что такое ось в истории
Ось (значения)
Ось (слово «ось» происходит от древнерусского «ость» — долгий усик на плевеле каждого зерна колосовых растений или волос в пушном товаре) — понятие некой центральной прямой, в том числе воображаемой прямой (линии):
См. также
Литература
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Ось (значения)» в других словарях:
Оптическая ось (значения) — Оптическая ось: Оптическая ось прямая, проходящая через центры кривизны всех линз или зеркал оптической системы. Оптическая ось кристалла направление в кристалле, вдоль которого не происходит двойного лучепреломления … Википедия
Ось — У этого термина существуют и другие значения, см. Ось (значения). Ось (слово «ось» происходит от праславянской формы). В настоящее время означает серединную линию … Википедия
ОСЬ ВАГОННАЯ — имеет наружные шейки вследствие расположения колес между рамами вагонов или вагонных тележек. На сети дорог СССР находится в обращении до 15 типов О. в., отличающихся размерами отдельных частей. В настоящее время они сведены к 4 типам: С 1 весом… … Технический железнодорожный словарь
Ось мира (значения) — Ось мира (лат. Axis mundi) в мифологии и религии ось, связывающая небо и землю. Ось мира (астрономия) диаметр, вокруг которого происходит вращение небесной сферы (см. Небесная сфера). Ось Мира (англ. Axis for Peace) конференция,… … Википедия
ОСЬ ПАРОВОЗНАЯ — в зависимости от назначения и расположения колесных пар м. б. ведущей, сцепной и поддерживающей (передней, или бегунковой, и задней). Как правило, О. п. выполняются с внутренними шейками ввиду расположения рам между колесами; однако иногда… … Технический железнодорожный словарь
Ось мира — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия
Ось эклиптики — Небесная сфера разделена небесным экватором. Небесная сфера воображаемая вспомогательная сфера произвольного радиуса, на которую проецируются небесные светила: служит для решения различных астрометрических задач. За центр небесной сферы, как… … Википедия
Ось зла (политика) — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обнов … Википедия
Ось зла (астрономия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ось зла. Ось зла (англ. axis of evil) гипотетическая протяжённая область («ось» вселенского масштаба), вокруг которой происходит ориентация всей структуры Вселенной. Само название… … Википедия
Что такое ось в истории
Ось (слово «ось» происходит от праславянской формы). В настоящее время означает серединную линию.
Литература
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. (словарная статья «ость»)..
Полезное
Смотреть что такое «Ось» в других словарях:
ось — ось/ … Морфемно-орфографический словарь
ОСЬ — ОСЬ, оси, мн. осей, жен. 1. Деревянный или металлический стержень, на концах которого помещаются колеса. Тележная ось. Вагонная ось. Автомобильная ось. Задняя ось. 2. Прямая линия, проходящая внутри какого нибудь тела и обладающая особыми… … Толковый словарь Ушакова
ось — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? оси и оси, чему? оси, (вижу) что? ось, чем? осью, о чём? (на) оси, о чём? об оси; мн. что? оси, (нет) чего? осей, чему? осям, (вижу) что? оси, чем? осями, о чём? об осях 1. Ось это… … Толковый словарь Дмитриева
ОСЬ — (1) в прикладной механике стержень, опирающийся на опоры и поддерживающий вращающиеся части машин (колёса вагонов) или механизмов (зубчатые колёса часов). В отличие от (см.) О. не передаёт полезного крутящего момента (см. (5)), а работает в… … Большая политехническая энциклопедия
ОСЬ — ОСЬ, воображаемая прямая линия, вокруг которой вращается некоторое тело или которая определяет вращение. В механике ось это линия, которая проходит в продольном направлении через центр стержня или вращающегося вала. В географии и астрономии это… … Научно-технический энциклопедический словарь
ось — оси и оси, на оси; мн. род. ей; дат. сям; ж. 1. Стержень, на котором держатся колёса, вращающиеся части машин, механизмов и т.п. Ось телеги. Передняя, задняя о. О. колеса, пушки. Вращающаяся, неподвижная о. 2. Спец. Воображаемая прямая,… … Энциклопедический словарь
ОСЬ — в математике,1) ось координат прямая с указанными на ней направлением, началом отсчета и выбранной масштабной единицей, служащей для определения положения точек.2) Ось симметрии см. Симметрия … Большой Энциклопедический словарь
ОСЬ — мест., ·стар. сей? малорос. вот, здесь, тут. Улюби же король Андрей совет ось (сего, вот этого) Пакослава, ·стар. II. ОСЬ сущ., жен., см. острить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ОСЬ — мест., ·стар. сей? малорос. вот, здесь, тут. Улюби же король Андрей совет ось (сего, вот этого) Пакослава, ·стар. II. ОСЬ сущ., жен., см. острить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ОСЬ — (Axle, axis) деталь, поддерживающая вращающиеся части. Различают неподвижные оси, если вращающиеся части свободно насажены на ось, и подвижные, если они закреплены и вращаются вместе с осью. В отличие от вала ось не передает крутящего момента, а… … Морской словарь
ось — 1) колесная ось; 2) ведущая колесная ось. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Ось мировой истории и осевое время в исторической концепции К. Ясперса
В чем же суть так называемого «осевого времени» и почему его значение для истории человечества столь велико?
Иными словами, речь идет о событиях, почти синхронно развернувшихся на обширном пространстве от берегов Хуанхэ до греко-римского региона в середине I тысячелетия до н. э. Именно тогда проповедовали Будда и Конфуций, Заратустра и библейские пророки; тогда же были написаны Упанишады, книги Ветхого Завета, ранние части Авесты и Махабхараты, зародилась и расцвела мысль античных философов и трагиков, джайнистов, представителей шести классических индийских даршан. Все это Ясперс и обозначил как «осевое время». «Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и ограниченность своих возможностей, ставит радикальные вопросы, требует освобождения, спасения от страданий». По мнению Ясперса, в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершился переход к универсальности. Человечество в целом совершает скачок. Иными словами, осевое время знаменовало прорыв сознания за пределы, очерченные географическими, культурными, этническими и временными границами. В самом деле, ведь даже и в наши дни христианство и ислам, дальневосточные учения и большинство секулярных доктрин, так или иначе, остаются генетически связанными с материнским лоном «осевого времени». Мы найдем в нем монотеизм и материализм, отрешенный мистицизм и поиск справедливого общественного порядка, эстетические идеи и нравственные кодексы. Вопрос в том, следует ли рассматривать это лоно просто как памятник минувшего или же признать в нем резервуар живой духовности, необходимой для современного мира. Кроме того, важно определить, насколько универсально наследие «осевого времени», не содержит ли оно ценности, способные питать лишь локальные потоки культур
Отвечая на эти вопросы, Ясперс утверждал как действенность прошлого для наших дней, так и вселенскую тенденцию, заложенную в «осевом времени».
Ясперс особенно подчеркивал, что в «осевое время» человек осознает свою отделенность от природного мира и трагичность своего бытия, т. е. оказывается в «пограничной ситуации». «Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира». Действительно, сотериологические доктрины, «религии спасения», возникли именно в «осевое время».
Далее возникает следующий вопрос: в чем причина упомянутого параллелизма? И почему в трёх различных областях Земного шара, в регионах с совершенно разными культурными истоками относительно в одно и то же время возникают и формируются целые идеологические системы с по сути сходным идейным ядром? Причем наличие здесь реальных заимствований и импульсов исключено. Лишь, после того как в Китай в конце осевого времени проник буддизм между Индией и Китаем возникла духовная коммуникация на более глубоком уровне. Связи между Индией и Западным миром существовали всегда, но большое значение они получили лишь в эпоху Римской империи, когда стали проходить через Александрию. Поэтому вопрос о взаимоотношениях между Индией и Западом вообще остается в стороне.
Карл Ясперс считает тезис Альфреда Вебера убедительным, однако считает, что он указывает лишь на одну предпосылку. Контраргументом, говорит Ясперс, может служить Китай, где возникает богатая культура осевого времени, но нет ни трагического сознания, ни эпоса. Противоречит этой концепции и Палестина, где не было вторжения кочевников, и, тем не менее, пророками был внесен существенный вклад в духовное созидание осевого времени.
Таким образом, Ясперс, очерчивая контуры осевого времени, сохраняет вопрос о причинах его происхождения открытым и продолжает утверждать, что тайна осевого времени не раскрыта. В своей книге «Истоки истории и ее цель» он пишет: «Может создаться впечатление, будто я хочу указать на то, что произошло божественное вмешательство. Ни в коей мере. Я стремлюсь только опровергнуть удобное и по существу ничего не значащее толкование истории как постижимого и необходимого поступательного развития человечества, стремлюсь сохранить этот вопрос открытым и оставить место для возможных новых концепций, которые мы теперь даже не можем себе представить».
