Что такое хоровое сольфеджио

Роль методики » Хоровое сольфеджио» для обучения многоголосному пению

Распространение личного опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Роль методики « Хоровое сольфеджио» для обучения многоголосному пению

МБУ ДО « ЦВР « Истоки»

ПДО Плетнева Людмила Ивановна

Роль методики «Хоровое сольфеджио» для обучения многоголосному пению

Для вокально-хорового коллектива

Хоровое пение, это пение, прежде всего многоголосное. Многоголосие является одним из ярких выразительных средств хоровой музыки. Именно многоголосная музыка наиболее полно и образно передает картины жизни и мир человеческих чувств. Однако проблема освоения навыков многоголосия возникает в каждом детском хоре. Задача хормейстера в процессе работы над многоголосием не разрушить возникший интерес к хоровому пению

В основе «Хоровое сольфеджио» Г.Струве предложил новую форму воспитания музыкально- интонационного слуха на основе игровых приёмов, а также таких наглядных методов как относительная сольмизация, болгарская столбица, «ручные знаки», «пение по руке». Одна из сложных задач, встающая перед всеми хормейстерами, состоит в переходе к освоению многоголосия и к пению без сопровождения в детском хоре. Активная и целенаправленная работа над всеми видами музыкального слуха поможет участникам хора быстрее преодолеть чисто психологический барьер– боязнь петь вторым голосом.

. «Хоровое сольфеджио» на подготовительном этапе состоит из игровых, наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребёнка. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Например, «ручные знаки». Для ребёнка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», а «три» выше чем «два». Сначала дети только поют и считают, затем они могут сами показать высоту ступеней. Позже они узнают, что это ступени мажорного лада.

Такие систематические упражнения развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне.

На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон. Пение без сопровождения как методический приём, даёт положительный результат в развитии музыкального слуха детей. Даже те песни, которые поются в сопровождении с фортепиано, полезно пропеть с детьми без сопровождения в нескольких удобных тональностях.

На начальном этапе игровой метод,. заложенный в «Хоровое сольфеджио» состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа — от конкретного к абстрактному. Методика по хоровому сольфеджио на занятиях в хоровом коллективе также ориентированно на развитие ладового слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, и в дальнейшем ведёт к многоголосному пению

. Развитие ладового слуха.

— Пение ступеней с помощью ручных знаков

— Пение терциями ( деление на два голоса)

1.Повторять голосом различные интонации вслед за педагогом, а затем самим импровизировать голосом различные ступени—I—II—III, V—III—I, V—I—III, III—II—I, и т.д.
2. В начале обучения хоровому пению исполнять небольшие попевки, несложные по мелодии и тексту песни с аккомпанементом. Постепенно, вместе с взрослением детей усложняется и их репертуар.
3. Уметь варьировать исполнение, изменять его интерпретацию.
4. Определять на слух ладовое настроение мелодии

К десяти годам у детей уже сформирован навык двухголосного пения и они хотят исполнять все более сложные и прекрасные произведения. Поэтому возникает проблема дальнейшего увеличения числа голосов в звучании детского хора. В связи с этим необходимо выявить наиболее эффективные методы в дальнейшем развитии навыков многоголосного пения.

Учатся понимать сложность и красоту хорового пения в частности, и музыки в целом. Определяя её лад, настроение, воплощая в рисунке то, о чём им рассказывает музыка. Слушают музыку не только в своём исполнении, но и в исполнении других хоровых коллективов. Сравнивают, анализируют.

Овладевая постепенно навыками хорового пения дети узнают много нового о своём голосовом аппарате, а также учатся правильно владеть своим голосом. Они знакомятся с основами вокально-хоровой техники:

На всех этапах обучения хорового сольфеджио действенным средством воспитания навыков интонирования является пение в ансамбле, т.к. гармоническая координация в многоголосии, слуховая ориентация на образующуюся по вертикали структуру способствуют верному воспроизведению составляющих многоголосную ткань мелодических тонов. В многоголосии музыкальный строй представлен как целостная система, в результате чего 2х, 3х, и 4х-голосное пение активно содействует развитию мелодического и гармонического слуха, ладового и ритмического чувства

В младшем хоре важной задачей музыкального образования является воспитание навыков пения простейшего двухголосья

На первом этапе работы над двухголосьем необходимо достичь интонационной устойчивости каждого голоса в хоровой партии. Для этого хорошо подходит р.н. п « Как пошли наши подружки»

Только после достижения этой устойчивости в каждой хоровой партии можно приступать к их соединению. Необходимо уделять внимание всем видам двухголосия, так как оно является основой всех более сложных видов многоголосия. Особую трудность в работе с детским хором представляет освоение пения а-капелла, т.е. пения без инструментального сопровождения. Хорошо начинать с канонов песен народного плана « Камертон», «Братец Яков» и др. Исполнение произведений а-капелла входит обязательным номером в программу концертного исполнения и является высшей формой хорового исполнительства, требующей от каждого участника уверенного владения всеми составляющими вокального мастерства. О темпах. Следует соблюдать принцип постепенности: только после освоения песен в умеренных темпах можно переходить к разучиванию мелодий в более подвижном и быстром темпах. При этом следует иметь в виду, что медленные мелодии даются значительно труднее, так как требуют при исполнении большой сосредоточенности внимательности к интонированию ступеней лада, скачков в мелодии, активной вокальной позиции, пения «на опоре.

Паралельно с собственным пением ребёнок должен постепенно привыкать слушать хотя бы ещё один голос. Можно использовать народные песни- попевки: « По дороге Петя шёл и горошину нашёл» Педагог сам подсочиняет мелодию

Народная песня близка нам своими интонациями, своим эмоциональным содержанием. «Эмоционально-выразительные особенности музыки оказывают огромное влияние на характеристики предслышания, подголосочность. Подголосочность народных песен удобна для интонирования, т. к. имеет небольшой диапазон, ясную ладовую основу, позволяющую постоянно удерживать в памяти опорные тоны (узловые опорные звуки мелодии находятся в диатонических соотношениях, т. е. они не имеют между собой хроматических увеличенных и уменьшенных интервалов)

Следующий этап на пути к многоголосью. Начальный этап освоения трехголосия можно построить на материале народных песен:

а). народные песни с элементами трехголосия, где продолжается работа над унисоном и вертикальным выстраиванием аккордов. Пение партии среднего голоса является самым трудным. При разучивании произведения работать над различным сочетанием голосов. Например: СI и СII, СII и A, а затем соединение всех голосов. Использовать метод замены голосов ( певый голос поёт второй, тем самым развивая гармонический слух. Работа над многоголосием требует постепенности и терпения. Народные песни, интересный репертуар способствуют освоению метода работы над многоголосием. Н-р «Ах ты, степь широкая»

Источник

Хоровое сольфеджио как один из важных компонентов в процессе подготовки хоровых дирижёров

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Хоровое сольфеджио как один из важных компонентов в процессе подготовки хоровых дирижёров.

Для развития слуха очень важны живые слуховые впечатления, на них, по существу, строится вся система сольфеджио. Создавать эти впечатления бесспорно должно качественное музыкальное исполнение. В связи с этим хочется подчеркнуть, что педагог по сольфеджио должен быть педагогом-универсалом, теоретиком и практиком, солистом-исполнителем и дирижером в одном лице. Огромна роль педагога, знающего и чувствующего репетиционную работу, умеющего зажечь хор своим темпераментом, возбудить активность при выполнении задач, требующих напряженного внимания, слуховой активности и терпения в достижении конечного результата.

На хоровом сольфеджио постоянно должны звучать примеры из музыкальной литературы. Для упражнений, устного диктанта, чтения с листа используются хоровые и сольные вокальные произведения, темы инструментальных и симфонических сочинений советских и современных зарубежных композиторов, русской и западной классики, образцы народной музыки.

На хоровом сольфеджио также рекомендуется использование специально созданных упражнений. Пение их не является самоцелью. Каждое создано для развития и формирования определенных навыков.

Интонационное содержание уроков должно быть связано и с концертным репертуаром хорового класса. Главным материалом работы на хоровом сольфеджио становится трезвучие и его обращения, скачки и свободное перемещение по аккордовым тонам, темпы, размеры упражнений, материал для чтения с листа, устных диктантов. На хоровом сольфеджио появляются характерные кадансовые обороты, терцовое сопоставление тональностей, меняются в сторону увеличения темпы упражнений, длительности становятся более мелкими и т.д. Эти упражнения помогут быстрее освоить партитуру и легче ориентироваться в нотном материале.

Музыкально-ритмическое чувство должно прежде всего проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более иди менее точно передающими временной ход музыкального движения. Очень важным представляется подбор нотного материала. Непременным условием является исполнение современной музыки с необычностью, свежестью, активностью ее языка, непривычной группировкой, переменностью размера, смещением ритмических акцентов.

На хоровом сольфеджио мы пользуемся специально созданными упражнениями, стараясь в одном примере сочетать разные задачи, несколько вариантов ритмических заданий.

Ритмические упражнения могут походить на игры(«эхо»), так как игра это не только выражение радости и непосредственности, но и проявление естественной потребности к деятельности.

Жизнь постоянно требует от музыкантов более глубокого осмысления музыкального процесса, более полного представления о своеобразии сегодняшней жизни и, конечно же, совершенствования профессионального мастерства. Этому не в малой степени должно способствовать развитие индивидуальных профессиональных качеств, в частности профессиональных качеств музыкального слуха, будущих дирижеров и нам предстоит еще немало сделать, для воспитания нашей творческой молодежи, прививая ей вместе с высокими профессиональными навыками дух гражданственности, уважение к великим традициям прошлого, стремление к подлинному новаторству, основанному на глубоком отражении того живого, что рождает наша жизнь. Достижения новых успехов советского искусства связаны с непрестанной заботой о повышении мастерства без которого немыслимо правдивое и впечатляющее воплощение жизненных образов.

Хоровое сольфеджио воспитывает слух средствами хорового интонирования, в звучании того инструмента, с которым в дальнейшем придется работать будущим дирижерам.

Хоровое сольфеджио способствует развитию профессиональных качеств музыкального слуха.

Хоровое сольфеджио расширяет кругозор учащихся, знакомит их с большим количеством специальной литературы в живом ХОРОВОМ звучании.

Хоровое сольфеджио взаимосвязано с предметами общего и специального циклов (сольфеджио, гармонией, аранжировкой, хоровой литературой, хоровым классом, постановкой голоса, чтением партитур, специальностью).

1. Асафьев Б.В, Музыкальная форма как процесс. М., Myзгиз, 194-7.

2. Асафьев Б.В. Слух Глинки. В кн.: М.И.Глинка. Сборник материалов и статей под редакцией Т.Ливановой. М.-Л., Госмузиздат, 1950.

3. Асафьев Б.В. О себе. В кн.: Воспоминания о Б^В.Асафьеве. Л., Музыка, 1974.

4. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века (после IX конференции ИСМЕ)См, 1971, № 8.

5. Богадуров В. М.И.Глинка как певец и вокальный педагог.- В кн.: М.И.Глинка. Сборник материалов и статей под редакцией Т.Ливановой. М.-Л., Госмузиздат, 1950.

6. Бунич Л. В отрыве от практики. СМ.№ 4, 1966.

7. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово, ч.1. М., Музыка, 1972.

8. Вальтер Бруно. О музыке и музицировании.- В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып.1. М., Госмузиздат, 1962.

Источник

авторский · проект · O dilya · 😉

Формы работы на Хорвом сольфеджио

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

1. Пение вне тональности интервалов (с названием нот и без), интервальных последовательностей и секвенций, различных видов трезвучий.
2. Пение в ладу различных ступеней, интервалов и аккордов (с разрешением) пение различных ладов
3. чувство ритма исполнение ритмических диктантов, пение мелодических попевок в сопросождении остинатного ритмического рисунка, несложной мелодии в различных вариантах, одновременное исполнение двумя группами студентов одной и той же мелодии с разным ритмическим рисунком (полиритмия) и с различным метром (полиметрия)
4. овладение тонкостями нюансировки пение разученных ранее упражнений или хоровых произведений в различных динамических нюансах, смена этих нюансов.
5. Развитие музыкальной памяти разучивание и исполнение устных музыкальных диктантов
6. чтение с листа хоровых партитур или многоголосных (2-4) инструментальных пьес

Исполнение интервальных последовательностей, гамм и других упражнений должно проводиться в разном метроритмическом и динамическом оформлении. Это способствует развитию у студентов навыка более свободного интонирования всех элементов музыки

Все упражнения предусматривают исполнение как полным составом курса, так и разными по количественному составу группами (2-4 человека)

На начальных этапах работы и с целью воспитения тембровой активности слуха упражнения могут исполняться в унисон. По мере освоения предмета те же упражнения целесообразно исполнять в многоголосном изложении (параллельное и встречное движение голосов, каноны)

Для развития внутреннего слуха важным является исполнение упражнений частично слух, частичто «про себя». Кроме того, пение «про себя» развивает чувство ритма и темпа (в том случае, если упражнение исполняется без дирижирования)

Аналогичной цели достигает исполнение упражнений, имеющих четкую метроритмическую структуру, без участия дирижера (педагог лишь задает темп), однако злоупотреблять этим видом работы не следует

В целом, на уроке воспитывается самоконтроль, умение правильно слышать, координировать голос и слух, корректировать собственную интонацию, поддерживать единый темп исполнения.

На протяжении одного урока используются различные упражнения в возможным постепенным усложнением отдельных компонентов (увеличение темпа, количества голосов) начинать каждое упражнение следует в упрощенном варианте. Добиваясь осмысленного исполнения, цели и задачи упражнения необходимо доводить до сведения студентов. Каждая форма работы, используемая на уроке Хорового Сольфеджио должна быть направлена на развитие определенных хоровых навыков.В практической работе не должно быть большого количества упражнений, но к любому из них необходимо предъявлять требования, позволяющие применять их для выполнения различных певческих задач.

Работы на уроке должна проводиться в основном с камертоном. Необходимо слышать музыкальный материал в нетемперированном звучании и строить его в четвертитоновой настройке. На фортепиано можно проигрывать устные диктанты или показывать условия упражнений. Необходимо реже пользоваться инструментом, чтобы у студентов развивалось умение слышать хоровую фактуру и интонацию. Следует познакомить студентов с правилами интонирования интервалов и ступеней по Чеснокову. В то же время нельзя не учитывать некоторые недостатки его теории, в частности интонирование интервалов вне зависимости от лада. Применять правила интонирования меложического строя к гармоническому не всегда можно. В аккордах мелодический строй должен корректироваться вертикалью.

Одним из методов Хорового Сольфеджио является активно используемых в различных хоровых коллективах метод «вокализации», то есть пение упражнений или хоровых произведений с закрытым ртом либо на выбранный слог, что способствует выработке наилучшего качества звучания хоровых партий в нерушимой связи с задачами интерпретации хорового произведения, а так де осознания и фиксации у певцов пения собранным звуком в определенной позиции, чего бывает трудно добиться во время пения со словами.

Стабильному и правильному выполнению упражнений способствует умеренно громкое пение в пределах средних регистров голосов, доступность заданий, ясные формулировки.

Интонационная выразительность мелодии тесно связана со смысловой стороной музыкального произведения, поэтому на уроках Хорового Сольфеджио обязательно должны звучать примеры з музыкальной литуратуры (фрагменты хоровых, вокальных, симфонических произведений классических и современных композиторов, народные мелодии.
Интонационное содержание упражнений может и должно быть связано с репертуаром хорового класса. В целях обеспечения наиболее продуктивной работы в классе нотный материал для чтения с листа должен быть у каждого студента.

Источник

«Хоровое сольфеджио» – как неотъемлемая дисциплина курса Хорового дирижирования

(К вопросам методики преподавания «Хорового сольфеджио», и о том, для чего данный предмет должен вести преподаватель хорового дирижирования)

Хоровое пение – одна из древнейших, наиболее широких и общедоступных форм художественной деятельности людей. Хор – это творческий коллектив, дающий жизнь музыкальным произведениям, исполняющий их, раскрывающий их смысл для слушателей. Исполнительский художественный процесс в хоре тесно связан с музыкальным слухом, с определенной слуховой настройкой.

Одна из важнейших задач дирижёра состоит в том, чтобы вызвать всю возможную чуткость слуха исполнителей, слить все разрозненные ощущения и музыкальные предчувствия в одно гармоническое целое.

Хор состоит из певцов различных по уровню подготовки, по природным данным, развитие и гибкость которых далеко не всегда одинаковы. Дирижёру предстоит создать единый коллектив, ансамбль «единомышленников», образовать и воспитать музыкальные качества каждого индивидуума до какого-то определенного (и в каждом случае разного) критерия. И этим критерием будет уровень слуха самого дирижёра.

Для того, чтобы правильно воспринимать музыку, понимать ее, творчески в ней и с ней работать, необходимо иметь высокоразвитый музыкальный слух. Если музыкант лучше слышит, он лучше понимает, исполняет и сочиняет музыку. Без достаточно развитого слуха невозможно профессионально разобрать и понять музыкальное произведение. В этом и заключается основная задача сольфеджио – в организации и развитии музыкального слуха, в его интенсивном и многогранном использовании в исполнительской и творческой деятельности. Цель сольфеджио – воспитание навыка чтения с листа, чистого интонирования, умения записать какой-либо музыкальный отрывок. Музыкант должен уметь определять характерные стилевые особенности и элементы музыки как изолированно, так и в их взаимодействии.

Слух хорового дирижёра прежде всего должен быть активным. Интонационная активность направлена на точное соотношение слуха и голоса. Для этого необходима работа внутреннего слуха: «предслышать» и выбрать интонацию, а затем услышать художественный результат во время воспроизведения интонации, т.е. во время пения. Метро-ритмическая активность слуха характеризуется, главным образом, внутренними ощущениями ритма и метра (пульсацией), а также определенных временных соотношений длительностей в их динамическом развитии. Большую роль играет здесь и темповая память. Наконец, должна быть еще и тембровая активность (в широком смысле слова), которая определяется умением слышать общую манеру пения, специфику звучания каждой партии и фонизм (гармонический тембр) отдельного звука, интервала, аккорда. Необходима активность всех компонентов, составляющих музыкальный слух: внутреннего слуха, чувства ритма, мелодического и гармонического слуха, а также особых профессиональных качеств, свойственных слуху дирижёра-хоровика – вокального и хорового слуха.

Постоянное общение с хоровым коллективом способствует появлению у дирижёра специфического переживания, возникающего при восприятии хоровой звучности – чувства хора. Чувство хора – это способность и умение слышать общую звучность (монотембр) хора, слушая одновременно и тембры отдельных партий; слышать моноритм хора, ощущая ритмическую структуру отдельных партий; ориентироваться в звучании, воспринимая строй хора как единство вертикали и горизонтали, отдельных партий и групп. Развитое чувство хора дает возможность исключительно точного и успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. дирижирования хором, работы с хором и пения в хоре. Воспитание и формирование этого чувства происходит в процессе музыкально-хорового исполнительства. Кроме слуха важную роль играет здесь и моторика, движение, соотношение и взаимосвязь дирижёрского жеста и реальной звучности (это еще станет темой различных исследований), но нас интересует сейчас только то, что имеет отношение к особенностям музыкального слуха.

Над развитием хорового сольфеджио, точнее курса сольфеджио для кафедр «Хорового дирижирования» занимались: М.И. Глинка, Д.С. Бортнянский, А.Л. Островский, Г.А. Дмитриевский. Особое внимание Дмитриевский указывал на более тесную связь преподавания сольфеджио у дирижёров-хоровиков с вокально-хоровым искусством, придерживаясь лучших традиций русской классической педагогики.

Одной из таких традиций было преподавание сольфеджио выдающимися хоровыми дирижёрами: Н.М. Данилиным, П.Г. Чесноковым, А.В. Александровым, М.Р. Климовым и Г.А. Дмитревским. На их уроках, по воспоминаниям учеников, сольфеджио становилось подлинно творческой дисциплиной, связанной с хоровой исполнительской практикой, и в этом, несомненно, проявлялся своеобразный и ценный метод их преподавания.

В 1948 году в своем докладе на одном из заседаний кафедры дирижирования С. Петербуржской консерватории Г.А. Дмитревский говорил о том, что сольфеджио это не профилирующий предмет, а сама специальность. По его мнению, если сольфеджио преподается в специально хоровом разрезе, то обучение в классе ХОРОВОГО СОЛЬФЕДЖИО дает преподавателю больше средств и возможностей активного воздействия на ученика в отношении профессии. Он считал, что в этот предмет должны входить все характерные элементы хоровой специальности: навыки ансамбля; строй во всех деталях; обучение специфическим основам хорового сольфеджирования с типичной для него манерой звуковедения, цезур.

Предмет «Хоровое сольфеджио» получил распространение не только в России, но и за рубежом.

Новый предмет ни в коем случае не должен был дублировать курс обычного сольфеджио. Это – специальный предмет для образования и воспитания профессионального качества слуха дирижёра-хоровика средствами хоровой звучности, сочетающий в себе черты, присущие и сольфеджио, и специальности.

Цель хорового сольфеджио – воспитание высокой слуховой активности, совершенствование и выравнивание профессиональных качеств музыкального слуха хоровика.

Задачи хорового сольфеджио – это подготовка слуха к исполнению хоровой концертной программы разных жанров и стилей, координация слуха и исполнения. Во время пения упражнений на хоровом сольфеджио происходит настройка слуха, а вместе с тем голоса, внимания направленное на исполнение музыки определенного стиля.

Метод хорового сольфеджио – сольфеджирование полным составом хора, с соблюдением основ хорового исполнительства (вокальной установки, строя, динамики, ансамбля, дикции).

Занятия по хоровому сольфеджио проводятся одновременно для всего состава учебного хора. В этом – особая специфика работы, так как каждый год приходит новое пополнение и необходимо начинать все с самого начала. Слух вновь поступивших студентов, в зависимости от степени их одаренности и подготовки, находится на разных уровнях. Задача педагога – «образовать» слух новичков в возможно краткие сроки, но не спешить, не торопиться, постоянно помня о том, что воспитание слуха – длительный и кропотливый процесс.

Может возникнуть мнение о том, что занятия одновременно всех студентов нереальны, так как первому курсу очень сложно справиться. Но здесь, для развития слуха очень важны живые слуховые впечатления, на них, по существу, строится вся система сольфеджио. Создавать эти впечатления бесспорно должно качественное музыкальное исполнение. В связи с этим хочется подчеркнуть, что педагог по сольфеджио должен быть педагогом-универсалом, теоретиком и практиком, солистом-исполнителем и дирижёром в одном лице. Огромна роль педагога, знающего и чувствующего репетиционную работу, умеющего зажечь хор своим темпераментом, возбудить активность при выполнении задач, требующих напряженного внимания, слуховой активности и терпения в достижении конечного результата.

Программа курса, как и хорового класса, рассчитана на один год. Подразумевается, что в течение года будет проведена работа по комплексному воспитанию музыкального слуха. Одни и те же задачи, практически ставящиеся ежегодно, каждый раз выполняются в новом качестве, на новом материале. В этом процессе систематического целенаправленного профессионального обучения развиваются недостающие качества музыкального слуха.

На хоровом сольфеджио постоянно должны звучать примеры из музыкальной литературы. Для упражнений, устного диктанта, чтения с листа используются хоровые и сольные вокальные произведения, темы инструментальных и симфонических сочинений советских и современных зарубежных композиторов, русской и западной классики, образцы народной музыки. Также рекомендуется использование специально созданных упражнений. Пение их не является самоцелью. Каждое создано для развития и формирования определенных навыков.

О создании особых упражнений для хора впервые сказал Н. Брянский в своем «Методе обучения хоровому пению», что для хорового пения требуются упражнения другого рода, рассчитанные не для артистической выработки голосов, и не на богатые голосовые средства, а такие, которые по своему удобству, легко усваивались и воспринимались целой массой людей.

Для развития отдельных качеств музыкального слуха применяются серии упражнений. Так, всевозможные ритмические игры способствуют воспитанию нашего ритмического слуха, пение цепочек интервалов –активности мелодического интонирования, разнообразные аккордовые упражнения – от одного аккорда до четырехтактного построения, различных сторон гармонического слуха. Эти упражнения можно сочетать между собой для развития нескольких компонентов слуха. Вводя ритмические задания в интервальные и аккордовые упражнения, можно спеть интервальные цепочки аккордовым вариантом с параллельными аккордами, например, в этом случае развиваются активность мелодического интонирования и гармонический слух. Вначале очень важно сосредоточить внимание на одной задаче, на одном элементе. Умение направить и сосредоточить внимание помогает в усвоении материала. Стабильному, правильному выполнению упражнений в большой мере помогает умеренно-громкое пение в пределах средних зон рабочего диапазона. Использование средних нагрузок позволяет производить на хоровом сольфеджио большую по объему работу. Задания должны быть доступными, не легкими и не сложными, и формулироваться ясно и немногословно. В основном они даются словесно, устно, лишь в некоторых случаях для показа педагог использует фортепиано. Настройка в нужную тональность, нахождение определенных звуков осуществляется в основном по камертону. Хороший учитель пения не должен употреблять иного инструмента, кроме камертона.

Упражнения с камертоном должно быть при каждом уроке: если слух ученика не довольно тонок, то можно прибегнуть к скрипке, но отнюдь не к фортепьяно. Кто может брать голосом ноты, руководствуясь камертоном, тот столько разовьет свой слух, что легко найдет их и на инструменте, В.Ф. Одоевский, но на хоровом сольфеджио применяется с большой осторожностью: кроме случаев объяснения условий упражнений, еще для показа тем устного диктанта.

Мнение о том, что проигрывание мелодии всегда способствует чистоте ее последующего воспроизведения представляется нам спорным, но несомненно имеющим право на существование. Действительно, прослушивание подразумевает непроизвольный анализ мелодии с точки зрения ритма, ладо-тональности, мелодического рисунка, гармонии, это положительная сторона, но мелодия звучит в условиях темперированного строя, выровненных тяготений, инструментального тембра, и это отрицательная сторона.

На хоровом сольфеджио слух воспитывается средствами хоровой звучности, большое внимание уделяется координации слуховых и вокальных ощущений, поэтому механическое повторение голосом данного звука, сглаженные ладовые тяготения темперированного строя, специфический тембр фортепиано для достижения наших целей малоприменимы. Инструмент необходим для работы над строем в местах полутоновых сдвигов, отклонений в далекие тональности, и даже в этих случаях он должен употребляться так, чтобы им не подменялась работа внутреннего слуха.

Не стоит забывать, что упражнения на хоровом сольфеджио это лишь прием работы. Может быть использовано также прослушивание и воспроизведение гармонических последовательностей, пение секвенций, устный диктант, пение с листа как однократное продевание, с целью развития навыков чтения, так и более детальная проработка отдельных трудных мест. Интересен прием сольфеджирования в разных тональностях известных мелодий или специально выученных примеров. Петь следует хором. Групповой метод работы при этом сочетается с индивидуальным.

Тщательный анализ практических занятий по хоровому сольфеджио позволяет определить возможные трудности и наметить пути их преодоления.

Необходимым, главным, а вместе с тем естественным условием занятий сольфеджио явится правильная манера пения, единообразная и однотипная у всех поющих. «Разность» пения, которая ярче всего выразится в тембре хоровых партий – горловое пение, гнусавость теноров, перекрытость и плоское звучание женского хора и т.д., часто бывает причиной фальшивого хорового строя. Поэтому на занятиях хоровым сольфеджио прежде всего имеется ввиду одинаковость манеры пения, принципов звукоизвлечения, звукообразования и дыхания.

Единообразие принципов дыхания подразумевает единый тип его нижнереберно-диафрагмальный, активный, достаточно глубокий вдох, величина которого должна быть необходимой для свободного интонирования данной музыкальной фразы, умение сознательно регулировать свое дыхание.

Хочется еще раз подчеркнуть, что: воспитание музыкального слуха дирижёра-хоровика осуществляется на основе владения вокально-хоровыми навыками; для успешной работы над строем важна правильная и однотипная вокальная установка; существенное значение имеет развитый тембровый слух; непременным условием формирования слуховой активности является определенная динамика звучащего.

Будущему дирижёру необходимо остро чувствовать ритмический ансамбль исполнения, который во многом зависит от «коллективного ритма». Эту единую величину – «коллективный ритм» составляют разные качества. Коллективный ритм зависит от верно взятого темпа, от метрической гибкости и точности исполнителей. Очень важно уметь различать какой из ритмов, звучащих в данный момент в разных голосах главного главный и быстро переключаться с ритма на ритм подчиненный и наоборот. Означает ли коллективный ритм только синхронность исполнения? Ни в коей мере. Коллективный ритм предполагает и допускает известную свободу в воспроизведении ритмических фигураций, разумеется в пределах определенной временной зоны, именно этим и отличается творчество, художественность исполнения, интерпретация.

Свобода ритмо-творчества должна иметь жесткую метро-ритмическую и темпо-ритмическую основу. На своих уроках хорового сольфеджио мы занимаемся выработкой такой основы. Нередко при этом обнаруживается следующее противоречие: ощущения и восприятия ритма – индивидуальны, но они легче воспитываются совместным музыкальным творчеством, «групповым методом». Так, соучастие в игре, в пении нацеливает внимание студентов на синхронность исполнения, на совпадение сильных долей такта, на поиски общего ритмического пульсами, таким образом, свободно достигается «метрирование» всей группы, причем слабые студенты подтягиваются до уровня сильных. В этом противоречии индивидуальности восприятия ритма и группового метода воспитания ритмического чувства — заключена специфика работы на хоровом сольфеджио.

Опыты советских психологов подтвердили зонную природу, индивидуальность восприятия и ощущения ритма и темпа. Это явление –субъективность ритмических переживаний можно наблюдать на групповых занятиях в классах сольфеджио и специальности, когда рука, во время дирижирования, при полной свободе аппарата и достаточной технической оснащенности опаздывает к началу доли у одних, опережает его у других, движется синхронно с музыкой у третьих.

Часто бывает также, что при совместном пении без дирижёра одни певцы заметно опережают других, как-бы ускоряя темп. При коллективном исполнении большие колебания в темповых и ритмических зонах приводят к нарушению ансамбля. Поэтому во время пения упражнений педагог обязательно дирижирует. Без применения дирижирования успешная работа над развитием музыкально-ритмического чувства – невозможно. Дирижирование педагога явится необходимой опорой и своеобразным общим знаменателем субъективных ритмических ощущений исполнителей.

Педагогу важно вызвать у студентов чувство сопереживания ритма, чему в значительной степени помогают двигательные реакции, которые проявляются по-разному – хлопки в ладоши, дирижирование, пульсация и т.п., способствуют активизации восприятия, участию в исполнении.

Хоровое сольфеджио воспитывает слух средствами хорового интонирования, в звучании того инструмента, с которым в дальнейшем придется работать будущим дирижёрам.

– хоровое сольфеджио способствует развитию профессиональных качеств музыкального слуха

– хоровое сольфеджио расширяет кругозор студентов, знакомит их с большим количеством специальной литературы в живом ХОРОВОМ звучании.

– хоровое сольфеджио взаимосвязано с предметами общего и специального циклов (сольфеджио, гармонией, аранжировкой, хоровой литературой, хоровым классом, постановкой голоса, чтением партитур, специальностью).

– курс хорового сольфеджио может оказать несомненную практическую помощь в работе с певцами профессиональных хоровых коллективов.

Развитие и совершенствование хорового сольфеджио определяется важным качеством – качеством поиска. Предстоит еще немало экспериментировать, быть в курсе новейших исследований в данной области, знать и изучать хоровую литературу, совершенствовать методику преподавания. При этом нельзя делать поиск и эксперименты-самоцелью, в конечном итоге все должно быть направлено на то, чтобы, раскрыв звуковой мир хора, воспитать слух и обогатить мышление будущего дирижёра-хоровика-руководителя.

«Хоровое сольфеджио» целесообразно поручить преподавателю дирижёрско-хоровых дисциплин, владеющему полным комплексом необходимых знаний и навыков. Так как предмет «Хоровое сольфеджио» является связующим звеном между теоретической базой обычного сольфеджио и практическими требованиями хорового класса, а также способствует повышению профессионального уровня учебного хора. Следует учитывать, что данная дисциплина является составной частью профессиональной подготовки студентов по специальности «Хоровое дирижирование» и в тесном взаимодействии с другими предметами предусматривает развитие навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов в качестве дирижёра самодеятельного хора, преподавателя музыкальной и общеобразовательной школ.

О. Н. Берекешева
преподаватель высшей категории АМК им. П.Чайковского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое хоровое сольфеджио. dingbar. Что такое хоровое сольфеджио фото. Что такое хоровое сольфеджио-dingbar. картинка Что такое хоровое сольфеджио. картинка dingbar. Распространение личного опыта