к нему, вы решаетесь закричать во всю силу, чтоб он вас точно услышал. И вы начали кричать, не заметив вашего другого друга, который подошел к вам с другой стороны. Для него этот уровень громкости был слишком велик, он вызвал болевые ощущения. Это называется верхний абсолютный порог чувствительности, т.е. максимальная величина раздражителя, при которой ощущения исчезают, либо меняются (например, превращаются в болевые).
Пороги ощущений — это способность анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Густава Теодора Фехнера.
Абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Раздражители, которые его не достигают лежат под порогом ощущений, т.е. мы не ощущаем их (например, пылинки, которые постоянно опускаются на кожу).
Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е. чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.
Разностный (дифференциальный) порог — это минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее едва заметное изменение ощущений.
Разностная чувствительность — это относительная величина. Эрнст Вебер пришел к выводу, что мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.
Нарушения ощущений
1. Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности таким образом, что и слабые, и сильные раздражители ощущаются слабо.
2. Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.
3. Парестезия — это ощущения без раздражителя (онемение, покалывание).
Адаптация, синестезия, сенсибилизация
Адаптация означает, что под влиянием приспособления анализаторов к действующим раздражителям меняется их чувствительность. Может происходить в двух направлениях: повышении и снижении чувствительности.
Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно заметна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Например, нам нужно время, чтобы после темной комнаты привыкнуть к яркому солнечному свету. Или замечали, что если провести какое-то время в комнате с неприятным запахом, он в дальнейшем ощущаться уже не будет.
Сенсибилизация — это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Вызывается взаимодействием разных анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Например, ощущение холода повышает слуховую и зрительную чувствительность, а высокая температура и душная атмосфера приводят к их снижению.
Часто встречается такое явление как компенсация (возмещение). Люди, страдающие определенным недугом (например, ослепли), могут компенсировать это увеличением способностей другого органа чувств (слух становится чувствительнее).
Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Это явление встретишь не часто. Примером могут служить многие композиторы, которые обладали «цветным» слухом (высокие звуки чаще всего распознаются как «светлые», а низкие – как «темные».)
Ощущение
Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних [1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.
Содержание
Ощущение и восприятие
От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).
Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).
Классификация ощущений
Критерий | Вид ощущения |
---|---|
По расположению рецепторов | Экстероцептивные |
По ведущему анализатору | Сенсорные ощущения |
По взаимодействию рецепторов с раздражителями | КонтактныеСенсорные ощущенияЖивотные способны воспринимать следующие типы стимулов Виды человеческих ощущенийВ разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше. Дистантные ощущенияКонтактные ощущенияГлубинные ощущенияРазделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы. К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»). В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения. Общие психофизиологические закономерности ощущенийРабота каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи. Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль. Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения. Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей. Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей. Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя. Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера). Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером. Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера). Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается. Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора). Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации). Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А. Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт. У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность. Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой. Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет — ощущение кислого. Это явление называется синестезией. Что такое ощущение🤔: виды, свойства, пороги и их взаимодействие с человекомПриветствую! Ощущение в психологии – это легкий психический процесс, проявляющий себя под видом отражающих психических свойств и проявлений в окружающем мире, взаимодействующих с разного вида органами чувств, основанных на нервной системе. Ощущение – это процесс, отражающий качества объектов, отталкивающихся от восприятия. Сенсоры организма Они имеют связь восприятия и частичной обработки получаемой информации снаружи и изнутри. Классификация ощущений имеет 5 видов ощущений в психологии: ЗрениеБлагодаря глазам человек воспринимает около 90% информации из окружающего мира. Зрительное восприятие возникает во время взаимодействия света на нервные клетки сетчатки глаза. С помощью палочек, находящихся на периферии сетчатки, глаз способен различать черный, белый и серый цвет в разное время суток. При помощи колбочек в глазу отвечают за распознавание остальных цветов. Специфика зрительных ощущений: имеет раздражающий элемент, воздействуя на нервные окончания, располагающиеся на сетчатке глаза, что побуждает к возбуждению, вследствие чего происходит передача сигнала в мозг. ОбоняниеСогласно эволюции, подобное чувство выступает одним из самых основных и давних. Обоняние помогает множеству животным в течение тысячелетий с ориентацией, охотиться, чувствовать врага, переговариваться с сородичами и так далее… Обонятельный процесс происходит при помощи попадания микрочастиц на слизистую носа. ОсязаниеПроисходит посредством получения сигнала о смене температуры, прикосновения к предмету, боли через нервные окончания, располагающихся на участках кожи. Имеет связь со слуховой волной. Иными словами, отражающие колебание звуковые частоты влияют на слуховое ощущение. Во