что такое офп в спорте для детей
Что такое офп в спорте для детей
Детям ежедневно необходимо как минимум полтора часа для активного движения, но не всегда мама и папа могут выделить такое количество времени для обеспечения игры или прогулок. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно посещать занятия ОФП (общей физической подготовки), проводимые опытным фитнес тренером.
Тренировки разрабатываются для детей определенной возрастной категории и проводятся в форме игры, используется незначительная физическая нагрузка.
Регулярные упражнения позволяют развить полезные навыки и умения у вашего чада:
• Выносливость, ловкость, силу, гибкость. Все эти качества минимизируют вероятность травмирования в дальнейшем,
• Формируется здоровая осанка,
• Предотвращается появление сколиоза и других деформаций позвоночника,
• Развивается координация движений,
• Укрепляется иммунитет и нервная система.
ОФП считается фундаментом физического и психо-эмоционального здоровья, поэтому благодаря регулярным физическим занятиям ребенок становится более уверенным в себе, спокойным, развиваются такие черты характера как работа на результат, целеустремленность, старательность.
В тренировках ОФП для детей используется специальный спортивный инвентарь: обручи, скакалки, мячи, гантели, гимнастические стенки, турники, батуты и пр. Кроме того, программа тренировок, разработанная опытным тренером, направлена на развитие физических навыков и возможностей, укрепление здоровья детей, благодаря чему развивается координация движений и правильная осанка.
Если вы хотите, чтобы ваши сын или дочь росли сильными и здоровыми, обеспечьте им качественную и безопасную общую физическую подготовку. Обращайтесь в нашу студию, и мы поможем вашим детям достичь отличных спортивных результатов!
Польза общей физической подготовки для детей
ОФП представляет собой систему упражнений, каждое из которых направлено на укрепление и развитие важных физических навыков: силы, выносливости, скорости и т.д. В основе подготовки детей может быть заложено практически любое направление спорта, включая гимнастику, единоборства, бег, аэробику и пр. Опытный тренер разработает тактику тренировок, которая будет стимулировать развитие важных физических качеств именно для вашего ребенка.
К основным преимуществам ОФП детей относятся следующие особенности:
• Укрепление здоровья и закаливание. Дети, постоянно занимающиеся физическими упражнениями, более здоровые по сравнению с не занимающимися спортом сверстниками,
• Физическое развитие и сила. Хотя ОФП не является спортом, без нее не обходится ни один вид спорта,
• Гармоничное развитие ребенка укрепляет нервную систему, развивает скорость, силу, ловкость и общефизическую выносливость,
• Воспитание силы характера, а также необходимых двигательных и силовых навыков.
Общефизическая подготовка развивается с помощью простых циклических упражнений, выполняемых в течение определенного временного периода, в том числе переменный бег и бег на большие дистанции, а также повторение определенных специальных упражнений через некоторые временные промежутки.
Профессиональный фитнес тренер может предложить ребенку подходящие для его возраста и характера типы занятий, включая гимнастику, аэробику, акробатику и т.д. Все занятия проводятся в активной игровой форме в специально оборудованных залах, ведь безопасность детей – важнейшее условие проведения тренировок.
Регулярные занятия с опытным тренером помогут вашему ребенку не только развить силу и выносливость, но и получить удовольствие!
Что такое офп в спорте для детей
Для гармоничного развития каждого ребенка очень важна физическая активность, особенно сегодня, когда телевизоры, компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждом доме и так и притягивают детей, заставляя их подолгу оставаться в вынужденных, неподвижных позах. Принимая решение позаботиться о здоровье ребенка и записать его на общую физическую подготовку, вовсе не обязательно ставить цель вырастить будущего олимпийского чемпиона или всемирно известного танцора. Но такие занятия помогут поддержать и укрепить здоровье крохи, помогут ему правильно развиваться и расти, что станет надежной базой для крепкого здоровья.
«Школа современной хореографии» открывает двери для всех детей и их родителей, кто понимает важность гармоничного физического развития и укрепления тела с самых ранних лет. В наших группах царит взаимное уважение и доверительная атмосфера, а каждый ребенок чувствует себя важной частью коллектива, что позволяет превратить занятия из мучительных уроков в приятное времяпрепровождение с неоценимой пользой для здоровья.
Что такое ОФП для детей
ОФП или общая физическая подготовка представляет собой занятия для детей, направленные на развитие мышц, укрепление опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом. Другим словами, это своеобразный детский фитнес, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму и правильно развиваться в соответствии с возрастом. Занятия благотворно сказываются не только на иммунитете и способности детского организма противостоять инфекционным заболеваниям, но и состоянии позвоночника, а также положительно влияют на психоэмоциональное развитие.
ОФП для детей преследует сразу несколько целей, что обеспечивает гармоничное физическое развитие. Она подразумевает комплекс взаимодополняющих упражнений, направленных на развитие:
Таким образом, занятия для детей ОФП комплексно воздействуют на тело ребенка, позволяя ему сформировать прочный фундамент для дальнейших занятий спортом или просто укрепить тело и дух. Кроме того, систематические тренировки прививают детям дисциплину, помогают им выработать правильный режим дня, что будет незаменимым помощником как во время обучения в школе, так и в дальнейшей жизни.
Дети, регулярно посещающие спортивные секции и занятия по ОФП в частности, показывают лучшие успехи в школе, значительно раньше становятся самостоятельными и ответственными. Грамотные физические нагрузки помогают раскрыться лидерским и другим качествам ребенка, а работа в группе позволяет выработать навыки поведения со сверстниками и приобрести новых друзей.
Кому нужны занятия ОФП
Сегодня интеллектуальному развитию отводится значительно более важная роль, чем физическому, что уже находит прямое отражение в медицинской статистике заболеваемости среди детей, которую нельзя назвать положительной. Ведь в природе и человеческом теле в частности все должно быть гармоничным: и душа, и тело. Поэтому уделять внимание только одному аспекту развития ребенка в ущерб другому как минимум недальновидно.
Общая физическая подготовка важна для всех детей без исключения, особенно сегодня. Занятия не подразумевают изнурительных тренировок и чрезмерных физических нагрузок, что позволяет посещать их даже тем детям, которым активные виды спорта противопоказаны по состоянию здоровья. Но особенно важна ОФП для детей:
Занятия в кругу друзей с внимательным педагогом «Школы современной хореографии» помогают детям сбросить накопившуюся энергию, сосредоточиться на себе, освоить новые упражнения и проявить таланты, многие из которых ранее были скрыты и оставались незамеченными для родных и близких. Общая физическая подготовка для детей часто становится первым шагом к активному образу жизни и поиску себя в других вида спорта. Многие наши ученики впоследствии начинают сочетать ОФП со стретчингом, а затем и проявлять интерес к классической хореографии и балету, джазу и другим танцевальным направлениям.
Как проходят занятия
Программа ОФП в «Школе современной хореографии» строится в четком соответствии возрастным особенностям детей, причем как физического, так и психологического развития. В целом общая физическая подготовка подразумевает различные самостоятельные виды двигательной активности, при этом к каждому ребенку мы подходим индивидуально, учитывая его уровень физического развития и потребности.
ОФП для дошкольников подразумевает включение большого количества игровых элементов. Дети, погружаясь в сказку, чувствуют себя ее героями, с удовольствием решают возникающие задачи и воспринимают занятие не как обязательный урок, а в качестве увлекательной игры, развивающей фантазию и увеличивающей физические возможности.
ОФП для школьников уже подразумевает более серьезную нагрузку. Меняется не только методика проведения занятий, но и характер нагрузок. Поскольку дети школьного возраста много времени проводят в сидячем положении, для них очень важно иметь крепкие мышцы спины и уметь сбрасывать накопленное напряжение. Поэтому программа ОФП во многом направлена на укрепление мышечного корсета и подвижные игры. Не обходится и без растяжки, позволяющей повысить эластичность мышц и связочного аппарата, увеличить подвижность суставов и таким образом снизить вероятность получения травм при случайных падениях.
Каждое занятие начинается с разминки, разогревающей и подготавливающей мышцы и суставы. Затем дети выполняют отжимания, приседания, упражнения на мышцы брюшного пресса, планку, прыжки, выпады и другие, подходящие им по возрасту и уровню физического развития. В любом случае игре, адаптированной под возраст детей, в ОФП придается большое значение. Это может быть фантазия или спортивное соревнование, подстегивающее каждого участника проявлять максимум ловкости, силы, координации.
При составлении программы занятий в «Школе современной хореографии» обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Педагог обязательно уделяет внимание каждому ребенку, обращая внимание на сильные и слабые стороны его физического развития, укрепляя одни и развивая другие.
Кроме того, регулярно проводятся так называемые контрольные занятия, но не совсем в традиционном смысле этого понятия. В ходе них действительно сравниваются показатели каждого ребенка в отдельности и по отношению к его результатам в прошлом отчетном периоде или в начале посещения группы ОФП. Но это осуществляется в непринужденной обстановке, без создания стрессовых ситуаций, а все успехи, даже незначительные, являются поводом для искреннего восторга. Это позволяет педагогу оценить характер развития каждого ребенка и скорректировать программу занятий ОФП для усиления эффекта.
В своей работе педагоги «Школы современной хореографии» руководствуются в первую очередь принципом «не навреди», не преследуя цели во что бы то ни стало получить максимальный результат. Это обеспечивает абсолютную безопасность занятий ОФП для детей и отсутствие психологического напряжения. Поэтому дети ходят на уроки с удовольствием и незаметно приобретают истинную любовь к спорту, находя собственную стезю на этом поприще.
ОФП — общая физическая подготовка
Что включает в себя общая физическая подготовка и какие задачи выполняет? Как определить уровень физического развития ребенка и свой собственный. Почему нормативы ГТО для подростков выше, чем у взрослого человека?
Расскажем, как оценивают физкультуру в школе, что такое ОФП и чем специальная подготовка отличается от общей.
ОФП, СПФ и ФП – определения
Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.
В педагогике понятие «физическая культура» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами, физическая активность дополняет другие виды деятельности человека, например, учебную или трудовую.
Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.
Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.
Цели и задачи общей физической подготовки
Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.
1. Повысить двигательную активность человека.
2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.
3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.
4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.
5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.
Средства и методы физической подготовки
В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.
Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.
Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.
Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).
Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.
В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.
Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.
Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.
Физическая подготовленность
В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.
Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.
Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.
Упражнения и нормативы по ОФП
Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.
Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.
Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.
Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.
Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.
Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.
Нормативы для школьников
Для оценки общей физической подготовки школьников, ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».
Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.
Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.
Нормативы ГТО для старшеклассников
Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).
Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 14 | 11 | 9 |
Бег на 60 метров (сек) | 8,0 | 8,5 | 8,8 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:40 | 14:30 | 15:00 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 13 | + 8 | + 6 |
Уровень ОФП взрослого человека
Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.
Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.
Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.
Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.
Нормы ГТО для взрослых
Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 13 | 9 | 7 |
Бег на 60 метров (сек) | 8,2 | 9,1 | 9,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:50 | 14:40 | 15:00 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 12 | + 7 | + 5 |
Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 12 | 7 | 5 |
Бег на 60 метров (сек) | 8.9 | 11,1 | 12,1 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:20 | 14:50 | 15:10 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 11 | + 5 | + 3 |
Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 10 | 6 | 4 |
Бег на 60 метров (сек) | 9.2 | 11,5 | 12,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:50 | 15:00 | 15:45 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 10 | + 4 | + 2 |
Резюмируем
Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.
Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.
Постскриптум
Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше, чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит, остановись».
Статья: «Как приметь ЧСС», расскажет, что такое пульсовые зоны и как избежать перегрузок. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена», простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.
Программа ОФП с элементами единоборств для дошкольников
Константин Исаев
Программа ОФП с элементами единоборств для дошкольников
Образовательная программа по общей физической подготовке
с элементами самбо
Исаев Константин Николаевич
Данная Программа определяет содержание учебного материала по обучению элементам борьбы самбо в образовательных учреждениях. Специально разработана для групп занятий физической культуры и спортом в целях предварительной подготовки к занятиям в группах «самбо», а также в целях общего оздоровления подрастающего поколения, развития волевых, силовых качеств, воспитания чувства ответственности и товарищества.
Борьба самбо представляет собой систему, содержащую приемы самозащиты и спортивной борьбы.
Оздоровление всех занимающихся, а также подготовка детей для занятий в группах самбо. (Занятия в группах сократят часы начального этапа на занятиях в группе самбо, что даст дополнительную возможность для более досконального изучения практического курса первого года обучения).
Задачи программы:
— привить навыки личной гигиены;
— обучить правилам техники безопасности на занятиях и строевым упражнениям;
— развивать силовые и волевые качества;
— развивать гибкость, ловкость, быстроту, простые и сложные координационные навыки;
— обучить безопасному падению с использованием самостраховки;
— развивать морально–волевые качества, дух честного соперничества посредством включения в процесс различных игр и эстафет;
— обучить простейшим элементам борьбы.
Данная программа дает возможность всем обучающимся в школе получить дополнительные двигательные навыки, а также освоить технику приемов страховки и самостраховки, воспитать морально-волевые качества, всесторонне развивать весь комплекс физических качеств.
Этапы программы
I этап – общеподготовительный. В этот период создаются основы для развития базовых физических качеств и координационных навыков, закладывается представление о занятиях спортом. Методический материал данного этапа рассчитан на занятия с группами обучающихся 4-6 лет, где учащиеся занимаются 2 раза в неделю.
— ознакомить с правилами техники безопасности на уроках;
— привить навыки личной гигиены;
— обучить простейшим акробатическим упражнениям;
— сформировать навыки группировки и самостраховки;
— обучить различным подвижным играм и эстафетам.
К занятиям в группы 4-6 лет допускаются все дети, не имеющих медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку оздоровительной направленности.
II этап(2-3 год обучения) – специально-подготовительный. В этот период продолжается развитие основных физических качеств, координационных навыков и закладываются основы для дальнейших занятий в группах самбо, а также создаётся возможность, по желанию или рекомендации тренера, переориентации на другие виды спорта.
Методический материал данного этапа рассчитан на занятия с группами обучающихся 4-6 лет, где учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 45 минут. Количество часов за год – 111 часов.
Задачи II этапа(2-3 год обучения):
— обучить правилам техники безопасности на уроках, привить навыки личной гигиены, обучить простейшим приемам закаливания и убедить в необходимости повседневного их применения;
— развивать силовые качества, координационные навыки;
— обучить приемам страховки и самостраховки;
К занятиям в группах допускаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку оздоровительной направленности, а также изучаются основы техники падений и самостраховки.
Требования к организации тренировочного процесса.
Содержание тренировочного процесса определяется настоящей программой и учебными планами, в которых определяется минимум содержания учебного материала. Ответственность за создание условий учёбы и отдыха обучающихся несут должностные лица школы. Расписание занятий утверждается администрацией школы по представлению тренера с учётом установленных санитарно-гигиенических норм.
Эффективность учебного процесса определяется чёткой структурой, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов учебного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.
Работа в школе планируется в следующих формах: общий годичный план, тематический рабочий план группы, план каждого занятия.Основными формами учебных занятий являются: теоретические занятия, тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях.
Исходя из целей, занятия могут быть учебными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На тренировочных занятиях идёт не только изучение нового материала, закрепление пройденного, но и уделяется внимание общей и специальной работоспособности.
Контрольные занятия применяются в конце прохождения определённого раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачёты по технике, проводится тестирование, что позволяет наглядно представить качество проведённой работы.
Занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Эффективность занятий зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки нагрузки, учёта индивидуальных особенностей учащихся.
В зависимости от этих факторов и этапов подготовки, занятия могут проводиться с помощью различных организационных форм.
Групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микро соперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений.
Индивидуальная форма обучения – учащиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, тренер может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого учащегося.
Фронтальная форма обучения позволяет тренеру одновременно контролировать выполнения задания всеми учениками, т. к. одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно.
Одной из форм учебного процесса являются самостоятельные занятия. Тренер рекомендует упражнения для каждого учащегося, последовательность их выполнения, комплексы утренней гимнастики, и методическую литературу. Все занятия, кроме теоретических, состоят из трёх частей: вводноподготовительной, основной и заключительной.
Примерный план занятий обучающихся (мальчики и девочки).
Кол-во тренировочных занятий (дней) 2, 2 часа в неделю
Программный материал Месяцы
IX X XI XII I II III IV V Всего за год
Количество тренировочных занятий 9 9 8 9 6 8 10 9 8 76
Кол-во тренировочных часов 9 9 8 9 6 8 10 9 8 76
Общая физ. подготовка 5 4 3 5 4 4 5 5 3 38
Специальная физ. подготовка 2 2 2 2 1 2 2 2 1 16
Техническая подготовка 1 2 2 2 1 2 3 2 2 17
Теоретическая подготовка 1 1 1 1 4
В процессе изучения программы обучающиеся должны:
— правила техники безопасности на занятиях;
— требования к форме одежды на занятиях;
— правила личной гигиены.
II этап(2-3 год обучения):
— правила техники безопасности на занятиях и основы по предупреждению травм;
— правила личной гигиены;
— краткую историю самбо;
— краткие сведения о влиянии физических нагрузок на организм.
— выполнять комплекс утренней гимнастики;
— выполнять кувырки боком, вперёд и назад в группировке;
— выполнять кувырок назад с самостраховкой;
— выполнять кувырок вперёд через плечо с самостраховкой;
— выполнять стойку на голове и руках с опорой;
II этап(2-3 год обучения):
— выполнять падение на спину с самостраховкой;
— выполнять виды падений с самостраховкой через партнёра;
— показать вставание на гимнастический и борцовский мост;
— выполнять забегания по кругу в положении упор головой в ковёр;
— выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки через скакалку, складывания в положении лёжа руки за головой;
— применение приемы группировки и самостраховки при неожиданном падении в быту (на улице, катке, дома, в школе и т. п.).
Содержание образовательной программы
Материалы для практических занятий (I этап).
Упражнения на гибкость:
— шпагаты и полушпагаты;
-наклоны верёд, в стороны, сидя на полу;
-вставание на гимнастический и борцовский мост.
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.
Упражнение на развитие мышц живота: поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу;
Длительный бег (на выносливость).
Лежа на полу, на животе, руки обхватывают голени, голова повернута в сторону – перекаты туловища (вперед-назад).
Стойка на лопатках.
Ходьба в полуприседе, в полном приседе.
— кувырки вперед, назад в группировке;
— перекат на спину с самостраховкой;
— самостраховка с кувырком вперёд через плечо;
Игра – «Гигантские шаги». Учащимся предлагается преодолеть наибольшее расстояние, сделав меньше (или больше – по договоренности) прыжков, на одной, на обеих ногах или прыгая с одной на другую.
«Крокодильчики» – Водящий бегает за игроками на четвереньках, стараясь осалить всех игроков рукой, «осаленный», становится также водящим.
«Прыжки через движущуюся скакалку». Ребята размещаются на площадке в произвольном порядке. Двое водящих берут длинную скакалку (можно связать две короткие) за концы так, чтобы провисающая часть скакалки была примерно на высоте коленей, и ходят с ней вдоль площадки. Остальные играющие свободно бегают по площадке и перепрыгивают через скакалку, задевший скакалку, сменяет одного из водящих.
«Снайпер». Все игроки размещаются на площадке в произвольном порядке. Водящий берет в руки мяч, считает до десяти и начинает бросать мяч в игроков, все остальные игроки разбегаются по залу. Если мяч попал в игрока, то водящий меняется с ним местами.
«Эстафета с прыжками». Команды с четным количеством человек строятся в колонны по одному за общей линией старта. Каждый игрок кладет руки на плечи впередистоящему и прыгает на одной ноге по направлению к поворотной стойке, установленной на расстоянии 12-15 м от линии старта. От стойки ребята прыгают в обратном направлении уже на другой ноге. Побеждает та команда, которая первой вернётся за линию старта.
«Салки, ножки на весу» В команде выбирается водящий, он считает до десяти и начинает бегать за игроками, стараясь осалить их рукой. Игроки во время игры могут лечь на спину и поднять вверх ноги, тогда они находятся в «домике» и водящий не может их осалить. Игрок, которого водящий осалил, выбывает из игры и ждет, когда водящий осалит остальных.
Различные эстафеты на закрепление изученного материала.
Примечание: в комплекс общеразвивающих и специальных упражнений могут быть добавлены упражнения, а также игры на усмотрение преподавателя.
Материалы для практических занятий (II этап 2-3 год обучения)
Упражнения на гибкость:
— шпагаты и полушпагаты;
— различные наклоны вперёд, в стороны, сидя на полу;
— вставание на гимнастический и борцовский мост;
— забегания и перевороты на борцовском мосту.
Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (подтягивание).
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (отжимания).
Упражнения на развитие мышц живота:
— поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу;
Упражнение на развитие мышц спины:
— разгибания (можно в парах) – лежа на животе, руки за головой, ноги под скамейкой;
— разгибания с одновременным подниманием туловища, руки за головой, и отрывом прямых ног;
— перетягивание (выполняется в парах) – сидя друг напротив друга и упираясь ногами, расставленными в стороны в стопы партнёра, тянуть его на себя за руки. Партнёр оказывает небольшое сопротивление. Затем меняются ролями.
Партнеры стоят спиной друг к другу, цепляются руками под локти, один перетаскивает другого на спине. Далее меняются местами.
Упражнение «Пистолет». Приседание на одной и другой ноге, выпрыгивание из приседа.
Наскоки на скамейку с двух ног и в темпе отскок вверх.
Длительный бег (на выносливость).
«Чехарда». Перепрыгивание друг через друга.
Упражнения с резиновыми бинтами.
Прыжки через скакалку.
— кувырки в группировке вперед и назад;
— падение на спину с самостраховкой;
— самостраховка с кувырком вперёд через плечо;
— перевороты в сторону (колесо);
— самостраховка при падениях, через партнёра вперёд и назад;
— переворот с головы и рук;
— полет-кувырок (в группировке, с самостраховкой);
— арабское сальто через козла.
Стойки на голове и руках.
Примечание: в комплекс общеразвивающих и специальных упражнений могут быть добавлены упражнения, а также игры на усмотрение преподавателя.
Примерная последовательность тем для занятий
Гигиена, закаливание, питание и режим для спортсмена. Значение гигиены, необходимость гигиены и закаливания, положительный эффект закаливания, необходимость соблюдения режима дня, правильность составления режима дня спортсмена. Строевые упражнения.
Короткий обзор, чем предстоит заниматься на занятиях, чему научатся и возможные результаты. Форма одежды. Техника безопасности на занятиях. Строевые упражнения.
Врачебный контроль. Необходимость регулярного прохождения медицинского осмотра, диспансеризация.
Практические занятия ОФП: работа над гибкостью, простейшие упражнения на координацию, упражнения на развитие силы и выносливости, простые кувырки.
Практические занятия: СФП (специальная физическая подготовка):
Практические занятия: Игры и эстафеты. Изучение новых подвижных игр, использование простых элементов пройденного материала в играх и эстафетах, развитие дополнительных координационных способностей, игрового мышления, чувства товарищества и ответственности, игры в командах.
Практические занятия: Открытые уроки. Проходят два раза в год, желательно в присутствии родителей, упражнения выполняются на оценку или поощряются в любой другой форме. Повторение всех элементов ранее пройденного материала. Переводные испытания проводятся в качества открытого урока или зачетного занятия, на котором и происходит отбор наиболее подготовленных ребят и рекомендации остальным о дальнейших занятиях спортом.
Методическое обеспечение программы
Теоретические занятия должны проводиться в форме 5 минутных бесед.
Урок состоит из трёх частей.
Вводно-подготовительная часть.Задача: организовать внимание группы, умеренно разогреть организм занимающихся, подготовить мышцы, связки, системы организма к работе в основной части урока.
Средства: порядковые и строевые упражнения, ходьба, бег, упражнения на гибкость, силу, быстроту, ловкость, равновесие, специальные подготовительные упражнения.
Основная часть.Задача: изучение упражнений и дальнейшее развитие физических и волевых качеств.
Средства: гимнастические упражнения, акробатика (сначала изучение, затем закрепление в игре).
Заключительная часть.Задача: приведение организма в относительно спокойное состояние.
Средства: ходьба, упражнения на расслабление, игра, построение и подведение итогов.
Критерии оценок на различных этапах обучения
Тренер вправе самостоятельно выбирать системы и формы оценок занимающихся. Система нормативов, охватывает весь период обучения. Проверку уровня знаний, умений и навыков рекомендуется проводить по окончании курса, использование разнообразных методов диагностики и тестирования даёт возможность комплексного учёта качества обучения учащихся.
I этап подготовки – динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств (сила, выносливость, быстрота, уровень освоения правил безопасного падения и самостраховки, основ гигиены и самоконтроля.
Правильность выполнения комплекса утренней гимнастики. Умение держать основную стойку, движения амплитудные, спина, ноги и руки прямые.
Стойка на лопатках. Ноги и спина прямые, носки оттянуты, стоять 10 счетов.
Вставание на гимнастический мост. Ноги и руки прямые, стоять 10 счетов.
Вставание на борцовский мост. Накатиться на голову, касаясь носом ковра,
Кувырок вперёд в группировке. Перекат через спину в упор присев, не касаясь головой, фиксация группировки.
Кувырок назад в группировке. Перекат на спину с выносом ног в сторону, не касаясь головой в положение упор присев.
Перекат на спину с самостраховкой. Перекат на спину с выносом ног в сторону, голова на груди не касается ковра, чёткий хлопок руками о ковёр вдоль тела.
Кувырок вперёд через плечо с самостраховкой. Перекат через плечо на бок, голова на груди не касается ковра, чёткий хлопок рукой о ковёр, правильная постановка ног.
На этом этапе не проводятся переводные испытания. Контроль успеваемости проходит в качестве заключительного открытого урока для родителей.
Примерные контрольные упражнения для II этапа(2-3 года обучения).
Контрольные упражнения Уровень успеваемости
перестроения. Понимать, что такое строй и строевая стойка, уметь
выполнить повороты на месте и перестроения. Уметь выполнять строевую стойку, не шевелиться, правильно выполнять по
команде повороты на месте, перестраиваться в две и в одну шеренгу на месте и колонны в движении. Чётко и быстро уметь
выполнять по команде
повороты и перестроения
на месте и в движении.
Бег приставными шагами
(правым, левым боком).
Руки опущены, спина
согнута, ноги согнуты в
движение правым и левым боком, скрещивание ног.
Руки на поясе, спина
расправлены, ноги согнуты в коленях, ритмичное
движение правым и левым боком без остановки Руки на поясе, спина
расправлены, ноги прямые, ритмичное движение правым и левым боком без остановки и смены ритма.
Бег с ускорением (10-15м.).
Слабое ускорение, бег на всей стопе или на пятках, во время бега отсутствует работа руками.
Спина прямая, туловище наклонено вперёд, руки
согнуты в локтях, бег на носках.
Спина прямая, туловище наклонено вперёд, резкий и мощный старт, руки согнуты в локтях, чёткое сочетание работы рук и ног, вынос бедра вперёд, бег на носках.
Прыжки на одной ноге (на
Выполнить 5-7 прыжков на одной затем на другой ноге.
держать ногу за стопу,
выполнить не менее 10
прыжков подряд на одной и на другой ноге.
держать ногу за стопу,
выполнить не менее 15 прыжков подряд на одной и на другой ноге.
Ходьба в полном приседе («гусиным шагом») руки за головой. Шаг не менее 5 м., касание руками ковра, падение на
колени. Спина прямая, руки за головой, пружинистые
возможно касание рукой о ковёр. Спина прямая, руки за головой, подбородок
пальцами ног о ковёр не менее 15 м.
Прыжки в приседе руки за головой.
касание руками ковра,
Спина прямая, руки за
приподнят, прыжки не
менее 10 м., возможно
касание рукой о ковёр.
Спина прямая, руки за
прыжки в темпе без
остановки не менее 15 м.
лучезапястном, локтевом и
Раскачивание во время
вращений, согнутые и не сжатые в кулаки руки.
Спина прямая, плечи
соединены, ноги на ширине плеч, нечёткие вращения, руки не сжаты в кулаки или
согнуты в локтях. Спина прямая, плечи
соединены, ноги на ширине плеч, чёткие вращения, руки прямые и сжаты в
Ноги согнуты в коленях,
движения туловища. Спина прямая, плечи
соединены, ноги на ширине плеч, смотреть на кисти рук.
Спина прямая, плечи
соединены, ноги на ширине плеч, смотреть на кисти
рук, не терять равновесия,
максимальная амплитуда движения.
Ноги согнуты в коленях, потеря равновесия, минимальная амплитуда движения туловища, нет касания руками ковра, руки согнуты не прижаты к голове.
Спина прямая, плечи
соединены, ноги прямые на ширине плеч, руки прямые касание руками ковра.
Спина прямая, плечи
соединены, ноги прямые на ширине плеч, руки прямые касание ладонями ковра, не терять равновесия, максимальная амплитуда движения.
Наклоны в положении
Выполнить 5-7 прыжков на одной затем на другой ноге.
Вытянутая нога прямая, между ногами прямой угол, касание лбом колена. Вытянутая нога прямая, между ногами прямой угол, касание грудью колена.
Шаг не менее 5 м., касание руками ковра, падение на колени.
руки и ноги слегка
согнуты. Вставание на
борцовский мост – носом касаться ковра.
гимнастический мост – руки и ноги прямые
смотреть на кисти рук.
Вставание на борцовский мост – носом касаться
ковра, пятки от ковра не отрывать.
Упражнение перекат из положения на коленях, держась за ноги руками, в положение на животе
касание руками ковра,
Руки за спиной, перекат
вперёд на грудь, голова
повёрнута в строну.
Руки не отпуская, держат ноги за стопы, мягкий перекат вперёд на грудь, голова повёрнута в сторону.
области, руки на одной
линии с головой или
развёрнуты кистями в
стороны, ноги согнуты или разведены, стоять 3-5 счетов.
Лоб касается ковра, между руками и головой образован треугольник, спина и ноги прямые, напряжены, стоять 7-10
Лоб касается ковра, между руками и головой образован треугольник, спина и ноги прямые, напряжены, носки
вытянуты, стоять 10 и
Стойка на руках возле
Руки согнуты, в плечах
провален, ноги согнуты, касание стены спиной или тазом, стоять 3-5 счетов.
Руки прямые на ширине плеч, спина и ноги прямые, касание стены только пятками, стоять 7-10 счетов.
Руки прямые на ширине плеч, спина и ноги прямые, носки оттянуты, напряжены, касание стены только пятками, стоять 10 и
Прыжки через скакалку. 5-7 8-10 11-15
Сгибание и разгибание рук
в упоре лёжа. 10-12 13-15 16-20
Выпрыгивание из приседа. 15-19 20-23 23-30
Подъём туловища из
положения лёжа на спине руки за головой (пресс) 20-22 23-25 26-30
Переход из упора головой в
ковер на борцовский мост
Отталкивание одной ногой или скручивание при возвращении, касание ещё одной точкой опоры. Отталкивание одной ногой или скручивание при возвращении, нечёткое приземление.
Дидактическое пособие из соленого теста с элементами декора «Сезонное дерево» для дошкольников Дидактическое пособие «Сезонное дерево»Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие поможет ребенку закрепить знания.
Фотоотчет о работе групп «Общая физическая подготовка с элементами единоборств» ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского» (Москва, отделение дополнительного образования «Созвездие». Группы «ОФП с элементами единоборств».
Фотоотчет о работе туристического клуба при школьной секции единоборств Занятия единоборствами предъявляют повышенные требования к нравственным качествам обучающихся, что выдвигает на первый план воспитательную.
Игры с буквами и звуками для дошкольников с элементами ТРИЗ Игра «Данетка». Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.
«Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников». Из опыта работы Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников [/b] Театрализованная деятельность – это не просто.
Конспект занятия «Палочка-выручалочка» в группе «ОФП с элементами единоборств» (дети 6–7 лет) Тренировка в группе «ОФП с элементами единоборств», ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского» корпус дополнительного образования «Созвездие».
Программа «Йога для дошкольников» Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании», Стандартом.
Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 9» структурное подразделение Детский сад.
Программа по формированию пространственной ориентировки у дошкольников Москва ГБОУ Школа№904 Воспитатель: Осипова Светлана Яковлевна Предпосылки формирования пространственной ориентировки у дошкольников В.
Программа по семьеведению для старших дошкольников СЕМЬЕВЕДЕНИЕ Старший дошкольный возраст. Воспитатель: Филатова Е. А. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Цели: – разностороннее.