Мыслитель утверждает, что именно осевым временем структурируется мировая история и далее делает попытку наметить эту структуру:
1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Они продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, и были им восприняты. Монументальность в религии, в религиозном искусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственных образованиях была для людей осевого периода предметом благоговения и восхищения, подчас даже образцом (например, для Конфуция, Платона), но таким образом, что смысл этих образцов в новом восприятии совершенно менялся. Так, идея империи заимствована у великих культур древности. Однако если первоначально эта идея была творческим принципом культуры, то теперь она становится принципом консервации и стабилизации гибнувшей культуры. Иными словами, принцип, который некогда служил принципом развития, теперь вновь утверждается, но уже в качестве осознанно деспотического, ведущего к «замораживанию» общества.
2. Тем, что было создано и продумано в то время человечество живет вплоть до сего дня.
4. При сопоставлении трех сфер, о которых идет речь (Китай, Индия и Запад), выявляется глубокое сходство между ними, несмотря на их отдаленность друг от друга.
Все это Ясперс резюмирует следующим образом: « осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Предшествующие ему великие культуры древности теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимыми по мере того, как они примыкают к движению осевого времени. Доисторические народы остаются доисторическими вплоть до того времени, пока они не растворятся в историческом развитии, идущем от осевого времени; в противном случае они вымирают. Осевое время ассимилирует все остальное. Если отправляться от него, то мировая история обретает структуру и единство, способные сохраниться во времени, и, во всяком случае, сохранившиеся до сего дня».
Таким образом, Ясперс намеревается наметить структуру мировой истории, отталкиваясь от осевого времени. Здесь речь идет о том, в какой степени мировая история структурируема посредством или по отношению к осевому времени. Ясперс формирует это в следующем предложении: «Осевое время как бы проливает свет на всю историю человечества, причем таким образом, что вырисовывается нечто, подобное структуре мировой истории». Иными словами, стремясь понять значение осевого времени, он пытается найти подход к структуре мировой истории в целом.
Из ясперсовского изображения специфических особенностей мысли и осознания осевой эпохи ясно, что они родственны философской вере. Ясперс это признает: время рождения и закрепления философской веры как раз и есть осевая эпоха. И все-таки определенное первенство имеет единство самой эпохи, единство истории. Без этого исходного единства не стало бы возможным в принципе родственное толкование (герменевтика) истории, объединяющее рационализм и религиозность.
Таким образом, отметим, что Ясперс впервые взглянул на историю интеллектуального переворота в целом, поставив рядом не только философов Эллады, Индии и Китая, но и пророков действовавших в Иране и Израиле VIII-II вв. до Р.Х. При разработке идеи осевой эпохи он мог вполне ограничиться изучением греческой философии, но в кругозор ученика Вебера прочно вошли Индия и Китай, где религия и философия не обособились друг от друга, и философское движение было одновременно религиозным. И, безусловно, будучи учеником Вебера, который не рассматривал историю как процесс единого развития, а разделял ее на аспекты многомерного анализа, Ясперс не мог не учесть наиболее значимых культурных особенностей всех упомянутых этносов.
Охватив мыслью все три очага интеллектуальной революции древности, автор «Истоков истории» подытожил попытки объяснить одновременность духовного скачка в трех регионах, слабо связанных или совсем не связанных друг с другом, и признал это загадкой, не нашедшей рационального решения (факт самоограничения разума, достойный самой высокой оценки).
Построение Ясперса никак нельзя назвать умозрительным, навязывающим истории абстрактные схемы. Он сам подчеркивал, что пришел к идее «осевого времени» эмпирически, опираясь на вполне конкретные факты, хорошо известные до появления его книги «Истоки истории и ее цель («Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», 1949). Ученый лишь вычленил тот общий исходный пункт, где возникли основные парадигмы мышления Востока и Запада.
Страны оси
Страны «оси» (нем. Achsenmächte ; яп. 枢軸国 су: дзику-коку; итал. potenze dell’Asse ; по термину «ось: Берлин — Рим», а позднее «ось: Берлин — Рим — Токио» [1] [2] ), известные как нацистский блок, гитлеровская коалиция, — агрессивный военный и экономический союз Германии, Италии, Японии и других государств, которому противостояла во время Второй мировой войны антигитлеровская коалиция.
