что такое офп в хоккее

Статья «Общая физическая подготовка для юных хоккеистов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Общая физическая подготовка для юных хоккеистов

Общая физическая подготовка расширяет возможности организма и укрепляет здоровье, она необходима для физического развития спортсменов.

ОФП для юных хоккеистов улучшает двигательные и физические качества, способствует усовершенствованию техники катания на коньках и игры. Она строится на выполнении упражнений соревновательного характера, самостоятельной подготовке, участии в спортивных играх. Наиболее важен этот момент на начальном этапе подготовки, постепенно ОФП уходит на второй план, первое место занимает специальная подготовка. Но и в профессиональной подготовке более опытных игроков присутствуют различные объёмы общих упражнений, вес которых зависит от индивидуальных особенностей спортсмена.

Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья. Она улучшает физические качества и двигательные возможности спортсменов, расширяет запас движений, что, в свою очередь, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков.

Общая физическая подготовка юных хоккеистов строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, соревновательные. В качестве средств широко используются самые разнообразные упражнения из других видов спорта, подвижные и спортивные игры.
Наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки юных хоккеистов. С возрастом и повышением мастерства доля общей физической подготовки уменьшается, а специальной – увеличивается. Однако на отдельных этапах годичного цикла у хоккеистов старших возрастных групп возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема средств общей физической подготовки.

Упражнения для укрепления мышц костно-связочного аппарата и улучшения подвижности в суставах.

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук, махи, вращения, отведение и приведение, поднимание и опускание, рывковые движения.

Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, повороты и вращения головы в различных направлениях; наклоны повороты и вращения туловища, вращение таза; поднимание и опускание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, на животе, сидя, в висе; переход из положения лежа в сед и обратно; смешанные упоры и висы лицом и спиной вниз; «угол» в исходном положении лежа, сидя; разнообразное сочетание этих упражнений.

Упражнения для ног: поднимание на носках, ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы; вращение в голеностопных суставах; сгибание и разгибание ног в тазобедренном, голеностопном и коленных суставах; приседания; отведение и приведение; махи ногами в различных направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног; прыжки, многоскоки; ходьба в полном приседе и полуприседе.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами: с короткой и длинной скакалкой, гантелями, «блинами», набивными мячами, резиновыми амортизаторами, палками, штангой, в парах с партнёром.

Упражнения для развития координации

Опорные прыжки с мостика, через «козла», коня.

Прыжки в длину с поворотами, боком, спиной вперед, назад, в стороны, в группировке, прогнувшись с опорой и без опоры.

Кувырки вперед и назад, перевороты в стороны, стойка на лопатках, руках, в висе.

Упражнения в свободном беге с внезапными с остановками и изменением направления движения.

Обучение элементам самостраховки при применении элементов борьбы.

Упражнения на брусьях, перекладине, бревне.

Упражнения со скакалкой: прыжки, пробегание.

Игры и эстафеты с элементами акробатики.

Катание на лыжах с гор

Езда на велосипеде по сложнопересеченной местности.

Упражнения для развития быстроты.

Старты и бег на отрезках от 15 до 100 метров; пробегание отрезков 30-60 метров схода, с максимальной скоростью и частотой шагов на время.

Бег по наклонной дорожке

Проплывание коротких отрезков на время.

Игры и эстафеты с бегом и прыжками с установкой на быстроту действий.

Упражнения для развития силы.

Элементы вольной борьбы.

Упражнения с набивными мячами.

Бег с отягощениями, по песку, воде и в гору.

Преодоление сопротивления партнера в статических и динамических режимах.

Висы, подтягивание в висе.

Упражнения с отягощениями за счет собственного веса и веса тела партнера.

Приседания на одной и двух ногах.

Упражнения со штангой: толчки, жим, выпрыгивания, приседания.

Упражнения с гантелями, эспандером.

Упражнения на тренажерах.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

Прыжки в высоту, длины, тройным с разбега.

Многоскоки, прыжки в глубину

Метание гранат и камней.

Бег в гору, вверх по лестнице, бег с отягощениями.

Общеразвивающие упражнения с малыми отягощениями, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения для развития общей выносливости.

Чередование ходьбы и бега от 1000 до 4000 метров

Кроссы от 2 до 8 километров, фартлек, туристические походы.

Бег на лыжах от 5 до 15 километров.

Езда на велосипеде по равнине и в горы.

Повторное проплывание отрезков 25-100 метров на время.

Специальная физическая подготовка (СФП) юных хоккеистов

СФП для хоккея с шайбой направлена на развитие специальных физических качеств:

СФП может проводится как на льду, так и вне льда. На льду хоккейного поля СФП направлена на развитие характерных для хоккея двигательных качеств в структуре двигательных навыков, выполняемых в игровой деятельности. Поэтому в качестве основных средств СФП используются игровые упражнения, усиливающие их воздействие на организм. Специальная физическая подготовка проводится вне льда, имеет специфическую направленность и решает задачи преимущественного развития качеств, более специфических для хоккея, а так же избирательное развитие мышечных групп, которые в большей степени участвуют в основных хоккейных движениях. В качестве средств специальной физической подготовки используются упражнения, по нервно-мышечным усилиям, пространственно-временным характеристикам и режимам работы адекватные основным хоккейным движениям. К ним относятся упражнения включающие весь технико-тактический арсенал хоккея, разработанные на их основе специально-подготовительные упражнения. Круг средств специальной физической подготовки значительно меньше, чем общей. В ходе СФП обеспечивается как комплексное, так и избирательное воздействие на специальные физические качества и способности хоккеистов.

СФП для этапа начальной подготовки

Упражнения для развития взрывной силы.

Приседания на одной и двух ногах с отягощениями (гантели, «блины»), величина которых не более 50% собственного веса тела.

Прыжки и подскоки без отягощений и с отягощениями.

Броски камней, набивных мячей весом 1 кг: от груди, из-за головы, сбоку, снизу, вперед, назад.

Бег в гору на короткие отрезки от 10 до 30 метров, бег по воде

Многоскоки на песке

Броски шайбы на дальность.

Спортивные игры с применением силовой борьбы, заслонов и других приемов хоккея.

Бег на коньках с перепрыгиванием препятствий, с резким торможением и последующими стартами.

Толчки сопротивляющегося партнера плечом, грудью.

Единоборство за шайбу у борта, на ограниченных площадках.

Игры и эстафеты на коньках с переноской предметов.

Упражнения для развития быстроты.

Пробегание коротких отрезков от 15 до 40 метров из различных направлениях.

Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с внезапным изменением скорости и направления движения по зрительному сигналу.

Бег по виражу, кругу, спирали, «восьмерке» (лицом и спиной вперед).

Упражнения с теннисным мячом у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе, с быстрым переносом клюшки слева направо и обратно.

Игра и упражнения, построенные на опережении действий партнера (овладение шайбой).

Броски шайбы поточно в борт на время.

Бег на коньках на время на отрезках 18, 36, 54 м.

Упражнения для развития выносливости.

Длительный равномерный бег без коньков и на коньках (пульс 130-160 ударов в мин.).

Переменный бег, кроссы, интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью (работа 7-10 сек., с интервалами отдыха 15-30 сек.).

Чередование бега на коньках с максимальной, умеренной и малой скоростью.

Серийное интервальное выполнение технико-тактических упражнений с интенсивностью 75-85% от максимальной (длительность одного повторения не более 20-30 сек., интервал отдыха 1,5-2,5 мин.; число повторений в серии 3-5 раз, интервалы отдыха между сериями 10-12 мин.; число серий 2-3).

Игры на поле для хоккея с мячом.

Упражнения для развития ловкости.

Эстафеты с предметами и без предметов.

Игры и упражнения для совершенствования игрового мышления.

Прыжки на коньках через препятствия.

Игра клюшкой, стоя на коленях.

Эстафеты и игры с обведениями стоек

Уклонение от применения силовых приемов

Резкая смена направления бега.

Упражнения для развития гибкости.

Маховые движения руками, ногами с большой амплитудой, с отягощениями.

Упражнения с клюшкой с партнером.

«Мост» из положения лежа, стоя и другие упражнения для увеличения подвижности суставов и растягивания мышц, несущих основную нагрузку в игре.

СФП для тренировочного этапа

Упражнения для развития взрывной силы (по программе начальной подготовки)

упражнения со штангой весом до 60% от максимального.

Беговые упражнения с отягощениями.

Броски утяжеленной шайбы (до 400 грамм).

Бег вверх по лестнице.

Упражнения для развития быстроты (по программе начальной подготовки)
Дополнительно увеличивается длина дистанции до 60-100 метров.

Упражнения для развития выносливости (по программе начальной подготовки)
Дополнительно:

дистанция кроссов увеличивается до 5-6 км.

число серий при серийной интервальной тренировке увеличивается до 5, интервалы между сериями 10-15 мин.

Упражнения для развития ловкости (по программе начальной подготовки)

выполнение технических приемов с преодолением сбивающих факторов (сопротивление партнера, без зрительного контроля)

преодоление полосы препятствий

Упражнения для развития гибкости (по программе начальной подготовки)
Количество повторений рекомендуется увеличить.

СФП для этапа совершенствования спортивного мастерства

Упражнения для развития взрывной силы (по программе тренировочного этапа)
Дополнительно:

увеличивается вес отягощения (набивные мячи до 5 кг),

силовая подготовка с быстрым темпом выполнения упражнения (работа 20-30 сек, вес отягощения для рук не более 10 кг; интервал отдыха 60-90 сек, число повторений в серии 4-5 раз).

Бег и прыжки вверх по лестнице,

Имитация бега на коньках с отягощением.

Упражнения для развития быстроты (по программе тренировочного этапа)
С широким использованием метода сопряженного воздействия.

Упражнения для развития выносливости(по программе тренировочного этапа)

дистанция кроссов увеличивается до 8-10 км

Игровые упражнения, выполняемые в виде интервальной тренировки (работа 40-50 сек., интервал отдыха 1-2 мин., число повторений в серии 5-6 раз, отдых между сериями 8-10 мин., 2-3 серии).

Упражнения для развития ловкости (по программе тренировочного этапа)
С широким использованием упражнений, моделирующих сложные игровые ситуации.

Упражнения для развития гибкости (по программе тренировочного этапа)
С широким использованием отягощений малого веса.

Программа ОФП для хоккеистов составляется на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по хоккею. Этот документ разработан министерством спорта и принят 27 марта 2013 года. Используются и другие документы, в частности, Дополнительная профессиональная программа по хоккею с шайбой, авторство которой принадлежит Дирекции спортивных сооружений.

Источник

Что такое офп в хоккее

что такое офп в хоккее. ofp. что такое офп в хоккее фото. что такое офп в хоккее-ofp. картинка что такое офп в хоккее. картинка ofp. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Вся жизнь человека разделена на определённые этапы. Каждый из них имеет свою особенность и значение. Возрастной период с 3х до 8 лет очень важен для ребёнка. Это самый благоприятный и при правильном подходе, продуктивный период для развития:

В это время происходят процессы формирования человека. Закладываются основы физической культуры, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. В дальнейшим, развитие качеств продолжается, но в меньшей степени. В более позднем периоде жизни развивается сила и выносливость.

Общая физическая подготовка, является основой для специальной физической подготовки!

Необходимые специальные качества:

Для чего нужна общая физическая подготовка?

ОФП обеспечивает условия для гармоничного развития детского организма. Увеличивает профессиональное долголетие, снижает травматизм, уменьшает степень отрицательного воздействие на организм нагрузками.

Правильно построены и своевременно проведённые тренировки по ОФП способствуют:

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту.

что такое офп в хоккее. ofp1. что такое офп в хоккее фото. что такое офп в хоккее-ofp1. картинка что такое офп в хоккее. картинка ofp1. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Общая физическая подготовка, является основой для специальной физической подготовки!

Специальная физическая подготовка формирует, развивает и поддерживает необходимые для хоккеиста качества. Хорошая специальная физическая подготовка, позволяет хоккеисту эффективно проводить тактико-технические действия, выполнять их долгое время и что самое главное в современном хоккее в необходимом скоростном режиме.

Необходимые специальные качества:

Хоккейная школа «Российский клуб хоккея» обладает всеми ресурсами и лучшими специалистами.

Источник

ОФП для хоккеистов

что такое офп в хоккее. 55. что такое офп в хоккее фото. что такое офп в хоккее-55. картинка что такое офп в хоккее. картинка 55. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Общая физическая подготовка расширяет возможности организма и укрепляет здоровье, она необходима для физического развития спортсменов.

ОФП для хоккеистов улучшает двигательные и физические качества, способствует усовершенствованию техники катания на коньках и игры. Она строится на выполнении упражнений соревновательного характера, самостоятельной подготовке, участии в спортивных играх. Наиболее важен этот момент на начальном этапе подготовки, постепенно ОФП уходит на второй план, первое место занимает специальная подготовка. Но и в профессиональной подготовке более опытных игроков присутствуют различные объёмы общих упражнений, вес которых зависит от индивидуальных особенностей спортсмена.

ОФП для хоккеистов в домашних условиях

Общая физическая подготовка планируется таким образом, чтобы упражнения можно было выполнять на катке, стадионе и в домашних условиях. Она состоит из упражнений для:

Упражнения выполняются в парах или самостоятельно, с палкой, штангой, амортизатором, мячом, блинами, гантелями, длинной и короткой скакалкой.

Для развития координации используются следующие упражнения из курса ОФП для хоккеистов в домашних условиях:

Для поддержания хорошей физической формы хоккеист может использовать и другие упражнения, подбирать которые можно самостоятельно или с участием тренера.

Физическая подготовка допустима практически в любых условиях и направлена на развитие двигательных навыков. Вне льда она развивает специфические для хоккея качества и наиболее важные группы мышц. Упражнения должны имитировать хоккейные движения и быть примерно такими же по нагрузке. Специальная подготовка проводится на групповых или индивидуальных тренировках под руководством тренера. Оптимальный набор упражнений подбирается для всей команды и лично для каждого игрока.

Программа ОФП для хоккеистов составляется на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по хоккею. Этот документ разработан министерством спорта и принят 27 марта 2013 года. Используются и другие документы, в частности, Дополнительная профессиональная программа по хоккею с шайбой, авторство которой принадлежит Дирекции спортивных сооружений.

