Что такое хопры на железной дороге
Хоппер
Хоппер — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов. Различают открытые и крытые хопперы, с разгрузкой груза в междурельсовое пространство или на сторону от железнодорожного пути, с механизированным или ручным открыванием разгрузочных люков.
По конструкции хопперы выполняются с кузовом, имеющим торцевые стенки с наклоном 41—60°, для выгрузки груза самотёком и разгрузочные бункеры с люками, открывающимися при разгрузке.
Открытые хопперы используют для перевозки горячего агломерата и окатышей, угля, торфа, кокса. Обшивка кузова хоппера для горячих окатышей, агломерата и кокса, в отличие от других типов вагонов не соединяется жёстко с несущим каркасом боковых и торцевых стен, что исключает коробление кузова под действием высоких температур и обеспечивает лёгкую замену при повреждениях.
Открытые хопперы, как правило, имеют дистанционную автоматизированную систему разгрузки груза на обе стороны железнодорожного пути, управляемую с помощью сжатого воздуха, поступающего от силовой установки локомотива.
Закрытые хопперы применяют для перевозки зерна, цемента, технического углерода (сажи). Груз выгружается в междурельсовое пространство, крышки разгрузочных люков открываются вручную. Для перевозки минеральных удобрений применяют крытые хопперы с разгрузкой на сторону от железнодорожного пути с помощью сжатого воздуха.
Хопперы имеют типовые двухосные тележки, автосцепное и автотормозное оборудование. Механизм открывания крышек разгрузочных люков имеет пневматический или ручной привод.
Вагоны-хопперы
Вагон-хоппер – саморазгружаемый вагон в виде бункера. Торцевые стенки установлены под углом, что необходимо для выгрузки сыпучих грузов под действием силы тяжести (самотеком). В нижней части предусмотрены разгрузочные люки, которые с английского называются «хопперами». От них и произошло название самого вагона.
Классификация хопперов
Грузовые вагоны бывают открытого и закрытого типа. Открытые применяются для перевозки сыпучих товаров, не боящихся воздействия дождя и других осадков. Закрытые – обеспечивают защиту груза от внешних воздействий.
Также вагоны-хопперы классифицируются по типу выгрузных люков. Они могут ссыпать груз в междупутье или в боковые стороны от путей. Управление люками осуществляется автоматически или механически.
Кузовная часть конструкции фиксируется на четырехосные типовые тележки с автоматической тормозной системой и автосцепкой.
Модели открытого подтипа
В вагонах без верхней крыши можно транспортировать торф, горячий агломерат, кокс, руду, уголь и окатыши. Для последних предусмотрен отдельный тип подвижного состава. А для транспортировки горячих грузов внутренняя обшивка изготавливается с небольшим зазором между стенками корпуса, что обеспечивает прочность и защищенность от температурных воздействий.
Закрытые хопперы
Цемент транспортируют четырехосные цементовозы. Выгрузка производится при помощи пневматических систем. Зерновые культуры перевозят в зерновозах, которые также имеют четыре оси и особую систему выгрузки.
Технический углерод или сажу транспортируют в хопперах закрытого типа, в них же отправляют гранулированную сажу, минеральные удобрения. Выгрузка в таких моделях чаще всего производится на междупутье. Люки открываются вручную.
Для удобства перевозки минеральных удобрений выбирают хопперы с боковой пневматической выгрузкой. Потоки сжатого воздуха гарантируют быструю и полную разгрузку вагонов без потери большого количества груза.
Дозаторы
Отдельный вид вагонов-хопперов, появившийся в России в 50-х годах XX века. Их применяют в путевом хозяйстве РЖД. Среди моделей особой популярностью пользуются ЦНИИ-ДВЗ, ЦНИИ-ДВЗМ и полувагоны ВПМ-770. Все они подходят для доставки и порционной выгрузки балласта в местах путевых работ. Благодаря дозаторам проще укладывать путь, выравнивать покрытие и проводить другие работы с балластом.
Устройство вагонов-дозаторов
Вагоны состоят из следующих компонентов:
Исправность каждого элемента проверяется до отправки дозатора на маршрут. Обязательно контролируется работоспособность выгрузных люков и тормозной системы.