Содержание
История образования [ | ]
Военно-политический блок стран «оси» был основан тремя государствами: Германией, Италией и Японией, составившими ядро блока. Каждая из этих стран пришла в блок по разным причинам, но по единым прошедшим событиям Первой мировой войны и событиям последующих десятилетий:
Германия [ | ]
Потерпела поражение в Первой мировой войне. Лишилась ряда своих европейских территорий и утратила все заморские колонии в Азии и Африке, лишилась статуса империи. Должна была выплачивать странам-победителям гигантские репарации. В немецком обществе, сразу после окончания войны, возникли настроения реванша, крайнего национализма и милитаризма, нашедшие поддержку в военных и промышленных кругах Германии. Мировой экономический кризис конца 1920-х — начала 1930-х, коснувшийся и Германии, только укрепил эти настроения и позволил прийти к власти в стране в начале 1933 года нацистам во главе с Гитлером. Новые власти немедленно установили тоталитарный режим. Одним из первых шагов их правительства был вывод Германии из Лиги Наций, которую немецкая делегация покинула уже 20 октября 1933 года. Фактически, гитлеровским правительством был заложен курс на восстановление Германской Империи, но без монархии, а с вождизмом и реваншизмом. Поэтому было естественным, что врагами немцев на международной политической арене должны были стать всё те же страны-победители в Первой мировой войне и прежде всего Великобритания и Франция. Также, наиболее первостепенным для Гитлера стал план по новому переделу Европы и ликвидации мирового порядка, установленного с образованием Лиги Наций, присоединение к Германии всех немецкоговорящих территорий в Европе, (Австрия, Судеты, Эльзас и Лотарингия, Силезия и бывшая Пруссия), а в перспективе и захват большей части Европейского континента.
Италия [ | ]
Эта страна была одним из победителей в Первой мировой войне, входила в союз «Антанты», являлась одним из государств-создателей Лиги Наций. Однако участие в той войне обернулось для Италии большими потерями и финансовым разорением. К 1919 году страна оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе. По итогам войны Италии отошли некоторые территории бывшей Австро-Венгерской империи, однако итальянцы получили не всё, что желали и что обещали им союзники. На фоне всего этого в стране начали расти националистические настроения. Вокруг итальянских ветеранов войны начали зарождаться первые политические и военно-националистические организации правого толка, в будущем ставшие фашистскими. Например, один из участников войны, поэт и политический деятель Габриеле д’Ануццио, вдохновлённый историей Италии, величием Римской империи, основал так называемое движение сквадристов, которые в 1919 году захватили хорватский город Риеку, объявив эти территории исконно итальянскими и основав там самопровозглашённую Республику Фиуме.
В это же время в националистические движения Италии влился и Бенито Муссолини, который при поддержке д’Ануццио основал крайне правое политическое движение, названное фашистским и стал его лидером. Итальянские фашисты пришли к власти в стране в 1922 году и установили тоталитарный режим. Первоначально, отношения с бывшими союзниками по «Антанте» у Италии были довольно хорошими, тогда как с Германией они обострились в 1934 году, после попытки путча в соседней с Италией Австрии. Однако уже после Второй итало-эфиопской войны 1935-1936 годов, которая провозглашалась фашистами, как один из этапов восстановления «Величия Вечного Рима», основания новой Римской империи, а фактически желания сделать большую часть Средиземноморского региона итальянскими владениями, Италия была подвергнута резкой критике и санкциям со стороны Лиги Наций, но в июле 1936 года Лига Наций отменила эти санкции. В дальнейшем отношения с Великобританией и Францией становились всё более прохладными, тогда как с Германией наоборот, началось сближение, закреплённое в ноябре 1937 года вхождением Италии в Антикоминтерновский пакт, после чего Италия, также как и Германия четырьмя годами ранее, вышла из Лиги Наций 11 декабря 1937 года. В следствие наметившегося потепления политических взаимоотношений между Москвой и Берлином, союз Италии с Германией был подтверждён 22 мая 1939 года Стальным пактом, уже не содержащим упоминания СССР или Коминтерна в качестве врага.