Источник

Хоккейные тренировки. ОФП хоккеистов. Упражнения

что такое офп в хоккее. 15051264711141371806. что такое офп в хоккее фото. что такое офп в хоккее-15051264711141371806. картинка что такое офп в хоккее. картинка 15051264711141371806. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое офп в хоккее. shajba na krjuke iz chego sostoit trenirovka hokkeista 1512724463442466291. что такое офп в хоккее фото. что такое офп в хоккее-shajba na krjuke iz chego sostoit trenirovka hokkeista 1512724463442466291. картинка что такое офп в хоккее. картинка shajba na krjuke iz chego sostoit trenirovka hokkeista 1512724463442466291. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что нужно для того, чтобы обводить защитников, как Павел Дацюк, и вгонять шайбу под перекладину с круга вбрасывания, как Александр Овечкин? Конечно тренировки! Нет, без определённой доли таланта не обойтись, но тренировки – это первостепенное. Тем более что только на тренировке можно элегантно и по-дацюковски уходить от имитаторов защитника и мощно, по-овечкиновски расстреливать пустые ворота. Но как тренироваться правильно? Давайте разбираться.

Разминка всему голова

Всё начинается с разминки. Нет разминки – нет спортсмена. Опять же: только тренер знает, как правильно; в том числе и как правильно разминаться. Но мы можем дать пару советов. Вначале нужно сделать серию лёгкоатлетических упражнений – бег с высоким подниманием бедра, с захлёстом и прочее; сделать комплекс упражнений на растяжку – для этого идеально подойдёт тренажёр TRX. Это упругие петли, с помощью которых можно растягивать конечности; например, лёжа на спине и продев ноги в эти петли, сгибать их и максимально приближаться к ягодицам.

В разминке с петлями TRX может пригодиться и обычная хоккейная клюшка: надо взять её посередине двумя руками и на вытянутых руках выполнить вращения во все стороны; ещё один вариант упражнения — держим клюшку на прямых руках и тянемся к полу.

Также существует специальный комплекс упражнений на ОФП, который поможет при тренировке техники катания. Уточнять стоит у тренера, но тренировочный центр BeLikePro, например, включает в него выпады (можно и с клюшкой, можно и со скручиваниями), запрыгивания одной ногой на полусферу (прыгать нужно вбок), диагональные шаги в приседе приставным манером с клюшкой, коньковый шаг, бег через барьеры, имитацию катания у тумбы (для этого нужно опереться на тумбу и, сходно с балеринами у станка, имитировать отталкивания от льда), упражнения на слайдере (тренажёре, на котором нужно отталкиваться от одного края до другого на скользящей горизонтальной поверхности). Подробнее в видеоролике.

Тренировка на технику владения шайбой

Хорошо, размялись; хочется побросать уже, да? Нет, для начала надо выполнить пару упражнений на технику владения шайбой. Главное – для начала взять правильно клюшку. Рабочая (то есть сильная) рука не прижимается к телу и держит клюшку сверху, немного перед собой; вторая рука держит клюшку снизу; плечи расслаблены, ноги согнуты, спина выпрямлена.

Чтобы развить в себе чувство шайбы, нужно мягко и медленно водить её клюшкой вправо-влево и внимать своим ощущениям; тогда придёт понимание, где находится шайба: на мыске, на пятке или в центре крюка. Со временем перекладывать шайбу влево-вправо стоит быстрее и уже не глядя на нее. При этом надо вращать крюк, как бы накрывая шайбу – если вы не будете делать так во время ведения на игре, у вас очень быстро на этом ведении шайбу и выбьют. Отрабатывать надо и узкое ведение, и среднее, и широкое; причем не только перед собою, но и чуть сзади, слева от себя и справа от себя – словом во время тренировки нужно обхватить как можно больше территории и уметь вести шайбу везде, где только можно.

Водить шайбу можно через различные препятствия – например, через змейку. Кстати, вместо шайбы можно использовать специальный деревянный тренировочный мяч, обладающий куда большей подвижностью. Ведение через змейку, долгие и короткие перекладывания шайбы/тренировочного мяча через змейку, ведение через змейку спиной вперёд, ведение сбоку от змейки, ведение с быстрыми перекладываниями в стороне от змейки.

Бросковая тренировка

Из всех возможных навыков, поддающихся отработке, больше всего новички и профи любят оттачивать броски. И действительно: что может быть лучше пулемётного расстрела шайбами пустых ворот?

Тренировка на технику передачи шайбы

Немаловажно поработать и на технику приёма и передачи шайбы. Как и с бросками и ведением, главное – правильно отдавать передачу.

Если вы хотите выполнить передачу низом, то нужно встать лицом к партнёру, согнуть ноги, выпрямить спину, закрыть крюк. Шайба в это время находится на середине крюка, переходит на пятку и отправляется в пас партнёру. Если верхом, то точно так же, только крюк открыт, а шайба перед непосредственной отправкой переходит с пятки крюка на его мысок. Крюк в конце закрываем.