Технические параметры вагонов-дозаторов
Средняя грузоподъемность одного вагона – 60 тонн. Полезный объем кузова – 33,4 кубометра. Скорость – до 5 км/ч. Общая масса пустого хоппера – 23 тонны.
Как работают хопперы-дозаторы
Вагоны-хопперы не относятся к самоходному транспорту. Их присоединяют к локомотиву, от компрессора которого питается пневматическая система вагонов дозаторного типа. Технология выгрузки балласта определяется типом путевых работ. Он может сгружаться на середину пути, в междупутье, на обочину или по всей ширине ж/д полотна.
В процессе движения балласт поступает из нижних бункерных отсеков люков в дозирующие устройства. Из них он высыпается на железнодорожное полотно с заданной толщиной. Слой высыпанного материала подпирает рамку дозатора. За счет такой конструкции исключается бесконтрольное высыпание балластного материала.
Количество высыпаемого балласта дозируется высотой рамки и пневматической системой, через которую от компрессора локомотива поступает сжатый воздух.
В дорожных работах участвуют составы из 20-25 вагонов, чтобы количество балласта хватило на весь ремонтируемый участок. Такие составы называются дозаторными вертушками. Загрузка балластным материалом производится на заводах, выпускающих щебенку, или на карьерах.
Вертушки подвижного состава по маршруту движения поочередно выгружают балласт. Пока первый вагон не разгрузится полностью, следующий не начнет выгрузку. Вагоны серии ЦНИИ-ДВЗ, ЦНИИ-ДВЗМ с поворотными крышками не способны прерывать процесс отгрузки щебня.
Когда ремонт железнодорожного полотна проходит через мост, где нельзя проводить выгрузку балласта, целесообразнее применять полувагоны ВПМ-770. За счет секторных затворов они могут прервать выгрузку в любой момент движения.
Модели вагонов для узкоколейных путей
Ремонтом узких железнодорожных путей занимаются маленькие дозаторы. Их грузоподъемность до 12,5 тонн. Отсыпка и дозирование балласта осуществляется специальными штурвалами, находящимися сбоку вагона или на его торце. Остальные функции аналогичны большим вагонам хопперам-дозаторам.
Хоппер-вагон: модели и характеристики
Хоппер – саморазгружающийся железнодорожный вагон бункерного типа. Предназначен для перевозок объемных сыпучих грузов: зерновых культур, цемента, угля, сажи, руды и др. Для автоматизации процесса разгрузки в нижней части вагона размещены люки, через которые груз без труда выгружается под действием гравитационной силы. Хоппер-вагон эксплуатируется в основном в странах бывшего СНГ и Балтии, где ширина колеи 1520 мм.
Классификация
Хопперы разделяются на две ключевые группы – закрытые и открытые. Вагоны-хопперы закрытого типа используются для транспортировки грузов, которым требуется защита от атмосферного влияния. Открытый хоппер-вагон применяется при перевозке грузов, не нуждающихся в защите от окружающей среды.
Также различают вагоны-хопперы по способу разгрузки: механизированное или ручное открывание люков, выгрузка в сторону от железнодорожного пути или в междурельсовое пространство. Торцевые стенки хоппера выполняются с наклоном 41-600. Это позволяет выводить груз из бункеров самотеком, при открывании разгрузочных люков.
Закрытые хопперы
Закрытые вагоны применяют для транспортировки сыпучих грузов: минеральных удобрений, цемента, сажи (технического углерода). В основном выгрузка осуществляется в междурельсовое пространство с ручным открыванием разгрузочных люков. Вагон-хоппер для зерна – 4-осная модель крытого вагона, также используется для перевозок кукурузы и ячменя. В хоппере-цементовозе выгрузка осуществляется при помощи пневматических систем. Крытый вагон-хоппер для минеральных удобрений разгружается под действием сжатого воздуха в сторону от железнодорожного полотна.
Открытые хопперы
Открытые вагоны бункерного типа используют для перевозки угля, торфа, горячего кокса, окатышей и агломерата. Конструкция вагонов для горячей продукции отличается от других типов хопперов. В таких вагонах боковые и торцевые стенки не соединяются жестко с несущим каркасом. Это делает хоппер-вагон устойчивым к высоким температурам и значительно облегчает ремонт кузова. В основном хопперы открытого типа оснащены дистанционно управляемой автоматизированной системой разгрузки. Разгрузка осуществляется с двух сторон железнодорожного пути под действием сжатого воздуха, подающегося с установки, расположенной на локомотиве. Открытые вагоны-хопперы могут разгружаться и при помощи роторных опрокидывателей, но частое использование этой системы значительно сокращает срок службы вагонов.