Япония [ | ]
Ещё со времён Средневековья эта страна позиционировала себя как экспансионистская и милитаристская держава, где военные были всегда уважаемым и привилегированным классом. Обладающая скромными природными ресурсами, Япония стремилась к захвату соседних территорий и прежде всего богатых ресурсами Китая и Кореи. Постепенно, после промышленной революции второй половины XIX века, Япония стала самым промышленно- и военно-развитым государством в Юго-Восточной Азии и надеялась установить полный колониальный контроль в этом регионе. В Первую мировую войну Япония вступила на стороне стран «Антанты» видя в них сильного союзника и желая получить германские колонии в Китае. После окончания войны к Японии отошли многие германские колонии в Юго-Восточной Азии, например город Циндао, расположенный на территории Китая. Однако в к 1920-м годам в Японии стали возрастать настроения крайнего национализма и милитаризма, всё больше проникавшие в правительство. В военных кругах стало популярным настроение, что «Великая Японская империя словно восходящее солнце должна озарить своим светом всю Азию» и должна стать владычицей всей Юго-Восточной Азии, включая Китай, Индокитай и даже Австралию и Океанию. С этой территории должны быть изгнаны все «европейские варвары», а их колонии должны перейти под контроль японцев. В то время Индокитай являлся колонией Франции, Ост-Индия колонией Нидерландов, Австралия и Новая Зеландия доминионами Великобритании, к тому же на территории некоторых китайских городов имелись концессии многих европейских держав. Воспользовавшись гражданской войной в Китае, японцы в 1931 году захватили Манчжурию (территория Китая), образовав там марионеточное прояпонское государство Манчжоу-го. Военная интервенция японцев в Китай вызвала резкую критику в Лиге Наций, вследствие чего японская делегация 27 марта 1933 года публично покинула заседание и страна вышла из этой международной организации.
Таким образом к середине 1930-х годов сформировались три основных государства, желавших осуществить передел мирового порядка, установленного после Первой мировой войны и закреплённого Версальским договором (контроль за соблюдением этого порядка возлагался на Лигу Наций).
Уже в 1920-х годах между Германией и Японией были установлены тесные дипломатические отношения, существенно укреплённые после прихода к власти в Германии Гитлера. Видя в Германии единственного европейского союзника, способного одобрить их действия в Азии, японцы придавали этим отношениям очень высокую оценку. В свою очередь, Германии нужен был надёжный союзник в Юго-Восточной Азии. Схожие националистические и антикоммунистические государственные позиции двух стран привели к установлению союзнических отношений.
К 1937 году между Германией и Италией, в том числе и на фоне гражданской войны в Испании, где оба государства оказывали военную помощь генералу Франко и испанским националистам, начали налаживаться двухсторонние отношения. В 1937 году Муссолини посетил Берлин с официальным визитом, где его встречали как почётнейшего гостя. В том же 1937 году Италия присоединилась к Антикомминтерновскому пакту Германии и Японии.
Таким образом союз стран «оси» первоначально был основан на германо-японском Антикоминтерновском пакте и германо-итальянском Стальном пакте, а полностью оформился 27 сентября 1940 года, когда Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о разграничении зон влияния при установлении «нового порядка» и военной взаимопомощи. Позднее к пакту присоединились Венгрия, Румыния, Болгария и Таиланд, а также марионеточные государства, созданные Германией и Японией.
Часто странами «оси» называют все государства, вступившие в войну со странами Антигитлеровской коалиции, независимо от подписания ими пакта.
Экономические и военно-политические связи стран «оси» [ | ]
Берлинский пакт подразумевал военное и экономическое сотрудничество. Основным поставщиком сырья и готового вооружения для европейских союзников являлся Третий рейх. Япония из-за своего географического положения была в некоторой изоляции, но, имея собственную высокоразвитую промышленность и огромные ресурсы захваченного Китая, обходилась своими силами.
Страны «оси» [ | ]
В скобках указана дата вступления в войну на стороне стран «оси» (против стран антигитлеровской коалиции) и дата выхода из войны.
Режимы, претендовавшие на преемственность от бывших членов блока [Прим. 5] :
Союзники стран «оси» [ | ]
В скобках указана дата вступления в войну на стороне стран «оси» (против стран антигитлеровской коалиции) и дата выхода из войны.
Коллаборационистские правительства и администрации на оккупированных Германией территориях [ | ]
Территории, оккупированные и аннексированные Третьим рейхом [ | ]
Марионеточные государства на территориях, занятых Японией [ | ]
Территории, оккупированные и аннексированные Италией [ | ]
Марионеточные государства на территориях, занятых Италией [ | ]
Нейтральные и дружественные страны [ | ]
23 августа 1939 года между Германией и СССР был подписан договор о ненападении, секретная часть которого разграничивала сферы влияния государств-подписантов в Европе. Уже в сентябре 1939 года были развязаны совместные боевые действия Германии и СССР против Польши, положившие начало Второй мировой войне. В предвоенный период конца 1930-х годов между СССР и Германией были налажены активные экономические взаимоотношения и торговля. В 1940 году шли переговоры о возможном присоединении СССР к пакту «стран оси» («пакт четырёх держав»), но начавшаяся в 1941 году война между СССР и Германией естественным образом прекратила всякое взаимное сотрудничество двух сторон и предопределила присоединение СССР к блоку антигитлеровской коалиции вместе с Францией, США и Великобританией.
Формально вишистская Франция сохраняла нейтралитет и являлась государством-правопреемником Французской республики, однако будучи практически марионеточным государством поддерживала с Германией тесное экономическое и иное сотрудничество; подчиняющиеся правительству Виши вооружённые силы принимали участие в боевых действиях против антигитлеровской коалиции на территориях некоторых колоний (см. Мадагаскарская операция, Сенегальская операция, Сирийско-Ливанская операция, Габонская операция). После оккупации Южной Франции Германией в 1942 году власть режима Виши стала чисто номинальной, выполняя исключительно административные функции.
Во время войны Швеция соблюдала нейтралитет, оказывая явное предпочтение Германии, которой помогала кредитами и поставками вооружений. Это практически единственное государство, обеспечивавшее Германию заграничными поставками железной руды после того, как Англия установила блокаду немецких портов.
Хотя режим Франко был полностью обязан своей победой в гражданской войне благодаря военной помощи со стороны Германии и Италии, Испания не объявляла войны странам антигитлеровской коалиции. Однако правительством Испании была сформирована «Голубая дивизия» (исп. Divisiòn Azul ), состоящая из почти 20 тысяч добровольцев, дивизия воевала на Восточном фронте на стороне Гитлера. В июле 1943 года Испания заявила о своём нейтралитете, а 20 октября Франко принял решение о выводе этой дивизии с фронта и расформировании соединения; тем не менее часть добровольцев осталась на фронте и вступила в Испанский батальон СС.
Несмотря на нейтралитет Швейцарии, в ходе Второй мировой войны её правительство регулярно испытывало на себе давление как со стороны держав Оси, так и со стороны союзников. Каждая из заинтересованных сторон стремились использовать положение страны в своих интересах и в то же время противодействовать интересам противника. Причём изменение ситуации на фронтах соответственно влияло и на интенсивность внешнеполитических воздействий.
Уже во время войны около 2200 швейцарских граждан [12] служили добровольцами в вермахте и СС.
Несмотря на имеющуюся напряжённость в отношениях, Швейцария очевидно была полезнее для Германии в качестве партнёра, чем в качестве врага.
По железным дорогам Швейцарии перевозились немецкие и итальянские военные грузы.
Сохраняло нейтралитет из-за невыгодного геополитического расположения между Советским Союзом и союзнической Британской Индией. На протяжении всей войны в Афганистане шла борьба разведок. Советской разведке удалось нейтрализовать действия немецкой и итальянской разведок, сохранить Афганистан в качестве нейтральной страны и укрепить влияние СССР в этом регионе. После второй мировой войны Афганистан оказался в советской сфере влияния. Германия планировала подорвать позиции Англии в Индии путём провоцирования выступлений племён в Афганистане. В начале 1944 г. в Восточной провинции началось восстание пуштунов, однако Германия к тому времени терпела поражения от Советской армии и ей было не до событий в Азии. Тем более, что к тому времени усилиями советских и британских спецслужб активное ядро германской резидентуры в Афганистане было нейтрализовано. Восстание 1944-45 гг. историками не рассматривается как часть Второй мировой войны.
Сохраняло нейтралитет вместе со Швейцарией, однако в последний месяц войны правительство Лихтенштейна пропустило на свою территорию остатки частей 1-й Русской национальной армии под командованием генерала Б. А. Смысловского воевавших на стороне вермахта, предоставив им защиту и отказавшись выдать её военнослужащих союзникам.
С сентября 1939 года Португалия объявила о своём нейтралитете и сохраняла его на протяжении всей войны. Также страна торговала вольфрамом на обе стороны.
Несмотря на торговую и внешнеполитическую ориентацию Тибета на Японию, и на желание Японии включить Тибет в так называемую Сферу Всеобщего Процветания, Тибет так и сохранил свой нейтралитет. Однако японцами были напечатаны тибетские деньги, советником по делам Тибета японского правительства был приглашён Аоки Бунке, который 20 лет до этого переводил на тибетский японские военные руководства. Капитуляция Японии в 1945 году положила конец этим планам.