что такое оптимизация налогообложения

Оптимизация налогов

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Для любой хозяйственной деятельности важна эффективная оптимизация налогообложения: это помогает предпринимателю снизить выплаты в бюджет и сохранить больше денег в бизнесе.

Что такое налоговая оптимизация

что такое оптимизация налогообложения. 410. что такое оптимизация налогообложения фото. что такое оптимизация налогообложения-410. картинка что такое оптимизация налогообложения. картинка 410. Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.Налоговая оптимизация — это комплекс методов и подходов для эффективного планирования (минимизации) налогов, перечисляемых в бюджет. Правильная оптимизация налогов (осуществляемая законными методами), а также прогнозирование различных рисков, помогают избежать больших убытков и сохранить стабильное положение фирмы на рынке.

Эксперты выделяют два способа минимизации налогов физических и юридических лиц:

Легальные способы оптимизации налогов

Выбор подходящей системы налогообложения. Специальные налоговые режимы позволяют организациям выплачивать в бюджет небольшую часть своих доходов. Проведите расчеты, сравните выгодность разных налоговых режимов для вашего конкретного бизнеса. Воспользуйтесь нашим калькулятором систем налогообложения, чтобы рассчитать нагрузку на каждом режиме по своим параметрам.

Проверка добросовестности контрагентов. Если контрагент окажется недобросовестным, то расходы по сделке с ним не будут приниматься налоговой и вам придется заплатить больше налогов. Используйте системы проверки контрагентов на благонадежность. Например, в бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия такая система есть.

Разработка правильной учетной политики. В зависимости от специфики бизнеса учетная политика поможет законными методами уменьшить налоговую базу и платежи в бюджет. Здесь читайте об учетной политике ООО на УСН.

Применение налоговых льгот. Это законные возможности уменьшить налоги или не платить их совсем. Но льготы есть не у всех. Льготы и послабления есть почти по всем налогам, кроме налога на игорный бизнес. Например, здесь мы рассказывали о налоговых льготах для IT-компаний.

Коронавирусная благотворительность. Если вы пожертвуете имущество или деньги на борьбу с коронавирусом, то сможете учесть их стоимость во внереализационных расходах при расчете налога на прибыль. Для УСН и ЕСХН это тоже актуально. Важно, что имущество должно быть предназначено для диагностики и лечения коронавируса, а также для предотвращения его распространения. Например, можно пожертвовать арматуру для строительства инфекционного отделения для коронавирусных больных. Право на учет расходов действует, если помощь получили некоммерческие медицинские организации, органы госвласти и управления или местного самоуправления, ГМУ или ГМУП.

Дефорсирование двигателя. Транспортный налог зависит от мощности двигателя. Если ее уменьшить, ежегодные отчисления государству можно будет сократить. А побочный бонус — экономия на страховке. Чтобы получить эти преимущества, снизить мощность нужно официально и по закону, отметив изменения в ПТС, свидетельство и полис. Варианта два: исправить данные в паспорте, если они указаны неверно, или уменьшить мощность двигателя. Для уменьшения заменяют мотор или проводят дефорсирование с разрешения ГИБДД.

Нелегальные способы минимизации налогов: не используйте их

Многие организации для ухода от налогов применяют различные махинации. Налоговые органы, догадываясь об этом, исследуют схемы уклонения от уплаты налогов и довольно быстро приходят с проверками и наказаниями в неудачливую организацию. Вот самые простые противозаконные схемы, о которых хорошо известно налоговым работникам.

Дробление бизнеса. Это бизнес-процесс, в результате которого появляется несколько новых организаций, вместо одной крупной. Так, налогоплательщики пытаются сохранить право на спецрежимы, остаться в реестре МСП, одновременно работать с партнерами с НДС и без него. Однако если компания не имеет собственных источников дохода, не может самостоятельно выбирать направления расходов и свою прибыль передает в другую организацию, то штрафы здесь гарантированы.

Обналичивание средств организации. Иными словами, создание фирм-однодневок. Через такие организации недобросовестные предприниматели выводят деньги по фиктивным сделкам, переводя безналичные деньги в наличные.

Присоединение к организации убыточной компании. В результате такого присоединения снижаются налоги (НДС, налог на прибыль). Однако налоговый сотрудник, конечно, заострит свое внимание на приобретении убыточной компании и проверит, является ли убыток действительным, или же он фиктивный.

Типичные ошибки при проведении процедуры оптимизации

Использование налоговой оптимизации требует от организации серьезного подхода, так как ошибки, допущенные в налоговом учете, могут привести к незапланированным расходам в виде штрафов.

Отсутствие цели оптимизации. Ваши действия по сокращению налогов должны иметь обоснование — убедительную бизнес-цель, ради которой вы так или иначе преобразовали организацию. Это нужно будет при необходимости объяснить налоговой и подтвердить документально.

Изменение схемы работы задним числом. Переход на новую систему налогообложения занимает время, и большой организации потребуется больше времени. Побеспокойтесь заранее о переходе на новый налоговый режим.

Использование схем, которые стоят на особом контроле у государства. Воздержитесь от нелегальных приемов сокращения налогов. Опытные сотрудники налоговой службы занимаются исследованием махинаций налогоплательщиков, которые позже доводятся до всех сотрудников инспекций.

Недостаточный инструктаж работников. Применение схем оптимизации требует проработки. Поясните алгоритм новой схемы сотрудникам и создайте для них письменные инструкции. Тогда они смогут при необходимости дать актуальные пояснения налоговой службе.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Оптимизируйте налоги законными способами с бухгалтерским сервисом Контур.Бухгалтерия. Здесь есть удобный налоговый и бухгалтерский учет, варианты учетной политики для малого бизнеса, проверка контрагентов. Наши эксперты помогут выбрать удобный налоговый режим и применять налоговые льготы. Первые 14 дней работы в сервисе — бесплатно.

Источник

Что такое налоговая оптимизация. Объясняем простыми словами

Основная задача налоговой оптимизации — свести к минимуму все налоговые платежи и по возможности отсрочить их. При этом важно не нарушить закон и не получить штрафные санкции. А это часто бывает непросто: налоговики часто приходят с претензиями, когда грань между налоговой оптимизацией и дроблением бизнеса не столь велика и очевидна.

Пример употребления на «Секрете»

«Большая часть способов налоговой оптимизации базируется на разделении бизнеса. В связи с этим сложилась непонятная ситуация: что считается дроблением бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а что нет?»

(Глава консалтинговой компании «Сальдо фаворит» Екатерина Звягина — о том, что делать, если налоговый инспектор вызывает на допрос.)

Нюансы

«Налоговая оптимизация помогает снизить фискальные выплаты в среднем на 10–35%», — утверждает адвокат коллегии «Железников и партнёры» Вячеслав Голенев. Он рассказывал «Секрету» о популярных и законных способах налоговой оптимизации.

Дробление бизнеса

Предприятие разделяют на несколько юрлиц, каждое из которых попадает под действие налоговых льгот. Целью дробления обязательно должно быть повышение экономической эффективности предприятия (например, снижение затрат или усиление самостоятельных направлений), а не уменьшение налогового бремени. При этом должно соблюдаться важное условие: разделяться могут параллельные направления бизнеса, которые могут существовать сами по себе, независимо друг от друга, а не технологическая цепочка, состоящая из разных этапов производства.

Кэш-пулинг

Обычно применяется для холдинговых компаний. Если все компании имеют счёт в одном банке и не проводят между собой расчёты, то тогда применяется кэш-пулинг. В этом случае банк все деньги всех предприятий группы рассматривает как единое целое. Как единый счёт. На неиспользуемые финансовые средства группы банк начисляет проценты как на обычный банковский вклад гражданина. Это приносит дополнительный доход. Если же кто-то из компаний пользуется кредитом, выданным ранее банком, то выплаты по нему гораздо ниже среднерыночных. То есть взимается обычный (ниже рыночного) процент. Это снижает издержки на кредитные выплаты и оптимизирует налоги, так как уменьшается налогооблагаемая база предприятий.

Выплата суточных

Многие предприниматели не знают, что могут выплачивать своим работникам, направляемым в служебные командировки, суточные без налогообложения. Это касается и налога на доход физических лиц (НДФЛ), и налога на прибыль, и страховых взносов.

От уплаты НДФЛ освобождается выплата работодателем своему работнику суточных в размере не более 700 рублей за каждый день в командировке по России и не более 2500 рублей за каждый день за границей.

Освобождение от уплаты НДС

Бывает, выручка у организации или ИП, использующих основную систему налогообложения, небольшая, но при этом возможно расширение бизнеса, о чём ведутся длительные переговоры с потенциальным клиентом, работающим на такой же системе налогообложения. В таких случаях на период ведения переговоров в соответствии со статьёй 145 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от уплаты НДС.

Для этого должно выполняться следующее условие: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки компании или ИП от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей. В таком случае налогоплательщик вправе подать в налоговый орган уведомление, к которому прикладываются выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) или из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют ИП), а также выписка из книги продаж.

Источник

Как инвесторам законно оптимизировать налоги: шесть способов

что такое оптимизация налогообложения. 2a150ff5109082c35a4a1a869d9b807a compressed v1. что такое оптимизация налогообложения фото. что такое оптимизация налогообложения-2a150ff5109082c35a4a1a869d9b807a compressed v1. картинка что такое оптимизация налогообложения. картинка 2a150ff5109082c35a4a1a869d9b807a compressed v1. Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Помимо налоговых льгот и вычетов для инвесторов, есть несколько нюансов налогового законодательства, которые могут уменьшить налогооблагаемую базу.

Наличие статуса налогового резидента РФ

Если вы являетесь налоговым резидентом РФ, то инвестиционные доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13% (15% при превышении 5 млн руб. в год). При наличии данного статуса вы сможете применять налоговые вычеты: по ИИС (подп. 2, 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ), по переносу убытков на будущее (ст. 220.1 НК РФ), по долгосрочному владению ценными бумагами (подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

А вот доходы налоговых нерезидентов РФ в общем случае облагаются налогом по ставке 30% и 15% для дивидендов от компаний РФ. При этом перечисленные налоговые вычеты нерезиденты РФ применять не могут.

Окончательный налоговый статус, определяющий порядок налогообложения доходов, уточняется по итогам налогового периода.

Например, в начале 2021 г. вы числились налоговым нерезидентом РФ и ваши доходы облагались по ставке 30%, а в сентябре 2021 г. вы принесли документы, подтверждающие статус резидента. В этом случае ваши доходы с начала 2021 г. будут пересчитаны по ставке 13%.

Если вы являетесь налоговым нерезидентом РФ, но хотите поменять свой статус, необходимо представить документы, подтверждающие фактическое время пребывания на территории РФ, которое должно быть не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Расходные документы

Согласно Налоговому кодексу, при подсчёте налогооблагаемой базы доходы от продажи ценных бумаг можно уменьшить на расходы, связанные с приобретением данных ценных бумаг (хранением, реализацией). Если в течение календарного года вы зачисляли ценные бумаги от другого брокера (депозитария, реестра), получали в дар или в рамках наследства, то для учёта затрат нужны документы, подтверждающие расходы.

В случае отсутствия у брокера документов, подтверждающих расходы на приобретение ценных бумаг, налоговая база при продаже (погашении) будет рассчитана без учёта понесённых расходов. А в случае превышения 5 млн руб. для налоговых резидентов РФ уже будет применяться повышенная ставка в размере 15%.

Пример

Иван Иванович приобрёл в 2020 г. акции «Газпрома» на сумму 4 млн руб. через брокера «А». В 2021 г. он перевёл данные ценные бумаги брокеру «Б» и продал их за 6 млн руб.

При наличии подтверждающих документов налогооблагаемая база Ивана Ивановича составит 2 млн руб., с которых брокер рассчитает и удержит налог по ставке 13% в сумме 260 тыс. руб.

При отсутствии подтверждающих расходных документов налогооблагаемая база Ивана Ивановича составит 6 млн руб., с которых брокер рассчитает и удержит налог по ставке 13% в сумме 650 тыс. руб. и по ставке 15% — 150 тыс. руб.

Если затратные документы не представлены брокеру в течение календарного года, когда были реализованы ценные бумаги, за учётом расходов необходимо обращаться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Для возврата налога необходимо представить налоговую декларацию 3-НДФЛ с приложением подтверждающих документов.

Особые условия расчёта налога по еврооблигациям Минфина России

Налоговым кодексом предусмотрено особое условие подсчёта доходов от продажи (погашении) еврооблигаций Минфина России. Данное правило действует как для доходов налоговых резидентов РФ, так и для нерезидентов РФ. Это не является льготой или налоговым вычетом.

Согласно законодательству, при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте, расходы на приобретение указанных облигаций пересчитываются в рублях по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов от реализации (погашении) указанных облигаций (абз. 22 п. 13 ст. 214.1 НК РФ). То есть именно для данных еврооблигаций РФ для подсчёта затрат берётся тот курс, который был на дату получения доходов от реализации.

Таким образом, данный расчёт обеспечивает освобождение от налогообложения доходов, получаемых в результате изменения курса иностранной валюты при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов, номинированных в иностранной валюте.

Закрытие убыточных позиций

Расчёт финансового результата осуществляется по каждой операции/сделке отдельно. Общая налогооблагаемая база определяется путём сложения полученных финансовых результатов нарастающим итогом за налоговый период. Все эти процедуры делает брокер, поскольку является налоговым агентом. Для уменьшения налогооблагаемой базы можно рассмотреть продажу снизившихся в цене ценных бумаг. Но здесь нужен анализ, насколько выгодно вам продавать тот или иной актив.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Пример

Иван Иванович купил акции «Газпрома» за 100 тыс. руб. и ОФЗ за 150 тыс. руб.

В 2021 г. он продал данные активы: «Газпром» за 200 тыс. руб., ОФЗ — за 100 тыс. руб. На момент продажи они обращались на организованном рынке ценных бумаг. Брокер зафиксировал финансовый результат по каждой сделке.

Продажа «Газпром» принесла прибыль в размере 100 тыс. руб., с которой был исчислен налог 13 тыс. руб. Продажа ОФЗ — убыток в размере 50 тыс. руб.

Далее брокер сальдирует данные финансовые результаты, по итогам чего налогооблагаемая база уменьшается и налог вместе с ней:

100 000 руб. — 50 000 руб. = 50 000 руб. * 13% = 6500 руб., вместо 13 000 руб.

Учтите, финансовые результаты по брокерскому счёту учитываются отдельно от финансовых результатов, полученных на ИИС. А обращающиеся и необращающиеся инструменты между собой не сальдируются.

Самостоятельное сальдирование финансовых результатов при наличии нескольких брокеров

Если вы торгуете через одного брокера (профучастника), то он, являясь налоговым агентом, самостоятельно в течение календарного года сальдирует ваши финансовые результаты, согласно законодательству.

Если вы торгуете через нескольких профучастников и за один календарный год у одного получили прибыль, а у другого — убыток, вы имеете право подать декларацию 3-НДФЛ и самостоятельно просальдировать данные финансовые результаты.

Причём неважно, торговали вы через российских брокеров или иностранных. Это даст возможность уменьшить налогооблагаемую базу и вернуть излишне уплаченный налог.

Перенос срока уплаты налогов

Ещё один способ оптимизации — отсрочить дату удержания налога. Рано или поздно он всё равно будет удержан/оплачен, но за это время неудержанные суммы можно инвестировать и получить прибыль.

Чаще всего купоны и дивиденды приходят уже очищенными от налога. Но есть исключения, которые зависят от того, что это за купоны или дивиденды, на какой счёт они оступают и так далее. А вот на сумму прибыли от реализации (погашении) ценных бумаг налоги начисляются, но в моменте не удерживаются.

Удержание налога по обычному брокерскому счёту налоговым агентом производится (ст. 226.1 НК РФ):

Расчёт финансовых результатов и налогооблагаемой базы идёт нарастающим итогом с начала года. И если вы в течение календарного года выводите денежные средства и при этом у вас образовалась прибыль, то налог будет удержан в момент вывода.

Один из вариантов избежать раннего удержания НДФЛ — без необходимости не выводить денежные средства со счёта в течение года.

Если вы не выводите деньги и при этом есть рассчитанный налог, то в течение января следующего года налоговый агент обязан удержать налог с рублёвого остатка на брокерском счёте. Исключение составляет ИИС.

Если остатка денежных средств нет (например, все активы находятся в ценных бумагах), брокер не сможет удержать налог. В этом случае он сообщит налоговой инспекции о том, что налог не удержан и инспекторы выставят физлицу уведомление. Уплатить налоги по этому уведомлению следует не позднее 1 декабря года, следующего за отчётным.

Например, вы получили доход от купли-продажи ценных бумаг в течение 2021 г. При этом деньги в 2021 г. не выводили. На конец года и в течение января 2022 г. на счёте не было свободного денежного остатка, только ценные бумаги. Таким образом, брокер не смог удержать налог, и оплатить его следует по уведомлению не позднее 1 декабря 2022 г.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Обзор законных способов оптимизации налогов. В чем помогут УП, комиссионеры, аутсоринг и предприниматели

что такое оптимизация налогообложения. 4e2b872269b2bd5f9b0c9533048668a6 compressed v1. что такое оптимизация налогообложения фото. что такое оптимизация налогообложения-4e2b872269b2bd5f9b0c9533048668a6 compressed v1. картинка что такое оптимизация налогообложения. картинка 4e2b872269b2bd5f9b0c9533048668a6 compressed v1. Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Наряду с откровенно незаконными способами ухода от налогообложения, такими, как использование однодневок, существуют и вполне законные.

В статье описано несколько способов законной оптимизации налогообложения. Каждый из них все равно может вызвать претензии налоговиков, но доказать легальность этих методов вполне возможно.

В конце июня 2021 года на «Клерке» пройдет бесплатный вебинар «Налоговая оптимизация 2021: как по закону нельзя и как можно?». Записывайтесь.

Законные и незаконные способы оптимизации налогообложения

Одной из главных целей деятельности любого предприятия является получение прибыли. Чтобы прибыль увеличивалась, а предприятие развивалось, необходимо постоянно совершенствовать бизнес-процессы или оптимизировать их.

Большая часть предприятий идет по самому легкому пути развития — минимизируют свои расходы. И в первую очередь «под нож» идут самые большие и самые не нужные — налоги. Снизить их, то есть провести оптимизацию налогов, они пытаются различными способами. Притом порой выбирают незаконные методы и способы оптимизации.

Что такое оптимизация налогов? Это действия налогоплательщика, которые заключаются в использовании предоставленных законом прав, освобождающих от уплаты налогов или позволяющих выбрать наиболее выгодные формы предпринимательской деятельности.

Законные способы оптимизации налогов

1. Выбор наиболее выгодной системы налогообложения.

От этого выбора будет зависеть, какие налоги и по каким ставкам организация будет платить, какую отчетность и с какой периодичностью сдавать.

2. Максимальное использование налоговых льгот.

Законодательство предоставляет льготы в виде пониженных ставок налогов или полного освобождения от уплаты платежей в бюджет, а также налоговые каникулы для начинающих предпринимателей.

Большинство этих льгот принимаются на региональном уровне, и многие предприятия и ИП о них даже не знают. Если же узнать о своих правах и грамотно ими воспользоваться, то можно существенно снизить налоговую нагрузку, а в некоторых случаях и полностью освободиться от уплаты налогов.

3. Разработать грамотную учетную политику.

Выбор учетной политики и ее составление — очень важный момент в деятельности предприятия. Какие группы расходов вы в ней пропишите, какие резервы создадите, так и будут формироваться ваши доходы и расходы. При правильной работе с учетной политикой предприятие само регулирует, в каком объеме и периоде принять доходы или расходы, когда заплатить налогов больше, а когда меньше.

4. Подбор персонала и привлечение сторонних организаций для оказания услуг.

Иногда, содержа в штате целые отделы, отвечающие за тот или иной участок работы, нужно задуматься: зачем вам столько работников, какой объем работы они выполняют. Ведь вы платите им зарплату и перечисляете с нее немалые налоги.

В то же время для выполнения определенных работ, например, для юридического сопровождения, обслуживания компьютерной техники, управления организацией, можно привлекать сторонние организации.

В таком случае ваша выгода будет заключаться в том, что вы на законных основаниях сможете отнести на налоговые расходы суммы за оказанные услуги, не начислять на эти суммы зарплату и не платить с нее налоги.

Способов законной оптимизации налогов много. Выбирать только вам. Но делать это нужно заблаговременно и аккуратно, чтобы не пересечь границу закона.

Однако многие организации, прикрываясь ширмой якобы законной оптимизации налогов, на самом деле просто уходят от них. И таких схем и методов намного больше. Вот только некоторые из них.

Незаконные способы оптимизации налогов

1. Использование в деятельности сомнительных контрагентов (фирм-однодневок).

Этот незаконный метод заключается в создании формального документооборота между самой организацией и цепочкой фирм-однодневок для увеличения расходов по прибыли и вычетов по НДС. Организации, использующие эту схему, научились подтверждать входной НДС при камеральных проверках путем сдачи минимальной отчетности за своих мнимых контрагентов и предоставления пакета документов по встречным проверкам. В свою очередь, налоговые органы научились это выявлять.

2. Дробление бизнеса путем создания организаций и ИП на спецрежимах.

Деятельность ведется несколькими организациями и ИП, применяющими спецрежимы (УСН, ЕНВД, ПСН). Как правило, руководителем всех организаций является одно лицо или его ближайшие родственники.

Эта схема имеет очень большую популярность, называясь семейным бизнесом, и суды очень часто встают на сторону организаций. Однако в последнее время судебная практика меняется в другую сторону.

3. Сокрытие доходов путем использования личных счетов работников.

Компания скрывает выручку от налогообложения, перечисляя денежные средства от покупателей не на свой расчетный счет, а на личные счета работников.

4. Использование работников, имеющих статус ИП.

В этой схеме работник организации вдруг становится ИП, как правило, с системой налогообложения «УСН-доходы». Притом продолжает выполнять ту же самую работу, но не за зарплату, а за вознаграждение по договору оказания услуг (выполнения работ).

Резюмируем: организациям всегда можно найти законный способ снижения налоговой нагрузки, нужно только правильно подойти к выбору этого способа.

Главное в погоне за наживой и обогащением не забывать, что шутки с государством ни к чему хорошему не приведут. Поправки в законы, принятые в этом году относительно субсидиарной ответственности, процедур банкротства, необоснованной налоговой выгоды, ‒ это еще один шаг для борьбы с так называемой оптимизацией налогов.

Вам выбирать способ налоговой оптимизации, постарайтесь не ошибиться и не лишиться своего бизнеса в результате этой ошибки. Ведь если рассматривать принципы ведения законного бизнеса, есть хорошее высказывание: «Бизнес, конечно же, не обходится без элементов хитрости и игры, но никогда не имеет дела с воровством».

СТАТЬЯ Селяниной Ж.С.,
советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Учетная политика — возможность выбрать период учета расходов на доставку товара

Организация учитывала транспортные расходы, связанные с доставкой приобретенной продукции от границы до арендуемых складов, так, как это прописано в учетной политике для целей налогообложения, а именно — по мере реализации товаров.

Инспекция же настаивала на том, что сумму транспортных расходов, признаваемую в составе расходов по налогу на прибыль, необходимо определять по среднему проценту. В связи с этим признала незаконным учет в расходах 150 млн рублей, потраченных за 2 года на транспортировку товаров.

Суды сочли верной позицию компании.

Из положений ст. 265, 268, 320 НК РФ можно сделать вывод, что существует два способа учета расходов налогоплательщика — покупателя товаров на их доставку, а также складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением:

1) в составе цены приобретения продукции;

2) самостоятельно в составе прямых расходов.

Однако в любом случае указанные расходы будут являться для налогоплательщика прямыми.

В первом случае стоимость товаров, сформированная налогоплательщиком с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, учитывается при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Во втором случае если налогоплательщик учитывает транспортные расходы отдельно от стоимости покупных товаров, то порядок учета таких расходов определен абз. 3 ст. 320 НК РФ.

При этом в обоих случаях не имеет значения, каким образом осуществлялась доставка товаров: транспортом поставщика, собственным транспортом или с привлечением транспортной организации.

Аналогичные положения закреплены и в письме Минфина РФ от 18.09.2009 № 03-03-06/1/592.

Согласно учетной политике для целей налогового учета компании она формировала стоимость приобретенных товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением, то есть по первому методу.

В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включалась только стоимость приобретенных товаров с учетом их доставки (прямые расходы) в момент их реализации.

До момента реализации приобретенных товаров фирма не включала их стоимость в состав расходов.

Момент реализации товаров покупателям (момент перехода права собственности) закреплен в договорах с ними как момент отгрузки товара покупателю, что соответствует ст. 223 ГК РФ.

Таким образом, стоимость приобретенных товаров с учетом их доставки (транспортные расходы) на основании норм НК РФ и положений учетной политики учитывалась заявителем в составе расходов того отчетного периода, когда товары были реализованы, исходя из условий договора и документального подтверждения факта отгрузки (товарно-транспортные накладные).

Следовательно, действия компании были правомерны, а решение ИФНС — нет.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 02.09.2016 № Ф05-12898/2016

популярным способом оптимизации является также установление в учетной политике расширенного списка косвенных расходов. Однако в последние годы этот способ стал рискованным. Он часто признается судами злоупотреблением и квалифицируется как уход от налогообложения. Такой подход укоренился в Верховном Суде РФ. Поэтому в использовании этого способа стоит быть осторожными.

Так, согласно практике высшей инстанции, назвать в учетной политике косвенными те расходы, которые названы НК РФ прямыми (затраты, непосредственно связанные с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг), нельзя, если их возможно отнести к прямым, поскольку:

Таким образом, учтите, что отстоять в суде законность оптимизации за счет увеличения списка косвенных расходов будет непросто.

Продажа через комиссионеров — законная схема, если они реально совершают сделки

Такой вывод позволяет сделать свежее постановление АС Северо-Западного округа.

Компания добилась отмены претензий ИФНС, которые состояли в следующем.

1. Компания применяла схему реализации товара конечным покупателям через комиссионеров — взаимозависимых лиц, применяющих УСН (с объектом «доходы минус расходы»).

Использование ими спецрежима позволило существенно снизить налоговую нагрузку самой компании путем ее переноса на подконтрольные ей организации. Результатом данной схемы стали заниженные на 155 млн рублей доходы компании. Соответственно, снижение суммы налога на прибыль на 31 млн рублей.

По мнению ИФНС, компания фиктивно включила в цепочку продажи конечным потребителям организации-комиссионеры лишь с целью минимизации налоговых обязательств.

Кроме того, инспекция указала на то, что компания экономически неоправданно обеспечила комиссионеров компьютерами и оргтехникой для торговли, а также несла расходы на содержание этой техники.

2. Компания неправомерно включила транспортные расходы по доставке товаров на склад комиссионера в

состав косвенных расходов вместо прямых.

Такая схема позволяет учесть расходы в том периоде, когда расходы были понесены, а не дожидаться реализации товара. Таким образом, это привело к занижению базу для начисления налога в текущем периоде.

Обществу удалось отстоять свои позиции благодаря следующим доводам:

По первому эпизоду:

По второму эпизоду — транспортные расходы были отнесены к косвенным, поскольку связаны непосредственно с продажей товара, а не с его приобретением.

Налоговый кодекс устанавливает, что прямыми расходами налогоплательщика являются расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. В рассматриваемой же ситуации товар доставлялся до склада комиссионера. Следовательно, компания правомерно отнесла данные расходы к косвенным.

Изучив все представленные обществом документы, а именно:

судьи пришли к выводу о реальности финансово-хозяйственной деятельности компании и взаимозависимых с ней организаций и отменили решение ИФНС.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Северо-Западного округа от 07.09.2017 № А13-6063/2015

Использование стороннего персонала — законно, если штатных работников не хватает

Организация при расчете налога на прибыль учла расходы на дополнительный персонал для выполнения строительных работ, привлеченный на основании договора аутсорсинга.

ИФНС заявила, что эти расходы являются фиктивными, так как в действительности все работы были выполнены силами самой фирмы.

Организации удалось отменить решение ИФНС. Она убедила судей в том, что свой штат работников с таким объемом работ справиться не мог.

Она пояснила, что дополнительные люди потребовались для строительства животноводческого комплекса.

В штате фирмы на тот момент состояло 59 человек. Но одновременно со строительством указанного комплекса организация возводила для собственных нужд элеватор. Поэтому численность штата работников организации не позволяла одновременно строить оба объекта.

В суде были представлены соответствующие расчеты, согласно которым для строительства необходимо было привлечь 188 человек. Кроме того, в них пояснялось, что налоговый орган не учитывает специализацию и квалификацию соответствующих работников с учетом возможности производить конкретные виды работ.

Также фирма предъявила акты приемки выполненных работ по форме № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и локальные сметы.

Документы, выводы и расчеты фирмы инспекция опровергнуть не смогла.

С учетом этого суд признал, что расходы были реально необходимы и фактически понесены. Поэтому организация правомерно учла их при расчете налога на прибыль.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2017 № Ф07-2253/2017

в этом же деле был и другой эпизод — наем организацией сотрудников у еще одного предприятия. Однако в этом случае суд согласился с ИФНС, которая обратила внимание на то, что предприятие в проверяемом периоде не обладало трудовыми ресурсами, позволяющими производить самостоятельно строительно-монтажные работы. Кроме того, на расчетные счета этой компании не поступали перечисления за услуги по представлению персонала. Поэтому по данному эпизоду суд пришел к выводу о неправомерности списания заявленных затрат в расходы.

Перенос вычетов — законная схема, если они заявляются в пределах 3 лет

Организация заявила вычет по НДС за I квартал 2015 года на основании сводного счета-фактуры от 13.06.2012. И сделала это в уточненной декларации, поданной в 02.09.2015.

ИФНС по итогам камеральной проверки сочла это неправомерным.

Во-первых, она сослалась на то, что периодом принятия к вычету указанной суммы НДС является II квартал 2012 года. Ведь именно в этом периоде был выставлен счет-фактура и подписан акт об исполнении договора. Таким образом, в сентябре 2015 года право на вычет у компании отсутствовало.

Во-вторых, чиновники указали на то, что исчисление 3-летнего срока, предусмотренного ст. 173 НК РФ на перенос вычета на будущие периоды, в данном случае следует исчислять после окончания налогового периода, в котором совершены хозяйственные операции. Следовательно, с момента возникновения права на указанный вычет до момента представления 02.09.2015 уточненной налоговой декларации, 3-летний срок на применение вычета компанией пропущен.

Однако суд решил, что эти доводы несостоятельны и организация поступила законно.

Согласно расчету сводного счета-фактуры, в него включены счета-фактуры, выставленные подрядчиками за период 2009‒2011 годов.

Данный счет-фактура отражен организацией в книге покупок в I квартале 2015 года, НДС заявлен к вычету в налоговой декларации за тот же период.

Пунктом 1.1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты по приобретенным товарам и имуществу могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг.

В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 разъяснено, что в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного указанным пунктом 3-летнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий 3-летний срок налоговых периодов. Данное правило должно быть соблюдено и в случае включения вычетов в уточненную декларацию.

При указанных обстоятельствах и приняв во внимание также разъяснения в письме ФНС РФ № ГД-4-3/14435 от 17.08.2015, суд пришел к выводу о том, что основания для принятия к вычету НДС по спорному счету-фактуре возникли у компании с момента фактической передачи объекта недвижимости и счета-фактуры, то есть с II квартала 2012 года.

Поскольку НДС был предъявлен к вычету в I квартале 2015 года, срок на предъявление налога к вычету пропущен не был.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Первого ААС от 03.03.2017 № А43-15427/2016

Перевод работников на ИП — законный метод, если их бизнес реален

Инспекция обвинила общество в специальном переводе сотрудников в статус ИП с целью уклонения от уплаты налогов за них (НДФЛ и страховые взносы), а также получения права на применение УСН.

Инспекторы обратили внимание на то, что общество и предприниматели занимались одной и той же деятельностью — реализацией ГСМ. При этом «благодаря» тому, что предприниматели учитывали свои доходы обособленно, общество получило право на применение УСН.

По мнению инспекции, деятельность новоявленных бизнесменов носила формальный характер, в подтверждение чего чиновники сослались на следующее:

В итоге ИФНС сложила доходы фирмы и предпринимателей, и получилось, что ООО утратило право на применение «упрощенки». Исходя из этого, налоговые обязательства организации были определены в соответствии с общей системой налогообложения, что повлекло доначисление налогов, пеней и штрафов.

Всего на сумму более 40 млн рублей.

Компания подала в суд, сославшись на то, что общество и ИП вели самостоятельную предпринимательскую и производственную деятельность. А именно как общество, так и ИП самостоятельно:

Судьи указали, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Такая деятельность сама по себе не свидетельствует о получении налоговой выгоды.

ИФНС не доказала, что действия общества и предпринимателей были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания искусственных условий для применения благоприятной системы налогообложения путем дробления бизнеса.

Доводы инспекции о взаимозависимости сторон суды отклонили, поскольку чиновники не привели фактических данные, свидетельствующих о влиянии указанных обстоятельств на условия и результаты экономической деятельности общества и предпринимателей в целях налогообложения, на возможность в качестве последствия безусловного вменения обществу преследования цели уклонения от уплаты налогов.

Решение ИФНС было отменено.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2015 № Ф04-16255/2015

аналогичное судебное решение — Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2009 № А52-4472/2008: при проведении проверки инспекция установила, что 13 работников компании уволились по собственному желанию, зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и заключили договоры с компанией на выполнение работ (оказание услуг). Причем выплаты бывшим работникам, ставшим ИП, значительно превысили доходы, полученные ими в период работы в обществе.

Однако суд изучил протоколы допроса данных граждан, договоры на выполнение работ, акты и отчеты выполненных работ с приложениями, данные о штатной численности работников общества, и посчитал, что инспекцией не подтвержден довод о создании компанией схемы ухода от налогообложения путем вывода работников из штата и заключения с ними в дальнейшем гражданско-правовых договоров.

Дробление бизнеса — законно, если каждая компания самостоятельна

Дробление бизнеса на несколько юридических лиц и/или ИП — распространенный способ налоговой оптимизации. Сам по себе он не запрещен законом. Ведь по сути это лишь рациональное структурирование бизнеса.

Однако в конкретном случае налоговики могут посчитать такое дробление схемой уклонения от налогов и обвинить ее участников в получении пресловутой необоснованной налоговой выгоды.

В одних случаях суды поддерживают в этом налоговиков и отказывают компаниям в отмене решений по проверкам, в других — нет, и решения о доначислениях отменяются за необоснованностью. В каждом случае все зависит от обстоятельств, имеющих место в конкретном деле.

По данному вопросу недавно вышло Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О (рекомендуется к прочтению и использованию вместе с особым мнением судьи Арановского К.В.).

В нем говорится о необходимости соблюдения справедливого баланса между требованиями общественных интересов (бюджета) и требованиями защиты основных прав человека (налогоплательщика). С одной стороны, дробление бизнеса закон не запрещает и не предусматривает за него ответственность, но с другой — налогоплательщик не должен злоупотреблять своими правомочиями.

Четких критериев, как отличить одно от другого, КС РФ не дал, но зато их породила практика. Поэтому для того, чтобы вы могли сориентироваться, мы с помощью ФНС РФ, которая также недавно проанализировала судебную практику по дроблению бизнеса, выделили две группы критериев — законного и незаконного дробления.

ТАБЛИЦА: «Дробление бизнеса: когда законно, а когда нет»

Признаки законного дробления бизнеса

Признаки незаконного дробления

Самостоятельность компаний

Каждая организация (ИП), включенная в бизнес-группу, ведет самостоятельную деятельность, а именно:

— совершает финансовые и хозяйственные операции от своего имени, то есть сама заключает договоры и рассчитывается по ним;

— имеет основные средства;

— имеет отдельный счет в банке;

— имеет свой штат сотрудников;

— выплачивает им зарплату;

— несет хозяйственные расходы;

— хранит первичные документы и печати у себя;

— нет признаков того, что действия компании подчинены воле не ее руководителей и собственников, а происходят исключительно по указаниям руководства другой организации, включенной в схему дробления бизнеса

Полная взаимозависимость участников схемы

Все организации (ИП), кроме одной, лишены самостоятельности и являются по сути лишь «техническими» компаниями, так как:

— занимаются одним и тем же видом экономической деятельности;

— у них отсутствуют собственные основные и оборотные средства, а также кадровые ресурсы;

— используют один и тот же офис, склад, сайт, вывеску, контакты, банки, расчетные счета, ККТ, терминалы и т.п.;

— между участниками схемы формально перераспределен персонал без изменения его должностных обязанностей;

— организации несут хозяйственные и другие расходы друг за друга;

— интересы участников схемы во взаимоотношениях с госорганами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) представляют одни и те же лица;

— показатели их деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение спецрежимов;

— компании (ИП) созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;

— фактическое управление деятельностью участников схемы осуществляется одними лицами

Реальность сделок

Совершаемые компаниями сделки являются реальными. Налоговой инспекцией это не оспаривается и не ставится под сомнение, она не приводит доказательств того, что сделки фиктивны

Экономическая причина дробления

Структурирование бизнеса на группу компаний обусловлено разумными экономическими причинами, то есть имеет деловую цель. Например, разделение видов деятельности, увеличение торговых точек, расширение сети поставщиков, снижение хозяйственных издержек и т.д. Еще лучше, если она уже достигнута или достигается

Единственная причина — снижение налогов

Единственная достигнутая цель применения схемы дробления бизнеса — это уменьшение уплачиваемых всей группой компаний налогов, что выглядит подозрительно при расширении в целом всей деятельности

Подробный обзор арбитражной практики на эту тему можно прочитать в письме ФНС РФ от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@. В нем описаны десятки судебных решений по этой теме и даны их реквизиты.

СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера»

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *