что такое орда в фильме стекло
Стекло: Я верую, а значит, я существую…
Долго, очень долго я откладывала просмотр и наконец добралась до этого фильма. Насколько понимаю, в этой картине сойдутся сразу три героя из комиксов: Зверь-Орда и парочка из «Неуязвимого».
Начиная смотреть я не питала особых надежд, но была очень приятно удивлена. Джеймс Макэвой как всегда обалденный, а фильм просто потрясный и он сильно впечатлил меня. Я даже к комиксам начала относиться совсем по-другому. Но не буду забегать вперед, все по порядку.
Столкновение со Зверем и лаборатория
Собственно, с момента первого фильма прошло не так уж много времени. После того, как убежище в зоопарке было раскрыто, Кевину Крамбу, а точнее его многочисленным личностям пришлось искать себе новое убежище. Они обосновались на каком-то заброшенном заводе.
Мисс Патриция и Деннис постоянно находят Зверю новых жертв, но он появляется слишком редко. На этот раз они привели сразу несколько девиц. Хедвиг дает Орде какой-то свет. Что это значит? А, понятно. Это время, когда личность может главенствовать.
Зверя или Орду разыскивает Дэвид Данн (Брюс Уиллис), а за ним почему-то охотится полиция. По наводке сына Данн обследовал то самый завод, где Деннис держит своих жертв. Они даже столкнулись на улице с Хэдвигом. Дэвид почти сразу сообразил, что это тот, кто ему нужен. Он освободил пленниц, но тут явился Зверь, завязалась драка, а тут как раз подоспели полицейские вместе с доктором Элли Стейпл.
Достаточно было пары вспышек специального света и Зверь тут же изменился. В общем, оба оказались в какой-то специально оборудованной лаборатории. Здесь же находится и Элайджа Прайс. Элли не дура, каждому пациенту она обеспечила те условия, которые лишают их силы. Для Орды это свет, для Дэвида — вода, для Элайджи — камеры, которые следят за каждым его шагом.
Безвольной толпой легче управлять…
Кстати, Элли (Сара Полсон «Американская история ужасов») занимается исключительно людьми, которые считают себя супергероями. Она собирается за три дня обследовать всех троих и назначить им лечение. Сделать супергероев нормальными? Погнала пропаганда уравниловки. Стремление сделать всех одинаково слабыми.
Когда люди уверены в том, что они не способны ни на что, ими можно легко манипулировать. Кому это надо? Явно тем, кто нами управляет. Кто-то очень сильно заинтересован в том, чтобы мы так и оставались спящими послушными овцами…
Встреча Кейси Кук с Ордой
Но едем дальше. Кейси Кук, узнав, что Орду поймали, приходит к доктору Стейпл и просит устроить ей свидание с Кевином. Психиатр сначала отказывает, с удивлением отмечая то, что Кейси ведь жертва, как она может. Потом, правда, соглашается. Интересно, но Кейси вовсе не боится никого из Орды, наверное, она не испугалась бы даже Зверя. Слишком они все одинаковые – все жертвы.
Во время этой встречи на свет выходит сначала Хедвиг, потом Деннис, а потом появляется сам Кевин. Так подействовало на него прикосновение рук Кейси. Удивительно, все личности отлично помнят и очень хорошо относятся к девушке. Кейси за это время успела засудить собственного дядю. После встречи с Ордой сделала то, чего не могла раньше. Это ли не успех?
Супергерои просто больные люди?
Например, Зверь лазает по стенам, потому что Кевин долго наблюдал за скалолазами, а прутья в зоопарке просто старые, и даже она может их разогнуть. А сын Дэвида после смерти матери возомнил отца супер героем, чтобы легче было пережить потерю. А то, что сам Дэвид не болел и выживал в ужасных катастрофах, ну так, просто совпадение.
И она настолько убедительна, что, кажется, двое из троих поверили. Только Элайджа остался непоколебим. Ему не нужно в чем-то убеждаться, он и так все знает и понимает. Вот где гений, он обманул всех и даже сидя в камере сумел выяснить то, что ему нужно. Сдается мне, что дамочке психиатру еще придется убедиться в том, что ее мнение совершенно неверное.
Мистер Стекло и немного рассуждений
Мистер Стекло уверен в свою очередь, что комиксы документальное подтверждение тому, что некоторые люди обладали и обладают сверх способностями. У некоторых они проявляются очень явно, у других спят. Меня зацепили слова Элайджи:
«Серия пейзажей 19-го века, воспевающих силу природы. Изображения разрушительных штормов было тогда в моде.»
Мда, просто природа разбушевалась и художникам хотелось это рисовать. Остается только один вопрос: с чего бы это природе было так расходиться? А может на то была некая внешняя причина. Что должно было произойти, чтобы начались все эти катаклизмы? И да, никто уже и не отрицает, что природа в 19-м веке сильно разгулялась.
Супергерои есть и это реальность!
Увы, в чем-то доктор Стейпл права. Некоторые фанаты действительно просто одержимы комиксами, но на деле ничего из себя не представляют. Но это ничего не меняет. Почему нельзя допустить, что один человек из миллиона действительно имеет способности? И это не выдумки, а реальность.
Например, в психушках сидят кучи людей, мнящих себя Наполеонами и прочими личностями. Но нельзя отрицать тот факт, что хотя бы один Наполеон действительно реально существовал. Я повторяюсь, но по сути, она тупо уравнивает всех. И да, выражение «Я мыслю, а значит, существую» в корне неверное. Правильно должно звучать так:
Возможно, это трудно для понимания, но все что происходит в материальном мире, вначале происходит на тонком плане, то есть на уровне мысли. любое реализованное желание прежде всего является нематериальной идеей. А без веры в результат реализовать что-то достаточно сложно.
Комиксы и супергерои не выдумка?
Вообще, с некоторых пор подозреваю, что комиксы реально не выдумка. Может ли так быть, что это жизнеописание людей, оставшихся от той прошлой цивилизации, которая была совершенно другой. И не исключено, что ее представители имели не только волшебные, но и много других способностей.
И да, не все злодеи из комиксов такие уж злые. Например, Орда. Они совсем не рады тому, что приходится убивать. Да и сам Зверь не убивает невиновных, а лишь тех, что живут беззаботной жизнью. А Магнито вообще восстал против людей из-за того, что они не хотели признавать супергероев.
Ага, интересный момент, когда Кейси говорит, что Зверем управляет Кевин. Почему бы и нет. Деннис появился первым еще в детстве Кевина. А может, он появился не сам по себе, может его призвал Кевин? Как и прочих, как и Зверя? Это ли не супер сила? Причем эта сила не в руках Зверя, а в сознании Кевина. Это как в «Апгрейде», только там был ИИ.
Тайное общество раскрыло свои планы
Что сказать, финал неожиданный весьма. И не из-за того, что все умерли, а из-за того, почему это произошло. Цель доктора Стейпл не была помощь заблудшим людям с психическими расстройствами. Она пришла сюда, чтобы уничтожить их. С Данном почти получилось, но Стекло вмешался и выпустил Орду. Все, кто оказались в этом месте увидели воочию, что супер люди существуют.
По ходу своего отзыва я не раз говорила, что существует некое общество, тайное, конечно, заинтересовано в том, чтобы все люди были обычными и если где-то появляются люди со способностями, их уничтожают. Чуть позже мадам Стейпл подтвердила мои догадки на все сто.
Они, видите ли, совсем не темные, им все равно, за что борются супергерои за справедливость или творят зло. Им важно, чтобы не было вообще никого. На счет 10 тысяч лет это конечно чушь, скорее всего сроки куда меньше. А супер люди это лишь отголоски прошлой цивилизации. Потому гибель или скорее их убийство очень и очень символично.