время работы вкусового рецептора частицы имеют воздействие на слизистую языка. Вкус распределяется на 4 вида: кислый, горький, сладкий, соленый. Язык их различает благодаря разным зонам восприятия на языке. Данный перечень является общепринятым и основным, но помимо них в некоторых ученых кругах выделяют также: вестибулярный аппарат, мышцы, сухожилия, связки и другие. Физиология работоспособностиПроявляется различными способами. Раздражающий элемент музыкальный трек, обладает конкретной характерной чертой, воздействующей на конкретное чувство, в данном случае слух. Принимаемую информацию преобразует в сигнал и направляет в мозг. Впоследствии сигнал в мозгу преобразуется в музыку. Таким образом при помощи слуха воспринимается окружающий мир. Виды ощущений по Шеррингтону Определение видов чувств по Шеррингтону имеет следующий вид: ИнтероцептивныйТакое считается старинной и простой группой чувств. Объединяющей в себе различные сигналы, поступающих из внутренней среды. Их сигнал говорит о работе внутренних органов. Анализирование происходит при помощи рецепторов, расположенных в желудке, сердце, кровеносных сосудах и иных внутренних органах. Интероцептивные ощущения считаются наименее осознаваемыми, так как по большей части имеют связь с эмоциональным состоянием. ЭкстероцептивныйЯвляется самой крупной группой чувств. Экстероцептивные чувства отвечают за сигналы с внешнего мира, создавая подспорье для сознательного поведения. Имеется распределение на 2 группы: ПропреоцитивныйОтвечает за расположение тела и опорно-двигательного аппарата в пространстве, обеспечивая человеку возможность к передвижению. Также заключает в себе ощущение равновесия и двигательного аппарата. Взаимодействие происходит при помощи мышц, суставов и связок. Свойства ощущенийОтвечают за состояние человека во время их воздействия. В философии называется следующими наименованиями: МодальностьОтвечает за качество характеристики ощущений. Является основной особенностью, расположенной в каждом конкретном ощущении. Имеет функцию распределения одного ощущения от другого. Примером для слуха будет служить – тембр голоса и его громкость. ИнтенсивностьОтвечает за количество характеристик. Можно определить силу раздражителя, воздействующего на объект. ЛокализацияЯвляется пространственной характеристикой. Ее свойство заключается в указании месторасположения источника раздражителя. ДлительностьЯвляется временной характеристикой. Ее свойство указывать временной промежуток воздействия раздражителя. Пороги чувствительности Чтобы почувствовать воздействие любого из раздражителей, он должен обладать определенной интенсивностью и величиной (на большом расстоянии человеческий шепот не будет слышен собеседником). В пример приведу следующую ситуацию: Задается вопрос собеседнику, находящемуся на расстоянии, как прошел день. Он не способен услышать ваш вопрос, из-за недостаточного количества интенсивности. Вы повышаете громкость своего голоса, ожидая, что этого будет достаточно. Собеседник начнет слышать неразборчивую речь, вернее говоря, слышать звуки. Он смог воспользоваться слухом, но при понижении громкости, он вновь ничего не услышит. Такие ощущения называются нижним абсолютным порогом чувствительности. Говоря простым языком – это едва заметная сила раздражения, вызванная едва заметным ощущением. С течением времени подбирание необходимого уровня громкости начнет надоедать, поскольку собеседник постоянно плохо слышит. Если предположить, что вы не желаете сократить дистанцию с собеседником, то придется сильно повысить уровень громкости при помощи крика, но в данный момент рядом с вами оказался другой человек. Он же, в свою очередь, более чем хорошо услышал вас, да так, что его уши ощутили боль. Такие ощущения называются верхним абсолютным порогом чувствительности. Максимальная сила раздражителя слишком высокая и может вызывать болезненное ощущение. Понятие об ощущении порогов – является способностью анализаторов к отражению отдельных свойств раздражителей или тонких различий между ними. Наука, осуществляющая изучение порогов ощущений, называется психофизика. Абсолютный порог ощущений отвечает за минимальную величину раздражителя, во время которой начинают возникать ощущения. Если раздражитель не достигает порога, то он не ощущается. Примером служит пыль, опускающаяся на кожу. Более слабый раздражитель имеет меньше возможностей воздействия на ощущения. Разностный порог отвечает за минимальное движение изменения интенсивности раздражителей и вызывает очень слабо заметные изменения ощущений. Разностная чувствительность – является относительной величиной. Существует вывод Эрнеста Вебера, что человек воспринимает не различия объектов, а отношение различий к величине сравнения объектов. Отдельные ощущенияАдаптацияГоворит о влиянии приспособления анализаторов к действующим раздражителям, меняя их чувствительность. Подобное происходит при двух случаях: повышении и понижении чувствительности. Адаптация присутствует при всех проявлениях и видах ощущений. Большую заметность имеет зрение, обоняние, кожные ощущения и вкус. Менее всего имеет выразительность орган слуха. Примером послужит, что требуется время к адаптации к яркому солнечному свету при выходе из темного помещения. Также вспомните, проведя длительное время в помещении, где воняло, то этот запах преследует нас еще длительное время после покидания зловонного помещения. СенсибилизацияОтвечает за повышенность чувственности анализаторов, работающих от влияния психических факторов. Проявляет себя при взаимодействии различных анализаторов. В определенных условиях, это связанно с повышением чувствительности одного конкретного органа с одновременно функционирующим другим органом ощущений. Примером послужит ощущение холода. Во время его воздействия произойдет обострение слуха и зрения, но при высокой температуре и духоте, произойдет снижение чувствительности данных ощущений. Очень часто можно встретить людей с компенсацией или возмещением. Обычно оно происходит, когда один из органов восприятия перестает функционировать. Допустим, человек потерял зрение, но посредством компенсирования обострил слух и обоняние. СинестезияОлицетворяет появление из-за раздражения одного анализатора ощущения, который характерен другим анализаторам. Данное явление редкость. Для примера можно привести композиторов, обладающих «цветным» слухом. Он может распознавать высокий звук, как светлый, а низкий звук, как темный. Если у вас имеются дополнения по теме, поделитесь ими в комментариях.
|