Что такое хутба в намазе
Хутба
Полезное
Смотреть что такое «Хутба» в других словарях:
Хутба — (араб. خطبة) мусульманская проповедь, совершаемая имамом во время пятничного полуденного бо … Википедия
хутба — проповедь, молитва Словарь русских синонимов. хутба сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • пропо … Словарь синонимов
ХУТБА — (араб.) у мусульман проповедь, которая произносится (обычно имамом) в мечети во время пятничного богослужения и некоторых праздников … Большой Энциклопедический словарь
хутба — [خطبه] а. д. мавъизае, ки дар намози ҷумъа ва дар идҳо хонда мешавад; умуман, ваъз, мавъиза 2. муқаддима, сароғози китобҳо, ки дар ҳамду наът баён меёбад; хутба хондан ваъз кардан; хутба ба номи касе хондан дар хутбаҳо зикр кардани номи подшоҳе… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
хутба — (араб.), у мусульман проповедь, которая произносится (обычно имамом) в мечети во время пятничного богослужения и некоторых праздников. * * * ХУТБА ХУТБА (араб.), у мусульман проповедь, которая произносится (обычно имамом (см. ИМАМ)) в мечети во… … Энциклопедический словарь
Хутба — (араб.) у мусульман молитва, читаемая специальным лицом хатибом во время пятничного полуденного богослужения, а также в дни больших праздников (Курбан байрам, ураза байрам) и по особым случаям (о даровании победы мусульманскому воинству,… … Большая советская энциклопедия
хутба — х утба, ы … Русский орфографический словарь
ХУТБА — (араб. проповедь) му сульм. молитва, читаемая гл. муллой в мечети в дни курбан байрама. ураза байрама, во время пятничных богослужений, в также во время неурожаев, эпидемий и т. д … Атеистический словарь
бухта — хутба … Краткий словарь анаграмм
Путь Красноречия — Страница из оригинального текста Путь Красноречия (араб. نهج البلاغة Нахдж аль Балага … Википедия
Составные части и условия хутбы
Составных частей (арканы) Хутбы – пять:
1. Восхваление Аллаха словами «Альхамд», следовательно, достаточно сказать:
2. Чтение салавата на пророка Мухаммада (ссалля Ллагьу гlалайгьи ва саллям) словами «Салят», следовательно, достаточно сказать:
والصلاة على رسول الله
3. Завещание о богобоязненности любым текстом назидания.
Эти три составные части обязательны для обеих Хутб.
4. Чтение аята, содержащего в себе законченный смысл в одной из обеих Хутб. Но его желательно прочитать в первой Хутбе. Если прочесть аят с незаконченным смыслом, то этого не будет достаточно. Например:
(смысл)… «Затем он подумал» (сура «аль-Муддасир», аят 21).
Хотя этот аят является законченным предложением, чтение одного лишь этого аята в Хутбе не является достаточным, ибо смысл не закончен.
5. Чтение дуа (молитвы) за правоверных именно во второй Хутбе. Желательно также делать дуа за правителей мусульман, чтобы они придерживались истины и способствовали распространению справедливости.
Несоставных условий (шуруты) хутбы – девять:
1. Хутба должна проводится на арабском языке. Если жители одного населенного пункта не могут прочесть Хутбу на арабском, то хотя бы один человек из их числа обязан выучить ее на арабском. Если по происшествии времени, необходимого для выучивания Хутбы на арабском никто из них не будет способен читать Хутбу на арабском, то все жители этого населенного пункта впадают в грех, считается, что они совершают не джума-намаз, а обеденный намаз. Если один из них все-таки выучит Хутбу на арабском, он обязан ее прочитать на арабском, и соответствующие сорок человек должны услышать её и знать, что это назидание. Имаму желательно время от времени переводить джамаату Хутбу, которую он читает на арабском, чтобы напоминать людям, что Хутба – это назидание.
2. Необходимо соблюдать непрерывность. Не допускается долгое молчание между составными частями хутбы.
3. Хутба, как и намаз, должна быть прочитана во время обеденного намаза.
4. Если человек, читающий Хутбу (далее хатыб), способен стоять, то он должен читать Хутбу стоя. Если имам не способен стоять, то ему разрешается читать Хутбу сидя.
5. Между обеими Хутбами хатыб обязан полноценно посидеть. Если же он сядет и сразу встанет, то этого недостаточно, следовательно, и Хутба не будет считаться действительной. Если хатыб не может стоять и читает Хутбу сидя, то он не должен ложиться между Хутбами, достаточно того, что он чуточку помолчит.
6. Хатыб должен доводить обязательные части Хутбы до слуха хотя бы сорока мужчин, пригодных для совершения джума-намаза. Если хотя бы кто-нибудь из этих сорока человек не услышат необходимые части, то Хутба не считается действительной. Всем посетителям джума-намаза следует слушать хутбу, ибо есть ученые, которые говорят, что это обязательно. Запрет или нежелательность молчания начинается с момента, когда вошедший в мечеть сядет на определенное место, но если кто-то поприветствует его словами салама, то он обязан ответить.
7. Хатыб должен быть в полном омовении.
8. Тело, одежда хатыба и место, где он стоит, должны быть чистыми.
9. Хатыб должен прикрыть свой аврат.
Желательные действия хутбы:
— хатыбу желательно подняться на минбар или на любое возвышенное место;
— когда имам приходит в мечеть и доходит до минбара, он приветствует сидящих вокруг людей;
— затем он поднимается на минбар и поворачивается к джамаату;
— потом он приветствует джамаат саламом и садится;
— затем муэдзин читает азан;
— джамаат должен ответить на салам имама в обоих случаях;
— желательно что бы хутба была красноречивой, легко понимаемой и короткой;
— не следует поворачиваться направо и налево;
— джамаат в свою очередь должен слушать его, повернувшись в его сторону;
— читая хутбу, желательно левой рукой опираться на посох, а правой рукой держать край минбара;
— желательно сидеть между хутбой время, необходимое для чтения суры аль-Ихляс;
— после хутбы муэдзин приступает к чтению икамат;
— имаму следует поторопиться, чтобы достичь места своего намаза до того, как муэдзин закончит читать икамат;
— в первом ракаате джума-намаза желательно прочесть суру аль-Аъла (сура номер 87), во втором ракаате желательно читать суру аль-Гашия (сура номер 88).
Ахмад Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Пятничная хутба на русском языке
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мух’аммаду!
Одной из обязательных составных частей пятничной молитвы является чтение двух проповедей (хутбы), без которых пятничная молитва не считается действительной, так как посланник Аллаhа ﷺ в благородном хадисе сказал (смысл): «Не совершайте пятничную молитву, не прочитав две хутбы» (Имам аль-Бухари).
Собственно, хутба тоже содержит пять обязательных составных частей (арканов) и девять условий (шурут). Одним из условий хутбы является чтение её на арабском языке.
Перевод хатыбом некоторых выдержек из хутбы с арабского на русский и другие языки не портит проповеди (хутбы), даже если он владеет арабским языком.
Более того, авторитетный ученый-богослов Мухаммад-Тахир аль-Карахи в своем труде «Шарх аль-мафруд» пишет: «Наш покойный устаз аль-Хаджи Дибир аль-Гонохи (к. с.) говорил нам, что хатыб Медины переводил некоторые эпизоды из своей хутбы на мединский разговорный язык.
Следовательно, имамам нашей республики, где большая часть населения не владеет арабским языком, рекомендуется переводить отрывки из хутбы на понятный им язык ввиду очевидности пользы для слушателей».
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاجمع حاشية الشرواني: (الخامس خطبتان) لما في الصحيحين أنه ﷺ لم يصل الجمعة إلا بخطبتين (قبل الصلاة) إجماعا. وكون الخطبة عربية ومحل اشتراط العربية إن كان في القوم عربي وإلا كفى كونها بالعجمية إلا في الآية فلو لم يحسن شيئا من القرآن أتى ببدل الآية من ذكر أو دعاء، فإن عجز وقف بقدرها شيخنا. (قوله: دون ما عداها) يفيد أن كون ما عدا الأركان من توابعها بغير العربية لا يكون مانعا من الموالاة ويجب وفاقا ل م ر أن محله إذا لم يطل الفصل بغير العربي وإلا ضر ومنع الموالاة كالسكوت بين الأركان إذا طال سم على المنهج والقياس عدم الضرر مطلقا ويفرق بينه وبين السكوت بأن في السكوت إعراضا عن الخطبة بالكلية بخلاف غير العربي فإن فيه وعظا في الجملة ع ش (قوله: نعم إن لم يكن إلخ) أي ولم تمض المدة الآتية فتأمله سم..[¹]
عبارة حاشية البجيرمي على شرح المنهج: (قوله: والمراد أركانهما) يفيد أنه لو كان ما بين أركانهما بغير العربية لم يضر قال: م ر محله ما إذا لم يطل الفصل بغير العربية وإلا ضر لإخلاله بالموالاة كالسكوت بين الأركان إذا طال بجامع أن غير العربية لغو لا يحسب لأن غير العربي لا يجزئ مع القدرة على العربي فهو لغو سم والقياس عدم الضرر مطلقا، ويفرق بينه وبين السكوت بأن في السكوت إعراضا عن الخطبة بالكلية بخلاف غير العربي فإن فيه وعظا في الجملة فلا يخرج بذلك عن كونه من الخطبة. ع ش.[²]
عبارة خطب إسماعيلية: وعلم من اشتراط كون الأركان وحدها عربية أنه لو كان ما بين أركانهما بغير العربية لم يضرّ وإن عرفها الخطيب كما صرح به أصحاب حواشي المنهج والمنهاج. وذكر الشيخ محمد طاهر رحمه الله تعالى في شرح المفروض ما لفظه؛ وقد كان أستاذنا المرحوم الحاج دبير الهنوخي قدس سره ينبّئنا أن خطيب المدينة كان يفسر بعض ألفاظ خطبته العربية في أثنائها بألفاظ لغتهم المغيرة اهـ ع ب.فعليه ينبغي للخطيب أن يترجم بعض ألفاظ الخطب وخاصةً في أوديتنا التي قلّ فيها من يحسن العرب فلعل ذلك يفيد لمن كان له قلب أو ألقى السمع وهو شهيد وحين عهد إلينا بالقضاء كنا نترجمها من الأثناء قبل أن نصعد على المنبر وكان أثره في الناس يظهر.[³]
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани, т. 2, с. 444-450.
[²] См.: Хашия аль-буджайрами ‘аля аль-Манхадж, т. 2, с. 225.
[³] См.: Хутаб аль-Исмаилия, Исмаил аль-Чохи ад-Дагистани, с. 8.
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: fatavadag@mail.ru
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Инста: instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Молчите во время хутбы!
Виды хутбы
Хутба читается для разных молитв: хутба для пятничной молитвы, в день Ураза-байрам, в день затмения солнца и луны, для молитвы прошения дождя, а также в хадже: в седьмой день месяца зуль-Хиджа, который называется «аз-Зинат», в местности Нумрат в девятый день месяца зуль-Хиджа, то есть в день «Арафа», в Мина в день Курбан-байрама, а также в Мина на двенадцатый день месяца зуль-Хиджа (из книги «Ианат ат-Талибин»).
Пятничная хутба и её важность
«Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам аль-Бухари).
Каждый мусульманин, наверно, видел, как имам мечети во время пятничной молитвы поднимается на высокое место (минбар), чтобы провозгласить проповедь (хутбу) на арабском языке, после того как он (имам) совершил проповедь на русском или на своём родном языке.
Наверно, многие думают, как у нас это бывает: «Что это такое?», «Зачем совершать проповедь на арабском языке, мы же всё равно не понимаем, что он говорит», а некоторые просто не слушают, а отвлекаются в разговорах по сторонам. Хоть мы и не видим чего-то особенного в хутбе и не уделяем ей должного внимания, однако имам не будет делать то, что не является необходимым или, по крайне мере, желательным для пятничной молитвы.
Иначе говоря, зачем имаму подниматься на минбар, тратить своё и чужое время и силы для того, чтобы совершить ненужное? Но раз он так поступает, значит, есть в этом что-то нужное. Так что же?
Да, важнейшими обязательными составными частями пятничной молитвы являются две хутбы, без которых пятничная молитва не получается. И у хутбы есть свои пять обязательных составных частей (арканов) и семь условий (шурут), которые приводятся в любой книге о намазе.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал две хутбы в пятничный день и садился между ними» (имам аль-Бухари).
То есть в этом достоверном хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) не совершал пятничную молитву, не совершив обе хутбы.
Также он сказал: «Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам аль-Бухари). И сказал: «Удлиняйте ваши молитвы (в стояниях перед Аллахом) и укорачивайте хутбы (то есть не растягивайте на более длительное время, чем сама молитва)» (имам Муслим). Из приведённых хадисов ясно, что без хутб молитва не получается.
Разговор при хутбе.
Во время хутбы разговаривать не запрещено, но крайне желательно соблюдать молчание да бы не лишиться полного вознаграждения пятничной молитвы.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если кто скажет (что-либо) во время хутбы имама, даже слово «молчи!», то он пустословит, а кто пустословил во время хутбы, тот упустил пятничную молитву (полноценное вознаграждение пятничной молитвы)», (имам аль-Бухари, № 934; имам Муслим, № 851).
Также имам аль-Газали в книге «Аль-Ихъя» пишет: «Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хутбу, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) спросил у Убайю (да будет доволен им Аллах): “Когда была ниспослана эта сура из Корана (которую читал Пророк (мир ему и благословение) во время хутбы)?” В ответ тот указал жестом, что нужно молчать. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спустился с минбара, завершив хутбу, Убайю (да будет доволен им Аллах) сказал Абу Зарру (да будет доволен им Аллах): “Можешь уходить, у тебя пятничная молитва аннулировалась (лишился полного вознаграждения)”. Тогда Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (мир ему и благословение), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: “Прав Убайю”» (№ 1/240).
Что же касается ситуации, когда приходится предупредить об опасности, угрожающей слепому человеку, или спасать кого-либо, то в этом случае разговор не запрещён вообще (ни по одному из мнений)» (книга «Канзу ар-Рагибин»).
В пользу отсутствия запрета разговора во время хутбы приводится хадис Пророка Мухаммада, которое передается от Анаса: «Один человек зашел в мечеть в то время, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) читал пятничную хутбу, и спросил посланника Аллаха, – когда наступит судный день? Тогда присутствующие стали жестами указывать этому человеку чтоб он помолчал. Но он не обратил внимание на их указание и повторил вопрос еще дважды. После третьего раза Пророк Мухаммада (мир ему и благословение) его спросил, – что ты подготовил для судного дня? – Любовь к Аллаху и его Посланнику (мир ему и благословение), ответил он. Тогда пророк (мир ему и благословение) сказал: – Тогда ты будешь вместе с теми кого ты полюбил». Из этого хадиса понимается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не запретил ему разговаривать во время хутбы.
Согласно достоверному мнению желательно читать мольбу чихнувшему человеку во время хутбы и ответить его мольбе тем, кто рядом. А ответить во время хутбы саламу, является обязательным.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Пятничная хутба и намаз. Детальное описание для имамов и прихожан
Пятничная хутба (проповедь) и намаз
Самым лучшим днем, над которым всходит солнце, является пятница, она занимает в жизни правоверного мусульманина почетное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днем поклонения, но и праздничным днем мусульман. Пятница – это день духовного собрания, единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями и новостями.
Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после нее намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил следующее:
«Тот, кто, приняв гусуль, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершенных им с прошлой пятницы». (Абу Дауд, ат-Тадж том 1: 280).
Пятничный намаз, совершаемый в полуденное время, был предписан верующим еще в первом году хиджры. В предании от Табари говорится, что он был предписан еще до хиджры, а выполняться начал лишь после переселения в Медину.
«Свой первый пятничный намаз Досточтимый Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершил во время переселения в Медину в местечке под названием Ранунаэ». («Исламская Энциклопедия», раздел Джума и Хутба).
Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских ученых. Отрицание этого является куфром.
Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фардом, также фардом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза. Пятничный намаз включает также восемь ракаатов сунны: четыре из них совершаются до фарда, четыре – после. В самом конце совершаются «зухр аль-ахыра» по два ракаата каждый, но относительно них имеются различные мнения ученых.
Доказательства обязательности пятничного намаза
1 — Аяты
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِنْ كُنتُمْ تَعْلَمُونَ فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ
«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете. Когда обрядовая молитва будет завершена, то разойдитесь по земле, взыщите милости Аллаха и поминайте Его многократно, – быть может, вы преуспеете». (Аль-Джума, 62/9-10).
2 — Хадисы
Есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:
«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные». (Абу Дауд, Байхаки, Хаким ат-Тадж том 1: 274).
«Имена тех, кто безо всякой причины оставляет пятничный намаз, будут высечены в книге лицемеров». (Шафии, ат-Тадж том 1: 274).
«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности». (Муслим, Рияд ас-Салихин пер. том 2: 441).
«О люди, знайте, что с этого самого дня и до Дня Суда, пятничный намаз является для вас обязательным. И знайте, что хороши ли ваши имамы, плохи ли, для тех из вас, кто небрежен в отношении дня пятницы, дела ваши будут тщетными». (М.А.Кексал, Мухаммад и Ислам том 1: 21).
«Клянусь Аллахом, иногда мне хочется начать пятничный намаз, а затем, назначив вместо себя кого-то другого, выйти на улицу и поджечь дома тех, которые остаются сидеть дома». (Муслим, Книга Фикха Четырех Мазхабов том 1: 334).
Все приведенные выше аяты и хадисы указывают на обязательность пятничной проповеди и намаза.
Приостановление всякой деятельности во время пятничного намаза
В пятницу, с произнесением второго азана каждый мусульманин обязан, оставив всякую торговлю, работу и деятельность, направиться в мечеть. В ханафитском мазхабе это становится обязательным с произнесением первого азана.
Во времена Досточтимого Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) азан читался, когда он появлялся и начинал восходить на минбар. После этого Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) начинал свою проповедь. Когда же число мусульман стало огромным, по приказу халифа Усмана (радыйаллаху анху) азан стали произносить два раза. Однако, по мнению ханафитских ученых, следует оставить все дела и отправиться в мечеть, услышав первые слова призыва.
Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз
Присутствие на пятничной проповеди и совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фардом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарда является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. Поэтому работодатель, имеющий в своем подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.
Условия пятничного намаза
Условия совершения пятничного намаза, связанные как с выполнением намаза, так и с его принимаемостью Аллахом, подразделяются на две категории.
А — Условия, связанные с обязательностью:
1 — Совершающий пятничный намаз должен быть мужчиной. Посещение пятничной проповеди и совершение пятничного намаза для женщин является необязательным.
2 — Совершающий пятничный намаз должен быть свободным человеком. Для рабов и невольников совершение пятничного намаза является необязательным.
3 — Совершающий пятничный намаз должен постоянно проживать в этом населенном пункте. Тем, кто по религиозным канонам является путником (мусафиром), пятничный намаз является необязательным.
4 — Совершающий пятничный намаз должен быть здоровым человеком. Старикам и больным, не способным самостоятельно добраться до мечети, посещение пятничной проповеди является необязательным.
5 — Совершающий пятничный намаз должен быть способным передвигаться и видеть. Парализованным и слепым на оба глаза посещение пятничной проповеди является необязательным.
6 — Путь до мечети совершающего пятничный намаз должен быть беспрепятственным и безопасным. Так, например, в сильный дождь, снег, мороз или гололед или в случае вражеской осады посещение пятничного намаза является не обязательным.
Те, кто может выполнять эти условия, обязаны посещать пятничные проповеди. Те, кто по каким-то причинам не может совершать пятничный намаз, должен, как обычно, совершать полуденный намаз. Тем, кто совершает пятничный намаз, полуденный намаз совершать необязательно.
Б — Условия принимаемости
Для того чтобы пятничный намаз, совершение которого является обязательным, был принимаемым, следует следовать следующим условиям:
1 — Пятничный намаз должен совершаться во время полуденного намаза. Пятничный намаз не может совершаться ни до, ни после наступления времени полуденного намаза. Поэтому пятничный намаз не может быть возмещен (када) в другое время.
2 — До совершения пятничного намаза должна произноситься проповедь. Эта проповедь, которая читается с намерением пятничной проповеди, должна произноситься как минимум перед одним человеком. Проповедь, произносимая без джамаата, или намаз, совершаемый с джамаатом, который собрался лишь на намаз, являются недействительными.
3 — Кроме имама, на пятничном намазе должны присутствовать еще три человека.
4 — Место, где совершается пятничный намаз, должно быть общеизвестным и доступным для каждого.
5 — Человек, возглавляющий пятничный намаз, должен иметь на это разрешение. Этот человек может назначать вместо себя другого.
6 — Место, где совершается пятничный намаз, должно находиться в черте населенного пункта.
Пятничная проповедь и ее условия
Пятничная проповедь является обязательным (фардом) ритуалом, а также условием принимаемости дня джум’а. Пятничная проповедь читается перед пятничным намазом. Праздничные проповеди, так как являются сунной, читаются после праздничных намазов.
Проповедь является и ритуалом поминания, и своеобразным наставлением. Проповедь делиться на две небольшие части, между которыми хатыйб присаживается и читает ду’а. В обеих частях воздается хвала Аллаху и произносятся салаваты в честь Досточтимого Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). В первой части проповеди, после вознесения хвалы Аллаху, мусульманам дается наставление, во второй части произносятся салаваты Досточтимому Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и совершаются ду’а.
Рукны проповеди
Наиважнейшим рукном пятничной проповеди является поминание Всевышего Аллаха. Поэтому проповедь может состоять всего лишь из таких тасбихатов, как «Субханаллахи, альхамдулилляхи, ля иляха илляллах». Вместе с тем, не следует сильно укорачивать проповедь, а удлинять ее салаватами Досточтимому Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Условия принимаемости пятничной проповеди
1 — Пятничная проповедь должна произноситься во время пятничного намаза.
2 — Пятничная проповедь должна произноситься перед пятничным намазом.
3 — Пятничную проповедь следует произносить с намерением пятничной проповеди.
4 — Пятничная проповедь должна произноситься перед джамаатом.
5 — Между пятничной проповедью и фардом пятничного намаза хатыйб не должен никуда отлучаться.
Сунны хутбы
1 — Нахождение хатыйба рядом с минбаром, прежде чем он взойдет на него.
2 — Взойдя на минбар, повернуться лицом к джамаату и внимать азану.
3 — Произносить проповедь, взойдя на минбар.
4 — Чтение второго (внутреннего) азана с появлением хатыйба.
5 — Разделение проповеди на две части.
6 — Между двумя частями проповеди присесть и произнести ду’а.
7 — Произносить слова восхваления, салаваты и шахадаты в обеих частях проповеди.
8 — Произнесение обеих частей проповеди лицом к джамаату и стоя.
9 — Наставлять верующих.
10 — Помолиться за верующих во второй части проповеди.
11 — Позаботиться о краткости обеих частей проповеди.
12 — Произносить проповедь, чтобы слышали все присутствующие.
13 — Прочесть хотя бы один аят из Священного Корана.
14 — Слушать проповедь в молчании.
15 — Перед началом проповеди прочесть про себя «а’узу-бисмиллях».
17 — Понизить голос во второй части проповеди.
18 — По окончании проповеди произнести икамат.
Это некоторые сунны пятничной проповеди. Пренебрежение этими суннами является нежелательным (макрух).
Достоинства дня джум’а и его порядок
Гусуль
День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих, то есть их общественный день. Принять в этот день гусуль и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусуль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), вот некоторые из них:
«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, примет гусуль». (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 279).
«Правом Аллаха является спросить мусульманина, чтобы один раз в неделю он присутствовал на пятничной проповеди и был чист (принял гусуль)». (Таджрид пер. том 3: 49 № 488).
«Даже если вы не осквернены, вам следует принимать по пятницам гусуль и мыть голову». (Таджрид пер. том 3: 27 № 482).
«Принимать по пятницам гусуль является личным долгом каждого мусульманина». (Бухари, Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 442 № 1156).
Облачение в чистые одежды и умащение благовониями
Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым и еще большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду, так как облачение по пятницам в чистую одежду, умащение благовониями, укорачивание ногтей, волос и бороды является предпочтительным для дня джум’а. Приход на проповедь в грязной одежде и носках является грехом. Об этом Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил следующее:
«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, принять гусуль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями». (Таджрид пер. том 1: 33).
«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди». (Абу Дауд, Ибн Маджа том 1: 279).
Отправление на пятничный намаз заранее и пешком
После принятия гусуля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды, не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), вот некоторые из них:
«В пятничный день перед воротами каждой мечети встает ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришел в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришел в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, еще позже – яйцу». (Абу Дауд, Ибн-и Маджа ат-Тадж том 1: 2).
«Тот, кто в ранние пятничные часы, приняв гусуль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв». (Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 280).
Предостережение о том, чтобы не создавать неудобства другим
Несмотря на то, что совершать намаз в первых рядах в нашей религии является весьма поощряемым действием, не всегда пришедшим в мечеть на пятничную проповедь позже других удается найти место в первых рядах, а зачастую и внутри мечети вообще, что заставляет их толкаться и беспокоить уже занявших места прихожан, принуждая их перемещаться со своих мест. Это неодобрительное и даже недозволенное нашей религией действие. Об этом в хадисах Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказано:
«Приходящие в мечеть на пятничную проповедь с опозданием и создающие для присутствующих всяческие неудобства прокладывают для себя ничто иное, как мост в ад». (Тирмизи ат-Тадж том 1: 289).
«Те, кто пытаются растолкать людей и найти для себя место, когда хатыйб, взойдя на минбар, начинает проповедь, схожи с теми, чьи внутренности разбросало от попадания в геенну огненную». (Ахмад, Табарани Таджрид пер. том 3: 68).
Стараться быть ближе к минбару
О том, что, когда имам читает пятничную проповедь, находящийся рядом с минбаром получает великое вознаграждение, в одном из хадисов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорится:
«Тому, кто, приняв гусуль и явившись в мечеть на пятничную проповедь, займет место неподалеку от минбара и выслушает проповедь, не проронив ни слова, будут прощены все его прегрешения, совершенные им с прошлой пятницы». (Муслим, Тирмизи ат-Тадж том 1: 288).
Применение мисвака
Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорит следующее:
«Намаз, который совершается с применением мисвака превосходнее любого другого в семьдесят раз». (Ахмад, Хаким Таджрид пер. том 3: 36).
«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа». (Ахмад Таджрид пер. том 3: 35).
«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом». (Ахмад Таджрид пер. том 3: 35).
Внимательность при проповеди
Молча слушать пятничную проповедь является фардом, тогда как разговаривать во время нее является недозволенным (харамом). Внимать словам хатыйба, слушая его с благоговейным трепетом, является обязанностью каждого мусульманина. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорится следующее:
«Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим». (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 288).
«Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время проповеди лишает благ самого дня джум’а». (Ахмад, Таджрид пер. том 3: 101).
«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трех вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи». (Ахмад, Таджрид пер. том 3: 102).
Час принятия всех молитв
В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее правдоподобным представляется мнение, что это время с начала произнесения имамом проповеди и до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершенные в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорится следующее:
«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом». (Бухари, Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 444).
«С момента, когда имам взошел на минбар, и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих». (Муслим, Рияд ас-Салихин пер. том 2: 445).
Произнесение благословений и приветствий
О достоинствах частого произнесения благословений и приветствий Досточтимому Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в самый благословенный из всех дней недели – пятницу в хадисах говорится следующее:
«Самый благословенный из всех дней недели – пятница. Поэтому старайтесь в этот день произносить как можно больше благословений и приветствий, ибо благословения и приветствия ваши, поистине, доходят до меня». (Абу Дауд, Рияд ас-Салихин пер. том 2: 446).
«Самый близкий ко мне в раю будет тот, кто больше других произносил при жизни в мой адрес благословений и приветствий. Поэтому и вы старайтесь произносить больше благословений и приветствий в самый благословенный из дней и ночей – в пятницу». (Шафии, Байхаки ат-Тадж том 1: 292).
Из всех приведенных выше хадисов становится ясным, что встречающий пятницу и проводящий ее так, как повелевал Досточтимый Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), а также посещающий пятничную проповедь и выполняющий ее сунны и требования, найдет у Аллаха великую награду. Ведь достичь совершенства веры и души возможно лишь путем, указанным Аллахом и Его Посланником (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Особенности, на которые должен обращать внимание хатыйб
Речь, включающая в себя восхваления Аллаха и произнесения салаватов Досточтимому Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), состоящая из двух частей и произносимая перед пятничным и после праздничного намаза называется «хутбой» или проповедью. Человек, произносящий проповедь называется «хатыйб». Хутба, будучи неотъемлемой и обязательной частью пятничного намаза, представляет собой поминание, поклонение и наставление.
Со времен Досточтимого Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) до нашего времени там, где совершается пятничный намаз, непременно произносится и пятничная хутба, и так будет продолжаться до конца времен. Поэтому хутба, освещающая религиозную и повседневную жизнь мусульман, является одновременно и весьма важной обязанностью каждого из них, в то время как на хатыйбов возлагается наиболее серьезная ответственность. Хатыйб, на которого возлагается донесение до людей общих и других истин Ислама, должен быть очень внимателен в своем выборе тем проповедей, также как и формы их изложения. Так как хатыйб должен быть не просто хорошим оратором, а, в первую очередь, жить в соответствии с тем, к чему призывает.
Обязанность хатыйба – доводить до людей то, к чему призывает их Аллах, – настолько ответственна, что, для того чтобы достойно справляться с ней, ему необходимо уделять внимание и многому другому, а именно:
1 — Хатыйб должен быть совершенной духовной личностью. Хатыйб, на которого возлагается ответственность доводить до сердец и душ свет веры, прежде всего прочего должен сам быть человеком непоколебимой, живой и глубокой веры. Именно поэтому для того, чтобы слова были эффективными, а хутбы благословенными, хатыйб должен позаботиться о чистоте своей собственной веры.
2 — Хатыйб должен быть образованным человеком. Хатыйб, не обладающий развитым интеллектом, не может быть успешным в своих проповедях. О чем может поведать другим тот, кто не знает смысла того, о чем говорит и к чему призывает? Именно поэтому хатыйб должен обладать не только глубокими академическими знаниями, но знать как ораторское искусство, так и культуру народа, с которым работает.
3 — Хатыйб должен быть искренним и тактичным человеком. Под искренностью имеется ввиду желание заслужить своими действиями лишь довольство Всевышнего Аллаха. Понимающий и чувствующий это сердцем хатыйб будет осторожен в своих публичных высказываниях, избегая обидных и отталкивающих слов и движений, будет стараться довести до людей божественное слово и религию, заставить их задуматься, не разжигая смуты и раздора среди прихожан и мусульман вообще.
4 — Хатыйб должен сам действовать в соответствии с тем, что он проповедует. Хатыйб, который не живет в соответствии с тем, что проповедует, и действия которого расходятся со словами, не может быть серьезно воспринимаем джамаатом. Такой имам находится в величайшем испытании, а слова его – тщетны.
5 — Хатыйб должен любить свое дело и выходить к людям с радостью. Хатыйб, который выполняет свою обязанность так, будто несет тяжелую ношу, не может ничего дать и своим прихожанам.
6 — Хатыйб должен уделять особое внимание чистоте и гигиене. Как речь хатыйба, так и его одежда, и весь внешний вид производят на людей неизгладимое впечатление. Можно даже сказать, что одежда и внешний вид хатыйба – это его самое внушительное наставление. Поэтому задумывающийся о значимости и важности своей обязанности хатыйб будет уделять особое внимание чистоте и аккуратности своего внешнего вида. Хатыйб, который является к своим прихожанам неопрятным и неухоженным, с самого начала обрекает себя и свои проповеди на провал.
7 — Хатыйб должен говорить об актуальных проблемах. Так как актуальность поднимаемых вопросов производит на слушающих больший эффект.
8 — Хатыйб должен подготавливать свои проповеди сам. Хатыйб, заимствующий текст проповедей у других, должен уметь пересказать его своими словами. Делая это, он должен помнить об интеллектуальном, духовном и культурном уровне слушающих его, иначе его проповедь не принесет ожидаемых результатов.
9 — Хатыйб должен подкреплять свою проповедь надежными доводами. Для этого ему необходимо знать различные интерпретации толкований приводимых им аятов и хадисов. Он также должен уметь связать свою хутбу с повседневной жизнью и привести примеры из реальной жизни.
10 — Хатыйб не должен примешивать к своей проповеди чуждые Исламу мысли и суждения. Каждым своим словом хатыйб должен уметь раскрыть живые, всеобъемлющие и спасающие принципы Ислама.
11 — Хатыйб должен уметь сделать свою хутбу интересной и краткой. Об этом в одном из хадисов говорится так:
«Продолжительность совершаемого намаза и краткость хутбы указывают на глубокое понимание человека. Поэтому старайтесь продлять свои намазы и укорачивать хутбы». (Муслим, Ахмад, ат-Тадж том 1: 282).
12 — Хатыйб должен уделять особое внимание своей интонации и дикции. Хатыйб, знающий о том, что звуки и слова оказывают на человека особое воздействие, должен избегать режущих слух звуков и слишком громкого голоса, используя подобающий тон речи и внятно произнося слова, при необходимости интонационно воодушевляя свою речь.
13 — Хатыйб должен уделять внимание своим жестам и мимике. Произнося проповедь, хатыйб не должен стоять неподвижно. Когда нужно, он должен уметь жестикулировать, оживляя свою речь. Но при этом он не должен особо предаваться эмоциям, грозя находящимся на улице кулаком. Не менее важна и мимика хатыйба: там, где нужно вызвать страх, он должен уметь сделать вид лица грозным, а там, где обрадовать, – сделать лицо доброжелательным.
Говоря иначе, хатыйбы, на которых возлагается доведение до людей истин Исламского вероучения, в вере своей, знаниях, поклонениях, нравственности, образе жизни, речи и внешнем виде должны быть совершенной личностью. Хатыйбы, на которых возлагается доведение до верующих этих истин с пророческой кафедры, должны выполнять эту обязанность достойно. Хатыйб, произносящий хутбу и следующий в этом всем предписаниям, суннам и адабам, а также оставаясь при этом совершенно серьезным и искренним, удостаивается благоволенья не только Аллаха и Пророка пророков (салляллаху ‘алейхи уа саллям), но и всех верующих. Поэтому, для того чтобы быть успешным хатыйбом и уметь производить на слушающих благоприятное впечатление, необходимо уделять всему вышеперечисленному особое внимание.
И, если старание и усердие – от нас, помощь, наставление и решение всех вопросов – в руках лишь Одного Аллаха.
ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
«Призывай [о, Мухаммад] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути». (Ан-Нахль, 16/125).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ
«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете!». (Ас-Саф, 61/2).
فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ
«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих». (Али Имран, 3/159).
Хвала Аллаху Господу миров!
Две части хутбы
После того как совершаются первые четыре ракаата пятничного намаза, муаззин вслух читает 56 аят суры аль-Ахзаб:
إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
В это время хатыйб встает со своего места и направляется к минбару. Поднявшись на минбар, хатыйб поворачивается к джамаату лицом и, сев, слушает второй азан. После этого он встает и вслух для все собравшихся произносит первую часть хутбы на арабском языке:
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَمِنْ سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ اللّهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلاَ هَادِىَ لَهُ، نَشْهَدُ أَنْ لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كَلِّ شَىْءٍ قَدِير، وَنَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدِنَا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَحَبِيبُهُ وَرَسُولُهُ أَكْرَمُ رَسُولٍ وَخَيْرُ بَشِيرٍ وَنَذِيرٍ، الَّلهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ وَبَارِكْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ. أَمَّا بَعْدُ: إِنَّ أَصْدَقَ الْحَدِيثِ كِتَابُ اللّهِ، وَأَحْسَنَ الْهَدْىِ هَدْىُ مُحَمَّدٍ، وَشَرَّ الأُمُور مُحْدَثَاتُهَا، وَكُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ، وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةُ ، وَكُلَّ ضَلاَلَةٍ فِى النَّارِ. اِتَّقُوا اللّهَ يَا عِبَادَ اللّه أُوصِيكُمْ بِتَقْوَى اللّهِ وَطَاعَتِهِ، إِنَّ اللّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوُا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ. قَالَ اللّهُ تَعَالَى فِى كِتَابِهِ الْكَرِيم، أَعُوذُ بِاللّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمٍ – بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Прочитав первую часть хутбы на арабском языке, хатыйб зачитывает аяты и хадисы, о которых намеревается говорить в своей хутбе. После этого он произносит свою хутбу и завершает ее так:
أَلاَ إِنَّ أَحْسَنَ الْكَلاَمِ وَأَبْلَغَ النِّظَامِ كَلاَمُ اللّهِ الْمَلِكِ الْعَزِيزِ الْعَلاَّمِ كَمَا قَالَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى فِى الْكَلاَمِ، وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاِسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُون. أَعُوذُ بِاللّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيم – بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
После этого хатыйб читает аят, который читается в конце каждой хутбы, а про себя совершает следующую ду’а:
بَارَكَ اللّهُ لَنَا وَلَكُمْ وَلِسَائِرِ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ اَلأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ بِفَضْلِهِ وَرَحْمَتِهِ إِنَّهُ قَرِيبٌ مُجِيبُ الدَّعَوَاتِ
Прочитав эту ду’а, хатыйб встает и вслух для всех собравшихся произносит вторую часть хутбы на арабском языке:
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ حَمْدَ الْكَامِلِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَأَصْحَابِهِ أَجْمَعِينَ، تَعْظِيمًا لِنَبِيَّهِ وَتَكْرِيمًا لِفَخَامَةِ شَأْنِ شَرَفِ صَفِيِّهِ فَقَالَ عَزَّ وَجَلَّ مَنْ قَائِلٌ مُخْبِرًا وَآمِرًا،إِنَّ اللّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِىِّ يَاَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْليمًا، اَلَّلهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ. اَللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعَالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجَيدٌ
После этого хатыйб, подняв руки ладонями вверх и понизив голос, произносит следующую ду’а:
اَلَّلهُمَّ ارْضَ عَنِ الأَرْبَعَةِ الْخُلَفَاءِ سَيِّدِنَا أَبِى بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ ذَوِى الصِّدْقِ وَالْوَفَاءِ وَبَقِيَّةِ الْعَشَرَةِ الْمُبَشَّرَةِ وَآلِ بَيْتِ الْمُصْطَفَى وَعَنِ الأَنْصَارِ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالتَّابِعِينَ إِلَى يَوْمِ الْجَزَاءِ، اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ ،اَللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَالسَّلاَمُ عَلَى الْمُرْسَلِينَ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
После этого хатыйб читает про себя «агузу-бисмилляхи», произносит вслух следующий аят, сходит с минбара и возглавляет пятничный намаз. (В праздничных хутбах вместо этого аята читается последний аят суры аль-Исра).
اِنَّ اللّهَ يَاْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالاِحْسَانِ وَاِيتَاءِ ذِى الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغْىِ يَعِيظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرونَ
(Ан-Нахль, 16/90).
Автор: Имам-хатыб Омар Озтоп
Из книги: «52 Пятничные проповеди на каждую неделю года».