Смотреть осознанно обязательно
Я так расстроилась, когда все трое настоящих супергероев погибли, что уже не ожидала ничего хорошего. Но мистер Стекло оказался гением, он просчитал все заранее. Он показал миру, что супергерои существуют. И хотя все трое были уничтожены, для доктора Стейпл это стало полным поражением. Потому монолог мистера Стекло это то самое послание миру и я хочу привести его полностью:
«Тайные силы мешают осознать нам, на что мы способны. Понять, что те наши силы, которые мы считаем сверхчеловеческими, на самом деле реальны. Я полагаю, если все увидят как преображается человек, понявший и признавший свой дар, это пробудит и других. Вера в свои силы заразна, позволим друг другу стать супергероями, иначе мы никогда не пробудимся. Кем бы ни были те, что скрывают от людей нашу правду, сегодня они проиграли.»
И послание это не просто часть кино, это послание зрителям, которое нужно услышать и принять как руководство к действиям. Вокзал это еще один символ. Именно с вокзала мы можем отправиться туда, куда захотим. Осталось лишь осознать и сделать первый шаг в новый мир.
Что сказать, фильм сногсшибенный, особенно его посыл. Ниже добавлю неплохой обзор, который еще подкидывает информации для размышления. В общем, смотреть «Стекло» нужно обязательно. Но при этом нужно понимать, что это кино совсем не для развлечения, это реально пособие по выживанию. Иначе и не назовешь. Не проснемся, не осознаем свои силы, погибнем…
Смысл фильма «Стекло». Что хотел сказать Шьямалан?
Фильм «Стекло» завершил так называемую трилогию «Истрейл 177» (так назывался потерпевший крушение поезд из «Неуязвимого») М. Найта Шьямалана. Он соединил линии Дэвида Данна (Наблюдатель), Кевина Венделла Крамба (Орда, Зверь) и Элайджи Прайса (мистер Стекло).
В каждой из частей трилогии кто-то из персонажей провозглашал принцип, который иллюстрировали события картины. Поэтому, чтобы понять философию «Стекла», надо кратко вспомнить и идеи двух предыдущих фильмов.
«Неуязвимый»: в комиксах заключено тайное знание
В «Неуязвимом» охранник Дэвид Данн чудесным образом выжил при крушении поезда. В попытках разобраться, что же с ним происходит, он встретил Элайджу Прайса, коллекционера и владельца магазина комиксов. Тот выяснил, что Данн никогда не болеет, чудесным образом остаётся цел, когда должен был получить тяжёлые травмы, и к тому же умеет предугадывать намерения преступников. А единственное, что может причинить ему вред, — вода, потому что в детстве он чуть не утонул.
Прайс сообщил Дэвиду, что он один из редких людей, с которых были списаны супергерои. То есть первичны супергерои, а не комиксы. Прайс провел параллели с настенной живописью Древнего Египта, где изображения богов и героев соседствовали с бытовыми сюжетами. Дэвид долго отмахивался от слов Элайджи, но в итоге поверил ему и стал народным мстителем-вигилантом, карающим преступников.
Затем выяснилось, что Прайс организовал несколько катастроф, приведших к массовым жертвам, чтобы выявить неуязвимого человека — полную противоположность его самого, страдающего повышенной хрупкостью костей. Идею о существовании идеальных антиподов Прайс, он же Мистер Стекло, также почерпнул из комиксов.
«Сплит»: чисты только страдающие
В детстве Кевин Венделл Крамб подвергался психологическому и физическому насилию со стороны своей матери. Издевательства могли начаться по любому поводу, например, из-за крошек на одежде мальчика. Чтобы защитить Кевина, в его голове появились другие люди — новые личности, каждая со своим характером и историей. Дробление оказалось неуправляемым, и к началу событий «Сплита» внутри Кевина уже жило 23 человека.
Некоторые из них обладали преступными наклонностями, и законопослушные личности запретили им доступ к «пятну света» — управлению телом Кевина. Но личности-изгои, назвавшись Ордой, захватили контроль над пятном и начали похищать молодых девушек, прислушиваясь к некоей 24-й суперличности, Зверю. Зверь убедил Орду, что страдания очищают человека, следовательно, все нестрадавшие, молодые и невинные, — нечисты. Здесь можно увидеть отсылку к провозглашенному Фридрихом Ницше в «Сумерках идолов» принципу «все, что не убивает тебя, делает тебя сильнее». В теории о возвышении страдальцев можно уловить элементы и другой известной теории Ницше.
Зверь видит себя первым сверхчеловеком — существом, превосходящим изнеженных homo sapiens, бесстрашным лидером, который должен задать вектор эволюции человечества. Никакой революции, впрочем, не происходит: СМИ справедливо преподносят похищения и убийства как действия маньяка. Удивительно, но идеи Зверя восприняла только Кейси — единственная, кого он пощадил в «Сплите», увидев шрамы на ее теле. Пережитое в подвале у Кевина вдохновило ее наконец-то засадить своего дядю-педофила за решетку.
«Стекло»: Главное — вера в себя
В «Стекле» вся троица оказалась в психиатрической клинике, где доктор Стейпл принялась убеждать их, что их силы — не реальны, а психосоматичны. И несмотря на то, что мы действительно видели доказательства сверхчеловеческих способностей Наблюдателя и Зверя (первый выжил при взрыве поезда, второй ползал по стенам и вынес два выстрела в упор из дробовика), герои начали сомневаться в себе.
Насколько сильной должна быть вера в себя, чтобы у человека открылись суперспособности? Очевидно, позитивных намерений и смелости для этого недостаточно. Должно произойти некое экстремальное событие (Дэвид в детстве чуть не утонул, Кевин хотел спастись от матери-изверга), что согласуется с принципом «сила в страдании».
Далее фильм снова иллюстрирует принцип «жизнь — лишь отражение комиксов». Мистер Стекло сделал вид, что хочет спровоцировать решающую битву между Наблюдателем и Зверем в небоскребе посреди города, как положено по лекалам «специальных изданий». На самом деле битва происходит во дворе клиники, где вся троица погибает. Это входило в план Мистера Стекло, которому удалось сохранить запись боя между первыми настоящими сверхлюдьми и передать Кейси, своей матери и сыну Дэвида. Те, не желая, чтобы их близкие погибли зря, опубликовали записи.
Произошло то, чего пыталась не допустить тайная организация, в которую входит доктор Стейпл. Эта группа веками устраняла людей со сверхспособностями, видимо, дабы не допустить наступления хаоса, в котором не все смогли бы контролировать суперсилы, появления суперзлодеев и просто психопатов. Теперь же все двери открыты, и зрителям намекают, что мир уже не будет прежним. Персонажи заявляют, что перед нами — история происхождения, заря супергероев.
Похоже, что суперсилы по Шьямалану могут активироваться не только перенесенными травмами, но и от вдохновения другими супергероями. В этом случае, правда, неясно, почему за восемьдесят лет издания комиксов появилось так мало мета-людей. Принцип «веры в себя» в этом случае конкурирует с принципом «очищения через страдания», но революция, задуманная Зверем, все же должна произойти.
Необъяснённой осталась сцена, в которой Зверь трансформируется из Хедвига в переходе. Хедвиг останавливается перед несколькими бродягами и начинает превращаться. Что должно произойти дальше? Побитые жизнью бомжи явно не входят в число хозяев жизни, которых Зверь хочет уничтожить. Или он хочет вдохновить их своей развитой мускулатурой? На этом сцена обрывается.
Шьямалан заявил, что не собирается снимать продолжение «Стекла». В эпоху, когда кинокомикс — один из самых прибыльных жанров, режиссер предпочел снять анти-комикс, проговаривающий вслух собственные сюжетные повороты, но содержащий и типично шьямалановские сюжетные завихрения.
Мир, показанный в трех фильмах, оригинален, но полон нестыковок и условностей, которые вряд ли выдержат дополнительную нагрузку в лице героев. Вряд ли «Стекло» станет новым словом в жанре, однако оно останется в памяти зрителей как экспрессивное высказывание.
Стекло (2019) — концовка, ее смысл и объяснение
Концовка «Стекла» содержит три больших твиста и три смерти, а также бесповоротно меняет будущее вселенной «Неуязвимого». Мы подробно разберем все, что произошло в конце фильма, что это означает и к чему может привести.
