Что такое хватательный рефлекс
Что такое хватательный рефлекс
Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.
При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.
У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.
Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.
Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.
Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.
Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же «автоматически» поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.
Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.
Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Хватательный рефлекс у детей
Хватательный рефлекс, который также известен как ладонный, является примитивной реакцией, которая присутствует не только у человеческих младенцев, но и у других приматов. Его лучше всего можно проверить, погладив ладонь малыша или вложив в нее какой-либо предмет.
Помимо того, что этот рефлекс помогает новорожденному контактировать с окружающими, он также является одним из важных параметров, определяющих правильное функционирование и развитие нервной системы.
Эти виды непроизвольных рефлексов исчезают сами по себе примерно в шестимесячном возрасте; однако, если ребенок не перерастает их, это может указывать на некоторые задержки в развитии или повреждение нервной системы.
Когда возникает хватательный рефлекс у детей?
Хватательный рефлекс присутствует у всех новорожденных. Он начинает развиваться еще в утробе матери и может возникнуть где-то после 16 недель беременности.
Как хватательный рефлекс развивается с возрастом?
0-2 месяца
Малыш рождается с хватательным рефлексом, и проверить это легко. Погладьте ладошку ребенка, и он тут же сомкнет маленькие пальчики вокруг ваших.
Эти непроизвольные и инстинктивные движения присутствуют до восьми недель после рождения. В течение этого времени вы можете заметить, что ребенок может начать раскрывать и закрывать кулачки. Малыш может начать хвататься за более мягкие предметы.
3 месяца
В трехмесячном возрасте ребенок все еще может изо всех сил пытаться схватить или удержать предметы. Не стоит беспокоиться, так как это вполне нормальное явление.
В этом возрасте ребенок развивает лучшую координацию рук и глаз: он будет пытаться дотянуться до различных предметов, которые могут быть помещены или находятся в пределах его досягаемости.
Отличным способом поупражнять ребенка в хватательном рефлексе может стать развивающий коврик. Лежа на плоской поверхности, малыш будет пытаться поймать различные висячие предметы.
4-8 месяцев
На этом этапе ребенок лучше держит большие предметы, такие как строительные блоки. Однако к мелким предметам ему еще надо приноровиться. А когда у него появится первый зуб, малыш начнет тянуть все что ни попадя в рот.
9-12 месяцев
В этом возрасте ребенок уже умеет поднимать предметы с наименьшим количеством усилий. Его хватка постоянно улучшается, а это значит, что он сможет поднимать и более мелкие предметы.
Благодаря улучшенной координации рук и глаз ребенок учится держать ложку в руках. Правда, он все еще может предпочесть пальцы, чтобы положить еду в рот.
Когда исчезает хватательный рефленнойкс?
Хватательный рефлекс начинает исчезать к тому времени, когда ребенок достигает 2-3 месяцев.
Этот рефлекс у новорожденных способствует развитию произвольных рефлексов, и если он отсутствует, то это может указывать на определенный вид повреждения двигательного нерва или травмы или неврологического дефекта, такого как детский церебральный паралич.
Как можно стимулировать хватательный рефлекс у ребенка?
Вот некоторые вещи, которые помогут развить хватательный рефлекс у ребенка:
Когда следует беспокоиться?
Предметом для беспокойства могут быть следующие ситуации:
Однако, если малыш родился раньше срока, его развитие может немного отставать от сверстников.
Хватательный рефлекс является одним из многих рефлексов, таких как сосательный, Моро, шаговый, асимметричный тонический рефлекс шеи и т. д. Все они важны для здорового развития ребенка. Однако если такие рефлексы отсутствуют или проявляются поздно или слабо, то это может быть связано с определенными заболеваниями, лекарствами или травмой во время родов.
Что такое хватательный рефлекс
Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулирование, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.
Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.
Период новорожденности
Безусловные рефлексы новорожденных детей
Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.
Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном положении), в которых данные рефлексы исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.
Рефлексы в положении на спине
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.
В норме угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого пар черепных нервов.
После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраняется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.
Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.
В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.
Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.
Рефлексы в вертикальном положении
В норме рефлекс сохраняется до 1,5–2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.
Рефлексы в положении ребенка на животе
В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удерживать голову. У детей с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).
В норме рефлекс сохраняется до 3-4-х месяцев. Его снижение отмечают у детей, родившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.
В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.
Оценка нервно-психического развития ребенка в каждый месяц его жизни
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в 6 месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
Но мы считаем, что в отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу
10 дней жизни малыша
18-20 дней жизни
1 месяц жизни
2 месяца
3 месяца
4 месяца
5 месяцев
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
10 месяцев
11 месяцев
12 месяцев
для получения «Электронного сертификата будущих (или настоящих) родителей»
Безусловные рефлексы новорожденного
Время на чтение: 3 мин
Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.
Какими бывают рефлексы
Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.
Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.
Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.
Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.
Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.
Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.
Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.
Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.
Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!
Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».
Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.
Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.
Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.
Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.
Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.
Что такое хватательный рефлекс
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Кроме ползания, вам, родителям, необходимо развивать у малыша хватательный рефлекс.
Статья:
Кроме ползания, вам, родителям, необходимо развивать у малыша хватательный рефлекс. Для этого вам нужно раз по десять в день подносить свои пальцы или игрушки к его ручкам. Малыш будет рефлекторно хвататься за пальцы и подтягиваться, пытаясь приподняться над кроваткой. Делать это упражнение следует недолго — не более минуты.
Это упражнение способствует созреванию мозга и достижению следующей стадии. Новорожденный должен пользоваться своим хватательным рефлексом как можно чаще. Более того, каждый раз, когда ребенок хватает какие-то предметы, рано или поздно они будут выпадать из его пальцев, благодаря чему мозг ребенка научится различать ощущение «отпустил».
А программа развития вестибулярных навыков по методике Глена Домана ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие.
Вы можете выбрать любое упражнение, сообразуясь с тем, какое из них больше понравится самому малышу (стимуляция Должна проводиться очень бережно, осторожно и быть приятной новорожденным, доставлять удовольствие).
Полезные упражнения для развития малыша
❀ малыша носят по кругу, совершая при этом плавные движения вверх-вниз, вперед-назад и из стороны в сторону;
❀ лежа на спине, родители покачивают ребенка над собой или положив ребенка себе на живот;
❀ подняв над собой ребенка, мягко наклоняют его вправо- влево, потом опускают себе на грудь и поднимают снова; малыша качают в кресле-качалке, держа руками в вертикальном положении;
❀ малыша «катают» на подушке, для этого ребенка кладут ничком на большую подушку — лицом к себе или спиной и осторожно приподнимают край подушки левой рукой так, чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Потом приподнимают другой конец подушки — и ребенок скатывается в обратную сторону;
❀ новорожденного качают на подушке, при этом его лицо находится напротив одной руки родителей, а ноги — напротив другой, приподнимая подушку за разные концы, родители как бы качают ребенка от головы до ног;
❀ подушку, на которой лежит малыш, раскачивают из стороны в сторону или вращают сначала по часовой стрелке, затем против; малыш при этом лежит на спине головкой к самому краю подушки;
❀ горизонтальное кружение: взрослый кладет ребенка животом или боком себе на плечо и совершает круговые движения по часовой стрелке и против;
❀ родители, стоя на коленях, держат новорожденного перед собой — левой рукой снизу, правой — с задней стороны головы. Таким образом, малыш находится в почти вертикальной позиции. Осторожно поднимают его до уровня глаз, а затем так же осторожно опускают его голову. Новорожденный опрокидывается из вертикальной позиции в горизонтальную, при этом его голова должна находиться ниже ног, повторяют это упражнение еще несколько раз;
❀ новорожденного осторожно прижимают к себе и мягко «скачут» по всему дому. Ребенок чувствует как движется тело взрослого вверх-вниз.
Очень хорошо сопровождать все эти упражнения мелодичным пением.
В принципе широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие из вас интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет.