Что такое храм искусства
храм искусства
Смотреть что такое «храм искусства» в других словарях:
ХРАМ — ХРАМ, храма, муж. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ХРАМ — Культовое здание для богослужений и выполнения религиозных обрядов. Православный храм называется церковь* (в отличие от костела в католичестве, мечети в мусульманстве и т.п.), главный или большой храм (церковь) в городе, в монастыре собор*. Для… … Лингвострановедческий словарь
Храм джедаев — Это была наша сторожевая башня, наша крепость, противостоящая тьме. Это был Храм джедаев. Вергере Джейсену Соло Предатель Храм джедаев главное здание Ордена джедаев с окончания Великой войны ситхов и до приказа 66. На протяжении веков Храм был… … Википедия
Храм Введения Пресвятой Богородицы (Петропавловский монастырь, Брянск) — Храм во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм соборный храм возрождённого Петропавловского монастыря Русской православной церкви в г. Брянске. Содержание 1 История 2 Архитектура 2.1 Примечания … Википедия
Храм Покрова Богородицы в Измайлово — Храм Покрова Богородицы Храм Покрова Богородицы в Измайлове находится на острове на Серебряно Виноградном пруду. Памятник архитектуры XVII в., строился для царской усадьбы Измайлово при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче. Освящён в… … Википедия
Храм Шаньдао (станция метро) — «Храм Шаньдао» Линия Баньнань Тайбэйский метрополитен … Википедия
Храм Чэнъэнь — Храм монастырь (寺 сы) Храм Чэнъэнь 承恩寺 … Википедия
Храм Святой Софии (Салоники) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православная церковь Храм Святой Софии Αγία Σοφία … Википедия
Храм Святого Саввы — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Саввы. Православный храм Храм Святого Саввы Храм светог Саве … Википедия
Храм Искусства
Представим Храм искусства как некую необозримую башню до неба, где все говорят «на разных языках». Художники – на цветном наречии радуги, музыканты – камертонами гармонических тонов, писатели и поэты – иероглифами литер, учёные – алгебраическими построениями цифр. И не понять им никогда друг друга, если бы не Матерь София, Премудрость Божия, повелевшая служить избранникам своим у Престола Красоты и днём, и ночью.
Кто отступит на шаг от Престола, того муза-диаконисса под ручку выведет из алтаря искусства, мол, «ступай с миром, отступничек дорогой». Да ещё от щедрот Матери даст мешочек гульденов на прощанье, дескать, «на сытую жизнь». Это на Западе.
У нас не так! Только ты от дарохранительницы на шаг отошёл дух перевести, тут же Федька-алтарник, балбес здоровый, схватит тебя за ворот, выпроводит из алтаря, да пинком с солеи столкнет, не поленится! Ты ему: «За что?!», а он в ответ: «Поэт в России больше, чем поэт! – ступай с Богом и не смей возвращаться – пускать тебя не велено!». И горько, и стыдно, а что поделаешь, сам виноват – шелохнулся.
Часть 1 «Мушкетёры короля»
Лёша отложил кисти и с улыбкой стал разглядывать своих «очень старых», но по-прежнему совершенно непохожих друг на друга товарищей. Вопреки мнению о том, что общение усредняет личности собеседников (например, пара «хозяин – собака»), наши герои во всех перипетиях житейского со-существования оставались самими собой, напоминая знаменитую четвёрку мушкетёров Дюма. Описать их дружбу, наверное, можно, перефразируя известную поговорку: «дружба дружбой, но личность неприкосновенна».
Часть 2, «Московия» (прямого отношения к теме повести не имеет).
Лавируя между ящиками, мольбертами, творческими работами и учебными пособиями, Ника (будем так называть прекрасную незнакомку из Фракии!) стремительно прошла по коридору, спустилась по парадной лестнице главного корпуса и вышла на улицу.
Хотите знать, как выглядит пост-Собянинская Москва 2030-ого года?
В нашей стране о будущем догадаться не трудно. История матушки России, видимо, никогда не станет учебником жизни и сводом полезных рекомендаций. Увы, её дети из века в век предпочитают начинать жизнь сначала. На каждом историческом промежутке мы, бросаем в корзину прежние тексты, считая их негодными, и пишем с чистого листа новые исторические откровения. Наше неистребимое революционное начало всякий раз оказывается в плену уже известных заблуждений. И тогда мы говорим: «Бес попутал!» Но уже завтра, забыв собственные покаянные слова, открываем чистый Word-овский документ и с горящими глазами присаживаемся у клавиатуры.
Часть 3 «Храм красоты»
Накинув наспех что-то из верхней одежды и возбуждённые интригой происходящего, ребята шли метрах в пяти позади плывущей, как белый парус, божественной Ники. В декабре температура Москвы разительно отличается от показателей даже самых отрицательных греческих термометров. Тем не менее, девушка шла в открытой легчайшей тунике. Поверх её крыльев, не видимых простым глазом, развевались белые античные ленты, как поздние византийские орари.
Минуя кварталы и перекрёстки, переходя с одной улицы на другую, они вышли на городскую окраину. Неряшливая промзона, похожая скорее на свалку, чем на регулярную территорию города будущего, вдруг расступилась, и наши герои оказались на площадке, отгороженной от всего прочего стеной из белого природного камня. Девушка обвела ребят строгим внимательным взглядом и пригласила войти в сложенный из розового травертина проём в стене. Смеркалось. На небе загорались первые звёзды. Ребята один за другим последовали за девушкой. Лёва чуть задержался, определил по Большой Медведице местоположение Полярной звезды и после этого вошёл в травертиновый проём вслед за остальными.
Как долго бродили наши герои по многочисленным переходам сверкающей залы, определить не смог бы даже Лёва, ведь время, как сказала девушка, остановилось. Каррарские мраморы, дорические капители, лёгкий искрящийся потолок, выложенный из азуритовых гранул, тихая, звучащая ниоткуда органная музыка, наполняли пространство храма возвышенным дыханием неведомой, иной жизни. Оттого в юных сердцах возникала потребность отложить мирские попечения и доверить себя неусыпному путеводителю по храму Красоты – Духу Божественного Равновесия…
Часть 4 «Невероятная встреча»
Но вот зала стала наполняться людьми. Ребята с недоумением смотрели на одетых в различные исторические костюмы мужчин от молодых ровесников нашим героям до глубоких стариков. Забегая вперёд, скажу: в отличие от сценического перевоплощения или костюмерного шествия, залу заполняли реальные исторические персонажи.
Всегда существует возможность сорвать маску «а ля Станиславский» даже с выдающегося актёра. Когда же в историческом костюме является сама жизнь, у вас по спине бежит резвый холодок, оповещающий, что аплодисментами и расшаркиванием в гардеробе на этот раз дело не обойдётся, и вам лично придётся в чём-то определённо участвовать.
Началась торжественная служба. Если бы константа времени позволяла почувствовать длительность происходящего, всё равно, для наших героев регламент службы показался бы яркой мгновенной вспышкой.
А происходило вот что.
Гении выстроились друг за другом в очередь к Престолу. Гомер взял Древнюю Книгу и встал перед Престолом в окружении Аристотеля и Платона. Каждый, подходивший к Престолу, брал из рук Гомера Книгу, поднимал над собой и произносил: «Во имя Красоты да будет память обо мне!» Затем возвращал фолиант Гомеру и с поклоном отходил в сторону. Так в абсолютной тишине, один за другим шли к Престолу великие светочи человеческого разума и духа.
Вот последний в очереди (но первый на шахматной доске) гроссмейстер Алёхин, завершая шествие, произнёс единое для всех восклицание и передал Гомеру священную Книгу. Гомер положил Книгу на Престол. Служба закончилась.
По окончании священнодействия, гении окружили наших героев. Знаменитости имели до ребят особые поручения. В очередь на разговор к Гоше выстроились. Александр Пушкин, прокуренный и неопределённо улыбающийся Бродский, Цветаева с рубчиком на шее, прострелянный гусар Гумилёв.
Степан оказался совершенно не виден за париком рослого и сутулого Баха. Рядом нервно вышагивал и старался обратить на себя внимание франко-американский гений русского происхождения Игорь Стравинский. А Моцарт, весёлый и придурковатый тридцатипятилетний шалопай, вертелся у Стравинского под ногами, комкая в ладонях партитуру ненаписанной части «Реквиема».
Вдруг в один миг не стало никого. Огромное количество бумажек с надписями на разных языках лежало повсюду на мраморном полу и прямоугольных травертиновых ограждениях. Повитые многолетней скруткой, они шелестели друг о друга, как осенние листья.
Наши герои поднимали драгоценные письмена, стараясь не упустить ни одного. В этот момент из-за колон вышла девушка-путеводитель, подошла к Престолу и произнесла: «Что ж, начнём и мы, пожалуй. «
Часть 3 «Личный выбор»
Дева смолкла, отошла сторону и присела на валик у основания колонны. По смущённому виду ребят невозможно было понять, к чему склоняются их мысли. Константа времени, как натянутый резиновый жгут, казалось, вот-вот лопнет, не дождавшись их решения. Первым очнулся Алексей.
— Мой отец был лётчиком. Он погиб в Афганистане. Нам с матерью вручили его золотую звезду Героя. Я тогда был ещё маленький и мало, что понимал. Но помню, как от слёз матери сжалось моё сердце, и я прошептал: «Мама, не плачь, я обязательно сделаю твою жизнь прекрасной!» Я согласен.
Виды искусств. Искусство слова, звука, изображения. Храм искусств
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПРЕДМЕТ МХК. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА. ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА
ВИДЫ ИСКУССТВ. ИСКУССТВО СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ.
ХРАМ ИСКУССТВ
Описание слайда:
Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно рассказывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание.
/Огюст Роден/
Описание слайда:
Художественная культура – это средоточие представлений о мире, о человеке, его нравственных и эстетических идеалах, выраженных в художественном творчестве человека.
Описание слайда:
Что же это за предмет и что нам дает его изучение?
МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе. театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.
Описание слайда:
Описание слайда:
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную, хотя это деление и условно.
Духовные ценности культуры соответствуют трем основным областям: науке (научные ценности), нравственности (нравственные ценности) и искусству (художественные ценности).
Мировая
Духовная
КУЛЬТУРА
Национальная
Материальная
НАУКА
(научные ценности)
ИСКУССТВО
(художественные ценности)
НРАВСТВЕННОСТЬ
(нравственные ценности)
Описание слайда:
Что же дает нам изучение МХК?
Искусство — это та живительная сила, которая объединяет людей, в какое бы трудное время они ни жили. Ведь самое страшное, когда замыкаясь на себе, человек думает, что до него ничего не было. Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство занимается вечными проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Это по силам только искусству! Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима творческому человеку. Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной. Древние цивилизации помогают нам оценить сквозь призму исторического опыта настоящее и спрогнозировать будущее.
Описание слайда:
Описание слайда:
Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем в виду художественное творчество. Но существуют различные виды искусства: музыка, литература, скульптура, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), кино, балет, театр, эстрада, художественная фотография, дизайн. Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, «раскрывать истину в чувственной форме».
Описание слайда:
Искусство изображения (изобразительное искусство)
Описание слайда:
Искусство звука (музыка)
Описание слайда:
Искусство слова (литература)
Только искусство делает человека – человеком.
/К. Коровин/
Искусство есть одно из средств единения людей.
/Л. Толстой/
Описание слайда:
Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.
В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.
Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.
Пространственные или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся реальном пространстве не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала.
Пространственные, или пластические, искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).
Описание слайда:
Важными в искусстве являются понятия «художник», «творчество, «произведения искусства».
Художник
Произведение
искусства
Творчество
Техника исполнения
(Как?)
Идея, содержание
(Что?)
Описание слайда:
Описание слайда:
Храм искусств
А теперь, зная различные виды искусства, их классификации, подумаем, как может выглядеть ХРАМ ИСКУССТВ.
Каждый человек представляет его по-своему. Попробуй и ты вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
храм верыСмотреть что такое «храм веры<, искусства, науки>» в других словарях:
алтарь(храм) веры, искусства, науки — вера, искусство, которому человек служит с благоговением, достойным алтаря, храма, жертвенника Ср. Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре! А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 6, 31. Ср. Вы бы православному алтарю то повернее служили, а не оборачивали … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
Сатья Саи Баба — Имя при рождении: Сатья Нараяна Раджу … Википедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия
ИЕЗУИТЫ — [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… … Православная энциклопедия
ГРУЗИЯ — [Грузия; груз. საჟართველო], гос во в центральной и зап. части Закавказья. Сакартвело, название страны по грузински, происходит от груз. «карт», «картвели» (грузин), к рое в свою очередь восходит к названию центральной исторической провинции Г.… … Православная энциклопедия
АРМЕНИЯ — [Республика Армения; арм. (?)այյաստաճ Айастан], гос во в Закавказье. Территория: ок. 29800 кв. км. Столица: Ереван (1,25 млн. чел., 1998). Крупнейшие города: Гюмри, Ванадзор. Гос. язык: армянский. География. Граничит на западе с Турцией, на… … Православная энциклопедия
Александр II (часть 1, I-VI) — — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 … Большая биографическая энциклопедия
Православное храмовое (церковное) искусство
Церковное искусство — искусство (от церк.-слав. искусьство, ст. слав. искоусъ — опыт, испытание), находящее свое воплощение в границах Церкви, очерченных рамками св. канонов и уставов, имеющее богослужебное употребление и поставляющее своей целью прославление Бога и раскрытие церковного учения.
Под церковностью любого вида искусства понимается его отношение к догматике Церкви и её взгляду на место и роль искусства в жизни Церкви. Если искусство стоит на позиции подчинения себя опыту Церкви с целью воплощения в свойственных искусству образах провозглашаемых Церковью истин, то такое искусство церковно.
Значение церковного искусства обусловлено его органичной связью с богослужением, с одной стороны, и различными сферами жизни Церкви – с другой. Церковное искусство не просто иллюстрирует Священное Писание и историю Церкви, оно является органичным продолжением богослужения, в котором обряд – не только оформление молитвы, но выражение переживания Церковью опыта вечности.
Церковное искусство – земное искусство по своим средствам. Специфика его – в том, что оно своими земными средствами помогает душам православных, подвигает их сосредотачиваться на молитве, возноситься умом к Невидимому.
Церковное искусство никогда не искусство вообще, но всегда искусство, направленное на конкретного адресата. Оно всем своим строем, по определению изначально рассчитано на диалог между предстоящим и первообразом, т. е. на молитву. И чем больше ему удастся вовлечь молящегося в этот диалог – тем лучше оно выполняет свою функцию посредника в диалоге земного и небесного.
Все виды церковного искусства – архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное искусство – дают в видимых образах и символах представление о духовном, Горнем мире. Церковное искусство отражает для человека через образы, формы, звуки ту реальность, которая будет нам явлена в Царстве Небесном.
Главным отличием церковного искусства от искусства мирского есть вектор его направленности. Искусство светское круг своих поисков ограничивает сотворенным миром, непостоянным, невечным, а потому не имеющим идеала совершенства. Церковное искусство свой вектор направляет к исканию иной Красоты, несотворенной, а потому вечной, идеальной и неразрушимой. Используя и, в определенной степени возрастая на опыте светского искусства, Церковь внесла в искусство духовность, наполнив его высоким содержанием, создав символы и образы неповторимой глубины и своеобразия. Мирское искусство показывает пути человека к Богу или от Бога, а церковное искусство призвано показать единение человека и Бога. Для светского искусства критериями являются внешняя красота, изысканность, порой – экстравагантность форм. В то же время, критерием церковного искусства всегда был и есть исихазм, лежащий в основе понимания всего восприятия мира. Если церковное искусство в своей сущности и основе является отражением молитвенного опыта человека, то светское искусство полностью пронизано духом чувственно-эстетическим.
Искусство возникает на заре человеческой истории как особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека.
Церковное общество с самого начала христианской истории использовало художественное творчество в достаточно строгом соответствии с требованиями церковной жизни и богослужения. Уже у Тертуллиана на рубеже 2-3 веков мы находим сведения о христианских художниках, читающих Священное Писание и даже участвующих в совершении Таинств.
После Миланского эдикта 313 года Церковь выходит на поверхность, строятся храмы, возникают новые, неповторимые произведения христианского духа, грандиозные циклы, свидетельствующие о триумфе Церкви. Параллельно идет разработка догматического учения Церкви. В богословии разрабатываются учение о Святой Троице и христология. А в искусстве появляются новые образы. Вселенские соборы, разрабатывая догматы, оказывали большое влияние на развитие церковного искусства, которое должно было отвечать учению Церкви и доносить его в образах до верующих. Так, догмат Воплощения, направленный против арианства, оказал огромное определяющее влияние на все дальнейшее церковное искусство.
Иконописцы первых веков, изображая Христа, Богородицу, своих первых святых, поначалу не искали для выражения этой новой реальности чего-то принципиально нового с формальной стороны, а свободно пользовались художественным языком своего времени, правда, отбирая из традиций, в каких творили их современники то, что наиболее способствовало отображению Евангелия, как Благой Вести, т.е. евангельскую простоту и светоносность, выражаемые через лаконизм и светоносность художественного языка.
В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества, идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.
VII Вселенский Собор утвердил за иконой значение, равночестное Кресту и Евангелию, заповедал нам почитать ее «наряду с Крестом и Евангелием». Орос VII Собора напоминает: иконопись – исключительно церковное творчество. Оно должно уходить корнями и питаться от Слова Божия, догматики Церкви, ее литургики и Священной Истории, должно быть связано и с христианской аскетикой. Вместе со становлением и развитием чина Литургии вырабатываются новые типы здания храма – базиликальный и крестово-купольный, пришедший на Русь из Византии..
На протяжении многих столетий мы видим множество разнообразных стилей единого иконосписного языка. А это значит, что свобода творчества остается в Церкви огромным океаном, имеющим, конечно, свои берега. И в каждой поместной Церкви свои стили, даже в каждой местности они могут быть не похожими друг на друга.
На Западе уже в эпоху так называемого Возрождения, а на Востоке несколько позже, внутри самого церковного общества стали появляться такие изображения, о которых, чем дальше, тем труднее сказать, являются ли они иконами или нет. Запад отверг, видимо, посчитав устаревшим язык иконописи и породившую его святоотеческую культуру. Как следствие в его изображениях, даже на церковные темы, потерялось многое из евангельского содержания, оно стало подменяться чем-то иным: более приземленным, иногда страстным, иногда почти языческим.
Почти двухсотлетнее /с ХVІІІ по XX век/ беспрепятственное проникновение западных влияний в русскую культурную и церковную жизнь привело к тому, что русские храмы стали строиться в западном духе и стиле. Упадок этот обычно состоял в ослаблении и ущербе целого под влиянием разрастающихся деталей.
Современный модернизм является столь же неприемлемой формой для церковного искусства, как подражательство и стилизаторство..
Традиционно выделяют такие области церковного искусства как иконопись, архитектуру, разнообразную пластику, шитьё (как золотное и лицевое), литье колоколов и колокольный звон, пение. К ним же может быть отнесено и изготовление благовоний, а в прошлом – писание и украшение книг.
-Иконопись и монументальная живопись
Иконописный образ невозможен без правильного понимания догматического учения о двух природах Иисуса Христа и без знания решений VII Вселенского Собора. Творчество иконописца укоренено в евангельском понимании свободы, противоположном примитивному самоутверждению авторского «я», к которому нередко призывают далекие от Церкви деятели.
Иконопись обращена к вечному и создает образы вечного в соответствии с православной литургической основой и святоотеческим благочестием. Вечное отображается лишь языком символов и знаков, разработанным многовековой церковной традицией. Без знания названных выше догматических основ и указанных приемов поиски «собственного» отображения вечного как правило превращаются в жалкие и деструктивные вариации на христианские темы. Смысл иконы глубже ее «содержания», и он, как акт, пребывает в другой сфере, нежели «содержание» в узком смысле слова.
Религиозный смысл иконы как действенный акт, как умное делание, как путь, связующий душу верующего с Богом, доступен только верующему и закрыт для всех других.
Красота православного церковного иконописного образа рождается на основе культурной традиции, верной Православной Церкви, молитвенной практики, созерцательном опыте и подлинном профессионализме.
Для иконописи в любом случае необходимы приемы, безусловно выражающие Божественность Христа. Такими приемами в церковной традиции стала условность и знаковость форм, цвета и прочих составляющих, из которых рождается каноничный иконный образ. И сама материальная «субстанция» иконного образа должна в иконе быть совершенной, свободной от тления. То-есть, икона не изображает разнообразие материалов, кроме отдельных необходимых случаев, она не передает фактуру дерева, такни и прочего. Она изображает неизменную, вечную материю, сотворенную Богом, но свободную от законов греха и тления. Точно так же икона свободна от закона тяжести, в ней все фигуры движутся легко и свободно. В ней нет земного времени, которое также порождено первородным грехом. И нет трехмерного пространства, поскольку для Бога и тварных духов нет препятствий в передвижении. Поэтому «природа» в иконе не может быть туманной, но она должна быть огненной, как мы и видим в древних произведениях иконописи. И колорит, и прочие признаки близки к теофаническим видениям пророков, которые сравнивают зримое с цветом огня, драгоценных камней и металлов.
Проблема канона становится достаточно актуальной в т.н. авторских иконах, внешне значительно отличающихся от традиционных древнерусских образцов. Ключевым моментом при анализе этих икон является четкое отделение внеканонического от неканонического; так определяется, не простирается ли индивидуальный произвол мастера в область принципиальных, догматических понятий. На основании такого анализа можно определить, является ли икона в принципе православной.
От иконописи принято отделять, с одной стороны, другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой — живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя (что присутствует и в иконе, однако не должно доминировать, подчиняясь традициям иконографии и мотивируя зрителя в первую очередь на молитву).
Храмовая архитектура является одним из видов церковного искусства, которое органично включено в богослужебную жизнь Церкви и призвано раскрывать её духовную сущность, служить цели создания образа преображённого мира, Царства Божия, соответствующего православной догматике.
Каноничность православного вероучения и чина богослужения определяют принципиальную неизменность архитектуры православного храма, соответствующей канонической традицией. Некоторые отличия непринципиального характера определяются местными, национальными, климатическими и техническими условиями, духовным состоянием общества в различные исторические периоды.
Архитектурное выражение в зрительных образах смысла христианского храма в ту или иную эпоху у тех или иных народов напрямую зависело от духовного состояния этого народа, его вероисповедания, от того, насколько близко оно учению Христа. И как бы ни были великолепны те или иные храмы с точки зрения светской архитектурной теории, важнейшим критерием оценки архитектуры храма должно быть то, насколько его архитектура служит выражению сакрального смысла.
Искусство храмоздательства будет церковным, если оно в архитектурных образах будет стремиться к выражению сакральной, символической идеи храма, как образа преображённого мира, Царства Божия.
Святые отцы не говорят, какого вида должен быть храм, не указывают, где помещать тот или иной сюжет росписи, каким должен быть церковный образ и т. д. Все это вытекает из общего смысла храма, а потому и подчиняется определённому канону, определённым рамкам, аналогичным рамкам литургического творчества. Иначе говоря, нам дается общее правило, направляющее наши усилия и предоставляющее полную свободу действию в нас благодати Духа Святого. Это общее правило передаётся из поколения в поколение в живом Предании Церкви, Предании, которое восходит не только к апостолам, но ещё и к ветхозаветному закону.
— Прикладные виды церковного искусства
Существует классификация отраслей прикладных видов церковного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, стекло, дерево), по технике выполнения (резьба, вышивка, литьё, чеканка, и др.), по функциональным признакам использования предмета (церковная мебель, иконостас, светильники, колокола и др.).
Как весь строй богослужебной жизни, так и всё, что находится в храме и сам храм, имеют свой, установившийся временем, канон (устав). Вся церковная архитектура, монументальная живопись и иконопись объединяются воедино особым изобразительным каноном.
Суть канона не сводится к скрупулезному механическому копированию единожды данных образов и схем. Об этом свидетельствует яркое своеобразие древнерусского и византийского искусства. Более того, каждая местная школа иконописи и архитектуры обладает своим уникальным характером. Сама необходимость введения понятия канона говорит о том, что принципиальным является не полное воспроизведение прообраза во всех деталях, а выявление ряда сущностных черт, которые и закрепляются достаточно жестко в особой системе правил. Однако остается некоторое пространство свободы, благодаря которому становится возможным своеобразие исторических стилей и местных школ.
Историко-культурный аспект проблемы канона связан с постоянным балансированием религиозного искусства на грани допустимого. С одной стороны, канон по сути достаточно однозначен и неизменен, с другой стороны, каждая эпоха характеризуется уникальным типом мироотношения, способами, с помощью которых человек осуществляет свое стремление к Богу.
Необходимо достаточно четкое различение церковного искусства и религиозного искусства в общем смысле. В рамках религиозного искусства художник может реализовать свои представления о Боге и святых в соответствии с собственным пониманием, если оно не оскорбляет чувства верующих. В сфере церковного искусства художник необходимо обязан следовать требованиям и традициям церковного общества.
В любом произведении религиозного искусства обязательно соприсутствуют каноническое (вневременное, идущее от Бога) и внеканоническое (исторически, географически и личностно обусловленное, идущее от человека). Здесь следует подчеркнуть разницу между ВНЕканоническим и НЕканоническим. Первое подразумевает область свободы для ответного движения человека навстречу Богу, второе связано с нарушением канона и отходом от конкретной религиозной доктрины в сторону внеконфессиональной религиозности. Мера канонического, внеканонического и неканонического разнится для каждого исторического периода и зависит от ряда исторических и культурных причин.
Икона представляет нам лицо или событие в вечности, картина – лицо или событие во времени. Эти два типа изображения, очевидно, соответствуют двум типам откровения, данным человеку. Если смысл картины ограничивается ее содержанием, то содержание иконы поглощается ее религиозным смыслом.
Кому-то иконы нужны высокого письма, где особые формы изобразительности говорят о Богословии. Кто-то довольствуется полуантичными изображениями с натуралистическими подробностями. И Господь не отлучает от Своей милости ни первых, ни вторых. Люди могут начинать почитать Бога и Его святых, по простоте своей душевной, с образа натуралистичного, живописного. Понятно, что для богослова это чуждо, поскольку икона для него есть инструмент молитвенного созерцания. Но человек-простец может через живопись умиляться. И это первичное детское состояние даже полезно, для начала.
Современный кризис церковного искусства связан с причинами не эстетического, а религиозного характера. Символизм образа преображённого мира подменяется эстетической «красивостью», скрытый смысл отступает перед чисто повествовательным элементом. Принципы такого искусства определяются состоянием поверхностности, разделений и разобщения падшего мира.
Явить, т.е. актуализировать произведение церковного искусства, можно только здесь и сейчас. В конкретном реальном отрезке времени и пространстве, т.е. в реальной сегодняшней жизни этого конкретного храма и этих конкретных прихожан. Словарное значение слова «актуальный» – важный, существенный для настоящего времени, насущный.
Церковное искусство всегда было обращено к своему конкретному современнику и каждое поколение проживало и выражало его традицию по-своему, акцентируя и выбирая в ней то, что ощущало, как актуальное, ныне важное. Таким образом, традиция всё время существовала как живой процесс, и художник ощущал себя его живой частью. Традиция не предназначена для механического воспроизводства, но для восприятия и органического проживания.
Если мы «направим волю» на решение задачи – явить «явление» первообраза в наших образах и задачу обращённости того, что мы делаем, к конкретному человеку, живущему в этом месте и в это время, приходящему в этот конкретный храм – мы будем двигаться к тому, чтобы наше искусство стало «литургическим», т. е. принимающим действенное, реальное участие в богослужении, а значит, по настоящему церковным искусством.