Тренировка на катание

Тренировка на катание должна проходить при непосредственном контакте с тренером. Тренер подскажет комплекс из правильных упражнений, интересных и энергозатратных. Что же до чего-то базового, то можно по-разному объезжать конусы, расставленные на льду разными фигурами, то лицом, то спиною и бросать по воротам. Можно делать ускорения (как вариант – с колен), резкие торможения, делать их по свистку (резкое торможение и ускорение в противоположную сторону, когда прозвучит сигнал). Скрёстный шаг, фонарик, полуфонарик, восьмёрки вокруг конусов, виражи с подсечками (можно на одной ноге), улитки; всё это можно делать с конусами, а можно – через клюшку. Подробнее в видео.

Очень важно имитировать на тренировках игровые ситуации. Катание с дриблингом невозможно отточить, просто объезжая конусы; в этом помогут уже знакомые нам имитаторы защитников. Также можно выполнять целый комплекс упражнений, максимально приближенных к игровым действиям. Например, короткое ведение через имитатора защитника, уход под себя и бросок; или приём шайбы от пассера, перекладывание её под себя, бросок или прокат мимо борта, объезд конуса, «стеночка» с пассером, ещё прокат, бросок.

Источник

Роль ОФП в хоккее

что такое офп в хоккее. bl11 2. что такое офп в хоккее фото. что такое офп в хоккее-bl11 2. картинка что такое офп в хоккее. картинка bl11 2. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ХОККЕИСТОВ И РОЛЬ ОФП В ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

В данной статье будут рассмотрены основные, из огромного арсенала хоккеистов, движения и технико-тактические приемы, а также физические качества необходимые для их реализации. Полезная информация как для юных игроков, так и для их родителей, и для всех кому интересен данный вид спорта.

Хоккей один из наиболее любимых народом олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, динамикой борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных технико-тактических действий в атаке и обороне, в том числе в экстремальных условиях. Все это свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к соревновательной деятельности, и определяет особенности ее структуры и содержания.

Для соревновательной деятельности хоккеистов характерны: переменная интенсивность, преимущественно скоростно-силовая направленность и аритмия, выражающиеся в хаотичном чередовании разных по времени взрывных действий и кратковременных пауз.

Установлено, что в процессе соревновательной деятельности как в одном игровом отрезке, так и в матче в целом, хоккеист высокой квалификации выполняет работу различной мощности в следующем соотношении:

Выполнение большого объема сложнокоординационных технико-тактических действий, жесткость силовых единоборств и высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие физические и психические нагрузки. Постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, обостренного внимания, умения быстро оценить обстановку и принять рациональное решение.

Эта составляющая игровой деятельности хоккеиста способствует воспитанию у него координационных качеств, распределенного внимания, периферического зрения, пространственной и временной ориентировки.

Для соревновательной деятельности характерен высокий дух соперничества, связанный с противоборством игроков, звеньев и команды в целом. Стремление обыграть противника, превзойти его в быстроте действий, изобретательности, силе, точности и других действиях, направленных на достижение победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе борьбы.

Выполнение технико-тактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с плотной опекой и жесткостью силовых единоборств, требует большого мужества и способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативы и целеустремленности, а также развитию способности управлять своими эмоциями.

Технико-тактические приемы — это необходимый состав движений, последовательность работы мышц в проявлении рабочих усилий, согласованность движений во времени и в пространстве. Целесообразно из всего многообразия технических приемов выделить два крупных раздела по специфике игровой деятельности: раздел двигательной деятельности полевого игрока и раздел движений и техники вратаря.

ОСНОВНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЛЕВОГО ИГРОКА

Передвижения хоккеиста на коньках

Передвижение на коньках — это неестественное, достаточно сложное по координации движение, требующее определенных физических и психических напряжений. Поэтому для успешного освоения различных способов передвижения на коньках необходима соответствующая предварительная подготовка. Еще до выхода на лед следует вводить в занятия специально-подготовительные и подводящие упражнения.

Техника передвижения на коньках является той основой, на которой держится мастерство хоккеиста. Её сущность сводится к выполнению рационально организованных движений игрока, направленных на скоростно-маневренное оптимальное прохождение игрового пространства. В процессе игровой деятельности хоккеист выполняет различные виды бега, поворотов, торможений, прыжков.

Бег на коньках по способу выполнения подразделяется на следующие виды: бег скользящими шагами, бег короткими шагами, бег скрестными шагами и бег спиной вперед.

Наиболее часто применяется в игре бег скользящими шагами. Им пользуются в большинстве случаев тогда, когда надо пробежать относительно большое расстояние. Эффективность бега во многом зависит от «посадки» хоккеиста, т. е. его исходного положения, определяемого рациональным расположением звеньев тела в пространстве. Посадка должна быть удобной, устойчивой и обеспечивать возможность свободного проявления рабочих усилий в отталкивающих движениях ногами для развития определенной скорости. Такая посадка обеспечивает нормальную работу мышц ног, не стесняет работу органов дыхательной и сердечно-сосудистой систем, позволяет хоккеисту хорошо видеть и ориентироваться в окружающей обстановке.

Владение клюшкой и шайбой

Владение клюшкой и шайбой заключается в умении технически правильно выполнять и рационально использовать в игровой деятельности следующие приемы: ведение, броски и удары, передачи и остановки, обводки, финты и отбор шайбы. Занятия с юными хоккеистами по обучению технике владения клюшкой следует начинать параллельно с общефизической подготовкой на открытой спортивной площадке или в условиях спортивного зала.

В игровой деятельности применяются различные способы ведения: с переносом клюшки через шайбу, не отрывая крюка клюшки от шайбы, толканием шайбы клюшкой и коньками.

Броски и удары шайбы

Двигательный механизм основных видов бросков и ударов единый, их различие связано с изменением некоторых кинематических и динамических характеристик движения.

Прием и остановки шайбы

В хоккее используются следующие виды приема и остановки шайбы: клюшкой (крюком, рукояткой), рукой, ногой, коньком и туловищем.

Обводка и обманные действия (финты)

Обводка — это комплексный игровой прием, направленный на обыгрывание противника в конкретном игровом эпизоде. Эффективность ее применения определяется различными способами передвижения на коньках, ведения и обманными действиями.

В хоккее целесообразно выделить следующие виды отбора: клюшкой, перехватом и с помощью силовых приемов туловищем.

В ходе соревновательной деятельности хоккеиста единоборства с проявлением силовых или скоростно-силовых качеств называют силовыми единоборствами. Они осуществляются туловищем и клюшкой. Приемы игры туловищем, применяемые в борьбе за шайбу и связанные с силовыми проявлениями различных мышечных групп (ног, туловища, плечевого пояса), принято считать силовыми. К их числу относятся: остановки, толчки и прижимание игрока противника грудью, плечом и бедром.

Основное их назначение сводится к решению двух основных задач:

В проведении силовых приемов правомерно выделить четыре фазы:

ОСНОВНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВРАТАРЯ

Основная стойка вратаря

В ходе игры вратарь преимущественно находится в основной стойке. Она обеспечивает хорошую устойчивость и готовность вратаря к защите ворот и позволяет ему свободно перемещаться в различных направлениях. В зависимости от игровой ситуации вратарь несколько изменяет основную стойку на более низкую или более высокую.

Своевременный и рациональный выбор позиции вратарем зависит от техники его передвижения на коньках. Существует несколько основных способов передвижения: приставными шагами, выпадами со скольжением, спиной вперед, торможения. В процессе игры для контролирования пространства перед воротами и надежной их защиты вратарь использует все рассмотренные передвижения в различных сочетаниях.

Ловля и отбивание шайбы

При защите ворот шайбу, брошенную противником, вратарь ловит или отбивает руками (ловушкой, «блином», предплечьем, плечом), ногами (щитками, коньками), туловищем (грудью, животом) и клюшкой. Шайбу, брошенную надо льдом в сторону руки, свободной от клюшки, вратарь обычно ловит ловушкой, потому что движение рукой быстрее и проще, чем другими звеньями тела, к тому же после удачного выполнения этого приема шайбой перестает владеть противник.

Вратарь в хоккейной команде — это особая, значимая фигура. От уровня его игровой деятельности во многом зависит результат игры команды. Вместе с тем структура и содержание соревновательной деятельности вратаря значительно отличаются от полевого игрока.

Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее определяется высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, т. е. такой, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности, обеспечивающих высокий уровень спортивного мастерства и успешное выступление в соревнованиях. Из перечисленных составляющих физическая подготовка имеет особое значение в воспитании и формировании хоккеистов высокой квалификации. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеиста.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ

Во время хоккейного матча спортсмены выполняют многочисленные рывки, ускорения, остановки, торможения с последующими быстрыми стартами, броски, ведут силовые единоборства и т. п. Эффективно выполнять эти действия могут только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц. Выявлена положительная взаимосвязь между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсменов. Для хоккея характерно свое специфическое развитие силы мышц. Установлено, что мышцы-разгибатели туловища имеют большое значение для стабилизации игровой позы хоккеиста, а сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра — для отталкивания ото льда.

Для хоккеистов важны:

Таким образом, в системе подготовки юных хоккеистов значительное место должно быть отведено воспитанию мышечной силы. При этом необходимо учитывать специфическое развитие силы мышц хоккеиста и возрастные особенности организма.

Методика развития силы

Среди факторов, лимитирующих силовые возможности, выделяют: внутримышечную координацию (она характеризуется силой и частотой эффекторной импульсации из ЦНС к работающей мышце); межмышечную координацию (главным образом между мышцами-синергистами и антагонистами), собственную реактивность мышц (она зависит от физиологического поперечника и функционального состояния в момент сокращения); биомеханический фактор (зависит от рычага приложения силы и определяется углом в рабочем суставе).

Для того чтобы развить силу, необходимо добиваться максимальных мышечных напряжений. Это может быть достигнуто в результате волевых усилий, а также при использовании отягощений (напряжений).

Наряду с воспитанием силы у юных хоккеистов развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения. Мышцы не должны быть напряжены, если они не участвуют в перемещении звеньев тела или в поддерживании его положения. Большие мастера, как правило, отличаются от новичков и посредственных хоккеистов эффективным чередованием напряжения и расслабления отдельных групп мышц, участвующих в выполнении технического приема. Это обеспечивает высокую экономичность в работе.

У детей младшего школьного возраста связочно-мышечный аппарат стопы развит слабо; как следствие этого от чрезмерной нагрузки на нижние конечности у юных хоккеистов может появиться плоскостопие. Правильно дозированная нагрузка, соответствующие меры профилактики, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, позволяют избежать этого негативного явления. Связочный аппарат верхних конечностей развит также недостаточно, поэтому у юных хоккеистов довольно часто происходит повреждение связок, особенно если они играют слишком большой и тяжелой клюшкой.

Укрепление связочного аппарата является важнейшей составляющей в развитии силовых качеств хоккеиста любого возраста и квалификации, позволяя достигнуть более высокого уровня силовых показателей при этом снижая возможность получения травмы.

Современный хоккеист должен играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение непродолжительных интервалов отдыха непосредственно в ходе занятия, матча, а также между отдельными занятиями и играми. Следовательно, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в современном хоккее во многом определяется уровнем развития выносливости спортсменов.

Наиболее общими и важными факторами, определяющими выносливость хоккеиста, являются процессы энергообеспечения организма. Они бывают двух видов: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный (без участия кислорода). В спортивной практике термин «аэробная работоспособность» рассматривается как синоним понятия «общая выносливость „, а термин » анаэробная работоспособность“ совпадает по своему значению с понятием так называемой „скоростной выносливостью“.

Хоккеист должен все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить и маневрировать, обводить соперника, вести, передавать и принимать, бросать шайбу в ворота, останавливать противника силовым приемом или, наоборот, уклоняться от силового единоборства. Вместе с тем он должен быстро реагировать на действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое решение и сразу же его реализовывать.

Быстрота является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно не зависимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.

Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата хоккеистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных возможностей хоккеистов, их техническое мастерство, а также предельная мобилизация волевых качеств.

Скорость в целостном сложно-координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, которая, в свою очередь, определяется длиной ног, силой отталкивания и выносливостью и т. д.

При изучении скоростной подготовленности хоккеистов были выявлены состав и структура скоростных качеств, включающие следующие виды их проявления: быстрота простой и сложной реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота тормозных движений, быстрота выполнения технических приемов игры, быстрота перехода от одного действия к другому. Указанные виды скоростных качеств хоккеиста относительно независимы друг от друга. Во время соревнований, как правило, эти качества проявляются комплексно.

Однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств в игровой деятельности, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид.

Воспитание скоростных качеств хоккеистов представляет собой довольно сложный процесс. Это связано:

Все это в значительной мере снижает возможности положительного переноса тренированности с одних упражнений на другие. Развитие скоростных качеств у хоккеистов осуществляется в двух направлениях:

Основными методами скоростной подготовки юных хоккеистов являются: игровой, соревновательный, повторный и вариативный. Кроме разумного чередования различных методов для достижения желаемого эффекта в скоростной подготовке хоккеистов не менее важное значение имеет грамотный набор соответствующих средств. Например, иногда целесообразно избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты, для чего следует подбирать и соответствующие упражнения.

Упражнения для развития быстроты требуют сосредоточенности и максимальной собранности, важно понимать смысл предлагаемых заданий и следить за четким и точным их выполнением.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Это сложное качество имеет самые многообразные связи с остальными физическими способностями и двигательными навыками. Под ловкостью понимают:

Существует несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно определить эту способность:

Косвенным показателем ловкости может служить способность к расслаблению мышц, сохранение равновесия, гибкость. Ловкость является и специфическим качеством. Она неодинаково проявляется в разных видах двигательной деятельности.

Например, среди хоккеистов нередко встречаются спортсмены, виртуозно работающие клюшкой (хорошая ловкость рук) и посредственно владеющие коньками, и наоборот, умеющие хорошо кататься, но не обладающие ловкостью рук.

Важной предпосылкой для развития ловкости является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Соответственно, хорошо развитая ловкость способствует развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается.

Ловкость — важная предпосылка изучения и совершенствования техники хоккея. Воспитание ловкости у хоккеистов должно идти прежде всего по пути обучения широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе — из основной и спортивной гимнастики, акробатики (кувырки, перевороты, кульбиты), легкой атлетики (различные способы прыжков, бега, метаний), подвижных и спортивных игр (предполагающих комплекс различных действий: бег, прыжки, броски и ловля мячей, преодоление полосы препятствий и т. п.), требующих умения быстро переходить от одних действий к другим.

Гибкость (подвижность в суставах) — это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой. Это качество необходимо хоккеисту для свободного выполнения технических приемов в игре.

Различают активную и пассивную гибкость.

Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной — увеличиваются. Упражнения на гибкость улучшают эластичность мышц, сухожилий, связок, укрепляют их, что служит хорошей профилактикой травм всех суставов. В целях предупреждения снижения активной гибкости под влиянием утомления и других неблагоприятных факторов необходимо иметь определенный «запас» гибкости. Это предотвратит нежелательные изменения в структуре техники, которые могут быть связаны с уменьшением амплитуды движений. В годичном тренировочном цикле развитие гибкости осуществляется на всех этапах подготовки.

ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В хоккее методически и педагогически целесообразно физическую подготовку подразделять на общую, специализированную и специальную.

Общая физическая подготовка хоккеиста является фундаментом, необходимой базой для высоких результатов. Она обеспечивает главным образом решение следующих задач:

Общая физическая подготовка должна иметь место в подготовке хоккеистов всех уровней, от новичка до большого мастера, однако ее удельный вес в интегральной подготовке во многом определяется квалификацией игрока. Кроме того, на этапе высшего спортивного мастерства она носит более целенаправленный и специализированный характер. Важно отметить, что многие средства общей физической подготовки более эффективны в развитии очень важных для хоккеистов качеств, чем средства специальной физической подготовки.

Специализированная физическая подготовка проводится, как и общая, в условиях спортивного зала, манежа или спортивной площадки. Она имеет более узкую и специфическую направленность и призвана решать следующие задачи:

Преимущественное развитие тех качеств, которые более специфичны для хоккея.

Избирательное развитие тех мышечных групп, которые в большой степени принимают участие в основных хоккейных движениях.

Специальная физическая подготовка хоккеиста осуществляется главным образом на льду хоккейного поля и направлена на развитие наиболее важных двигательных качеств в структуре двигательных навыков, т. е. непосредственно в основных движениях хоккеиста, выполняемых в игровой деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВРАТАРЯ

Содержание процесса подготовки вратаря значительно отличается от подготовки полевого игрока и определяется специфичностью его игровой деятельности. Это выражается в большом объеме индивидуальной тренировки и самоподготовки вратарей, в специализированности выполняемых ими тренировочных нагрузок, в направленности и содержании физической, технико-тактической и психологической подготовки.

Общефизическая подготовка вратарей направлена на всестороннее и гармоническое развитие всех органов и систем и проводится по единому плану для всех игроков команды, преимущественно в без ледовых условиях.

Специализированная подготовка проводится также вне льда и направлена на развитие тех двигательных качеств и способностей, которые преимущественно лимитируют деятельность вратаря. К ним относятся:

Специализированная подготовка осуществляется на основе специально-подготовительных упражнений.

Для развития скоростных качеств используются средства в основном направленные на быстроту выполнения специальных движений и реакцию спортсмена.

Скоростно-силовые качества развиваются в специализированных движениях с небольшими отягощениями.

Статическая выносливость мышц спины и ног развивается с помощью различных изометрических статических упражнений в позах, соответствующих основной стойке вратаря.

Для развития гибкости используются различные упражнения на растягивание, с увеличением амплитуды движения (наклоны, шпагаты, полу-шпагат, повороты, скручивания, различные выкруты).

Координационные качества развиваются с помощью комбинированных сложнокоординационных упражнений, включающих в себя элементы акробатических упражнений.

Специальная физическая подготовка проводится на льду хоккейного поля в структуре основных двигательных навыков.

РОЛЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ХОККЕИСТОВ

Думается, из всего многообразия довольно сложных движений, описанных выше, и средств для максимальной их реализации — ответ очевиден! Но… Проблема взаимоотношения общего и частного возникает у людей постоянно и во всех сферах. В системе физкультуры и спорта об этом многие вообще и не задумываются. А все потому, что решать свои частные проблемы почти все начинают не то, что без решения, так даже без учета проблем общих. Ведь ОФП — не только основа всей системы физкультуры и спорта, но и здоровья. Стараясь достичь нужной цели в любимом виде спорта, не имея достаточной ОФП, спортсмен будет постоянно с этой проблемой сталкиваться, часто даже не сознавая, в чем истинная причина неудач…

Тем, кто связывает свой жизненный успех со специализацией в столь технически сложном и физически тяжелом виде спорта как хоккей, следует усвоить, что приоритет, при прочих равных, всегда за теми, у кого лучше ОФП!

Дохляки не нужны нигде, но человек, имеющий хорошую ОФП, способен к более качественному выполнению технико-тактических приемов хоккея, результатом которых является вполне заслуженная — победа!

Если у вас или вашего сына есть желание играть в хоккей, если есть задатки бойцовских качеств и не страшна откровенная силовая борьба, коварные силовые приемы, откровенные драки, и вообще вы не трусы (трус не играет в хоккей), то хоккей — это ваш вид! Как спорт или забава, разумеется.

Если надеетесь, что ваш сын или внук станет супер-звездой хоккея и получит контракт на 50 миллионов — дерзайте!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *