что такое memory interleaving в биосе
990x.top
Простой компьютерный блог для души)
Channel Interleaving что это в биосе?
Всем хеллоушки. Говорим сегодня про биос, а вернее о таком пункте в нем как Channel Interleaving — я узнаю все что смогу и здесь вам напишу. Итак, вот что я выяснил, пункт Channel Interleaving не простой.. в общем пока я понял одно, что это имеет отношение к оперативной памяти, а вернее к планкам и в каких слотах они стоят. Вот читаю, что при двух планках режим нужно выключать, если только они не стоят в разных слотах по цвету. И эта функция не работает со всей памятью, иногда могут быть глюки.. вот еще читаю, что включение этой опции не дает использовать все четыре планки на максимальной частоте..
В общем Channel Interleaving это какое-то чередование каналов. Вот я это все узнал и первая мысль у меня появилась.. что может лучше не трогать эту опцию вообще…
Так, ладно, ищу инфу дальше. Вот один чел пишет, что вроде пункт Channel Interleaving может отвечать и за одновременную работу всех планок:
Кстати да, в инструкцию к материнки тоже неплохо было бы заглянуть, может там есть полезная инфа.
Так, а вот нашел еще один коммент.. чел пишет что опция Channel Interleaving это отключение двухканального режима:
Так, вот нашел тему на форуме, тут чел пишет что Bank Interleaving и Channel Interleaving — это чередование банков и каналов. Эти опции нужно отключать (Disabled), если не равноценные банки. Правда что имеется ввиду — не совсем понятно..
Вот нашел еще такой комментарий, смотрите:
Ребята, признаюсь — я уже сам запутался по поводу Channel Interleaving.
Смысл опции Channel Interleaving как я понимаю в том, что можно чуть выиграть в производительности. И еще, если у вас все работает норм, то эту опцию не трогайте, мой вам совет. А если траблы, то проверьте, может ее можно выставить в режим Auto? Это может помочь.
Так ребята, вот чел на форуме о процессорах спрашивает:
И вот что ему отвечают:
Короче рябята, снова не понятно.
В общем как понимаю, то опция как-то оптимизирует работу что ли.. вот один чел написал, что он докупил память, но когда играл, то через минут 20 была какая-то ошибка. И вот потом чел включил Channel Interleaving (выставил Enabled и все) и потом уже не было никакой ошибки. Это просто вам к сведенью. Об этом чел вот тут рассказывает, можете почитать:
Еще один комментарий нашел, тут тоже написано что этот пункт это чередование каналов:
Вот ребята нашел еще одну информацию о том что такое Channel Interleaving (за качество картинки сори):
В общем такие дела. Я лично не особо понял что это за функция. Если вы поняли что это, плиз напишите в комментариях, буду очень признателен! На этом все, желаю вам удачи и чтобы вы были счастливы!!
SDRAM Bank Interleave
Другие идентичные названия опции: Bank Interleave, DRAM Bank Interleave, DRAM Bank Interleaving.
Функция SDRAM Bank Interleave представляет собой механизм управления режимом чередования банков ОЗУ типа SDRAM. Эта опция может принимать следующие комбинации значений (в зависимости от версии BIOS и модели материнской платы):
Принцип работы
Данная функция является низкоуровневой настройкой BIOS, осуществляющей конфигурацию режима Interleave (Чередование банков оперативной памяти). Указанный режим позволяет организовать работу банков памяти таким образом, чтобы минимизировать ее возможные задержки и простой, тем самым увеличивая производительность и пропускную способность ОЗУ. Как это происходит?
Режим Interleave предполагает так называемую конвейерную схему работы банков: в то время как один банк находится в режиме доступа, другой переводится в режим обновления (и наоборот). Кроме того, циклы регенерации банков маскируются функцией Masking, что и создает эффект конвейера.