Являясь продолжением «Неуязвимого» и «Сплита», «Стекло» соединяет истории Дэвида Данна (Брюс Уиллис), Элайджи Прайса по прозвищу «Стекло» (Сэмюэл Л. Джексон) и Кевина Уэнделла Крампа по прозвищу «Орда» (Джеймс МакЭвой). Спустя 20 лет после того, как он пережил крушение поезда, в результате которого погибли все остальные пассажиры, Дэвид стал охотником на преступников. Он может читать мысли, прикасаясь к людям, а также обладает сверхсилой, которая позволяет ему исполнять функции Смотрящего.
В начале фильма «Стекло» Данн охотится на Орду, который продолжает похищать девочек-подростков для того, чтобы приносить их в жертву 24-й личности по имени «Зверь». В разгар битвы между Данном и Ордой их обоих ловит полиция. Героев помещают в психиатрическое учреждение, в котором уже 20 лет содержится Элайджа Прайс, которому постоянно дают транквилизаторы.
Доктор Элли Стейпл (Сара Полсон) пытается вылечить всех трех героев, убив их веру в собственные супергеройские способности. Однако в конечном итоге ей так и не удается скрыть от них правду. Мистер Гласс придумывает хитрый способ раскрыть миру правду и привлекает к реализации своего плана Зверя. Также он провоцирует Дэвида на оказание им сопротивления, что приводит к финальной битве у стен больницы. Вслед за этим происходит несколько сюжетных поворотов — их даже больше, чем в предыдущих фильмах М. Найта Шьямалана. А теперь давайте разберем все это более подробно.
Орду создал Мистер Гласс
Железнодорожные катастрофы имеют большое значение в вселенной «Стекла». Отправной точкой «Неуязвимого» стало крушение поезда Eastrail 177, которое подстроил Элайджа Прайс в попытке найти избранного, которым оказался единственный выживший — Дэвид Данн. Затем в «Сплите» постепенно выясняется, что отец Кевина Уэнделла Крамба погиб в железнодорожной катастрофе. Из-за этого мальчик остался на попечении жестокой матери, что в конце концов привело к множественной диссоциации его личности.
Первый из больших твистов «Стекла» состоит в том, что это был один и тот же поезд: Кларенс Уэнделл Крамб сидел всего несколькими рядами позади Дэвида Данна. Это означает, что Мистер Гласс случайно создал не только Смотрящего, но и Орду. Гласс считает себя великим создателем героев и злодеев. По его мнению, убийство Кларенса было счастливой случайностью, а не несчастным случаем. Конечно, Орда воспринимает это несколько иначе. Долгое время он терзался ненавистью к самому себе, которая в итоге направилась на Элайджу.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Намеки на этот твист присутствовали как в «Сплите», так и в «Стекле» (появилась даже соответствующая теория фанатов). В «Сплите» была показано, что отеце Кевина умер, когда тот был ребенком, что хронологически могло совпасть с катастрофой «Неуязвимого» 2000 года. Впервые Орда превращается в Зверя, после того как возлагает цветы на железнодорожной станции «30-я улица» в Филадельфии — там же где-то когда-то чудом выжил Дэвид. «Стекло» дает еще больше подсказок, например, подтверждается, что Кевину 27 лет, т.е. в 2000 году ему было шесть лет. Элайджа находит важный секрет в своем файле в больнице. Также до правды докапывается и Джозеф Данн.
Все три супергероя умирают рядом с близкими людьми
Финальная битва между Смотрящим и Зверем заканчивается гибелью всех участников сражения. Каждый герой умирает в лучших традициях комиксов — рядом со всеми тремя в момент смерти находится близкий человек, который помогает им принять неизбежное.
Зверь нападает на Мистера Стекло, когда узнает о его роли в смерти Кларенса Веделл Крамба. Элайджа падает на землю, ломая еще больше своих хрупких костей и медленно истекая кровью в обществе своей матери (Шарлин Вудард). Мистер Стекло был человеком с огромным интеллектом, но с серьезными физическими недостатками. Таким образом, он считал себя великим вдохновителем супергероев. Его болезнь — несовершенный остеогенез — с детства причиняет Элайдже страдания. Весьма интересно, что хотя Гласс — злодей этой истории, его гибель на самом деле является частью его собственного плана. И гибель Мистера Гласса — это катарсис, а не крах. Это в полной мере становится понятно в самом конце фильма (об этом ниже).
Что такое организация «Клевер»?
Однако героев «Стекла» убивает не просто абстрактное общество. У снайпера, который стреляет в Кевина, имеется татуировка на запястье, которая изображает черный клевер. Такую же татуировку имеет спецназовец, который топит Дэвида, а также Элли Стейпл. Второй важнейший твист «Стекла» состоит в том, что есть тайная организация с эмблемой в виде клевера, которая занимается сдерживанием супергероев.
Финал «Стекла» раскрывает не слишком много подробностей об организации «Клевер», однако многое можно понять из разговоров героев фильма. Понятно, что «Клевер» считает суперспособности угрозой для развития человечества. По словам Стейпл, существование супергероев является несправедливостью, поэтому необходимо не только сдерживать этих людей, но и держать их существование в секрете от широкой общественности. «Клевер» так или иначе существует уже в течение 10 000 лет, т.е. со времени зарождения современного человечества. В наше время эта организация функционирует как высокоорганизованное секретное сообщество. Члены «Клевера» проводят собрания в ресторанах, чтобы обсудить свои планы. В 2019 году они отправляют Элли Стейпл в тур по стране, чтобы успокоить людей и ликвидировать любые утечки информации о супергероях.
Этому твисту в «Стекле» уделяется не так уж много экранного времени. Стейпл и ее спецназ загнали Дэвида и Орду в угол почти в два счета.
Если вы думаете, что организация «Клевер» занимается «отстрелом» супергероев, то ошибаетесь. Их цель состоит в сдерживании и умиротворении супергероев, а достигнуть этого можно и не прибегая к грубой силе.
Одна из центральных идей «Стекла», которая звучит и в «Сплите» — это связь суперспособностей с психическими заболеваниями. В «Сплите» сверхсилы провозглашались обратной стороной психического заболевания, порожденного травмами. Но в «Стекле» эта идея ставится под сомнение. В Розовой комнате Стейпл рассказывает, что все «чудеса», которые мы видели до этого можно объяснить совершенно рациональными способами. Например, чтение мыслей Дэвидом — это лишь талантливый фокус, а Зверь — это просто человек, который выдержал попадание медленно летящих пуль и согнул ветхие металлические прутья. На протяжении всего второго акта «Стекла» эта теория находит все больше подтверждений. Однако в финале она разбивается на мелкие кусочки.
Беседа в Розовой комнате и есть настоящая атака организации «Клевер». Они называют способности Дэвида, Кевина и Элайджи проявлениями мании величия, чтобы убедить их и всех окружающих, что эти трое не более чем обычные люди. «Клеверу» известно, что поверить в такие способности кого бы то ни было действительно нелегко. Дэвиду потребовался целый фильм, чтобы убедиться в своей Неуязвимости. Изначально только две из 23 личностей Кевина верили в Зверя.
«Клевер» прибегает к насилию только тогда, когда «пациенты» отвергают эту успокоительную теорию. В конце «Стекла» все три супергероя осознают свои силы и получают поддержку от близких людей, которые верят в их исключительность. В этот момент организация «Клевер» оказывается перед угрозой поражения, поэтому она вынуждена принять радикальные меры. Эта небольшая деталь очень важна для всех трех фильмов.
Однако несмотря на все ухищрения организация «Клевер» в конце фильма терпит сокрушительное поражение. И это заключительный твист «Стекла».
План Мистера Стекла
Главный твист «Стекла» приблизительно совпадает с твистом «Неуязвимого»: за всем этим стоял Мистер Стекло. Его план вовсе не состоял в террористической атаке на новый небоскреб Филадельфии. Вместо этого вся его борьба была самоубийственной миссией — реалити шоу для камер наблюдения и заключительным шагом в его миссии по приведению супергероев в реальный мир.
Пробудившись после многих лет приема лекарств, Элайджа начал приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам и использовать их в своих интересах. Он подменил свои лекарства на аспирин, переделал устройство для лоботомии, подружился с Ордой и разработал план побега. Затем, воспользовавшись сотнями видеокамер, установленных в больнице, он продемонстрировал реальные суперспособности, транслируя их в прямом эфире. После смерти эти видео попали к миссис Прайс, Кейси и Джозефу, которые решили показать их всему миру.
