Что такое художественные принципы
Метод художественный
Полезное
Смотреть что такое «Метод художественный» в других словарях:
метод художественный — см. художественный метод … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — см. Творческий метод в искусстве … Эстетика: Словарь
метод художественный — способ отражения действительности в произведениях искусства: особый тип образного видения мира (концепция мира и человека); общий принцип отбора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, общий подход писателя к действительности. Понятие … Словарь литературоведческих терминов
Художественный метод Лермонтова — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Лермонтова, см. Романтизм и реализм. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С.,… … Лермонтовская энциклопедия
Метод творческий — см. Творчество и Художественный метод. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
МЕТОД — художественный (творческий метод) (от греч. méthodos путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20‑х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее… … Литературный энциклопедический словарь
Метод хитча — Правила съёма: Метод Хитча Hitch Жанр комедия / мелодрама Режиссёр Эниди Теннант Продюсер Уилл Смит Джеймс Л … Википедия
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Твёрдость по Шору (Метод вдавливания) — У этого термина существует и другое значение, см. Твёрдость по Шору. При этом следует понимать, что хотя в другом значении этот метод также является методом измерения твёрдости, оба метода предложены одним и тем же автором, имеют совпадающие… … Википедия
Характеристика основных художественных принципов.
Важнейшим для преподавания изобразительного искусства является создание атмосферы увлеченности на уроке. Любое художественное познание нереально без радости, получаемой от него.
Передача художественной информации не происходит без эмоционального уподобления.
Основным законом передачи художественной информации является закон художественного уподобления. Он раскрывается в принципах и методах педагогической драматургии, создавая на уроках ситуацию уподобления.
Принцип целостности эмоционального освоения. Целостная подача проблематики учебного материала. Основные методы – метод поэтапных открытий, метод единства восприятия и созидания, метод обобщающих уроков, метод творческой интерпретации.
Принцип постоянства связи с жизнью. Связь с внеурочным восприятием жизни, сознание подлинной жизненности проблем искусства.
Основные методы – метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта, метод внеклассной индивидуальной и коллективной деятельности, метод оформления работами учеников интерьера школы.
Принцип опоры на апогей в искусстве. Искусство, обобщая, всегда заостряет, для него типичное – это скорее характерное, доведенное до апогея.
Принцип единства формы и содержания.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Характеристика эстетического воспитания. Цели и задачи.
Система эстетического воспитания должна объединять не только предметы художественного цикла, но и изобразительное искусство в многоуровневой системе общеобразовательной школы и внеклассную работу. Фундамент этой системы – необходимый минимум знаний и духовной культуры. Общеобразовательная система призвана дать общее художественное развитие, а начальное профессиональное образование в виде ДХШ, ДШИ, кружков и факультативов – профессиональные знания и навыки. Вариативность образования позволяет расширить рамки содержания программ общеобразовательной системы, однако принципиальные позиции по этому вопросу остаются неизменными.
Формы образования в единой системе эстетического воспитания.
Система эстетического воспитания называется единой. Поскольку объединяет все сферы деятельности школьника, как в общеобразовательной школе, так и вне ее стен. Обучение пониманию искусства, его эмоциональное освоение являются главными задачами воспитания эстетически развитой личности. Однако задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования разняться.
Система дополнительного образования – кружки, ДХШ.
Возрастная характеристика художественного образования в общеобразовательной системе.
Дошкольное художественное образование:
— доизобразительная стадия (от кругообразных линий к самостоятельным очертаниям);
— стадия бесформенных изображений (попытка выразить на бумаге замысел), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;
— стадия схематического изображения (появляется образность и выразительность), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;
— стадия правдоподобных изображений (переход к изображению видимых особенностей людей, животных, других предметов), углубление образного содержания художественной деятельности, продолжение расширение навыков изобразительной деятельности.
Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.
Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).
Характеристика начального профессионального образования.
Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки.
Живопись. Пластическая и свето-воздушная организация пространства. Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных и краткосрочных работ.
Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров.
Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптура композиция.
История искусств. Мировой историко-художественный процесс – это не ряд параллельных национальных “линий”, а сложная сеть взаимных пересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений, что всякая культура диалогична, и в разных культурах это свойство
проявлялось и проявляется в разной степени.
Художественные принципы литературы классицизма
Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке,
Классицизм в Европе
Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке, одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.
Художественные принципы классицизма
Важнейшие черты классицизма:
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.
Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.
Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга.
Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).
Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему.
В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.
Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.
Характеры были однолинейными: герой олицетворял ка- кое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: «У Мольера скупой скуп — и только. »; ведущая черта Митро- фана в «Недоросле» — лень).
Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).
«Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).
Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.
Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты («хладный труп», «бледное чело»), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.
Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.
Классицизм и его художественные принципы в русской литературе
Основные признаки русского классицизма
Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре Первом.
Своеобразие русского классицизма
Высокий гражданско-патриотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории.
В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы».).
Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, то есть в русском классицизме значительны были элементы реализма.
Начало
Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).
История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:
Тредиаковский и Ломоносов
Державин
Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.
Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…
Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)
Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.
Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!
Падение классицизма
В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление — сентиментализм.
05.03.2016, 27676 просмотров.
Художественный метод. Литературные направления
Художественный метод (направление) в литературе — совокупность творческих принципов, которыми руководствуется писатель при создании художественных образов и при изображении явлений жизни. Направление, как правило, объединяет писателей, использующих один и тот же метод.
В русской литературе направления возникают в 18 веке – это классицизм и сентиментализм.
В 19 веке – романтизм и критический реализм. В 20 веке наряду с реалистическими течениями господствуют течения модернизма.
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы.
Создателем классицизма считается Никола́ Буало́.
В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.
Художественные принципы классицизма таковы.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
2) Герой сентиментальной литературы — это не обобщённый, а предельно индивидуализированный образ, со своим уникальным внутренним миром.
4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.
Ведущими писателями-сентименталистами на Западе были Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн.
РОМАНТИЗМ
Существенный вклад в развитие романтизма как направления внесли братья Якоб и Вильгельм Гримм, лингвисты, основатели германской филологии, исследователи немецкого фольклора, авторы сборников сказок («Детские и семейные сказки») и легенд («Немецкие сказания»). Немецкий романтизм вообще отличал интерес к мифологическим и мистическим мотивам, поэтому в немецкой литературе с романтизмом ассоциировалось всё фантастическое и мистическое.
В России на фоне кризиса классицизма и сентиментализма начал развиваться предромантизм, ярким представителем которого был Алексей Мерзляков. А собственно романтизм начал складываться в начале 1810-х годов.
О характерных чертах русского романтизма можно прочитать здесь.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Согласно определению Фридриха Энгельса, «реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Реализм как метод аналитичен : писатель-реалист стремится не только изобразить явление, но и проанализировать его, проследить его развитие.
В русле критического реализма развивалось творчество почти всех русских писателей второй половины 19 века: Гоголя, Гончарова, Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л. Толстого, Чехова.
В европейской литературе 19 века крупнейшими представителями критического реализма были
На рубеже 19-20 веков формируются иные течения в реализме: натурализм, мифологический реализм, социалистический реализм.
ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА
Термином «модернизм» обозначаются все новые нереалистические течения в искусстве 20 века: символизм, акмеизм, эгофутуризм, кубофутуризм, имажинизм и др.
В русской литературе датой рождения модернизма считается 1892 год, когда поэты Валерий Яковлевич Брюсов и Дмитрий Сергеевич Мережковский независимо друг от друга объявили о рождении русского символизма как нового течения в поэзии, основывающегося на многозначности и ассоциативности. Символизм, как и романтизм, базировался на идее двоемирия: поэт уходит из несовершенной реальности, которая мыслится лишь как «тень» другого, реальнейшего мира, который можно постичь лишь интуитивно.
Впоследствии символизм превратился в самостоятельное направление не только в поэзии, но и в прозе и в драматургии.
Представителями символизма в зарубежной литературе были Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Стефан Малларме, Морис Метерлинк.
В русской литературе, кроме Брюсова и Мережковского, «старший символизм» представляли Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский, Фёдор Сологуб; «младосимволистами» были Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис.
В начале 1910-х годов символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. На смену символизму приходит акмеизм, придуманный поэтом Николаем Гумилёвым совместно с Сергеем Городецким.
Акмеизм отказался от абстрактной многозначности символизма и придерживался таких художественных принципов:
В русле акмеизме развивалось раннее творчество Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Владимира Нарбута и Михаила Зенкевича.
Остальные течения в русском модернизме оказались недолговечными, хотя эксперименты в области словесного искусства в 20 веке были продолжены.
К концу 20 столетия сложились новые течения в искусстве, которые обозначаются общим термином «постмодернизм».
Система художественных принципов
Анализ литературно-критической концепции Валерии Пустовой
Выполнили: Теплякова Людмила и
Шевченко Светлана
Валерия Ефимовна Пустовая родилась 21 октября 1982 года в Москве.
В 1999-2004 училась на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра литературно-художественной критики и публицистики. Кандидат филологических наук по специальности «Журналистика»(2004).
Публиковалась в литературных журналах «Октябрь», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Континент», газетах «Литературная Россия», «Российской газете», на сайтах «Русский Журнал», «Свободная пресса», «Частный корреспондент», и др.
С 2005 года сотрудник журнала «Октябрь», с 2010 года ведёт отдел критики.
Участник Форумов молодых писателей России, впоследствии – соруководитель мастер-классов журнала «Октябрь» по прозе и критике.
Вела творческие семинары на факультете журналистики МГУ и в РГГУ. Член Союза журналистов Москвы. Член Союза писателей Москвы.
Система художественных принципов
Две основные проблемы, из которых вытекают художественные принципы Валерии Пустовой: какой должна быть настоящая современная литература и каким должен быть настоящий современный автор.
· Настоящая современная литература – это литература, в которой чувствуется «биение новой жизни».
· Настоящий современный писатель – это писатель-борец.
Система художественных принципов, которым должно соответствовать произведение и вся литература в целом:
Стоит сразу отметить, что критерий новизны для Пустовой является, наверное, основным, и этому критерию должны соответствовать все: и писатель, и произведение, и читатель, и сам критик. Только при этом соответствии возможно существование настоящей литературы. В своём эссе «Великая лёгкость» Валерия Пустовая говорит: «Романтичная на книжный манер, все детство промечтавшая драться, как Питер Пэн, и умереть, как Гамлет, я самой себе удивительна и забавна в этой страсти к новому слову в культуре» [Великая лёгкость, «Октябрь», 2014].
Проблема новизны формы занимает Пустовую на протяжении многого времени, но наиболее остро эта проблема рассматривается в статьях последних лет. В совсем новой работе, которая называется «Долгое легкое дыхание (Современный роман в поисках жанра)», Пустовая приходит к выводу, что современная литература просто не может быть вписана в форму классического, масштабного романа в силу того, что время диктует совсем другие условия как писателю, так и читателю: «Сегодня высказывание опознается как современное, если в нем ощущаются моментальность и непосредственность, непредустановочность и незавершенность. Это высказывание не позиционируется как главное, большое и окончательное, оно не является отточенным плодом долгих размышлений. Таково наиболее правдивое масштабирование реальности в литературе: все, что крупно, закончено, предумышлено, опознается как выдумка, идеологизация, ложь.
Современная литература выражает не итог размышлений, а остроту непонятности жизни, удивление перед ней, благодаря чему становится возможной бесконечно открытая позиция писателя по отношению к реальности…Современность в предписанных формах большого романа выражена быть не может» «Долгое легкое дыхание (Современный роман в поисках жанра)» [Знамя,2016].
И здесь возникает ещё одна проблема – это соотношение литературы и непосредственно самой жизни. Пустовая очень жёстко проводит границу между литературой прошлой и современной.
2) Современная литература – это литература, которая идёт в ногу с жизнью
В этой же статье Пустовая проводит очень тонкую грань, говоря о литературе и о жизни: «Современная литература – это литература не жизнеравная, не опережающая жизнь. Это литература откликающаяся, следующая за жизнью.И выражается она фрагментами потому, что только фрагментарное, личное, плотно пригнанное к личности пишущего, непосредственно пережитое может осознаваться писателем и читателем как художественная правда…» [Долгое легкое дыхание (Современный роман в поисках жанра), «Знамя», 2016].
Для Пустовой характерно рассмотрение современной литературы именно с этой позиции. Всё, что не соответствует этому принципу, считается пережитком прошлой литературы: «Теперь изучают не литературу, а саму жизнь – и техники гармоничного в ней пребывания. Недаром верховным критическим эпитетом наше время назначило понятие «живой». В живом произведении личный опыт пересиливает литературную память, восприятие реальности перечеркивает идею о ней. Живое произведение стремится к непосредственному выражению смысла и потому свободно переступает границы родов и жанров, а по большому счету – и самой художественной литературы, венчая роман с заметкой, статью с драмой, драму с лекцией, лекцию с перформансом».
Пустовая даёт в своём эссе «Великая лёгкость» своего рода формулу: «Жертвовать жизнью литературе – подвижничество прежнего времени. Не жертвовать – новая доблесть».
3) Новые возможности слова
Литература, по Пустовой, должна быть свободна от банального, шаблонного выражения мысли. Показательна здесь статья о В. Ерофееве под названием «Серый мутированный гот с глазами писателя», в которой В. Пустовая обвиняет Ерофеева в «банальности мышления, бедности слова, автоплагиате и бесхудожественности»: «Его Откровение о Теле постепенно превращается в бесстыдную банальность. Можно сколь угодно глубокомысленно рассуждать о мистическом значении мата, декларирующего протест русского тела против церковных запретов и государственных пыток, но постоянное употребление эпитета “ох…. тельный” наводит на мысль о бедности даже матерного писательского лексикона».
4) Новизна содержания, идеи
Автор своим произведением должен дать новый взгляд на глубинные проблемы бытия. Пустовая, например, положительно оценивает то, как дан этот новый взгляд в произведениях Юлии Кокошко (статья «Юлия, или Новая Словомуза»), определяя эти произведения как относящиеся к философскому реализму. Чего нельзя сказать об Ерофееве: «Увы, — как писатель он не поднимается…до полноценного художественного отражения двойственности бытия. Но она его задевает — как человека. И в человеческом отношении Ерофеев вполне тянет на одного из последовательных и в чем-то символичных носителей земной (телесной, жизненной — хотя до последнего он все-таки не додумывается) правды бытия. Этакая самодовольная ограниченная половинка, желающая стать абсолютом». Физиологичность не является критерием новизны содержания для Пустовой. Проблема двойственности бытия (тело и душа), с позиции которой рассматривает В.Пустовая произведения современных авторов, решается в пользу «золотой середины»: «Взглядами Ерофеева можно возмущаться — а можно принять их как неистребимую часть истины, памятуя о том, что горделивая ограниченность духа может быть ничуть не менее противна, чем высокомерие абсолютизированного тела» [Серый мутированный гот с глазами писателя, «Континент», 2004].
5) Современная литература не нуждается в европеизации
Писатель не должен ориентироваться на Европу. По мнению Пустовой, путь России – это не путь цивилизации, а путь духовного движения как способа самореализации. Этой проблеме посвящена уже упоминавшееся статья об Ерофееве: «Ерофеев озвучивает внешнее впечатление о России, органичное прежде всего для Европы, “страны” восходящего тела, каковой она предстает в произведениях писателя. А теперь представьте, по каким параметрам “страна”-тело может оценивать страну духа. Очевидно, что Ерофеев оценивает свое отечество с точки зрения европейской, которая в то же время выступает и как точка зрения “тела”. Но телесно-национальная принадлежность ничего не значит в сфере культурного менталитета, и Ерофеев, как и большинство его главных героев, оказываются духовными чужеземцами, проклинающими дикие диковинки Руси с видом, ясно говорящим: «а черт-ть-его знает, как нас сюда занесло!».
6) Личность писателя, непосредственно отражённая в его произведениях, должна быть чиста от всего низкого и корыстного
Этой проблематике посвящена статья «Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности», в которой Пустовая рассматривает таких писателей, как Роман Сенчин и Илья Кочергин. Пустовая исходит из общей установки о том, что «писателю необходимо новое самоопределение в ситуации общего духовного кризиса». Рассмотрим подробнее, что подразумевает под собой данный принцип.
Писатель не должен слепо следовать моде. Писатель – тот, кто своими произведениями борется с навязываемым человеку потребительским обществом, рекламой, то есть с любыми стандартами: «Общепринятое модное “я” — главный соблазн в современном обществе рекламной мечты и сусальных жизненных стандартов. Сенчин настаивает на высокой исключительности себя-писателя — мы же видим его абсолютную неоригинальность, неотличимость от презираемой им обывательской толпы».
Таким образом, Сенчин для Пустовой не является объектом подражания, тогда как в Кочергине она видит потенциал настоящего современного писателя: «Именно в осознанных поисках свободы вопреки стандартам якобы свободного современного общества — духовная интрига произведений Кочергина. В произведениях Кочергина рассматриваются все актуальные для современного сознания уровни отношений “я” и не-“я”: “я” и обыденность, “я” и используемый мною мир, “я” и подавляющее меня мироздание, “я” и иллюзорный, обществом навязанный образ “меня”. И это правильно: человек не должен бежать от мира, но, очистив свою волю и начистив доспехи, смело выдержать новую битву с вражьим полчищем иллюзорных мирских ценностей». В статье «Пораженцы и преображенцы» Пустовая сравнивает писателя с Гераклом: «Сотворение образов, слов, ритмов, идеалов и мифов – сотворение мира. Писатель нового реализма обнаруживает в себе Геракла, способного тягаться с чудовищами реальности за право определять этот мир». Это доказывает выдвинутый в самом начале тезис о писателе-борце.
И наконец, писатель – тот, кто соответствует критериям истинного творчества: «Создается впечатление, что Сенчин сосредоточился на следствиях — писательском статусе, гонорарах, мероприятиях — в ущерб причине — самому творчеству. Сенчин может стать поучительным экспонатом в музее истории литературы. К нему будут подводить юных писателей и говорить: смотрите, дети, что бывает с теми, кто выбирает литературу не как духовный путь, а как карьерную тропку. Он агрессивно сопротивляется всему оригинальному, безумному, дерзающему, восставая, по сути, против самого творческого начала» [Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности, «Новый мир», 2004].