Хоппер-дозатор
Отдельным видом вагонов бункерного типа является хоппер-дозатор. Это железнодорожное транспортное средство предназначено для перевозки, дозированной механизированной выгрузки, укладывания в путь и разравнивания балласта во время строительства, ремонта и планового обслуживания железнодорожных путей. Кузов вагона-дозатора бункерного типа, цельнометаллический с четырьмя закрывающимися разгрузочными устройствами и дозатором. При разгрузке рама дозирующего механизма располагается над поверхностью на высоте, равной толщине насыпаемого слоя балласта. Управление разгрузочным и дозирующим устройствами выполняется пневмосистемой. При движении вагона пневмоцилиндры открывают разгрузочные крышки, балласт высыпается из бункера и разравнивается рамой дозирующего устройства на заданную толщину.
Перемещение хоппера-дозатора осуществляется локомотивом. Воздух в пневмоцилиндры подается из компрессора, расположенного в локомотиве или в вагоне сопровождения. В зависимости от технологии выполняемых работ балласт может выгружаться в междупутье, на середину пути, обочину или на всю ширину. Выполнение работ проводится составами из 20-25 хоппер-дозаторов (дозаторные вертушки).
Вагоны-хопперы: модели
Вагон-хоппер для транспортировки цемента:
Хоппер для транспортировки зерна:
Для транспортировки минеральных удобрений:
Хоппер-вагон для транспортировки окатышей:
Хоппер-вагон: характеристики
Усредненные технические характеристики хоппер-вагона для сыпучих строительных (цемент) и гранулированных грузов:
Характеристики хоппера на примере вагона 19-7017-03 для перевозки зерна:
Вагоны-хопперы не являются самоходными единицами железнодорожного подвижного состава, их за собой тянет локомотив.
Хоппер-дозатор
Хоппер-дозатор назначение, принцип работы, оборудование.
Для перевозки и выгрузки по фронту работ балластных материалов в путевом хозяйстве применяют специализированные саморазгружающиеся полувагоны хоппер-дозаторы.
Назначение и принцип работы.
Хоппер-дозатор ВПМ-770 (рис. 1) предназначен для перевозки и механизированной выгрузки в путь с укладкой, дозированием и разравниванием всех родов балласта при техническом обслуживании (ремонтах и текущем содержании) и строительстве железнодорожного пути.
Рис. 1 Хоппер-дозатор
Рабочее оборудование хоппер-дозатора
Рабочее оборудование хоппер-дозатора (рис. 2) включает разгрузочные и дозирующие устройства. Разгрузочные устройства представляют собой четыре люка в нижней части кузова, которые закрываются двумя наружными 6 и двумя внутренними 11 секторными затворами.
Рис. 2 Разгрузочно-дозирующее устройство
Рис.3 Технологические схемы дозирования
Рис. 4 Механизм вертикального перемещения дозатора
При работе на пути с железобетонными шпалами технологией работ предусмотрено образование в середине пути канавки, предотвращающей излом шпал под поездной нагрузкой. В этом случае вместе с дозатором опускается козырек 13, опирающийся на продольные балки 12.
Козырек в верхнем положении удерживается через две проушины 14 стержневыми стопорами с приводом от пневмоцилиндров 3, установленных на хребтовой балке 2. Дозатор в вертикальном направлении перемещается и фиксируется на заданном уровне выгрузки балласта винтовыми регулировочными механизмами 17.
Для центрирования дозатора 16 по оси бункера 1 и для восприятия тяговых нагрузок используются направляющие с роликами (на рисунках не показаны). Дозатор (см. рис. 4) перемещается в вертикальном направлении пневмоцилиндрами 3 путем поворота валов 5 через рычаг 15.
При повороте валов поворачиваются также жестко закрепленные на них рычаги 7, которые в свою очередь, шарнирно связаны с тягами 8, соединенными с дозатором. Высота дозирования в пределах ± 15 см регулируется рычажно-винтовым механизмом, который включает рычаг 2, с одной стороны подвешенный через шарнирную тягу 4 на бункере хоппер-дозатора, а с другой стороны – на гайке регулировочного винтового механизма.
Механизм содержит винтовую передачу 1 с ручным маховиком 18. В средней части рычага шарнирно закреплена тяга 17 с пазом. В пазу вставлен ограничительный упор 16, неподвижно соединенный с рычагом 15. Во время работы тяга 17 опускается до определенного уровня при повороте рычага 3 винтовым механизмом.
При опускании дозатора в рабочее положение упор 16 ограничивает его перемещение. В транспортном положении дозатора он фиксируется запорами, при этом одновременно обеспечивается специальными упорами фиксация секторных затворов для предотвращения их самопроизвольного открытия при движении хоппер-дозатора.
Работа хоппер-дозатора
В путевом хозяйстве значительную часть парка составляют хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ и ЦНИИ-ДВЗМ (табл. 1).
У них разгрузочные люки бункера закрываются затворами в виде поворотных крышек, что существенно усложняет конструкцию рычажной передачи привода крышек пневмоцилиндрами и не позволяет прервать процесс дозированной выгрузки балласта.
Перед участком пути, где выгрузка невозможна, например, на мосту, совершаются возвратные проходы с постепенным повышением уровня дозирования.
Работа хоппер-дозатора на мосту
Таблица 1. Технические характеристики хоппер-дозаторов
Хопперы, хоппер-дозаторы
Хоппер – саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта.
Существуют два основных типа хопперов – открытые и закрытые. Закрытые применяются для тех грузов, которые необходимо защищать от атмосферных осадков. Их применяют для перевозки зерна, цемента, технического углерода (сажи). Груз выгружается в междурельсовое пространство, крышки разгрузочных люков открываются вручную. Для перевозки минеральных удобрений применяют крытые хопперы с разгрузкой на сторону от железнодорожного пути с помощью сжатого воздуха.
Открытые используют для транспортировки грузов, которые можно легко высушить без вредных последствий. Так же различают хопперы с разгрузкой груза в междурельсовое пространство или на сторону от железнодорожного пути, с механизированным или ручным открыванием разгрузочных люков. По конструкции хопперы выполняются с кузовом, имеющим торцевые стенки с наклоном 41-60°, для выгрузки груза самотеком и разгрузочные бункеры с люками, открывающимися при разгрузке.
Открытые хопперы используют для перевозки горячего агломерата и окатышей, угля, торфа, кокса. Открытые хопперы, как правило, имеют дистанционную автоматизированную систему разгрузки груза на обе стороны железнодорожного пути, управляемую с помощью сжатого воздуха, поступающего от силовой установки локомотива. Более широкое использование роторных вагоноопрокидывателей позволяет сократить использование открытых хопперов.
Хопперы имеют типовые двухосные тележки, автосцепное и автотормозное оборудование. Механизм открывания крышек разгрузочных люков имеет пневматический или ручной привод.
Хоппер-дозатор – саморазгружающийся вагон, предназначенный для перевозки балласта и механизированной выгрузки его на железнодорожный путь с необходимой дозировкой в процессе движения. Хоппер-дозатор состоит из кузова с разгрузочными люками и дозатора, расположенного под ними. Кузов хоппер-дозатора цельнометаллический бункерного типа, имеет четыре разгрузочных устройства с крышками, а также дозирующее устройство. Рама дозирующего устройства при разгрузке находится над поверхностью пути на высоте, равной толщине отсыпаемого балластного слоя. Привод разгрузочно-дозировочного устройства пневматический, с питанием от компрессора тягового локомотива. В зависимости от принятой технологии путевых работ возможны различные варианты выгрузки балласта: на середину пути, в междупутье, на обочину или на всю ширину пути.
Характеристики хоппер-дозаторов:
• Грузоподъемность – 60 тонн;
• Емкость 32-36 м3;
• Скорость движения при разгрузке 2-5 км/час;
• Масса – 23 тонны.
Единственное предприятие в России, выпускающее хоппер-дозаторы является ОАО «Великолукский опытный машиностроительный завод». Хопперы на территории России производят: ОАО «Брянский машиностроительный завод», Канашский вагоноремонтный завод (ЗАО «Промтрактор-вагон»).
Добавлено 21.10.2010; просмотров: 10327