Это красивое завершение арки Мистера Стекла. В фильме «Неуязвимый» он совершил три террористических акта, пытаясь найти супергероя и привлечь к нему внимание всего мира. Результатом этих усилий стало появление Дэвида Данна (и Орды), однако Стекло был заключен в тюрьму, прежде чем смог донести существование Неуязвимого до общественности. В фильме «Стекло» ему это, наконец, удалось, правда, ценой своей смерти. Этот финальный твист разворачивается на протяжении всего фильма. Например, часть событий мы видим через камеры видеонаблюдения.
Единственный минус во всем этом — это то, что Стекло, конечно же, не знал об организации «Клевер» для которой весь его план был крайне враждебным актом. Элли узнает обо всем, когда слышит разговор двух подростков, которые обсуждают гениального Вдохновителя. Эта становится для нее личным оскорблением. Неожиданным последствием реализации плана мистера Стекла может стать крах анти-супергеройских «Иллюминатов».
Из того, что Мистер Стекло в заключительном фильме показан в позитивном свете, можно легко сделать вывод, что Шьямалан оправдывает или даже поддерживает злодея. Однако это не тот случай, когда фильм пытается сдвинуть границы добра и зла. И это наиболее ярко проявляется в последних минутах Элайджи.
«Стекло» — это история происхождения супергероев
Один из самых сложных моментов «Стекла» — последние слова Элайджи. Его мать спрашивает его, почему все пошло не так, как в комиксах с лимитированным тиражом. На это Стекло отвечает, что это не лимитированное издание, а история происхождения. Такое утверждение может показаться несколько странным. Но Мистер Стекло прав: пока Элайджа делает последние вздохи, Кевина убивает снайпер, а Дэвида топят, остальная часть человечества узнает о суперспособностях и о том, на что люди способны на самом деле. Это история происхождения мира, которому известно о супергероях. Как говорит миссис Прайс, «это начало вселенной».
Вера играет большую роль в фильмах М. Найта Шьямалана. Все его персонажи так или иначе вовлечены в конфликты — религиозные, философские и т.д. В «Стекле» и во всей трилогии «Неуязвимого» эти конфликты проявляются в разных ситуациях — например, в том, как Дэвид Данн борется со своими вновь обретенными способностями, которые Элайджа считает неоспоримыми. В «Сплите» Зверь и Кейси учатся уверенности, которая нужна девушке, чтобы противостоять ее дяде. В последнем фильме об уничтожении способностей Элли Стейпл снова ввергает Дэвида в сомнения, чтобы правда никогда не вышла на свет. Все это находит финальное разрешение в формуле «Весь мир должен переосмыслить то, во что он верит».
Что дальше?
Несмотря на убийство трех главных героев, у «Стекла» получился довольно открытый финал. Его финальные кадры отражают смену парадигмы для всего мира, и это открывает множество возможностей. Реальный мир теперь знает о существовании супергероев, и это приведет к том, что все больше людей узнают о своих суперспособностях и не побоятся их раскрыть. С другой стороны организация «Клевер», безусловно, повержена. Их старания закончились неудачей, и теперь правду уже не получится утаивать.
Но не будем обольщаться. «Клевер» работает уже на протяжении тысячелетий и наверняка сталкивался с чем-то подобным и раньше. Попытки обуздать супергероев с помощью правительства, общественного мнения или других скрытых инструментов обязательно будут продолжены.
Тем не менее, мы вряд ли увидим дальнейшее развитие этого противостояния. «Стекло» всегда позиционировалось как конец трилогии, и Шьямалан неоднократно заявлял, что в будущем намерен рассказывать только новые, оригинальные истории — так что мы вряд ли увидим «Стекло 2» или «Сплит 3». Поскольку финал «Стекла» полностью раскрыл идею веры и приход супергероев в массы, дальнейшая эксплуатация вселенной «Неуязвимого» маловероятна.