Рассмотрим работу функции SDRAM Bank Interleave «на пальцах». При наличии четырех банков SDRAM процессор имеет возможность последовательно работать с каждым из них в течение четырех циклов. Это происходит следующим образом:
При активированном режиме чередования процесс обработки данных представляет собой непрерывную последовательность (Consecutive clock cycles) и выполняется без каких-либо задержек. Рассмотрим теперь тот же процесс, но в случае отключения режима Interleave (Disabled):
То есть при выключенном режиме Interleave процессор должен ожидать обновления банков SDRAM всякий раз перед началом новой операции. При этом происходит потеря циклов процессора, он работает «на холостом ходу», и, как следствие, снижается его производительность.
Не стоит забывать также о том, что режим чередования функционирует только для адресов из разных банков памяти. В случае работы с одним и тем же банком чередование отсутствует, а транзакции и обработка информации выполняются по второй схеме.
Стоит ли включать?
Для улучшения производительности системы и повышения ее быстродействия рекомендуется активировать режим Interleave, присвоив функции SDRAM Bank Interleave соответствующее значение. Причем чем большим оно будет, тем лучше.
Необходимо помнить о том, что данный режим чувствителен к количеству банков SDRAM, имеющихся в системе. Поэтому при выборе чередования 8 банков ОЗУ (8 Bank, 8-Way) в системе должны присутствовать все 8 банков.
При использовании единственного двойного модуля SDRAM необходимо выбрать значение опции равным 2-Way или 2 Bank. При использовании большего количества модулей (2, 4, и т. д.) допустимо присвоить как значение 2-Way (2 Bank), так и соответствующее большее. Наилучший показатель производительности достигается при выборе максимального возможного значения данной опции.
При использовании устаревших моделей SDRAM 16 Мбит чередование банков работает нестабильно, вследствие чего рекомендуется деактивировать функцию SDRAM Bank Interleave, установив значение опции равным Disabled.
Второй причиной деактивации режима чередования является ограничение некоторых версий программного обеспечения, не позволяющее использовать данную функцию в полном объеме. К современным материнским платам и программам вышеуказанные ограничения режима Interleave не имеют никакого отношения.
Как правильно конфигурировать оперативную память
Содержание
Содержание
Практически каждый начинающий пользователь, начавший апгрейд компьютера, сталкивается с вопросом конфигурирования оперативной памяти. Что лучше, одна планка на 16 Гб или две по 8 Гб? Как включить двухканальный режим? В какие слоты ставить планки памяти — ближние или дальние от процессора? Как включить XMP профиль? Какой прирост производительности дает двухканальный режим, включение XMP профиля и разгон памяти?
В идеале конфигурирование памяти желательно начать еще до ее покупки, прикинув, какой объем памяти (ОЗУ) достаточен для ваших задач. Однако зачастую приходится добавлять память к уже имеющейся, что несколько усложняет дело.
Современные приложения и игры стали требовательны к подсистеме памяти, и важно, чтобы она работала в двухканальном режиме для максимальной отдачи. Почему так происходит?
В первую очередь из-за роста производительности процессоров. ОЗУ должна успевать загрузить работой все ядра процессоров, которых становится все больше с каждым годом.
В играх требования к скорости памяти растут в первую очередь от того, что проекты становятся все реалистичнее, увеличиваются в объемах и детализации 3D-моделей. Новые игры вплотную подбираются к отметке в 100 Гб, и этот объем в первую очередь состоит из текстур высокого разрешения, которые надо переместить с накопителя и обработать.
Недорогие ПК и ноутбуки со встроенной в процессор графикой получают приличный прирост от быстрой памяти и включения двухканального режима. Ведь обычная ОЗУ там используется и видеоядром. Поэтому давайте для начала разберем все о двухканальном режиме ОЗУ.
Двухканальный режим работы памяти
На большинстве материнских плат устанавливаются два или четыре слота под ОЗУ, которые могут работать в двухканальном режиме. Слоты материнской платы обычно помечаются разными цветами.
Чтобы реализовать самый оптимальный режим работы памяти в двухканале, нужно установить два одинаковых модуля ОЗУ в слоты одинакового цвета. Слоты для двух модулей ОЗУ в двухканале обычно называются DIMMA1(2) и DIMMB1(2). Желательно уточнить это в инструкции к вашей материнской плате.
Не всегда у пользователей бывают модули, совпадающие по частотам и таймингам. Не беда, двухканал просто заработает на скорости самого медленного модуля.
Двухканальный режим работы ОЗУ довольно гибок и позволяет установить и разные по объему модули. Например — 4 Гб и 2 Гб в канале A и 4 Гб и 2 Гб в канале B.
Как вариант, можно установить 8 Гб ОЗУ как 4 Гб в канале A и 2+2 Гб в канале B.
И даже конфигурация 4 Гб в канале A и 2 Гб в канале B будет работать в двухканальном режиме, но только для первых 2 Гб ОЗУ.
Но бывают такие ситуации, когда пользователь специально выбирает одноканальный режим работы ОЗУ с одним модулем. Например, если ставит только 16 Гб памяти и только через пару-тройку месяцев накопит на второй модуль на 16 Гб.
Ниже я протестирую, можно ли увеличить производительность одного модуля, разогнав его. А заодно протестирую все возможные режимы работы ОЗУ: с настройками по умолчанию, с включенным XMP профилем и с разгоном. Все тесты проведу как для одноканального режима работы, так и для двухканального.
Серверных материнских плат с четырехканальным режимом работы ОЗУ мы касаться не будем из-за их малого распространения.
Сколько модулей памяти оптимально для производительности?
Теперь нам надо решить, сколько модулей памяти лучше ставить в компьютер.
Если у вас материнская плата с двумя разъемами под ОЗУ, то выбор очевиден — вам нужно ставить две планки с подходящим вам объемом.
А вот если слотов под память у вас четыре, то, поставив четыре планки в четыре слота, можно получить небольшой прирост производительности. Прочитать об этом можно тут.
Но минусы такого решения перевешивают — у вас не остается слотов под апгрейд, модули памяти меньшего объема быстрее устаревают морально и меньше ценятся на вторичном рынке.
Какого объема ОЗУ достаточно?
При выборе объема ОЗУ ориентируйтесь на 8 Гб для офисного ПК и 16 Гб для игрового.
Выбирая 32 Гб ОЗУ, вы получите еще и прирост производительности, ведь большинство модулей DDR4 на 16 Гб — двухранговые. Это значит, что контроллер памяти в процессоре может чередовать запросы к такой памяти, повышая производительность в рабочих приложениях и играх.
Популярная двухранговая память
То есть, 2х16 Гб ОЗУ будут быстрее 2х8 Гб с той же частотой. Но есть и небольшой минус — у двухранговых модулей более низкий разгонный потенциал.
Посмотреть тип памяти можно программой CPU-Z, во вкладке SPD.
В какие слоты ставить модули памяти — ближние или дальние от процессора?
Раньше ОЗУ чаще ставили в самые ближние к процессору слоты (левые), но теперь все не так однозначно. Надо смотреть инструкцию к материнской плате и ставить по указаниям производителя.
Например, ASUS почти всегда рекомендует ставить память во второй слот.
Включение XMP профилей
Память с высокой частотой недостаточно просто установить в материнскую плату, чтобы она заработала на заявленной скорости. Как правило, скорость ограничится стандартной частотой для вашего процессора и материнской платы. В моем случае это 2400 МГц.
Чтобы активировать для ОЗУ скорость работы, которая записана в XMP профиле, надо зайти в BIOS и в разделе, посвященном настройке памяти, включить нужный XMP профиль. Вот так это выглядит на материнской плате MSI B450-A PRO MAX.
Тестирование разных режимов работы памяти
А теперь давайте протестируем память в разных режимах работы. Главной целью тестов будет разница работы в одно- и двухканальных режимах и разгоне.
Начнем с тестирования пропускной способности чтения ОЗУ в AIDA64, в Мб/сек.
На графиках одноканальный режим работы отмечен как (S), а двухканальный — как (D), вместе с частотой работы памяти.
ОЗУ в двухканале прилично выигрывает.
Тестирование в архиваторе WinRAR 5.40 преподносит первый сюрприз. Одна планка памяти в разгоне до 3400 МГц работает быстрее, чем две на частоте 2933 МГц.
Архиватор 7-Zip 19.0, итоговая скорость распаковки в MIPS. Опять одна планка в разгоне обошла две на 2933 МГц.
Скорость работы архиваторов имеет важное практическое значение — чем она быстрее, тем быстрее будут устанавливаться программы и игры.
Из игр я выбрал Assassin’s Creed Odyssey и Shadow of the Tomb Raider. Для минимизации воздействия видеокарты на результаты я отключил сглаживание и выставил разрешение в 720p.
В Assassin’s Creed Odyssey даже при 50 % разрешения кое-где производительность упиралась в GeForce GTX 1060, ее загрузка доходила до 99 %.
Более быстрая видеокарта позволила бы еще нагляднее увидеть прирост производительности от режимов работы ОЗУ.
Assassin’s Creed Odyssey, средний FPS. Одна планка ОЗУ, работающая с разгоном, сумела обогнать две планки в двухканале, на частоте 2400 МГц.
Shadow of the Tomb Raider, DX12, средний FPS. Картина повторяется, и одна планка памяти в разгоне быстрее, чем две низкочастотные.
Демонстрация плавности геймплея в Shadow of the Tomb Raider с одним модулем ОЗУ на 3400 МГц. Надо учесть, что запись съела пару кадров результата.
Выводы
В моих тестах один двухранговый модуль памяти на 16 Гб в разгоне обогнал в архиваторах модули с частотой 2933 МГц, работающие в двухканале. А в играх обогнал модули, работающие с частотой 2400 МГц.
Это значит, что вы можете купить быстрый модуль на 16 Гб и добавить еще 16 Гб, когда его станет не хватать.
Но самый идеальный вариант компоновки памяти — два одинаковых модуля в двухканальном режиме.
И совсем хорошо, если вы потратите немного времени на ее разгон. Благо, есть много хороших гайдов на эту тему.
Настройки BIOS
Очевидно, что от того, как именно настроит BIOS то или иное устройство, зависит быстродействие и стабильность всей системы в целом. Программа Setup, доступ к которой можно получить, нажав «DEL» (или «F2») при загрузке, как раз и позволяет изменять те значения, которые загружаются в регистры различных устройств, прежде всего чипсета материнской платы. Кстати, хранятся они в памяти, питаемой от батарейки, а память эту называют CMOS (Complimentary Metal-Oxide-Semiconductor, потребляющая небольшую мощность в статическом режиме логика).
Часть первая. Настраиваем память
Прежде чем начинать описание опций BIOS, затрагивающих работу памяти (обычно они находятся в Advanced Chipset Setup), нужно хотя бы приблизительно разобраться, как именно происходит к ней доступ.
Кроме того, современные микросхемы памяти содержат в себе несколько независимых банков. Работа с банком начинается с его активации (открытия) и заканчивается закрытием, после чего данные в нем обновляются (перезаряжаются ячейки динамической памяти, содержимое которых имеет свойство быстро обнуляться).
Итак, работа с памятью происходит по следующему алгоритму:
• активируется банк подачей сигнала RAS;
• происходит задержка, пока данные поступают из выбранной строки банка в усилитель (задержка RAS-to-CAS);
• подается сигнал CAS на выборку первого слова из строки;
• данные поступают на шину, при этом происходит задержка (CAS Latency);
• следующее слово выдается уже без задержки, так как оно содержится в подготовленной строке;
• когда цикл выборки пакета из четырех слов завершен, и больше нет обращений к этой строке, происходит закрытие банка; данные возвращаются в ячейки (задержка RAS Precharge).
SDRAM Cycle Length (CAS Latency, CAS Delay)
Число тактов, требуемых для выдачи данных на шину после поступления сигнала CAS. Самый важный параметр, влияющий на производительность. Если память позволяет, нужно выставлять значение 2.
RAS-to-CAS Delay (Trcd)
Число тактов, необходимых для поступления строки данных в усилитель. Тоже оказывает влияние на производительность. Значение 2 предпочтительнее и подходит в большинстве случаев.
SDRAM RAS Precharge Time (TRP)
Время перезарядки ячеек памяти после закрытия банка. Обычно используется значение 2, хотя чипсеты VIA позволяют установить 3 (см. ниже).
SDRAM RAS Time (TRAS)
Время, в течение которого банк остается открытым и не требует обновления (перезарядки). Как правило, такой отдельной опции нет, она комбинируется с последующей.
SDRAM Cycle Time (TRC, TRAS/TRC)
Иногда встречается и такая опция. Она устанавливает время простаивания банка памяти, не занятого обменом данными. Изменять значение по умолчанию не имеет смысла.
RAS Precharge Control (Page Closing Policy)
Bank X/Y DRAM Timing
Memory Timing by SPD
Однако не во всех случаях SPD дает положительный эффект. Во-первых, недобросовестные производители памяти могут «зашить» в ППЗУ завышенные значения, и память будет сбоить. Во-вторых, при проблемах с чтением SPD все настройки памяти будут выставлены по минимуму. Поэтому включать данную опцию нужно с осторожностью, будучи уверенным, что микросхемы SPD всех модулей памяти исправны.
Следующие опции тоже относятся к работе контроллера памяти, но от качества модулей или микросхем не зависят.
Memory Hole at 15-16М
Эта опция изначально предназначена для устранения проблемы несовместимости со старыми ISA-устройствами. Некоторые из них требовали монопольного выделения диапазона адресов в пределах 16-го мегабайта. Сейчас такие устройства найти нелегко, поэтому Memory Hole можно было бы смело считать анахронизмом. Если бы не один непонятный побочный эффект: часто включение этой опции помогает решить проблему нестабильной работы чипсетов VIA со звуковыми картами Creative (SB Live!) и Aureal. Видимо, при этом происходит перераспределение выделяемых устройствам адресов. Правда, можно потерять доступ к памяти за пределами 16 Мб, особенно в Linux, если не принять специальных мер. Но если у вас никаких проблем не наблюдается, то и не включайте эту опцию.
Эта опция затрагивает только некоторые чипсеты VIA. У них имеется четырехступенчатый конвейерный буфер, предназначенный для обслуживания операций чтения данных из памяти. Конечно, лучше включить все ступени (4 level) и получить дополнительные 5-10% производительности.
Когда PCI-устройство, работая в режиме захвата шины (Bus Mastering), выполняет обращение к памяти, во внутренний буфер контроллера поступает один байт с заданным адресом. Но если включить эту опцию, в буфер будут считаны несколько последующих байтов, поэтому очередной запрос PCI-устройства будет выполнен без обращения к памяти. Для звуковых карт и FireWire-контроллеров она особенно важна.
Как известно, большинство (до 90%) запросов к памяти связаны с чтением данных, а не с записью. Тем не менее, запись в память необходима, однако шина не позволяет производить обе операции одновременно. Поэтому при необходимости записи хотя бы одного байта любой процесс чтения будет прерван. Чтобы этого не случалось, существует «Read Around Write»-буфер, в который поступают данные, требующие последующего помещения в память. Таким образом, операция записи производится только тогда, когда в буфере накоплено достаточно данных. Если же данные еще не успели записаться, то вообще можно обойтись без чтения из памяти, используя буфер как кэш. Очевидно, что эту опцию лучше включать. Правда, есть сведения, что при этом не будет работать видеокарта на чипе i740.
Fast R-W Turn Around
System ROM Cacheable
Video RAM Cacheable