что такое операции несущие высокие репутационные риски для банка
Глава 3. Риск потери деловой репутации
Глава 3. Риск потери деловой репутации
3.1. Возникновение риска потери деловой репутации может быть обусловлено следующими внутренними и внешними факторами.
3.1.1. Несоблюдение кредитной организацией (аффилированными лицами кредитной организации, дочерними и зависимыми организациями, реальными владельцами кредитной организации) законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов кредитной организации, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики, неисполнение договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами и контрагентами, отсутствие во внутренних документах механизмов, позволяющих эффективно регулировать конфликт интересов клиентов и контрагентов, учредителей (участников), органов управления и(или) служащих, а также минимизировать негативные последствия конфликта интересов, в том числе предотвращение предъявления жалоб, судебных исков со стороны клиентов и контрагентов и(или) применение мер воздействия со стороны органов регулирования и надзора.
3.1.2. Неспособность кредитной организации, ее аффилированных лиц, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контрагентами и(или) служащими кредитной организации.
3.1.3. Недостатки в управлении банковскими рисками кредитной организации, приводящие к возможности нанесения ущерба деловой репутации. Осуществление кредитной организацией рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики, высокий уровень операционного риска, недостатки в организации системы внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.1.4. Недостатки кадровой политики при подборе и расстановке кадров, несоблюдение принципа «Знай своего служащего» (приложение 2).
3.1.5. Возникновение у кредитной организации конфликта интересов с учредителями (участниками), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами.
3.1.6. Опубликование негативной информации о кредитной организации или ее служащих, учредителях (участниках), членах органов управления, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации.
3.2. Управление риском потери деловой репутации необходимо в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации кредитной организации перед клиентами и контрагентами, учредителями (участниками), участниками финансового рынка, органами государственной власти и местного самоуправления, банковскими союзами (ассоциациями), саморегулируемыми организациями, участником которых является кредитная организация. Для выявления и оценки факторов возникновения риска потери деловой репутации, эффективной оценки самого риска, а также изучения степени подверженности кредитной организации воздействию указанного риска могут использоваться различные критерии, предусмотренные внутренними документами кредитной организации.
3.2.1. Во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить основные принципы управления риском потери деловой репутации с учетом отечественной и международной банковской практики, предусматривающие в том числе:
цели и задачи управления риском потери деловой репутации с учетом особенностей деятельности кредитной организации, ее специализации;
порядок выявления, оценки и определения приемлемого уровня риска потери деловой репутации, мониторинга риска потери деловой репутации;
принятие мер по поддержанию риска потери деловой репутации на приемлемом уровне, в том числе контроль и(или) минимизация риска;
порядок представления информации совету директоров (наблюдательному совету), исполнительным органам, подразделениям и служащим кредитной организации по вопросам управления риском потери деловой репутации;
распределение полномочий и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и служащими в отношении реализации основных принципов управления риском потери деловой репутации;
осуществление контроля за эффективностью управления риском потери деловой репутации.
3.2.2. В целях выявления риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять:
внутренние и внешние факторы риска потери деловой репутации и порядок их выявления;
порядок проведения анализа причин возникновения риска потери деловой репутации;
изучение влияния факторов риска потери деловой репутации на деятельность и финансовое состояние кредитной организации;
программу идентификации и изучения клиентов, в первую очередь клиентов, с которыми кредитная организация осуществляет банковские операции и другие сделки с повышенной степенью риска, программу установления и идентификации выгодоприобретателей, соблюдение принципа «Знай своего клиента».
3.2.3. В целях оценки риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:
показатели оценки уровня риска потери деловой репутации с учетом факторов его возникновения;
порядок оценки уровня риска потери деловой репутации, в том числе на консолидированной основе;
анализ влияния деловой репутации аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций на уровень риска потери деловой репутации кредитной организации;
анализ влияния благотворительной и общественной деятельности кредитной организации на ее деловую репутацию;
анализ влияния рекламно-информационной политики кредитной организации на деловую репутацию.
При оценке уровня риска потери деловой репутации кредитные организации могут ориентироваться на следующие показатели:
изменение финансового состояния кредитной организации (например, изменение структуры активов кредитной организации, их обесценение в целом или в части отдельных групп, изменение структуры собственных средств (капитала) кредитной организации);
возрастание (сокращение) количества жалоб и претензий к кредитной организации, в том числе относительно качества обслуживания клиентов и контрагентов, соблюдения обычаев делового оборота;
негативные и позитивные отзывы и сообщения о кредитной организации, ее аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации по сравнению с другими кредитными организациями за определенный период времени;
динамика доли активов, размещенных в результате сделок с аффилированными лицами, дочерними и зависимыми организациями, в общем объеме активов;
осуществление кредитной организацией рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики. Снижение или возникновение вероятности снижения уровня ликвидности и своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов;
выявление в рамках системы внутреннего контроля случаев несоблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224) и разработанных в соответствии с ним актов Банка России, а также признаков возможного вовлечения кредитной организации или ее служащих, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;
выявление признаков, дающих основание полагать, что создаются условия для уклонения от предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур обязательного контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также для невыполнения и(или) неполного следования рекомендациям Банка России в указанных целях;
несоблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, приводящее к ненаправлению в уполномоченный орган информации о банковских операциях и других сделках, которые (в том числе в соответствии с рекомендациями международных и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) имеют очевидный подозрительный характер или могут быть использованы в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или иной противоправной деятельности;
изменение деловой репутации аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций, постоянных клиентов и контрагентов кредитной организации;
выявление фактов хищения, подлогов, мошенничества в кредитной организации, использования служащими в личных целях полученной от клиентов и контрагентов конфиденциальной информации;
отказ постоянных или крупных клиентов и контрагентов от сотрудничества с кредитной организацией.
3.2.4. Для целей мониторинга риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:
порядок мониторинга риска потери деловой репутации;
порядок своевременного реагирования на изменения обычаев делового оборота;
порядок и своевременность реагирования на поступающие в кредитную организацию предложения учредителей (участников), клиентов и контрагентов, а также других заинтересованных лиц.
3.2.5. В целях обеспечения поддержания риска потери деловой репутации на приемлемом уровне кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:
подотчетность и ответственность руководителей и служащих, порядок принятия решений о проведении банковских операций и других сделок в соответствии с полномочиями, предусмотренными учредительными и внутренними документами кредитной организации;
порядок контроля за выполнением обязательств кредитной организацией по заключенным договорам и выполнением обязательств контрагентов перед кредитной организацией;
порядок осуществления внутреннего контроля при совершении банковских операций и других сделок с учетом характера и масштабов деятельности, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
процедуры минимизации риска по направлениям деятельности кредитной организации, а также по отдельным банковским операциям и другим сделкам с повышенной степенью риска, в том числе при осуществлении дистанционного банковского обслуживания, включая интернет-банкинг;
порядок совершения банковских операций и других сделок, исключающий (минимизирующий) возможность возникновения факторов риска потери деловой репутации;
порядок стимулирования служащих;
порядок соблюдения принципов профессиональной этики;
способы минимизации риска потери деловой репутации;
порядок принятия решений об участии кредитной организации в инвестиционных, кредитных и других проектах с учетом деловой репутации контрагентов.
3.2.6. В целях минимизации риска потери деловой репутации в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организацией могут применяться следующие основные подходы:
постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о банковской тайне и организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;
мониторинг деловой репутации учредителей (участников), аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций;
контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой учредителям (участникам), клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;
разработка системы информационного обеспечения, не допускающей использования имеющейся в кредитной организации информации лицами, имеющими доступ к такой информации, в личных интересах и предоставляющей органам управления и служащим информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о кредитной организации из средств массовой информации (периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации, включая Интернет), иных источников; своевременное рассмотрение, анализ полноты, достоверности и объективности указанной информации; своевременное реагирование на имеющуюся информацию;
определение порядка применения дисциплинарных мер к служащим, виновным в повышении уровня риска потери деловой репутации кредитной организации.
3.2.7. Ответственность за разработку и внедрение принципов управления риском потери деловой репутации рекомендуется возложить на совет директоров (наблюдательный совет) и(или) единоличный исполнительный орган в соответствии с полномочиями, определенными уставом и внутренними документами кредитной организации.
3.2.8. В целях обеспечения эффективного управления риском потери деловой репутации совету директоров (наблюдательному совету), единоличному и коллегиальному исполнительному органу, руководителю филиала кредитной организации рекомендуется:
принимать своевременные меры по устранению нарушений в деятельности кредитной организации;
содействовать соблюдению принципов профессиональной этики, в том числе принимаемых банковскими союзами (ассоциациями) и саморегулируемыми организациями, участником которых является кредитная организация;
управлять риском потери деловой репутации с оценкой степени угрозы деловой репутации кредитной организации на перспективу;
в процессе управления риском потери деловой репутации учитывать взаимосвязь различных рисков, их возможность дополнять, усиливать или компенсировать друг друга;
установить порядок представления внутренней отчетности о реагировании кредитной организации на отзывы средств массовой информации, клиентов и контрагентов, учредителей (участников) и иных лиц о кредитной организации, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях;
разрабатывать и осуществлять программы подготовки и переподготовки служащих;
обеспечить идентификацию реальных владельцев кредитной организации.
3.2.9. Рекомендуется предусмотреть меры защиты кредитной организации, в том числе направленные на предотвращение действий третьих лиц по вовлечению служащих в противоправные действия.
Репутационные риски: как управлять?
Чтобы защитить свои интересы и обеспечить непрерывный клиентопоток, собственник компании должен знать о том, что такое репутационные риски: как управлять ими. Игнорирование управленческого процесса может привести к долгосрочному кризису, реальным финансовым потерям.
Управление рисками — это процесс выявления и устранения различных источников угроз деятельности организации, включая финансовую, операционную, социальную сферу.
Классификация репутационных рисков
Репутационные риски — это всё, что угрожает имиджу компании. Выделяют два типа угроз: прямые (внутренние) и косвенные (внешние).
Прямые риски возникают в результате преднамеренных, осознанных действий или бездействия компании. В отличие от косвенных опасностей, которые нельзя контролировать, внутренние угрозы легче выявить и устранить.
Примеры прямых репутационных рисков:
Больше всего страдают от внутренних репутационных рисков компании, которые не имеют объемной клиентской базы, но заинтересованы в привлечении большого количества высококвалифицированных сотрудников с нераспространенной специализацией.
Косвенные репутационные риски обычно никак не связаны с осознанными действиями руководителей или сотрудников организации. Примеры внешних опасностей:
В современных условиях позитивная деловая репутация компании крайне важна для привлечения и удержания ценных кадров, расширения клиентской базы.
Как правильно оценить риски компании?
Нет никакого смысла пытаться высчитывать количество потенциальных рисков. Ущерб может нанести бесконечное количество неожиданных факторов. Но зато можно выделить самые популярные риски, с которыми чаще всего сталкиваются конкуренты из аналогичной сферы деятельности и оценить реальный финансовый ущерб. Тем категориям, которые приносят наибольшее количество потенциального урона необходимо уделить наибольшее внимание.
Составить перечень критериев можно, оценив следующие факторы.
Понимание слабых сторон стратегии позволит не тратить усилия на гипотетические риски, которые не нанесут реального урона репутации компании.
Причины развития репутационных рисков
Вероятность развития «антирепутационного» образа снижается, если организация работает в правовом поле, выполняет свои обязанности перед другими компаниями, клиентами, выстраивает хорошие отношения в коллективе. Но если компания успешна, далеко обходит конкурентов, то есть шанс попасть в зону «черного PR». Целью такой кампании является искусственное создание негативного информационного поля, переманивание ценных сотрудников, ключевых клиентов.
Другие факторы и обстоятельства, имеющие потенциальное отрицательное влияние на репутацию.
Ключевая мера защиты от реальных финансовых убытков, связанных с деловой репутацией: ежемесячная плата за специальную страховку. В страховой полис обычно включают возмещение рисков потерь, связанных с черным PR.
Негативный эффект ухудшения репутации компании
Существует несколько подходов к оценке ущерба, нанесенного бизнесу. Можно измерять потерянный доход, уровень увеличения эксплуатационных расходов. Риск потери клиентов оценивается на основе анализа конкретных показателей: уменьшение количества запросов, звонков.
Другой потенциальный вред:
Если компания попала под «черный PR», заказанный конкретным конкурентом, то руководство имеет право подать в суд. Но если подтвержденных данных нет, то истец сам может оказаться ответчиком по делу о клевете.
Виды методик управления рисками
Как руководители крупных компаний, так и предприниматели, работающие «на себя», должны знать нюансы управления репутационными рисками. Игнорирование рисковых ситуаций опасно. Лучше вовремя выявлять, оценивать и контролировать потенциальные проблемы эффективными способами.
1. Снижение потенциального ущерба.
Превентивная методика позволяет снизить потенциальный урон, вызванный как косвенными, так и прямыми факторами. Для этого необходимо проводить опросы, оценивающие удовлетворенность поставщиков, партнеров. Также нельзя упускать из виду своих подчиненных. Если команда теряет уверенность в своем месте работы, то может неосознанно вредить деятельности. Постоянный сбор обратной связи позволит выявить и решить проблемы еще до того, как будет нанесен реальный урон.
2. Принятие на себя.
Избежать всех затруднений, как и уменьшить потенциальный урон, не всегда возможно. Но отрицательные факторы не должны стать причиной полной остановки работы, потери всех заказов. Оптимальнее всего заранее разработать комплексный план действий, чтобы не тратить драгоценное время в «горящей» атмосфере. Стратегия, разработанная «на холодную голову», позволит избежать ошибок на практике. Дорожная карта может включать:
Нужно помнить: к каждому конкретному человеку потребуется свой подход.
3. Избегание.
Избегать не значит игнорировать. Полное игнорирование проблемных ситуаций может привести к банкротству. А вот грамотное избегание часто имеет положительный эффект. Например, если появились упоминания о низком качестве партии продукции, необходимо провести контрольную проверку. Если жалобы небезосновательны, отозвать всю партию. Главное предварительно посчитать соизмерим ли экономический эффект от принятого решения с потенциальными последствиями.
4. Передача ответственности.
Те, кто считают репутацию своим главным активом (обычно это монобренды, компании, которые выпускают один уникальный товар), должны инвестировать в страховку. Также целесообразно заказать услуги SERM. В таких случаях при возникновении затруднений, большую часть ответственности берут на себя третьи лица.
Полисы страхования стоят достаточно дорого, поскольку репутация — это абстрактное понятие, которое сложно измерить количественно. Небольшим предприятиям стоит рассмотреть не комплексное страхование, а возмещение на случай наступления конкретной проблемной ситуации, включая массовый спам отрицательными обзорами, взлом соцсетей.
Хоть риски, связанные с репутацией, являются наиболее непредсказуемыми, их нельзя игнорировать. Не стоит игнорировать аналитику, вопросы клиентов. Если самостоятельно купировать имиджевые проблемы не удается, стоит нанять профильную компанию, которая предоставляет услуги в сфере PR, SERM.
Что такое операции несущие высокие репутационные риски для банка
1. Начальство и сотрудники компании
Даже если СЕО уйдет в отставку, замять конфликт быстро не получится. Потребуются активные действия со стороны компании: принесение публичных извинений, возмещение ущерба и так далее. И то не всегда это срабатывает быстро и могут понадобиться годы, чтобы сгладить ситуацию.
Но не только СЕО может стать источником репутационных рисков бренда, но и другие сотрудники. Под прицелом аудитории находятся социальные сети работников крупных компаний. Даже одно противоречивое высказывание человека может стать триггером.
Также различные рабочие ситуации провоцируют скандалы. Например, сейчас в период пандемии обслуживания клиентов без маски станет причиной недовольства покупателей. Сотрудника могут сфотографировать и выложить в соцсеть, а компания подвергнется осуждению и негативу.
2. Негативный контент в сети
Репутационные риски предприятия связаны и с негативным контентом, который появляется в сети. К нему относятся публикации в СМИ, отзывы недовольных клиентов и сотрудников. Чем больше неотработанных претензий видят клиенты, тем ниже градус доверия к бренду. Согласно исследованию Forrester Consulting, 54% топ-менеджеров утверждают, что негатив в поиске привел к снижению дохода бизнеса.
Чем негативней событие, тем больше внимания прессы к компании. Поэтому нужно реагировать быстро, чтобы информация не обрастала новыми, часто надуманными, подробностями. Бренды дают опровержения, приносят извинения, а также заказывают в репутационных агентствах посев позитива, чтобы выбить из выдачи порочащий контент.
4. Потеря личных данных
6. Внешние бизнес-изменения
Внутренние законы могут меняться, что станет потенциальным риском для предприятий. Например, при одной администрации банк может пройти стресс-тест, а при другой – сталкивается с ликвидностью. В таком случае клиенты предпочтут сотрудничество с конкурентами.
Испорченная репутация не только лишает компанию дохода, но и становится причиной, почему бренду тяжелее и дороже нанимать ценные кадры. Поэтому лучше минимизировать репутационные риски, чем восстанавливать имидж бренда.
Как управлять репутационными рисками?
1. Измерение вероятности наступления репутационного риска для компании
В первую очередь нужно провести оценку репутационного риска, чтобы понять, как обстоят дела у компании. У вас появится отправная точка: как бренд воспринимает целевая аудитория, какой имидж у главных конкурентов, а также насколько положительно потребитель оценивает бизнес-нишу, в которой работает фирма.
Для удобства сегментируйте аудиторию. Каждой группе можно присвоить числовое значение: от минимальных рисков до максимальных. Так будет легче ориентироваться и впоследствии понимать, где нужно улучшить процессы, провести работу с персоналом и так далее.
Пример оценки репутационных рисков
Проанализировать, как воспринимают бренд разные сегменты целевой аудитории, можно с помощью опросов или мониторинга поисковой выдачи. Чтобы проанализировать репутационный фон компании в сети, можно воспользоваться специальными сервисами – YouScan или Brand Analytics. Так вы сэкономите время и получите полные отчеты не только о тональности сообщений, но и об активных авторах и площадках, где чаще публикуется контент о вас.
В случае большого количества негатива, его нужно нейтрализовать. Выбить нежелательную информацию из выдачи можно с помощью инструментов SERM. Для этого следует обратиться за помощью к специалистам из репутационного агентства.
2. Управление репутационными рисками
Анализ текущей ситуации поможет понять, какие шаги предпринять, чтобы снизить риски. Желательно создавать сразу несколько алгоритмов работы в зависимости от сегмента аудитории и типа риска, которому подвергается бренд. Например, обвинения в халатности потребуют другого подхода, нежели жалоба клиентов на несвоевременную доставку продукции.
В дальнейшем стратегию можно изменить, если ситуация будет принимать иной оборот. Важно, чтобы компания вовремя реагировала на изменения в ситуации и было готова предпринять антикризисные меры. Это может быть посев позитива, удаление нежелательной информации из выдачи, опровержение в СМИ и так далее.
3. Минимизация репутационных кризисов
4. Управляйте репутацией бренда
Управление репутацией компании – это не единоразовая акция нивелирования негатива. Бренд должен постоянно держать руку на пульсе, чтобы не терять прибыль и не давать фору конкурентам. Важно постоянно отслеживать вероятные риски, как внешние, так и внутренние.
Отслеживайте, что говорят о компании клиенты и бизнес-партнеры, а также сотрудники. Это можно делать на сайтах-отзовиках, в каталогах фирм, на HR-порталах и на тематических форумах.
Каналы, куда чаще всего поступают претензии клиентов
Отвечайте на претензии клиентов, пытайтесь разрешить конфликт. Даже если отзыв не будет удален, то вашу переписку увидят другие потенциальные покупатели. Если компания пытается разрешить ситуацию мирно, а не игнорирует претензии, то есть все шансы повысить лояльность аудитории.
Кроме того, отзывы – это источник полезной информации для бренда. С их помощью можно найти слабые стороны в управлении, сервисе и качестве продукции, а также в рекламных кампаниях. Не стоит воспринимать негатив в штыки, главное, его вовремя отработать и исправить ошибки.
Публикуйте имиджевый контент, а также полезные статьи для потребителей. Делать это нужно регулярно, чтобы по брендовым запросам аудитория видела нейтральные или положительные публикации.
Желательно нанять специалиста в штат, который будет заниматься управление репутацией бренда или обратиться к сторонним подрядчикам. Таким образом можно минимизировать риски репутационного скандала.
Репутационные риски негативно влияют на прибыль компании. Они могут исходить как со стороны недовольных клиентов, нечестных конкурентов и инвесторов, так и от сотрудников. Поэтому необходимо мониторить поисковую выдачу и социальные сети, чтобы как можно скорее выявить потенциальную угрозу для репутации компании.
Причиной репутационных рисков может стать и снижение рыночной стоимости компании. В таком случае бренд может лишиться перспективных бизнес-партнеров.
В первую очередь оцените вероятные репутационные риски. Затем составьте стратегию по их устранению: вытеснить негатив из поиска, проработать претензии клиентов, дать опровержение в СМИ и/или сделать посев позитива. Стратегия должна быть гибкой и видоизменяться в зависимости от ситуации.
Чтобы гарантированно избежать репутационных скандалов и укрепить имидж бренда, обратитесь в репутационное агентство. Специалисты проведут мониторинг репутационного фона, дадут рекомендации, как улучшить и усилить имидж компании и минимизируют вероятные риски для репутации бренда.