Что такое хоровое сольфеджио
Роль методики » Хоровое сольфеджио» для обучения многоголосному пению
Распространение личного опыта
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Роль методики « Хоровое сольфеджио» для обучения многоголосному пению
МБУ ДО « ЦВР « Истоки»
ПДО Плетнева Людмила Ивановна
Роль методики «Хоровое сольфеджио» для обучения многоголосному пению
Для вокально-хорового коллектива
Хоровое пение, это пение, прежде всего многоголосное. Многоголосие является одним из ярких выразительных средств хоровой музыки. Именно многоголосная музыка наиболее полно и образно передает картины жизни и мир человеческих чувств. Однако проблема освоения навыков многоголосия возникает в каждом детском хоре. Задача хормейстера в процессе работы над многоголосием не разрушить возникший интерес к хоровому пению
В основе «Хоровое сольфеджио» Г.Струве предложил новую форму воспитания музыкально- интонационного слуха на основе игровых приёмов, а также таких наглядных методов как относительная сольмизация, болгарская столбица, «ручные знаки», «пение по руке». Одна из сложных задач, встающая перед всеми хормейстерами, состоит в переходе к освоению многоголосия и к пению без сопровождения в детском хоре. Активная и целенаправленная работа над всеми видами музыкального слуха поможет участникам хора быстрее преодолеть чисто психологический барьер– боязнь петь вторым голосом.
. «Хоровое сольфеджио» на подготовительном этапе состоит из игровых, наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребёнка. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Например, «ручные знаки». Для ребёнка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», а «три» выше чем «два». Сначала дети только поют и считают, затем они могут сами показать высоту ступеней. Позже они узнают, что это ступени мажорного лада.
Такие систематические упражнения развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне.
На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон. Пение без сопровождения как методический приём, даёт положительный результат в развитии музыкального слуха детей. Даже те песни, которые поются в сопровождении с фортепиано, полезно пропеть с детьми без сопровождения в нескольких удобных тональностях.
На начальном этапе игровой метод,. заложенный в «Хоровое сольфеджио» состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа — от конкретного к абстрактному. Методика по хоровому сольфеджио на занятиях в хоровом коллективе также ориентированно на развитие ладового слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, и в дальнейшем ведёт к многоголосному пению
. Развитие ладового слуха.
— Пение ступеней с помощью ручных знаков
— Пение терциями ( деление на два голоса)
1.Повторять голосом различные интонации вслед за педагогом, а затем самим импровизировать голосом различные ступени—I—II—III, V—III—I, V—I—III, III—II—I, и т.д.
2. В начале обучения хоровому пению исполнять небольшие попевки, несложные по мелодии и тексту песни с аккомпанементом. Постепенно, вместе с взрослением детей усложняется и их репертуар.
3. Уметь варьировать исполнение, изменять его интерпретацию.
4. Определять на слух ладовое настроение мелодии
К десяти годам у детей уже сформирован навык двухголосного пения и они хотят исполнять все более сложные и прекрасные произведения. Поэтому возникает проблема дальнейшего увеличения числа голосов в звучании детского хора. В связи с этим необходимо выявить наиболее эффективные методы в дальнейшем развитии навыков многоголосного пения.
Учатся понимать сложность и красоту хорового пения в частности, и музыки в целом. Определяя её лад, настроение, воплощая в рисунке то, о чём им рассказывает музыка. Слушают музыку не только в своём исполнении, но и в исполнении других хоровых коллективов. Сравнивают, анализируют.
Овладевая постепенно навыками хорового пения дети узнают много нового о своём голосовом аппарате, а также учатся правильно владеть своим голосом. Они знакомятся с основами вокально-хоровой техники:
На всех этапах обучения хорового сольфеджио действенным средством воспитания навыков интонирования является пение в ансамбле, т.к. гармоническая координация в многоголосии, слуховая ориентация на образующуюся по вертикали структуру способствуют верному воспроизведению составляющих многоголосную ткань мелодических тонов. В многоголосии музыкальный строй представлен как целостная система, в результате чего 2х, 3х, и 4х-голосное пение активно содействует развитию мелодического и гармонического слуха, ладового и ритмического чувства
В младшем хоре важной задачей музыкального образования является воспитание навыков пения простейшего двухголосья
На первом этапе работы над двухголосьем необходимо достичь интонационной устойчивости каждого голоса в хоровой партии. Для этого хорошо подходит р.н. п « Как пошли наши подружки»
Только после достижения этой устойчивости в каждой хоровой партии можно приступать к их соединению. Необходимо уделять внимание всем видам двухголосия, так как оно является основой всех более сложных видов многоголосия. Особую трудность в работе с детским хором представляет освоение пения а-капелла, т.е. пения без инструментального сопровождения. Хорошо начинать с канонов песен народного плана « Камертон», «Братец Яков» и др. Исполнение произведений а-капелла входит обязательным номером в программу концертного исполнения и является высшей формой хорового исполнительства, требующей от каждого участника уверенного владения всеми составляющими вокального мастерства. О темпах. Следует соблюдать принцип постепенности: только после освоения песен в умеренных темпах можно переходить к разучиванию мелодий в более подвижном и быстром темпах. При этом следует иметь в виду, что медленные мелодии даются значительно труднее, так как требуют при исполнении большой сосредоточенности внимательности к интонированию ступеней лада, скачков в мелодии, активной вокальной позиции, пения «на опоре.
Паралельно с собственным пением ребёнок должен постепенно привыкать слушать хотя бы ещё один голос. Можно использовать народные песни- попевки: « По дороге Петя шёл и горошину нашёл» Педагог сам подсочиняет мелодию
Народная песня близка нам своими интонациями, своим эмоциональным содержанием. «Эмоционально-выразительные особенности музыки оказывают огромное влияние на характеристики предслышания, подголосочность. Подголосочность народных песен удобна для интонирования, т. к. имеет небольшой диапазон, ясную ладовую основу, позволяющую постоянно удерживать в памяти опорные тоны (узловые опорные звуки мелодии находятся в диатонических соотношениях, т. е. они не имеют между собой хроматических увеличенных и уменьшенных интервалов)
Следующий этап на пути к многоголосью. Начальный этап освоения трехголосия можно построить на материале народных песен:
а). народные песни с элементами трехголосия, где продолжается работа над унисоном и вертикальным выстраиванием аккордов. Пение партии среднего голоса является самым трудным. При разучивании произведения работать над различным сочетанием голосов. Например: СI и СII, СII и A, а затем соединение всех голосов. Использовать метод замены голосов ( певый голос поёт второй, тем самым развивая гармонический слух. Работа над многоголосием требует постепенности и терпения. Народные песни, интересный репертуар способствуют освоению метода работы над многоголосием. Н-р «Ах ты, степь широкая»
Хоровое сольфеджио как один из важных компонентов в процессе подготовки хоровых дирижёров
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Хоровое сольфеджио как один из важных компонентов в процессе подготовки хоровых дирижёров.
Для развития слуха очень важны живые слуховые впечатления, на них, по существу, строится вся система сольфеджио. Создавать эти впечатления бесспорно должно качественное музыкальное исполнение. В связи с этим хочется подчеркнуть, что педагог по сольфеджио должен быть педагогом-универсалом, теоретиком и практиком, солистом-исполнителем и дирижером в одном лице. Огромна роль педагога, знающего и чувствующего репетиционную работу, умеющего зажечь хор своим темпераментом, возбудить активность при выполнении задач, требующих напряженного внимания, слуховой активности и терпения в достижении конечного результата.
На хоровом сольфеджио постоянно должны звучать примеры из музыкальной литературы. Для упражнений, устного диктанта, чтения с листа используются хоровые и сольные вокальные произведения, темы инструментальных и симфонических сочинений советских и современных зарубежных композиторов, русской и западной классики, образцы народной музыки.
На хоровом сольфеджио также рекомендуется использование специально созданных упражнений. Пение их не является самоцелью. Каждое создано для развития и формирования определенных навыков.
Интонационное содержание уроков должно быть связано и с концертным репертуаром хорового класса. Главным материалом работы на хоровом сольфеджио становится трезвучие и его обращения, скачки и свободное перемещение по аккордовым тонам, темпы, размеры упражнений, материал для чтения с листа, устных диктантов. На хоровом сольфеджио появляются характерные кадансовые обороты, терцовое сопоставление тональностей, меняются в сторону увеличения темпы упражнений, длительности становятся более мелкими и т.д. Эти упражнения помогут быстрее освоить партитуру и легче ориентироваться в нотном материале.
Музыкально-ритмическое чувство должно прежде всего проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более иди менее точно передающими временной ход музыкального движения. Очень важным представляется подбор нотного материала. Непременным условием является исполнение современной музыки с необычностью, свежестью, активностью ее языка, непривычной группировкой, переменностью размера, смещением ритмических акцентов.
На хоровом сольфеджио мы пользуемся специально созданными упражнениями, стараясь в одном примере сочетать разные задачи, несколько вариантов ритмических заданий.
Ритмические упражнения могут походить на игры(«эхо»), так как игра это не только выражение радости и непосредственности, но и проявление естественной потребности к деятельности.
Жизнь постоянно требует от музыкантов более глубокого осмысления музыкального процесса, более полного представления о своеобразии сегодняшней жизни и, конечно же, совершенствования профессионального мастерства. Этому не в малой степени должно способствовать развитие индивидуальных профессиональных качеств, в частности профессиональных качеств музыкального слуха, будущих дирижеров и нам предстоит еще немало сделать, для воспитания нашей творческой молодежи, прививая ей вместе с высокими профессиональными навыками дух гражданственности, уважение к великим традициям прошлого, стремление к подлинному новаторству, основанному на глубоком отражении того живого, что рождает наша жизнь. Достижения новых успехов советского искусства связаны с непрестанной заботой о повышении мастерства без которого немыслимо правдивое и впечатляющее воплощение жизненных образов.
Хоровое сольфеджио воспитывает слух средствами хорового интонирования, в звучании того инструмента, с которым в дальнейшем придется работать будущим дирижерам.
Хоровое сольфеджио способствует развитию профессиональных качеств музыкального слуха.
Хоровое сольфеджио расширяет кругозор учащихся, знакомит их с большим количеством специальной литературы в живом ХОРОВОМ звучании.
Хоровое сольфеджио взаимосвязано с предметами общего и специального циклов (сольфеджио, гармонией, аранжировкой, хоровой литературой, хоровым классом, постановкой голоса, чтением партитур, специальностью).
1. Асафьев Б.В, Музыкальная форма как процесс. М., Myзгиз, 194-7.
2. Асафьев Б.В. Слух Глинки. В кн.: М.И.Глинка. Сборник материалов и статей под редакцией Т.Ливановой. М.-Л., Госмузиздат, 1950.
3. Асафьев Б.В. О себе. В кн.: Воспоминания о Б^В.Асафьеве. Л., Музыка, 1974.
4. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века (после IX конференции ИСМЕ)См, 1971, № 8.
5. Богадуров В. М.И.Глинка как певец и вокальный педагог.- В кн.: М.И.Глинка. Сборник материалов и статей под редакцией Т.Ливановой. М.-Л., Госмузиздат, 1950.
6. Бунич Л. В отрыве от практики. СМ.№ 4, 1966.
7. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово, ч.1. М., Музыка, 1972.
8. Вальтер Бруно. О музыке и музицировании.- В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып.1. М., Госмузиздат, 1962.